СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа на тему "Дидактическая игра как средство формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа на тему "Дидактическая игра как средство формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста"»

Курсовая работа  Дидактическая игра как средство формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста  Выполнила студентка 2 курса  Жуткина Елена Васильевна  Научный руководитель: Копейко С. К.

Курсовая работа

Дидактическая игра как средство формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Выполнила студентка 2 курса

Жуткина Елена Васильевна

Научный руководитель: Копейко С. К.

 Актуальность темы    В дошкольном возрасте происходит первое элементарное познание количества, являющее необходимой ступенькой познания деятельности.   В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие детей предполагает формирование первичных представлений о количестве, числе, части и целом, а также создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями (пункт 2.6).

Актуальность темы В дошкольном возрасте происходит первое элементарное познание количества, являющее необходимой ступенькой познания деятельности. В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие детей предполагает формирование первичных представлений о количестве, числе, части и целом, а также создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями (пункт 2.6).

Цель исследования: рассмотреть эффективность использования дидактических игр по формированию количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.   Объект исследования:  процесс формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.   Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования количественных представлений дошкольников

Цель исследования: рассмотреть эффективность использования дидактических игр по формированию количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования количественных представлений дошкольников

 Научная гипотеза    Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным если:   используются дидактические игры и игровые упражнения;   создана математическая предметно – развивающая среда.

Научная гипотеза Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным если: используются дидактические игры и игровые упражнения; создана математическая предметно – развивающая среда.

 Задачи исследования   Изучить особенности формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.   Рассмотреть роль дидактических игр формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.   Провести исследование уровней развития количественных представлений дошкольников.   Обозначить методику обучения количественных представлений посредством дидактических игр и задач для дошкольников.

Задачи исследования Изучить особенности формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста. Рассмотреть роль дидактических игр формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Провести исследование уровней развития количественных представлений дошкольников. Обозначить методику обучения количественных представлений посредством дидактических игр и задач для дошкольников.

Методологическая основа исследования Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных педагогов в области математического развития детей в дошкольном образовательном учреждении: Развитие математических представлений в дошкольном возрасте (М. Монтессори, А.В. Белошистая, А. М. Леушина, М. А. Габова, Н. В. Микляева и др.)  Роль дидактических игр и методика их проведения ( М. Н. Петрова, А. И. Сорокина, Т. В. Тарунтаева и др.)

Методологическая основа исследования

Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных педагогов в области математического развития детей в дошкольном образовательном учреждении:

Развитие математических представлений в дошкольном возрасте (М. Монтессори, А.В. Белошистая, А. М. Леушина,

М. А. Габова, Н. В. Микляева и др.)

Роль дидактических игр и методика их проведения ( М. Н. Петрова, А. И. Сорокина, Т. В. Тарунтаева и др.)

Методы исследования Поставленная задача решалась с помощью следующих методов: изучение и анализ теоритического материала по данной проблеме, наблюдение, сбор эмпирического материала, количественный и качественный анализ результатов практического исследования.  Теоретическая значимость исследования состоит в определении роли дидактических игр в формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.  Практическая значимость исследования: выявленные педагогические условия работы по формированию количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр дают возможность комплексно подойти к обучению и закреплению количественных понятий у дошкольников и могут применяться на практике в дошкольных образовательных учреждениях.

Методы исследования

Поставленная задача решалась с помощью следующих методов: изучение и анализ теоритического материала по данной проблеме, наблюдение, сбор эмпирического материала, количественный и качественный анализ результатов практического исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении роли дидактических игр в формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования: выявленные педагогические условия работы по формированию количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр дают возможность комплексно подойти к обучению и закреплению количественных понятий у дошкольников и могут применяться на практике в дошкольных образовательных учреждениях.

