Городская научно-практическая конференция учащихся
«В науку шаг за шагом»
Научно-исследовательская работа:
«Влияние цвета на нервно – психологическое состояние человека»
Выполнена учеником:
4 класса
Капштыком Романом
Руководитель-
учитель начальных
классов
Дмитриева
Галина Николаевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Основная часть
Глава I Влияние цвета на человека
Из истории появления науки «цветотерапия»
Характеристика цветов
Как используют цвет в интерьере
Глава II Психодиагностические методы
Выводы, заключение
Литература
Приложения
Введение.
Загадка
Белый, красный, золотой,
Синий, серый, голубой,
Что назвал я вам, друзья?
Это разные ..........(цвета).
Рисовать я не очень люблю. Точнее сказать: я не умею рисовать. Не получается у меня. А вот раскрашивать обожаю. Однажды, две одинаковые картинки я раскрасил по-разному, используя разные цвета. Я показал их своим близким. Про одну они сказали, что она подняла им настроение, а про другую, что она их раздражает и даже вызывает агрессию. Картинки различались только цветом. Я предположил, что дело именно в этом и решил провести исследование.
Тема исследования: « Влияние цвета на нервно – психологическое состояние человека».
Гипотеза: цвет оказывает влияние на нервно-психологическое состояние человека.
Цель исследования: изучить роль и влияние цвета на настроение, чувства и здоровье, в целом.
Объект исследования: гамма цветов
Задачи исследования:
- изучить теоретическую основу вопроса
- провести среди своих одноклассников Тест Люшера
- провести опрос среди своих одноклассников
- провести среди одноклассников тренинг «Радуга»
Методы исследования:
Интернет ресурсы,
наблюдение, тест, опрос
Актуальность исследования:
В наш скоростной век человек испытывает большое количество стрессов, депрессий. Это приводит к серьезным заболеваниям. Мы вынуждены принимать лекарства, которые, к сожалению, вызывают побочные эффекты. Чем же можно заменить эти традиционные, но не всегда полезные методы лечения?
Основное содержание работы.
Глава 1 Влияние цвета на человека
1.1 Истории появления науки «цветотерапия»
Человек видит мир цветным. Всё, что нас окружает, имеет определённый цвет, следовательно, оказывает этим определённое влияние на человека. Это заметили ещё в древности. Тогда и были предприняты первые попытки в лечении цветом. Это и дало начало такой науке как цветотерапия. Эта наука берет свои истоки из Греции. Затем ее переняли и стали лечить цветом уже в Персии и Китае, Индии и Египте. В наши дни в храмах Египта были обнаружены очень интересные комнаты. Их конструкции создают преломление лучей света, преобразующееся в разнообразные цвета спектра.
В Древнем Риме для лечения предпочитали использовать такой метод, как насыщение цветом воды. Для этого в воду помещались определенных цветов драгоценные или полудрагоценные камешки. Пили эту воду для избавления от разных болезней. От каждой болезни использовались определенные камешки. К примеру, бирюзой лечили простудные заболевания.
Древние ученые считали, что умственные, духовные и физические силы человека будут активизировать желтый, красный и синий цвета. Русский ученый-невропатолог В.М.Бехтерев считал, что оживляющее действие производят теплые цвета, замедление реакции-зеленый, психические процессы и настроение угнетает фиолетовый, психическое возбуждение остановит голубой, а вот заторможенное состояние активизирует розовый цвет.
Цветотерапия сегодня стала популярна. Медики давно используют цвет не только как лекарство, но и как средство управления психикой. Современные компьютерные программы строятся с учетом цветовых характеристик. Цвет мебели в общественных помещениях близок к желтому, из-за того, что считается, что данный цвет располагает и вызывает чувство удовлетворения. Ученые нашего времени называют цветотерапию одним из надежнейших и перспективных методик лечения. Они считают, это эра химических препаратов канет в лета. По предположениям ученых, наш мозг воспринимает цвет ровно так же, как желудок воспринимает еду. Это означает, что наш организм может нуждаться в каком-нибудь определенном цвете, как иногда хочет определенной пищи. Но "пилюли цвета" для человека совершенно безопасны, а прием синтетических лекарств зачастую сопровождается многими побочными и нежелательными эффектами.
1.2 Характеристика цветов.
Красный цвет - символизирует полноту жизни, жизненную энергию, он наделяет нас силой, уверенностью. Переизбыток этого цвета вызывает агрессию и перевозбуждает людей.
Оранжевый -этот цвет наш помощник в победе над стрессами, депрессией, наш энергетический аккумулятор. Слишком большое количество этого цвета приводит к лени, самодовольству. Этот цвет является символом праздника и благородства.
