СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа "История двух храмов"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "История двух храмов"»

Семнадцатый областной краеведческий конкурс

среди школьников и студентов

«Край Воронежский Православный»






Чернышев Максим Александрович




с. Рудня ул. Чкалова 32, Воробьёвского района Воронежской области

8-903-852-01-23





МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РУДНЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


8 класс



Научно-исследовательская работа:

«История двух храмов моего родного края»





Начало работы:14 января 2019 года

Окончание краеведческой работы:4 марта 2019 года




Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Дмитриенко В. К.

5 марта 2019 год



Рудня 2019

Оглавление


Введение …………………………………………………………….…..3

Содержание исследования……………………………….………………5

Глава 1. История Предтеченского храма в селе Рудня…………5

Глава 2. Храм Казанской Божией Матери…………………………7


Глава 3. Нравственный подвиг священника отца Михаила……..11


Заключение.……………………………………………………………....13


Литература………………………………………………………………..16


Приложение ………………………………………………………………17


























Введение

Благочестивые наши предки не могли жить без храма –
он был так же необходим для души народа,
как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.

Чтобы не сбиться с православного пути, нужно иметь надёжные ориентиры. Президент Российского Фонда Культуры Н.С.Михалков говорил: «Духовным и нравственным стержнем России было, есть и будет Святое Православие, знаком и образом которого остаётся затерявшаяся в бескрайних просторах сельская церковь. Всегда живая, всегда манящая, всегда дающая утешение... Да поможет нам Бог уберечь её и спасти».

Моя исследовательская работа посвящена истории строительства и возрождении храма Казанской Божией Матери в селе Новотолучеево и трагической судьбе Предтеченского храма в селе Рудня. Почему я выбрал эту тему? Известно, что исстари Русь держалась православными храмами, которые, малые или большие, строились в каждом городе, в каждом селе. Храм - это святое место, без которого русский человек не может существовать. Для меня моей малой родиной являются два села: Рудня и Новотолучеево. В Рудне родились мои родители, живут самые дорогие мне люди, а в селе Новотолучеево я родился и живу. В селе Новотолучеево есть прекрасный храм, он в сердце каждого из нас, а в родном селе Рудня тоже когда-то была церковь, а теперь её нет. Мне интересно выяснить, почему не сохранили жители свой храм, свою святыню.

Данная тема актуальна, так как в ней рассматриваются вопросы изучения наших духовных и исторических корней.

Объект данного исследования: православные храмы сёл Новотолучеево и Рудни.

Предметом исследования является изучение исторической судьбы церквей, их архитектурных особенностей, культурно-исторической ценности.

Гипотеза: храм всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром села, и судьба храма неразрывно связана с судьбой жителей села.

Цель моей исследовательской работы: получение исторических сведений о прошлом и настоящем церквей, определение их роли в жизни людей. Поведать будущим поколениям историю моей малой родины, которая по-своему уникальна и неповторима, а именно, историю Предтеченского храма, который просуществовал до 1958 года, строительство и возрождение храма Казанской Божией Матери.  Показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.

Задачи исследовательской работы:

  • изучить архивные материалы, публикации, рассказывающие об истории храмов;

  • выявить и оценить произошедшие изменения;

  • пробудить интерес детей к изучению истории храмов и монастырей;

  • развить навыки исследовательской работы в области православной культуры.

Для достижения цели исследования я использовала следующие методы исследовательской работы:

- изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов;

- ознакомление с литературой, содержащей рекомендации по сбору краеведческого материала;

- поиск очевидцев событий с целью сбора интересующих данных; запись рассказов и воспоминаний;

- установление связей с работниками библиотек, музеев, настоятелем храма Казанской Божией Матери, старожилами сёл Новотолучеево и Рудни с целью получения консультаций, уточнения сведений, проверки достоверности фактов;

- фотосъемка объектов исследования.

Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большую значимость. Проводя краеведческие изыскания, я лучше стал понимать историю своей малой родины.

Содержание исследования

Глава 1. История Предтеченского храма в селе Рудня

Среди живописных уголков России есть много мест дорогих и близких сердцу русского человека, и каждое из них имеет свою историю, свои духовные истоки. Именно к одному из таких мест можно отнести разрушенный храм в моем родном селе Рудня. Более полувека жители села и окрестных деревень слышали колокольный звон Предтеченского храма, будя в сердце лучшие стороны души. Стоять бы храму тысячи лет, если бы не варварское нашествие на православие.

