СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная работа по теме : "Роль греческой мифологии в становлении славянской культуры."

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно - исследовыательская работа.

Роль греческой мифологии в становление славянской культуры»

               Добрый день. Меня зовут Фокин Владислав. Я ученик 7Б класса Гимназии «Диалог».Тема моего исследования: ««Роль греческой мифологии в становление славянской культуры». Научный руководитель Фокина Елена Михайловна, учитель физической культуры в начальных классах, педагог дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Научная работа по теме : "Роль греческой мифологии в становлении славянской культуры."»


ХIV Региональный конкурс молодых исследователей «Ступень в науку»




Секция: Культурология



Тема: «Роль греческой мифологии в становлении славянской культуры.»





Автор работы:

Фокин Владислав Андреевич


Место выполнения работы:

ГБОУ «Гимназия «Диалог»

г. Владикавказ


Научный руководитель:

Фокина Е.М., учитель физической культуры, педагог дополнительного образования









Владикавказ, 2016-2017


Оглавление

Введение………………………………………………………….3

Глава 1. Происхождение мифологии.

1.1.Миф……………………………………………………………4

1.2 Наука- мифология……………………………………………4

Глава 2. Черты сходства и различия мифологических образов

и традиций славянской и греческой мифологии……………..5

2.1.Сравнительный анализ………………………………………5

Глава 3. «Мифология в наши дни»…………………………….15

Заключение………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………20


Введение.

Мифология стала неотъемлемой частью мировой культуры. Ее задача объяснить происхождение, устройство мира, место человека в нём. Мифология является одной из самых ранних форм эстетического восприятия действительности. Миф стоит у истоков словесного искусства: мифологические мотивы питали и питают его, играя большую роль в истории возникновения и дальнейшего развития литературных сюжетов и образов. Известно, что непосредственно из мифов возникли, например, сказки о животных и волшебные сказки. О взаимодействии мифологии и литературы пишут Ю.М. Лотман, З.Г. Минц, Е.М. Мелетинский в энциклопедии «Мифы народов мира»: «Постоянное взаимодействие литературы и мифа протекает непосредственно, в форме «переливания мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии».

Современное общество проявляет большой интерес к древним культурам. Это связано с тем, что культуры современных народов немыслимы без прошлого. Мифы античности являются достоянием прошлого и настоящего, сохраняя мировоззрения древних греков и римлян.

Актуальность данной темы определяется повышенным интересом к изучению мифологии как словесного наследия. В наше время, время новых технологий, инноваций и прогресса в плане развития - мифология становится актуальнее, чем когда-либо.

Очень интересен жанр фэнтези, который сейчас популярен среди молодёжи, в его основе и лежит определённый миф. Также очень интересен жанр городской легенды, который, по сути, является современным мифотворчеством.

Давно считается , что славянская мифология берет начало в греческой мифологии.

Цель исследования:

  • доказать гипотезу ученых о происхождении славянской мифологии методом сравнения ее с греческой.

  • проследить популярность греческой и славянской мифологии в наши дни.

Задачи исследования:

1)Изучить научно-теоретическую и исследовательскую литературу.

2) Читать энциклопедии, литературные издания, стихотворения, мифы, произведения Гомера, и русских писателей 19 века и современности.

3) Изучить мифологии: античную, славянскую.

4)Сделать сравнительный анализ верховных богов эти мифологий.

Этапы процедуры исследования:

1)Изучение мифологий разных народов в энциклопедиях и литературных произведениях.

2)Работа с интернет -источниками.

4)Анализ собранных материалов в подведении итогов.

Методы исследования: поисково-теоретические.

Новизна исследования: попытка системного и комплексного изучения , анализ сходства и различия мифов и их происхождения.

Гипотеза исследования:

так как славянская мифология берет свои корни в греческой, то должны сохраниться некоторые сходства, дошедшие до нашего времени.



Глава 1. Происхождение мифологии.

1.1Миф.

Миф – это сказание, передающее представления людей о мире, о месте человека в нём, о Богах и героях, о происхождении всего сущего; определенное представление о мире.

