Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»
Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»
Детская областная общественная организация
«Научное общество учащихся «Поиск»
Бюджетное общеобразовательное учреждение
Полтавского муниципального района Омской области
«Соловьевская средняя школа» структурное подразделение «Лубянская основная школа»
LII
Межрегиональная научно-практическая конференция
школьников и учащейся молодежи
Тема: «Влияние компьютера и Интернет ресурсов на успеваемость учащихся»
Учебно-исследовательская работа
Научное направление: естествознание 1-4 классы
Выполнила:
ученица 3 класса
БОУ «Соловьевская СШ»
структурное подразделение
«Лубянская ОШ»
Конькова Ксения Ивановна
Научный руководитель:
БОУ «Соловьевская СШ»
структурное подразделение
«Лубянская ОШ»
Полянская Ольга Владимировна
Омск - 2020
Содержание
Введение
I Влияние компьютера и Интернет ресурсов на успеваемость школьников в современном обществе
1.1 Многообразие понятий компьютер и Интернет
1.2. Влияние компьютера и Интернет ресурсов на современное общество. Положительные черты влияния Интернета
II Влияние компьютера и Интернет ресурсов на успеваемость учащихся БОУ "Соловьевская СШ" структурного подразделения "Лубянская ОШ"
2.1 Выявление использования компьютера и Интернет ресурсов в
в "БОУ "Соловьевская СШ" структурного подразделения "Лубянская ОШ"
2.2 Влияние компьютера и Интернет ресурсов на успеваемость учащихся БОУ "Соловьевская СШ" структурного подразделения "Лубянская ОШ"
Ш Заключение
Список литературы
Приложение 1. Анкета. Результаты анкетирования
Введение
Тема моей исследовательской работы: «Влияние компьютера и Интернет ресурсов на успеваемость учащихся».
Актуальность работы
Тему для исследования я выбрала не случайно. Выбранная тема является актуальной, потому что мы живем в веке новых технологий и развития компьютеров. Сегодня компьютер есть почти в каждом доме. Постепенно он становится неотъемлемой частью жизни каждого ребенка. Часть родителей придерживаются мнения, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером, чем общается с дурной компанией. Таким образом, ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру и сети Интернет. Как использовать этот доступ, каждый из нас решает для себя сам: масса всевозможных развлечений (игры, сайты общения, музыка), возможность подработать, поиск полезной информации, помощник в обучении и развитии личности. Нашу деревню Лубянск тоже не обошли стороной новшества современной жизни. Я решила узнать, каковы же цели использования компьютера и сети Интернет, и как может повлиять компьютер на успеваемость наших учеников. Сколько времени дети проводят за компьютером, контролируют ли родители время, проведенное детьми за компьютером и как увлеченность компьютером влияет на успеваемость учащихся? Вот те вопросы, которые я ставила перед собой при выполнении этой работы. Данные исследования проводились среди учащихся Лубянской основной школы.
Объектом моего исследования стали учащиеся 3-9 классов Лубянской основной школы.
Предмет исследования: влияние компьютера и Интернет ресурсов на успеваемость учащихся.
Гипотеза
Главная опасность компьютера в его бесконечной увлекательности. При этом не то, что дети, но и многие взрослые совершенно забывают об элементарных правилах, которые следует соблюдать.
О пользе и вреде компьютера можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Компьютер для подрастающего поколения порой даже заменяет друзей, родителей, школу...
Предполагается, что компьютер оказывает отрицательное влияние на успеваемость учащихся и поэтому я решила исследовать эту проблему.
Цель работы
Изучить вопрос о влиянии компьютера и Интернет ресурсов на успеваемость учащихся Лубянской основной школы. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Изучить понятия: Интернет, его составляющие, компьютер.
Рассмотреть влияние использования компьютера и Интернет-ресурсов в современном обществе.
Провести анкетирование среди родителей, учеников на предмет использования компьютера, Интернет ресурсов в образовательных целях и с целью развлечения.
4.Сделать выводы по анкетированию, при необходимости составить
рекомендации.
Методы
Выполняя исследовательскую работу, я использовала следующие методы: диагностический и аналитический (при обработке результатов опроса), исследовательский и сравнения, частично-поисковый, анализа и обобщения (при работе с источниками информации), наглядный и проекторный (при создании презентаций).
Методы исследования:
Анализ литературы
Анкетирование учащихся
ГЛАВА 1. Влияние компьютера и Интернет ресурсов на успеваемость школьников в современном обществе
1.1. Многообразие понятий компьютер и Интернет
Компьютер (англ. computer, от лат. computo — считаю) - машина для приема, переработки, хранения и выдачи информации в электронном виде, которая может воспринимать и выполнять сложные последовательности вычислительных операций по заданной инструкции (программе).
