Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
центр детского и юношеского туризма и экскурсий
г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
«НАЗАД – ПО РЕКЕ ПАМЯТИ,
ВПЕРЕД – В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ…»

Составила:
Киле Юлия Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Амурск,
2015 г.
Оглавление
Пояснительная записка 2
1.Историко-педагогическое значение подвижной игры .3
2. Методика проведения игр 5
2.1. «Топтоди купин» (игра с веревкой) 5
2.2. «Сололи» (рыбная охота) 6
2.3. «Альчоа» («игра с косточками») 7
2.4. «Эриен» (голосистый) 8
2.5. Метание тынзея на хорей 8
Методические рекомендации 10
Библиографический список 11
Приложение 12
Пояснительная записка
Настоящая работа представляет собой подробную разработку обучающих и развивающих игр народов Приамурья. В ее основу положены материалы различных традиционных игр народов Приамурья.
Тема методической разработки является весьма актуальной. Хабаровский край представляет собой поликультурное образовательное пространство, для которого в большей степени, чем для других регионов России, характерно не только взаимопроникновение культурных традиций, но и в значительной степени – утрата многих культурных ценностей, отрыв от корней, нарушение преемственности поколений. Поэтому возникла необходимость формирования национального самосознания для успешного взаимодействия детей разных национальностей через систему дополнительного образования.
Новизна разработки состоит в том, что предлагаемые игры адаптированы к условиям современного общества и рассчитаны на детей разных возрастов.
Цель: изучение национальных игр народов Приамурья.
Задачи:
познакомить с особенностями национальных игр народов Приамурья;
развивать физическую культуру детей разных возрастов через игровые моменты;
способствовать воспитанию этнической толерантности;
способствовать формированию умения действовать сообща, чувства взаимопомощи и уважения.
Представленный материал может быть использован, модифицирован в зависимости от формы занятий, его тематики и уровня учащихся в образовательных учреждениях различного вида.
1.Историко-педагогическое значение подвижной игры
Игры, имеющие подвижный характер, в качестве педагогического средства рассматривались многими мыслителями и педагогами на протяжении всей истории развития человечества. Наука давно занимается описанием, объяснением и классификацией игр детей и взрослых. Она пытается установить природу и значение игры в воспитательной деятельности. При этом отмечается, что основа любой подвижной игры берет свой источник от народных игр, являющихся важнейшим элементом традиционного воспитания, в первую очередь физического.
Подвижным играм в воспитании детей принадлежит весьма существенное место. Исследователь народных игр В.И. Элашвили пишет, «игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих».
Особое место занимали игры и физические упражнения в жизни нанайцев. В стойбищах периодически проводились состязания на лучший коллектив по гребле на лодках, на самого меткого стрелка, самого сильного и ловкого борца, самого сильного и выносливого гребца на оморочке и т.д. Такие соревнования обычно проходили при стечении многочисленных зрителей и болельщиков. Эти соревнования проходили в исключительно напряженной борьбе равных с равными. Характерно, что самыми сильными и ловкими в состязаниях, как правило, оказывались те рыбаки или охотники, которым постоянно сопутствовала удача в промыслах.
В систематических тренировках и регулярных состязаниях принимали участие и дети разного возраста. Это является одной из характерных особенностей традиций коренного населения Крайнего Севера.
Физическое и морально-психологическое воспитание осуществлялось путем систематического выполнения различных упражнений в игровой форме. В задачу воспитания входила подготовка сильного, ловкого, выносливого, мужественного и хорошо владеющего своим делом человека, способного преодолевать любые сложные препятствия в суровом единоборстве с природой.
