Е.А. Вылегжанина
Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк.
Саморазвитие педагогического артистизма как предпосылка успешности будущего учителя.
В статье раскрывается сущность педагогического артистизма как необходимого компонента личности учителя. Анализируются основные условия и факторы для развития педагогического артистизма. В статье предлагается комплекс упражнений для саморазвития умений педагогического артистизма у будущих учителей.
Современные тенденции развития образования усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога. На первый план выходят такие профессионально – важные качества личности учителя как эмоциональное и убедительное выражение чувств и отношений, умелое сочетание логического и образного мышления для их успешности в профессиональной сфере деятельности педагога. Здесь имеет место и такое индивидуальное начало как педагогический артистизм.
Но трудность обучения артистизму в педагогических вузах не позволяет будущему педагогу в полной мере раскрыть свой творческий потенциал на практике. Вследствие чего новым в решении данной проблемы является самостоятельное развитие педагогического артистизма у будущих учителей иностранного языка. Мы предполагаем, что систематическое использование комплекса упражнений по саморазвитию умений педагогического артистизма у учителей иностранного языка будет способствовать повышению уровня артистического мастерства.
Мы согласны с мнением большинства педагогов (Акрамова М.Т., Амонашвили Ш.А., Булатова О.С., Иванихин В.В., Исаев И.Ф.) исследующих проблемы педагогического артистизма в том, что ему крайне трудно обучить. Но можно научиться понимать его проявления, осознавать и оценивать его значимость в педагогическом процессе. Также следует развивать некоторые качества личности, например, образное мышление, наблюдательность, воображение, ораторские способности учителя, которые напрямую связаны с артистизмом.
В целом педагогический артистизм может быть определен как способность целесообразного личностного взаимодействия педагога с учениками, основанная на умении учителя войти на время в необходимую роль, используя ее для достижения совместного с учащимися успеха в соответствии с определенными педагогическими задачами и конкретной ситуацией. (Станиславский К.С., Ваганова Ж.В.).
В структуре педагогического артистизма выделяют внешний и внутренний артистизм: Внутренний артистизм включает в себя такие качества личности, например, как воображение, самообладание в условиях публичности; Внешний артистизм проявляется через особые формы личностного отношения учителя к учебному материалу, через передачу эмоционального отношения педагога к своей деятельности.
Во многом успешное развитие педагогического артистизма зависит от условий, которые подразделяются на внешние и внутренние. Ко внешним относятся: Общественные, действующие на уровне государства, например, организация комплексов мероприятий по повышению престижа профессии учителя; профессионально – образовательные, функционирующие на уровне повышения квалификации педагогических кадров; деятельностные условия, связанные непосредственно с профессиональной деятельностью педагога. Ко внутренним условиям успешного развития педагогического артистизма относятся: Индивидуальные особенности личности (например, темперамент, индивидуальные черты характера); высокий нравственный и культурный уровень личности; профессиональная направленность личности педагога, выражающаяся в искренней устремленности учителя применить свои знания, умения и опыт в области педагогической профессии.
Входе исследования мы осуществили изучение уровня сформированности педагогического артистизма среди учителей – практиков и студентов – будущих учителей иностранного языка и последующего сравнения полученных результатов. Был проведен устный опрос, разработанный Е. Владимировой, состоящий из двенадцати вопросов, на которые давались положительные, отрицательные либо нейтральные ответы. Из полученных данных мы установили, что у учителей - практиков МБО «СОШ № 18» в большинстве случаев имеется осознанное представление о том на сколько важен педагогический артистизм в их профессиональной сфере деятельности. Также было проведено письменное тестирование под названием «Методика оценки творческого потенциала» (Тест на креативность), разработанная Н.Ф. Вишняковой. Данный тест состоял из восьмидесяти утверждений, на которые нужно было оценить в форме, что «верно» или «неверно» лично для Вас, при этом давая первую пришедшую в голову оценку, глубоко не задумываясь над предложенными утверждениями. Результаты тестирования показали хорошую оценку творческого потенциала преподавателей. В результате было установлено, что учителя всецело согласны повысить свой уровень педагогического артистизма, который, в данный момент, находиться на адаптивном уровне. У большинства студентов второго курса, НФИ КемГУ, факультета иностранных языков не прослеживается полноценное осознание такого важно – личностного начала как педагогический артистизм. Но при этом такие качества личности, которые тесно взаимосвязаны с педагогическим артистизмом, находятся на удовлетворительном уровне, что в дальнейшем позволит успешно развивать артистические умения студентов. (см. диаграм. 1).
![]()
Диаграмма 1 – Результаты тестирования студентов
Для достижения наиболее высоких результатов в области повышения уровня артистичности у студентов педагогических вузов, нами был разработан комплекса упражнений для саморазвития умений педагогического артистизма для будущих учителей иностранного языка. В данном комплексе разработаны различные виды упражнений для развития не только самого артистизма, но и непосредственно связанные с ним качества личности, например, такими как воображение, образное мышление, интуиция. Все упражнения представлены в виде увлекательных заданий для самостоятельного выполнения.
В наши дни современные тенденции развития образовании все больше требуют от педагога не только хороших знаний по своему предмету, но также развития творческих способностей, развития индивидуального стиля деятельности. Поэтому одним из актуальных вопросов является вопрос о формировании, а затем дальнейшего развития такого качества личности педагога как артистизм.
Список литературы
Акрамова М.Т. Педагогический артистизм как компонент профессиональной компетенции учителя: Молодой ученый / Акрамова М.Т. – Молодой ученый, 2012. – № 8. – С. 287-290.
Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония [Текст] / Ш. А. Амонашвили. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 1993.
Булатова О.С. Педагогический артистизм / Булатова О.С. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.–240с. 3.
Якушева С.Д. Педагогическая наука: прошлое, настоящее, будущее: научная статья / Якушева С.Д. – Новосибирск, 2011.