Курсовая работа
Дидактическая игра как средство формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Выполнила студентка 2 курса
Жуткина Елена Васильевна
Научный руководитель: Копейко С. К.
Актуальность темы В дошкольном возрасте происходит первое элементарное познание количества, являющее необходимой ступенькой познания деятельности. В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие детей предполагает формирование первичных представлений о количестве, числе, части и целом, а также создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями (пункт 2.6).
Цель исследования: рассмотреть эффективность использования дидактических игр по формированию количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования количественных представлений дошкольников
Научная гипотеза Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным если: используются дидактические игры и игровые упражнения; создана математическая предметно – развивающая среда.
Задачи исследования Изучить особенности формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста. Рассмотреть роль дидактических игр формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Провести исследование уровней развития количественных представлений дошкольников. Обозначить методику обучения количественных представлений посредством дидактических игр и задач для дошкольников.
Методологическая основа исследования
Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных педагогов в области математического развития детей в дошкольном образовательном учреждении:
Развитие математических представлений в дошкольном возрасте (М. Монтессори, А.В. Белошистая, А. М. Леушина,
М. А. Габова, Н. В. Микляева и др.)
Роль дидактических игр и методика их проведения ( М. Н. Петрова, А. И. Сорокина, Т. В. Тарунтаева и др.)
Методы исследования
Поставленная задача решалась с помощью следующих методов: изучение и анализ теоритического материала по данной проблеме, наблюдение, сбор эмпирического материала, количественный и качественный анализ результатов практического исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении роли дидактических игр в формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: выявленные педагогические условия работы по формированию количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр дают возможность комплексно подойти к обучению и закреплению количественных понятий у дошкольников и могут применяться на практике в дошкольных образовательных учреждениях.
База исследования
МБДОУ Боцинский детский сад «Колокольчик»
16 детей старшей группы в возрасте 5 – 6 лет
Основные понятия
Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.
Количественные представления – формирование навыков сравнения объектов, их пересчета, выделения из группы объектов, объединения и разделения на множества, проведение операций с множествами, соотношения числа с цифровым значением, определения места числа в числовом ряду.
Счет – это деятельность, направленная на определение тех или иных количественных параметров или произведение вычислений, то есть подсчитывания однородных объектов.
Виды счета
Обратный
Количественный
Порядковый
Прямой
Основные понятия
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив который заключается не в ее результате, а в самом процессе.
Дидактическая игра - это разновидность игры с правилами , направлена на решение конкретных задач обучения детей.
Структура дидактических игр:
- _ обучающая;
- _ игровые действия
- _ правила.
Виды дидактических игр
Настольно – печатные игры
Игры с предметами
Словесные игры
Анализ программ
Цель : формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
Цель: формирование общей сенсорной способности, использование сенсорных эталонов; обучение детей выделению свойств предметов (величина, количество); развитие представлений о числе и количественных отношениях.
Цель: реализовать принцип преемственности в обучении детей математике между детским садом и начальной школой в соответствии с программой курса «Моя математика».
Опытно – экспериментальная работа по формированию количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
Констатирующий эксперимент : цель выявление уровня сформированности количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная работа :
- Диагностирование детей.
- Анализ математической предметно-развивающей среды.
- Анкетирование родителей.
Критерии сформированности количественных представлений
- Знание натурального ряда чисел.
- Знание частных случаев отношения эквивалентности и порядка.
- Знание состава однозначных чисел.
Уровни развития Высокий уровень : ребенок знает номер чисел и сам правильно их называет, владеет порядковым числом от 0 до 10, понимает образование чисел как результат счета, самостоятельно устанавливает отношения эквивалентности и порядка и определяет состав однозначных чисел. Средний уровень : ребенок старается самостоятельно назвать номер чисел, но допускает 1-2 ошибки, при этом и в порядковом счете от 0 до 10, не всегда понимает образование чисел как результат счета, при помощи взрослого устанавливает отношения эквивалентности и порядка и определяет состав однозначных чисел. Низкий уровень : ребенок не может самостоятельно правильно назвать номер чисел, допускает 3 и более ошибок в порядковом счете, не понимает образование чисел как результат счета, даже при помощи взрослого, не может установить отношения эквивалентности и порядка и правильно определить состав однозначных чисел.
