Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся
“ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА”
Направление: литература
Тема: «Удивительный мир фантастики»
Боев Иван
гимназия 26, города Миасса
4 класс
Научный руководитель:
Немцева Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов
г. Обнинск
Оглавление:
Введение 3
Основная часть
1. Всё о фантастике 5
1.1 Особенности жанра фантастики 5
1.2 Мои любимые писатели-фантасты 6
1.3 Актуальность книг о фантастике…………………………………………………………… 9
1.4 Фантастика- окно в будущее 9
2. Проведение исследований читательских интересов ………………………………… 11
2.1 Детская аудитория 11
2.2 Взрослая аудитория 12
2.3 Результаты опросов. 12
Заключение 13
Источники информации…………………………………………………………………………14
Приложение……………………………………………………………………………………… 15
ВВЕДЕНИЕ
Фантастика -
Вот удивительный мир.
Как много миров
Я там посетил.
Бескрайна фантастика -
мечтаний полет
От скуки земной
Меня уведет.
«О фантастике» Васютин Е.
Когда мне исполнилось пять лет, моя мама отвела меня в библиотеку. Постепенно, от книги до книги, я пытался все же найти тот жанр, который бы нравился мне больше всего. И с какого-то определенного момента, я понял, что в некоторые книги я погружаюсь «с головой», участвую вместе с книжными героями в сюжетах книг. Это были книги о фантастике - мои любимые книги! С тех пор чтение книг о фантастике – это самое увлекательное и интересное для меня занятие. Фантастика – это дверь в будущее , она расширяет моё сознание, в ней нет пределов человеческой фантазии .
Объект исследования: книги о фантастике.
Предмет исследования: изучение интереса к чтению книг о фантастике.
Задачи:
1. Изучить читательский интерес современных детей в возрасте 10 лет .
2. Провести исследование среди сверстников и узнать читают ли они фантастику.
3. Доказать, что роль чтения фантастики в жизни школьника важна и актуальна.
Методы исследования: анализ литературных источников, личные наблюдения, проведение опроса, анализ и обработка полученных результатов.
В настоящее время на государственном уровне вплотную занялись решением проблем литературной сферы и стимулированием интереса россиян к чтению. В XX веке чтение было самым распространенным видом досуга. Читали везде: в транспорте, в читальном зале библиотек, дома. Сейчас редко можно увидеть человека с книгой. Современные школьники часто читают только для того, чтобы не получить двойку.
2015 год в России официально объявлен Годом литературы. Указ о его проведении подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 13 июня 2014 года.
Актуальность: Мои сверстники в свободное время отдают предпочтение компьютеру, телевизору и прочим электронным развлечениям, а не чтению. Знание произведений художественной литературы – важнейшее условие успешности человека в обществе. Читая книги, можно найти идеальный образ самого себя в виде каких-либо героев или реальных людей и впоследствии воплотить этот образ в своей жизни.
Глава 1. Всё о фантастике.
Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Все ценности человек черпает из книг. Книга - источник всяческих знаний, она заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.
1.1 Особенности жанра фантастики.
Термин «фантастика» ведет свое происхождение от греческого слова phantastike – искусство воображать. Так называют особое направление в художественной литературе, в основе которого лежит фантастическое допущение, описание мира, не существующего в реальности. Иногда ошибочно фантастику называют литературным или кинематографическим жанром, хотя это некорректно. Фантастика, как целостное самодостаточное направление в искусстве, включает в себя целый спектр разнообразных жанров.
