Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 60 им героев Курской битвы» г.Курска
Научно - исследовательская работа
История моей Матрёшки
Подготовила:
Горбулина Диана
учащаяся 4 В класса
Руководитель работы:
Лашина Л. А.,
учитель начальных классов,
заместитель директора по УВР
Курск
2022
Введение
Все малыши играют в куклы. А мы уже школьники. Но как тянет нас еще поиграть в игрушки! А ведь матрёшка не всегда была игрушкой. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная крестьянская игрушка и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская матрёшка считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это символ настоящей русской красавицы с округлыми формами и красными щеками. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких матрёшек, вобравших в себя все культурные традиции России. Что касаемо традиционной Курской матрёшки, то для нашего края характерна особая роспись, завитая, украшенная «весёлыми травяными» узорами.
Тема исследования « История моей Матрёшки»
Цель исследования: пробудить интерес детей к русской культуре и традиционной матрёшке.
Задачи исследовательской работы:
изучение представлений о матрёшке;
изучение истории возникновения матрёшки;
изучение видов матрёшек;
изучение технологии изготовления матрёшек;
воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям.
Объект исследования: матрёшки
Предмет исследования: курская матрёшка
К методам, которые я использовала при исследовании, можно отнести следующие:
1. Анкетирование (2-4 классы школы № 60 )
2. Анализ представлений о матрёшке у учащихся моей школы на основе
анкетирования, и у людей более старшего возраста при помощи вопросов.
3.Выборка и анализ информации публикаций, материалов Интернета по данной теме; анализ собранных иллюстраций кукол.
4. Определение технологии изготовления матрёшек.
Проводя свое исследование, мне хотелось бы выяснить, знают ли о таких деревянных игрушках мои сверстники, установить какую пользу может принести матрёшка детям и взрослым.
Гипотеза:
Искусство создания традиционных матрёшек актуально и востребовано в современном мире.
Актуальность темы
Актуальность моей работы состоит в том, что:
в современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы подсознательно тянутся к размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Бесценным источником знаний о русской культуре является народное творчество. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является матрёшка.
Сроки исследования: январь-апрель 2019 г.
Всё началось с того, что не так давно, нашему классу довелось побывать в музее декоративно-прикладного и народного искусства.(см. Рис. 1)
Когда я оказалась внутри, моей радости не было границ, там было всё так красиво! ( см. рис.2)
Место, где встречаются настоящее и прошлое. Когда проходишь по его залам, то чувствуешь, как дух ушедших времен наполняет тебя. (см. рис.3)
И я увидела её! Это была матрёшка! Маленькая деревянная куколка с сюрпризом. Она состоит из нескольких одинаковых кукол, которые различаются размерами, и вкладываются одна в другую.( см. рис. 4)
Из слов экскурсовода, я узнала о том, что чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины лиственных пород деревьев. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Древесина у этого дерева белого цвета, нежная и мягкая, режется простым ножом. Деревья спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем тщательно складируют брёвна и хранят несколько лет в хорошо вентилируемом месте, чтобы они высыхали. К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Её очищают от коры и делают заготовку подходящих размеров. На токарном станке из заготовки вытачивают фигурку нужной формы. Самую маленькую куклу, неразборную, делают первой. Когда «малышка» готова, мастер начинает следующую фигурку, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом умелец повторяет процесс, делая немного куклу больше, в которую войдут две предыдущие. И так, до конца. Обработанные и загрунтованные матрёшки покрывают масляным лаком, чтобы залить все шероховатости. И вот, наконец, после окончательной сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски. В качестве красок используется водянистая гуашь.
И вот оно - настоящее чудо! Сотворено настоящее произведение искусства. Кстати, количество кукол колеблется от двух до шестидесяти единиц одного образца. Самая многоместная матрешка, попавшая в Книгу рекордов, была семидесяти семиместной. Самая большая - ростом с первоклассницу, самая маленькая - с горошину. К сожалению, время в музее пролетело незаметно. Но я была в восторге!
Мне захотелось узнать больше про эту игрушку. Придя домой, я заинтересовано попросила взрослых рассказать мне всё, что они знают о матрёшке. Нам, детям, кажется, что матрёшка пришла из «седой» древности, из мира легенд и сказок. Но на самом деле этой деревянной куколке чуть больше ста лет. Оказывается, по одной из версий, прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога мудрости Фукурумы. Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья (см. рис.5).
История гласит, что разъёмная игрушка заинтересовала нашего соотечественника, профессионального художника и архитектора, Сергея Васильевича Малютина. И он решил сотворить нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, а 1890-х гг., вместе с токарем-умельцем Василием Петровичем Звёздочкиным изобрёл эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке, состоящей, в дальнейшем, из восьми фигурок. Эта былая первая матрёшка! А чтобы она выглядела деловитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Ещё одна – с караваем хлеба. И, конечно, не обошлось без братца, самого среднего – самого любимого. Получилось целое семейство, дружное и трудолюбивое (см. рис.6).