Под мифом подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первобытных, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как культурных, так и природных.

1.2 Наука- мифология.

Мифология -это совокупность подобных сказаний о героях и богах и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией также называют и науку о мифах.

Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал миропонимание и мироощущение эпохи его создания.

Мифология – это предание, сказание и слово, - часть филологической науки, изучающая древний фольклор и народные сказания.

Мифология является самым древним, архаическим, идеологическим образованием, имеющим синкретический (нерасчлененный) характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаяся музыкально-хореографическими, словесными средствами, имела свою скрытую, не осознанную эстетику. Искусство, даже полностью отделившись от мифа и ритуала, сохранило своеобразное соединение обобщений с конкретными образами. С другой стороны, миф и особенно ритуал имели прямое отношение к магии и религии. Религия с самого своего возникновения включила в себя мифы и обряды. Философия развивалась, постепенно преодолевая мифологическое наследие. Но и после обособления различных идеологий и даже после значительного прогресса науки и техники, мифология не остаётся исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования. Не говоря уже о тесной связи религии с мифологией, некоторые особенности мифологического сознания могут сохраняться на протяжении истории в массовом сознании рядом с элементами философского и научного знания, рядом с использованием строгой научной логики.

Боги – это Высшее, создающее и мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон.

Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира - при большом их многообразии - целый ряд основных тем и мотивов повторяется.

Изучив мифы древних греков и славян, мы нашли подтверждение тому, что славянская мифология берет начало в греческой и у них много общего.



Глава 2. Черты сходства и различия мифологических образов и традиций славянской и греческой мифологии.

Славянская мифология берет свое начало в греческой. Это же доказанный факт. Она была кардинально изменена после принятия христианства. Сохранились лишь некоторые сходства, свидетельствующие о настоящем происхождение славянской мифологии.

Что является подтверждением происхождения славянской мифологии и является доказательством нашей гипотезы? Проведем сравнительный анализ.

2.1.Сравнительный анализ.

Сходства славянской и греческой мифологии

Славянская мифология

Греческая мифология


1. До того, как все начало быть, была одна лишь Великая Темь.(1,стр 5)


2. В лоне Великой Тьмы родилось Золотое Яйцо.



3. Из Яйца вышел Род, и стал Свет.(1,стр 10)


4.Когда раскололось Золотое Яйцо и воссиял Свет Рода, Темь приняла обличие Океан – моря - бездонного, безбрежного, безымянного. Из верхней части Яйца стала твердь Вышняя - Сварга Златая, и родился огонь и воздух. Из нижней части Яйца стала твердь Нижняя, и родились земля и вода. Нижней тверди не на что было опереться, и она скрылась под водами Океан - моря.

1. Вначале существовал безграничный Хаос - источник жизни.

2. Из хаоса появилась Земля-Гея, и Тартар - бездна мрака и тьмы.




3. Хаос также породил Мрак и Ночь.


4. От Мрака и Ночи произошли Свет и День.(4, стр15)

Различия между славянской и греческой мифологиями


1. Воля Рода творить породила Сварога – Коваля Небесного. Воля Рода любить породила Ладу – Богиню Любви и Лада. Воля Рода ведать породила Велеса – Вещего Бога. Воля Рода жить породила Земун – Корову Небесную, мать Вещего Бога. Сварог и Лада породили Светлых Сварожичей – детей Небесного Огня.


2. Затем также мирным путем появляются другие боги.


















3. А когда окончился их срок, ушли они в Неведомые Чертоги Родовы, освободив место для младших братьев своих – людей. И был дан людям от Рода урок: свято чтить Родных Богов и предков своих, жить по совести и в ладу с Природой. А для тех, кто ищет Высшей Мудрости – особый урок: познать себя. И стало так, по Воле Рода. И верви родов земных плели узор рода небесного, и день сменяла ночь, и ночь сменял новый день, и век сменял век. И неустанным Дыханием Самого Рода жило Всемирье



1. Гея – земля порождает титанов и циклопов.