Главным отличительным признаком фантастического произведения является фантастическое допущение, которое полностью определяет развитие сюжета. Это может быть иной мир, существующий по другим законам физики или в другом времени; уровень технологического развития, отсутствующий в реальности; особые, сверхчеловеческие свойства персонажей; наличие магии или несуществующих в реальной действительности существ. Современная фантастика включает в себя множество жанров, двумя основными среди которых являются научная фантастика и фэнтези. Научная фантастика описывает события, происходящие в реальном мире, но имеющем от современной или исторической реальности, по крайней мере, одно существенное отличие. Оно может быть техническим, социальным, историческим или физическим, но никогда - магическим. В основной своей массе произведения научной фантастики рассматривают влияние на жизнь общества научно-технических изобретений. Действие может происходить как в отдаленном будущем, так и в иных (параллельных) мирах, но эти миры никогда не бывают сверхъестественными. Наиболее распространенными сюжетами в научной фантастике выступают полеты на другие планеты, социально-политические катаклизмы в техногенном мире, робототехника, неожиданные научные открытия. А фэнтези, как правило, предполагает существование магии и сверхъестественных явлений в описываемом мире и отсутствие технологической цивилизации в нем. По своему духу стиль фэнтези близок с традиционному эпосу с его героями «меча и магии», глобальными масштабами событий и цепочкой многочисленных подвигов и приключений. Фэнтези – это не сказки, в них нет откровенного поучения, а это не может не нравиться ребятам; и это не фантастика, потому что особая роль отводится мистике, которая уводит юного читателя в мир загадок; к тому же сюжет произведений данного направления всегда развивается динамично: главные герои встречают на своем пути немало препятствий, но обязательно достигают поставленных целей. Увлекательные книги фэнтези для подростков прекрасно развивают воображение:
Также современная фантастика включает множество поджанров, относящихся к научному или фэнтези направлению. Нередко встречается синтез научной фантастики и фэнтези: научное фэнтези и технофэнтези. Писатели могут создавать произведения разных подвидов жанра фантастики, либо вообще смешивать их между собой.
Истоки фантастики прежде всего тянутся к волшебным сказкам, по которым мы так часто скучаем. А может быть это воплощение мечтаний о далеких мирах и сказочных существах?
1.2 Мои любимые писатели- фантасты.
Моими наиболее любимыми писателями- фантастами являются не только авторы отечественной литературы, но и зарубежной. Вот некоторые из них:
Крапивин Владислав Петрович – родился в 1938 году и вырос на берегах реки Туры в Тюмени. После окончания школы он поступил на факультет журналистики в Свердловский университет и уже в студенческие годы начал писать художественные произведения. Герои Крапивина - дети разных возрастов, но их объединяет сходство взглядов на жизнь и окружающий мир. Почти во всех произведениях писателя старшие дружат с младшими и опекают их. В 80-ые гг. в творчестве Крапивина происходит поворот в сторону условного типа отражения действительности: выходит в свет начатая еще в 1971 г. роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне», а со второй половины 80-ых гг. начинают, одно за другим, появляться аллегорические сказки писателя и произведения, составившие основу цикла о Великом Кристалле. Цикл «В глубине Великого Кристалла» создавался, начиная с 1992 г., тогда же и появились «Выстрел с монитора», «Белый шарик матроса Вильсона» и многие другие произведения. Мир Великого Кристалла - это множественность живых миров, переходящих друг в друга или соприкасающихся, существующих в едином «вертикальном времени». Населен он, в основном, детьми (взрослых в нем мало, они редко имеют «решающий» голос, а героями становятся лишь при условии сохранения детства в своей душе). Любимые герои Крапивина - это дети , которые наделены способностью проникать в иные миры. В основе сюжета каждого из произведений цикла - судьба одного или нескольких таких мальчишек. Мои любимые книги этого автора: «Чоки-чок, или Рыцарь Прозрачного Кота», «Стража Лопухастых островов», «Белый шарик Матроса Вильсона», «Голубятня на желтой поляне».
2
. Кир Булычев (Игорь Всеволодович Можейко), родился в 1934 году в Москве. Среди первых произведений писателя были сказочно-фантастические истории о девочке Алисе-жительнице XXI века. С этих историй начинается сказочно-фантастический цикл произведений под общим названием "Девочка с Земли", получивший широкую известность и популярность в 80ые - 90ые гг. Ряд произведений цикла был экранизирован в кино и мультипликации. Все сказки и фантастика И.Можейко написана под псевдонимом Кир Булычев, т.к. под своей фамилией он писал только научно-популярные произведения и выступал как научный сотрудник. В 1982 г. псевдоним был раскрыт в связи с тем, что писатель получил Государственную премию за сценарий к фильмам "Тайна третьей планеты" и "Через тернии к звездам". Любимые книги: «Путешествие Алисы», «Война с лилипутами», «Звёздный пес», «Вокруг света за три часа», «Сто лет тому вперед».