Само слово «компьютер» является транскрипцией английского слова computer, что означает вычислитель. Английское понятие «computer» гораздо шире, чем понятие «компьютер» в русском языке.
В английском языке компьютером называют любое устройство, способное производить математические расчеты, вплоть до логарифмической линейки, но чаще в это понятие объединяют все типы вычислительных машин, как аналоговые, так и цифровые.
С помощью компьютера можно производить не только численные расчеты, но и работать с текстами, рисунками, фотографиями, видео, звуком, управлять производством и транспортом, осуществлять различные виды связи. Компьютеры превратились в универсальные средства для обработки всех видов информации, используемых человеком.
Персональный компьютер (ПК или англ. PC — Personal computer) — компьютер, предназначенный для эксплуатации одним пользователем, т. е. для личного использования. В русскоязычной литературе вычислительные машины, предназначенные для личного использования, носили официальное название персональных электронных вычислительных машин (ПЭВМ). Различают стационарные ПК и мобильные. Стационарные ПК называют декстопами от англ. desktop computer, что в дословном переводе означает настольный компьютер.
Настольный компьютер — стационарный персональный компьютер, предназначенный в первую очередь для работы в офисе или в домашних условиях.
К мобильным или переносным ПК относят ноутбуки, нетбуки, планшетные ПК и карманные ПК.
Ноутбук (англ. Notebook — блокнот, блокнотный ПК) — портативный персональный компьютер, в корпусе которого объединены типичные компоненты ПК.Ноутбуки отличаются небольшими размерами и весом, время автономной работы ноутбуков изменяется в пределах от 1 до 15 часов.
Лэптоп (англ. Laptop — lap = колени сидящего человека, top = верх) — более широкий термин, он применяется как к ноутбукам, так и к планшетным ПК. К ноутбукам обычно относят лэптопы, выполненные в раскладном форм-факторе. .
Нетбук (англ. Netbook) — компактный ноутбук с относительно невысокой производительностью, предназначенный, в основном, для выхода в Интернет и работы с офисными приложениями.
Планшетный персональный компьютер (планшетный ПК, tablet PC) — лэптоп, оборудованный сенсорным экраном и позволяющий работать при помощи стилуса или пальцев, как с использованием, так и без использования клавиатуры и мыши. Чаще всего корпус не раскрывается, как у ноутбуков, а экран расположен на внешней стороне верхней поверхности.
Карманный персональный компьютер (КПК, англ. Personal Digital Assistant, PDA — «личный цифровой секретарь») — портативное вычислительное устройство, обладающее широкими функциональными возможностями. КПК часто называют наладонником (англ. palmtop) из-за небольших размеров.
Какой из видов компьютера использовать в своей повседневной жизни решать каждому человеку самому.
В настоящее время с понятием компьютер неразрывно связано понятие Интернет.
Одно из главных отличий Интернета от всего остального, что связано с компьютерами - это то, что он сам является одновременно и справочником, и учебником, и энциклопедией самого себя.
Интернет – это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычис-лительных ресурсов. Раньше в Internet можно было встретить только тексты и иллюстрации. Теперь все изменилось. Появились сетевое радио, сетевое те-левидение и сетевые газеты. Ни одно из привычных средств массовой информации не может быть таким оперативным, ни одно из них не станет, как Internet, снабжать нас сведениями по индивидуальному заказу, и ни одно не бывает в распоряжении пользователя круглосуточно. Internet же одина-ково доступен нам как в три часа дня, так и в три часа ночи. Уже сейчас можно смело утверждать: Internet располагает самым большим в мире запасом информации.
Благодаря современному быстрому соединению и высокой скорости передачи данных, информацию в Интернете получить легко и просто. Новые сайты появляются с большой скоростью, заманивая к себе посетителей.Что такое Интернет в человеческом сознании на сегодняшний день?
Анализируя мотивы, которые заставляют людей посвящать ощутимую часть своего времени пребыванию на просторах Сети, можно сделать вывод, что для большинства из нас Интернет - это:
-общение. Кто-то покорен социальными сетями, часами просиживая здесь в поисках единомышленников, одноклассников или просто интересных людей. Кому-то больше по душе общение на форумах, при помощи ICQ или Skype. И самое главное – Интернет позволяет без проблем общаться с людьми, в каком бы месте земного шара они не находились;
-развлечение. Слушать музыку, смотреть фильмы, играть в игры, читать книги, проходить тесты можно не выходя из режима он-лайн.
