СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Натюрморт на трансформацию формы.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стилизация в натюрморте (трансформация). Презентация на тему : "Трансформация формы с нагими готовыми работами по теме". Для групп по специальностям Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

Просмотр содержимого документа
«Натюрморт на трансформацию формы.»

ТЕМА 2.14  НАТЮРМОРТ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ФОРМЫ    Автор преподаватель спецдисциплин: Дворянкова Мария Владимировна

ТЕМА 2.14 НАТЮРМОРТ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ФОРМЫ

Автор преподаватель спецдисциплин:

Дворянкова Мария Владимировна

 ПОНЯТИЕ «НАТЮРМОРТ» Прежде, чем говорить о теме нашего занятия, давайте вспомним откуда произошло слово «натюрморт»? Слово «натюрморт» произошло от итальянского «natura morta», что означает мёртвая природа или постановка неоживлённых предметов, объединенных в единую группу. Специфика жанра подразумевает повышенное внимание художника структуре объектов, фактуре поверхности предметов и характеру их пространственных соотношений. Высшей степенью мастерства следует считать такое творчество, при котором художник может сразу на плоскости картины вообразить композицию, которая, обладая достаточной пространственной глубиной, хорошо вписывается в плоскость.

ПОНЯТИЕ «НАТЮРМОРТ»

Прежде, чем говорить о теме нашего занятия, давайте вспомним откуда произошло слово «натюрморт»?

Слово «натюрморт» произошло от итальянского «natura morta», что означает мёртвая природа или постановка неоживлённых предметов, объединенных в единую группу. Специфика жанра подразумевает повышенное внимание художника структуре объектов, фактуре поверхности предметов и характеру их пространственных соотношений. Высшей степенью мастерства следует считать такое творчество, при котором художник может сразу на плоскости картины вообразить композицию, которая, обладая достаточной пространственной глубиной, хорошо вписывается в плоскость.

ТРАНСФОРМАЦИЯ

Вы конечно знаете, что стилизация – это декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Чтобы в декоративном натюрморте состоялась стилизация, он должен быть выстроен в едином плане, где все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства, должны работать на утверждение одного композиционного принципа – одной идеи. Стилизация может идти по пути предельного упрощения и доведения до предметных символов, а может и наоборот за счет усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами, если это созвучно идее построения композиции. Можно построить натюрморт на тягучей пластике силуэтов, используя пастельные цветовые сочетания и мягкий рисующий контур или взять за основу рубленные прямоугольные формы с динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями, наполняя их упрощенным геометрическим декором. Необходимо, чтобы каждый натюрморт был понятен, имел свою особенность, повод для переработки и стилизации.

Возможностей для декоративной стилизации в натюрморте много, но любой натюрморт должен быть уравновешен. Возможно, членение плоскости на неравные части. Любая стилизованная композиция должна иметь композиционный центр или доминанту. Важно обращать внимание на пластику форм, их выразительность и декоративность.

СПОСОБЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ФОРМЫ:   Можно округлить или вытянуть форму предмета, круглую форму заменить на квадратную и наоборот; Изменить соотношение пропорций как внутри одного предмета, так между несколькими; Предметы можно двигать, менять их местами, подвешивать в воздухе, преломлять их форму, изгибая и наклоняя их в сторону; Можно условно показать перспективу в натюрморте, где все предметы должны работать на выявление выразительности композиции. Можно увеличивать и уменьшать количество предметов, вводить дополнительные объекты, драпировки, но главное сохранить суть и узнаваемость постановки. Постановки, меняя лишь тональные отношения.

СПОСОБЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ФОРМЫ:

Можно округлить или вытянуть форму предмета, круглую форму заменить на квадратную и наоборот;

Изменить соотношение пропорций как внутри одного предмета, так между несколькими;

Предметы можно двигать, менять их местами, подвешивать в воздухе, преломлять их форму, изгибая и наклоняя их в сторону;

Можно условно показать перспективу в натюрморте, где все предметы должны работать на выявление выразительности композиции.

Можно увеличивать и уменьшать количество предметов, вводить дополнительные объекты, драпировки, но главное сохранить суть и узнаваемость постановки. Постановки, меняя лишь тональные отношения.

