Раздел 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 159.923
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Ковальская Наталья Абишевна
МБДОУ детский сад комбинированного вида «Искорка» пос. Ванино, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье представлен анализ существующих в психологии подходов к определению сущности феномена коммуникативной компетентности. С опорой на определение коммуникативной компетентности в качестве интегративного психологического образования, включающего в себя внутренние ресурсы человека (знания, умения, способности и качества личности), обеспечивающие оптимальную организацию совместной деятельности для достижения общих задач, предлагается структура коммуникативной компетентности с описанием ее особенностей у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, старший дошкольный возраст, особенности развития, общее недоразвитие речи
Важность общения как фактора формирования личности ребенка в контексте познания и оценки самого себя посредством других людей, отмечается во многих социально- психологических исследованиях [4; 8; 9; 11]. Дефицит общения, как результат нарушенного речевого развития ребенка неизбежно приводит к разнообразным дефектам эмоционального развития [9]. Для осуществления коррекционно-развивающей работы, позволяющей компенсировать последствия речевого недоразвития необходимы исследования, требуется детализировать картину проблем в общении со сверстниками и с взрослыми. Интегративным феноменом, в котором проецируются внутренние возможности самого субъекта общения, на наш взгляд, является коммуникативная компетентность, которая определяет продуктивность взаимодействия ребенка с ближайшим окружением.
Коммуникативная компетентность является сложным междисциплинарным феноменом и характеризуется множественными трактовками, что обусловлено интересом ученых к данном явлению в контексте исследования эффективной коммуникации [11; 16; 19]. В психологии мы также обнаруживаем различные подходы к определению данного феномена. Коммуникативную компетентность определяют как:
свойства личности, способствующие успешному межличностному взаимодействию и общению [6];
способность к установлению и поддержанию необходимых контактов с людьми [11];
сложное интегративное психологическое образование [3] или систему внутренних ресурсов [15], куда входят как умения (умение поддержать тему беседы, проявление
инициативы в разговоре и пр.), так и личностные качества (общительность, желание вступать в контакт и пр.), которые способствуют продуктивной коммуникации.
Несмотря на разнообразие подходов к определению сущности изучаемого явления, можно отметить, что все они сходятся в том, что индикатором проявления коммуникативной компетентности является продуктивная совместная деятельность, которая обеспечивается разными внутренними ресурсами – от интереса к партнеру по общению до способности к эмпатии и навыков, обеспечивающих установление и поддержание контактов в целях согласования целей и действий в процессе совместной деятельности с партнером по общению. Не случайно коммуникативную компетентность рассматривают в качестве компонента социальной компетентности, которая наряду с вербальной, социально- психологической и оперативной компетентностями «помогают быстро и адекватно адаптироваться» [8, с. 480].
Различия в определении находят отражение в разных взглядах на ее содержание. Так, Е.В. Руденский, определяя коммуникативной компетентность как «систему внутренних ресурсов личности, необходимых для осуществления человеком эффективных коммуникативных действий в широком диапазоне ситуаций межличностного взаимодействия» [15, С. 54], включает в нее: познавательные возможности личности по восприятию, оценке и интерпретации ситуаций, планирование человеком его коммуникативных действий в коммуникациях с людьми, правила регуляции коммуникативного поведения и средства его коррекции.
Согласно Л.А. Петровской структура коммуникативной компетентности включает в себя совокупность знаний и умений, обеспечивающих благополучное течение процесса коммуникации [11].
Л.В. Чернецкая, изучающая развитие коммуникативной компетентности у дошкольников, выделяет триаду ее ведущих компонентов: 1) мотивационный (умение устанавливать контакт в процессе общения, наличие личностно-позитивной мотивации, готовность к общению со сверстниками); 2) эмоциональный (положительное отношение к сверстнику и взрослому, способность к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости, умение адекватно реагировать на различные явления окружающего мира); 3) поведенческий (способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность и без конфликтности в общении) [20].
Последний подход нам кажется наиболее целесообразным ввиду его традиционности и прозрачности для наполнения содержанием, а также возможностям диагностики и коррекции.
Определив коммуникативную компетентность как сложное интегративное психологическое образование, включающее в себя внутренние ресурсы человека (знания, умения, способности и качества личности), обеспечивающие оптимальную организацию совместной деятельности для достижения общих задач, мы тем самым подчеркиваем возможности ее развития у конкретного ребенка на любом из этапов возрастного развития и важность оставить открытым научное поле возможностей для его изучения посредством конкретизации его содержания.
Объектом нашего исследования явились дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Под общим недоразвитием речи в отечественной логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, как к звуковой, так и смысловой стороны речи; при наличии нормального физического слуха и отсутствия первичного интеллектуального дефекта [2]. Исследователи в области специальной и коррекционной педагогики и психологии, связанные с изучением общих и специфических особенностей психосоциального развития детей, отмечают тесную взаимосвязь возникающих у дошкольников коммуникативных проблем с речевыми и когнитивными нарушениями. Мы отдаем отчет в том, что недоразвитие речевой сферы - явление сложное, обусловленное действием многих факторов, в ряду которых речевой дефект (степень его выраженности) будет одним из основных. Вместе с тем, среди таких детей найдутся и такие, которые не обнаруживают каких-либо серьезных проблем в области психосоциального развития.
Для изучения своеобразия коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) нами был осуществлен анализ эмпирических исследований, посвященных изучению их особенностей.