База исследования МБДОУ Боцинский детский сад «Колокольчик» 16 детей старшей группы в возрасте 5 – 6 лет

База исследования

МБДОУ Боцинский детский сад «Колокольчик»

16 детей старшей группы в возрасте 5 – 6 лет

Основные понятия Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.  Количественные представления – формирование  навыков сравнения объектов, их пересчета, выделения из группы объектов, объединения и разделения на множества, проведение операций с множествами, соотношения числа с цифровым значением, определения места числа в числовом ряду.  Счет – это деятельность, направленная на определение тех или иных количественных параметров или произведение вычислений, то есть подсчитывания однородных объектов.

Основные понятия

Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.

Количественные представления – формирование навыков сравнения объектов, их пересчета, выделения из группы объектов, объединения и разделения на множества, проведение операций с множествами, соотношения числа с цифровым значением, определения места числа в числовом ряду.

Счет – это деятельность, направленная на определение тех или иных количественных параметров или произведение вычислений, то есть подсчитывания однородных объектов.

Виды счета Обратный Количественный Порядковый Прямой

Виды счета

Обратный

Количественный

Порядковый

Прямой

Основные понятия Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив который заключается не в ее результате, а в самом процессе.  Дидактическая игра - это разновидность игры с правилами , направлена на решение конкретных задач обучения детей.  Структура дидактических игр: _ обучающая; _ игровые действия _ правила.

Основные понятия

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив который заключается не в ее результате, а в самом процессе.

Дидактическая игра - это разновидность игры с правилами , направлена на решение конкретных задач обучения детей.

Структура дидактических игр:

  • _ обучающая;
  • _ игровые действия
  • _ правила.
Виды дидактических игр Настольно – печатные игры Игры с предметами Словесные игры

Виды дидактических игр

Настольно – печатные игры

Игры с предметами

Словесные игры

Анализ программ Цель : формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Цель: формирование общей сенсорной способности, использование сенсорных эталонов; обучение детей выделению свойств предметов (величина, количество); развитие представлений о числе и количественных отношениях.  Цель: реализовать принцип преемственности в обучении детей математике между детским садом и начальной школой в соответствии с программой курса «Моя математика».

Анализ программ

Цель : формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Цель: формирование общей сенсорной способности, использование сенсорных эталонов; обучение детей выделению свойств предметов (величина, количество); развитие представлений о числе и количественных отношениях.

Цель: реализовать принцип преемственности в обучении детей математике между детским садом и начальной школой в соответствии с программой курса «Моя математика».

 Опытно – экспериментальная работа по формированию количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.  Констатирующий эксперимент : цель выявление уровня сформированности количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста  Экспериментальная работа : Диагностирование детей. Анализ математической предметно-развивающей среды. Анкетирование родителей.

Опытно – экспериментальная работа по формированию количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.

Констатирующий эксперимент : цель выявление уровня сформированности количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальная работа :

  • Диагностирование детей.
  • Анализ математической предметно-развивающей среды.
  • Анкетирование родителей.
Критерии сформированности количественных представлений Знание натурального ряда чисел. Знание частных случаев отношения эквивалентности и порядка. Знание состава однозначных чисел.

Критерии сформированности количественных представлений

  • Знание натурального ряда чисел.
  • Знание частных случаев отношения эквивалентности и порядка.
  • Знание состава однозначных чисел.
 Уровни развития   Высокий уровень : ребенок знает номер чисел и сам правильно их называет, владеет порядковым числом от 0 до 10, понимает образование чисел как результат счета, самостоятельно устанавливает отношения эквивалентности и порядка и определяет состав однозначных чисел.    Средний уровень : ребенок старается самостоятельно назвать номер чисел, но допускает 1-2 ошибки, при этом и в порядковом счете от 0 до 10, не всегда понимает образование чисел как результат счета, при помощи взрослого устанавливает отношения эквивалентности и порядка и определяет состав однозначных чисел.    Низкий уровень : ребенок не может самостоятельно правильно назвать номер чисел, допускает 3 и более ошибок в порядковом счете, не понимает образование чисел как результат счета, даже при помощи взрослого, не может установить отношения эквивалентности и порядка и правильно определить состав однозначных чисел.

