Научно-исследовательская деятельность музеев. Задачи и функции.
Многообразие типов, видов, профилей музеев свидетельствуют о вариативности их деятельности. Однако, при всем этом множестве у музеев есть единые задачи, ограниченные тем культурным пространством, в рамках которого тот или иной музей функционирует. Культурное пространство любого музея связано с его масштабом. Так, Государственный Эрмитаж, являясь музеем мирового уровня, распространяет свое влияние на весь мир – это «мировой» музей. В свою очередь, краеведческий музей г. Волхова документирует недолгую историю строительства Волховской ГЭС, а также существование и развитие самого города.
Находясь в границах определенной территории, музей решает не свойственные другим учреждениям задачи:
Прежде всего представляет собой центр научного документирования региона. Именно в музее сосредоточены материальные свидетельства (документы) развития истории, культуры или природы, которые став музейными предметами, несут в себе подлинную информацию, имеющую большое научное и культурное значение.
Музей является одним из центров научно – исследовательской деятельности региона, так как отбор, исследование и использование музейных предметов в качестве экспонатов требует серьезной исследовательской деятельности и полученные результаты часто являются научными открытиями (пусть местного характера), проливающими свет на развитие культурных или природных процессов, происходящих в «пространстве музея».
Кроме того, музей – это и учреждение культурного представительства региона, так как представленные в экспозиции музейные экспонаты являются образцами культурного наследия. В свою очередь, музейные экспозиции есть новая культурная реальность, в которой оказываются аккумулированными культурные нормы, доминирующие в данном обществе в данное время.
Документальная, научная и культурная ценность музея дают возможность считать его и образовательно-воспитательным центром, осуществляющим процесс передачи культурных норм, лучших традиций.
Одной из ведущих функций музея является его социальная функция.
Основной социокультурной функцией является музейная коммуникация – процесс общения, передачи информации, значений, смыслов, происходящий в музее. Как отмечал Юренева Т.Ю, сущность музея составляет процесс человеческого общения, «собор лиц». Роль музея он видел в «собирании под видом старых вещей душ отшедших» и в воспитании на этой основе живущих, передаче от поколения к поколению социального опыта. Современное музееведение, восприняв эту идею, рассматривает музей как институт, передающий исторический и социальный опыт поколений, образующих в своей совокупности живую нить истории, движении человечества в пространстве и времени.
К социальным функциям музея относятся:
- функция документирования;
- функция образования и воспитания;
- функция организации свободного времени.
Как отмечает Тельчаров А.Д.,эти функции могут быть расширены. Он выделяет дополнительно следующие:
- формирование мировоззрения и системы ценностей;
- консолидация и демократизация общества;
- социализация и развитие творческой активности личности;
- формирование национального, регионального и профессионального самосознания;
- обеспечение исторической преемственности;
- расширение возможностей человеческого познания
Функция документирования способствует отражению в музейном собрании на основе музейных предметов подтвержденных ими исторических или естественно-научных событий. Музейный предмет при этом приобретает знаковое значение. Данная функция реализуется в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения. Создание и сохранение природной и культурно-исторической среды является основой и началом выполнения музеем других социальных функций.
Функция образования и воспитания позволяет на основе реальных духовных и материальных документов, памятников, раритетов осуществлять преемственность поколений, социализацию личности и общества в целом. Она основана на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета и осуществляется в различных формах экспозиционно-выставочной и культурно-образовательной музейной работы. Целью ее является выполнение образовательных, пропагандистских, нравственно – воспитательных задач. Реализуется в процессе экспозиционно-выставочной и научно-просветительной работы музеев.
Функция организации свободного времени обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она непосредственно связана с образовательно-воспитательной функцией в режиме музей-посетитель. Музей передает информацию, посетитель воспринимает ее. В процессе восприятия осуществляется образовательно-воспитательная функция на основе функции документирования. В результате осуществляется музейная коммуникация, передача социально-исторического опыта и знаний, социализация личности и общества.
В основе всей деятельности музеев находится научно-исследовательская работа, поскольку она охватывает весь спектр работ, от выработки научной концепции музея до его просветительной деятельности. Как отмечает Тельчаров А.Д., «вне такой деятельности невозможно ни эффективное комплектование фондов, ни максимально продолжительное хранение, ни создание полноценной экспозиции, ни проведение действительной научно-просветительной работы».
В ходе научно - исследовательской работы происходит включение музея в сферу научной деятельности и науки в сферу музейной деятельности на основе накопления источников знания, их обработки с целью расширения объема имеющихся фактов, получения нового знания, обеспечения его функционирования и реализации в культурной и общественной сферах. Функции научных учреждений и музеев в научно - исследовательской сфере взаимосвязаны. Научные учреждения производят на основе изучения тех или иных проблем, с привлечением разнообразных, в том числе и хранящихся в музеях, источников, глобальные обобщения и вводят их в систему научных знаний, тогда как музеи заняты в основном сбором, хранением, первичной научной обработкой источников, доведением до общества новейших научных данных. Связь музея и науки несомненна. Тем более что в ряде случаев в археологии, естественных науках, истории музеи выступают как хранители источников для фундаментальной науки. Первичная музейная научная обработка этих источников позволяет создавать для фундаментальной науки определенный банк данных, на основе которого она развивается.
