СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа"Что значит любить по-русски?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

                                  Что значит любить по-русски?  (на основе произведений русской литературы 19 века)

                                 Научно-исследовательская работа

Что такое любовь? Любовь это чувство, свойственное человеку, основанное на симпатии и привязанности к другим людям...

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа"Что значит любить по-русски?"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №97»








Что значит любить по-русски?

(на основе произведений русской литературы 19 века)

Научно-исследовательская работа






Автор работы:

Жевлакова Антонина



Научный руководитель:

Гуськова Ирина Ивановна



Кемерово

2023

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….1

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (1833г.)

Н. В. Гоголь «Старосветские помещики» (1835г.)

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (1836г.)

Н. В. Некрасов «Русские женщины» (1872г.)

А. П. Чехов «О любви» (1898г.)

И. А. Бунин «Кавказ» (1937г.)

А. И. Куприн «Куст сирени» (1894г.)


















ВВЕДЕНИЕ



Любовь – она бывает разной.

Бывает отблеском на льду.

Бывает болью неотвязной.

Бывает яблоней в цвету.

Бывает вихрем и полётом.

Бывает целью и тюрьмой…

Мы ей покоем и работой,

И жизнью жертвуем самой!

Но есть ещё любовь такая,

Что незаметно подойдёт

И, поднимая, помогая,

Тебя сквозь годы поведёт.

И будет до последних дней

Душой и совестью твоей.

О. И. Высотская – советская поэтесса (20 век)



Что такое любовь? Любовь – это чувство, свойственное человеку, основанное на симпатии и привязанности к другим людям. Оно многозначно.

Философы считают, что любовь – это свободное, не подвластное ни внешнему принуждению, ни разуму проявление человеческого существа, экзистенциональное (существование, бытие), а не рассудочно-рациональное отношение к человеку.

Социологи утверждают, что любовь – это не врожденная тенденция, а реакция, которая возникает только в процессе социализации личности, то есть без влияния общества влюбиться невозможно.

Психологи уверены, что любовь – это основополагающая человеческая эмоция.

Химики говорят, что любовь – это фенилэтиламин. При переживании чувства любви в мозге человека синтезируется 2-фенилэтиламин. Это вещество часто называют «веществом любви». Это достаточно «простенькое» соединение, но зато какие вызывает эмоции!

Астрологи убеждены, что это любовь зависит от знака Зодиака, под которым родился человек, от черт характера, которыми этот знак его наделил. Астрологи и хироманты уверены, что во всем виноваты звезды.


Приведем несколько афоризмов русских писателей и поэтов на эту тему:

«Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остается», – Л. Н. Толстой.

«Человечески любить мы можем иногда десятерых, любовно – двух. Нечеловечески – всегда одного», – М. И. Цветаева.

«Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит», – М. А. Булгаков.

«Любовь – это купание, нужно либо нырять с головой, либо вообще не лезть в воду. Если будешь слоняться вдоль берега по колено в воде, то тебя только обрызгает брызгами и ты будешь мерзнуть и злиться», – С. А. Есенин.

«Человек, которому вы нужны, всегда найдет способ быть рядом», – М. Ю. Лермонтов.

«Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью движется жизнь», – И. С. Тургенев.

«Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его», – А. С. Пушкин.

«Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить», – А. П. Чехов.


Нам показалось интересным узнать значение слова «любовь» с французского, немецкого, английского, китайского. Оказывается, на французском языке слово «любовь» будет «l’amour». ЛАМУР, ЛЯМУР а, м. l'amour – Любовная интрижка.

«Ну, что вам себя здесь растравлять? Поживите полгодика в свое удовольствие: пейте хорошее вино, ездите верхом побольше, насчет ламура пройдитесь.» А. И. Куприн «Молох». // 9-2 50.

Любить по-французски – это не делать из отношений тюрьмы, дорожить своей собственной свободой и иметь каждому свой отдельный мир. Отсутствие жесткой привязки друг к другу и делает французские отношения такими легкими и воздушными.


На английском любовь – love. На немецком – Liebe. Они восходят к праиндоевропейскому «lewb», «leub» – «любовь, забота, желание».