Желтый – тёплый, радостный, лёгкий. Он поднимает нам настроение в небольших количествах. Но при перенасыщении может спровоцировать головную боль. Этот цвет наш помощник в высокой творческой активности, сконцентрированности, собранности.
Зелёный –символ мира и покоя, это цвет лугов и полей, лесов. Этот цвет успокаивающий и расслабляющий.
Голубой – также, как и зеленый символизирует покой, снимает напряжение, снижает активность, это цвет неба и воды. В переизбытке этот цвет вызывает апатию и лень.
Синий – Символ вселенной, космоса, он помогает расслабиться как умственно, так и физически, провоцирует снижение активности и депрессию. Его часто можно встретить в антирекламе.
Фиолетовый – Символизирует мудрость, зрелость. Легко подавляется другими цветами. В большом количестве вызывает меланхолию. Величественный, но очень противоречивый цвет. Он всегда присутствовавший в одежде королей и духовенства.
Серый цвет – вызывает грусть, тоску, апатию, снижает настроение, это цвет туч, дождя.
Чёрный цвет – этот цвет легко может спровоцировать резкое снижение настроения, это символ таинственности, страха, этот цвет мрачен и таинственен. Это угнетающий цвет.
Белый цвет –символизирует чистоту, доброту, невинность и наивность. Человек, предпочитающий данный цвет является добрым в душе, но снаружи кажется холодным.
1.3 Как используют цвет в интерьере?
Если в интерьере хочется создать ощущение простора, следует прибегнуть к помощи белого цвета. Но если его использовать в переизбытке, то возникнет ощущение полного одиночества. Поэтому его надо разбавлять, добавлять какие-нибудь яркие детали, делать на них акцент. А вот при выборе интерьера кухни белого цвета стоит воздержаться, он лишит помещение уюта. А вот для офисных помещений белый цвет- идеально подходит. Такой офис будет создавать впечатление аккуратности и чистоты.
Красный цвет —мощный источник энергии. Для спальни он вряд ли подойдёт, так как повышает активность, и вы долго будете бодрствовать. Или ограничьтесь более мягкими оттенками: розовыми, алыми. А вот для кухни используйте именно оттенки красного. Это повысит аппетит.
Желтый цвет в интерьере создаёт атмосферу для интеллектуальной работы и стимулирует нервную систему. Но только в хорошо освещаемых помещениях.
Зеленый — наиболее удачный для всех видов помещений.
Голубой - рекомендуют использовать для оформления рабочего пространства, для студенческих аудиторий. Появляясь в сочетании с желтым цветом он будет активизировать концентрацию и работоспособность. Темно-синий способствует расслаблению, есть риск уснуть с этим цветом.
Фиолетовый цвет – цвет креативных людей, чье мышление отличается от стандартного, людей искусства, тех, кто занимается медитациями. Но обычным людям его не стоит использовать для оформления своего жилища, так как он очень легко сделает состояние человека угнетенным, снизит работоспособность, как и физическую активность в целом.
Чёрный цвет – создаст ощущения тесноты, замкнутости, создаст впечатление отсутствия воздуха в помещении, где стены или потолок будут в него окрашены. Помещение начнет казаться тесным и абсолютно неуютным. Чёрный следует использовать лишь как дополнение к основным цветам.
Глава 2 Психодиагностические методы:
Получив определённые знания о влиянии цвета на человека, я выяснил уровень нервно-психологического состояния учащихся 4 в класса. Для этого я воспользовался психодиагностическим тестом Люшера.
Цветовой тест Люшера
Тест определяет состояние нервной системы, а так же психического состояния. Возраст тестируемых от 8 до 14 лет. 8 карточек различных цветов обозначены цифрами: серый - 0, темно-синий - 1, зеленый - 2, оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7. Все они размещаются так, что бы между ними было одинаковое расстояние и на белом фоне.
Необходимо выбирать карточки по рейтингу приоритетности цвета. Та из них, которая окажется приятней всех, откладывается. Затем выбирается самая приятная из оставшихся. Когда останется только три карточки, предлагается выбрать самую неприятную по цвету. Результаты выбора записываются. Затем проводится ещё один тур.
Результаты теста группируются.
"+" - самые востребованные цвета;
"х" – выбранные, но не сразу ;
"=" - цвета, не привлекшие внимания;
"
" - неприятные, отвергаемые цвета.
Затем результаты теста заносятся в таблицу и анализируются
Оценка результатов.
4 балла -если в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние.
3 балла – если в начале ряда красный и зеленый цвета. Серый и коричневый в середине ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.
2 балла –Если синий желтый, фиолетовый – в конце, а чёрный оказался в середине ряда . Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное - требуется помощь психолога, педагога.
1 балл -Если в начале ряда черный и серый ; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии, требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта)
Обработанные результаты представлены в таблице.
