СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Национальная культура

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Национальная культура

Просмотр содержимого документа
«Национальная культура»

Современные лингвисты уделяют пристальное внимание изучению языка как составляющей национальной культуры в целом, так как язык служит ключом к пониманию культуры; именно в языке содержится отражение глубинных ментальных установок, ориентиров, опыта. Язык - это хранилище понятий, обусловленных культурно-историческими событиями, которые случались в процессе исторического пути нации.

За последние годы интерес к исследованию менталитета нации через язык значительно возрос. В исследованиях отечественных лингвистов все отчетливее прослеживается тенденция к формированию новой дисциплины внутри лингвистики – лингвокультурологии.

Известно, что лингвокультурология как наука нацелена на изучение и выявление взаимосвязей между языком, культурой, этносом и национальным менталитетом. Через изучение лексики можно найти объяснение многих глубинных психологических понятий и процессов, происходящих внутри нации. В современном языкознании возникают смежные направления, такие как психолингвистика, лингвокультурология и лингвоконцептология.

Объект изучения лингвокультурологии включает в себя три компонента: язык, культуру и человеческую личность. Человеческая личность здесь является обобщенным понятием. Народ – это объединение людей, проживающих на одной территории и имеющих общность культуры, языка, происхождения и исторического прошлого. Индивидуум является одновременно носителем языка и представителем национального менталитета, и этот факт определяет связь лингвокультурологии с лингвопсихологией.

Многочисленные этнокультурные исследования демонстрируют рост числа культурных контактов между народами в современных условиях. В процессе контактов культур национально-специфические особенности, не осознаваемые при внутрикультурном общении, становятся очевидными.

Термин «концепт» является центральным термином категориального аппарата культурологической лингвистики. Этот термин отличается от термина «понятие». Отметим, что М.М. Ангелова в своей статье указывает, что этот термин «был заимствован лингвистами из математической логики и впервые был применен как термин в 1928 году в статье С. А. Аскольдова (псевдоним С. А. Алексеева) «Слово и концепт», опубликованной в журнале «Русская речь». Из приведённой цитаты можно сделать вывод о тесной связи концепта с этнокультурой, что является одной из его особенностей.

По мнению лингвистов, «концепт представляет собой микромодель культуры, порождающей её и порожденный ею».

Типология концептов – основополагающий теоретический вопрос в когнитивной лингвистике. Она помогает осмыслить и классифицировать концепты по типу заключенных в них знаний и образов. Например, концепты могут подразделяться на универсальные (солнце, небо, земля, вода, дом, родина); национальные, присущие одному народу (в русском языке «авось», «смекалка»); групповые (профессиональные, гендерные, возрастные); индивидуальные концепты.

За последние годы была зафиксирована тенденция изучения языка через его связь с культурой, которую он воплощает. Такой способ изучения делает язык не просто инструментом коммуникации, но ключом к интерпретации человеческой культуры.

В настоящее время этот подход рассматривается исследователями-лингвистами как более продуктивный способ познания языка, несущий в себе новые, более глубокие смыслы и перспективы для развития лингвистической науки, проявляющиеся, в том числе, в интеграции лингвистики в сферу этно-культурологии и психологии. Такое взаимодействие и взаимопроникновение этих наук ведет к расширению сферы исследовательского интереса и возможности использовать методы, знания и опыт смежных дисциплин для всестороннего охвата и рассмотрения предмета исследования. В конечном счете, язык, являясь продуктом культуры и психической деятельности человека, отображает эволюцию человеческого сознания в рамках отдельной культуры, а также несет общую информацию о закономерностях развития человеческой цивилизации в целом.

Существуют различные определения концепта, а также исследования, посвящённые анализу имеющихся дефиниций. По мнению авторов «Краткого словаря когнитивных терминов», концепты представляют собой «идеальные абстрактные единицы, смыслы, которыми оперирует человек в процессах мышления, и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей деятельности человека и процессов познания им окружающего мира в виде определенных единиц, «квантов знания». При этом отмечается, что содержание концепта включает информацию о том, что индивид знает, предполагает, думает, воображает о том или ином фрагменте мира.

Существует два основных подхода к осмыслению понятия концепта: когнитивный и культурологический. Они взаимодополняют друг друга. Концепт с точки зрения лингвокультурологии рассматривается с двух точек зрения:

- он представляет собой плод мыслительной работы человека и является выходом на концептосферу социума, т. е. в конечном результате на культуру;

- концепт как единица культуры обобщает и фиксирует в себе коллективный опыт. Этот собранный воедино коллективный опыт является достоянием каждого человека, принадлежащего к той или иной этнической общности.

Проанализировав различные подходы к пониманию концепта, можно сделать вывод о том, что с точки зрения лингвокультурологии концепт является продуктом коллективного сознания, накапливающим в себе этнокультурные особенности.

Таким образом, мы предложили анализ подхода к изучению понятия «концепт» с точки зрения лингвокультурологии. Очевидна Тесная связь современной лингвистики с культурно-историческими событиями, что влечёт за собой исследования менталитета нации через языковые явления.