На китайском языке любовь будет «爱». Состоит этот символ из четырех

радикалов. Переводятся они, как «коготь», «крыша (покрывало)», «сердце» и «друг». Китайский иероглиф «любовь» содержит в себе глубочайший смысл. Согласно иероглифу, она когтями цепляется прямо за сердце и полностью обволакивает собой, как покрывалом, она похожа на дружбу, но намного сильнее. Вот это «ай» – любовь по-китайски.


Славянское же слово «любовь» происходит от старославянского «шлюб», что означает «союз, соединение, единение, согласие». Любовь – образ жизни.

Итак, мы видим, что только у славян любовь – союз, единение сердец – так как издревле союз предполагался один на всю жизнь.




Актуальность исследования: Любовь всегда актуальна. Она красива, полна эмоций и чувств, она завораживает и придает силы. Любовь окрыляет, наполняет нас силами и возможностью творить чудеса. Любовь бесценна. Ее так важно найти в жизни и не потерять. Любовь – это необыкновенный дар, который дается каждому в жизни. Любовь – это то, что вдохновляет нас писать и творить, жить и надеяться. Это то, благодаря чему люди еще остаются людьми.

Цель исследования: ответить на вопрос: «Что значит любить по-русски?»

Задачи исследования:

  • Изучить материал по данной теме

  • Исследовать тексты произведений в рамках заданной темы

  • раскрыть значение любви в жизни литературных героев;

  • Систематизировать полученный материал, представить его в письменном и наглядном варианте;

  • Передать реалистично и детально переживания и незабываемые ощущения любящего человека.

  • Показать не столько томные воздыхания и банальные признания, сколько любовь простую и сложную, запутанную, легко постижимую, может даже жертвенную.

  • Испытать невероятные ощущения - те, что переживал писатель.

  • Показать силу русской любви

  • Стремиться к поиску настоящей любви

Объект исследования: тексты. (добавить все произведения)

Предмет исследования: Чувства и взаимоотношения героев художественного произведения.

Вопрос-проблема: что значит любить по-русски?

Методы и методики:

Анализ и интерпретация текста

Наблюдение и сбор информации

Работа с разными источниками информации (книги, словари, учебники, Интернет-ресурсы, и др.)

Сравнение

Метод творческого чтения

Исследовательский метод при изучении литературы

Гипотеза: Русская любовь особенная: это духовное отношение к личности, она связана с жертвенностью, аскетичностью и целомудрием, может быть подвигом, живет по нравственным законам.




ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Любовь в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». 1833г.


Над романом в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкин работал около семи лет, сам поэт этот срок определил в 7 лет 4 месяца 17 дней. Он начал писать его в 1823 г. во время южной ссылки. Закончено произведение было в 1830 г. Пушкин планировал, что роман будет состоять из 9 глав, но по ходу работы осталось только 8, исключив главу о путешествии Онегина.


Основу романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» составляют взаимоотношения двух основных героев – Евгения и Татьяны. Если проследить эту сюжетную линию на протяжении всего произведения, можно условно выделить две части: Татьяна и Онегин; Онегин и Татьяна.

В центре романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – история любви двух героев, которая могла быть взаимной, но не совпала по времени и обстоятельствам. Но даже оставаясь неразделенным, это чувство приносит героям своеобразное счастье и наполняет их жизнь смыслом.


Онегин рано разочаровался в любви – в том виде, как ее представлял свет. Искренние чувства здесь не приветствовались. Любовные игры, флирт на грани приличия, интриги и грубые удовольствия – вот чему научился Евгений. Лучше всего он владел «наукой страсти нежной» (иносказательно о любви и искусстве обольщения):

«Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой

Блистал послушною слезой!»

Любовь для Онегина, каким предстает он в начале произведения, была действительно всего лишь «наукой», которую, постоянно вращаясь в высшем петербургском обществе, при желании не так уж и трудно освоить. Для этого не нужно быть обладателем сказочного богатства или блестящей внешности. Главное – умение «играть», подражать знаменитым героям модных в то время романов, иметь хорошие актерские способности. Для Онегина не существовало настоящей любви, он всего лишь лицедействовал – и потому не принимал близко к сердцу ни любовные неудачи, ни победы.

«Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей

И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей.»


