СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная конференция молодых исследователей «ШАГ В БУДУЩЕЕ» секция естественных наук и современного мира

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Долгое время человек смотрел на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для него материальных благ. Но, сталкиваясь с отрицательными результатами своего воздействия на природу, он постепенно приходил к убеждению в необходимости более разумного ее использования и охраны.          

Просмотр содержимого документа
«Научная конференция молодых исследователей «ШАГ В БУДУЩЕЕ» секция естественных наук и современного мира»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ МР «ХУНЗАХСКИЙ РАЙОН»

МКОУ «ТЛАЙЛУХСКАЯ СОШ»





Научная конференция молодых исследователей

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»

секция естественных наук и современного мира



Автор: Магомедова Айшат Магомедовна, ученица 9 класса МКОУ «Тлайлухская СОШ»



Научный руководитель: Абакарова Людмила Насруллаевна, учительница биологии МКОУ «Тлайлухская СОШ»









С. Тлайлух, 2016

Цель работы: Определить, насколько серьезна угроза окружающей среде и населению от бытовых отходов, мусора и отбросов.

Задачи:

а) выявить, каких бытовых отходов больше всего дома;

б) узнать, какие отходы разлагаются быстрее;

в) научиться сортировать мусор;

г) узнать известные способы утилизации бытовых отходов;

д) привлечь внимание к этой проблеме как можно больше сверстников и взрослых.

Введение. Долгое время человек смотрел на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для него материальных благ. Но, сталкиваясь с отрицательными результатами своего воздействия на природу, он постепенно приходил к убеждению в необходимости более разумного ее использования и охраны. История человечества неразрывно связано с историей природы.

Недаром Д.А. Медведев в своём выступлении сказал: « Решением экологических проблем становится одним из приоритетов развития России…» Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать нужно экологическое воспитание с младшего возраста, т.к. в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Человек воздействует на естественную среду своего обитания не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая ее для решения своих практических, хозяйственных задач. В силу этого человеческая деятельность оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая ее изменениям, которые затем влияют и на самого человека.

У природы нет никаких отходов: для любого вещества в природе существует такое вещество, которое способно это вещество разложить. А человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, а накапливаются и загрязняют её. Завод сбросил в реку воду, загрязнённую ядовитыми веществами. Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная рыба, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Хищная рыба же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

Человек в процессе своей жизнедеятельности больше всего загрязняет окружающую среду бытовым мусором. Раньше крестьяне, отправляя свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки, транспортировки, упаковки, рекламы и торговой сети, привносили в природу мало отходов.

Огромное количество мусора, образующееся в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению целой отрасли промышленности, занимающейся его переработкой. Возникло даже новое научное направление — гарбология, что в переводе означает мусороведение.  Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество.


Основная часть

Сегодня загрязнение почвы и водоемов бытовыми отходами приобрело глобальный характер. Мы, каждый день, выбрасывая отходы своей жизнедеятельности в мусорный контейнер, брезгливо хотим избавиться от ненужных «отбросов». И ни один из нас не задумывался, что будет с ними дальше и к каким последствиям может привести этот плод научно-технического прогресса. Раньше проблема мусора считалась городской, но в последнее время окрестности наших сел превратились в дикие свалки. В городе проблемы вывоза и утилизации мусора как-то решаются, но на селе, из-за нехватки денежных средств, уборка и вывоз мусора превращается в трудную задачу. Поэтому на окраинах наших сел то тут, то там можно увидеть кучи мусора. Где-то мусор сжигают, распространяя по окрестностям удручающий запах, еще более вредный для человека, чем сам мусор. Природа наших мест в районе славится своей необыкновенной и первозданной красотой. Здесь можно найти много уникальных мест для отдыха, поэтому к нам на отдых приезжает множество гостей. После отдыха остаются кучи мусора, которых люди стараются как-то припрятать. Но многие так и уезжают, бросив все. Такое, мы уверены, происходит везде, где бы и побывал человек.

Твердые бытовые отходы не только не гниют, но и увеличиваются с каждым годом все больше и больше. Возникает проблема, решением которой нужно заняться в ближайшее же время, иначе пластиковые бутылки и другой синтетический мусор просто выживут нас из наших городов и сел.