Методики Методика диагностического исследования включала 3 диагностических задания, предложенных Л. Г. Петерсон и Н. П. Холиной. Задание 1: определение номера чисел, порядкового счета и образования чисел как результат счета. Задание 2: проверить, умеет ли ребенок сравнивать отвлеченные числа в пределах 10, сравнивать предметные множества с помощью метода установления взаимно однозначного соответствия. Задание 3 : проверить знание состава однозначных чисел.
Результаты диагностики выявления количественных представлений у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента
Имя ребенка
Методика №1 (балл)
Егор
0,5
Методика №2 (балл)
Максим
Ангелина
Методика №3 (балл)
0,5
1
0
0
Итог
0,5
Элина
0
0
Илья
1
0
Уровень
1
0,5
низкий
Ева
0,5
1,5
Гаянэ
1
0
0,5
средний
0,5
0
0,5
низкий
Нэлли
1
0,5
1
0
1,5
0,5
низкий
средний
0,5
2,5
1
высокий
0,5
0,5
низкий
2
средний
Результаты диагностики выявления количественных представлений у детей контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента
Имя ребенка
Методика №1 (балл)
Виолетта
0
Методика №2 (балл)
Артем
Милана
Методика №3 (балл)
0,5
0,5
0,5
1
Итог
0,5
Тимур
0,5
1
Тамир
1
0,5
Уровень
1
1
низкий
Максим
1
1,5
Марьяна
0
0,5
1
средний
3
1
0,5
высокий
Варвара
2,5
0,5
0,5
1
2
0,5
высокий
средний
0,5
1
0,5
низкий
2,5
0,5
высокий
1,5
средний
Сравнительные результаты опытно экспериментальной работы детей на констатирующем этапе
Уровни
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Количество детей %
Низкий
4 50
Количество детей %
Средний
2 25
3 38
Высокий
1 12
3 37,5
3 37,5
Сравнительная диаграмма уровня развития констатирующего эксперимента
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ УГОЛОК
Также была проанализирована
предметно-пространственная
развивающая среда в группе.
Для занятий по математике
используются счетные
палочки, магнитная доска,
раздаточные материалы,
карточки с цифрами.
Анкетирование родителей
Результаты анкетирования
№
1
Содержание вопроса
Результат
2
Как вы считаете, достаточно ли знаний по математическому развитию получает ваш ребенок в детском саду?
а) да;
3
Вы занимаетесь самостоятельно с ребенком по математическому развитию?
12%
а) да;
4
75%
б) нет;
Часто ли ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике?
34%
Приходя из детского сада, ребенок рассказывает вам о своих занятиях по математике?
5
а) да;
б) не всегда;
в) затрудняюсь ответить.
53%
35%
Обращаете ли вы внимание при чтении детям сказки на математическое содержание сказки?
а) да;
б) иногда;
33%
25%
в) нет.
33%
б) иногда;
48%
в) нет.
а) да;
28%
б) нет.
25%
в) нет.
24%
75%
Перспективный план
Месяц
Тема НОД
Сентябрь
Программные задачи
1. Счет и отсчитывание предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух)
1. Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).
Месяц
Тема НОД
Октябрь
Программные задачи
1. Счет и отсчитывание предметов в пределах 5 на основе сравнения двух групп предметов. 2. Счет в пределах 5 на основе сравнения множеств
1. Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.
2. Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины). Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями. Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).
Месяц
Тема НОД
Ноябрь
Программные задачи
Счет в пределах 6.
Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6. Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).
Спасибо за внимание