СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная разработка "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматривается развивающая предметно-пространственная среда в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Просмотр содержимого документа
«Научная разработка "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО"»

  « Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО»    Выполнила: Савинкова Анастасия

« Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Выполнила:

Савинкова Анастасия

Введение ФГОС ДО нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности.

Введение

ФГОС ДО нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности.

« Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» . Е. И.Тихеева

« Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» .

Е. И.Тихеева

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА –  часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т.д), материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т.д), материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Образовательные области по ФГОС: Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие

Образовательные области по ФГОС:

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС Социально-коммуника тивное развитие: Познаватель  Центр ППД  Центр пожарной безопасности  Центр труда, уголок дежурств  Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр) ное развитие: Речевое развитие: - Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения Художественно-эстетическое развитие включает: - Центр сенсорного развития - Центр речевого развития или уголок речи грамотности Физическое развитие:  Центр ИЗО или уголок творчества «Умелые руки»  Центр музыкально-театрализованной деятельности - Центр конструктивной деятельности - Центр «Будем говорить правильно - Центр математического развития - Центр «Здравствуй, книжка!» - Центр физического развития Логопеди - Центр экспериментирования - Центр сохранения здоровья ческий уголок Спортив ный уголок «Будь здоров!»

Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС

Социально-коммуника

тивное развитие:

Познаватель

  • Центр ППД
  • Центр пожарной безопасности
  • Центр труда, уголок дежурств
  • Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр)

ное развитие:

Речевое развитие:

- Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения

Художественно-эстетическое развитие включает:

- Центр сенсорного развития

- Центр речевого развития или уголок речи грамотности

Физическое развитие:

  • Центр ИЗО или уголок творчества «Умелые руки»
  • Центр музыкально-театрализованной деятельности

- Центр конструктивной деятельности

- Центр «Будем говорить правильно

- Центр математического развития

- Центр «Здравствуй, книжка!»

- Центр физического развития

  • Логопеди

- Центр экспериментирования

- Центр сохранения здоровья

ческий уголок

  • Спортив

ный уголок «Будь здоров!»

Центр сюжетно-ролевых игр

Центр сюжетно-ролевых игр

Автогородок

Автогородок

Центр труда, уголок дежурств

Центр труда, уголок дежурств

Центр сенсорного развития

Центр сенсорного развития

Центр конструктивной деятельности

Центр конструктивной деятельности

Центр математического развития

Центр математического развития

Центр «Здравствуй, книжка!»

Центр «Здравствуй, книжка!»

Центр творчества «Умелые руки»

Центр творчества «Умелые руки»

    ФОРМИРОВАНИЕ РППС ДОО      Возрастные особенности психического развития  Задачи Образовательные области Потребности РППС ДОО

ФОРМИРОВАНИЕ РППС ДОО

Возрастные особенности

психического развития

Задачи

Образовательные

области

Потребности

РППС ДОО

В соответствии с ФГОС ДО РППС должна обеспечивать и гарантировать: Охрана и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми Создание равных условий для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям Максимальная реализация образовательного потенциала пространства ДОУ, группы Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на свободный выбор детей Создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации самосовершенствования педагогов

В соответствии с ФГОС ДО РППС должна обеспечивать и гарантировать:

Охрана и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия

Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми

Создание равных условий для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям

Максимальная реализация образовательного потенциала пространства ДОУ, группы

Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность

Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на свободный выбор детей

Создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации самосовершенствования педагогов

                РППС ДОО должна быть:

РППС ДОО должна быть:

Насыщенность среды(разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в здании и на участке ) должна соответствовать: возрастным возможностям детей содержанию Программы

Насыщенность среды(разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в здании и на участке ) должна соответствовать:

  • возрастным возможностям детей
  • содержанию Программы
ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости: от образовательной ситуации от меняющихся интересов детей  от возможностей детей

ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости:

  • от образовательной ситуации
  • от меняющихся интересов детей
  • от возможностей детей
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ материалов предполагает: возможность  разнообразного использования различных составляющих предметной среды наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления полифункциональных предметов ( в т. ч. природные материалы, предметы-заместители) (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.)