Выявлено, что большая часть детей с ОНР испытывают трудности в освоении социальных ролей и новых действий в связи с трудностями в овладении коммуникацией как деятельностью [17]. Автор указывает на вторичные нарушения, которые являются следствием этого, например, характерная для них замкнутость, чрезмерная конфликтность, неумение выразить и реализовать свои потребности. На трудности становления межличностных отношений, неадекватность эмоциональных реакций и нарушения коммуникативной деятельности указывают Т.А. Алухова [13], Ю.В. Батенова [1], Т.Н. Волковская [3], И.Н. Горелов [4], Т.Н. Краснова [7], О.В. Полозова [12] и др.). Снижение мотивационно-потребностной сферы, проявляющейся в низкой активности общения, ограниченном использовании речевых и неречевых средств, и связанное с этим, неумение регулировать свои и чужие действия с помощью диалога зафиксировали в своих исследованиях Ю.И. Митрога [10] и Т.Ю. Щербакова [21]. Нарушения эмоционально-
волевой сферы у детей с речевым нарушениями проявляются по-разному: у одних детей отмечается вялость, пассивность, безынициативность, для других же характерны беспокойство, суетливость, двигательная расторможенность [5].
Выделенные нами особенности обобщены в таблице 1, в которой представлены проявления каждого из выделенных нами компонентов коммуникативной компетенций детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Таблица 1 - Особенности проявления коммуникативных компетенций старших дошкольников с ОНР (по результатам исследований)
Компоненты коммуникативной компетентности | Характеристика компонента | Особенности проявления у детей с ОНР |
Мотивационный | Умение устанавливать контакт в процессе общения, наличие личностно-позитивной мотивации, готовность к общению со сверстниками | Незрелость мотивационно-потребностной сферы, снижение потребности в общении, низкая активность в общении со сверстниками и взрослыми; преобладание ситуативно-деловой формы общения на фоне игровой деятельности |
Эмоциональный | Положительное отношение к сверстнику и взрослому, способность к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости, умение адекватно реагировать на различные явления окружающего мира | Отрицательная или индифферентная установка в отношении взрослого и сверстников; нарушение дистанции со взрослым (прилипание или дистанцирование); сложности выражения эмоций в целом, трудности с выражением сочувствия или симпатии; неумение адекватно реагировать на речевые ситуации, возникающие в ходе разговора |
Поведенческий | Способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность и бесконфликтность в общении | Наличие страхов перед вербальными контактами со сверстниками и взрослыми; эпизодический характер взаимодействия; неумение регулировать свои и чужие действия с помощью диалога; непродолжительность вербальных контактов; замкнутость, чрезмерная конфликтность, неумение выразить и реализовать свои потребности |
В исследованиях отмечается, что процесс формирования коммуникативных умений, входящих в структуру коммуникативной компетентности, может идти относительно разновременно [14; 17].
Вместе с тем, недоразвитие отдельных коммуникативных умений или выраженность личностных свойств, затрудняющих коммуникацию, неизбежно находит отражение в проявлении других.
Данный вопрос не является праздным, поскольку связан с организацией процесса коррекции, с определением того компонента, который является первичным или вторичным. Решение данного вопроса возможно в рамках формирующего эксперимента, включающего в себя факторный анализ структуры коммуникативной компетенции и обнаружение веса каждого из компонентов.
Список источников
Батенова Ю.В., Рощина О.А. Личность дошкольника: коммуникативная компетентность и социальный статус ребенка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 1(30). С. 28-32.
Брюховских Л.А., Рудковская К.С. Диагностические методики для выявления особенностей диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня // Логопед в детском саду. 2016. №1. С. 3-6.
Волковская Т.Н. Коммуникативный подход к решению проблемы трудностей социализации детей с недостатками речи // Современные технологии логопедической помощи различным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования: Сборник научных статей по материалам научно- практической конференции с международным участием, Москва, 27 апреля 2021 года. Москва: Издательство ПАРАДИГМА, 2021. С. 26-30.
Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. Москва: Изд-во ЛКИ, 2007. 103 с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. Москва: Эксмо, 2014. 288 с.
Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение / под ред. И.А. Зимней. Москва: Аспект Пресс, 2020. 400 с.
Краснова Т.Н. Развитие коммуникивной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019.
№ 65-3. С. 33-35.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 544 с.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка Москва: Моск. психолого- социальный ин-т, 2011. 384 с.
Митрога Ю.И. Особенности развития речевой коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи // Globus: Психология и педагогика. 2020. № 2(37). С. 7-8.
Петровская Л.А. Компетентность в общении. Москва: Изд-во МГУ, 2009. 216 с.
Полозова О.В. Формирование социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в проектной деятельности. Москва, 2015. 22 с.
Развитие диалогического общения у дошкольников с общим недоразвитием речи в контексте коммуникативно-деятельностного подхода / Т.А. Алтухова, К.Е. Панасенко, Л.В. Шинкарева, Е.А. Николаева // Перспективы науки и образования. 2020. № 2(44). С. 366-381.
Реутова Е.И. Особенности коммуникативных умений старших дошкольников с ОНР (III уровень речевого недоразвития) // Научное отражение. 2022. № 4(30). С. 25-28.
Руденский Е.В. Социальная психология. Москва: Изд. дом «ИНФРА-М»; Новосибирск: НГАЭИУ, 1997. 221 с.
Ткачев И.В. Подходы к определению понятия коммуникативной компетентности в психологии // Право. Экономика. Психология. 2022. № 2(26). С. 78-84.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Елисеенкова О.М. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 238.
Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка. Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. 78 с.
Чанкова Е.В. Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности. Москва, 2016. 45с.
Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 255 с.
Щербакова Т.Ю. Особенности формирования коммуникативно-деятельностного взаимодействия у дошкольников с общим недоразвитием речи в игре // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 4(23). С. 216-219.
1