За несколько лет он пресытился этой «наукой» и скучал при мысли, что придется за кем-то ухаживать. В таком умонастроении он встречает Татьяну – наивную девушку, которая влюбляется в него и признается в любви. Евгения трогает юный порыв, ему приятно, что он причина столь возвышенных чувств, но он отвечает отказом:

«Я вас люблю любовью брата —

И, может быть, еще нежней...»


«Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас…»


Это жестоко, но честно: сейчас Евгений может сделать жизнь Татьяны невыносимой, а она этого не заслуживает.


Татьяна влюбляется в Евгения так, как способно только сердце, полное огромной нерастраченной любви. Девушка никогда не знала подобных чувств, для нее Евгений – герой, сошедший со страниц книг. Он загадочен и непостижим, не похож на ее знакомых, в нем она видит натуру, близкую ей по духу. Ее признание в любви – вызов условностям и правилам общества. Девушка настолько искренна в своих чувствах, что Евгений не посмел бы втянуть Татьяну в обычную интрижку, как делал раньше. Однако сердце Тани разбито, она отвергнута.


Судьба сводит героев снова спустя три года. Евгений влюбляется в Татьяну, которая стала для него совершенно недостижимой. Теперь она не просто жена богатого видного человека, она жена его старого друга.

Евгений переживает такую бурю чувств, что почти сходит с ума. А главным потрясением для него становится то, что Татьяна все еще любит его, но будет хранить верность своему мужу:

«Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.»


Героям остается лишь сожалеть о счастье, которое прошло мимо них. Однако ни один из них не откажется от этого чувства: лучше любить и страдать, чем ничего не чувствовать.


Таким образом, любовь по-русски не похожа на «науку страсти нежной», это нравственность и честь. Лучше любить и страдать, чем ничего не чувствовать.



Любовь в повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики» 1835г.


Николай Васильевич Гоголь написал повесть «Старосветские помещики» в 1835 году, она стала первой в сборнике «Миргород». Сюжет был навеян поездкой в родные края, село Васильевку.

История представлена в жанре реалистичной повести-идиллии. В данной работе отсутствуют привычные для автора картины мистики и вымысла. Тут описана умиротворенная жизнь обычных людей, ведущих однообразную, скучную и при этом счастливую жизнь.


Главные герои – семейная пара Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна. Более тридцати лет прожили супруги в мире и согласии. Детишек Бог им не дал, и жили они исключительно друг для друга. До глубокой старости пара пронесла в сердце свою преданность и безграничную любовь. Глава дома Товстогубов постоянно радуется окружающей жизни, самым важным человеком считает любимую супругу. Как и она, он обожает принимать у себя гостей.

Пульхерия Ивановна – она, как и муж, добрая и приветливая, все свое время она проводит в приготовлении пищи и делая запасы:

«Оба старичка, по старинному обычаю старосветских помещиков, очень любили покушать. Как только занималась заря (они всегда вставали рано) и как только двери заводили свой разноголосый концерт, они уже сидели за столиком и пили кофе.»

Женщина старается как можно лучше угодить супругу и беспокоится лишь о его благосостоянии после ее ухода:

«Я жалею о том, что не знаю, на кого оставить вас, кто присмотрит за вами, когда я умру. Вы как дитя маленькое: нужно, чтобы любил вас тот, кто будет ухаживать за вами»

В этом и заключается великая сила любви.


После смерти супруги Афанасий Иванович не смог жить, он умирает и перед кончиной просит лишь об одном, чтобы его положили рядом с женой:

«Он весь покорился своему душевному убеждению, что Пульхерия Ивановна зовет его; он покорился с волею послушного ребенка, сохнул, кашлял, таял как свечка и наконец угас так, как она, когда уже ничего не осталось, что бы могло поддержать бедное ее пламя. «Положите меня возле Пульхерии Ивановны», – вот все, что произнес он перед своею кончиною.»


Тема любви – основная в повести. Н. В. Гоголь воспевает силу любви. верность супружескому долгу. Он описал в произведении доброту человеческих отношений без какого-либо хамства и пошлости.

«Благословенная земля производила всего в таком множестве, Афанасию Ивановичу и Пульхерии Ивановне так мало было нужно, что все эти страшные хищения казались вовсе незаметными в их хозяйстве.»