ЗНАМЕНИТЫЕ ХУДОЖНИКИ Многие знаменитые художники работали в декоративной манере. Мастера фовизма шли по пути выявления декоративно – экспрессионических возможностей цвета и фактуры, используя активные сочетания основных цветов и сочные фактурные мазки. Это направление за яркие, кричащие краски, которые придавали «дикий вид». Главным у художников этого направления было выразить свои чувства и настроения. Основным художественным средством является цвет. Крупнейшими представителями фовизма являются Джордж Руо, Андре Дерен, Альберт Марке, Жорж Брак, Рауль Дюфи, Анри Фриез. Главным из них был Анри Матисс (1869-1954гг). В жанре натюрморта известны «Голубой горшок и лимон», «Ваза с подсолнухами», «Посуда на столе», «Посуда и фрукты».

ЗНАМЕНИТЫЕ ХУДОЖНИКИ

Многие знаменитые художники работали в декоративной манере. Мастера фовизма шли по пути выявления декоративно – экспрессионических возможностей цвета и фактуры, используя активные сочетания основных цветов и сочные фактурные мазки. Это направление за яркие, кричащие краски, которые придавали «дикий вид». Главным у художников этого направления было выразить свои чувства и настроения. Основным художественным средством является цвет.

Крупнейшими представителями фовизма являются Джордж Руо, Андре Дерен, Альберт Марке, Жорж Брак, Рауль Дюфи, Анри Фриез.

Главным из них был Анри Матисс (1869-1954гг). В жанре натюрморта известны «Голубой горшок и лимон», «Ваза с подсолнухами», «Посуда на столе», «Посуда и фрукты».

АНТИ МАТИСС Анри Матисс Голубой горшок и лимон. c. 1897. Анри Матисс Ваза с подсолнухами. 1898. Анри Матисс Посуда и фрукты. 1901. Анри Матисс Натюрморт с вазой, бутылкой и фруктами. c. 1903-6

АНТИ МАТИСС

Анри Матисс Голубой горшок и лимон. c. 1897.

Анри Матисс Ваза с подсолнухами. 1898.

Анри Матисс Посуда и фрукты. 1901.

Анри Матисс Натюрморт с вазой, бутылкой и фруктами. c. 1903-6

АНДРЕ ДЕРЕН Андре Дерен (1880-1954гг) в своих натюрмортах подчеркивает конструкцию вещей, желая выявить объемность предметов. В натюрморте «Стол стулья» - различимы влияния кубизма.

АНДРЕ ДЕРЕН

Андре Дерен (1880-1954гг) в своих натюрмортах подчеркивает конструкцию вещей, желая выявить объемность предметов. В натюрморте «Стол стулья» - различимы влияния кубизма.

ПАБЛО ПИКАССО Другим направлением в искусстве является кубизм. Кубизм – это модернистское течение в изобразительном искусстве, в первой половине 20 века, Пабло Пикассо написал картину «Авиньонские девицы», деформированные огрубленные фигуры изображены, как комбинация, расположенных на плоскости объёмов Образовалась группа последователей. Представители кубизма обратились к конструированию объемной формы на плоскости, расчленению реального объема на геометризированные тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения. П.Пикассо создал серию натюрмортов – «Кларнет и скрипка», «Гитара и скрипка», «Натюрморт из плоских цветовых пятен»…

ПАБЛО ПИКАССО

Другим направлением в искусстве является кубизм. Кубизм – это модернистское течение в изобразительном искусстве, в первой половине 20 века, Пабло Пикассо написал картину «Авиньонские девицы», деформированные огрубленные фигуры изображены, как комбинация, расположенных на плоскости объёмов

Образовалась группа последователей. Представители кубизма обратились к конструированию объемной формы на плоскости, расчленению реального объема на геометризированные тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения. П.Пикассо создал серию натюрмортов – «Кларнет и скрипка», «Гитара и скрипка», «Натюрморт из плоских цветовых пятен»…

ИЛЬЯ МАШКОВ Под влиянием фовистов и кубистов наш русский художник Илья Машков (1881-1944гг.) написал свои натюрморты – «Натюрморт с хлебами и тыквой», « Натюрморт с веером», «Снедь московская». Он добивался звучности цвета, допуская самые смелые колористические сочетания.

ИЛЬЯ МАШКОВ

Под влиянием фовистов и кубистов наш русский художник Илья Машков (1881-1944гг.) написал свои натюрморты – «Натюрморт с хлебами и тыквой», « Натюрморт с веером», «Снедь московская». Он добивался звучности цвета, допуская самые смелые колористические сочетания.

МАРТИРОС САРЬЯН В свою очередь очень декоративны по колориту натюрморты армянского художника Мартироса Сарьяна (1880-1972гг.). Чтобы сделать более звучным, он усиливает свет. М.Сарьян строит свои композиции двухмерно на одной плоскости, как Поль Гоген и Анри Матисс. Люди, животные, деревья, фрукты, цветы никогда не теряют под его кистью своих исконных отличительных очертаний – «Осенний натюрморт», «Цветы», «Натюрморт».

