СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Национальная охота на глухаря"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект выполнен воспитанницей интерната, ведущей кочевой образ жизни на лесных угодьях. Описаны наблюдения охоты на глухаря.

Просмотр содержимого документа
«"Национальная охота на глухаря"»




Проект:

«Национальная охота на глухаря»













Аннотация

Я родилась и выросла в Красноселькупском районе, живу в с. Толька, по национальности коренная селькупка, родители мои живут в лесу и ведут традиционный образ жизни. Основную часть времени проживаю в интернате, в лес на родные угодья я выезжаю только во время каникул.

Считаю что, живя в стенах интерната, мы оторваны от естественной среды и поэтому постепенно забываем о традициях, теряем связь времен и поколений, обидно видеть, как теряется в современном мире традиция, история и бытность моего народа.

Свой проект я посвящаю национальной охоте на глухаря, которой в наше время редко кто пользуется, можно встретить лишь следы и разваленные пасти от бывалой охоты.

Актуальность моего исследовательского проекта состоит в том, что традиционную национальную глухариную охоту, у селькупов, с годами забывают как молодое население, так и подрастающее поколение.

Надеюсь, моя исследовательская работа заинтересует моих слушателей, расширит и обогатит знания о родных местах, чтобы оно могло осмыслить ценности своего существования и свою историческую миссию. Я считаю, что участие в творческих проектах, поможет глубже изучить природу родного края, самобытность селькупского народа, тем самым сохраняя и распространяя национальную культуру народов Севера. Я, как носитель этнокультуры, могу много рассказать, поделиться опытом и своими наблюдениями.

Содержание

Введение…………………………………………………………….

  1. Исторические данные об особенностях национальной охоты селькупов;

  2. Время и место охоты на глухаря;

  3. Тактика охоты на глухаря;

  4. Заготовки для пасти;

  5. Социологический опрос;

Заключение …................................................................................................

Примечание …................................................................................................

Список источников……….............................................................................

Приложение…………………………………………………………………..

  1. Заключение. Распространение полученного материала.

  2. Литература.

Ведение

Территорию округа населяют представители многих народов. Коренными среди них являются селькупы, ненцы и северные ханты. В традиционном секторе хозяйства охота является основой занятости малочисленных коренных народов Севера, ведущих оседлый образ жизни. Охотничий промысел зависит от состояния среды обитания, все более изменяющейся под антропогенным воздействием. Традиционная охота менее жестко связана с необходимостью вести традиционный образ жизни. Использование ресурсов пушных и копытных животных имело неодинаковое значение в экономике коренного населения. Потребление продуктов охоты на крупных копытных (мясо, шкуры и пр.) было преимущественно натуральным. Охотничий промысел соболя, белки, лисицы, песца велся с целью уплаты дани - ясака, а также для обмена и торговли.

Актуальность: Сравнивая виды охоты, и изучая литературу, мне захотелось рассказать о традиционной национальной глухариной охоте у селькупов, которую с годами забывают как молодое население, так и подрастающее поколение.

Проблема: Не знание подрастающего поколения и потеря интереса к национальному виду охоты на глухаря у коренных жителей.

Цель: Показать традиционные виды охоты, изучив методы охоты на глухаря у коренного населения.

Задачи:

  • Исторические данные о разновидностях охоты селькупов.

  • Сбор материала о национальной охоте, через наблюдение;

  • Изучить технологию приготовления пасти (ловушки) для охоты.

  • Провести социологический опрос;

  • На основе полученных данных в процессе исследований, сделать вывод.

Исторические данные об особенностях национальной охоты селькупов

Основными традиционными занятиями селькупов были охота и рыболовство. С конца XVIII века у северных селькупов получило развитие оленеводство, заимствованное у ненцев и эвенков.
Охота всегда имела большое значение в хозяйственной деятельности селькупов. Развитие в XII-XVI веках западносибирской торговли привело к переорентаци селькупского хозяйства на пушной промысел, соболь белка, горностай песец и т.д., охота на водоплавающую и боровую дичь велась сезонно. Традиционные способы охоты коренного населения XVII-XVIII вв. включали различные приемы промысла - с установкой охотничьих ловушек (кулем, плашек, черканов), постройку изгородей.