2. Уран возненавидел своих детей - великанов и низверг их Тартар. Земле было жаль своих детей, и она призывала их восстать. Ее послушался Крон. Крон боялся, что его тоже свергнет кто-нибудь из детей, и поэтому проглатывал их, как только они родятся. Его жена Рея приходила в ужас, когда видела судьбу своих детей. Рея не хотела потерять последнего ребёнка, и спрятала его на острове Крит в глубокой пещере. Она назвала его Зевсом, а вместо него дала Крону камень, завёрнутый в пелёнки.


3. Когда Зевс возмужал, он сверг Крона и заставил его изрыгнуть проглоченных детей. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть и победили. Но Гея решила отомстить за своих детей, произвела на свет чудовищ гигантов и Тифона. Но и их Зевс победил.



4. После этого боги поселились на горе Олимп, и воцарился мир на всей земле.


Таким образом, мы можем сделать вывод, что в обеих мифологиях мир возник из Хаоса – Тьмы, затем появляются свет и тьма, ночь и день, небо и земля, подземный мир. Затем рождаются боги. Но в славянской мифологии боги рождаются от Рода, от его воли творить, любить, ведать. Все боги живут мирно и уходят затем на небо, оставив Землю людям с пожеланием жить по совести и в ладу (то есть в согласии). В греческой мифологии старшие боги постоянно свергают и убивают младших и наоборот, то есть мира и любви здесь нет. Мир появляется после того, как Зевс всех побеждает.

Верховные боги

Зевс

Сварог

1.Верховный бог античной мифологии, громовержец.



2.Сын Кроноса бог Зевс-это владыка Олимпа и громовержец.




3.Зевс нейтральный бог. Он поступал хорошо( помогал ), но он убил своего отца.



4.Атрибутами Зевса были гром и молния, щит, лабрис и орёл. (6,стр23)





5.Зевс не уступал своего трона никому.

1. Верховный бог восточных славян, небесный огонь.


2. Сын Рода бог Сварог — это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог. Сварог создал землю.


3. Сварог всегда был светлым богом, помогал людям.


4. Атрибутами Сварога были кузнечные клещи и молот.


5. Со временем Сварог уступил своё верховное положение Даждьбогу.

Богини любви и красоты

Афродита

Лада

1. В древнегреческой мифологии богиня любви и красоты.


2. Афродита, богиня любви и красоты, была самой прекрасной из богинь. Поэты воспевали красоту ее лица и тела, золотой цвет волос и сияющие глаза, мягчайшую нежную кожу, прекрасную грудь.

3. Она была излюбленным объектом скульпторов, изображавших ее нагой или в слегка наброшенной одежде, открывающей ее грациозное чувственное тело, представляют самые знаменитые ее статуи.

1. Славянская богиня любви и красоты.(10, стр34)


2. В славянских землях Ладу почитали более, чем где-либо.




3. Сохранились сведения о том, что в дохристианские времена в нижней части Киева, на Подоле, стоял величественный храм Лады. В центре стояла статуя божественно красивой женщины в розовом венке. Ее золотые волосы были украшены речным жемчугом, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывали драгоценные и сложные орнаментальные вышивки.


Боги подземного царства

Аид

Велес – Чернобог, Вий

В древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых.

Как бог смерти, Аид был страшным богом, самое имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами.

Велес - бог волхвов, бог охоты, лесов, животных, богатства, бог царства мёртвых. В нем сочетается темная и светлая сторона. Темная сторона – Чернобог – бог царства мертвых.

Вий — в восточнославянской мифологии — дух, несущий смерть. Царь подземного мира (Нави, Преисподней), повелитель мучений. Олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, воров, предателей, убийц и мерзавцев, иначе говоря всех тех, кто жил неправедно и нарушал законы Яви и Прави. Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий.

Солнечные боги

Гелиос

Даждьбог

  1. Гелиос – в древнегреческой мифологии бог солнца.

  2. Греки же думали, что Гелиос днём едет на золотой колеснице, и от её колёс исходит солнечный свет.

1. Даждьбог — в славянской мифологии бог Солнца, податель тепла и света.

2. Славяне считали, что солнечные лучи - это стрелы Даждьбога.