- самообразование. Интернет, безусловно, лучший источник информации. Многие люди используют его для пополнения своих знаний в тех или иных сферах: читают полезные статьи, записываются на дистанционные он-лайн курсы и тренинги, просматривают видеоуроки;
- творчество, саморазвитие, личностный рост. Многие нашли свое любимое увлечение именно благодаря Сети;
- место совершения покупок, сделок. Интернет позволяет совершать покуп-ки он-лайн, не выходя из дома;
- средство заработка. Всемирная Сеть предоставляет большие возможности в плане заработка.
Понять, что такое Интернет во всем его многообразии, может только тот человек, который постарается максимально его использовать.
Уже сегодня очевидно, что люди пользуются Интернетом благодаря множеству приспособлений: компьютеров, мобильных телефонов, КПК, нетбуков и даже компьютерных игр.
1.2. Влияние компьютера и Интернет ресурсов на современное общество. Положительные черты влияния Интернета
Рассмотрим плюсы Интернета. В Internet каждый прокладывает свой собственный путь. Ты сам решаешь, какими услугами сети воспользоваться. Хочешь — отправишь электронное письмо хоть на край света. Хочешь — оставишь сообщение для группы новостей. Возможности сети поистине безграничны. Потребности и запросы путешествующих по Internet самые разные: одни хотят раздобыть новое программное обеспечение; другие ищут те или иные документы, необходимые им для профессиональной деятельности; третьи подключаются к сети, чтобы получать электронную почту. Internet помогает всем. С помощью Internet можно даже звонить по телефону. В настоящее время через Интернет можно делать практически всё . Возможности Интернет практически безграничны, единственное, чего глобальная сеть никогда не сможет заменить – это прелести живого общения, Это, конечно, большой недостаток сети, но вместе с тем, и большое достоинство, потому что нельзя навечно переселяться в виртуальную реальность. Всё-таки мы живые люди, а не машины.
Отрицательные черты влияния Интернета
Длительная работа за компьютером разрушительно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека... Что это может означать для простого человека? Все что угодно: от испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Всё это можно "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д.
Если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - игры и интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от интернета или от игр. Прежде всего, необходимо сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером. Второе: я имею в виду людей, которые проводят свое время в чатах, форумах, за играми, а не занимаются работой в интернете (сбором информации и т.п.). Кстати, они составляют около 90% от всех "долгосидящих" в сети. Людям, проживающим свою жизнь в интернете, зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и т.п. Все эти проблемы "решает" Интернет! И люди спешат уйти в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст... .
Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:
· хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
·невозможность остановиться;
· увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
· пренебрежение семьей и друзьями;
·ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
· ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
· проблемы с работой или учебой.
Интернет дает иллюзию вседозволенности, вытаскивая из нас самое худшее, что в нас есть. К сожалению, в Интернете на данный момент преобладает негативная информация.
Исходя из всего вышесказанного, получаем следующие выводы:
В нашем современном обществе невозможно обойтись без таких новшеств, как компьютер, компьютерные технологии, Интернет и его ресурсы;
Как использовать все представленные ресурсы – это решение каждого человека в отдельности.
Влияние всех новшеств на современного человека может иметь как положительное, так и отрицательное влияние.
ГЛАВА 2. Влияние компьютера и Интернет ресурсов на успеваемость учащихся БОУ "Соловьевская СШ" структурного подразделения "Лубянская ОШ" 2.1. Выявление использования компьютера и Интернет ресурсов в
в "БОУ "Соловьевская СШ" структурного подразделения "Лубянская ОШ"
На основе всей собранной информации по теме « Компьютер и Интернет» мы разработали анкету для учащихся школы
(см. приложение 1)
Цели, которые мы преследовали:
Выявить количество семей, имеющих дома компьютер и выход в Интернет.
Выявить цели использования компьютера и сети Интернет учащимися Лубянской основной школы.
Выявить количество времени, проведенное за компьютером в учебных целях, для развлечений и для коммуникации.
2.2. Влияние компьютера и Интернет ресурсов на успеваемость учащихся БОУ "Соловьевская СШ" структурного подразделения "Лубянская ОШ" В анкетировании приняли участие 10 учеников с 3 по 9 классы.
Перед собой мы ставили следующие цели:
Рассмотреть использование компьютера и Интернета учениками.
Сравнить полученные результаты с успеваемостью учащихся.
В результате опроса получены следующие выводы:
100 % учеников имеют дома компьютер.
100% из опрошенных имеют доступ к Интернету.
3.Используют Интернет по степени важности:
80% - для развлечения (игры, музыка)
60 %- для коммуникации ( в контакте, одноклассники, mail., др).
90 % - в учебных целях.