Поэтому, я решила разобраться и узнать все о наступлении мусорной цивилизации. Почему я выбрала тему экологии? Я думаю, что это основная проблема человечества и то, как мы будем к ней относиться, зависит наша дальнейшая жизнь и жизнь наших потомков. Очень важно принимать во внимание значение экологических проблем, которые наносят вред здоровью людей. Но, в то же время, мы понимаем – многие проблемы экологии «обязаны»  своим появлением человеку. Ведь именно он совершил открытия, которые в данный момент вредят окружающей среде. Меня очень заботят эти проблемы, мне было интересно прочитать много книг и журналов об экологических проблемах, узнать, как к ним относятся в разных уголках Земли. У каждого человека есть свой дом, и конечно, он бережёт свой дом, своё жилище. А Земля - огромный дом для  всех людей, так надо беречь этот дом, если его не будет, не будет и людей. Представим, что лет через 50 этот относительный рай на Земле кончится и настанет пара столетий непростых испытаний. Поэтому уже сейчас надо предпринимать шаги, большие шаги, чтобы бороться с угрожающими тенденциями и проблемами.   Свою исследовательскую работу я выстроила в несколько этапов.

1 этап. Опрос и изучение проблемы загрязнения окружающей среды в моем крае.

  1. Среди учащихся нашей школы я провела экологический опрос.

Были опрошены учащиеся 3 – 8 классов.

1 вопрос. Вы когда-нибудь бросали мусор на улице?

2 вопрос. Что нужно сделать, чтобы в нашем селе было чисто?

Количество опрошенных: 41 человек.

3 класс - 5 человек, 4 класс - 6 человек, 5 класс – 8 человек, 6 класс – 8 человек, 7 класс – 5 человек, 8 класс – 9 человек.

1 вопрос.

Вы когда - нибудь бросали мусор на улице?

Да – 37 человек. Нет – 4 человек.

2 вопрос.

Что нужно сделать, чтобы в нашем селе было чисто?

Убирать мусор – 9 человек.

Поставить контейнеры – 5 человек.

Не мусорить – 13 человек.

Устраивать субботники – 7 человек.

Позорить тех, кто мусорит – 3 человека.

2. Следующим делом было: изучить источники и определить количество бытового мусора, попавшего в мусорное ведро в наших домах.   

В течение недели собираем все твердые отходы, появляющиеся дома, рассматриваем их по категориям – бумага, металлы, пластмасса, стекло.

Пищевые отходы, скапливающиеся в течение дня  взвешиваем, а потом выбрасываем.

  1. Составляем список основных продуктов и материалов входящих в каждую категорию.

А: бумага (оберточная, тетради, газеты).

Б: металлы (банки из-под напитков, консервные банки, аэрозольные баллоны).

В: пластмассы (упаковки от молочных продуктов, полиэтиленовые пакеты, бутылки).

Г: стекло (бутылки и банки).

  1. Взвешиваем отходы каждой категории и определяем их общий вес.

Получим:     А: 1,5 кг.; Б: 400 г. ; В: 200 г.; Г: 1,5 кг.

Всего: 3 кг. 600 г.

  1. Разделим полученное число на количество членов семьи (3 человека). Получим количество отходов, приходящихся на каждого (1 кг. 200 г.) Передо мной встала реальная картина, сколько каждый из нас выбрасывает мусора в среднем за неделю, а затем несложно было подсчитать среднее количество выбросов одного члена семьи и за год.



2 этап. Подведение итогов исследования.

По данным исследования получено, что большее количество мусора составляют отходы: бумага, стекло, пластиковые пакеты.

« Что я узнала о бытовом мусоре?»

- Пищевые отходы: практически не наносят ущерб природе; но приносят вред человеку, образуя места размножения вредных микробов;

Время разложения 1 – 2 недели; вторично использовать нельзя.

- Макулатура: типографская краска, которая выделяется в виде яда, наносит ущерб природе и приносит вред человеку;

Время разложения 2 – 3 года; лучший способ утилизации – сжигание, возможно вторичное использование – получение новой бумаги.

- Металлолом: приносит ущерб природе в виде ран и порезов животных, травмы у человека;

Время разложения до 1000 лет, возможно вторичное использование – переплавка.

- Стеклотара: битое стекло наносит вред и животному, и человеку в виде ран и порезов;

Разлагается несколько лет, возможно вторичное использование – переплавка.

- Пластмасса: препятствует газообмену в природе, выделяет ядовитые вещества;

Время разложения – более 100 лет, возможно вторичное использование – переплавка.

- Батарейки: вещества батарейки ядовиты;

Время разложения – 10 лет, вторичное использование невозможно, единственный способ утилизации – вывоз на свалку.

- Дерево: ущерб природе практически не наносит;

Время разложения несколько десятков лет, возможно вторичное использование – получить бумагу.

3 этап. Анализ полученных результатов и изученной информации.

