ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ ГАРМОНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
А.Ю. Горохова
МБУДО «Центр детского творчества», г. Железногорск
e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается танцевальная терапия как разновидность психологической терапии, которая применяет движение для изменения эмоциональной составляющей человеческого сознания. А так же использование танцевального движения для создания внутренней гармонии человека. Целью данной терапии является осознание собственного тела.
Ключевые слова: танцевальная терапия, танцы, психотерапия, двигательная активность, движение, искусство, музыка, эмоциональность, гармония, личность.
DANCE THERAPY AS A WAY TO HARMONIZE THE PERSONALITY
A.Y. Gorokhova
MBUDO «Children's Creativity Center», Zheleznogorsk
e-mail: [email protected]
Annotation. The article considers dance therapy as a type of psychotherapy that uses movement to develop a person's emotional and physical life. As well as the use of dance movement as a process of creating inner harmony of a person. The goal of this therapy is to become aware of your own body.
Keywords: dance therapy, dancing, psychotherapy, motor activity, movement, art, music, emotionality, harmony, personality.
В современном мире вся двигательная активность человека, у которого нет никаких физических нагрузок, сводится к нулю. В лучшем случае человек может пройтись по магазинам за продуктами. Такой образ жизни может привести к ухудшению деятельности организма. Главные причины всех заболеваний человека это отсутствие физических нагрузок, нервные срывы и стрессы.
Гельниц утверждает, что: «Когда человек начинает танцевать, то становится более жизнеспособным, энергичным, здоровым. Значительно улучшается обмен веществ, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается иммунитет к различным заболеваниям. Помимо того, занятия нормализуют вес, улучшают фигуру, осанку, самочувствие, снимают утомление. Это не удивительно. Ведь движение - это накопление энергии, а не трата ее. Энергия - накапливается» [1, 145].
Гренлюнд рассматривал, что: «существуют разные методики танцетерапии. Такие как эвритмия, искусство движения с музыкой и речью, развитая в школах Рудолфа Штейнера для детей с целью обучения ритму, и Пять Танцев в вольном стиле Габриэллы Рота. Обе эти формы терапии разработаны специально для того, чтобы развить самовыражение и творческий потенциал. Танец - это не только средство для выражения чувств, но также и средство достижения более высокого уровня сознания. И исполнение, и наблюдение за движениями танца ведет к определенной релаксации и трансформации сознания» [2, 54].
Танцевальная терапия реализует ощущения каждого пациента в потоке самовыражения, представляющем собой более естественные, самопроизвольные и неограниченные движения, чем выполнение формальных танцевальных движений. Танцевальные терапевты поддерживают и мотивируют лечение своих пациентов тем, что учат использовать эту форму искусства исцеления, чтобы подключиться к сфере бессознательного.
Врачи утверждают, что самое главное в лечении это подсознательное стимулирование в танце каналов энергии, что позволяет жизненной силе двигаться более свободно. Самый широкий круг разных жизненных ситуаций очень связан с данной терапией. Но музыка не является обязательным компонентом. В танце существуют творческие моменты и терапевтические. Данная методика помогает людям, которые не в состоянии другим методом показать волнующие их чувства, и постоянно эффективна при лечении всех психологических проблем, как умеренных, так и серьезных.
Существуют оздоровительные танцы, задачей, которых является расслабление в движении. Когда человек движется в танце раскрепощено, расслаблено, осмысленно, значит, что физические упражнения не ограничиваются только воздействием на мышцы: они положительно влияют на сознание, развитие интеллекта, на эмоциональную и духовную деятельность человека. Более того, танцевальная терапия вносит вклад в решение серьезнейших проблем современного человечества. Успехи медицины и общее повышение уровня жизни привели к тому, что человечество быстро «стареет». Существенно возрастает среди населения многих стран доля лиц пожилого и преклонного возраста.
Кнастер Мирка утверждает, что: «сохранение психической и физической активности людей старших возрастов становится одной из серьезнейших проблем. Чтобы старики были не обузой, а «золотым фондом» человечества, необходимо, чтобы они до глубокой старости «были молоды» душой и, желательно, телом. Наука доказала, что «вечная молодость» вполне реальна» [6, 231].