МАРТИРОС САРЬЯН

В свою очередь очень декоративны по колориту натюрморты армянского художника Мартироса Сарьяна (1880-1972гг.). Чтобы сделать более звучным, он усиливает свет. М.Сарьян строит свои композиции двухмерно на одной плоскости, как Поль Гоген и Анри Матисс. Люди, животные, деревья, фрукты, цветы никогда не теряют под его кистью своих исконных отличительных очертаний – «Осенний натюрморт», «Цветы», «Натюрморт».

АЛЕКСАНДР КУПРИН Много работавший в области натюрморта Александр Куприн (1880-1960гг.), в период с 1910по 1920г. Был увлечен кубизмом. В своих натюрмортах он сочетает декоративное начало с острым аналитическим проникновением в изображаемую натуру. Это «Натюрморт с синим подносом», «Натюрморт со статуэткой», «Осенний букет».

АЛЕКСАНДР КУПРИН

Много работавший в области натюрморта Александр Куприн (1880-1960гг.), в период с 1910по 1920г. Был увлечен кубизмом. В своих натюрмортах он сочетает декоративное начало с острым аналитическим проникновением в изображаемую натуру. Это «Натюрморт с синим подносом», «Натюрморт со статуэткой», «Осенний букет».

ПОЛЬ СЕЗАНН

ПОЛЬ СЕЗАНН

ЦИТАТА

ЦИТАТА

"Художники должны полностью посвящать себя изучению природы и пытаться создавать картины, которые бы являлись наставлением. Разговоры об искусстве почти бесполезны. Работа, которая помогает человеку достичь успеха в своем деле, является достаточной компенсацией за непонимание, проявляемое глупцами. Литератор выражает себя абстракциями, тогда как художник конкретизирует свои ощущения и восприятия посредством рисунка и цвета. Художник не должен быть чересчур скрупулезным, или чересчур искренним, или чересчур зависимым от натуры; художник является в большей или меньшей степени хозяином своей модели, а главным образом - своих средств выражения".

Поль Сезанн

Основными стадии и средства работы над декоративным натюрмортом  Определение соотношения элементов композиции, т. е. очертания, силуэты предметов, драпировок, растений, графические средства и их объединения; Поиск средств колористического решения и единства; Решение композиции пространства: симметричная или асимметричная; Система со смещением центра, плоскостная композиция или с элементами орнамента; Передачи пространства, особенности перспективного строя картины; Гармонизация листа путем обобщения, стилизации, использования орнаментализации предметов; Организация световоздушной перспективы; Организация цветового строя форм.

Основными стадии и средства работы над декоративным натюрмортом

Определение соотношения элементов композиции, т. е. очертания, силуэты предметов, драпировок, растений, графические средства и их объединения;

  • Поиск средств колористического решения и единства;
  • Решение композиции пространства: симметричная или асимметричная;
  • Система со смещением центра, плоскостная композиция или с элементами орнамента;
  • Передачи пространства, особенности перспективного строя картины;
  • Гармонизация листа путем обобщения, стилизации, использования орнаментализации предметов;
  • Организация световоздушной перспективы;
  • Организация цветового строя форм.
Декоративной стилизации свойственны :  Обобщенность и символичность изображаемых объектов и форм;  Отказ от лишнего, второстепенного, мешающего четкому визуальному восприятию объекта, позволяющий обнаружить самое главное, привлечь внимание к сути, вызвать яркие эмоциональные впечатления; Владение приемами стилизации позволяет художнику более творчески решать задачи, которые ставит перед ним жизнь и профессиональная деятельность.  Задание на уроке: 1-2 Компоновка на листе. Конструктивное построение предметов  3-4 Плоскостные тонально-цветовые отношения. Обобщение в работе.

Декоративной стилизации свойственны :

Обобщенность и символичность изображаемых объектов и форм;

  • Отказ от лишнего, второстепенного, мешающего четкому визуальному восприятию объекта, позволяющий обнаружить самое главное, привлечь внимание к сути, вызвать яркие эмоциональные впечатления;
  • Владение приемами стилизации позволяет художнику более творчески решать задачи, которые ставит перед ним жизнь и профессиональная деятельность.

Задание на уроке:

1-2 Компоновка на листе. Конструктивное построение предметов 3-4 Плоскостные тонально-цветовые отношения. Обобщение в работе.

НАШИ РАБОТЫ Д-3

НАШИ РАБОТЫ Д-3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!