3. Д
митрий Александрович Емец , родился в 1974 году . Популярный российский писатель- фантаст. Известен произведениями в жанре подросткового фэнтези. Является одним из самых издаваемых авторов для детей и подростков. В 2002 году вышла в свет книга «Таня Гроттер и магический контрабас», написанная во многом «по мотивам» цикла книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Эта книга и четырнадцать последующих книг серии получили широкую известность. Самые любимые произведения: серия книг «Таня Гроттер», серия книг «Мефодий Буслаев».
4. Д
жон Рональд Руэл Толкин (Толкиен), английский писатель, доктор литературы, художник, профессор, филолог-лингвист. Самые знаменитые книги Толкина неразрывно связаны между собой «Хоббит» и «Властелин колец». Творения Толкина впервые стали появляться в России, в середине 1970-х годов.
На мировые экраны вышли "Братство кольца" и "Две твердыни" режиссера Питера Джексона, а среди молодых и совсем юных поднялась новая волна интереса к роману «Властелин колец». Мною любимые книги :«Хоббит, или туда и обратно», «Властелин колец».
5. Д
жоан Роулинг родилась 31 июля 1965 года в небольшом городке Англии. Автор серии романов о Гарри Поттере, переведённых на 64 языка. Первая книга «Гарри Поттер и философский камень» вышла в июне 1997 года и стал сенсацией — роман начинающей и никому неизвестной писательницы был признан в Великобритании лучшей детской книгой года. Вслед за первым романом последовали «Гарри Поттер и тайная комната» , «Гарри Поттер и узник Азкабана» , «Гарри Поттер и Кубок Огня» , «Гарри Поттер и Орден Феникса» , «Гарри Поттер и принц‑полукровка» , «Гарри Поттер и дары смерти». Роулинг многократно уверяла, что седьмой роман станет последним в серии, но накануне его выхода она не исключила, что напишет продолжение приключений своих героев в будущем. Ну и наверное самые любимые книги, с которых и открылась «моя любовь» к фантастике : серия книг «Гарри Поттер».
1.3 Актуальность книг о фантастике.
Замечено, что даже те ребята, которые не очень любят книги, с огромным интересом читают серию романов Дж.К.Роулинг о Гарри Поттере. В чем секрет популярности литературы данного направления? Ведь не одно поколение девчонок и мальчишек выбирает подростковое фэнтези. Книги К.С.Льюиса «Хроники Нарнии» и Дж.Толкиена «Властелин колец», «Хоббит, или туда и обратно» пользуются неизменным спросом в библиотеках, раскупаются в магазинах. Дети всегда хотят верить в чудеса. Видимо, поэтому их так привлекают сюжеты, полные загадок, и герои, наделенные сверхъестественными возможностями.
Фантастика – это не сказки, потому что особая роль отводится мистике. Она уводит юного читателя в мир загадок. Сюжет произведений данного направления всегда развивается динамично: главные герои встречают на своем пути немало препятствий, но обязательно достигают поставленных целей. Увлекательные книги прекрасно развивают воображение. Фантастика не просто развивает воображение, она учит юных читателей мыслить масштабно. Легко представить сюжет, где все герои – обычные люди. Но совсем другое дело, если главные действующие лица покоряют космическое пространство, общаются с инопланетянами, свободно обращаются с техникой будущего. Поэтому фантастика всегда актуальна.
Фантастика – окно в будущее
Многие писатели-фантасты предвидели будущее: задолго до того, как появились подводные лодки, космические корабли, в их произведениях уже были идеи великих изобретений человечества. Существует интересная гипотеза: все, что человек способен вообразить, реально существует. Если не в дне сегодняшнем, то уж в будущем обязательно. Человечество никогда бы не достигло положительных результатов в освоении космоса, в медицине, в науке и технике, если бы не умело мечтать. Невозможное когда-то стало для нас привычным. Мы легко поднимаемся в небо, мы легко погружаемся под воду, мы выводим новые виды растений и животных… а ведь все это когда-то было фантастикой!
