0
Работа учащихся 9 класса Архипова В. и Бало Ю. ГБОУ СОШ № 26 имени Е.М. Бакуниной рассматривает проблемы, возникшие с красками живописных холстов Ван Гога. Руководителем группы является учитель школы Охременко Л.В. (учитель высшей категории).
Проблема состоит в том, что со временем краски на полотнах голландского художника- импрессиониста тускнеют. У искусствоведов возникли подозрения, что самые дорогие художественные полотна являются подделкой. В результате исследований, к которым были подключены ученые-химики, было сделано предположение, что причиной потемнения красок являются химические процессы, проходящие в живописном слое.
Цель работы:
Изучить краски, понять химические процессы, происходящие с ними;
Предложить возможные варианты восстановления или консервации картин Ван Гога;
Познакомиться с творчеством Ван Гога.
Тема исследования красок выбрана, потому что появившиеся сообщения в прессе о скандале вокруг картин знаменитого голландского художника Ван Гога убедили в том, что живопись не возможна без знания основ химической науки.
Задачи исследования:
Ознакомиться с научно-популярной, учебной литературой, периодической печатью по теме исследования.
Изучить химизм процессов в красочном слое.
Провести эксперименты, подтверждающие химические процессы между компонентами красок, которые использовал Ван Гог.
Использовались как теоретические , так и практические методы исследования.
В ходе работы убедились, что потемнение картин Ван Гога вызвано окислительно-восстановительными реакциями, протекающими под воздействием солнечного света в красочном слое.
Содержание
Введение…………………………………………………………… 3
Основная часть…………………………………………………… 4
История красок…………………………………………….. 4
Особенности живописи Ван Гога………………………... 9
Краски Ван Гога……………………………………………13
Выводы……………………………………………………………. 17
Список использованных источников………………………… 18
Приложение.
Введение
В 1987 году японская компания «Ясуда» купила на аукционе в Лондоне «Подсолнухи» Ван Гога за 40 миллионов долларов. Три года спустя эксцентричный миллиардер Риото Сайто, который ассоциировал себя самого Винсентом из легеднды, заплатил на аукционе в Нью – Йорке 82 миллиона долларов за «Портрет доктора Гаше» кисти Ван Гога.
Эти картины выдающегося художника оставались долгое время самыми дорогими на всех знаменитых аукционах. Однако, однажды поздним вечером к мастеру-реставратору обратился один из владельцев «Желтых подсолнухов». Он попросил провести исследование картины на ее подлинность, так как, по его мнению, происходят изменения в цвете…
Исследователи изучают возможные причины выцветания красных и желтых пигментов картин Винсента Ван Гога и ищут возможность восстановить полотна великого художника.
Наша задача несколько скромнее:
- изучить краски, понять химические процессы, происходящие с ними;
- предложить возможные варианты восстановления или консервации картин Ван Гога.
В ходе работы нас очень удивила и потрясла личность Ван Гога. Мы сочли необходимым познакомиться с ним и рассказать вам о нем.
30 марта исполнилось 162 года со дня рождения выдающегося нидерландского художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога. Жизнь этого человека была сложной, трагической и по сей день окутана тайнами и легендами. Страдал ли он от расстройства личности? Действительно ли меняются его картины со временем? И он ли отрезал себе ухо? Предлагаем рассмотреть некоторые теории и открытия, благодаря которым Ван Гог по-прежнему остается одним из самых талантливых и загадочных художников мира.
Основная часть
История возникновения красок
История возникновения красок уходит своими корнями глубоко в историю человечества, в те стародавние времена, когда по земле бродили мамонты, а древние люди обитали в пещерах. Человек нуждался в краске, в первую очередь, для того, чтобы иметь возможность самовыражения, ведь с помощью первых красок человеком были созданы первые рисунки на стенах пещер и на камнях. Правда, назвать то, что использовалось для рисования тогда красками довольно сложно. Для их изготовления применялись подручные природные материалы — древесина, различные растения.
Краски более высокого качества стали использоваться примерно за две тысячи лет до нашей эры. Любопытно то, что такая краска одновременно появилась в двух совершенно разных, удалённых друг от друга местах — на территории Древнего Египта и в Южной Америке, у племён майя. Эти цивилизации применяли краску для отправления различных обрядов и проведения церемоний. Помимо этого, краску наконец стали использовать по своему традиционному назначению — для покрытия разных объектов и сооружений. Сейчас учёные точно знают, что свои жилища майя покрывали краской снаружи для того, чтобы отображался их статус в том древнем обществе — например, привилегированная прослойка майя, в основном жрецы, пользовалась красной краской. Что-то подобное происходило и в Древнем Египте — краской могли пользоваться лишь император и приближённые к нему. Дворцы фараонов часто окрашивались изнутри с помощью специальных красок, что придавало им более гармоничную атмосферу. Для изготовления красок использовались природные компоненты, только краска уже изготавливалась в практически промышленных масштабах.
