МИНИСТЕРСТВО ОБРОЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)
Капустина Мария Владимировна
Студентка 1- го курса 107 группы
Квалификационная работа по направлению
44.03.01(05) – ПЕДАГОГИЧСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ)
Научный руководитель:
Мухлынина Олеся Александровна
Москва, 2019
Понятие и структура конфликта. Анализ и работа с конфликтом.
Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Определение конфликта. 2
1.1. Основные причины возникновения межличностных конфликтов: 4
1.2. Стадии конфликта: 5
1.3. Способы разрешения конфликта: 6
Глава 2. Школьный конфликт. 8
2.1. Конфликт «Ученик — ученик» 8
2.2. Конфликт «Учитель — родитель ученика» 9
2.3. Конфликт «Учитель — ученик» 10
2.4. Единый алгоритм решения любого школьного конфликта 12
Список использованной литературы: 13
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2002. 13
Медиация. Учебник. Под ред. Карпенко А.Д., Осиновского А.Д. СПб., 2016. 13
Карпенко А.Д., Гамзатов Т. М. Конфликт: структура и динамика. СПб., 2007 13
http://kpfu.ru/docs/F356916983/Golovanova.I.I..Metodika.upravlenie.konfliktami.pdf 13
http://pedsovet.su/publ/72-1-0-4305 13
Приложения 13
Введение. Глава 1. Определение конфликта.
Везде, где есть взаимодействие и коммуникация между индивидами, группами, периодически возникают конфликты.
Слово «конфликт» (от лат.confliktus) означает столкновение (сторон, мнений, сил).
Социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.
Конфликт не есть застывшее образование, у него есть структура, динамика развития и «циклы жизни».
Научный интерес к конфликтам с течением времени становился все более системным и целенаправленным. С конца19 века началось бурное развитие конфликтологических теорий и подходов. Потрясения 20века дали большой запрос на понимание конфликта и потребность в практических методах работы с конфликтом. Такие социологи как Г. Спенсер, Г. Зимель, Т. Парсонс значительно продвинули человечество в понимании социального конфликта, его закономерностей и свойств.
Субъектами конфликтного взаимодействия могут стать люди либо группы людей.
Отличительные особенности межличностных конфликтов:
противоборство людей происходит непосредственно на основе столкновения их личных мотивов;
для субъектов конфликтного взаимодействия конфликт является своеобразной площадкой, где проверяются характеры, темпераменты, способности интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей;
межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений конфликтующих сторон;
затрагиваются интересы не только конфликтующих сторон, но и тех, с кем они непосредственно связаны служебными или межличностными отношениями.
Групповые конфликты представляют собой противоборство, в котором одна или несколько сторон представлены малой социальной группой. (личность – группа или группа – группа).
В структуру конфликта входят и люди, организовавшие конфликт или вовлеченные в него, а также предмер конфликта, интересы людей и их требования. Иными словами, внутреннюю среду конфликта формируют его участники, их ресурсы, предмет конфликта, интересы и позиции. Вокруг конфликта есть внешняя среда, которая может выступать источником внешней поддержки участников конфликта, сдерживающим фактором или нейтральной стороной к конфликту.
И внутренняя, и внешняя среда конфликта динамичны, находятся в постоянном взаимодействии и связи, оказывая влияние друг на друга. Это обстоятельство важно для диагностики ситуации и анализа конфликта.
Структуру конфликта составляют:
участники конфликта;
предмет конфликта;
интересы, потребности и цели участников конфликта;
конфликтные позиции;
внутренняя среда конфликта.
Интенсивность и характер конфликтного взаимодействия сторон зависят от личностных качеств участников, внешней среды, культурных и национальных особенностей.
Сторонники – это участники конфликта, группирующиеся вокруг его сторон, могут быть активными (своими действиями развивают конфликт) и пассивными (не предпринимает активных действий в пользу одной из сторон, но предоставляют различные ресурсы своей стороне.)
Провокатор – участник конфликта, способствующий своими действиями развитию конфликта с целью реализации своих интересов.
Управленец – субъект, определяющий и реализующий стратегию конфликта, осуществляющий контроль его развития в собственных интересах.
1.1. Основные причины возникновения межличностных конфликтов:
1) Наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями отдельных индивидов;
2) Присутствие противоборства между различными личностями, вызванного разностью социальных статусов, уровнем притязаний и др.;
3) Появлениеи устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между людьми;
4 )Несовпадение рассуждений, т.е. несогласие с порядком (последовательностью) умозаключений оппонента, которое в определенных ситуациях приводит к появлению ощущения собственного психологического проигрыша;
5) Особенностивосприятия, в ходе которого происходит потеря значительной части информации. По данным исследований установлено, что если принять задуманное за 100%, то высказанное содержит 70% первичной информации. Услышанное составляет 80% от высказанного, а в сумме это 56% от первоначальной информации. Понимается 70% от услышанного (39% от первичной информации). Запоминается 60% от понятого (24% от исходного уровня). При пересказывании запомненного утрачивается около 30% информации. В итоге восприятия от первичной информации остается лишь 16%, что объясняет большое число ошибок и возможность возникновения конфликтов;
6) Субъективная предрасположенность к конфликтам, которая проявляется в сочетании следующих психологических качеств: неадекватная самооценка, стремление к доминированию, консерватизм мышления, излишняя прямолинейность, критицизм, тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, обидчивость.
Большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психологическое состояние его участников. Конфликт ведет к разрушению системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Конфликты негативно отражаются на эффективности деятельности оппонентов. Участники конфликта обращают меньше внимания на качество работы. Конфликт неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе, организации. Частые конфликты ослабляют группу, ведут к снижению групповой сплоченности.
Иногда в конфликте можно выделить и конструктивные (положительные) функции. Конфликт высвечивает «узкие места», нерешенные проблемы. Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Конфликт зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки.
1.2. Стадии конфликта:
Предконфликт (нарастание напряжения)
Инцидент
Конфликт
Эскалация
Завершение или приостановка.
Конфликт начинает формироваться на первой стадии. Однако если предконфликт не перейдет во вторую стадию, конфликт не состоится. Чтобы конфликт состоялся, нужна вспышка, разрядка накопившихся противоречий, другими словами, инцидент.
Из-за инцидента возникает сам конфликт, имеющий целью нанесение ущерба противнику. При продолжении развития он переходит в абсолютную иррациональную стадию – эскалацию. По мере истощения ресурсов конфликт затухает, но может возникнуть вновь и процесс может развиваться по спирали в течение многих лет (и даже столетий).
1.3. Способы разрешения конфликта:
1) Способ конкуренции заключается в разрешении конфликта активно, путем принятия собственных волевых решений. Этот способ состоит в том, что одна сторона стремится удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать свое решение. Такой способ оправдан, если конкурирующая сторона обладает определенной властью и авторитетом, если конфликт должен быть быстро разрешен. Вместе с тем, способ не применим в случае возникновения сложных конфликтов;
2)Способ уклонения реализуется тогда, когда одна из сторон уходит от сотрудничества или даже от отстаивания своих интересов. Такой способ эффективен, если конфликт неглубокий, если заранее известно, что одна из сторон не права, если необходима отсрочка в решении проблемы;
3)Способ приспособления означает то, что стороны конфликта взаимодействуют, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Такой способ целесообразно выбирать, если значимость конфликта неодинакова для его сторон;
4)Способ сотрудничества проявляется в том, что стороны активно взаимодействуют и при этом отстаивают свои интересы. Такой способ по времени самый продолжительный, он эффективен, если стороны имеют различные скрытые нужды, а решение проблемы одинаково важно для обоих.
5) Способ компромисса заключается в том, что одна из сторон немного уступает другой и настраивается на урегулирование разногласий через взаимные уступки. Этот способ эффективен, если ситуация важна для обоих, а участники конфликта обладают одинаковой властью.
Глава 2. Школьный конфликт. 2.1. Конфликт «Ученик — ученик»
Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.
Причины конфликтов между учениками
борьба за авторитет
соперничество
обман, сплетни
оскорбления
обиды
враждебность к любимым ученикам учителя
личная неприязнь к человеку
симпатия без взаимности
Способы решения конфликтов между учениками
Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.
После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.
2.2. Конфликт «Учитель — родитель ученика»
Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Причины конфликта между учителем и родителями
разные представления сторон о средствах воспитания
недовольство родителя методами обучения педагога
личная неприязнь
мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
Способы решения конфликта с родителями ученика
Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.
Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.
Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.
2.3. Конфликт «Учитель — ученик»
Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.
Причины конфликтов между учителем и учениками
отсутствие единства в требованиях учителей
чрезмерное количество требований к ученику
непостоянство требований учителя
невыполнение требований самим учителем
ученик считает себя недооцененным
учитель не может примириться с недостатками ученика
личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)
Решение конфликта учителя и ученика
Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.
Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.
Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.
Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.
Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка. При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.
2.4. Единый алгоритм решения любого школьного конфликта
Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.
Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
Второй момент — анализ ситуации, выявление причин и интересов конфликтующих сторон.
Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу —выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.
Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Выводы
Список использованной литературы: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2002. Медиация. Учебник. Под ред. Карпенко А.Д., Осиновского А.Д. СПб., 2016. Карпенко А.Д., Гамзатов Т. М. Конфликт: структура и динамика. СПб., 2007
http://kpfu.ru/docs/F356916983/Golovanova.I.I..Metodika.upravlenie.konfliktami.pdf http://pedsovet.su/publ/72-1-0-4305 Приложения