СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Национально-региональный компонент "История языка".Планирование уроков.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

                         НРК    (всего – 14 ч)                                                           

Тема:  «ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»

             

 

Пояснительная записка

Модернизация обще­образовательной школы предполагает «ориентацию образова­ния не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и со­зидательных способностей. Одной из важнейших составляющих образования на настоящее время является формирование у школьников патриотизма, на­ционального самосознания, духовности и культуры, «чувства историзма».

Предлагаемая тема  «История русского языка» в своей основе направлена на языковое развитие, на формирование целостного представления о языке как национально-культурном феномене, как исторически развивающейся системе, на  нрав­ственно-патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьника, формирование у него ценностной ориентации — на осознание русского языка как духовной ценности, его зна­чимости в жизни современного общества; на формирование любви и уважения к русскому языку. Выделение в курсе рус­ского языка исторической составляющей очень актуально и важно.

Технологии, используемые в процессе обучения, ориенти­рованы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и на­выками, что позволит успешно осваивать программу старшей школы (решение языковых задач, лингвистиче­ский и филологический анализ текста, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дис­куссии, самостоятельная исследовательская работа с языко­вым материалом).

Развивающий, деятельностный характер  изучения «История языка» усиливает в базовом содержании образования по русскому языку его практическую направленность.

.

Основными целями преподавания истории языка в рамках работы с учащимися являются следующие:

  • познание истоков национальной и духовной культуры народа, отраженной в русском языке,
  • усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка, выдающихся достижений в об­ласти развития лингвистической мысли,
  • формирование личностного ценностно-ориентирован­ного языкового мировоззрения учащегося, основанно­го на традициях русской национальной духовности.

Основными формами учебно-воспитательной работы, по­могающими существенно обогатить содержание преподавания по истории языка, являются следующие:

  • использование иллюстративного материала
  • краеведческая работа,
  • участие в праздниках, посвященных Дню славянской письменности.

                                                       

                                                        Содержание

1. Славянская азбука.  Азбучный имяслов.

. История русского письма:

а) реформа в области русского алфавита;

б) происхождение некоторых древнерусских букв (ять, «и десятеричное»,«зело»,«ижица», «пси», «кси» и др.)

2. Современные приметы старинных слов

3. Фонетические процессы в области согласных звуков

4.Заимствованные слова в русском языке: старославянизмы, латинизмы, грецизмы.

Кальки - особый вид заимствования

5. Этимологизация новых слов.

Этимологические дублеты.

 Народная этимология и этимологические ошибки.

 6. Общие вопросы истории морфологической системы. Части речи в древнерусском языке.

 История склонения имён существительных. Происхождение названий русских падежей.

 История падежных форм имён существительных.

 Утрата звательной формы и двойственного числа.

 

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Знания, умения, навыки

(Компетенции)

 

 

 

I. Графика и орфография

 

 

1. Славянская азбука.

Азбучный имяслов.

2. История русского письма:

а)реформа в области русского алфавита;

б)происхождение некоторых древнерусских букв (ять, «и десятеричное»,«зело»,«ижица», «пси», «кси» и др.)

 

 

 

2

 

 

Уметь объяснить, как возникла кириллица и как она стала нашей основной азбукой.

 

Различать по начертанию букв глаголицу и кириллицу. Уметь читать буквы кириллицы. Знать о происхождении церковно­славянского языка и его роли. Знать историю  некоторых древнерусских букв, уметь читать слова с этими буквами. 

 

3.Из истории падежей

Утрата звательной формы и двойственного числа.

 

 

1

1. Знать историю склонения имён существительных. Происхождение названий русских падежей.

2. История падежных форм имён существительных.

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Фонетика

  1.  

 

 

4.. Современные приметы старинных слов

 

 

 

  1. История буквы ять

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Знать о фонетических приметах старославянских слов. Находить слова с полногласием и неполно­гласием в современном русском языке.

Знать приметы старославянских и исконно русских по происхож­дению слов.

Уметь правильно писать слова с полногласием и неполногла­сием, находить исторические параллели таких слов.

Знать основные виды исторических чередований в русском языке. Находить слова с историческими чередованиями.

Уметь записывать слова в фоне­тической транскрипции.

Развитие речи

  1. 6. Публичное выступление по истории родного края
  2.  

1

 

 

  1. 7. Урок-посвящение к юбилею Ломоносова
  2.  

1

 

 

 

  1. 8. Московская норма произношения

1

 

III. Лексика и этимология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи

 

9. Живое слово В.И.Даля

 

10.Новогодний урок-сюрприз

 

 

11.Заимствованные слова в русском языке: старославянизмы, латинизмы, грецизмы.

 

 

12.Как говорят в моей семье

 

 

13.Ошибки диалектного происхождения

Этимологизация новых слов.

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать основные иноязычные аффиксы.

Уметь объяснить значение заим­ствованных лингвистических терминов.

 

 

 

Уметь определять внутреннюю форму слова с точки зрения семантики.

 

 

IV. Морфология

 

 

 

 

 

Существительное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Общие вопросы истории морфологической системы. Части речи в древнерусском языке.

 

 15. История склонения имён существительных. Происхождение названий русских падежей.

. История падежных форм имён существительных.

 

(резервный урок)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать классификацию частей речи в древнерусском языке.

 

 

 

Знать происхождение названий русских падежей.

 

 

Знать историю возникновения вариантов падежных окончаний. Усваивать навыки проверки окончаний имени существитель­ного родительного падежа мно­жественного числа (обращение к словарю).

литературы. Уметь находить в текстах произ­ведений русской литературы старославянские формы имен прилагательных.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. О.Н.Зайцева «Уроки истории русского языка в школе» «Вербум», 2005 г
  2. Н.М.Шанский «В мире слов», М., 2000
  3. Толковый словарь В.И.Даля , М.,«Эксмо», 2008
  4. Словарь иностранных слов

Просмотр содержимого документа
«Национально-региональный компонент "История языка".Планирование уроков.»