Уровни развития Высокий уровень : ребенок знает номер чисел и сам правильно их называет, владеет порядковым числом от 0 до 10, понимает образование чисел как результат счета, самостоятельно устанавливает отношения эквивалентности и порядка и определяет состав однозначных чисел. Средний уровень : ребенок старается самостоятельно назвать номер чисел, но допускает 1-2 ошибки, при этом и в порядковом счете от 0 до 10, не всегда понимает образование чисел как результат счета, при помощи взрослого устанавливает отношения эквивалентности и порядка и определяет состав однозначных чисел. Низкий уровень : ребенок не может самостоятельно правильно назвать номер чисел, допускает 3 и более ошибок в порядковом счете, не понимает образование чисел как результат счета, даже при помощи взрослого, не может установить отношения эквивалентности и порядка и правильно определить состав однозначных чисел.

 Методики    Методика диагностического исследования включала 3 диагностических задания, предложенных Л. Г. Петерсон и Н. П. Холиной.   Задание 1: определение номера чисел, порядкового счета и образования чисел как результат счета.   Задание 2: проверить, умеет ли ребенок сравнивать отвлеченные числа в пределах 10, сравнивать предметные множества с помощью метода установления взаимно однозначного соответствия.   Задание 3 : проверить знание состава однозначных чисел.

Методики Методика диагностического исследования включала 3 диагностических задания, предложенных Л. Г. Петерсон и Н. П. Холиной. Задание 1: определение номера чисел, порядкового счета и образования чисел как результат счета. Задание 2: проверить, умеет ли ребенок сравнивать отвлеченные числа в пределах 10, сравнивать предметные множества с помощью метода установления взаимно однозначного соответствия. Задание 3 : проверить знание состава однозначных чисел.

Результаты диагностики выявления количественных представлений у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента Имя ребенка Методика №1 (балл) Егор 0,5 Методика №2 (балл) Максим Ангелина Методика №3 (балл) 0,5 1 0 0 Итог 0,5 Элина 0 0 Илья 1 0 Уровень 1 0,5 низкий Ева 0,5 1,5 Гаянэ 1 0 0,5 средний 0,5 0 0,5 низкий Нэлли 1 0,5 1 0 1,5 0,5 низкий средний 0,5 2,5 1 высокий 0,5 0,5 низкий 2 средний

Результаты диагностики выявления количественных представлений у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента

Имя ребенка

Методика №1 (балл)

Егор

0,5

Методика №2 (балл)

Максим

Ангелина

Методика №3 (балл)

0,5

1

0

0

Итог

0,5

Элина

0

0

Илья

1

0

Уровень

1

0,5

низкий

Ева

0,5

1,5

Гаянэ

1

0

0,5

средний

0,5

0

0,5

низкий

Нэлли

1

0,5

1

0

1,5

0,5

низкий

средний

0,5

2,5

1

высокий

0,5

0,5

низкий

2

средний

Результаты диагностики выявления количественных представлений у детей контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента Имя ребенка Методика №1 (балл) Виолетта 0 Методика №2 (балл) Артем Милана Методика №3 (балл) 0,5 0,5 0,5 1 Итог 0,5 Тимур 0,5 1 Тамир 1 0,5 Уровень 1 1 низкий Максим 1 1,5 Марьяна 0 0,5 1 средний 3 1 0,5 высокий Варвара 2,5 0,5 0,5 1 2 0,5 высокий средний 0,5 1 0,5 низкий 2,5 0,5 высокий 1,5 средний

Результаты диагностики выявления количественных представлений у детей контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента

Имя ребенка

Методика №1 (балл)

Виолетта

0

Методика №2 (балл)

Артем

Милана

Методика №3 (балл)