Охота на водоплавающих птиц – уток, гусей, лебедей начиналась весной, за две недели до вскрытия рек. Прилет птиц знаменовал начало летнего года: май у селькупов назывался: «кал'иратэ» — «гусиным месяц» или «Шита тюпса ирэт» — «месяц прилета уток» В мае—июне водоплавающую птицу промышляли отстрелом из луков, ружий или используя сети-перевесы. Во второй половине лета проводилась общинная охота на линную птицу загоном. В сентябре, именуемом «сангай ирэт» — «месяц глухаря», осуществлялась охота на боровую дичь: глухаря и, тетеревов, рябчиков. В результате коренные народы Севера охотничьим промыслом занимались постоянно, переходя от одного вида к другому в зависимости от сезона времени.

Охота всегда имела большое значение в хозяйственной деятельности селькупов. Главным орудием промысла селькупов был лук со стрелами. В давние времена весной и зимой старожилы охотились на глухаря стрелами. А в осенний период, постройками «пастей» (селькупский – чангы) - ловушек. Огнестрельное оружие появилось у них только во второй половине XIX века, но далеко не каждый желающий мог его приобрести. Сегодня ситуация изменилась. Ружье имеют все лесные жители. Охота с огнестрельным оружием стала азартнее, охотник не всегда может найти свою добычу, в результате чего дичь-подранок страдает. В связи с этим сокращается количество данного вида птиц.

Время и место охоты на глухаря

В зимний период определить место охоты по их предтоковым следам на снегу - "чертежам". Перед тем, как начать петь, где-то в начале марта глухарь начинает чертить – ходить по снегу, оставляя следы опущенных крыльев. По этим характерных знакам и можно определить, где в дальнейшем будет проходить ток, и подготовиться к охоте на глухаря именно в этих местах. Обычно для В зимний период определить место охоты по их предтоковым следам на снегу - "чертежам".

Каждый охотник знает, что тем и хороша глухариная песня, что весной охоту на глухаря можно устраивать без всяких приманок, засидок, и ловушек, а с подхода. Все равно ничего не услышит. Обычно ток у глухарей начинается в середине марта, и заканчиваясь в середине мая.

Однако не стоит переоценивать глухариную невменяемость – бдительность птица теряет только на последних аккордах своих песнопений, так что определенны правил охоты на глухаря весной придерживаться все равно необходимо. Ибо, как и любая другая дичь, глухарь – птица осторожная, и в случае чего, не станет дожидаться, когда охотник подойдет и сделает уже свой выстрел. Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту, охота на глухаря на току требует как определенных охотничьих навыков, так и знания самой птицы, ее поведения, и мест, где она обитает.

В дневное время глухарь занимается поиском пищи, поэтому держится вне мест тока, хоть и недалеко от них. На ток же птицы слетаются незадолго до наступления темноты, с шумом располагаясь на ветвях деревьях, и осторожно прислушиваясь к окружающим звукам. Поэтому на предполагаемое место охоты на глухаря стоит прийти с вечера, расположившись на некотором удалении от токовища, чтобы не спугнуть птиц. Вот ради своих самок глухари и устраивают песнопения. Главное - чтобы охоте на глухаря не мешали. И только перед самым рассветом можно начать движение в сторону глухариного тока.

Летом на глухарей не охотятся, в этот период происходит популяризация особей. Глухарь обитает в хвойных, смешанных и лиственных лесах. Определить место для охоты на глухаря в осенний период можно по количеству камушек по берегам и его высоты, также обитает в болотистой местности к багульнику, ягоде. Знающий характер глухаря охотник знает, где выбирать место для охоты. Выбрав его, он занимается строительством пастей (селькупски – «чан'гы») – ловушки из вырубленных молодых тонких стволов деревьев.