Таблица N1
Количество человек | Благоприятное эмоц. состояние | Удовлетворит. эмоц. состояние | Неудовлетворит. эмоц. сост. |
25 | 18 | 6 | 1 |
| 72% | 24% | 4% |
Так как с помощью цвета можно пронаблюдать за комфортностью в помещении, я провел опрос учащихся 4 в класса по трех балльной системе Таблица N 2
Комфортность помещения
Название помещения | Цвет стен | Оценка комфортности | % |
Класс | Бежевый | 55 | 91 |
Из таблицы видно, 91% детей считают наш класс комфортным.
Я провёл наблюдение за кабинетами начальной школы и заметил, что стены в этих кабинетах преимущественно выкрашены в лимонно -салатовый, персиковый, бежевый цвета, что соответствует высокому уровню комфортности классов.
Для улучшения самочувствия и поднятия настроения я изучил и провел с группой одноклассников тренинг «Радуга». После проведения этого тренинга ребята сказали, что ощутили прилив сил, бодрость духа, у них улучшилось самочувствие. Тренинг «Радуга»
Этот тренинг обладает общеукрепляющим и тонизирующим действием. Читаем текст самовнушения и по одной строчке проговариваем его. Одновременно подряд представляем все цвета радуги и вдыхаем их в себя. Сконцентрировав внимание на определенном цвете, сделайте несколько глубоких вдохов, представляя, как вы вбираете этот цвет с воздухом и насыщаете им свой организм.
Расслабьте все мышцы, успокойте все мысли, слегка улыбнитесь. Когда почувствуете, что спокойны и уравновешены, начинайте зачитывать формулы самовнушения.
1. Я вижу красную полосу радуги. Яркий цвет активности, целеустремленности, энергичности. Я впитываю эти качества красного цвета.
2. Следующая полоса – оранжевая. Цвет плодов земли. Этот цвет внушает мне энтузиазм и радость.
3. Желтый – цвет тепла и сияния солнца. Чувствую, что силы природы окружают меня и проникают в мой организм.
4.Зеленый цвет. Цвет травы и листвы. Вижу зеленую поляну летним утром. Мир и покой приходят ко мне.
5.Голубая полоса радуги. Цвет неба и воды, цвет спокойствия.
6.Синий – цвет знания . Благодаря ему, я становлюсь мудрее и успешнее.
7.Фиолетовый – цвет интуиции, вдохновения, творчества.
Теперь я вижу всю радугу целиком. Я вхожу в ее центр. Силы всех цветов наполняют меня.
Выводы, заключение.
1. Изучив литературу по данной теме, я выяснил, что разные цвета оказывают разное влияние на настроение человека.
2. Проведя тест среди одноклассников, я понял, что выбор определенных цветов характеризует нервно-психологическое состояние человека.
3. Проведя опрос среди одноклассников, и, посмотрев кабинеты начальной школы, я пришел к выводу: кабинеты начальных классов нашей школы соответствуют уровню комфортности, так как стены в этих кабинетах выкрашены в лимонно - салатовый, бежевый, персиковый цвета.
4. С помощью тренинга «Радуга» можно поднять бодрость духа, улучшить свое настроение.
Для того, чтобы обучение стало увлекательнее и радостнее в учебном кабинете обязаны быть использованными все необходимые цвета. Можно смело предположить, что авторы наших учебников знают об этих аспектах, ведь при оформлении учебников учитывают нужное сочетание цветов. Смелые, бодрее, оптимистичные видят мир в розовом цвете, в то время, как печаль окрашивает все в черные тона. Проводя свое исследование, я вдруг пришел к такому выводу: при помощи некоторых цветов мы запросто можем поднимать свое настроение, снимать усталость – это и есть цветотерапия.
мы часто задумываемся над выбором цвета, он же оказывает огромное влияние на нашу жизнь в целом, он влияет на наше настроение, наши чувства.
В заключении хочу сказать, что эта тема для меня очень интересна и увлекательна, я обязательно продолжу исследование влияния цвета на человека( цвет и имя, цвет и знак зодиака).
Список использованной литературы
1. Руководство по использованию восьмицветного теста Люшера. Сост.Дубровская О.Ф. Изд. 4-е испр. – М.: Изд. «Когито-Центр», 2001.
2.Лысенкова С. Н. Жизнь моя – школа, или Право на творчество. М.: Просвещение, 1995.
3. Ксавер.А., Фрименг Г.Н. «Человек цвет- пространство. Прикладная цветопсихология». Издательский дом Питер, 1999г.
Интернет – ресурсы:
http://alexinternetclic.ru/6_Vozdeistvie/7_zvet_2.php
http://www.fandv.ru/kak-cvet-vliyaet-na%20psihiku
http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/znachenie-tsveta-v-zhizni-cheloveka
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21622/
http://lechipechen.narod.ru/cvetoterapija.html
6