Многие современники совершенно по-разному поняли замысел автора. Ведь история помещиков Товстогубов может показаться пустой, скучной, бессмысленной. Ничего ценного и интересного в ней нет. Некоторые читатели увидели иронию Гоголя над старой супружеской парой, над их мыслями, желаниями. Такой деятельный человек, как Николай Васильевич, думали они, не может по-настоящему любить таких никчемных стариков, жизнь которых прошла только вокруг разговоров о еде и засолке огурцов. Но идея автора «Старосветских помещиков» заключается в том, чтобы показать тихую гавань настоящего искреннего чувства, которое не только объединяет двух людей, но и делает их добрее, мягче и счастливее.

Писатель начинает повесть именно с искреннего признания в любви своим героям, их образу жизни, тому старому милому укладу, он был рад окунуться ненадолго в эту атмосферу спокойствия, доброты, радушия и чистосердечия. Товстогубы прожили честную, спокойную жизнь. Автор открыто выражает им свою симпатию. Герои этой повести люди простые и очень скромные. Они сделали смыслом своей жизни заботу друг о друге.


Таким образом, любить по-русски – это заботиться друг о друге всю жизнь, любовь – это тихая гавань настоящего искреннего чувства.



Любовь в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 1836г.


«Капитанская дочка» – исторический роман, над которым А.С. Пушкин работал в течение трех лет (1833-1836). Написанию произведения предшествовала долгая и кропотливая работа. Изначально Пушкин, интересовавшийся историей Пугачевского восстания, намеревался создать документальное произведение. Поэт получил разрешение Николая I на доступ к неопубликованным материалам и документам о восстании, а также семейным архивам.


Главная русская идиллия: история любви и спасения на фоне беспощадного бунта. Пушкин пишет классически ясную книгу о самом необходимом для жизни в России – о том, что любовь и милость важнее справедливого возмездия, а добрый нрав и чистое сердце спасают даже в самые жестокие времена.

Гринев и Маша встретились в Белогорской крепости, но чувства между ними зародились не сразу. Маша не отличалась привлекательной внешностью, к тому же главный герой предвзято к ней относился так, как его новый приятель Швабрин совсем нелестно описал дочь коменданта крепости. Но эта гнусная ложь не смогла помешать Петру разглядеть искренность, доброту, ум и порядочность Маши. Красота ее души покорила его, и он сам не заметил, как полюбил эту скромную девушку всем сердцем.

Автор описывает возникшие между молодыми людьми чувства особенно возвышенно и романтично, что подчеркивает чистоту и непорочность их отношений. Гринев посвящает Маше стихи, сражается за ее честь на дуэли, рискует жизнью, ради спасения своей возлюбленной. А Маша не отходит от его постели, залечивает полученные во время поединка раны. С этого момента ничто не сможет заставить ее предать свою любовь.

Когда Белгородская крепость была захвачена Пугачевым, влюбленные готовы были бороться за свое счастье: Гринев не смог оставаться в стороне, когда узнал, что Машу пытаются насильно выдать замуж, он не побоялся отправиться снова во вражеское логово, обратился за помощью к самому Пугачеву, – ничто не могло заставить его бросить на произвол судьбы любимую девушку.

Так же самоотверженно борется за свою любовь и Маша. Когда Петру угрожает наказание за пособничество Пугачёву, она без сопровождения отправляется в Петербург к самой императрице, чтобы просить у нее помилование. И ей это удается. Катерина II восхищается мужеством хрупкой девушки, не побоявшейся в одиночку отстаивать честное имя любимого человека.

На протяжении всего произведения происходит формирование главных героев, и в этом им помогают их чувства. Настоящая любовь становится только сильнее в трудностях и разлуке. Именно поэтому Маше и Петру хватает сил преодолеть все испытания, выпавшие на их судьбу. И этим А. С. Пушкин подтверждает то, что нет ничего важнее искренней любви, ради которой люди готовы принести себя в жертву.

Любовь в «Капитанской дочке» – чистое, светлое чувство, могучая сила, способная преодолеть любые препятствия. Любовь – это внутренняя красота героев.

Благородный Гринев готов умереть ради своей любви, он готов жертвовать собственной жизнью и ради спасения возлюбленной, и ради сохранения своей воинской чести. Для него нет ничего страшнее измены, и других поступков, порочащих честное имя офицера.