НРК (всего – 14 ч)

Тема: «ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»


Пояснительная записка

Модернизация обще­образовательной школы предполагает «ориентацию образова­ния не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и со­зидательных способностей. Одной из важнейших составляющих образования на настоящее время является формирование у школьников патриотизма, на­ционального самосознания, духовности и культуры, «чувства историзма».

Предлагаемая тема «История русского языка» в своей основе направлена на языковое развитие, на формирование целостного представления о языке как национально-культурном феномене, как исторически развивающейся системе, на нрав­ственно-патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьника, формирование у него ценностной ориентации — на осознание русского языка как духовной ценности, его зна­чимости в жизни современного общества; на формирование любви и уважения к русскому языку. Выделение в курсе рус­ского языка исторической составляющей очень актуально и важно.

Технологии, используемые в процессе обучения, ориенти­рованы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и на­выками, что позволит успешно осваивать программу старшей школы (решение языковых задач, лингвистиче­ский и филологический анализ текста, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дис­куссии, самостоятельная исследовательская работа с языко­вым материалом).

Развивающий, деятельностный характер изучения «История языка» усиливает в базовом содержании образования по русскому языку его практическую направленность.

.

Основными целями преподавания истории языка в рамках работы с учащимися являются следующие:

  • познание истоков национальной и духовной культуры народа, отраженной в русском языке,

  • усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка, выдающихся достижений в об­ласти развития лингвистической мысли,

  • формирование личностного ценностно-ориентирован­ного языкового мировоззрения учащегося, основанно­го на традициях русской национальной духовности.

Основными формами учебно-воспитательной работы, по­могающими существенно обогатить содержание преподавания по истории языка, являются следующие:

  • использование иллюстративного материала

  • краеведческая работа,

  • участие в праздниках, посвященных Дню славянской письменности.

Содержание

1. Славянская азбука. Азбучный имяслов.

. История русского письма:

а) реформа в области русского алфавита;

б) происхождение некоторых древнерусских букв (ять, «и десятеричное»,«зело»,«ижица», «пси», «кси» и др.)

2. Современные приметы старинных слов

3. Фонетические процессы в области согласных звуков

4.Заимствованные слова в русском языке: старославянизмы, латинизмы, грецизмы.

Кальки - особый вид заимствования

5. Этимологизация новых слов.

Этимологические дублеты.

Народная этимология и этимологические ошибки.

6. Общие вопросы истории морфологической системы. Части речи в древнерусском языке.

История склонения имён существительных. Происхождение названий русских падежей.

История падежных форм имён существительных.

Утрата звательной формы и двойственного числа.


Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Знания, умения, навыки

(Компетенции)




I. Графика и орфография



1. Славянская азбука.

Азбучный имяслов.

2. История русского письма:

а)реформа в области русского алфавита;

б)происхождение некоторых древнерусских букв (ять, «и десятеричное»,«зело»,«ижица», «пси», «кси» и др.)




2



Уметь объяснить, как возникла кириллица и как она стала нашей основной азбукой.


Различать по начертанию букв глаголицу и кириллицу. Уметь читать буквы кириллицы. Знать о происхождении церковно­славянского языка и его роли. Знать историю некоторых древнерусских букв, уметь читать слова с этими буквами.


3.Из истории падежей

Утрата звательной формы и двойственного числа.



1

1. Знать историю склонения имён существительных. Происхождение названий русских падежей.

2. История падежных форм имён существительных.









II. Фонетика



4.. Современные приметы старинных слов




  1. История буквы ять















1





1







Знать о фонетических приметах старославянских слов. Находить слова с полногласием и неполно­гласием в современном русском языке.

Знать приметы старославянских и исконно русских по происхож­дению слов.

Уметь правильно писать слова с полногласием и неполногла­сием, находить исторические параллели таких слов.

Знать основные виды исторических чередований в русском языке. Находить слова с историческими чередованиями.

Уметь записывать слова в фоне­тической транскрипции.

Развитие речи

  1. 6. Публичное выступление по истории родного края

1



  1. 7. Урок-посвящение к юбилею Ломоносова

1




  1. 8. Московская норма произношения

1


III. Лексика и этимология










Развитие речи


9. Живое слово В.И.Даля


10.Новогодний урок-сюрприз



11.Заимствованные слова в русском языке: старославянизмы, латинизмы, грецизмы.



12.Как говорят в моей семье



13.Ошибки диалектного происхождения

Этимологизация новых слов.







1


1




1




1




1










Знать основные иноязычные аффиксы.

Уметь объяснить значение заим­ствованных лингвистических терминов.




Уметь определять внутреннюю форму слова с точки зрения семантики.



IV. Морфология






Существительное



















14. Общие вопросы истории морфологической системы. Части речи в древнерусском языке.


15. История склонения имён существительных. Происхождение названий русских падежей.

. История падежных форм имён существительных.


(резервный урок)
















1




1






















Знать классификацию частей речи в древнерусском языке.




Знать происхождение названий русских падежей.



Знать историю возникновения вариантов падежных окончаний. Усваивать навыки проверки окончаний имени существитель­ного родительного падежа мно­жественного числа (обращение к словарю).

литературы. Уметь находить в текстах произ­ведений русской литературы старославянские формы имен прилагательных.









  1. О.Н.Зайцева «Уроки истории русского языка в школе» «Вербум», 2005 г

  2. Н.М.Шанский «В мире слов», М., 2000

  3. Толковый словарь В.И.Даля , М.,«Эксмо», 2008

  4. Словарь иностранных слов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!