ХIV Региональный конкурс молодых исследователей «Ступень в науку»
Секция: Культурология
Тема: «Роль греческой мифологии в становлении славянской культуры.»
Автор работы:
Фокин Владислав Андреевич
Место выполнения работы:
ГБОУ «Гимназия «Диалог»
г. Владикавказ
Научный руководитель:
Фокина Е.М., учитель физической культуры, педагог дополнительного образования
Владикавказ, 2016-2017
Оглавление
Введение………………………………………………………….3
Глава 1. Происхождение мифологии.
1.1.Миф……………………………………………………………4
1.2 Наука- мифология……………………………………………4
Глава 2. Черты сходства и различия мифологических образов
и традиций славянской и греческой мифологии……………..5
2.1.Сравнительный анализ………………………………………5
Глава 3. «Мифология в наши дни»…………………………….15
Заключение………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………20
Введение.
Мифология стала неотъемлемой частью мировой культуры. Ее задача объяснить происхождение, устройство мира, место человека в нём. Мифология является одной из самых ранних форм эстетического восприятия действительности. Миф стоит у истоков словесного искусства: мифологические мотивы питали и питают его, играя большую роль в истории возникновения и дальнейшего развития литературных сюжетов и образов. Известно, что непосредственно из мифов возникли, например, сказки о животных и волшебные сказки. О взаимодействии мифологии и литературы пишут Ю.М. Лотман, З.Г. Минц, Е.М. Мелетинский в энциклопедии «Мифы народов мира»: «Постоянное взаимодействие литературы и мифа протекает непосредственно, в форме «переливания мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии».
Современное общество проявляет большой интерес к древним культурам. Это связано с тем, что культуры современных народов немыслимы без прошлого. Мифы античности являются достоянием прошлого и настоящего, сохраняя мировоззрения древних греков и римлян.
Актуальность данной темы определяется повышенным интересом к изучению мифологии как словесного наследия. В наше время, время новых технологий, инноваций и прогресса в плане развития - мифология становится актуальнее, чем когда-либо.
Очень интересен жанр фэнтези, который сейчас популярен среди молодёжи, в его основе и лежит определённый миф. Также очень интересен жанр городской легенды, который, по сути, является современным мифотворчеством.
Давно считается , что славянская мифология берет начало в греческой мифологии.
Цель исследования:
Задачи исследования:
1)Изучить научно-теоретическую и исследовательскую литературу.
2) Читать энциклопедии, литературные издания, стихотворения, мифы, произведения Гомера, и русских писателей 19 века и современности.
3) Изучить мифологии: античную, славянскую.
4)Сделать сравнительный анализ верховных богов эти мифологий.
Этапы процедуры исследования:
1)Изучение мифологий разных народов в энциклопедиях и литературных произведениях.
2)Работа с интернет -источниками.
4)Анализ собранных материалов в подведении итогов.
Методы исследования: поисково-теоретические.
Новизна исследования: попытка системного и комплексного изучения , анализ сходства и различия мифов и их происхождения.
Гипотеза исследования:
так как славянская мифология берет свои корни в греческой, то должны сохраниться некоторые сходства, дошедшие до нашего времени.
Глава 1. Происхождение мифологии.
1.1Миф.
Миф – это сказание, передающее представления людей о мире, о месте человека в нём, о Богах и героях, о происхождении всего сущего; определенное представление о мире.
Под мифом подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первобытных, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как культурных, так и природных.
1.2 Наука- мифология.
Мифология -это совокупность подобных сказаний о героях и богах и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией также называют и науку о мифах.
Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал миропонимание и мироощущение эпохи его создания.
Мифология – это предание, сказание и слово, - часть филологической науки, изучающая древний фольклор и народные сказания.
