7
Оглавление.
Введение
Основная часть
1.1. Значение корня и его строение
1.2. Стимуляторы корнеобразования растений
1.3. Сравнение влияния на рост корня естественных и искусственных стимуляторов корнеобразования и стимуляторов роста
1.4. Анкетирование
2. Заключение Список используемой литературы
Введение.
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
В.Жак
В прошлом году я выполняла работу на тему «Как рождается лес» и начала выращивать дерево из маленького семечка. Я убедилась, что процесс выращивания растения достаточно сложный. Мне стало интересно, как появляется и формируется корневая система и может ли этот процесс как-то ускорить.
Актуальность: выращиванием растений занимаются люди многих специальностей. Например, овощеводы, лесники, цветоводы. Сейчас многие выращивают овощи, ягоды и цветы на своих участках и подоконниках. Мои родители занимаются разведением различных растений. От них я узнала, что существуют стимуляторы роста и корнеобразования. Я решила о них узнать поподробнее и выяснить, как они влияют на рост корня.
Цель: выяснить как влияют на рост корня разные стимуляторы роста и корнеобразования.
Задачи:
Узнать о строении и значении корня;
Изучить стимуляторы корнеобразования и их значение;
Провести эксперимент по корнеобразованию:
1)выяснить, ускоряют ли стимуляторы корнеобразования рост корня;
2)сравнить эффективность искусственных и природных стимуляторов корнеобразования;
3)узнать, являются ли стимуляторы роста растения также стимуляторами корнеобразования.
4. Выяснить, знают ли мои ровесники о стимуляторах корнеобразования.
Гипотеза: стимуляторы корнеобразования ускоряют образование корневой системы растения.
Объект исследования: природные и искусственные стимуляторы корнеобразования, стимуляторы роста растений, стеблевые черенки и листья комнатных растений.
Методы исследования: эксперимент, наблюдение, сравнение, опрос, анкетирование.
1. Основная часть.
1.1. Значение корня и его строение.
Корень – это вегетативный орган растения. Он закрепляет растение в почве и активно поглощает из нее воду с минеральными солями. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества. Главная функция корней – почвенное (минеральное) питание.
В корне от верхушки до основания выделяют четыре зоны: деления, роста, всасывания, проведения. В почвенном питании растений важную роль выполняет зона всасывания, в которой располагаются корневые волоски. На 1кв.мм. поверхности корня может располагаться от 200 до 400 корневых волосков. За счет огромного числа корневых волосков всасывающая поверхность корня возрастает примерно в 18 раз. Корневые волоски недолговечны и постоянно обновляются. Они покрыты слизью и тесно соприкасаются с частицами почвы. Благодаря этому облегчается всасывание воды с растворенными веществами. Корневы волоски поглощают из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами, которые поступают в соседние клетки, а затем в сосуды корня. По сосудам под давлением водный раствор поднимается в другие органы растения.1
1.2. Стимуляторы корнеобразования растений.
Стимуляторы корнеобразования используют для стимулирования роста и развития корневой системы. Кроме стимулирования образования корневой системы черенка той или иной культуры, данные стимуляторы могут еще и способствовать развитию дополнительных корней при пересадке саженцев на постоянное место, например, при обрыве части корня у саженца, при сильных травмах корневой системы, да и абсолютно здоровым корням они тоже помогут побыстрее адаптироваться в новых почвенных условиях.
Что такое стимуляторы корнеобразования? Это биологически активные вещества - фитогормоны, которые в естественной природной среде формируются в каждом растении. Чем больше фитогормонов накапливается в побегах, тем легче укореняется то или иное растение. Например, их очень много в смородине, много в калине, аронии и других растениях.
С
ТИМУЛЯТОРЫ КОРНЕОБРАЗОВАНИЯ
ПРИРОДНЫЕ - Мед - Ивовая вода - Тополиная вода - Сок алоэ - Дрожжи | ИСКУССТВЕННЫЕ - Корневин - Гетероауксин - Чаркор |
Искусственные стимуляторы корнеобразования.
Самыми известными фитогормонами являются индолил-3-уксусная и нафтилуксусная кислоты. Два этих основных вещества входят в огромное число препаратов, считающихся стимуляторами роста, в той или иной дозировке, это чаркор и гетероауксин. Эти препараты могут стимулировать деление и растяжение клеток, что и вызывает образование и рост корневой системы.
Однако, существует и иной тип фитогормонов, или стимуляторов корнеобразования, в основе которых лежат не натуральные препараты, а их синтетические заменители, скажем, индолил-3 -масляная кислота, препарат уже иного плана и называется чуть иначе – корневин. При попадании корневина на поверхность среза черенка его действующее вещество начинает буквально раздражать ткани и стимулировать образование новых клеток. В почве корневин преобразуется в гетероауксин, стимулирующий уже дальнейшее развитие корневой системы.
Помимо основного элемента, который обеспечивает стимуляцию образования корневой системы и ускоряет ее рост, в составе препаратов присутствуют и вспомогательные компоненты. Обычно ими является витамин С и тиамин.
Наиболее распространенные варианты применения стимуляторов корнеобразования-это либо замачивание черенков или корневой системы в растворе, либо обмакивание в сухой порошок препарата, если речь идет о черенках трудно укореняемых культур.
Природные стимуляторы корнеобразования.
Первый вариант – это цветочный мед, в нем очень хорошо укореняются черенки винограда. Мед оказывает довольно сильное стимулирующее действие, конечно, если дозировка его не будет слишком маленькой.