Тактика охоты на глухаря

На ток птицы слетаются незадолго до наступления темноты, потому лучше приходить на охоту на глухаря на закате. Песня глухаря делится на две составные части (еще их называют коленами). При этом, первое колено – редкое щелканье или теканье, напоминающее что-то вроде медленного и осторожного «тэк-тэк-тэк», постепенно ускоряется и переходит во второе – щебетание или «точение», по звукам напоминающее звук точения косы. Во время исполнения первого колена глухарь все прекрасно видит и слышит. На второй стадии птица глохнет, и охотник может громко поприветствовать глухаря, сказать ему пару ласковых, или все же использовать этот момент для того, зачем он собственно пришел на охоту на глухаря.

Во время охоты на глухаря крайне важно следить за тем, чтобы птица вас не заметила.

Передвигаться в сторону глухариного тока стоит осторожно, по возможности держась против ветра, чтобы не спугнуть птицу. После того, как вы ясно стали слышать щелканье (теканье) глухаря, и определились, какую именно птицу вы будете стрелять, нужно насторожиться и прислушаться. Дальнейшее движение можно будет осуществлять только во время исполнения птицей второго колена, до этого сохраняя полную тишину и неподвижность.

Второе колено – «точение» обычно длится 2-3 секунды, а за это время охотник обычно успевает сделать не больше двух-трех шагов, так что быстро подойти к птице во время охоты на глухаря все равно не получится. Поэтому здесь стоит запастись терпением и вспомнить игру «Морская фигура замри». Во время теканья, неподвижно стоя в полной тишине, охотник должен четко разглядеть, куда он будет совершать свои следующие шаги, по возможности, держась за кустами и стволами деревьев, чтобы глухарь его не заметил. И только подойдя на расстояние 30 шагов, и дождавшись очередного «точения», можно приготовиться стрелять птицу.

Любой охотник не прочь похвастаться трофеем, добытым на охоте на глухаря. Стрелять в момент, когда глухарь не очень адекватно воспринимает окружающую действительность, важно, потому что в случае промаха, он ничего не услышит, и у вас будет шанс сделать более меткий второй выстрел. Целиться же во время охоты на глухаря рекомендуется в бок птице, потому что с перебитым крылом она от вас никуда не денется, а выстрел в грудь, и, тем более, - в хвост обычно не приносят желаемого результата. Ну и, не стоит забывать, что глухарь – крепкая птица, ранив и оставив птицу охотник оставляет птицу мучатся. Используя ружье, охотник входит в азарт и теряет контроль охоты. Лесной житель и опытный охотник последнее никогда не заберет, он подумает о размножении в будущем лесных особей.

Изготовление для пасти

Проживая в лесу, я каждый раз с восхищением смотрю на задумки и конструкции моих предков, которые были великими «конструкторами», чтоб в точности рассчитать всю технологию постройки, где каждая деталь выполняла свою функцию.

Я остановлюсь на одном из технологий постройки, который придумали и просчитали до точности мои предки – это один из способов национальной охоты, охоты на глухарей. Еще маленькой меня не раз заинтересовывали незамысловатые постройки по берегам рек на открытых пространствах. Повзрослев, я узнала, что эти постройки ловушки для охоты. Свои наблюдения я попытаюсь объяснить и рассказать вам.

Пасти – дословно переводится ловушка для птиц (селькупский - чан'гы) Экологически чистая охота, птица в пасте остается живой, не раненой. Охотник может проверить и вытащить добычу спустя сутки в отличие от охоты с ружья.

