Хронотоп
Актуальность данной работы- для понимания смысла произведения чрезвычайно важно понимание образа пространства и времени.
Цель нашего исследования – дать представление о сути литературоведческого термина «хронотоп», показать особенности использования этого приема, рассказать о его функции в разных жанрах литературы.
Для решения поставленной цели надо выполнить следующие задачи:
1.Рассмотреть более подробно явление «хронотоп», его выражение в литературе , определить основные позиции ученых лингвистов по изучаемому вопросу.
2.Проанализировать произведения различных жанров.
3.Выделить хронотоп.
4.Сделать выводы по проведенному исследованию
Объектом исследования является анализ произведений.
Предмет исследования - хронотоп в произведениях художественной литературы.
Практическая значимость темы: результаты полученных исследований по рассматриваемой теме можно использовать на уроках литературы, спецкурсах и подготовке к ЕГЭ по литературе.
Введение
Как в реальном мире события происходят во времени и в пространстве, так и в художественной действительности существует художественное время и художественное пространство.
Термин «хронотоп» был введен в литературу для обозначения неотделимости времени и пространства друг от друга.
В литературе хронотоп имеет существенное жанровое значение. Жанр и жанровые разновидности того или иного произведения определяются именно хронотопом.
Литературные хронотопы имеют также и сюжетное значение, они являются организованными центрами основных описываемых автором событий. Хронотоп, как единство времени и места действия произведения, не только определяет обстоятельства и формы общения, но и определенным образом поддерживает принятое отношение к этим обстоятельствам.
Пространство
Представления о пространстве лежат в основе культуры, поэтому идея художественного пространства является фундаментальной для искусства любой культуры. Художественное пространство можно охарактеризовать как свойственную произведению искусства глубинную связь его содержательных частей, придающую произведению особое внутреннее единство и наделяющую его в конечном счете характером эстетического явления. Художественное пространство является неотъемлемым свойством любого произведения искусства, включая музыку, литературу и др.
Время
Время в художественной литературе обладает определенными свойствами, связанными со спецификой художественного текста, его особенностями и авторским замыслом. Время в тексте может иметь четко определенные или, наоборот, размытые границы (события, например, могут охватывать десятки лет, год, несколько дней, день, час и т.п.), которые могут обозначаться / не обозначаться в произведении связанными с историческим временем или временем, которое автор устанавливает условно.
В художественном произведении время может быть многомерным. Нередко нарушается последовательность событий, и большую роль играют те самые временные смещения, нарушения временной последовательности повествования, что и характеризует свойство многомерности, влияющее на авторское деление текста, на смысловые отрезки, эпизоды, главы.
М. М. Бахтин
Михаи́л Миха́йлович Бахти́н (5 (17) ноября 1895, Орёл — 7 марта 1975, Москва) — русский философ, культуролог, теоретик европейской культуры и искусства.
Бахтин замечает, что термин «хронотоп», введенный и обоснованный в теории относительности Эйнштейна и широко употребляемый в математическом естествознании, переносится в литературоведение «почти как метафора (почти, но не совсем)».
В духе Бахтина все искусства можно разделить в зависимости от их отношения ко времени и пространству. Существуют временные искусства (музыка), пространственные (живопись, скульптура) и пространственно-временные (литература, театр), изображающие пространственно-чувственные явления в их движении и становлении.
Хронотоп в сказке
Особый хронотоп существует в сказке: ее пространство отделено от реального: действие происходит в некотором царстве, в тридесятом государстве. В сказочное пространство врывается чуждая сила, и герой вынужден отправиться в cтранствие. Он идёт по дороге и попадает на распутье, где должен выбрать дальнейший путь.
Сказочное время тоже особое. Время появляется тогда, когда происходят события, об их внезапности говорят слова вдруг, откуда ни возьмись, а между событиями просто сообщается: на другой день, или наутро. Заканчивается действие –заканчивается и сказочное время: и стали жить- поживать и добра наживать – всё, время остановилось. Благодаря особому сказочному хронотопу мы попадаем в фантастический мир, непохожий на тот, в котором живём. В нем возможны невероятные события, превращения, в нем оживают неодушевлённые предметы, разговаривают животные. Представьте себе, что такие события происходили бы в обычной жизни! Тогда не было бы народной волшебной сказки: для неё необходим именно такой нереальный хронотоп.
