СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская деятельность в МБОУ СОШ с. Тополево

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

из опыта работы с высокомотивированными детьми

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская деятельность в МБОУ СОШ с. Тополево»

Научно-исследовательская деятельность как основной инструмент формирования экологической культуры.

«Природа не храм, а мастерская» - утверждал герой знаменитого романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде. Забывая, что нельзя существовать без чистой воды и чистого воздуха. Опасность происходящих в природе изменений заставила нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологической грамотности личности.

Еще недавно руководство проектной и исследовательской деятельностью обучающихся было уделом энтузиастов. Теперь само государство обязывает учителей (согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному в 2010 году). Реализация ФГОС в части экологического образования и воспитания школьников является одним из необходимых условий и факторов экологического развития России. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): осознано выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (извл. из Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). Таким высоким требованиям, предъявленным к каждому выпускнику основной школы, можно соответствовать, используя серьезную методическую поддержку, не только со стороны методистов, важную роль играет самообразование, прошла:

  • Курс профессиональной переподготовки «Экология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

закончила не малое количество курсов повышения квалификации:

  • «Работа с одаренными детьми на уроках биологии»

  • «Экологическое образование воспитание школьников в контексте ФГОС»

  • «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»

  • "Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС".

В основной школе ключевые задачи связаны с формированием основ экологической грамотности обучающихся, становлением экосистемной грамотности обучающихся, становлением экосистемной познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений – на этой основе – экологического стиля мышления. Развивается рефлексия субъектам внутреннего плана своей деятельности. Происходит становление субъекта нормативной структуры учебной деятельности, способного и фактически готового к применению универсальных учебных действий, предметных знаний и умений в разных комбинациях адекватно решаемой экологической проблеме. В этом возрасте накапливается опыт совместных ( с учителем и обучающимся) исследований по проектированию экологически безопасной среды жизни; экологически ориентированного учебного и социального позиционирования в жизненных экологических сутуациях в качестве гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи, конструирования здоровьесберегающей коллективной и персональной образовательной среды. Формируются ценные ориентации на устойчивое развитие.

Естественно – научные предметы направлены на воспитание у школьников ответственного и бережного отношения к окружающей среде, овладение экосистемной познавательной модели и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качество окружающей среды, осознания обучающимися значимости концепции устойчивого развития.

Учебно-исследовательская деятельность школьников может быть представлена в нескольких видах.

На уроках применяю такие виды деятельности, как:

-исследовательский метод - как решение задач учениками с применением таких элементов научного исследования как наблюдение, анализ фактов. В частности, при изучении в курсе биологии растений и животных ученики получают задания по наблюдению за растениями и животными, обитающими на территории Хабаровского края (видеофрагменты, наблюдение за домашними питомцами, экскурсии)

При этом составляется экологическая характеристика наблюдаемых видов, анализируется степень антропогенного воздействия, прогнозируется, как могут эти виды существовать в дальнейшем.

Применяю учебный эксперимент, что позволяет ученикам освоить методику планирования, проведения опытов, обработку и анализ результатов. Например, при изучении темы «Грибы» в курсе биологии 5 класса ученики могут провести эксперимент в домашних условиях и наблюдать прорастание плесневых грибов на различных продуктах питания (хлеб, цитрусовые, некоторые овощи) и сделать вывод о распространении плесневых грибов и необходимости соблюдения правил гигиены питания.

Если говорить о видах исследовательской деятельности во внеурочное время, то следует отметить:

  1. подготовку и участие в олимпиадах по биологии, химии, экологии; (участие в олимпиадах, повышает интерес к изучению экологии, олимпиады носят не только соревновательный характер, но и познавательный – после результатов олимпиады, ребята часто спрашивают о своих ошибках, интересуются правильными ответами, не только у меня, но и готовят развернутые ответы, выступая перед сверстниками)

2) участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях «Эколята и Молодые защитники помогают зимующим птицам», «Елка Эколят», «Бережем планету вместе», «Зеленая Весна»

3) проведение круглых столов «Юные исследователи природы родного края»

4) написание творческих, исследовательских работ;

6) проведение экоуроков;

5) создание буклетов.

Свою деятельность, написание научно – исследовательских работ с ребятами, начала в 2014 году. Ребята участвовали в районной и краевой НПК. Работа «Определение аскорбиновой кислоты во фруктовых соках» заняла призовое место в краевом этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Работа Федосова Артема, ученика 4 класса, «Прорастание кресс – салата в разных почвах» в 2016 году заняла почетное 5 место во Всероссийском конкурсе учебно – исследовательских экологических проектов школьников «Человек на Земле».

На протяжении 2016-2018 учебного года, было написано 4 исследовательских работ с ребятами 8-11 классов:

  • Снег как индикатор окружающей среды

  • Экология моего села начинается с меня

  • Исследование свойств шоколада

  • Исследование свойств вредных продуктов питания.

  • Генетика моей родословной

  • Исследование кислотности хлебобулочных изделий

  • Модно, удобно или полезно?

  • Антропогенные факторы и их влияние на человека

  • «Динамика температуры воздуха в городе, поселке и предгорье Хабаровского края», работа написана совместно с к.б.н. Мориной О. М.

Участвовали в школьном, районном, краевом, всероссийском конкурсах исследовательских работ, занимая призовые места.

Нагуманова Елизавета с работой «Снег как индикатор окружающей среды» стала победителем на школьном (НПК «Эврика»), призером районном (НПК «Земля наш общий дом») и краевом (конкурс юных исследователей окружающей среды») уровнях, призер Краевого этапа Всероссийского национального юниорского водного конкурса, краевого этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ им. В. И. Вернадского, региональной заочной научно – практической конференции «Шаг в будущее», призер XII Всероссийского конкурса исследовательских работ «Человек на Земле»).

Елизавета в марте 2018 года участвовала во Всероссийской очной НПК «Вода – источник жизни на Земле» в г. Санкт – Петербурге, где заняла почетное первое место.

Кроме Елизаветы, в НПК «Вода – источник жизни на Земле» участвовали еще две ученицы нашей школы, с работами, написанными совместно с к.б.н. Мориной О. М. и методистом ЦДТ Тарасовой Л. С., где заняли также первые места в разных секциях.

Боярова Мария с работой «Экология моего села начинается с меня», также участвовала в школьном (НПК «Эврика»), районном (НПК «Земля наш общий дом») занимала призовые места, является участницей краевого этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ им. В. И. Вернадского, региональной заочной научно – практической конференции «Шаг в будущее», призер XII Всероссийского конкурса исследовательских работ «Человек на Земле»), победитель акции «Экологический урок «Сделаем вместе» от партии «Единая Россия», была награждена путевкой в международный центр «Артек». Я, как куратор, акции в образовательной организации, стала победителем на федеральном уровне, вошла в список 200 лучших кураторов – победителей в данной номинации.

С каждым годом улучшаются результаты участия членов объединения «Друзья природы» в научно – практических конференциях. Постоянно повышается уровень творческих работ, расширяется тематика исследований. Следует отметить такой немаловажный фактор как преемственность. Уже с 5 класса мои подопечные постигают азы исследовательской и поисковой работы. Переходя из класса в класс, дети обогащают свой запас знаний в области исследования и включаются в активное творчество, достигая при этом высоких результатов.