В 1918 году декретом Советской власти церковь была отделена от государства. Этот декрет послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церковнослужителям. Большевики преследовали церковь как организацию: расстреливали, сажали в тюрьмы верующих людей.

Все эти страшные события не обошли стороной и село Рудня.

В 1928 году страшная весть разнеслась по селу – отца Михаила арестовали. Власть требовала от него отречения от православной веры. Он видел много лишений, но ни беда, ни скорбь, ни голод, ни холод не могли разлучить его от Бога! Его жизнь, поступки являются примером для односельчан и подрастающего поколения. Он принимал оковы, темницы, избиения, муки.

По всей России сносились храмы, а до храма нашего села коммунисты добрались осенью 1958 года.

Не уцелел от рук новой власти и Предтеченский храм в селе Рудня. Один из самых красивых храмов, по рассказам односельчан, находился в центре села. Когда запретили службу, он ещё какое-то время продолжал работать. Его взорвали в 1958 году.

С моста идёт дорога к храму,

А на селе, какая грусть!

Летят развалины собора,

Как будто спит былая Русь!..

Для всех односельчан это событие стало большой трагедией. По словам старожилов, только с седьмого взрыва появились небольшие трещины на храме. Плакали в тот день все: от « мала до велика». До сих пор грусть и печаль навевает то место, где была церковь. Ведь те люди, которые руководили уничтожением святыни, не побоялись Всевышнего и дали распоряжение о строительстве на этом месте Дома культуры. Именно на фундаменте Предтеченского храма в селе Рудня был построен клуб, так его раньше называли. Теперь только на отдельных фотографиях мы можем увидеть, как храм выглядел. Предтеченский храм остался в памяти всех жителей села Рудня. А мы, молодое поколение, должны сохранить эту память и передать своим потомкам.

Более 60 лет прошло после разрушения храма в нашем селе, 60 лет не созывал благовест верующих под своды церкви! И вот теперь по Божьей милости перезвон колоколов возвестил о радостном событии – поставлен памятный знак на том месте, где был храм, а это значит, сохраняется любовь к своей земле и Отечеству. Господь оживил «душу села». Теперь есть надежда, что когда-нибудь будет построена и в селе Рудня хотя бы часовня, где можно «достойно и праведно поклониться Отцу и Сыну и Святому Духу».





Глава 2.Храм Казанской Божией Матери в селе Новотолучеево

Моё родное село Новотолучеево расположено на границе Воробьёвского района с Калачеевским, на левом берегу реки Толучеевка. Известно оно на всю округу тем, что его жители в годы гонений на церковь не позволили разрушить свой храм Казанской Божией Матери, и долгие годы он был единственным в районе действующим храмом.

По рассказам старожилов нашего села в 18 веке в селе стояла небольшая часовенка. В ней читали сорокоуст по умершим.

В 1812 году местные жители решили построить церковь. Был заложен камень, и освящено место. Но в этом году началась война с Францией. Только спустя 2 года (1814 год) строительство церкви было начато, но совсем в другом месте. Её перенесли на перекрёсток дорог, так как, по преданию, на перекрёстках дорог ночью встречаются лешие, русалки и ведьмы.

Строили церковь на добровольные пожертвования местных прихожан. Верующие и богомольцы приносили храмам огромные доходы. Недалеко от строящегося храма был построен кирпичный завод. А чтобы кладка была прочнее, в раствор добавляли куриные яйца. Весь строительный материал возили на лошадях.

В середине села Новотолучеево, на пригорке, между двух холмов стоит церковь, напоминая всем, что в селе когда-то жили люди, любившие и умевшие творить красоту. По своей архитектуре она по праву является памятником истории и культуры. Наша церковь имеет очень давнюю историю. Строительство храма было закончено в 1818 году. Назван он в честь Казанской иконы Божией Матери. Мне известно, что имелась и школа иконописцев. В ней работали отец и сын Щербатовы, известные художники. Они писали иконы святых, расписывали храм фресками. Многие прихожане были искусными мастерами. Для жителей многих сёл храм является духовным и культурным центром. Сюда приходили и стар и млад, сюда приносили и радость, и горе. Здесь учили: «Люби ближнего своего, почитай родителей, будь твёрд в испытаниях, не позволяй греху господствовать над тобой». Церковное пение, живопись, архитектура – всё здесь располагает к самоочищению. Наш храм является подлинным украшением нашего Воробьёвского района. А мы, жители, гордимся, что в наш храм приезжают люди из разных мест.

