СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская деятельность младших школьников проект "Облака белогривые лошадки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская деятельность младших школьников проект "Облака белогривые лошадки"»

Здравствуйте! Я хочу представить вашему вниманию проект «Облака – белогривые лошадки!»

Облака - это, пожалуй, самое замечательное, что придумала природа. К ним нельзя прикоснуться. Но можно бесконечно долго наблюдать, как меняются их образы, как они сливаются, растекаются и тают. Мы часто думаем, что облака состоят из чего-то очень лёгкого, но плотного, и, наступив на них, мы не провалимся и не упадём на землю, а останемся на их мягкой поверхности. Эти представления только усиливают многочисленные мультфильмы и сказки, где герои катаются на этих небесных объектах. А ещё в безветренный день, не шелохнется ни один листочек, а облака в небе почему –то не стоят на месте, а плывут. Почему? Ведь ветра нет, почему облака плывут?

Именно эти наблюдения заставили меня взяться за данную исследовательскую работу.


Поэтому я решила изучить природу облаков и выявить причины, которые влияют на перемещение облаков в пространстве.


Передо мной стояли задачи


  • узнать, как появляются и из чего состоят облака;

  • выяснить, какие виды облаков существуют;

  • попробовать создать в домашних условиях свое маленькое облачко;

  • разобраться, почему плывут облака;

Я выдвинула гипотезу: Возможно, по небу плывут облака, потому что Земля вращается вокруг своей оси; допустим, потому что в этом помогает ветер. А что, если облака плывут, чтобы увидеть весь мир?


Изучив литературу и информацию справочников, а также из уроков познания мира по данной теме я пришла к следующим выводам:

- Первыми наблюдателями за облаками стали воздухоплаватели, поднимавшиеся на воздушных шарах, и наблюдения людей при восхождении на горы. Когда наблюдатель окружен облаком со всех сторон, то оно ни чем не отличается от обыкновенного тумана. Интересно почему?

На уроке познания мира мы познакомились с круговоротом воды в природе, а так же узнали, что вода бывает в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, а частицы воды можно назвать путешественницами. Облака – это скопление мельчайших капелек воды на определенной высоте. Испаряясь, вода становится паром, который поднимается над землей, на высоте водяной пар охлаждается и часть пара при охлаждении превращается в воду или в кристаллики льда .

Мельчайшие кристаллики льда и переохлажденный водяной пар и образуют облака, которые мы с вами видим на небе почти каждый день.


Облака могут приобретать фантастические очертания, и все это является результатом воздействия воды, воздуха и нашей фантазии.

Облака имеют разную форму и от этого имеют разные названия. Об этом я узнала из сказки «Спор облаков».


В 1803 году английский фармацевт Люк Говард, у которого было хобби наблюдать за погодой, разделил облака по их очертаниям. Облака в форме клубов получили название «кучевые».

Облака, похожие на одеяла, он назвал «слоистыми»;,

«перистыми» называют высокие «ледяные» облака с причудливыми завитками. Ученые, исследующие погоду, до сих пор пользуются классификацией Говарда.


Что же я узнало об облаках в процессе наблюдения? На небе никогда не бывает совершенно одинаковых картинок, кроме тех случаев, когда оно чисто и безоблачно.

ПЕРИСТЫЕ ОБЛАКА – это нежные облака белого цвета, волнистые и нитевидные. Из перистых облаков никогда не выпадают осадки

КУЧЕВЫЕ ОБЛАКА – это отдельные облака с плоским основанием и куполообразной вершиной, это облака причудливой формы . В летние ясные дни эти облака необычных форм появляются днем на небе, медленно куда– то плывут и всякий раз к вечеру исчезают, чтобы на следующий день появиться вновь.

СЛОИСТЫЕ ОБЛАКА- это однообразный серый слой облаков, который придаёт всему небу одинаково хмурый, пасмурный вид. Загустев, они могут принести различные осадки.


Но оказывается ещё встречаются редкие виды облаков


Наблюдая за облаками я задумалась: «А действительно, почему плывут по небу облака?» И я узнала, что ветер на разной высоте имеет различное направление. Это доказательство я получила, проведя опыт в классе.

Поставили зажженную свечу на пороге класса и приоткрыли дверь. Пламя наклонилось в сторону класса. Холодный воздух идет из коридора низом. Поднимем свечу к верху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это выходит из комнаты теплый воздух. В природе постоянно происходит перемещение воздуха. Значит получается, что на движение облаков влияет ветер.


И самое главное, к чему я стремилась все это время, Мне хотелось создать свое домашнее облачко. Для этого вот что я сделала:

    1. В чистую, прозрачную пластиковую бутылку мы налили горячую воду.

    2. Дали ей спокойно постоять несколько секунд.

    3. Вылили из бутылки примерно половину воды.

    4. Поместили в горлышко бутылки кусок льда.

    5. Установили бутылку на темном фоне.

    6. Лед в горлышке бутылки охладил водяной пар и тем самым вызвал образование туманного облачка из крошечных капель воды.

    7. Ура! По стенкам бутылки стали стекать капли. У нас получилось не только облако, но и настоящий дождь!

Мой эксперимент получился.


Так же в течении работы над проектом я вела дневник.


Наблюдения за облаками велись с сентября по апрель месяц. Исходя из этих данных, я пришла к выводу, что:

  1. В осенне-зимний период на небе преобладало большее количество слоистых облаков.

  2. Ещё я заметила , что осенью с появлением слоистых облаков становилось холоднее и выпадали осадки.

  3. А зимой слоистые облака приносили не только потепление, а так же выпадение снега.

  4. Зимой в ясные, солнечные дни наблюдалось понижение температуры. ( так в декабре понижалась до - 42 градусов)

  5. За наблюдаемый период я видела на небе все типы облаков.

  6. А также я заметила , что в течении дня расположение на небе облаков меняется: слоистых и перистых облаков к обеду становится меньше, а кучевых наоборот больше.

  7. Кучевые облака бывают только днём.

  8. Были дни, когда на небе не наблюдалось никаких облачных систем


Облачный покров играет очень важную роль для Земли: зимой и ночью облака препятствуют понижению температуры земной поверхности и приземного слоя воздуха, так как перекрывают отток тепла из нижних слоев атмосферы в космосе, а летом и днем облака ослабляют нагревание земной поверхности, поскольку капли воды в них, подобно линзам, отражают часть солнечных лучей. Облака смягчают климат на нашей планете.


Итак, в ходе работы над проектом я пришла к основным выводам:

1. Облака формируются на разной высоте.

2. Облака бывают разной формы.

3. По облакам можно предсказывать погоду.

4. Перемещаются облака благодаря воздушному потоку, и они никогда не стоят на месте, т.к. в верхних слоях атмосферы воздушные потоки присутствуют постоянно.

5. А самое главное, я поняла, что я ещё так мало узнала о природе облаков; что они таят в себе столько интересного и что моё исследование это всего лишь первая ступенька к «облакам».


Изучая мир облаков я стала более внимательной и наблюдательной, чаще стала замечать все красивое. Потому, что лишь человек, научившийся замечать красивое, доброе, прекрасное рядом с собой может ощутить всю безграничность и совершенство окружающей нас природы и гениальность творений Земли нашей Матушки.