СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Национально-региональные особенности уроков биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Природа Адыгеи разнообразна и уникальна, она требует к себе бережного отношения. Разнообразие и богатство животного и растительного мира нашей республики объясняется не только её географическим положением, но и природными  и климатическими особенностями.

Просмотр содержимого документа
«Национально-региональные особенности уроков биологии»


Проектно-исследовательская

деятельность





Национально-региональные особенности

уроков биологии



Выполнила:

учитель биологии МБОУ «СШ № 3

п.Яблоновский

КатДарихан Хизировна








п. Яблоновский 2016









СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

Тематическое планирование 5-9 классы (выборка)

Заочная экскурсия: «Охраняемые растения РА».

Съедобные и ядовитые грибы РА.

Хвойные растения Красной книги РА.

Птицы, занесённые в Красную книгу РА, меры по их охране.

Достижения спортсменов Адыгеи.

Заключение, выводы и предложения.

Использованная литература.

1. Пояснительная записка

В настоящее время основными направлениями развития системы образования являются гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников, с ориентацией на практическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков. Достичь этого можно при помощи региональных особенностей, на который в учебных программах для общеобразовательных учреждений по биологии предусматривается выделение 15 часов времени.

Содержание региональных особенностей дополнено местным материалом, который способен пробуждать интерес к изучению биологии, и может помочь школьнику адаптироваться в сложной социальной жизни. Введение в программы по биологии местного материала позволяет переориентировать учителя с традиционного ознакомления учащихся с природой на их экологическое образование.

Природа Адыгеи разнообразна и уникальна, она требует к себе бережного отношения. Разнообразие и богатство животного и растительного мира нашей республики объясняется не только её географическим положением, но и природными и климатическими особенностями.

В соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ об использовании 10 -15 % времени на национально-региональных особенностях при изучении биологии, в курсе «Биология. Бактерии, грибы, растения», из 35часов, на изучение региональных особенностей отводится 9 часов.

Флора Адыгеи ещё недостаточно изучена, поэтому для краеведов она является интересным объектом, хранящим много неизвестного. Необходима не только инвентаризация, но и исследование численности составляющих её видов, условий произрастания, роль в образовании растительного покрова. В этом учёным могут помочь юные краеведы, учащиеся, интересующиеся растениями, любящими свой край.

Поисково-исследовательская деятельность позволяет вырабатывать познавательные универсальные компетенции школьников, которые необходимы для продолжения обучения после окончания средней школы, для адаптации в социо-трудовой среде.

В заключение необходимо отметить, что на конкретных и близких для учащихся примерах возможно формирование системы представлений и взглядов на события и явления в окружающем мире. Через материалы регионального содержания воспитывается и развивается социальная активность учащихся. Изучая региональную биологию, школьники могут выразить свое отношение к окружающей их природе, хозяйственной (правильнее бесхозяйственной, варварской, грабительской) деятельности человека, осудить потребительский подход к ее ресурсам. Умело используя, элементы региональной особенности, возможно эффективное решение триединой задачи учебного процесса: обучения, воспитания и развития, придавая обучению личностный смысл.


Цели и задачи:

– расширить знания учащихся о природе Адыгеи;

– формировать бережное отношение к природе родного края;

– формировать навыки оказания первой доврачебной помощи при отравлениях и ожогах ядовитыми растениями и грибами.



2. Использование национально-региональных особенностей

курса биологии в 5-9 классах

(выборка из тематического планирования)


п/п

Тема занятий

Колчас

Д/з

Дата

Клас

5 класс


Введение

3.

Разнообразие живой природы. Царства живой организмов. Отличительные признаки живого. Охраняемые растения РА (экскурсия)

1

§ 3



III

Царство Грибы

19.

Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы РА.

1

§ 14



6 класс

III.

Классификация растений

32.

Класс Однодольные. Семейство Лилейные и злаки. Первоцветы Адыгеи и их охрана.

1

§ 29



7 класс

XI.

Класс Птицы

53.

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. Птицы, занесённые в Красную книгу РА, меры по их охране.


1

§ 49

повт.

§ 30-48



8 класс

II.

Опора и движение

15.

Работа мышц и их регуляция. Достижения спортсменов Адыгеи

1

§14



9 класс

III

Организменный уровень

40

Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. Успехи ВИР в Адыгеи.

1

§ 3.13





3. «Охраняемые растения РА»

/заочная экскурсия/

(дополнительные сообщения учащихся)


Цель: - формирование общих представлений о флоре РА, с целью развития познавательного интереса к малой родине, выработке бережного отношения к природным богатствам Адыгеи.

Средства обучения: Красная книга Адыгеи, презентации «Красная книга растений Адыгеи», «Жизненные формы растений на территории Адыгеи»



5. Тема: «Хвойные растения красной книги РА»

Цель: - формирование общих представлений о многообразии хвойных растений в РА, их значении для нашего региона.

Средства обучения: таблицы по многообразию голосеменных, презентация «Голосеменные растения РА»

.


6. Тема: «Птицы, занесённые в красную книгу РА»

Цель: - формирование общих представлений о многообразии хищных птиц, обитающих на территории РА

Средства обучения: презентация «Национально-региональный компонент на уроках биологии», доп. сообщения учащихся

Демонстрация слайдов и комментарий к ним, сопровождение сообщениями учащихся


Тема: «Достижения спортсменов Адыгеи»

Цель: - формирование знаний о значении физических упражнений и здорового образа жизни на формирование осанки и здоровья организма в целом

Средства обучения: презентация «Достижения спортсменов РА»,

Демонстрация слайдов и комментарий к ним


Тема: «Успехи ВИР в Адыгее»

Цель: - формирование общих представлений о селекционной работе на территории РА

Средства обучения: презентация «ВИР в РА», доп. сообщения учащихся









9. Заключение, выводы и предложения

Материалы собранные в этой работе интересны, познавательны, можно широко применять не только на уроках биологии, но и во внеурочной деятельности с учащимися разного возраста (5-11 классы). В ходе создания работы широко использовалась исследовательская работа обучающихся всех возрастов, вырабатывались навыки составления презентаций.

Данная работа не закончена и нуждается в дальнейшей разработке.








































10. Используемая литература


И.В.Бочкарёва, Л.Д.Щербинина «Моя Адыгея», Майкоп, 1992г.

Бузаров А.Ш., Вершанина Т.П. и др. «География республики Адыгея», г. Майкоп, Адыгейское республиканское книжное издательство, 2001г.

Информационный бюллетень «Красная книга Республики Адыгея», Майкоп, 1997г.

Н.В.Кабаян и др. «Войди в природу другом», Майкоп, 1995г.

Сборник «Охрана природы Адыгеи», Майкоп, 1987г.

Красная книга Республики Адыгея.

Калачёв П.И. «Природа Адыгеи», Майкоп, Адыгейское республиканское книжное издательство, 2001г.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!