О нашем храме мало сохранилось сведений. Нам известны лишь некоторые имена священников, которые служили в храме: Александр, Павел, Аким, Лука. Матфей, Михаил, Константин, Христофор, Александр, Владимир, Мелхиседека, Донах, Стефан, Михаил, Аким, Григорий, Василий, Сергий, Даниил и другие.

Большое общественное значение имели сельские храмы. Вокруг них сосредотачивалась вся общественная жизнь. В первые годы двадцатого столетия священником храма Казанской иконы Божией Матери был Дегтярёв Василий Иванович. Он был действительно глубоко верующим человеком, радевшим за веру. Отец Василий всемерно старался сблизиться с верующими, понять их нужды и чаяния. Сам Василий Иванович родился в селе Гвазда в 1899 году. Окончил церковное училище в городе Воронеже. Поскольку он был уже женатым человеком и имел двух сыновей: Василия и Михаила, ему дали приход. В 1918 году после его окончания, он был направлен священником в наш храм. Время было неспокойное. К власти пришли большевики. Это было время «бури и натиска».

В период гражданской войны церковь и священнослужители подвергались жестокому преследованию. Наше село переходило из рук в руки. То белоказаки, то красные приходили в Новотолучеево.

По воспоминаниям старожилов, в 1918 году «красные» потребовали от Василия Ивановича, чтобы он отслужил молебен о скорейшей победе большевиков. Он отслужил, но в село в очередной раз ворвались белоказаки и потребовали и им отслужить молебен. Дома были мать-старуха, жена, маленькие дети. Отец Василий прятался. Вышла мать, казаки её схватили и требовали, чтобы вышел священник. Она сказала, что его нет дома. И затем они приставили к лицу женщины наган. Отец Василий вышел. Мать отпустили, а его стали зверски мучить за пособничество большевикам. Вдруг подъезжает на лошади мужчина, подаёт какую-то бумажку белоказаку. И он прекратил издеваться над отцом Василием.

Как потом выяснилось, его отпустили живым, потому что мало проработал священником, но после этого случая он начал болеть, чахнуть, здоровье из него уходило с каждым днём. Врачи признали туберкулёз лёгких. И 19 апреля 1922 года в возрасте 23 лет он скончался. Похоронен отец Василий в церковной ограде.

В первые годы нэпа гонение на священнослужителей ещё более усилились. Они были объявлены классовыми врагами и стали жертвами репрессий. В феврале 1922 года государство конфисковало у церкви драгоценности на борьбу с голодом. Большевики развернули мощную антирелигиозную кампанию. Период с 1929 по 1939 характеризуется целенаправленной политикой разгрома организаций в СССР, множеством запретов, жесточайшими гонениями.

В 30 годы зло, возведённое в рамки закона, распоясалось до предела. Священнослужителей заставляли отрекаться от того, чему они учили, и когда это не удавалось, то их просто отправляли в лагеря или расстреливали. Вина их была в том, что в их душах, как и в душах прихожан, жила вера в бога. Беда не обошла стороной и наш храм.

…Томно гудели колокола. Шёл 1934 год. Местные жители собирались к храму. Нашлись такие люди, которые по приказу «людей из района» начали сбрасывать многотонные колокола и увозить на переплавку, срывали иконы, сжигали бесценные книги, всё громили, крушили, разбивали и растаскивали по своим домам. В этот период многие церкви были разгромлены и взорваны. Хотели взорвать и наш храм. Был назначен даже день. Но местные жители всячески препятствовали тому, чтобы это произошло. По сговору толучеевцы начали в храм сносить и ссыпать зерно. Сюда же затащили сеялки, косилки, молотилки, то есть храм превратили в склад. А позже зерна было насыпано под своды. Некоторые фрески потускнели. Стены от пыли стали чёрные, но прихожане радовались тому, что они всё же таким образом сохранили храм. Памятник культуры прошлого века по-прежнему украшал село.

22 июня 1941 года началась война. В первый день Великой Отечественной войны митрополит Сергий призвал православных людей к участию в защите священной земли от захватчиков.

Русская православная церковь с самого начала войны заняла ярко выраженную антифашистскую позицию, много сделала для укрепления патриотических чувств советских людей. Многие священнослужители участвовали в партизанском движении или оказывали ему поддержку. На фронт отправлялись посылки с различными вещами и продуктами, организовывали помощь раненым.