Обучение проводилось поэтапно в соответствии с возрастными способностями детей. Так, детям из нанайской семьи с самого младшего возраста (как только ребенок начинает самостоятельно передвигаться на ногах) предлагались физические упражнения на точность движений и игры с сюжетами промыслов. В старшем возрасте дети занимались в естественных условиях, учились правильно работать с веслами, обучались передвижению на лыжах, стрельбе из лука и т.д. Кроме того они играли в групповые игры, выполняли разнообразные прыжковые и беговые упражнения, овладевали приемами национальной борьбы. Таким образом, дети получали разностороннюю физическую подготовку к будущим профессиональным занятиям – рыбалке, охоте.
Со сменой времени года, менялось содержание игр, физических упражнений. Осенью дети были заняты играми «Чакпан», стрельбой из лука, а также играми, которые связаны с преодолением больших расстояний (бег, ходьба). Зимой – ходьба на лыжах, езда на собачьих упряжках и т.д. Весной – игры «Чакпан», стрельба из лука, прыжки с шестом, метание тяжестей и камешков, бег, ходьба. Летом – плавание и ныряние, передвижение на лодках и оморочках и т.д. Таким образом, дети круглый год занимались различными играми и физическими упражнениями. Все это благотворно сказывалось на их здоровье, физическом развитии, на формировании таких положительных моральных качеств личности, как чувство сплоченности, чести, ответственности, дисциплинированности.
2. Методика проведения игр
2.1. «Топтоди купин» (игра с веревкой)
см. Приложение 1
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Игра записана в селе Нижние Халбы Комсомольского района со слов директора Нижнехалбинской школы-интерната, заслуженного учителя РСФСР Владимира Ивановича Дигора. В эту игру чаще играли девочки и мальчики 6 —16 лет. Играли с весны и до глубокой осени, на поляне, у дома, у реки. Игра носила командный характер, участвовало в ней от 10 до 20 человек.
Критерии сравнения | Во времена предков | В наше время |
Цель | Развитие силы, ловкости, внимательности, выносливости, смелости. Данные навыки нужны были для промыслов (рыбалка, охота) | Развитие силы, ловкости, внимательности, выносливости, смелости для общефизического развития детей |
Оборудование | Веревка, сплетенная из кожи животного | Туристическая веревка 5 м |
Описание игры | Двое играющих крутят веревку длиной 5 м. Игроки располагаются по обе стороны крутящейся веревки. Ребята прыгают или перебегают по одному, группой. Прыгать можно на одной или на двух ногах. | Суть игры та же, но прыжки усложняются, игрокам предлагается прыгать через веревку сидя на корточках и в упоре лежа. Скорость вращения веревки может увеличиваться. |
2.2. «Сололи» (рыбная охота)
см. Приложение 2
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Игра записана в селе Найхин, Бельго и Джари. Рыбная охота – это поразить острогой рыбу с оморочки. Проводилась игра летом на песчаном берегу, на поляне, на улицы. В игре участвовало от 3 до 15 человек в возрасте от 6-14 лет. У каждого была палка – острога. Из кочки сена или тальника делали чучело рыбы.
Критерии сравнения | Во времена предков | В наше время |
Цель | Развитие внимательности, ловкости, быстроты, меткости, выносливости для рыбного промысла | Развитие внимательности, ловкости, быстроты, меткости, выносливости для общефизического развития детей |
Оборудование | Живая рыба или чучело рыбы из кочки сена или тальника | Чучело рыбы из ткани с ватным наполнением |
Описание игры | Один игрок бежит и тянет за собой чучело рыбы. При этом он делает всевозможные рывки, зигзаги, замедляет скорость бега или, увеличивает. Тем самым он усложняет условия игры для попадания острогой. Рыбаки должны попасть рыбу острогой. Кто попадает, тот сменяет тянувшего «рыбу». | По-очереди каждый игрок должен попасть острогой в двигающееся чучело рыбы. В зависимости от возраста скорость движения чучела рыбы увеличивается или уменьшается. |