Таким образом, следует, что искренность чувств главных героев, их отвага и благородство – позволили им стать счастливыми, несмотря на все пережитые несчастья и лишения. Они прошли через множество испытаний, для того чтобы быть вместе, и не раз доказали, что их любовь настоящая.

Таким образом, любить по-русски – это помогать друг другу, взрослеть вместе, проходить через все испытания.



Любовь в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины» 1872г.


Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины» – поэма о женах декабристов, участников восстания на Сенатской площади Петербурга в 1825 году.

Одиннадцать жен декабристов добровольно отправились вслед за ними в ледяные глубины Сибири, в далекую глухомань. Что это значит? Они отреклись от роскоши, оставили детей, родных и близких, лишились всех дворянских привилегий. «Жены сих преступников, сосланных в каторжные работы, следуя за своими мужьями и продолжая супружескую связь, естественно сделаются причастными к их судьбе и потеряют прежнее звание, то есть будут уже признаны не иначе, как жены ссыльнокаторжных, дети которых, прижитые в Сибири, поступят в казенные поселяне...».
Такое событие стало не только подвигом женской любви.


Среди них – незнатного рода, как Александра Васильевна Ентальцева и
Александра Ивановна Давыдова, Полина Гебль (невеста декабриста Анненкова). Но большая часть принадлежали к знати: княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая, Александра Григорьевна Муравьева (дочь графа Чернышева), Елизавета Петровна Нарышкина (урожденная графиня Коновницына), баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены Наталья Дмитриевна Фонвизина и Мария Казимировна Юшневская.
Сегодня мы вспомним светских дам, которые первыми последовали за
своими мужьями в Сибирь – Е. И. Трубецкую и М. Н. Волконскую.


Некрасов восхищался красотой русской женщины, ее мужеством, нравственной чистотой, силой характера, преданностью. Он посвящает им свою поэму "Русские женщины".

Старый граф, отец Екатерины Ивановны Трубецкой, со слезами на глазах занимается последними приготовлениями – «княгиня-дочь… куда-то едет в эту ночь…». Она прощается с семьей и просит родительского благословения в дальнюю дорогу. Княгиня прекрасно понимает, что надежды на встречу с родными в будущем практически нет, «но долг другой, и выше, и святей» зовет ее в путь.

После двух месяцев утомительного пути княгиня прибывает в Иркутск. Ее встречает сам «начальник городской», давний знакомый отца княгини, который настойчиво отговаривает от дальнейшей поездки. Он пугает ее невероятно опасной и тяжелой дорогой, взывает к дочерним чувствам, но все напрасно: княгиня Трубецкая видит свой долг только в том, чтобы поддержать супруга в тяжелый час:

«Пусть смерть мне суждена -
Мне нечего жалеть!..
Я еду! еду! я должна

Близ мужа умереть.»


«Ужасно будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его!»


На следующий день губернатор еще раз делает попытку отговорить княгиню от рокового шага, но она по-прежнему настаивает на своем:

«Нет! что однажды решено —

Исполню до конца!

Мне вам рассказывать смешно,

Как я люблю отца,

Как любит он. Но долг другой,

И выше и святей,

Меня зовет. Мучитель мой!

Давайте лошадей!»


«Мой долг, — я слез не принесу

В проклятую тюрьму —

Я гордость, гордость в нем спасу,

Я силы дам ему!»


«Нет! я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба —

Я буду ей верна!»


Тогда губернатор сообщает ей, что в этом случае она обязана «отреченье подписать» от всех своих прав, то есть «нищей стать и женщиной простой».

«У вас седая голова,
А вы еще дитя!
Вам наши кажутся права
Правами — не шутя.
Нет! ими я не дорожу,
Возьмите их скорей!
Где отреченье? Подпишу!
И живо — лошадей!..»

Однако и эта попытка сломить волю решительной женщины оказывается безуспешной. Княгиня Трубецкая отказывается от всех своих денег, от своего имени, от всех привилегий. Пораженный мужеством княгини, старый генерал со слезами на глазах признается, что мучил ее по приказу царя.