Мифология является самым древним, архаическим, идеологическим образованием, имеющим синкретический (нерасчлененный) характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаяся музыкально-хореографическими, словесными средствами, имела свою скрытую, не осознанную эстетику. Искусство, даже полностью отделившись от мифа и ритуала, сохранило своеобразное соединение обобщений с конкретными образами. С другой стороны, миф и особенно ритуал имели прямое отношение к магии и религии. Религия с самого своего возникновения включила в себя мифы и обряды. Философия развивалась, постепенно преодолевая мифологическое наследие. Но и после обособления различных идеологий и даже после значительного прогресса науки и техники, мифология не остаётся исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования. Не говоря уже о тесной связи религии с мифологией, некоторые особенности мифологического сознания могут сохраняться на протяжении истории в массовом сознании рядом с элементами философского и научного знания, рядом с использованием строгой научной логики.
Боги – это Высшее, создающее и мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон.
Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира - при большом их многообразии - целый ряд основных тем и мотивов повторяется.
Изучив мифы древних греков и славян, мы нашли подтверждение тому, что славянская мифология берет начало в греческой и у них много общего.
Глава 2. Черты сходства и различия мифологических образов и традиций славянской и греческой мифологии.
Славянская мифология берет свое начало в греческой. Это же доказанный факт. Она была кардинально изменена после принятия христианства. Сохранились лишь некоторые сходства, свидетельствующие о настоящем происхождение славянской мифологии.
Что является подтверждением происхождения славянской мифологии и является доказательством нашей гипотезы? Проведем сравнительный анализ.
2.1.Сравнительный анализ.
Сходства славянской и греческой мифологии |
Славянская мифология | Греческая мифология |
1. До того, как все начало быть, была одна лишь Великая Темь.(1,стр 5) 2. В лоне Великой Тьмы родилось Золотое Яйцо. 3. Из Яйца вышел Род, и стал Свет.(1,стр 10) 4.Когда раскололось Золотое Яйцо и воссиял Свет Рода, Темь приняла обличие Океан – моря - бездонного, безбрежного, безымянного. Из верхней части Яйца стала твердь Вышняя - Сварга Златая, и родился огонь и воздух. Из нижней части Яйца стала твердь Нижняя, и родились земля и вода. Нижней тверди не на что было опереться, и она скрылась под водами Океан - моря. | 1. Вначале существовал безграничный Хаос - источник жизни. 2. Из хаоса появилась Земля-Гея, и Тартар - бездна мрака и тьмы. 3. Хаос также породил Мрак и Ночь. 4. От Мрака и Ночи произошли Свет и День.(4, стр15) |
Различия между славянской и греческой мифологиями |
1. Воля Рода творить породила Сварога – Коваля Небесного. Воля Рода любить породила Ладу – Богиню Любви и Лада. Воля Рода ведать породила Велеса – Вещего Бога. Воля Рода жить породила Земун – Корову Небесную, мать Вещего Бога. Сварог и Лада породили Светлых Сварожичей – детей Небесного Огня. 2. Затем также мирным путем появляются другие боги. 3. А когда окончился их срок, ушли они в Неведомые Чертоги Родовы, освободив место для младших братьев своих – людей. И был дан людям от Рода урок: свято чтить Родных Богов и предков своих, жить по совести и в ладу с Природой. А для тех, кто ищет Высшей Мудрости – особый урок: познать себя. И стало так, по Воле Рода. И верви родов земных плели узор рода небесного, и день сменяла ночь, и ночь сменял новый день, и век сменял век. И неустанным Дыханием Самого Рода жило Всемирье | 1. Гея – земля порождает титанов и циклопов. 2. Уран возненавидел своих детей - великанов и низверг их Тартар. Земле было жаль своих детей, и она призывала их восстать. Ее послушался Крон. Крон боялся, что его тоже свергнет кто-нибудь из детей, и поэтому проглатывал их, как только они родятся. Его жена Рея приходила в ужас, когда видела судьбу своих детей. Рея не хотела потерять последнего ребёнка, и спрятала его на острове Крит в глубокой пещере. Она назвала его Зевсом, а вместо него дала Крону камень, завёрнутый в пелёнки. 3. Когда Зевс возмужал, он сверг Крона и заставил его изрыгнуть проглоченных детей. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть и победили. Но Гея решила отомстить за своих детей, произвела на свет чудовищ гигантов и Тифона. Но и их Зевс победил. 4. После этого боги поселились на горе Олимп, и воцарился мир на всей земле. |
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в обеих мифологиях мир возник из Хаоса – Тьмы, затем появляются свет и тьма, ночь и день, небо и земля, подземный мир. Затем рождаются боги. Но в славянской мифологии боги рождаются от Рода, от его воли творить, любить, ведать. Все боги живут мирно и уходят затем на небо, оставив Землю людям с пожеланием жить по совести и в ладу (то есть в согласии). В греческой мифологии старшие боги постоянно свергают и убивают младших и наоборот, то есть мира и любви здесь нет. Мир появляется после того, как Зевс всех побеждает.