В 1943 году недалеко от нашего села проходила линия фронта. Было много раненых пленных румын и мадьяр. Их гнали куда-то на север. Ночевать они останавливались в храме. Были такие, которые идти уже не могли. Вскоре храм оборудовали под госпиталь. Здесь была даже операционная. Многих бойцов врачи вернули фронту.

… В послевоенные годы происходит возрождение церковной жизни: укрепление патриотического сознания верующих. Немного оправившись от войны, люди начали восстанавливать храм. В 1947 году наш храм был вновь открыт. Первым послевоенным священником был отец Сергий Ходарин. Он много сделал для открытия храма. Верующие приносили иконы, которые хранили у себя дома, всякую церковную утварь.

В настоящее время ценных произведений не так много. Но гордиться ими можно. Вот икона «Спасителя». С годами она потускнела, но вполне можно определить, что это дело рук большого мастера, может быть самого Щербатова. О большом мастерстве неизвестного автора свидетельствуют иконы: «Богоматерь» и «Введение во Храм Пресвятой Богородицы». Есть здесь и икона, которой благословляли воинов, уходивших на войну в 1904 году. Немалый интерес представляют две иконы афонского письма, подаренные паломниками. Исторически ценными являются два напрестольных серебряных креста, дата изготовления одного относится к концу 18 века, другого - к началу 19 века.

Глава 3.Нравственный подвиг священника отца Михаила

Судьба подарила мне встречу с удивительной женщиной, которая рассказала свою нелегкую жизнь. Но цель моей беседы – узнать об отце Михаиле. Он был священником наших храмов в селе Рудня и Новотолучеевов самое тяжёлое время. Наталья Михайловна Серебрякова с удовольствием согласилась о нем рассказать.

Родился Михаил Семенович Грядунов в крестьянской зажиточной семье, дед его был дворянином. Мальчик был очень одаренным. Тяга к учению была велика, хотелось научиться всему и сразу. Мать заметила, что сыну хочется научиться читать и писать. Рядом с семьей Грядуновых жили два монаха, они были обучены грамоте. Вот и повела мама Мишу к монаху. Проучился мальчик весь Петровский пост. Монах заметил его способности и порекомендовал вести в школу. Проучившись несколько месяцев, Мишу перевели во второй класс. Учился он всего три года, а также пел в церковном хоре. Голос у него был очень хороший, никогда не пропускал службу в церкви, усердно молился и продолжал учиться уже самостоятельно. Много читал священных книг, рассказывал поучительные истории своим младшим братьям и сестрам.

Когда Михаилу исполнилось 18 лет, его женили. Он продолжал петь в хоре. Теплыми беседами располагал к себе людей, учил закон Божий, давал советы людям. Все дни проводил в постоянной молитве. Его заметили и поставили регентом, все удивлялись его звонким голосом.

Когда умер отец-дьякон, поехали они к владыке. Тогда владыка и произнес: «У вас есть отец Михаил, я его благословляю в дьяконы».

В 1919 году в селе Рудня умирает отец Семен. С огромным усилием Михаил заставляет себя трудиться и трудиться. Он хотел стать священником. Дело было на Страстной неделе, послали к владыке отца Михаила, много было там семинаристов. Пришлось сдавать экзамен и Михаилу (он семинарию не кончал, был самоучкой). Нужно было отслужить службу. Очень волновался тогда, но все молился и читал молитвы. И так хорошо он отслужил, что владыка разрешил ему на Благовещенье служить, все удивлялись, что деревенский, к тому же самоучка, не сорвет ли службу. Отслужил он хорошо, когда читал проповедь, все в храме плакали.

Был он награжден грамотой и получил сан священника. Отец Михаил чрезвычайно был требователен к себе. Много сделал он для духовного благоустройства церкви. Часто взваливал на себя самые тяжелые обязанности. Слова владыки отец Михаил запомнил на всю жизнь: «Такое будет гонение, такие муки придется перенести, смотри, не отрекайся от веры, не отрекайся».

Послужил он в храме три месяца, постоянно приходили вести о том, что одного священника убили, другого застрелили. Не раз предостерегали, чтобы поберегся сам, угрожали семье. Он же жил обыкновенной жизнью и продолжал служить. Новая власть считала его злейшим врагом. Ужас наводили люди с оружием в руках, были расстрелы, снова страх. Отец Михаил повторял: «Моя вера повелевает стоять за свои святыни».

Затем был первый арест, когда вернулся, то опять продолжил службу в нашем храме. Через два года опять тюрьма. Пятый раз осудили в 1930 году на три года.