В образе двух княгинь Некрасов показал силу духа, любви русских женщин, которая не зависит от их сословной принадлежности.

Таким образом, душевная щедрость, стойкость и мужество перед лицом страданий и лишений, чувство долга и верность – это и есть любовь по-русски. Их смелое решение – последовать за мужьями в глухую сибирскую ссылку – подвиг во имя любви, сострадания и любимого человека.



Иногда в литературе мы становимся свидетелями споров, разногласий писателей по тому или иному вопросу. Хотелось бы рассмотреть спор великих классиков – что есть любовь и как надо отзываться на это чувство. Чехов, Бунин и Куприн убеждены, что любовь – самое яркое и счастливое, что может быть в жизни каждого человека. И в своих произведениях они показывают примеры такой любви. Они пишут о разном и, в то же время, об одном и том же.



Любовь в рассказе А. П. Чехова «О любви» 1898г.

Рассказ «О любви» написан Антоном Павловичем Чеховым когда он жил в имении Мелихово. Это произведение – одно из последних в творчестве писателя, так как в 1904 году Чехов скончался после продолжительной болезни.

«О любви» является последней частью «маленькой трилогии» – серии рассказов, в которую также входят «Человек в футляре» и «Крыжовник», написанные Чеховым в то же время.

Автор в данном произведении вынес приговор всему общественному укладу, который отодвигает на второй план истинные желания людей. Персонажи лишены права на счастье.

Главный герой, господин Алехин, рассказывает историю любви, которая произошла с ним в молодости: окончив университет, он поселяется в имении родителей и находит себе приятеля – 40-летнего добряка, господина Лугановича. Однажды Луганович приглашает Алехина к себе в гости и знакомит его со своей молодой женой Анной Алексеевной. У Лугановичей недавно родился ребенок. В первую же встречу милая и добрая Анна Алексеевна очаровывает Алехина.

Каждая встреча с Анной Алексеевной производит на Алехина впечатление чего-то нового и особенного. Анне и Алехину нравится вместе проводить время, говорить и молчать. В каждый свой приезд Алехин видит по глазам девушки, что та ждала его. При этом Алехин чувствует себя несчастным. Он пытается понять, почему такая умная молодая женщина стала женой 40-летнего скучного Лугановича, почему произошла такая ужасная ошибка и эта женщина встретилась не ему,.

Алехин считает, что влюбиться в замужнюю женщину – это постыдно и неправильно.

Анна и Алехин замечают, что между ними существует взаимная любовь, но не признаются в этом друг другу. Всеобъемлющее чувство нельзя погасить, забыть о нем. Любовь не подчиняется законам и логике. Ее невозможно вписать в моральные рамки:

«Так и мы, когда любим, то не перестаем задавать себе вопросы: честно это или не честно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь и так далее. Хорошо это или нет, я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает, – это я знаю.»

Алехин понимает, что не может предложить Анне ничего, кроме той же скучной жизни, которую она ведет. Анна как будто тоже это понимает. Проходит несколько лет. У Лугановичей растет уже двое детей. Вся семья по-прежнему любит Алехина как родного. Анна и Алехин чувствуют, что не могут жить друг без друга. Они счастливы быть рядом друг с другом, но каждый вечер расходятся как чужие и ничего не предпринимают. Проходит время. Анна Алексеевна чувствует разочарование в жизни, у нее появляются проблемы с нервами. Она все чаще проявляет раздражение по отношению к Алехину. Неожиданно Лугановича переводят по службе в другую губернию. На прощание, оставшись наедине в поезде, Алехин признается Анне в любви:

«Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, – о, как мы были с ней несчастны! – я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как не нужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить.»

«Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.»

Влюбленные плачут. Алехин понимает, как они с Анной несчастливы. Он горько сожалеет о том, что не боролся за свое счастье с Анной. Алехин в слезах прощается с возлюбленной. Анна уезжает. Герои больше никогда не встречаются.

Алехин и Анна Алексеевна не смогли переступить через свои принципы, они проявили душевную слабость. Герои последовали за общепринятой моралью, и пожертвовали своим счастьем. Действующие лица убили в себе искреннее глубокое чувство. Они самостоятельно лишили себя чувства, ради которого хотелось бы просыпаться по утрам и с надеждой смотреть в завтрашний день.

