Түсініктеме: зерттеу іс – әрекетінің негізгі аспектілері және кедергілер мақалада карастырылған. Сауалнама және сұхбат негізінде педагогпен ұйымдастырылған зерттеу іс – әрекетінің ең тиімді жаұтары анықталған
Аннотация: в статье рассмотрены основные преимущества и барьеры исследовательской деятельности педагогов. На основании анкетирования и интервьюирования выявлены наиболее явные причины успешной организации исследовательской деятельности педагогом.
Annotation: on the basis of questioning and interviewing the most obvious reasons of successful organization of research activity by the teacher are revealed.
Түйінді сөздер: басымдылық, тосқауылдар, зерттеу, сауалнама, білім.
Ключевые слова: преимущества, барьеры, исследование, анкета, знание.
Keywords: аdvantages, barriers, research, questionnaire, knowledge.
Исследовательская деятельность: преимущества и барьеры
Цель: выявить преимущества и барьеры в исследовательской деятельности учителя.
Вопросы исследования: Какие преимущества и барьеры присутствовали в исследовательской деятельности учителя.
Актуальность: В условиях изменения парадигмы образования роль учебной исследовательской деятельности, специально организуемой в пространстве образовательной организации, существенно возрастает. Создание условий для реализации исследовательской деятельности – необходимая и насущная задача современной образовательной организации, поскольку позволяет обучающимся не только формировать предметные и метапредметные умения, но и эффективно получать знания, развивая целостное и продуктивное мышление, строить фундамент для ценностно-смыслового самоопределения своей личности.
Методология: участники: педагоги КГУ «Тобольская средняя школа»
инструменты: анкетирование, интервью, анализ литературы, интернет источники
Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным элементом профессиональной деятельности, ведущим критерием педагогического творчества, источником роста преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и таланта, условием для развития, социализации и самоопределения обучающихся.
Если учитель в ходе своей практической деятельности сумел внедрить новое содержание, получить высокие результаты обучения на основе использования эффективных технологий, сумел выявить научные закономерности, обосновать принципы, обобщить свой опыт и диссеминировать его в реальную образовательную практику, то его можно назвать исследователем. Правда, в данном случае необходимо помнить, что научно‐исследовательская работа в школе, проводимая учителем отличается от истинно научной работы, целью которой является творение нового знания. Педагогические исследования в школе должны носить прикладной характер и направлены на разработку и освоение новшеств, обеспечивающих повышение результативности образовательного процесса.
Для того чтобы выявить преимущества и барьеры исследовательской деятельности учителя я на уроках внедряла задания, которые носили исследовательский характер. Я подобрала такие задания, которые были направлены на самостоятельное изучение материала
Так, например, на уроке русского языка ученикам было предложено задание прочитать стихотворение. После прочтения, я организовала исследовательскую работу, учитывая, что исследовательская беседа не является естественной формой работы, я при помощи наводящих вопросов старалась создавать условия для того, чтобы работа была плодотворной. Ученики предлагали уместную информацию, в процессе обсуждения, данное задание отражает в себе модуль «новые подходы в преподавании», так как здесь явно прослеживается диалогическая беседа. Минусом было то, что ученики старались перекрикивать друг друга, не желая, слушать друг друга.
на уроке естествознания ученики проводили исследование, целью которого было определить, как вещества воздействуют друг на друга. На данном уроке главным барьером послужило, то, что ученикам трудно было сформулировать гипотезу. Но я увидела и преимущества исследовательской работы. Ученики, на рефлексии показали, что они хорошо усвоили данный материал.
На уроке литературного чтения ученики исследовали статью о научно – познавательном рассказе. В ходе данного исследования я увидела следующие плюсы. Ученики активно включились в работу, так как им предстояло самостоятельно добыть информацию. Они сплоченно исследовали данную статью и пришли к единому мнению.
Так же я провела анкетирование и интервьюирование среди учителей Тобольской средней школы..
Целью данных исследований было выявление положительных и отрицательных сторон исследовательской деятельности учителей.
По результатам анкетирования было выявлено, что 59% педагогического коллектива используют в работе с учащимися учебно –исследовательскую деятельность.
Трудностями в исследовательской деятельности являются:
-
Отсутствие свободного времени
-
нехватка знаний по организации учебно-исследовательской деятельности
-
недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы
-
организационные моменты (например, нарушения последовательности или исключения тех или иных элементов работы при подготовке)
-
отсутствие либо недостаточный опыт публичного выступления у обучающихся
-
требуется дополнительное время на подготовку со стороны учителя
-
требуется дополнительное время на подготовку со стороны обучающегося
Положительные стороны исследовательской деятельности:
Таким образом, главными достоинствами исследовательского метода обучения, бесспорно, является следующее:
-
актуальность. В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
-
создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;
-
дифференцированный подход. Тему исследований учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;
-
использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;
-
формирование исследовательских умений;
-
мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.
-
Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации. Необходимы следующие условия реализации опыта:
-
развитие внутренней мотивации к занятию исследовательской деятельностью;
-
разработка и апробирование исследовательских творческих заданий;
-
наличие научно-исследовательского опыта у руководителя исследовательской работы;
-
существование адаптированных методик проведения исследовательской работы;
-
наличие информационных ресурсов (литературы, доступа к Интернету и т.д.);
-
наличие системы фиксации социальной значимости достижений учащихся в области исследовательской деятельности (конференции, публикации).
Исследовательский метод предусматривает творческое усвоение знаний.
Таким образом мы приходим к выводу, что исследовательская деятельность:
имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Во многом успех исследовательской деятельности зависит от профессионализма и заинтересованности самого педагога.
А также исследовательская деятельность школы – яркий пример тому, как выстроенная система экспериментальной работы переходит в научно поставленный коллективный педагогический опыт, который, проникая во все звенья педагогической системы, способствует развитию школы, обогащая её инновационный потенциал.
Список литературы
-
Базаров Т. Ю. Управление персоналом: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. 6-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2008. 224 с.
-
Винниченко Н. Л., Гельфман Э. Г., Ревякина В. И., Румбешта Е. А. Современный учитель: подготовка, опыт, компетенции // Вестн. Том- ского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 2 (68). С. 165–168.
-
Настявин И. М. Школа и учитель в современных условиях // Региональное сообщество: инновации и традиции. 2007. № 1. С. 1–21
-
Лернер П. Новое содержание образования: повседневное знание становится основным // Народное образование. 2008. № 7. С. 165–172
-
Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр
«Академия», 2006. 176 с.
-
Шейразина Р., Александрова М. Возможность карьерного роста учителя // Народное образование. 2006. № 8. С. 90–97.