0,5

0,5

0,5

1

Итог

0,5

Тимур

0,5

1

Тамир

1

0,5

Уровень

1

1

низкий

Максим

1

1,5

Марьяна

0

0,5

1

средний

3

1

0,5

высокий

Варвара

2,5

0,5

0,5

1

2

0,5

высокий

средний

0,5

1

0,5

низкий

2,5

0,5

высокий

1,5

средний

Сравнительные результаты опытно экспериментальной работы детей на констатирующем этапе Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа Количество детей % Низкий  4 50 Количество детей % Средний  2 25  3 38 Высокий  1 12  3 37,5  3 37,5

Сравнительные результаты опытно экспериментальной работы детей на констатирующем этапе

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество детей %

Низкий

4 50

Количество детей %

Средний

2 25

3 38

Высокий

1 12

3 37,5

3 37,5

Сравнительная диаграмма уровня развития констатирующего эксперимента

Сравнительная диаграмма уровня развития констатирующего эксперимента

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ УГОЛОК  Также была проанализирована  предметно-пространственная  развивающая среда в группе.  Для занятий по математике  используются счетные  палочки, магнитная доска,  раздаточные материалы,  карточки с цифрами.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ УГОЛОК

Также была проанализирована

предметно-пространственная

развивающая среда в группе.

Для занятий по математике

используются счетные

палочки, магнитная доска,

раздаточные материалы,

карточки с цифрами.

Анкетирование родителей

Анкетирование родителей

Результаты анкетирования № 1 Содержание вопроса Результат 2 Как вы считаете, достаточно ли знаний по математическому развитию получает ваш ребенок в детском саду? а) да; 3 Вы занимаетесь самостоятельно с ребенком по математическому развитию? 12% а) да; 4 75% б) нет; Часто ли ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике? 34% Приходя из детского сада, ребенок рассказывает вам о своих занятиях по математике? 5 а) да; б) не всегда; в) затрудняюсь ответить. 53% 35% Обращаете ли вы внимание при чтении детям сказки на математическое содержание сказки? а) да; б) иногда; 33% 25% в) нет. 33% б) иногда; 48% в) нет. а) да; 28% б) нет. 25% в) нет. 24% 75%

Результаты анкетирования

1

Содержание вопроса

Результат

2

Как вы считаете, достаточно ли знаний по математическому развитию получает ваш ребенок в детском саду?

а) да;

3

Вы занимаетесь самостоятельно с ребенком по математическому развитию?

12%

а) да;

4

75%

б) нет;

Часто ли ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике?

34%

Приходя из детского сада, ребенок рассказывает вам о своих занятиях по математике?

5

а) да;

б) не всегда;

в) затрудняюсь ответить.

53%

35%

Обращаете ли вы внимание при чтении детям сказки на математическое содержание сказки?

а) да;

б) иногда;

33%

25%

в) нет.

33%

б) иногда;

48%

в) нет.

а) да;

28%

б) нет.

25%

в) нет.

24%

75%

Перспективный план Месяц Тема НОД Сентябрь Программные задачи 1. Счет и отсчитывание предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух) 1. Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).

Перспективный план

Месяц

Тема НОД

Сентябрь

Программные задачи

1. Счет и отсчитывание предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух)

1. Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).

Месяц Тема НОД Октябрь Программные задачи 1. Счет и отсчитывание предметов в пределах 5 на основе сравнения двух групп предметов. 2. Счет в пределах 5 на основе сравнения множеств 1. Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5. 2. Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины). Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями. Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).

Месяц

Тема НОД

Октябрь

Программные задачи

1. Счет и отсчитывание предметов в пределах 5 на основе сравнения двух групп предметов. 2. Счет в пределах 5 на основе сравнения множеств

1. Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.

2. Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины). Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями. Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).

Месяц Тема НОД Ноябрь Программные задачи Счет в пределах 6. Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6. Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).

Месяц

Тема НОД

Ноябрь

Программные задачи

Счет в пределах 6.

Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6. Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание