Конспект урока географии в 9 классе:
Тема урока: «Национальный состав населения России».
Цель: изучить национальный состав населения России, ареалы расселения народов России.
Ценностный компонент: многонациональность как феномен РФ; общность народов России.
Оборудование: карта «Народы России», опорно-логический конспект (ОЛК ) по теме, карточки задания, диаграмма национального состава Краснодарского края, таблицы по национальному составу, атлас.
Ход урока: - Здравствуйте. Сегодня вы будете работать с опорно-логическими конспектами (ОЛК, см. Приложение 1). Тема нашего урока – национальный состав населения России.
- Почему, как вы думаете, эту тему изучает география? Для чего же необходимо изучать национальный состав России? (Знание особенностей, традиций, культуры позволяет грамотно строить взаимоотношения между народами.)
- Как вы полагаете, с чего необходимо начать изучение национального состава России? ( С экскурса в историю.)
- Почему нам сейчас нужна история этого вопроса? (Так как можно найти исторические корни существующих проблем, понять их и постараться найти пути выхода из них.)
Итак, первые славянские племена пришли на территорию нынешней России в I-II вв. И лишь позднее сформировалось славянское государство – Киевская Русь (IX век). Ещё позже, в XII в., была заложена Москва. По мере роста Москвы развивалось централизованное государство – Московское княжество (великая Русь), где 90% населения являлось русскими. С развитием общества, с увеличением численности населения шло расширение границ. Так в XVI – XVII вв. были освоены земли к нижнему Дону, побережью Тихого океана. Позже (XVIII в.) заселялись Крым, Северный Кавказ, юг Сибири и доля русских уменьшилась до 70%. XIX в. – век освоения Закавказья, Средней Азии; из общего процента населения на долю русских приходится 49. И наконец, XX в. – эта цифра уменьшается до 43%. Посмотрите на таблицу в ОЛК.
- Какие тенденции наблюдаются? (Уменьшение доли русских.)
-Каковы причины этих изменений? (Расширение границ, «вливание» новых народов и процесс ассимиляции.)
Какие народы составляют оставшиеся 51%, т.е. какие народы, кроме русских, вам известны? ( Украинцы, белорусы, евреи и др.)
- Значит, для России характерна мозаичность, многонациональность в отличие, например, от Японии.
- Москва. Можно ли её назвать многонациональной, какие народы живут в этом городе? Чем объяснить такое множество народов? (Экономическими , историческими, политическими предпосылками.)
-Таким образом, и Москва, и Краснодарский край отличаются географическим положением, процентным соотношением национального состава, но всё же есть черты, объединяющие их, - это территория, многонациональность.
- Мы с вами ведём разговор о нациях и народах. А что такое народ? Как вы объясните это слово? ( Народ – общность людей, отличающихся укладом жизни, обычаями, традициями, языком.) Итак, делаем запись.
- Наука, изучающая народы, называется этнографией.
- Теперь более подробно рассмотрим, какие народы населяют Россию. Чтобы ответить на этот вопрос, открываем с. 8 атласа. Достаточно одного взгляда, чтобы увидеть, что Россия – многонациональное государство.
Что указывает на многонациональность? (Разнообразие фоновой окраски.)
- Всего на территории РФ насчитывается 190 народов, в Краснодарском крае – около 150. По сходству языка в географии принято объединять народы в языковые группы, а их – в языковые семьи ( см. опорно-логический конспект – Приложение 1).
Приложение 1
Опорно-логический конспект
«Национальный состав населения России»
Века | Территория | Русскоязычное население |
I-II | Восточнославянские племена | |
IX | Сформировалось славянское государство – Киевская Русь | |
XII | Заложена Москва | |
XV | Централизованное государство – Московское княжество (великая Русь) | 90% |
XVI -XVII | Продвижение к нижнему Дону, побережью Тихого океана | |
XVIII | Заселение Крыма, Северного Кавказа, юга Сибири | 70% |
XIX | Освоение Закавказья, Средней Азии | 49% |
XX | Распад Советского Союза | 43% |
Народ – общность людей, отличающихся…
Этнография – наука, занимающаяся изучением сходства и различия в образе жизни народов, навыков хозяйственного использования природных ресурсов.
Языковые семьи




Индоевропейская (81%) | Алтайская (8,9%) | Кавказская (3,5%) | Уральская (1,6%) |
Славянская группа: русские, украинцы, белорусы и т.д. | Тюркская группа: татары, чуваши, алтайцы, якуты и т.д. | Кавказская группа: дагестанцы ногайцы, кабардинцы и т.д. | Финно-угорская группа: мордва, коми, ханты, манси и т.д. |
ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
Центральная Россия, северо-запад, Урал, юг Сибири, Дальний Восток | Урало -Поволжье, юг Сибири, Дальний Восток | Северный Кавказ | Европейский Север, Урало - Поволжье |
- Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Почему они так называются? Используя лишь названия языковых семей, можно ли выделить их ареал расселения?
- Выделите самую большую языковую семью РФ. (Индоевропейская – 89%.)
- Назовите народы, которые входят в состав индоевропейской языковой семьи. ( Русские, украинцы, белорусы…)
- Следующая из языковых семей – алтайская. Самый многочисленный народ в этой семье – татары (5,5 млн. человек), кавказская языковая семья – народы Дагестана – 2,6 млн. человек.
- В уральской языковой семье, выделим финно-угорскую группу: мордва, коми, ханты, манси и т.д.
- Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, даже характерные черты. Сейчас мы попытаемся их выделить. Для этого объединяемся в группы. Задание у вас на карточках (см. Приложение 2). На обсуждение – 3 мин.
-Выступление представителей групп. Молодцы! Итак, получается, что любой народ неповторим, талантлив. Каждый вносит свою лепту в формирование Российской государственности, обогащая нашу страну. Чем известна в мире Россия? (Балет, космос.)
Мы все разные, и вместе с тем у представителей разных национальностей есть много общего.
Итак, какие выводы мы можем сделать по национальному составу России, по его формированию, по взаимоотношениям между народами?
Выводы:
1. Россия – многонациональное государство.
2. Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических и политических факторов.
3. Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов. (Выводы записываются в ОЛК).
Домашнее задание: § 11. Письменно в тетради. Представьте, что вы министр по делам национальностей. Как бы вы решали конфликтные вопросы на межнациональной почве?
Карточка – задание
Из различных вариантов ответов выберите то, что свойственно различным народам ( русским, украинцам, татарам, дагестанцам )
1. Внешний вид:
* цвет волос ( темноволосый, русый и т.д. )
* форма носа и глаз ( голубоглазый, кареглазый, узкий разрез глаз, нос с горбинкой).
2. Национальная одежда:
* ушанка, валенки;
* тюбетейка, халат;
* шаровары, черевички;
* черкеска, бурка.
3. Национальное блюдо:
* щи, окрошка, студень, блины, пельмени и т.д.;
* борщ, вареники, галушки, сало и т.д.;
* шашлык, лаваш, пресные лепешки, чебуреки;
* кумыс, катык ( кислое молоко ), сузьма ( подсоленное кислое молоко, более концентрированное, чем катык ), каймак ( кисломолочное изделие, подобное сметане ).
4. Элементы культуры:
* гопак, былины, турнир наездников, вольная борьба.
5. Праздники:
* Рождество, Пасха, Благовещение;
* Сабантуй, Рамазан, Курбан;
* Иван Купала, Рождество, Пасха, Благовещение;
6. Религия:
* православие, ислам, католицизм.
7. Известные люди:
* Л. Толстой, М. Джалиль, Р. Гамзатов, Т. Шевченко.
8. Черты характера:
гостеприимство, приветливость, радушие, доброжелательность, общительность, любовь к людям, помощь своему ближнему, певучесть, широта души, гордость, родовые традиции, активность, предприимчивость, выносливость, темпераментность, настойчивость, трудолюбие и т.д.
Приложение 2
| Мир | Россия | Краснодарский край |
1.Количество народов | 4000 | 190 | 150 |
2. Крупнейшие по численности народы | Китайцы – 20% Хиндустанцы – 8% Англичане – 6 % Бенгальцы – 4,1% Русские – 3,6% | Русские – 80% Татары – 3,8% Украинцы – 2%
| Русские – 86,5% Армяне – 5,4% Украинцы – 1,6% Татары – 0,5% Другие – 6% |