Очень-очень давно художники применяли только красящие вещества, встречающиеся в природе в виде различных минералов: малахит, азурит, аурипигмент, лазурит (ляпис-лазурь) и всевозможные цветные земли. Кроме того, они также использовали красящие вещества органического происхождения, которые добывали из растений и простейших животных организмов: червячков, моллюсков. Но уже в Древнем Египте умели делать искусственные пигменты: путем раскаливания охры, умбры, сиены и т.д.
Соединения хрома использовались человеком для создания различных красок с давних времен.
Название элемента хрома происходит от греческого слова «хром», что означает «цвет», «краска». Оксид хрома - лишь одно из ярко окрашенных соединений элемента № 24. На его основе готовится несколько отличных художественных красок, в том числе зеленая хромовая - самая прочная и светостойкая краска, не поддающаяся атмосферным газам.
Растертая на масле хромовая зелень обладает большой кроющей силой и способна к быстрому высыханию, поэтому с XIX века её широко применяют в живописи.
Диоксид титана
Д
иоксид титана — сегодня, безусловно, лидирующий пигмент. Он имеет высокую степень белизны, мелкодисперсен, легко измельчается и диспергируется (от лат. «dispersio» — «рассеяние») как в органических, так и в водных средах, к тому же весьма химически стоек. Однако он недешев, так как технология его получения из природного сырья довольно сложна: ТiО2 -содержащий минерал при высокой температуре в присутствии угля обрабатывают осушенным хлором, а образующийся тетрахлорид титана отгоняют при пониженном давлении:
Начало формы
Конец формы
ТiO2 + 2С12 + 2С = TiCl4 , + 2CO
затем полученный тетрахлорид титана гидролизуют, обрабатывая водяным паром:
TiCl4 + 2Н2 О = ТiO2 + 4НС1.
Этот сложный процесс воспроизвести не удастся, а вот цинковые белила вполне можно получить. К раствору соли цинка добавляют рассчитанный объем раствора щелочи:
Zn2+ + 2ОН ‑ = Zn(OH)2.
После выпадения студенистого осадка гидроксида цинка для удобства выделения продукта реакционную массу кипятят 2-3 мин. Затем осадок отфильтровывают и просушивают 1-2 ч при температуре 150-200 °С для полного разложения гидроксида цинка и удаления влаги:
Zn(OH)2 = ZnO + Н2 О.
Оксид свинца
О
ксид свинца РbО — свинцовый глет — имеет желтую окраску, и раньше его использовали в качестве пигмента, но по интенсивности окраски он уступает свинцовому крону. Поэтому свинцовый глет как желтый пигмент сейчас не используют; он интересен как сырье для получения свинцового сурика - другой оксидной формы свинца, имеющей интенсивную красную окраску. Легенда гласит, что в глубокой древности афинский художник Никий с нетерпением ждал, когда ему привезут свинцовые белила с острова Родос. Однако долгожданный груз уничтожил пожар в Пирейском порту, а в обуглившихся бочках Никий нашел красивый красный пигмент — свинцовый сурик:
2РЬСО3 • Рb(ОН)2 — ЗРЬО + 2СО2 + Н2 О.
Длительным прокаливанием, чередующимся с растиранием увлажненного порошка, можно перевести значительную часть свинцового глета (РbО) в сурик (Рb3 О4).
Сведения об основных пигментах красок представлены в таблице 1:
Получение берлинской лазури
Готовят 100 мл 1М раствора хлорида железа (3) и 75 мл раствора желтой кровяной соли.
FeIIICl3 + K4[FeII(CN)6] → KFeIII[FeII(CN)6] + 3KCl,
или, в ионной форме:
Fe3+ + [Fe(CN)6]4− → Fe[Fe(CN)6]-
Состав охры:
Готовят 100 мл 1М раствора железного купороса и 100 мл раствора, содержащего 7,5 г гашеной извести. Оба раствора сливают при перемешивании и дают жидкости отстояться.
Получение сульфата бария
Готовят 50 мл 1М раствора хлорида бария и 50 мл молярного раствора сульфата натрия.
Умбра натуральная
Умбра — минеральный коричневый пигмент из глины, окрашенной о́кислами железа и марганца. По составу натуральная умбра близка к охре, от которой отличается высоким содержанием марганца (от 6 до 16 % в пересчёте на оксид марганца).
