Дорохова И. Г., студентка ОЗ-ПДО-16/3
Научный руководитель: Марченко Г. В.
ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
Нравственное развитие личности игровыми средствами.
Постановка проблемы. В настоящее время мы переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество,- не в спаде экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня моральные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Детей отличает эмоциональная, волевая, духовная незрелость. Поэтому актуальность проблемы, связанной с нравственным воспитанием подрастающего поколения в современном обществе, бесспорна. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубины обсуждалась проблема формирования нравственных качеств личности, поскольку они занимают особое место среди многих личностных свойств. Эти качества необходимы для того, чтобы ребенок научился жить в обществе по законам нравственности, т.е. на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей. Необходимость особого внимания к нравственному воспитанию дошкольников обусловлена еще и тем, что оно является стержнем приобщения ребенка к культуре. Если ребенок активно развивается в нравственном плане, то его вхождение в мир культуры происходит значительно легче, а его трудовое, умственное и эстетическое воспитание доставляет взрослым гораздо меньше хлопот. Дошкольный возраст период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель его нравственного развития. Поэтому воспитание нравственных качеств ребенка является той необходимой основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты личности ребенка.
Ученые и практики выделяют несколько путей формирования нравственных качеств личности, среди которых можно назвать игру. В связи со сказанным стоит отметить, что в практике дошкольного образования складывается классическая ситуация, которой присущ ряд противоречий, в том числе между: требованиями общества к современной личности и общей неудовлетворенностью результатами нравственного воспитания; преимущественно коллективными формами воспитательной работы с детьми в образовательных учреждениях и индивидуальными особенностями нравственного поведения ребенка; между необходимостью формирования нравственных качеств личности дошкольника и отсутствием научно обоснованных рекомендаций для воспитателей по её осуществлению.
С учетом этого мы сформулировали проблему исследования следующим образом: при каких педагогических условиях возможны эффективные пути воспитания у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств.
Связь работы с научными планами, программами, темами. Исследование выполнено в соответствии с темой курсовой работы факультета дополнительного профессионального образования Донецкого педагогического института «Нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста игровыми средствами».
Анализ последних исследований и публикаций. Государственная важность и социально-культурная значимость проблемы формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста вызвали большую активность ученых и практиков в разработке ряда аспектов этого вопроса. Существенный вклад в решение данной проблемы внесли Виноградова Н. Ф., Буре Р. С., Година Г. Н., Жуковская Р. И., Загик Л. В., Запорожец А.В., Козлова С. А., Комарова Т. С., Маркова Т. А., Свадковский И. Ф., Сухомлинский В. А., Ушинский К. Д. и др. В них раскрыты общие закономерности, задачи, содержание, методы и средства нравственного воспитания. Крупская Н. К, Макаренко А. С, отмечая воспитательное значение игры, неустанно ратовали за её всемерное применение в практической педагогике.
В советской педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых, как Флёрина Е. А., Тихеева Е. И., Аркин Е. А. (20-30-е гг.); позднее игре были посвящены работы Лехтман-Абрамович Р. Я., Фрадкиной Ф. И., Аксариной Н. М., Усовой А. П., Менджерицкой Д. В., Жуковской Р. И., Марковой Г. А. и др.
Одно из основных положений педагогической теории детской игры заключается в том, что игра имеет историческую, а не биологическую природу. Такое понимание природы игры и закономерностей её развития нашло отражение в исследованиях психологов Выгодского Л. С., Леонтьева А. Н., Эльконина Д. Б., Запорожца А. В. и их последователей. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей.
Формулирование целей статьи. Решение данной проблемы составляет цель статьи: систематизация педагогических условий, обеспечивающих воспитание нравственных качеств у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.
Результаты исследования. При проведении опытно-экспериментальной работы была поставлена цель: разработать условия формирования нравственных качеств у старших дошкольников в игровой деятельности.
Для реализации поставленной цели представлены игры, развивающие и формирующие нравственные качества у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются игры, которые строятся на отношениях игрового партнерства, на согласованном участии каждого ребенка в том, что принято всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом. Такая открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка.
Игры предлагаются в определенной последовательности, в порядке возрастания требований к организованности поведения ребенка в группе.
Важное значение для эмоциональной включенности ребенка в роль имеет образный текст; он же является и словесным сигналом к новым движениям. Активность воображения помогает осознанию игровой ситуации и облегчает выполнение игровых правил. В заключительных играх дети учатся помогать друг другу (иногда рискуя быть пойманными). Это требует особой сознательности и определенных усилий. Опорой здесь является то удовольствие, которое ребенок получает от своего доброго поступка.
Наблюдая за действиями других, дети учатся оценивать их правильность, видеть ошибки и неточности своих товарищей. На этой основе возникает умение оценивать и свои действия, т. е. элементы самоконтроля.
Особенность всех предлагаемых игр состоит в том, что в них «центром притяжения» является взрослый. Он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них своеобразным образцом выполнения игровых действий. Все игровые действия и движения производятся в подражание взрослому и друг другу. Взрослый как бы заражает детей своей увлеченностью. Чтобы игра была активно принята детьми и принесла им не только радость, но и пользу, нужно ее умело донести.