Ивовая и тополиная вода также считаются сильными стимуляторами корнеобразования у трудно укореняемых культур и стимулирования ростовой активности при высадке саженцев на участок. Хорошо известно, что они в своем составе имеют довольно много фитогормонов и поговаривают, что по эффективности могут соперничать с известными и довольно дорогими препаратами.
Хорошо известным и отличным стимулятором роста корневой системы является сок, полученный из алоэ. Для того чтобы приготовить максимально эффективный раствор, необходимо растворить в половине литра воды три столовые ложки сока алое, после чего раствору дать постоять в темной и теплой комнате примерно неделю, затем необходимо развести полученный состав в ведре воды.
Дрожжи пекарские, также весьма эффективный стимулятор корнеобразования черенков. Для приготовления используйте воду, которая прошла кипячение. В растворе дрожжей много витамина В и множество полезных микроэлементов. Чтобы приготовить раствор нужно в пяти литрах воды развести 500 г дрожжей. Далее, в растворе следует замочить черенки на сутки, после чего сразу же высадить их в тепличку. Кстати, оставшимся раствором, разведенным в десять раз можно периодически (раз в неделю) дополнительно поливать высаженные в теплицу черенки.
Но одни только стимуляторы, будь они самыми лучшими и дорогими, без соблюдения температурного режима, режима влажности, сроков нарезки и высадки черенков и саженцев, только стимуляторы не смогут сотворить чудо. Поэтому считать их нужно лишь частичкой большого комплекса мер, относящихся к размножению и выращиванию растений самых разных пород.
1.3. Сравнение влияния на рост корня естественных и искусственных стимуляторов корнеобразования и стимуляторов роста.
В ходе эксперимента мне нужно было решить следующие задачи:
1) выяснить, ускоряют ли стимуляторы корнеобразования рост корня;
2) сравнить эффективность искусственных и природные стимуляторов корнеобразования;
3) узнать, являются ли стимуляторы роста растения также стимуляторами корнеобразования.
Приготовили чашки со стимуляторами :
-искусственный стимулятор - корневин
-природные:
а) мед;
б) ивовая кора;
в) тополиная кора.
-стимуляторы роста:
а)крезацин
(ортокрезоксилуксусной кислоты триэтаноламмониевая соль)
б)speedfol
Кроме того, взяли контрольную чашку с чистой водой.
Ко всем стимуляторам была добавлена вода. Затем в каждую чашку поместили черенки и листья нескольких комнатных растений.
Эксперимент начат 10.01.2019 г. По технологии через 12-24 часа черенки должны быть высажены в грунт. Но т.к. наблюдение за процессом корнеобразования в грунте проводить сложно, то первые 10 дней черенки находились в растворах стимуляторов, а затем в чистой воде. Результаты наблюдений фиксировались.
В течение первых 7 дней погибли все черенки в медовой воде, т.к. началось брожение.
22.01.19 г. в растворе ивовой и тополиной коры часть растений погибла, в растворе крезацина осталось только каланхоэ.
Следующее наблюдение 03.02.19г.
Затем 15.02.19г.
08.03.19г.
По результатам наблюдений сделали следующие выводы:
1) растворы ивовой и тополиной коры также эффективны как корневин (по сравнению с чистой водой), но должны применяться антисептическими препаратами, т.к. дают плесень;
2) растворы стимуляторов роста замедляют процесс корнеобразования (по сравнению с чистой водой);
3) в чистой воде все черенки живы и хорошо образуют корни.
1.4. Анкетирование
Чтобы выяснить, знают ли мои ровесники о значении корня и стимуляторах корнеобразования, я провела опрос среди учеников 6-х классов. Было опрошено 26 учащихся. Результаты получились следующие:
Большинство моих ровесников знают о значении корня для растений и даже проводили эксперимент по выращиванию растений из стеблевого черенка или листа, но практически никто не слышал о стимуляторах корнеобразования.
2. Заключение
В процессе выполнения научной работы, используя литературные источники, опыт родителей и свои наблюдения, мною получены знания о стимуляторах корнеобразования и о их влиянии на рост и развитие корня. Также приобрела практические навыки по вегетативному размножению растений. На своих опытах я убедилась, что некоторые естественные стимуляторы также эффективны как и дорогие искусственные препараты.
А результаты анкетирования меня порадовали тем, что ребята знают о важности корня и проводят опыты по выращиванию растений из стеблевого черенка и листа.
Надеюсь, что моя исследовательская работа войдет в копилку научных трудов школы и может быть полезна на уроках биологии. Результаты моей работы могут быть использованы для ускорения роста корней растений. Моя бабушка и родители хотят применить их на практике в этом году.
3.Список литературы
В.В.Пасечник Биология 6 класс стр 92-93
2 https://www.botanichka.ru/article/stimulyatoryi-korneobrazovaniya-rasteniy/
Интересный факт: β-индолилуксусная кислота, считающаяся основой препарата Корнерост, была выведена учеными почти сто лет назад из культур плесневых грибов. Вот так: плесень не только вредит, но и помогает человеку.
Аннотация
Котынова Ангелина
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тепловская школа, 6 класс
Стимуляторы корнеобразования
Научный руководитель: Рубцова Мария Михайловна, МБОУ Тепловская школа, учитель биологии.
Цель: выяснить как влияют на рост корня разные стимуляторы роста и корнеобразования.
Методы, используемые в работе: наблюдение, сравнение, опыт-эксперимент, анкетирование.
1 В.В.Пасечник Биология 6 класс стр 92-93