Таким образом, многие украшают любовь розами, соловьями, стихами, русские же «украшают» роковыми вопросами: честно? Нечестно? Надо? Не надо? Умно или глупо? К чему приведет? Это еще одно свойство любви по-русски. Но А. П. Чехов убежден, что это лишнее. Эти вопросы мешают и раздражают. Они разрушают любовь и человека. Нельзя противится своим желаниям, любовь не подчиняется никаким законам. Любовь – это стимул для новых свершений. Это чувство, словно глоток свежего воздуха. Именно благодаря любви человек чувствует, что живет.



В спор с писателем вступает Бунин. Он пишет рассказ «Кавказ» – это его ответ на произведение Чехова «О любви».



Любовь в рассказе И. А. Бунина «Кавказ» 1937г.

Впервые рассказ «Кавказ», который входит в знаменитый цикл «Темные аллеи», был опубликован в 1937 году. В то время Бунин уже давно жил за границей. В основе «Кавказа» лежат события, имевшие место в жизни самого Бунина. Когда-то он уезжал из Москвы в Киев с одной замужней дамой. При этом, как и в рассказе, автор не признавался, то ли любовь это была, то ли связь.

История ведется от лица любовника московской красавицы, супруги офицера. Он приезжает в столицу и ведет жизнь настоящего затворника.

Во время редких встреч женщина делится с ним своими опасениями – ей кажется, что муж «что-то подозревает». Женщина уверена, что от мужа можно ожидать что угодно при «жестоком, самолюбивом характере». Он следит буквально за каждым ее шагом, и дает понять, что ни перед чем не остановится, защищая «свою честь, честь мужа и офицера».

План любовников весьма дерзок – они намерены вместе отправиться на южное побережье и провести в «совсем диком месте три-четыре недели». Они останавливают свой выбор на Сочи, но, чтобы замести следы, женщина оставляет мужу адреса в Геленджике и Гаграх.

Согласно ранее намеченному плану любовники отправляются на Кавказ в одном поезде, только мужчина прибывает на вокзал «как можно раньше, а она как можно позже». До последней минуты они не верят в реальность происходящего – уж «слишком великим счастьем» кажется им эта совместная поездка.

Прибыв на место, возлюбленные в полной мере наслаждаются южным солнцем, морем и экзотической природой. Герой просыпается рано, и сразу отправляется на прогулку, затем они пьют чай и до завтрака купаются в море, а вечером неспешно прогуливаются среди цветущих магнолий, пальм и чинар.

Офицер, заподозривший супругу в измене, принимается искать ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На второй день по прибытию в Сочи он купается в море, надевает белоснежный китель, заказывает бутылку шампанского, неспешно выкуривает сигару и стреляет «себе в виски из двух револьверов».

Обычно рассказы о любви показывают, что это чувство способно преодолеть все, дает прекрасные плоды спустя время. Бунин же в своем рассказе показывает, что прекрасное чувство способно затронуть других людей и привести к трагедии.

Автор показывает, что пара стремится сделать все, чтобы наконец насладиться обществом друг друга сполна, а не встречаться украдкой с большими перерывами. Их чувства затмевают разум – женщина рискует больше, чем мужчина, так как ее честь от порочной связи пострадает в любом случае больше.

Офицер, муж главной героини, по всей видимости не столь жесток, как ей кажется. Понимая, что ему не удалось сберечь честь семьи (которая в описываемый в рассказе период действительно имела значение, ведь нехорошие слухи могли помешать продвижению по службе, появлениям в высшем свете), он больше не гонится за неверной женой, а решает окончить жизнь самоубийством.

В результате любовь, которая приносит счастье основным героям истории, становится причиной несчастья. Влюбленные часто поступают эгоистично, не думая о других людях. Это и приводит к трагедии, описанной Буниным.

Таким образом, И. А. Бунин убежден, что задавать роковые вопросы в любви необходимо, ведь любовь не всегда несет только счастье, но и разрушение. Счастье одного может обернуться несчастьем для другого. Любовь – очень грозная сила, которая способна перевернуть жизнь человека, поэтому нужно бережно относиться к чувствам близких людей, брать на себя ответственность, а не кидаться в омут с головой в это прекрасное чувство.