Место для охоты подбирается из наблюдений, где чаще находится глухарь, пасти (селькупский - чан'гы) строятся там, где копается лапками и клюет птица. Для строительства пастей, (селькупский - чан'гы) потребуется 5-6 молодых стволов деревьев, для строительства берутся только хвойные деревья, далее их делят на 14-16 кольев, по 60-70см. Каждый колышек заостряют с одной стороны для того чтоб он хорошо входил в землю примерно на 30 см., 3-4 более крупных бревен для настораживания сторожка, сторожок (селькупский «чан'гы нокол'») – это палочка для поддержания бревен.

Делается загородка из тонких кольев в количестве 14-16 штук, колья служат коридором, куда глухарь должен войти, настораживается 3-4 бревна, перед входом в пасть землю кладут мостик, замаскированный щепками (см. приложение 1).

Охотник после установки «пасти» уходит. Проверяют деревянные ловушки раз в сутки.

Пасть (селькупский - чан'гы) срабатывает таким образом, глухарь, прилетев приходит на то место, где он клевал и искал камушки, т.е. где установили ловушку (селькупский - чан'гы), заходит, наступает на сторожок (селькупский «чан'гы нокол'») он отлетает, бревна срываются со сторожка, придавив глухаря. Проверяет пасти охотник один, но желательно вдвоем, один держит бревна, которые расположены сверху пасти - «чан'гы», второй вынимает птицу, держа за горло, вынимает с коридора. У глухаря в черепе имеется мягкое место - темечко, пером из крыла, протыкая шкуру в темечко, умертвляет птицу. После того как охотник освободил глухаря, он выдергивает перо

Это гуманный способ отношения к природе и охоты на глухаря, чем охота с ружья, т.к. он берет столько, сколько он сможет использовать.

Заключение

Мне стало интересно, кто использует такой вид охоты на глухаря, и провела социологический опрос среди воспитанников интерната и учащихся, взрослое население, которые ведут кочевой полукочевой образ жизни. В опросе участвовало по 25 человек взрослых и детей.



Результат социологического опроса (учащиеся)


Результат социологического опроса (взрослое население)



Собрав всю информацию, я сделала вывод что, на данный момент на лесных угодьях взрослое население использует огнестрельное оружие, а это значит, они не заинтересованы в том, чтоб научить своего ребенка к такому старинному ремеслу. В отличие от взрослых учащиеся считают что, они охотились бы пастями, потому-то это интересно и увлекательно. Возможно, стоит им задуматься и учесть мнение этнонаследователей селькупской культуры?

Для распространения данного материала я свою исследовательскую работу предложу для показа презентации на уроках КНЯ, распространением в виде буклетов, выложив на школьный интернет сайт, опубликовать в газете Северный край.

Коренное население Ямало-Ненецкого автономного округа представляет большой интерес для этнографов, специалистов иных смежных дисциплин. Они сохранили, в первую очередь, свое традиционное хозяйство оленеводство, рыбодобычу и, безусловно, крайне важное для них отношение к природе. Сегодня ученые Старого и Нового Света по крупицам собирают и воссоздают этнографию населения регионов мира, возрождают утерянные этнические традиции. На Ямале же, в среде коренного населения, они по-прежнему широко бытуют,

Между тем в современном мире постоянно растет интерес к традиционным сообществам. Техническая цивилизация заходит в тупик, выход же из него видится в изучении мировосприятия традиционалов — выстоявших перед напором, сохранивших свои ценности. И вполне возможно, что исследования ученых не только откроют историю происхождения аборигенов Ямала, но и внесут свой вклад в поиски выхода из тупиков современной социальной жизни.


Литература:

  1. Электронная книга Ямала;

  2. . Всемирная география. http://www.wgeo.ru;

  3. Районная общественно – политическая еженедельная газета «Северный край»; № 3; 2006г.; »; № 26; 2009г.;

  4. «Тазовские селькупы».

Приложение № 1

Схема строительства пасти – ловушки

Коридор из кольев



Служат ограждением и направляют птицу к пасти





Рисунок 1

Мостик

мостик

Бревна





Сторожка

Бревно, скрепляющее все бревна

Веревочка – регулирует высоту сторожки



регулятор высоты

Рисунок 2