Боги виноделия

Дионис

Квасура

Дионис — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия.

Квасура – в славянской мифологии бог виноделия. Получил тайну приготовления солнечного напитка Сурьи от богини Лады.

Богини утренней зари

Эос

Денница

1. Эос - в древнегреческой мифологии богиня утренней зари, дочь титана Гипериона и его супруги Тейи, сестра Селены и Гелиоса.




2. Эос предшествует появлению Гелиоса на горизонте. Предупреждая восход солнечной колесницы, она омывает землю росой, и капли ее горят на травах и листьях, как драгоценные камни.

1. Денница (утренница, зарница), в славянской мифологии образ полуденной зари, мать, дочь или сестра солнца, возлюбленная месяца, к которому ее ревнует солнце.


2. Денница предвещает восход солнца, ведет солнце на небо и тает в его ярких лучах.

Боги грома и молний

Зевс

Перун

Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.

Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Волосы Бога Грозы уподоблялись грозовой туче — черно-серебряные. Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильно бьёт», «Разящий». Отчаянно гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница — вот откуда гром, вот почему он «прокатывается» по небесам.

Покровительницы лесов и охоты

Артемида

Девана

  1. Артемида — в греческой мифологии всегда юная богиня охоты, покровительница всего живого на Земле.



  1. Она вооружена луком, ходит в короткой одежде, ее сопровождает свора собак и любимая лань.




  1. Об ее почитании греками свидетельствуют имя "Артемида" на одной из кносских глиняных табличек и данные о малоазийской богине Артемиде Эфесской, характеризующие ее, как владычицу природы, госпожу зверей.

Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц ,чаще в лунные ночи.

  1. Девана (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора.


  1. Девану древние славяне представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами.

  2. Зевану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи. Именно она посылала удачу охотникам, помогая им побеждать в схватке с медведем или волками.

Своим пристрастием охотиться именно в лунные ночи Зевана отчасти напоминает греческую Артемиду, богиню охоты.

Боги ветра

Зефир, Нот, Борей

Стрибог

В древнегреческой мифологии боги ветров, братья, сыновья Астрея и Эос.

В восточнославянской мифологии бог ветра.

Боги плодородия

Деметра

Ярило

1. Деметра — в древнегреческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны.

2. Ее имя означает «Мать-Земля». Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей все живое на земле. Она — «Великая мать», порождающая все живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии.

1. Ярило – в славянской мифологии бог плодородия.



2. В мифе о Ярило говорится, что он дарит огонь и жизнь земле, что он породил животных и человека

Боги лесов

Велес

Пан

Велес - бог лесов, животных.

Пан - бог лесов и пастбищ.




Глава 3. «Мифология в наши дни».

В современные дни так же сохранились обряды связанные с мифологией. Приведем пример обрядов, которые имеют место и сейчас- это имя наречение, свадьба, гадания, погребение. Основы этих традиций схожи у обоих народов, возьмём ,к примеру, имя наречение.



Греки

Славяне

Имена детям обычно давали совершенно произвольно, придумывая иногда абсолютно новые и ранее не встречавшиеся, но связанные с какой-нибудь характерной особенностью ребенка, которая была свойственна при появлении его на свет, а также которую родители хотели в нём увидеть позже

Имена давали с целью обезопасить детей от нечисти, стараясь наделить ребенка какими либо качествами в будущем. А также по характерным признакам ребенка


В современном мире с мифологией также связаны имена. Родители, когда называют своих детей, чаще всего обращают внимание на значение имени и его связь с некими историческими лицами, носившими это имя. Чаще всего имена мифологических героев рассматриваются в славянской, римской, греческой мифологии. У них есть некая мифическая сущность, которая влияет на предназначение человека, на его жизненные цели и пути.(в данной таблице указаны не все имена)

Критерии:

■- цветом обозначены имена, распространенные в России в наше время

■- цветом обозначены имена, связанные с Греческой мифологией.

■- цветом обозначены имена, распространенные в наши дни и связанные с мифологией.