Многие достижения науки и техники, принесшие пользу человечеству, задолго до того родились в мечтах писателей-фантастов. Фантазия Ж.Верна давно стала реальностью. Бороздят океаны атомные Наутилусы, появились не только проводные приборы для разговора на расстоянии, но и бытовые радиотелефоны с телевизионными экранчиками, воздушные шары стали достоянием спортсменов, а для полета на Луну не надо стрелять из пушки. Известно, что из 108 фантастических идей Жюля Верна, высказанных им в своих романах, осуществились 98. У автора «Человека-невидимки» и «Войны миров» Герберта Уэллса сбылись либо, по мнению современных ученых, обязательно сбудутся 75 идей из 86.
Фантасты одними из первых заговорили об острейших проблемах века, порожденных научно-техническим прогрессом, таких, как загрязнение окружающей среды, как проблема взаимоотношения человека и машины, ответственность человека за свои изобретения и открытия. Они стараются уловить и отобразить черты нового общества.
Вот почему чтение фантастики так необходимо для подростков. Это уже не просто сказки. Это сказки о нашем будущем! Возможно, осуществимые в будущем сегодняшними девчонками и мальчишками.
Глава 2. Проведение исследований читательских интересов
2.1 Детская аудитория
Меня заинтересовал вопрос, читают ли мои сверстники что-то кроме произведений, изучаемых по программе в школе, и что может предложить нынешняя литература? Из опросов моих сверстников и библиотекарей выяснилось, что читают больше девочки. Примерно 65% девочек и 50% мальчиков моего класса регулярно посещают библиотеки. Им нравятся приключения, книги про компьютеры и электронику, фантастика, фэнтези и “ужастики”. То, что выбирает школьник читать, зависит от его характера, интеллекта и интересов. Многие с интересом читают великолепные произведения Владислава Крапивина, «Хоббита» «Властелина Колец» Джона Толкиена, «Гарри Поттера» Джоан Роуллинг и «Хроники Нарнии» Клайва Льюэса. Сюжеты этих книг насыщены действиями и приключениями. Читают и традиционно любимые книги: “Приключения Робинзона Крузо” Даниеля Дефо, “Приключения Тома Сойера” и “Приключения Гекльберри Финна” Марка Твена и многие другие.
Результаты опроса детской аудитории :
Тема, жанр | Девочки(%) | Мальчики(%) |
Приключения | 12,5 | 20,2 |
Фантастика, фэнтези | 16,2 | 21,6 |
О путешествиях | 14,2 | 14.2 |
Сказки | 17,1 | 8,7 |
О природе и животных | 14,6 | 10,7 |
О ребятах, сверстниках | 9,1 | 4,3 |
Весёлые книги | 8,5 | 3,4 |
Детективы | 5,5 | 9,2 |
2.1 Взрослая аудитория
Опрос проводился во взрослой аудитории среди людей 35-40 лет. В опросе участвовало 40 человек. Разрешалось выбрать несколько категорий .Тема опроса – что читали взрослые , будучи подростками 10-12 лет. Результаты опроса дали следующие результаты: 1.Приключения : 76 % 2.Детективы: 26% 3.Исторические романы: 16% 4.Фантастика: 52% 5.Сказки: 72% 6.Ничего не читали: 5% Также был проведен опрос на предмет , какие книги из жанра фантастики читали взрослые в детстве. Это произведения: А.Беляева «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», В.Обручева «Земля Санникова», Яна Ларри «Приключения Карика и Вали», Е.Велтистова « Электроник- мальчик из чемодана», «Рэсси- неуловимый друг»,Н.Носова « Незнайка на луне» ,Л.Лагина «Старик Хоттабыч», В.Крапивина «Трое с площади Карронад», Кир Булычева « Девочка с Земли» .Многие из этих произведений нравятся и мне, и моим сверстникам. 