Проектно-исследовательская
деятельность
Национально-региональные особенности
уроков биологии
Выполнила:
учитель биологии МБОУ «СШ № 3
п.Яблоновский
КатДарихан Хизировна
п. Яблоновский 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Тематическое планирование 5-9 классы (выборка)
Заочная экскурсия: «Охраняемые растения РА».
Съедобные и ядовитые грибы РА.
Хвойные растения Красной книги РА.
Птицы, занесённые в Красную книгу РА, меры по их охране.
Достижения спортсменов Адыгеи.
Заключение, выводы и предложения.
Использованная литература.
1. Пояснительная записка
В настоящее время основными направлениями развития системы образования являются гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников, с ориентацией на практическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков. Достичь этого можно при помощи региональных особенностей, на который в учебных программах для общеобразовательных учреждений по биологии предусматривается выделение 15 часов времени.
Содержание региональных особенностей дополнено местным материалом, который способен пробуждать интерес к изучению биологии, и может помочь школьнику адаптироваться в сложной социальной жизни. Введение в программы по биологии местного материала позволяет переориентировать учителя с традиционного ознакомления учащихся с природой на их экологическое образование.
Природа Адыгеи разнообразна и уникальна, она требует к себе бережного отношения. Разнообразие и богатство животного и растительного мира нашей республики объясняется не только её географическим положением, но и природными и климатическими особенностями.
В соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ об использовании 10 -15 % времени на национально-региональных особенностях при изучении биологии, в курсе «Биология. Бактерии, грибы, растения», из 35часов, на изучение региональных особенностей отводится 9 часов.
Флора Адыгеи ещё недостаточно изучена, поэтому для краеведов она является интересным объектом, хранящим много неизвестного. Необходима не только инвентаризация, но и исследование численности составляющих её видов, условий произрастания, роль в образовании растительного покрова. В этом учёным могут помочь юные краеведы, учащиеся, интересующиеся растениями, любящими свой край.
Поисково-исследовательская деятельность позволяет вырабатывать познавательные универсальные компетенции школьников, которые необходимы для продолжения обучения после окончания средней школы, для адаптации в социо-трудовой среде.
В заключение необходимо отметить, что на конкретных и близких для учащихся примерах возможно формирование системы представлений и взглядов на события и явления в окружающем мире. Через материалы регионального содержания воспитывается и развивается социальная активность учащихся. Изучая региональную биологию, школьники могут выразить свое отношение к окружающей их природе, хозяйственной (правильнее бесхозяйственной, варварской, грабительской) деятельности человека, осудить потребительский подход к ее ресурсам. Умело используя, элементы региональной особенности, возможно эффективное решение триединой задачи учебного процесса: обучения, воспитания и развития, придавая обучению личностный смысл.
Цели и задачи:
– расширить знания учащихся о природе Адыгеи;
– формировать бережное отношение к природе родного края;
– формировать навыки оказания первой доврачебной помощи при отравлениях и ожогах ядовитыми растениями и грибами.
2. Использование национально-региональных особенностей
курса биологии в 5-9 классах
(выборка из тематического планирования)
№ п/п | Тема занятий | Колчас | Д/з | Дата | Клас |
5 класс |
| Введение |
3. | Разнообразие живой природы. Царства живой организмов. Отличительные признаки живого. Охраняемые растения РА (экскурсия) | 1 | § 3 | | |
III | Царство Грибы |
19. | Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы РА. | 1 | § 14 | | |
6 класс |
III. | Классификация растений |
32. | Класс Однодольные. Семейство Лилейные и злаки. Первоцветы Адыгеи и их охрана. | 1 | § 29 | | |
7 класс |
XI. | Класс Птицы |
53. | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. Птицы, занесённые в Красную книгу РА, меры по их охране. | 1 | § 49 повт. § 30-48 | | |
8 класс |
II. | Опора и движение |
15. | Работа мышц и их регуляция. Достижения спортсменов Адыгеи | 1 | §14 | | |
9 класс |
III | Организменный уровень |
40 | Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. Успехи ВИР в Адыгеи. | 1 | § 3.13 | | |
3. «Охраняемые растения РА»
/заочная экскурсия/
(дополнительные сообщения учащихся)
Цель: - формирование общих представлений о флоре РА, с целью развития познавательного интереса к малой родине, выработке бережного отношения к природным богатствам Адыгеи.
Средства обучения: Красная книга Адыгеи, презентации «Красная книга растений Адыгеи», «Жизненные формы растений на территории Адыгеи»
5. Тема: «Хвойные растения красной книги РА»
Цель: - формирование общих представлений о многообразии хвойных растений в РА, их значении для нашего региона.
Средства обучения: таблицы по многообразию голосеменных, презентация «Голосеменные растения РА»
.
6. Тема: «Птицы, занесённые в красную книгу РА»
Цель: - формирование общих представлений о многообразии хищных птиц, обитающих на территории РА
Средства обучения: презентация «Национально-региональный компонент на уроках биологии», доп. сообщения учащихся
Демонстрация слайдов и комментарий к ним, сопровождение сообщениями учащихся
Тема: «Достижения спортсменов Адыгеи»
Цель: - формирование знаний о значении физических упражнений и здорового образа жизни на формирование осанки и здоровья организма в целом
Средства обучения: презентация «Достижения спортсменов РА»,
Демонстрация слайдов и комментарий к ним
Тема: «Успехи ВИР в Адыгее»
Цель: - формирование общих представлений о селекционной работе на территории РА
Средства обучения: презентация «ВИР в РА», доп. сообщения учащихся
9. Заключение, выводы и предложения
Материалы собранные в этой работе интересны, познавательны, можно широко применять не только на уроках биологии, но и во внеурочной деятельности с учащимися разного возраста (5-11 классы). В ходе создания работы широко использовалась исследовательская работа обучающихся всех возрастов, вырабатывались навыки составления презентаций.
Данная работа не закончена и нуждается в дальнейшей разработке.
10. Используемая литература
И.В.Бочкарёва, Л.Д.Щербинина «Моя Адыгея», Майкоп, 1992г.
Бузаров А.Ш., Вершанина Т.П. и др. «География республики Адыгея», г. Майкоп, Адыгейское республиканское книжное издательство, 2001г.
Информационный бюллетень «Красная книга Республики Адыгея», Майкоп, 1997г.
Н.В.Кабаян и др. «Войди в природу другом», Майкоп, 1995г.
Сборник «Охрана природы Адыгеи», Майкоп, 1987г.
Красная книга Республики Адыгея.
Калачёв П.И. «Природа Адыгеи», Майкоп, Адыгейское республиканское книжное издательство, 2001г.