СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по теме " Научите своё сердце добру"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

 - формировать в сознании детей понятие «доброта»;

 - развивать чувство взаимопомощи,  внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;

 - расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;

 - пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков;

Задачи:  личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной деятельности, социальной мобильности и познавательной компетенции; формирование ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора;  социальное развитие – формирование нравственных качеств, правильного представления о   толерантном поведении; воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил; развитие стремления быть терпимым в обществе людей; познавательное  развитие – развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, памяти и внимания, рефлексии;  коммуникативное развитие – воспитывать  чувство уважения друг к другу, внимательность, готовность прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается; формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как  партнеров в общении и совместной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Классный час по теме " Научите своё сердце добру"»

Эпиграф: Добрый человек не тот, кто умеет делать добро,

А тот, кто не умеет делать зла. В. Ключевский.

Цели и задачи:

- формировать в сознании детей понятие «доброта»;

- развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;

- расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;

- пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков;

Задачи: 
личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной деятельности, социальной мобильности и познавательной компетенции; формирование ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; 
социальное развитие – формирование нравственных качеств, правильного представления о   толерантном поведении; воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил; развитие стремления быть терпимым в обществе людей; познавательное  развитие – развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, памяти и внимания, рефлексии; 
коммуникативное развитие – воспитывать  чувство уважения друг к другу, внимательность, готовность прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается; формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как  партнеров в общении и совместной деятельности.


 Оборудование: мультимедиа, листы для учащихся, рассыпанные пословицы, ватман, картинки для коллажа, клей, карандаши, фломастеры.


Ход работы:

Слайд 1

Орг. момент

- Дорогие ребята у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Пусть это занятие принесет вам радость общения, наполнит душу прекрасными чувствами.

Слайд 2

Юноша и морские звезды


Как – то раз на рассвете один старик шел по берегу моря. Вдали он заметил молодого человека, подбиравшего на песке морских звезд и бросавшего их в воду.

Поравнявшись, наконец, с юношей, старик спросил его, зачем он это делает.

Юноша ответил, что выброшенные на берег морские звезды умрут, если их оставить под лучами солнца. «Но ведь побережье тянется на многие мили и морских звезд миллионы, - возразил старик. – Что толку в твоих усилиях?».

Юноша взглянул на морскую звезду, которую он держал в руке, бросил её в море и произнес: «Толк есть – для этой звезды и тех, кого я уже бросил».


Как бы вы поступили на месте юноши? Какой поступок он совершил?

Подумайте, когда надо спешить делать доброе дело?
Определение темы классного часа

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? (ответы детей)
- Вы совершенно правы. Сегодня мы поговорим о доброте и добрых поступках.

- Обхватите правой рукой запястье левой руки. Под большим пальцем вы почувствуете толчки. Это - пульс. Так бьется наше сердце – самый главный орган нашего организма. Иногда говорят «здоровое сердце, крепкое». Что нужно делать, чтобы сердце было здоровым? (закаляться, заниматься спортом) А еще говорят «доброе сердце».

- Сегодня мы с вами постараемся ответить на вопросы: какое сердце называют добрым и как его научить добру.

Слайд 3 Тема классного часа «Научи своё сердце добру».


Слайд 4 На экране четверостишие

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

 добро творить трудней.


Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком.

Качество это серьезное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка, тепло и любовь.
В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважнее, чем лица красота.
Это качество – Наших сердец Доброта.

Слайд 5 - Так что это такое ДОБРОТА? (ученики высказывают свои размышления вслух).


Слайд 6

- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.


Слайд 7-8

- Ребята, какими качествами должен обладать добрый человек? Эти добрые качества человека напишем на цветных лепестках, приготовленных на столах каждой группы.

(Работа в группах)

- А теперь, давайте, оформим цветок доброты. (Дети выходят к доске и прикрепляют лепестки, формируя цветок).

- Вот такой у нас получилась душа доброго человека – красивый цветок, лепестками которого являются необходимые человеческие качества.

- Мы должны с вами ребята стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого из нас.

Мы можем быть милосердными, добрыми и можем творить добро. А начнем с самого главного, близкого и родного нам - дома.

(На доску наклеивается изображение дома).

Что доброго и хорошего мы можем сделать для наших близких? Как вы о них заботитесь?

– Добрый человек это тот, кто любит людей, который готов в трудную минуту прийти на помощь. 

Слайд 9-10

Ребята, но у вас есть и второй дом.

-Человек, у которого доброе сердце, относится с любовью ко всему живому. Он не только уважает людей, помогает им, но и охраняет природу, заботится о братьях наших меньших – животных и птицах.


В Евангелие написано, что каждый человек должен творить добро, причем, в тайне, то есть никому об этом не рассказывать. Сделал хорошее дело и молчи, только тогда Господь заметит твой поступок.


Слайд 11-12

-Счастливым себя чувствует тот человек, который делает добро другим. Постарайтесь вспомнить добрые дела совершённые вами. Может вы когда-нибудь проявляли милосердие, оказывали всевозможную помощь, совершали добрые поступки? Расскажите.