2.3. «Альчоа» («игра с косточками»)
см. Приложение 3
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Игра была распространена среди удэгейцев села Олон. Со слов Суанка Андрея Дзан-дулеевича.
Критерии сравнения | Во времена предков | В наше время |
Цели | В эту игру в основном играли девушки для развития мелкой моторики кисти руки и пальцев | Для развития мелкой моторики кисти руки и пальцев |
Оборудование | Косточки суставов задней ноги диких и домашних коз, барана | Деревянные палочки |
Описание игры | Игрок брал весь пучок палочек в руку, слегка подбрасывал его вверх, а затем ловил на тыльную сторону ладони этой же руки. Тыльной стороной он опять подбрасывал палочки вверх и ловил этой же рукой как можно больше палочек. | В начале игры рассыпаются 9 деревянных палочек, одна палочка даётся в руку игроку. Участник подбрасывает палочку вверх, и пока она летит, он должен успеть схватить с пола палочки (сколько сможет). Детям младшего школьного возраста даются в обе руки 5 палочек и их нужно подкинуть все. |
2.4. «Эриен» (голосистый)
см. Приложение 4
Критерии сравнения | Во времена предков | В наше время |
Цели | Развитие дыхательной и сердечно - сосудистой системы |
Оборудование | | Секундомер |
Описание игры | По команде делается вдох, и игроки начинают голосить до тех пор, пока не кончится дыхание. Выигрывает тот, кто дольше голосит по времени. | Суть игры та же только усложнили задание, тем, что разрешается смешить соперника. |
2.5.Метание тынзея на хорей
см. Приложение 5
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Тынзей метают на дальность и точность. Более распространенным является метание тынзея на точность или на хорей. Тынзей в переводе с ненецкого языка означает аркан. Длина тынзея – 25-27 м. Хорей в переводе с ненецкого означает шест. Длина хорея 3 м. хорей устанавливают вертикально.
Критерии сравнения | Во времена предков | В наше время |
Цели | Развитие меткости, ловкости, выносливости |
Оборудование | Тынзей сплетен из прядей оленей кожи, имеет костяшку, через которую просунут сам шнур и этим самым образовывается аркан. Хорей- это шест, которым управляют оленьей упряжкой | Пластмассовые кольца, деревянный шест |
Описание игры | На равнинной площадке в центре устанавливается хорей вертикально высотой 1-2 м. метание производится с любой точки круга. Радиус круга равен 8-10 м. | Метание диска в цель, причем диск- это пластмассовое кольцо, а цель – это деревянный шест на опоре. |
Методические рекомендации
Для успешного проведения игр необходимо наличие специального инвентаря:
Учащиеся должны:
Педагог должен:
провести инструктаж по технике безопасности;
уметь организовать работу в группах;
создать благоприятную атмосферу для творческой работы.
Выполнение методических рекомендаций позволит провести игры на высоком уровне.
Библиографический список
Бельды В.Ч. Нанайские игры: Учебно-методическое пособие, Хабаровск: Кн. Изд., 1989 – 176 с.
Каменщикова Е.Н. Игры в культурных традициях народов Амура, Комсомольск – на – Амуре, 2006 – 47 с.
Киле П.К. Творческое наследие, типография Комсомольского – на – Амуре авиационного производственного объединения, 1993 – 91с.
Прокопенко В.И. Традиционная физическое воспитание нанайцев: игры и состязания, Екатеринбург: Изд-во Уральск.ун-та, 1992 — 112 с.
Прокопенко В. И. Самобытные игры нанайцев, Екатеринбург: Изд-во Уральск.ун-та, 1993 — 96 с.
Элашвили В.И. Игры как средства физического воспитания, Теория и практика физической культуры. - 1986. - №10.
Приложения
Приложение 1
«Топтоди купин» (игра с веревкой)

Приложение 2
«Сололи» (рыбная охота)


Приложение 3
«Альчоа» (игра с косточками)


Приложение 4
«Эриен» (голосистый)


Приложение 5
Метание тынзея на хорей