Особенности живописи Ван Гога
Новаторство Винсента Ван Гога (1853-1890) в живописи состояло в использовании в своих картинах ярких цветов. Благодаря ему конец XIX века считается одним из переломных моментов в истории живописи. Художник намеренно выбирал такие оттенки, которые позволяли с большей силой передавать настроение и эмоции через картины, и не стремился к фотографическому изображению действительности. В то время такой способ цветопередачи в живописи еще не получил широкого распространения: основные инновации в производстве красок, сделанные в XIX веке, только начинали оказывать влияние на технику европейских художников.
Но именно благодаря появлению новых красок Ван Гог смог использовать ярко-желтые оттенки и достигнуть такого цветового эффекта (как, например, в его серии картин с подсолнухами). Он начал писать особенно яркие картины после того, как покинул родные Нидерланды и переехал во Францию.
Мечтая о братстве художников и коллективном творчестве, он совершенно забывал о том, что сам был неисправимым индивидуалистом, непримиримым до несдержанности в вопросах жизни и искусства. Но в этом была и его сила.
Для Ван Гога холодное и тёплое - как жизнь и смерть. Во главе противостоящих лагерей - жёлтое и синее, оба цвета - глубоко символичны.
В жёлтой краске от нежно лимонной до интенсивно оранжевой Ван Гог видел некое светлое начало. Цвет солнца и созревшего хлеба в его понимании был цветом радости, солнечного тепла, человеческой доброты, благожелательности, любви и счастья - всего того, что в его разумении включалось в понятие “жизнь”. Противоположный по смыслу синий, от голубого до почти чёрно-свинцового - цвет печали, бесконечности, тоски, отчаяния, душевной муки, фатальной неизбежности и, в конечном итоге, смерти. Поздние картины Ван Гога - арена столкновения именно этих двух красок. Они - как борьба добра и зла, дневного света и ночного сумрака, надежды и отчаяния. Эмоциональные и психологические возможности колорита - предмет постоянных размышлений Ван Гога.
В начале творчества Винсента Ван Гога, все художники писали свои картины в привычном для того времени стиле.
Это традиционная картина 1880 года.
Как раз тогда, когда Винсент Ван Гог начал писать свои ранние работы.
В них можно увидеть темы и сюжетные линии, которые будут сопровождать творчество Винсента на всем протяжении. Первые работы художника появившиеся в 27-летнем возрасте не отличались особой изысканностью и красотой.
Сеятель – один из ярких тому примеров.
Сама фигура сеятеля наделена Ван Гогом мистическим смыслом цикличности жизни.
Японский ученый Казунори Асада выдвинул гипотезу, объясняющую удивительную цветовую палитру на полотнах Винсента Ван Гога. Исследователь предполагает, что знаменитый художник страдал нарушением цветовосприятия. Если картины Ван Гога пропустить через программу Chromatic Vision Simulator, созданную Казунори, то цветовое несоответствие и шероховатости линий уходят.
Несмотря на репутацию импульсивного и даже неуравновешенного человека, многие историки полагают, что Ван Гог имел аналитический склад ума. Он был человеком, который на самом деле очень хорошо знал свойства тех материалов, которые он использовал в работе, знал, как их использовать и преднамеренно строил композицию своих полотен. Эти выводы являются основными в понимании Ван Гога как художника. Он был очень целенаправленным.
Два исследователя из Гамбургского университета - Ханс Кауфман и Рита Вильдеганс пришли к выводу, что Винсент Ван Гог не отрезал себе мочку уха в приступе безумия - ее отрезал во время ссоры Поль Гоген. Главное доказательство - письмо Ван Гога Гогену, в котором пострадавший пишет, что будет молчать о произошедшем и об этом же просит друга.
Официально считается, что 37-летний художник выстрелил себе в грудь из пистолета, самостоятельно добрался до больницы, где скончался спустя 29 часов. Записка в кармане Ван Гога, обнаруженная после его смерти, была не предсмертным посланием, а письмом к брату, в которой он говорил о планах на будущее, кроме того, он сделал крупный заказ на краски. Не было никаких предпосылок для самоубийства. Он наконец-то становился знаменитым.
Сущность импрессионизма можно объяснить на примере картины «Звездная ночь». Благодаря завитым мазкам создается эффект ночного неба с клубами облаков и вихрями звезд. Ван Гог и другие импрессионисты изображали свет по – разному. Первичная часть зрительной коры головного мозга, отвечающая за контрастность света и движение, но не за цвет, смешивает две различно окрашенные области воедино, если они имеют одинаковую яркость, но наш мозг, видит контрастирующие цвета без смешения, а поскольку оба процесса происходят одновременно, кажется, что свет во многих работах импрессионистов как бы пульсирует, сверкает и исходит изнутри картины, таким образом в этой и других работах импрессионистов использованы четкие мазки, позволяющие уловить нечто очень натуральное в движении света. Можно предположить, что великому художнику Ван Гогу удалось осознать и изобразить одно из высшей степени сложнейших понятий- турбулентность.