В ходе научно-исследовательской работы музеев решаются следующие задачи:
- музееведческие, направленные на изучение музейных предметов и деятельностью музеев;
- источниковедческие, направленные на изучение музейных предметов и источников знания;
-отраслевые, совпадающие с задачами профильных научно-исследовательских учреждений, в которых музейные источники являются одним из ряда подвергающихся обобщению источников знаний.
Поэтому выделяются научные исследования в рамках профильных наук и музееведческие исследования, специфичные только для музея.
Вклад музея в развитие профильных наук, прежде всего, в сохранении и использовании музейных предметов как их научных источников. Источниковедческое изучение музейного собрания позволяет атрибутировать и классифицировать, систематизировать и интерпретировать музейные предметы. На этой основе создаются каталоги, путеводители и обзоры музейных источников, используемых наравне с самими музейными предметами фундаментальной наукой. Кроме того, музейное источниковедение выявляет содержащуюся в музейном предмете смысловую информацию, его способность вызывать эмоции, привлекать внимание, способствовать полному отображению явления коммуникативности. На этой основе музейный предмет используется в таких музейных публикациях, как экспозиции и выставки. Использование музейных предметов как источников для профильных наук является скорее собирательско - хранительной, а затем уже научно-исследовательской функцией музея.
Гораздо большее значение для развития музеев имеют производящиеся в них музееведческие исследования. К ним относятся:
- исследования в области разработки научной концепции деятельности музея;
- исследования в области комплектования фондов;
- изучение музейных предметов и коллекций;
- научное проектирование экспозиций и выставок;
- прикладные (социологические, педагогические, социально-психологические) исследования, направленные на изучение музейной аудитории;
- исследования, направленные на повышение эффективности работы музея;
- музейно - педагогические исследования;
- изучение истории музейного дела;
- исследования в области историографии музееведения.
Научная концепция музея во многом зависит от среды его бытования, поставленных перед ним задач и целей, его профиля, возможностей его развития, реализации целей и задач.
Формирование научной концепции проходит ряд этапов:
Подготовка и анализ исходных данных, во многом зависящих от среды бытования музея, его целей и задач, возможностей их реализацию.
Разработка идейного замысла музея.
Составление генерального плана развития музея, предусматривающего конкретные меры по реализации идейного замысла.
Научная концепция сочетает в себе аналитическую информацию, теоретическую разработку и план практических мероприятий. Деятельность в области комплектования фондов.
В результате научно-исследовательской работы по комплектованию фондов музей должен обладать такими фондовыми коллекциями, на основе которых может быть обеспечено формирование экспозиций и выставок музейного профиля, создана база данных для научно-теоретических разработок.
Музейные предметы и коллекции должны быть тщательно изучены. Музейный предмет должен рассматриваться как объект научной и исторической, художественной и эстетической, мемориальной и коммуникативной ценности.
Процесс изучения музейных предметов проходит ряд этапов:
- атрибуция, определение предмета в ряду аналогичных предметов, позволяющая выявить его характерные признаки;
- классификация и систематизация ряда музейных предметов для выявления их внутренних взаимосвязей, создания систематизированных собраний, более полно отражающих то или иное явление, чем отдельный музейный предмет;
- интерпретация, целью которой является превращение музейного предмета в источник знаний, основу музейной коммуникации.
Результатом изучения музейных предметов и коллекций является их использование в экспозициях и выставках, научных трудах.
Строительство экспозиций и выставок является одним из главных направлений развития музея. Они являются музейными публикациями, представляющими обществу музейные богатства. Они же служат основой просветительной деятельности музея. Поэтому в основе их создания должна находиться тщательная научно-исследовательская работа, предполагающая создание на основе тщательного изучения темы экспозиции или выставки и фондового материала концепции и тематико-экспозиционного плана. На их основе идет отбор экспонатов, составляются тексты и этикетаж.
Большую роль в работе музея играет музейная коммуникация-процесс обобщения и передачи информации, значений и смыслов, происходящих в музее преимущественно на основе музейной экспозиции.
В ходе коммуникации происходит передача информации от одной культуры к другой посредством языка вещей. Насколько музей смог правильно предложить этот язык вещей, насколько к его восприятию оказались подготовлены посетители музея - от этого зависит уровень изучения музейной аудитории.
Поскольку экспозиция является основной формой музейной коммуникации, выделяются следующие направления:
- исследования по подготовке и созданию экспозиций;
- исследования в области музейной педагогики, позволяющие эффективно решать образовательно-воспитательные задачи музея;
- социологические исследования, связанные с вопросами экспозиций разными категориями посетителей;
- изучение психологических проблем восприятия экспозиций.
. Благодаря научно-исследовательской работе происходит совершенствование старых и открытие новых музеев. Поэтому научно-исследовательская функция музея находится в основе всех других музейных функций, позволяет развиваться музею как единому научно-исследовательскому и научно-просветительному целому.