Верховные боги |
Зевс | Сварог |
1.Верховный бог античной мифологии, громовержец. 2.Сын Кроноса бог Зевс-это владыка Олимпа и громовержец. 3.Зевс нейтральный бог. Он поступал хорошо( помогал ), но он убил своего отца. 4.Атрибутами Зевса были гром и молния, щит, лабрис и орёл. (6,стр23) 5.Зевс не уступал своего трона никому. | 1. Верховный бог восточных славян, небесный огонь. 2. Сын Рода бог Сварог — это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог. Сварог создал землю. 3. Сварог всегда был светлым богом, помогал людям. 4. Атрибутами Сварога были кузнечные клещи и молот. 5. Со временем Сварог уступил своё верховное положение Даждьбогу. |
Богини любви и красоты |
Афродита | Лада |
1. В древнегреческой мифологии богиня любви и красоты. 2. Афродита, богиня любви и красоты, была самой прекрасной из богинь. Поэты воспевали красоту ее лица и тела, золотой цвет волос и сияющие глаза, мягчайшую нежную кожу, прекрасную грудь. 3. Она была излюбленным объектом скульпторов, изображавших ее нагой или в слегка наброшенной одежде, открывающей ее грациозное чувственное тело, представляют самые знаменитые ее статуи. | 1. Славянская богиня любви и красоты.(10, стр34) 2. В славянских землях Ладу почитали более, чем где-либо.
3. Сохранились сведения о том, что в дохристианские времена в нижней части Киева, на Подоле, стоял величественный храм Лады. В центре стояла статуя божественно красивой женщины в розовом венке. Ее золотые волосы были украшены речным жемчугом, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывали драгоценные и сложные орнаментальные вышивки. |
Боги подземного царства |
Аид | Велес – Чернобог, Вий |
В древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых. Как бог смерти, Аид был страшным богом, самое имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами. | Велес - бог волхвов, бог охоты, лесов, животных, богатства, бог царства мёртвых. В нем сочетается темная и светлая сторона. Темная сторона – Чернобог – бог царства мертвых. Вий — в восточнославянской мифологии — дух, несущий смерть. Царь подземного мира (Нави, Преисподней), повелитель мучений. Олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, воров, предателей, убийц и мерзавцев, иначе говоря всех тех, кто жил неправедно и нарушал законы Яви и Прави. Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий. |
Солнечные боги |
Гелиос | Даждьбог |
Гелиос – в древнегреческой мифологии бог солнца. -
Греки же думали, что Гелиос днём едет на золотой колеснице, и от её колёс исходит солнечный свет. | 1. Даждьбог — в славянской мифологии бог Солнца, податель тепла и света. 2. Славяне считали, что солнечные лучи - это стрелы Даждьбога. |
Боги виноделия |
Дионис | Квасура |
Дионис — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия. | Квасура – в славянской мифологии бог виноделия. Получил тайну приготовления солнечного напитка Сурьи от богини Лады. |
Богини утренней зари |
Эос | Денница |
1. Эос - в древнегреческой мифологии богиня утренней зари, дочь титана Гипериона и его супруги Тейи, сестра Селены и Гелиоса. 2. Эос предшествует появлению Гелиоса на горизонте. Предупреждая восход солнечной колесницы, она омывает землю росой, и капли ее горят на травах и листьях, как драгоценные камни. | 1. Денница (утренница, зарница), в славянской мифологии образ полуденной зари, мать, дочь или сестра солнца, возлюбленная месяца, к которому ее ревнует солнце. 2. Денница предвещает восход солнца, ведет солнце на небо и тает в его ярких лучах. |