В результате исследований установлено, что состав наших свалок представляет сложный комплекс разнообразных химических соединений. Среди них обнаружены всевозможные металлы, такие как железо, медь, свинец, алюминий. Некоторые из них сами по себе опасны для здоровья людей и других живых существ.
Сюда попадают многочисленные пестициды, широко используемые в быту. Конечно же, здесь обнаружены многие синтетические моющие средства и остатки косметики. Они активно участвуют во всех химических реакциях, протекающих в органических материалах на бытовых свалках, а при сжигании образуют крайне вредные продукты распада.
Невообразимое количество пластмасс и синтетических волокон, используемых в быту и на производстве, заполнило все свалки. На пластмассы ранее возлагалось много надежд. А теперь ученые ломают голову, как поступать с изделиями из пластика, когда они приходят в негодность. Пластмассы оказались опасными компонентами бытовых отходов.
Сегодня загрязнение почвы и водоемов бытовыми отходами приобрело глобальный характер. Рукотворные горы мусора растут по всей планете. В каждой стране мусорные проблемы имеют свои особенности, но везде, где есть мусор, имеются и мусорные свалки. «Дикие» свалки всем нам хорошо знакомы. На пустырях, заброшенных стройках, на опушках леса, вдоль автомобильных и железных дорог сваливают, несмотря на запреты, самый разнообразный мусор. Сильный ветер разносит по округе бумагу и пластиковые упаковки. Нередко мусор поджигают, и тогда ядовитый дым и черные хлопья сажи отравляют воздух и почву на сотни метров вокруг.
Такого рода свалки опасны для здоровья людей, загрязняют окружающую среду и уродуют ландшафт. Самое печальное то, что большинство людей не понимают и не хотят понимать, что это ведёт к серьёзным проблемам и вернётся в наши дома в виде загрязнённой воды и ядовитого воздуха. Выбрасывая мусор, брезгливо хотим избавиться от него. И не один не задумался, что с ним будет дальше и к каким последствиям приведёт этот плод научно – технического прогресса.

Наши фотографии подтверждают эту страшную картину.

Заключение

Изучив теоретический материал, проведя опрос учащихся и исследования, я пришла к выводу: проблему нужно решать сейчас и начинать надо с себя. Загрязнение окружающей среды — это проклятие для общества и жизни. Все виды загрязнений, включая загрязнение воздуха, воды, шумовое  и пищевое загрязнения, значительно влияют на жителей Земли.

С этой целью должен быть принят закон «Об охране окружающей среды», принять и исполнить, чтобы получить чистую не загрязнённую планету. Люди должны быть осведомлены о негативных последствиях загрязнения воздуха. Таким образом, мы сможем защитить нашу природу. Поэтому уже сейчас надо предпринимать шаги, большие шаги, чтобы бороться с угрожающими тенденциями и проблемами.  

Предложения  и рекомендации:

1. Своевременный вывоз мусора на специально оборудованную свалку.
2. Принять закон, запрещающий сжигать мусор, и штрафовать нарушителей.

3. Воспитание экологической культуры населения, начиная с детского сада.
4. Постоянный вывоз мусора с территорий дворов или специально оборудованных площадок.
5. Еженедельные экологические субботники жителей села.
6. Пропаганда экологических знаний среди населения.
7. Разместить дополнительные урны в местах, где проходят массовые гуляния населения. 8. Введение в учебных заведениях экологического воспитания, для формирования уважения к природе.


Также мы составили памятку для школьников.

  1. Не бросай, куда попало мусор.

  2. Не оставляй мусор в лесу, около водоёма, на месте отдыха.

  3. Систематически проводи уборку территории около школы, дома.

  4. Собирай и сдавай макулатуру.

  5. Сдавай стеклотару и металлолом.

  6. Аккуратно обращайся с учебниками.

  7. Бережно относись к вещам.

  8. Дай вещи «вторую жизнь».

Если каждый из нас будет выполнять эти правила, мы думаем, что окружающий нас мир станет чуточку чище. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. Будем же беречь нашу Землю! Другой планеты у нас не будет!

Напоследок хочется сказать: «Люди, соблюдайте законы и правила природы! Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьём воду и едим хлеб. Мы сами – мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле».

Список использованной литературы.

1. Экология. Учебник. Е.А.Крикунов., Москва, 1995.

2. Экология. Биосфера и человек. Разработано: Полищуком Ю. М., д.ф.-м. н., проф. – М.: Современный Гуманитарный Университет, 2003.

3. Экология. Глобальные перемены в окружающей среде и природопользования. Разработка: доктор хим. н., проф. Конюхов В. Ю., науч. Редактирование: доктор биол. Н. Сергеева Т. И., канд. Биол. Н. Крапивко Т. П. – М.: Современный Государственный Университет, 2003.

4. Алексеев С.В. Экология. Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс - 1997.

  1. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь – справочник. Просвещение – 1992 г.

  2. Интернет ресурсы.