Для этого необходимы понимание психологических особенностей игры и предварительная подготовка к ее проведению (составление четкого плана, мысленное проигрывание и, конечно же, знание текстов). Очень важно во время игры держаться свободно, артистично, «заражать» детей весельем. Важно также понимать воспитательное значение каждой игры.
Помимо общего веселья и активности каждая игра несет в себе организующие и дисциплинирующие моменты, которые зафиксированы в правилах, устанавливающих что нужно, а чего нельзя делать в данной игре. Конечно, начинать игру с малышами с объяснения правил нельзя. Но в процессе игры важно тактично и ненавязчиво доносить эти правила до детей, чтобы их действия становились все более произвольными и осознанными.
Одним из главных условий проведения всех предлагаемых игр является добровольность участия детей. Не беда, если не все они сразу включатся в игру. Можно начинать и с небольшой группой желающих, которые быстрее откликнутся на приглашение воспитателя. Для тех детей, кто сразу не решается принять участие в игре, наблюдение за другими станет интересным и полезным зрелищем. Постепенно они сами незаметно втянутся в игру.
Выводы. Вопрос по формированию нравственных качеств у дошкольников основательно изучен многими исследователями (К. Д. Ушинский, А. В. Запорожец, Л. И. Ботович). Но, тем не менее, проблемы нравственного воспитания остаются, так как до сих пор не определены оптимальные методы условий воспитания у детей общечеловеческих качеств.
Мы привыкли считать, что ребенок – это «материал», на который влияют общечеловеческие факторы, на сегодняшний день это – телевидение, радио, компьютеры, различные игровые приставки. У детей возникают потребности в общении с интересным, и они, по большому счету, находят это в агрессивных мультфильмах, компьютерных играх и т.д.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственных качеств, было выявлено, что становление личности человека происходит благодаря воспитанию, а понятие «личность» характеризует человека, живущего в обществе и устанавливающего общественно-направленной цели.
Таким образом, человек становиться нравственной личностью лишь в условиях активного взаимодействия со средой в процессе общения.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, поэтому одним из основных методов формирования нравственных качеств можно считать игру. Направляя игру, воспитатели учат детей простейшим нравственным нормам, становятся регулятором коллективных взаимоотношений.
В игре формируется умение подчиняться игре, умение подчиняться правилам. В результате, игры оказывают влияние на формирование собранности, целеустремленности, организованности. Также с помощью различных видов игр формируется любовь к труду и дружным взаимоотношениям ребят между собой. С помощью экспериментальных исследований была выявлена значимость игры для воспитания нравственных качеств. Так как в условиях хорошо организованного педагогического процессе дошкольники становятся более дисциплинированными, способными более оценочно относиться к дружбе и труду, определять цели и достигать их. Проведенный анализ и эксперимент показал нам, что в ситуации рассказа - квалифицируют поступки верно 20 детей. В сюжетно – ролевых отношениях выполняют альтруистическую норму 12 детей, не выполняет один ребёнок. В ситуации по поводу игры выполняют норму 12 детей, не выполняют 8 детей, в реально ситуации выполняют нормы 7, не выполняют 13 детей.
Исходя из анализа особенностей поведения детей в различных ситуациях, следует отметить, что из большинства детей, выполнивших норму отмечалось доброжелательное отношение к партнёру и искреннее желание ему помочь в отличие от другой части детей, которые выполняли норму, испытывая недовольство, возмущение в некоторых случаях раздражение. То есть эти дети выполняли норму не вследствие сформированности в них нравственных мотивов поведения, а скорее всего ради избежания наказания или получения одобрения.
Список литературы
1. Под ред. Капрова И. А. и Богданова О. С. Азбука нравственного воспитания / И. А. Капрова и О. С. Богданова – М.: Просвещение, 1985. – С. 163.
2. Буре Р. С. Теория и методика воспитания у детей нравственно волевых качеств в детском саду / Буре Р. С. – М.: Педагогика, 1986. – С. 340.
3. Буре Р. С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду / Буре Р. С. – М.: Педагогика, 1981. – С. 263.
4. Под ред. В. Г. Нечаевой. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. 3-е изд. М.: Просвещение, 1983. – С. 328.
5. Под ред. А. В. Запорожца, Д. В. Менджерицкой. Воспитание детей в игре / Под ред. А. В. Запорожца, Д. В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1982. – С. 290.
6. Под ред. А. В. Запорожца и Т. А. Марковой. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца и Т. А. Марковой. М.: Педагогика, 1976. – С. 405.
7. Под ред. Д. В. Менджерицкой. Воспитание детей в игре / Под ред. Д. В. Менджерицкой. М.: Просвещение, – 1979. – С. 60.
8. Под ред. А. М. Виноградовой. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М.: Просвещение, 198. – С. 269.
9. Анисимов С. Ф. Нравственный прогресс и религия / Анисимова С. Ф., М.: Мысль, – 1975. – С. 253.