Очень трудно жилось семье без отца, одни ненавидели, другие жалели. Жена отца Михаила была очень добра к людям, нежна и заботлива к детям. Семья мучилась, кушать было нечего. В 1933 году отец Михаил вернулся, но знал, что ненадолго, что скоро опять заберут.

Снова служит, но уже в другом храме, в селе Новотолучеево, так как в селе Рудня храм закрыли, впоследствии взорвали. Преследования продолжаются, заставляют отречься от Церкви. Но слова его тверды: «Священство никогда не оставлю, служить не брошу».

Последняя служба была для него в 1937 году. Служил открыто, настроение было праздничное. Семья приготовила праздничный обед, все ждали отца Михаила, но он так и не пришел. Соседи рассказали, что повели его в сельсовет под конвоем. Допрашивали. На этом допросе присутствовала его младшая дочь Наташа, ей было тогда 12 лет. Заставляли опять опомниться, отказаться от церкви. Хорошо помнит Наталья Михайловна слова своего отца: «Плохой вы даете совет, у меня будут внуки, я их опозорю, у них не будет счастья». Но они не унимались: «Ведь ты семинарию не кончал, что тебе стоит бросить и не служить». Предлагали работать секретарем. Но снова слова отца Михаила: «Нет! Я целовал Евангелие, дал присягу Господу Богу». Еще много раз опять и опять заставляли опомниться. Он продолжал говорить, что смерти не боится, что лучше умереть невинным мучеником, чем терпеть ужасы и беззакония несчастного своего времени.

4 августа 1937 года отца Михаила расстреляли. Так власть жестоко оборвала жизнь одного из лучших сынов Русской земли. Вина его в том, что, будучи священником, он совершал богослужения.

Мы помним и чтим отца Михаила.

Очень трудно приходилось семье после расстрела отца. Старшего сына осудили на десять лет только за то, что он был сыном священника. Но Бог давал силы, терпения, а молитва помогала пережить все невзгоды. Дети у Натальи Михайловны отличаются добротой, отзывчивостью, все они уважаемые люди.


Заключение


        Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что Русская церковь всегда играла огромную роль в истории нашей страны.

В ходе исследования я пришёл к следующим выводам:

1) История наших храмов – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.

По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь родного края, твоих предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.

2) Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России.

4) Сопоставление условий существования церквей, обителей во времена богоборчества с условиями в наши дни помогает осознать и оценить происшедшие изменения.

Воробьёвская земля полна бесценными памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее. В истории нашего края начался новый отсчет – процесс культурного восстановления.

В храм зайдите! Не ленитесь!

Свеч купите восковых,

За себя вы помолитесь

И за всех, за всех других

Православных наших братьев,

Кто в родную землю лег…

Для молитвы неба хватит,

Потому что в небе – Бог! 

(Николай Мельников.Отрывок из поэмы «Русский крест»).

Потенциал развития исследования

Не все страницы истории церквей моего края ещё хорошо изучены. Мы продолжим работу по исследованию документальных данных, краеведческих материалов, воспоминаний современников. В этом нас поддерживает директор нашей школы, убеждая всех - подобная работа является «лучшим средством доброго воспитания детей». Поэтому начатое исследование явилось отправной точкой для работы по созданию учащимися нашей школы православного портрета родного края. Портрета, который также должен содержать упоминание и о тех людях, чьими стараниями и заботами возрождались обители. В истории Воробьёвского района таких людей немало, их жизнь является примером веры, мужества нам и последующим поколениям. Собрать, сохранить и сделать известными жизнеописания праведников, историю храмов - наш долг перед Богом и людьми. Народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее.



Литература


1. Дом для детей и взрослых. Мироносицкий вестник. Ноябрь 2008

2. Духовно-нравственная культура в школе: учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Под общей редакцией иеромонаха Киприана (Ященко). Сб.I. - М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2007. - 400с.: с ил.

3. Закон Божий для семьи и школы. Составил Протоиерей Серафим Слободской. Изд. четвертое (репринтное). М.,1994г.

4. Энциклопедия для детей. Т.6, ч.1. Религии мира/ Э68 М.: Аванта+, 1996 - 720с.

5. Материалы из музея МКОУ «Руднянская СОШ»









Приложение

  1. Результаты исследования и их анализ.

  2. Вырезки из газет.

  3. Фотографии.

  4. Видеозапись «Беседа с Серебряковой Натальей Михайловной об отце Михаиле».



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!