4. Из опрошенных учащихся тратят время на компьютер:
от 0ч. до 1ч.- 20%
от 1,5ч. до 2,5ч.- 20%
от 3ч до 4,5ч.-30%
от 5ч. до 5,5ч.-30%
Из всех опрошенных учеников 3 ученика учатся на «4» и «5», не успевает - 1 ученик. Сравнивая, полученные данные, с успеваемостью учащихся, я пришла к следующим выводам:
Компьютер и Интернет не являются для большинства учащихся помощниками в учебном процессе.
Учащиеся нашей школы
Заключение
В настоящее время, в век модернизации и компьютеризации просто необходимо каждому человеку быть знакомым с такими понятиями как «компьютер» и « интернет». Сегодня жить без компьютера невозможно. Он может стать помощником, учебным пособием для ребенка, разовьет его творческие способности, откроет перед ним огромный, интересный мир. Век информационных технологий обязывает каждого владеть этим чудом техники. В дошкольных учреждениях создаются компьютерные кабинеты, где малышам преподают навыки работы на компьютере. Каждая школа оснащена компьютерными классами.
Интернет представляет собой «мир» параллельный нашему, в котором достаточно много полезного для пользователей, но также в сети очень много отрицательного. Интернет может стать как помощником в повседневной жизни, так может и отрицательно влиять на сознание людей.
Так же нами были проведены анкеты, среди учеников. Результаты этих анкет наглядно показывают то, чем в большей степени интересуются учащиеся, и как они используют время при работе с компьютером. Проделав эту работу, изучив вопрос о влияние компьютерных игр, сети Интернет на успеваемость школьников среднего звена (9-15 лет), мне бы хотелось обратиться к родителям: Контролируйте ваших детей при работе их за компьютером. Контролируйте время и игры, в которые дети играют. Увлеченность компьютером может вытеснить из жизни ребенка простое общение со сверстниками, увлеченность другими хобби, снизить успеваемость в школе, так как время за компьютером бежит очень быстро, не успеет ребенок оглянуться, а уже вечер, он устал, домашнее задание не выполнено, пора спать. Долгая работа за компьютером влияет на здоровье ребенка. При этом они сильно утомляются, плохо засыпают, спят тревожно, наступает умственное переутомление, служит причиной неврозов и связанных с ними раздражительности, грубости, рассеянности. Неспокойный сон и скрежет во время сна зубами свидетельствует, что у ребенка повышенная возбудимость нервной системы. Самочувствие ребёнка в момент взаимодействия с компьютером определяет порог его утомляемости. То есть имеет значение и его состояние здоровья вообще, и уровень работоспособности в данный момент, и настроенность на общение с компьютером, и функциональная готовность ребёнка этой специфической деятельности.
Приложение 1 Приложение 1
Анкета для учащихся
1. Если у Вас дома компьютер?
ДА НЕТ
2. Если у Вас доступ к Интернету?
ДА НЕТ
.
ДА НЕТ
3. Вы считаете что без Интернета в нашей жизни обойтись нельзя
ДА НЕТ
4. Вы считаете что Интернет самый главный помощник в Вашей учебе, и именно благодаря ему Вы успешно учитесь?
5. Сколько времени вы проводите за компьютером в день?
6. Сколько времени вы проводите за компьютером с целью развлечений?
7. Сколько времени вы проводите за компьютером в учебных целях?
8. Сколько времени вы проводите за компьютером с целью коммуникации?
Приложение3
Проделав эту работу, изучив вопрос о влияние компьютерных игр, сети Интернет на успеваемость школьников среднего звена (9-15 лет), мне бы хотелось обратиться к родителям: Контролируйте ваших детей при работе их за компьютером. Контролируйте время и игры, в которые дети играют. Увлеченность компьютером может вытеснить из жизни ребенка простое общение со сверстниками, увлеченность другими хобби, снизить успеваемость в школе, так как время за компьютером бежит очень быстро, не успеет ребенок оглянуться, а уже вечер, он устал, домашнее задание не выполнено, пора спать. Долгая работа за компьютером влияет на здоровье ребенка. При этом они сильно утомляются, плохо засыпают, спят тревожно, наступает умственное переутомление, служит причиной неврозов и связанных с ними раздражительности, грубости, рассеянности. Неспокойный сон и скрежет во время сна зубами свидетельствует, что у ребенка повышенная возбудимость нервной системы.Самочувствие ребёнка в момент взаимодействия с компьютером определяет порог его утомляемости. То есть имеет значение и его состояние здоровья вообще, и уровень работоспособности в данный момент, и настроенность на общение с компьютером, и функциональная готовность ребёнка этой специфической деятельности.