Однако есть простые, эффективные и общедоступные методы. Например, занятие любым творчеством продлевает психическую молодость «до упора». Танцевальная терапия еще эффективнее. По статистике, танцоры живут исключительно долго. Они до глубокой старости молоды и душой и телом.
Карла утверждает, что: «через эмоциональную сферу мы воспринимаем окружающий мир, а следовательно, от ее здоровья зависит не только наше мировоззрение, но даже здоровье физического тела и эфирного. Проявления человека в танце, его манера исполнения, яркость, передача музыки, образа, эмоциональная окраска во многом зависят от состояния чувственной сферы и осознания человеком последней. Стиль танцовщицы может зависеть от темперамента человека. Меланхолик наверняка будет выразителен в медленных движениях и танцах, холерики предадут все буйство своей натуры в быстрых, зажигательных связках и комбинациях» [5, 146].
По манере исполнения, по внешнему виду танцора, по его глазам, по телу, рукам и т.д. можно рассуждать о состоянии, в котором находится человек, можно рассуждать, насколько танцор погружен в сам процесс танца. Чем больше человек осознает себя в жизни, тем проще ему быть осознанным в процессе танца, легче понять, что творит его тело, что выражает, что пытается сказать и передать. Естественно, настоящий профессиональный танцор, прежде всего, несет задуманный образ, пытается донести всю его гамму, красоту и эмоциональное переживание.
Танец является способом достижения гармонии в семье. Кроме того, предложение потанцевать не так настораживает, как, предложение пойти к психотерапевту. Достоинств у танца большое количество, вот некоторые из них: танец - это общение, он выполняет диагностическую и терапевтическую функцию; в танце происходит отражение и переобучение. В семейных взаимоотношениях посредством танца человек может наблюдать и регулировать цикл развития семьи, распределение власти, супружеское общение, установки на брак, и т.д. В танце множество процессов делаются парами. Но существуют разные уровни взаимодействий - и не только мужчины и женщины. Также, отец и ребенок, мать и дочь. Все эти отношения можно проигрывать, использовать и выражать в движении.
Захаров рассматривал такое понятие: «Танец - это совершенная форма игры. Очень многие сценарии отношений можно оптимизировать. В танце очень легко менять роли. Только что ты вел - и вот уже ведет твой партнер. Только что было напряжение, конфликт - и вот уже все меняется. Восприятие отношений, которые есть в жизни семьи - не только восприятие, но и развитие. Умом мы понимаем, что любые отношения изменяются, живут во времени, в жизни же очень часто отношения фиксируются. Танец - своеобразное напоминание и уму, и телу, что отношения постоянно нужно развивать» [4, 46].
В настоящие дни перед психологией и психологической практикой встает задача поиска новых эффективных, наиболее адекватных природе человека диагностических и психологических коррекционных методов. Таким методом является танец. На сегодняшний день традиционным является использование танца как способом выражения эмоций, снятия психологического напряжения, улучшения эмоционального состояния, стимулирования творческой активности и т.д. Использование танца как средства диагностики и коррекции отношений в группе еще требует своего обоснования.
Таким образом, с психологической стороны танец - это текст, который мы воспринимаем как совокупность знаков, которые имеют пространственно-временную структуру и несут информацию о состояниях чертах характера и отношениях личности. Именно на этом принципе построен «новый танец» А. Дункан, который определяется ею как: «движение, в совершенстве выражающее данное индивидуальное тело, данную индивидуальную душу» [3, 29].
Список литературы
1. Гельниц Г., Шульц-Вульф Г. Ритмика - музыкальная двигательная терапия, как основа психогигиенического подхода к ребенку. // Психогигиена детей М: Медицина, 1995. - С. 186-208.
2. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб.: Речь, 2004, 219с.
3. Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. - М.: Книга, 2005 - 345с.
4. Захаров Р. Слово о танце. - М.: Молодая гвардия, 1989.
5. Карла Л. Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. Москва, 1999. 238с.
6. Кнастер Мирка. Мудрость тела. Москва, ЭКСПО, 2002.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Горохова А.Ю. – педагог дополнительного образования, хореограф