2.3 Результаты опросов В результате опроса, проведенного среди детей я узнал, что наиболее читаемыми жанрами произведений в настоящее время среди мальчиков являются - фантастика, приключения, среди девочек самыми популярными - это сказки и фантастика. По результатам же опроса взрослого населения прослеживается тенденция к чтению приключений, сказок и уже потом фантастики. Таким образом поколение 70-80гг. меньше , чем современные школьники читало книги о фантастике. Заключение. В процессе данной исследовательской работы я узнал много нового о жанре фантастика, о писателях – фантастах, провел опрос , выяснил, что фантастику читали, читают и будут читать будущие поколения детей. Благодаря полученной информации , я понял, как много существует ещё не прочитанных мною книг. И я несказанно рад этому! И в заключение , хочу сказать, что любое движение в нашей жизни начинается с мечты! У каждого ребенка большое будущее лишь потому, что он умеет фантазировать. В мечте сокрыта великая тайна, великая сила и огромное будущее! Поэтому очень важно в детях развивать его творческое мышление и учить не бояться мечтать. А кто может научить широко и светло мыслить? На мой взгляд, великие мастера фантастики. Их идеи настолько будоражат мысли, открывают удивительные миры и показывают примеры креативного нестандартного мышления, что лучшего Друга для детей и придумать невозможно. Завораживают и увлекают. Детям не нужно навязывать чтение таких книг. Их нужно лишь однажды правильно преподнести. И этого будет достаточно, чтобы ребенок смотрел на мир гордым взором Человека — творца, научился быть ответственным и знал почему он мечтает открыть, покорить, преобразовать. Если человек много читает, то обладает большим объёмом информации. Ведь в книгах заключены знания человечества. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут. Источники информации 1. Википедия. 2. Дубин Б. В. Рецензия: Цветан Тодоров «Введение в фантастическую литературу» // Дубин Б. В. Обращенный взгляд / Слово — письмо — литература: Очерки по социологии современной культуры. М.: НЛО, 2001, с. 42-46 3. Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе 20 века. — Высшая школа, 2008. 4. http://claw.ru/book8/3270.htm 5. http://fanread.ru/book/ 6. Научная фантастика // Литературный энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1987. 7. https://fantlab.ru |
|
Приложение 1
Играя в компьютерную игру «Старкрафт» , я решил попробовать написать продолжение сюжета об отражении атаки других цивилизаций на Землю. Просто попробовал представить , как это могло быть...
Я хотел бы, чтобы мир изменился до неузнаваемости. Сначала обнаружилась жизнь на других планетах, затем там поселились живые существа. Вывод был бы такой - мы не одни во Вселенной.
И в самом деле, после этого пришло послание от так называемых протосов. Протосы – это существа, которые состоят из чистой энергии , они на несколько тысяч лет развитее людей. Они сказали: « Если люди нарушат их покой, то их судьба будет предрешена и начнется война МИРОВ». Затем протосы улетели на своем главном корабле «Воздоятеле». Долгое время люди соблюдали это предупреждение, но через некоторое время была обнаружена сигнатура другой расы. А дело было так, протосы, взяв почти весь свой флот направились в сторону планеты « ЧАР».Артура Менкса - императора людей это очень заинтересовало и он отправил несколько «Миражей» - невидимых кораблей с ракетами «Торнадо» и лазерными пушками , за протосами . И вдруг УЖАС, люди оцепенели от страха. Они увидели зергов. Огромные , страшные существа были похожи на чудовищ. Корабль протосов «Воздоятель» атаковал зергов фотонным лучом, но их это совсем не испугало. Зерги по сути своей ничего не боятся, нет они не храбрецы, просто мозг у них слишком маленький и в нем вмещается одно только слово «смерть». Но протосов нельзя недооценивать… Корабль протосов «Воздоятель» вдруг загудел и посреди отряда зергов открылась воронка , в которую затянуло всех зергов. Люди были поражены увиденным . Император Менкс приказывает разрабатывать новое совершенное оружие . Он понял, что это очень удобный случай захватить протосов. Тем более, что эту мечту он лелеял давно, он хотел стать мировым лидером. Вот поэтому у него и созрел план натравить зергов на «Айор»- родину протосов. Зерги и протосы будут сражаться между собой, затем с большими потерями победят либо те, либо другие, и тот, кто победит будет ослаблен на радость Менска, который уничтожит измотанных победителей. В тот момент император не думал, о том, что тем самым нарушит «Закон о мире» .