Боги грома и молний |
Зевс | Перун |
Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп. | Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Волосы Бога Грозы уподоблялись грозовой туче — черно-серебряные. Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильно бьёт», «Разящий». Отчаянно гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница — вот откуда гром, вот почему он «прокатывается» по небесам. |
Покровительницы лесов и охоты |
Артемида | Девана |
Артемида — в греческой мифологии всегда юная богиня охоты, покровительница всего живого на Земле. Она вооружена луком, ходит в короткой одежде, ее сопровождает свора собак и любимая лань. Об ее почитании греками свидетельствуют имя "Артемида" на одной из кносских глиняных табличек и данные о малоазийской богине Артемиде Эфесской, характеризующие ее, как владычицу природы, госпожу зверей. Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц ,чаще в лунные ночи. | Девана (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора. Девану древние славяне представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами. Зевану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи. Именно она посылала удачу охотникам, помогая им побеждать в схватке с медведем или волками. Своим пристрастием охотиться именно в лунные ночи Зевана отчасти напоминает греческую Артемиду, богиню охоты. |
Боги ветра |
Зефир, Нот, Борей | Стрибог |
В древнегреческой мифологии боги ветров, братья, сыновья Астрея и Эос. | В восточнославянской мифологии бог ветра. |
Боги плодородия |
Деметра | Ярило |
1. Деметра — в древнегреческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны. 2. Ее имя означает «Мать-Земля». Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей все живое на земле. Она — «Великая мать», порождающая все живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии. | 1. Ярило – в славянской мифологии бог плодородия. 2. В мифе о Ярило говорится, что он дарит огонь и жизнь земле, что он породил животных и человека |
Боги лесов |
Велес | Пан |
Велес - бог лесов, животных. | Пан - бог лесов и пастбищ. |
Глава 3. «Мифология в наши дни».
В современные дни так же сохранились обряды связанные с мифологией. Приведем пример обрядов, которые имеют место и сейчас- это имя наречение, свадьба, гадания, погребение. Основы этих традиций схожи у обоих народов, возьмём ,к примеру, имя наречение.
Греки | Славяне |
Имена детям обычно давали совершенно произвольно, придумывая иногда абсолютно новые и ранее не встречавшиеся, но связанные с какой-нибудь характерной особенностью ребенка, которая была свойственна при появлении его на свет, а также которую родители хотели в нём увидеть позже | Имена давали с целью обезопасить детей от нечисти, стараясь наделить ребенка какими либо качествами в будущем. А также по характерным признакам ребенка |
В современном мире с мифологией также связаны имена. Родители, когда называют своих детей, чаще всего обращают внимание на значение имени и его связь с некими историческими лицами, носившими это имя. Чаще всего имена мифологических героев рассматриваются в славянской, римской, греческой мифологии. У них есть некая мифическая сущность, которая влияет на предназначение человека, на его жизненные цели и пути.(в данной таблице указаны не все имена)
Критерии:
■- цветом обозначены имена, распространенные в России в наше время
■- цветом обозначены имена, связанные с Греческой мифологией.
■- цветом обозначены имена, распространенные в наши дни и связанные с мифологией.
Сравнительная таблица использования имен с мифологическим значением (табл.№4)
Греческие имена | Славянские имена |
Анатолий (житель Анатолии), Андрей (мужественный), Артём (обладатель безупречного здоровья), Афанасий (бессмертный), Ахиллес - или Ахиллес Василий (царственный), Демид (совет богов), Денис (Дионис, бог вина и веселья), Дмитрий (посвященный Деметре) ![]() (диаграмма № 6) | Вячеслав - наиславнейший, самый славный. Богдан - ребенок данный Богом. Людмила - любимая, милая. Милослава - прославляющий мир. Светлана - женская форма имени Светислав. Ярило - Бог плодов в виде солнца. Ярослав - славящий Ярилу. ![]() (диаграмма №7) |
В результате обобщения данных были созданы две диаграммы (диаграмма №6,№7) популярности имен в наши дни и установлено:
большое количество греческих имен довольно распространено в России, более того, многие люди считают, что эти имена исконно русские;
Сегодня в нашей речи также очень часто используются и фразеологизмы, связанные с мифологией.
Например:
Кануло в лето | Забыто навсегда. | Быльем поросло | Давно забыто, никогда не вспоминается. |
В современном кинематографе не редко встречаются фильмы с мифологическими сюжетами. Мы считаем, что данные фильмы полезны для зрителя: они помогут углубиться в мифологию, прикоснуться к своим корням. Однако иногда сюжет фильмов настолько искажает сам миф, что создает путаницу в его понимании. Поэтому надо очень тщательно подходить к просмотру фильмов, в основе которых лежит мифология.
И все-таки ничто не может заменить чтения книг, энциклопедий!
Заключение.
Мифы нужны для объяснения мира. Мифы необходимы народу, потому что в них заложены его коренные национальные ценности. В мифах живет память, которая объясняет – кто мы, что с нами происходило, как мы реагировали на различные обстоятельства жизни.
Мифы нужны для связи человека и остального мира, личности и его народа, его предков.
В нашей работе мы изучили славянскую и греческую мифологии, попытались сравнить их и найти аналогии. Мы доказали выдвинутую нами гипотезу, что в мифах много общего. Мы можем сделать вывод, что наши культуры шли по сходному пути развития, и между людьми разных народностей гораздо больше общего, чем различного. Хотя между греческой и славянской мифологией есть и различия. После изучения славянской мифологии выяснилось: боги сразу стали властителями мира; появление богов происходит мирным путем; славянские боги были дружны; они жили в гармонии друг с другом; каждый бог отвечал за какое-нибудь явление природы, либо кому-нибудь покровительствовал; один бог мог отвечать за несколько природных явлений. В древнегреческой мифологии перед богами были титаны; появление богов сопровождается кровопролитием и расприями; греческие боги враждовали между собой.
Таким образом, мы можем сделать главный вывод, что наша культура основана на мире и согласии, на ладе друг с другом.
В результате, работы, проделанной во 2 главе, мы полностью подтвердили нашу гипотезу. Славянская мифология берет начало в греческой, есть очень много общего, но она от неё все-таки сильно отличается.
Список используемой литературы.
«Мифы русского народа». Елевкиевская (Москва Астрель 2005г.)
Патрик Колум : Великие мифы народов мира.( Москва 2007г.)
Макаревич В.: Энциклопедия мифы.(Росмэн 2007г.)
Немировский. А. И. :Мифы и легенды народов мира: древняя Греция (Москва 2006г.)
Роберт Грейс «Мифы древней Греции» (Прогресс 2000г.)
Заморовски й В. « Боги и герои античных сказаний» (Республика 1994г.)
Аргунов М. «Античные мифы и легенды. Мифологический словарь» (Микис 1993 г.)
Прокофьева С. «Великие легенды» (Астель 2005г.)
Гомер «Илиада» и «Одиссея» (Просвещение 1987г.)
Лихачева « Изборник повестей древней Руси» (Москва 1986)
Сайт [http://www.hellados.ru/]
Сайт [http://slovari.yandex.ru].
Сайт [http://mithology.ru/Greece.html]