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды

наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления полифункциональных предметов ( в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)

(детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.)

ВАРИАТИВНОСТЬ среды предполагает: Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и т.д. Разнообразных материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми Появление новых предметов,  которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей Периодическую сменяемость  игрового материала

ВАРИАТИВНОСТЬ среды предполагает:

Наличие различных пространств

для игры, конструирования,

уединения и т.д.

Разнообразных материалов и

игрушек для обеспечения

свободного выбора

детьми

Появление новых предметов,

которые стимулируют

игровую, двигательную,

познавательную и

исследовательскую

активность детей

Периодическую сменяемость

игрового материала

ДОСТУПНОСТЬ среды предполагает: Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности Исправность и сохранность материалов и оборудования

ДОСТУПНОСТЬ среды предполагает:

  • Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
  • Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
  • Исправность и сохранность материалов и оборудования
БЕЗОПАСНОСТЬ среды:  Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларация соответствия

БЕЗОПАСНОСТЬ среды:

Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларация соответствия

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе Младший возраст Средний возраст  - Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности, Старший и подготовительный возраст  - накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности.  - формирование опыта совместного со сверстниками действия, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности.  - формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы,  - участие в преобразовании предметно – пространственной среды.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе

Младший возраст

Средний возраст

- Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности,

Старший и подготовительный возраст

- накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности.

- формирование опыта совместного со сверстниками действия, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности.

- формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы,

- участие в преобразовании предметно – пространственной среды.

УСЛОВИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (изложены в разделе Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО)предполагают наличие специальных: архитектурных условий методических пособий дидактических материалов спортивного оборудования

УСЛОВИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (изложены в разделе Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО)предполагают наличие специальных:

  • архитектурных условий
  • методических пособий
  • дидактических материалов
  • спортивного оборудования
Дети – активные участники создания РППС к праздникам

Дети – активные участники создания РППС к праздникам

Карта анализа состояния предметно-развивающей среды группы   №  1 Объекты для анализа Полностью соответствует Распределение территорий группы на зоны 2  Частично  Объём и наличие материалов в зонах ( центрах) стимулирующих к самостоятельной деятельности; 3 Не соответствует Материалы логично сгруппированы, удобно для детей размещены. 4 5 Границы центров четко обозначены. Не знаю Центры деятельности, места хранения материалов обозначены соответствующими знаками ( маркерами). Наличие эмблем, понятных для детей, к каждому центру. 6 Обеспечение свободного перемещения, безопасность (обеспечение свободного пространства). 7 Планировка располагает для работы с подгруппами, индивидуальной работы, групповой работы. 8 Прослеживается разделение участков для шумных и спокойных игр. 9 Имеется зона отдыха; место для уединения. 10 В центре творчества имеется стена ( доска ) для самостоятельного творчества. 11 В личном шкафчике у ребёнка созданы условия для хранения личных вещей(уголок, пакет, сумочка).

Карта анализа состояния предметно-развивающей среды группы

1

Объекты для анализа

Полностью соответствует

Распределение территорий группы на зоны

2

Частично

Объём и наличие материалов в зонах ( центрах) стимулирующих к самостоятельной деятельности;

3

Не соответствует

Материалы логично сгруппированы, удобно для детей размещены.

4

5

Границы центров четко обозначены.

Не знаю

Центры деятельности, места хранения материалов обозначены соответствующими знаками ( маркерами). Наличие эмблем, понятных для детей, к каждому центру.

6

Обеспечение свободного перемещения, безопасность (обеспечение свободного пространства).

7

Планировка располагает для работы с подгруппами, индивидуальной работы, групповой работы.

8

Прослеживается разделение участков для шумных и спокойных игр.

9

Имеется зона отдыха; место для уединения.

10

В центре творчества имеется стена ( доска ) для самостоятельного творчества.

11

В личном шкафчике у ребёнка созданы условия для хранения личных вещей(уголок, пакет, сумочка).

Вывод: организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности

Вывод:

организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!