Сравнительная таблица использования имен с мифологическим значением (табл.№4)

Греческие имена

Славянские имена

Анатолий (житель Анатолии),

Андрей (мужественный),

Артём (обладатель безупречного здоровья),

Афанасий (бессмертный),

Ахиллес - или Ахиллес

Василий (царственный),

Демид (совет богов),

Денис (Дионис, бог вина и веселья), Дмитрий (посвященный Деметре)

(диаграмма № 6)

Вячеслав - наиславнейший, самый славный.

Богдан - ребенок данный Богом.

Людмила - любимая, милая.

Милослава - прославляющий мир.

Светлана - женская форма имени Светислав.

Ярило - Бог плодов в виде солнца.
Ярослав - славящий Ярилу.

(диаграмма №7)





В результате обобщения данных были созданы две диаграммы (диаграмма №6,№7) популярности имен в наши дни и установлено:

  • большое количество греческих имен довольно распространено в России, более того, многие люди считают, что эти имена исконно русские;

Сегодня в нашей речи также очень часто используются и фразеологизмы, связанные с мифологией.

Например:

Кануло в лето

Забыто навсегда.

Быльем поросло

Давно забыто, никогда не вспоминается.



В современном кинематографе не редко встречаются фильмы с мифологическими сюжетами. Мы считаем, что данные фильмы полезны для зрителя: они помогут углубиться в мифологию, прикоснуться к своим корням. Однако иногда сюжет фильмов настолько искажает сам миф, что создает путаницу в его понимании. Поэтому надо очень тщательно подходить к просмотру фильмов, в основе которых лежит мифология.

И все-таки ничто не может заменить чтения книг, энциклопедий!



Заключение.

Мифы нужны для объяснения мира. Мифы необходимы народу, потому что в них заложены его коренные национальные ценности. В мифах живет память, которая объясняет – кто мы, что с нами происходило, как мы реагировали на различные обстоятельства жизни.

Мифы нужны для связи человека и остального мира, личности и его народа, его предков.

В нашей работе мы изучили славянскую и греческую мифологии, попытались сравнить их и найти аналогии. Мы доказали выдвинутую нами гипотезу, что в мифах много общего. Мы можем сделать вывод, что наши культуры шли по сходному пути развития, и между людьми разных народностей гораздо больше общего, чем различного. Хотя между греческой и славянской мифологией есть и различия. После изучения славянской мифологии выяснилось: боги сразу стали властителями мира; появление богов происходит мирным путем; славянские боги были дружны; они жили в гармонии друг с другом; каждый бог отвечал за какое-нибудь явление природы, либо кому-нибудь покровительствовал; один бог мог отвечать за несколько природных явлений. В древнегреческой мифологии перед богами были титаны; появление богов сопровождается кровопролитием и расприями; греческие боги враждовали между собой.

Таким образом, мы можем сделать главный вывод, что наша культура основана на мире и согласии, на ладе друг с другом.

В результате, работы, проделанной во 2 главе, мы полностью подтвердили нашу гипотезу. Славянская мифология берет начало в греческой, есть очень много общего, но она от неё все-таки сильно отличается.



Список используемой литературы.

  1. «Мифы русского народа». Елевкиевская (Москва Астрель 2005г.)

  2. Патрик Колум : Великие мифы народов мира.( Москва 2007г.)

  3. Макаревич В.: Энциклопедия мифы.(Росмэн 2007г.)

  4. Немировский. А. И. :Мифы и легенды народов мира: древняя Греция (Москва 2006г.)

  5. Роберт Грейс «Мифы древней Греции» (Прогресс 2000г.)

  6. Заморовски й В. « Боги и герои античных сказаний» (Республика 1994г.)

  7. Аргунов М. «Античные мифы и легенды. Мифологический словарь» (Микис 1993 г.)

  8. Прокофьева С. «Великие легенды» (Астель 2005г.)

  9. Гомер «Илиада» и «Одиссея» (Просвещение 1987г.)

  10. Лихачева « Изборник повестей древней Руси» (Москва 1986)

  11. Сайт [http://www.hellados.ru/]

  12. Сайт [http://slovari.yandex.ru].

  13. Сайт [http://mithology.ru/Greece.html]