Любовь в рассказе А. И. Куприна «Куст сирени»

Все творчество Александра Ивановича Куприна буквально пронизано темой любви, и важнейшее значение в нём уделяется проблематике взаимоотношений мужчины и женщины. Одним из наиболее ярких примеров любовной прозы Куприна является рассказ «Куст сирени». В произведении описано, как офицер смог защитить учебный проект только благодаря помощи жены, поддерживавшей его и проявлявшей практически жертвенную любовь.

Николай Алмазов проходит обучение в Академии генерального штаба. Поступить туда удалось лишь с третьей попытки. Хотелось все бросить, но жена помогла не сдаться:

«Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою.»


«Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость…»

Придя домой, он рассказывает супруге, что провалился, сдавая работу по инструментальному плану местности. Случайно посадив кляксу на чертежах и не желая заново приступать к сложной кропотливой работе, Николай Евграфович решает нарисовать на месте кляксы куст сирени. Однако старый профессор, досконально знающий особенности местности, раскрывает хитрость нерадивого студента, который доказывал свою правоту, и решает с утра ехать на осмотр территории.


В расстроенных чувствах Алмазов делится своей проблемой с любимой женой Верочкой. Ей приходит в голову блестящая идея – посадить на том самом месте настоящий куст сирени. Верочка, не колеблясь ни минуты, закладывает в ломбарде все свои украшения и делает заказ садовнику.

На следующее утро удивлению профессора, увидевшего собственными глазами раскидистый куст, не было предела. Николай Евграфович благополучно сдаёт экзамен и делится радостной новостью с любимой женой.


Алмазовы не могли нарадоваться успешному делу:

«И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку…»

Вера сказала, что отныне сирень ее любимый куст.


Верочка дает своему мужу огромную силу, благодаря чему мужчина может справится с любыми испытаниями и трудностями. Её любовь к Алмазову жертвенна, однако она не чувствует себя при этом ущемлённой. Напротив, суть всей своей жизни она видит в том, чтобы делать счастливым своего любимого мужа, видеть его успехи в учёбе, на работе. Она готова отказать себе во многом, лишь бы сделать жизнь Николая чуточку лучше.


Для достижения личного счастья необходимо уметь делиться своей любовью, а не только требовать её взамен. Автор доносит простую мысль, что нужно учиться любить. Глубоким заблуждением является утверждение, что любовь – это данность, которая будет сопровождать всю жизнь. Она словно капризный садовый цветок, который нуждается в ежедневном бережном уходе. Только тогда она сможет принести свои ценные плоды.


Таким образом, любовь по-русски – это жертвенная абсолютная любовь, чуждая каких-либо условностей и рамок, основанное на доверии и уважении. Любовь – это не дар судьбы, но великое достижение, над которым приходится трудиться не покладая рук всю свою жизнь.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе литературных произведений мы можем с точностью дать ответ, что же из себя представляет любовь по-русски:

Произведения

Главная мысль о любви

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Любовь – это нравственность и честь. Лучше любить и страдать, чем ничего не чувствовать.

Н. В. Гоголь «Старосветские помещики»

Любить – это заботиться друг о друге всю жизнь. Любовь – это тихая гавань настоящего искреннего чувства.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Любить – это помогать друг другу, взрослеть вместе, проходить через все испытания.

Н. В. Некрасов «Русские женщины»

Любовь – это подвиг во имя любимого человека.

А. П. Чехов «О любви»

Любовь – глоток свежего воздуха. Она не подчиняется никаким законам, и идти против нее бесполезно. Благодаря любви человек чувствует себя живым.

И. А. Бунин «Кавказ»

Любовь – очень грозная сила, которая способна перевернуть жизнь человека, поэтому к ней нужно относится бережно и с ответственностью.

А. И. Куприн «Куст сирени»

Любовь – это труд и жертвенность. Она основана на доверии и взаимопомощи.

Любовь – главное, что было, есть и будет у людей. Её надо беречь. У всех своя уникальная история любви, и главное – она должна дарить силу, уверенность и счастье. Любовь должна быть главной ценностью в жизни каждого человека. Несчастлив тот человек, который не смог бороться за свою любовь или никогда не испытывал этого чувства.