Хронотоп в прозаическом произведении
Печорин приехал в Тамань поздно ночью. В этом городе он провёл сутки, а на следующий день уехал в Геленджик – мы сразу понимаем: это недолгая остановка в его бесконечной дороге. Художественное пространство в экспозиции повести построено на противопоставлении двух картин – первой, будничной, где отсутствуют простор, краски, движение; во второй, поэтической, простор появляется, но с ним и некая тревога, о чём говорят олицетворения: избушка стояла избочась, и берег спускался обрывом к морю, и волны с беспрерывным ропотом плескались .
Не меньшую роль играет в повести и художественное время. Оно изображается благодаря использованию времени глаголов. Как выразительна смена времён в изображении поединка героя и ундины! «Она прыгнула в лодку, я за ней, и не успел еще опомниться, как заметил, что мы плывем. (…) И щека ее прижалась к моей, и я почувствовал на лице моем ее пламенное дыхание. Вдруг что-то шумно упало в воду: я хвать за пояс — пистолета нет. О, тут ужасное подозрение закралось мне в душу, кровь хлынула мне в голову! Оглядываюсь — мы от берега около пятидесяти сажен, а я не умею плавать! Хочу ее оттолкнуть от себя — она как кошка вцепилась в мою одежду, и вдруг сильный толчок едва не сбросил меня в море. Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости...»
Ещё большее значение приобретает художественное время в романе в целом: оно определяет композицию произведения и является одним из главных средств воплощения авторской идеи. Так хронотоп, созданный посредством слов, сохраняющих буквальное значение, создаёт впечатление, что перед нами настоящая жизнь, всё, как в реальности.
Хронотоп в лирическом произведени.
Главный закон стихотворной речи учёный и писатель Ю.Н.Тынянов сформулировал так: «Единство и теснота стихотворного ряда». Внутри строки слова теснее, чем в прозе, связаны друг с другом и сильнее воздействуют друг на друга.
Чудесно и лирическое время. Прошлое ожило, оно присутствует сейчас. Недаром форма настоящего времени глаголов сменяет прошедшее время: посетил, провёл, ушло, переменилось, переменился – и объемлет. О настоящем времени говорят слова: уже старушки нет, не слышу – но, несмотря на отрицание, образ няни оживает в памяти. Оживают мысли и чувства того времени, когда поэт жил в ссылке: иные времена, иные волны. А потом появится мысль о будущем, когда племя младое, незнакомое сменит нынешнее поколение и внук услышит… приветный шум сосен и вспомянет о поэте.
Силой мысли поэт раздвигает завесу времени, утверждает вечность прекрасного. Если человек относится к жизни не со слепой покорностью общему закону, а активно преобразует её силой любви и творчества, оживляя прошлое и проникая в будущее, от его духовной деятельности зависит самый ход истории.
В стихотворении «Вновь я посетил…» стих необычен: это пятистопный ямб без рифмы, белый стих. Вследствие того, что речь звучит мерно, ритмично, реальное пространство – холмы, поля, озёро с рыбацким судёнышком, кривая мельница – преображается. Нивы не жёлтые и даже не золотые, а златые - славянизм делает речь поэтичной, возвышенной. И необычайно раздвинулся горизонт, затерянное в глухих лесах пространство здесь - частица великого целого, уголок земли.
Хронотоп в драматическом произведении
В комедии «Горе от ума» хронотоп подчинён классицистическому правилу трёх единств: места, времени и действия.
Действие происходит в доме Фамусова и длится одни сутки, в которые вмещается множество событий – от ночного свидания Софьи с Молчалиным до отъезда Чацкого, успевшего пережить мильон терзаний. Концентрация такого количества событий придаёт действию динамизм, пьесе – сюжетную остроту. Обратим внимание также на некоторые мысли, которые раскрываются средствами хронотопа. Действие комедии начинается утром, а утро – это начало не только дня. Ведь Чацкий появляется в доме Фамусова полный светлых надежд, это его утро. И для Софьи это утро наполнено прекрасным чувством любви. Вечер – это конец надежд для обоих героев.
Так же значимо и пространство. Чацкий вернулся из путешествия, из мира в дом. Ему кажется, что этот дом для него родной. Но в ходе пьесы выясняется, что Чацкий здесь чужой, и герой бежит отсюда.
Вывод
Итак, в художественной действительности художественное время и пространство составляют единый образ – хронотоп, который является средством выражения художественного содержания. Благодаря хронотопу художественная действительность произведения воспринимается как целостность, как сама жизнь.
В каждом произведении время и пространство находятся в единстве. Это единство художественного времени и художественного пространства является одной из тех категорий художественного текста, которые соединяют различные элементы художественного текста в одну единую, сложную систему.
Понятия художественного пространства и времени традиционно выступают для научной мысли как важнейшие категории, конституирующие авторскую картину мира в художественном «космосе» писателя.