Рисунок 6
Её называли чудом света, потому что она являлась произведением человеческих рук. В виде сувениров, она перемещалась по миру. Так откуда же произошло слово матрёшка, и почему, именно оно. Оказывается, в его основе лежит латинское слово «mater» - мать. В дореволюционной провинции, имя - Матрёна считалось, одним из наиболее, распространённых русских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Ведь в крестьянских семьях было принято иметь по многу детей. И зачастую, такие игрушки были цилиндрической формы с закругленной головой, потому что матрёшка была символом настоящей русской красавицы с округлыми формами и красными щеками, что славилось на Руси. Позже, в России возникли центры по её изготовлению и росписи. Организовывались частные художественные кружки и мастерские. В них, под руководством профессиональных художников обучались юные мастера, и создавались разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле. В качестве примера, можно назвать мастерские Николая Дмитриевича Бартрама, в селе Семёновка Льговского уезда Курской губернии.
У каждого центра свой стиль. У каждого города своя символичная куколка. Ведь они все такие разные. Вот, например, Загорская матрёшка- самая старшая. Пришла к нам из Загорска. Сейчас это город - Сергиев Посад, расположенный недалеко от Москвы. Возник он вокруг монастыря Троице-Сергиевой Лавры. По преданию, именно его основатель, Сергий Радонежский, вырезал первую деревянную игрушку сам. Ими он одаривал местных ребятишек. Богомольцы, приходившие в лавру, покупали матрёшек своим детям.
Семёновская матрёшка родилась в городе Семёнове Нижегородской области. Их можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук. Разноцветные платки, край платка украшен цепочкой небольших бутонов.
Полхов-Майданская матрёшка. Есть такое село в Нижегородской области. Здесь свой стиль декоративной росписи. Волосы уложены в замысловатые колечки. Нет завязанных концов на платке, нет привычного сарафана и фартука. Цвет одежды яркий: малиново-красный, ярко-жёлтый, сине-фиолетовый, зелёный. Голова чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт этим изделиям задорный вид.
Но самая моя любимая - Курская матрёшка. В моём городе Курске есть комбинат художественной росписи. Поговаривают, что некогда, из города Семёнова пригласили к нам Ивана Плешакова, он и выточил первую курскую матрёшку. И с 1972 года в нашем городе занимаются изготовлением этих сувениров. В процессе работы, специалисты комбината пришли к выводу, что для курского края характерна особая роспись, завитая.
И какая она - наша курская матрёшка? Платочек – красный, кофточка – жёлтая, фартук – чёрный. Основным отличием курских матрёшек, является, наличие в росписи белых ромашек.
Вот уже, который год, комбинат художественной росписи производит из дерева: вазы, ковши, салатницы, сахарницы. Само солнце позолотило эти творения рук курских мастеров. Здешние художники любят украшать свои творения «весёлыми травяными» узорами. Они расписывают изделия золотыми цветами, красными маками, ягодами рябины и травкой, и не забывают про белые ромашки (см. рис.7). Самое большое количество матрешёк – сестриц, в одной – двенадцать кукол, а самое маленькое – три.
Художники фабрики активно работают над новыми формами и образами изделий, появляются новые дизайны. Так, в 2015 году впервые в линии сувенирной продукции появились наборы с ёлочными игрушками. Все выточены в разной форме, пустотелые, покрыты красками, лаком и блестками. Аккуратно уложенные, в шелковую ткань фирменной упаковки, они напоминают винтажные ёлочные наборы, которые были популярны в первой половине двадцатого века (см. рис. 8).
Рисунок 8
Мастера Курской фабрики даже работали над необычным и важным заказом, они изготовили игрушки в форме матрёшек с особенностями национального рисунка для кремлёвской ёлки.
Я очень рада, что узнала так много нового и интересного. А эта игрушка, и сегодня является традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей. Она стала одним из образов России. Ведь именно матрёшка, была и остаётся символом русского народного искусства, материнства и плодородия! Эта игрушка - с большой буквы! Я люблю мой город Курск и горжусь своей матрёшкой!
Литература
1.Большая Советская Энциклопедия. М. – 1990. – 759 с.
2. Народная художественная культура. Под редакцией Баклановой Т.И, Стрельцовой Е.Ю. – М.: МГУКИ, 2000. - стр. 35-37.
3. Учебный терминологический словарь. «Народная художественная культура» сост. Ершова Т.М. 2-е издание. Чел. - 2005. – 324 с.
Интернет ресурсы
1.nsportal.ru›Алыепаруса›…-promysly-matryoshka
2.znanija.com›task/14945254
3. showbell.ru/promysly/?st=kurskaya