И вот свершилось! На планету «Айор» напали зерги , численность их войск составила 1 брохтон и 5 октилионов. Жители «Айора» героически сражались за свою родину , но зерги превзошли протосов и захватили планету. Близкий друг Менкса, шериф Рейнор( из протосов) так же боролся за свою планету, избежав гибели , он с четырьмя преданными ему людьми : Тайкусом, Мэтом Хорнером, Свеном Джастинксом , Хориджем Стэпманом бежал с побежденной планеты. Дальнейший план был прост- чтобы победить зергов необходимо найти 4 части артефакта. По данным разведки было установлено, что 1 часть находится на «Талдариме» , вторая на Бел-шире, 3-я часть на Мар-саре и последняя на сломанном корабле Зел-наге. «С Мар-сарой проблем не будет, а вот на Талдариме и Бел-шире придется потрудится. Про корабль ничего сказать не могу, я его не видел никогда. Надо приниматься за дело» »- сказал Рейнор. И уже через 3 месяца было найдено 4 части артефакта . Свен и Стэпмен установили части артефакта в механизм , который соединял эти части воедино. И вот чудо ! Артефакт засиял лазурным цветом, переливаясь золотыми отблесками. Теперь нужно доставить артефакт на планету , кишащую зергами «Чар». Прошло несколько дней прежде , чем они оправились туда. Приземлившись, Мэт остался сторожить корабль, Тайкус вооружился 6-сти ствольным пулеметом и несколькими гранатами , Стэпман взял медицинский набор , пистолет 26 колибра, Свен одел костюм класса «Мародёр», оснащенный ракетами «Каратель» и огненной турелью, а Рейнор захватил винтовку «Гауса» , 3 патрона класса «Реактивная игла», 50 простых обойм с патронами и пистолет 1 калибра. Зергов было , как муравьев в 1 брохтоне муравейников. Команда бегом спустилась под землю и установила артефакт , осталось продержаться всего 10 минут… Пошел отсчет времени…
10… зерги наступают
9… огонь, огонь, огонь
8… ряды зергов редеют
7… пришло подкрепление
6… прорыв
5…Тайкус метнул гранату
4…Свен ставит турель
3… Рейнор стреляет иглой
2… Тайкус тяжело ранен
1… Артефакт сработал !
Яркий свет, крики зергов и тишина. Мертвая тишина…
Тайкус тяжело ранен , надо срочно лететь на Тифон-планету медиков. Через 3 дня он выздоровел. Вся команда облегченно вздохнула … Осталась ещё одна задача - свергнуть Менкса. Его дворец напоминал крепость . Они стояли перед его входом. Первый заряд , не сдвинул ни одного камня с дворца. Второй заряд «Радуга» пробил в стене огромную дыру . Все побежали туда. Сработала охранная сигнализация и тут же умолкла. А вот и Менкс…Он стоял с пистолетом 7 калибра и целился в Рейнора, но вдруг мгновенно из ниоткуда спустился густой туман, засверкало лезвие протоса , взметнулось , сделало пару легких движений и О ЧУДО! Сфера, появилась яркая сфера, а внутри её Менкс. Ещё мгновенье и он исчез.
Наступило мирное время. Зергами теперь пугают только непослушных детей.С протосами наступило перемирие , а люди вернули Айор.Менкса заключили в Катарон- самую надежную тюрьму. Сфера неожиданно исчезла также , как появилась. Рейнор стал шерифом, как в старые добрые времена. Свен лучший механик во всей вселенной. Стэпмен занимается приготовлением лекарств от всех болезней. Тайкус просто «прожигает жизнь», а Мэт основал галактический экспресс. Теперь мир стал безопасным .Жизнь продолжается… Появились новые роботы, которые заменяют людей в труде: КМС- робот, а внутри человек и МУЛ- робот на дистанционном управлении . Преступников нет, в мире процветает добро
П
риложение 2
18