СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья на тему: "РОЛЬ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИИ"ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему: "РОЛЬ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИИ"ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

УДК 37.018.2

РОЛЬ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Пагина Елена Анатольевна

заместитель директора по учебно-методической работе

МАОУ «СОШ № 1 г. Немана»

Неман, Россия.

Васильев Павел Владимирович

советник директора по воспитанию и взаимодействию

с детскими общественными объединениями

МАОУ «СОШ № 1 г. Немана»

Неман, Россия.

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос роли детско-юношеских движений и общественных организаций в социализации и воспитании подрастающего поколения. В настоящее время это один из самых актуальных вопросов, так как воспитание играет самую важную роль в становлении личности ребенка. В статье рассматривается вопрос, каким образом детско-юношеские движения и общественные организации могут помочь в развитии ребенка и становлении его как личности.

Ключевые слова: воспитание, детско-юношеские движения, детские общественные организации, взаимодействие, сотрудничество, социализация, коллектив.

«Любая структура, любое организованное строение детского коллектива играет свою роль в воспитании ребенка тогда, когда они имеют положительный опыт коллективистских взаимоотношений, приобретенных в первичных детских коллективах».

В.А.Сухомлинский

Мы живем в удивительное время - время перемен! Проблемы социализации и воспитания подрастающего поколения всегда были актуальны. Многое меняется в нашей жизни, меняется и подрастающее поколение, его взгляды, идеалы, убеждения. Но новое-это, как показывает практика, хорошо забытое старое. Именно поэтому, при создании детско-юношеских движений и общественных организаций, деятельность которых направлена на воспитание подрастающего поколения, необходимо изучение истории детского движения. Во-первых, это возможность увидеть положительный опыт прошлого и использовать его для продуктивной работы с детьми. Во-вторых, это необходимая часть составляющего звена связи поколений, от которой зависит, какими будут наши дети в будущем, какую пользу они могут принести нашему обществу, нашему государству. История человечества, история образования, а главное, воспитания может ускоряться, может замедлить темп своего движения, но она всегда стремиться вперед, совершенствуется, созидает что- то важное в нужных временных рамках.

В современном мире возрастают требованиями к социализации и воспитанию подрастающего поколения, поэтому вопросы, связанные с особенностями формирования воспитательной среды, важной составляющей которой являются детские движения и общественные организации, остаются актуальными. Дефицит системности в совместной воспитательной работе общеобразовательных учреждений, социума и семьи, преуменьшение в этом процессе воспитательного потенциала детских общественных объединений и организаций ограничивают возможности процесса социализации и воспитания подрастающего поколения.

Как все мы знаем, в Российской Федерации с 29 мая 2019 года была утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, основной целью которой является усиление воспитательного компонента на уроках, в рамках дополнительного образования и во внеурочной деятельности детей. Наиважнейшая цель Стратегии - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации.

Время, в котором мы живем - это время новых технологий, инноваций, глобальной компьютеризации. Но во все времена проблема воспитания остается одной из самых важных и серьезных проблем общества. Именно поэтому создание детско-юношеских движений и общественных организаций играет огромную роль в социализации и воспитании поколения будущих граждан нашего государства. Занятость обучающихся во внеурочное время просто необходима. К сожалению, практика показывает, что не все представители подрастающего поколения интересуется социально - значимой деятельностью. В связи с этим в последние годы в школах активно создаются и эффективно работают воспитательные практики следующих общественных организаций, проектов и движений: Ученическое самоуправление, Волонтеры России, школьные музеи (музейные комнаты), школьные театры различной жанровой направленности (театральные студии), ЮИД, Орлята России, Юнармия, Кадетское движение, движение «Знание», Движение Первых, «Билет в будущее» и т.д.

Детско-юношеские движения и организации существенно отличаются от взрослых по самому главному признаку - участию людей более старшего поколения в деятельности детского формирования. Самой необходимой составляющей есть и всегда будет добровольное желание детей вступать в данные общественные организации, реализовывать свои идеи в проектах, быть участником движений социально-воспитательной направленности. Вступая в общественные организации, движения, дети, прежде всего, должны руководствоваться такими понятиями, как бескорыстие, забота о своей Родине, о своем месте в обществе, самопознание, свое мировоззрение.

Так в чем же состоит особая роль детско-юношеских движений и общественных детских организаций? Какое место они занимают в воспитании и социализации подрастающего поколения? Ответ очевиден! Вся суть этих организаций, движений и проектов, в первую очередь, полностью соответствует всем потребностям и интересам большей части современных подростков. Прежде всего, это востребованная форма организации детской самостоятельности, самореализации, социальной активности. Это важное звено воспитательной системы любого образовательного учреждения, так как детские объединения являются особой педагогически организованной средой жизнедеятельности ребёнка. Объединяясь в общественные организации, дети получают возможность действовать в своих интересах и от своего имени. Личность развивается в обществе по двум взаимосвязанным направлениям: «самоопределение, самовыражение, самосовершенствование, самоутверждение» и «содействие, сотрудничество, содружество, сотворчество». Оба направления дополняют друг друга, помогают держать баланс между взаимодополняемостью детской самодеятельности и равенством.

В деятельности общественных объединений, работа которых направлена на воспитание и социализацию подрастающего поколения, должны раскрываться таланты и способности детей. Являясь участниками работы и жизни общественных объединений, ребята приходят к пониманию ценности знания и принимают активное участие во внеклассных, муниципальных, региональных и всероссийских мероприятиях.

Чтобы быть успешной, гармонически развитой личностью и добиться успеха в быстро меняющемся мире, очень важно иметь свое мнение, обладать лидерскими качествами, уметь сформировать свою жизненную позицию. Всего этого можно добиться только через развитие и эффективную работу детско-юношеских объединений и общественных организаций. Опыт работы в данном направлении подтверждает, что ученическое самоуправление, участие в волонтерском и кадетском движениях, в Движении Первых, Орлята России (проект направлен на самых юных) и т.д. является важным фактором социализации личности ребёнка, поскольку способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность, трудолюбие.

Совместная деятельность детей и взрослых, связанных работой в общественных движениях и организациях, несомненно, важна, но самое главное, чтобы большая часть идей, порой очень креативных предложений, а главное воплощение их в жизнь принадлежало детям. Участие в общественных движениях и организациях предполагает вовлечение всех обучающихся в управление школьными и общественными делами, создание работоспособного коллектива, наделенного постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

Анализируя опыт работы детско-юношеских движений и общественных организаций хочется отметить, что быть активистом может каждый ребенок, главное, дать ему понять, что активная жизненная позиция поможет ему творчески мыслить и развиваться как личность.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы современного детства: Сб. научных трудов. Вып. 4.

  2. Бобрышов, С.В. Многогранный феномен / С.В. Бобрышев. - М. : Ассоциация исследователей детского движения, 2004.

  3. Григорова, В.К. Пионерская организация: уроки для теории, истории и методики современного детско-юношеского движения (90-летие пионерской организации) / В.К. Григорова // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 7.

  4. Детское движение. Вып.4.Под руководством Т.А.Васильевой. Сост. и ред.:Т.В. Трухачева – М.,2004.

  5. Указ президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536 «О создании Общероссийской общественно — государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»: [Электронный ресурс] // Российская газета. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/10/31/deti-dok.html, свободный. - Загл. с экрана.

  6. Шипицына О. В. Об актуальности исследования проблемы воспитания социальной активности подростков в детских объединениях // Вестник ТГГПУ. 2010. № 20. С. 279–284.