Слайд 13-16

  • За время нашей работы. Я наблюдала за вашими поступками в памяти остались некоторые.

Слайд 17

Размышления

Мы не одиноки в этом мире. Наша доброта направлена на тех, кто нас окружает.

Напишите на солнечных лучах, на кого направляете вы свои добрые мысли, слова, поступки

- Почему стрелки направлены в обе стороны?

Вывод: Добро порождает добро

Давайте еще раз уточним по отношению к кому (чему) мы должны проявлять доброту (к близким, к Родине, к природе, к одноклассникам, к окружающим, к друзьям).



Как вы думаете, ребята, легко ли быть добрым? (Ответы учащихся.)

Учитель (обобщает сказанное). Действительно, быть добрым одновременно и легко, и совсем не просто. Вспомните, всегда ли вы добры с родными: мамой, бабушкой? Да и в классе иногда по отношению друг другу вы проявляете жестокость, забывая, что вы все очень разные, и у каждого есть свои достоинства и свои недостатки. Если кому-нибудь в другом человеке что-то не нравится, нельзя открыто проявлять к нему неприязнь, потому что человек будет чувствовать себя одиноким, отверженным. Чтобы быть по-настоящему добрым и великодушным, надо помнить одно простое правило: не делай другому того, что будет неприятно тебе.

(Работа в группах)

Слайд 18

1. Конкурс пословиц

Учитель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми. Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся.

В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно и объяснить их смысл. (по 2 пословицы каждой команде)

Жизнь дана на добрые дела.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброта лучше красоты.

Без добрых дел нет доброго имени.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

На добрый привет - добрый ответ.

Проверим, что у вас получилось. Слайд 7

Вывод Добрые слова дарят людям хорошее настроение и создают атмосферу добра. Пословицы учат:
·       совершать  хорошие добрые   поступки, хвалить за хорошее и не всегда замечать недостатки людей;
·       быть чистосердечным в отношении с собеседником; 
·       не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах, быть благодарным

Слайд 19

2. Игра
- Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Волшебный стул».

(выбирается ученик из класса, садится на стул, а все остальные называют его добрые качества)

3. Культура общения
- Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в данных ситуациях? Давайте рассмотрим некоторые.

Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

Ситуация 2. Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”
Какие ошибки допустил мальчик?
1) надо не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильно говорить который час )

Ситуация 3. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?
(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)

(Работа в группах)

Конкурс «Значение добрых слов»

Ребята! Добрые слова дарят людям хорошее настроение и создают атмосферу добра.

– Есть пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы встречаемся в жизни. Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Что они означают?

Каждая группа приводит пример и характеризует его

– Добро пожаловать!  (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти и т.д)

- Будьте добры! Будь добр! (форма вежливого обращения с просьбой)
– В добрый час!  (Пожелать удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.)
– В добрый путь!  (Доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь.)

6. Правила доброты
Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

Из словосочетаний на карточке надо выбрать правила и подчеркнуть

(будь приветлив, груби всем, будь вежлив, обижайся на всех, будь отзывчивым, не делись, будь справедливым, помогай людям, защищай слабого, кричи, прощай ошибки, никому не уступай, обижай слабых, будь внимательным, делись последним с другом, не завидуй)

Правила доброты.

Будь приветлив

Будь вежлив

Будь отзывчивым

Будь справедливым

Помогай людям

Защищай слабого

Прощай ошибки

Делись последним с другом

Не завидуй


Используйте эти правила и увидите, какими тёплыми, радостными, спокойными станут ваши отношения с окружающими людьми. 

АНКЕТА «Добрый ли ты человек?»

1.У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
2.Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5.Любите ли вы злые шутки?
6.Вы злопамятны?
7.Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
8.Умеете ли на практике применять свои способности?
9.Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10.Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11.Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Результаты анкеты
- А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
- Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас много друзей.

От 4 до 8 очков. Ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
- Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

Всё высокое и доброе имеет корни в наших поступках. Подумайте, способны ли вы:

-простить обиду;

-поделиться последним с другом;

-уступить слабому;

-пожертвовать незнакомому человеку;

-заботиться о стариках;

-помочь;

-утешить;

Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, жителям домов престарелых, к инвалидам. 
Некоторые родители, имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома. Наши выдающиеся артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых передают на благотворительные цели 
Итог
- Путь сердца к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще размышлять о поступках, которые ему предстоит совершить.


Я сегодня благодарю вас всех за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Всем нам суждено постичь простую, но высокую истину: отдавая себя, человек не растрачивает богатство, а приумножает его. Помните библейское: «воздастся вам по вашим деяниям».

«Что припрячешь - то погубишь; что раздашь - вернётся снова» писал  Шота  Руставели. Только так человеку дано оставить след в жизни, в памяти современников и потомков.

Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека, добрым сердцем откликнуться на нее и добрым делом помочь.

Добрые слова – корни
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!