Но достигнув совершенства Винсент стал искать новый стиль самовыражения и нашёл его….
Так, значит, всё-таки доминирует цвет? Но разве эти краски не есть в тоже время и ритм, и линия, и форма, и фактура? Именно в этом важнейшая особенность живописного языка Ван Гога, на котором он говорит с нами через свои картины.
Краски Ван Гога.
Ван Гог в своих красках использовал соединения, которые делают цвет более ярким. Ван Гог в своей живописи использовал жёлтые краски. Это был жёлтый кадмий или оксид свинца PbO. Для придания яркости другим краскам художник добавлял в них свинцовые или цинковые белила. Но именно такие краски обесцвечивались или изменяли свой цвет на более тёмный. Это и есть главная проблема красок Ван Гога.
То, что желтая краска, сделанная из соединений хрома, темнеет под воздействием солнечного света, в начале XIX века уже знали. Однако далеко не все произведения того времени пострадали, да и цветовые изменения на разных картинах происходят с разной скоростью. Кроме того, хромовая краска токсична, и художники примерно с 1950-х годов стали использовать другие виды желтой краски. Однако у Ван Гога не было выбора, поэтому сегодня ученые бьются над задачей, как сохранить в первозданном виде работы великого мастера и его современников.
Ученым пришлось воспользоваться целым набором аналитических инструментов, чтобы разгадать секрет химической реакции, приводящей к потемнению красок Ван Гога. Среди них – интенсивные рентгеновские лучи, которые применяются в Европейского фонде синхротронного излучения. Это один из ведущих научных центров по изучению структуры материалов, расположенный во французском Гренобле.
Рассмотрим более подробно химию соединений хрома.
Соединения Cr(+2)
Степени окисления +2 соответствует основный оксид CrO (чёрный). Соли Cr2+ (растворы голубого цвета) получаются при восстановлении солей Cr3+ или дихроматов цинком в кислой среде («водородом в момент выделения»).2 C r 3 + → Z n , H C l [ H ] 2 C r 2 + {\displaystyle {\mathsf {2Cr^{3+}{\xrightarrow[{Zn,HCl}]{[H]}}2Cr^{2+}}}}
Все эти соли Cr2+ — сильные восстановители вплоть до того, что при стоянии вытесняют водород из воды. Кислородом воздуха, особенно в кислой среде, Cr2+ окисляется, в результате чего голубой раствор быстро зеленеет.
Коричневый или жёлтый гидроксид Cr(OH)2 осаждается при добавлении щелочей к растворам солей хрома(II).
Соединения Cr(+3)
Степени окисления +3 соответствует амфотерный оксид Cr2O3 и гидроксид Cr(OH)3 (оба — зелёного цвета). Это — наиболее устойчивая степень окисления хрома. Соединения хрома в этой степени окисления имеют цвет от грязно-лилового (в водных растворах ион Cr3+ существует в виде аквакомплексов [Cr(H2O)6]3+) до зелёного (в координационной сфере присутствуют анионы). C r 3 + + 3 N H 3 + 3 H 2 O → C r ( O H ) 3 ↓ + 3 N H 4 + {\displaystyle {\mathsf {Cr^{3+}+3NH_{3}+3H_{2}O\rightarrow Cr(OH)_{3}\downarrow +3NH_{4}^{+}}}}
Соединения хрома (+4)
Среди тетрагалогенидов хрома устойчив CrF4, тетрахлорид хрома CrCl4 существует только в парах.
Соединения хрома (+6)
Степени окисления +6 соответствует кислотный оксид хрома (VI) CrO3 и целый ряд кислот, между которыми существует равновесие. Простейшие из них — хромовая H2CrO4 и двухромовая H2Cr2O7. Они образуют два ряда солей: желтые хроматы и оранжевые дихроматы соответственно.2 C r O 4 2 − + 2 H + → C r 2 O 7 2 − + H 2 O {\displaystyle {\mathsf {2CrO_{4}^{2-}+2H^{+}\rightarrow Cr_{2}O_{7}^{2-}+H_{2}O}}} C r 2 O 7 2 − + 2 O H − → 2 C r O 4 2 − + H 2 O {\displaystyle {\mathsf {Cr_{2}O_{7}^{2-}+2OH^{-}\rightarrow 2CrO_{4}^{2-}+H_{2}O}}} H 2 C r n O 3 n + 1 → H 2 O + n C r O 3 {\displaystyle {\mathsf {H_{2}Cr_{n}O_{3n+1}\rightarrow H_{2}O+nCrO_{3}}}}
Растворимость хроматов примерно соответствует растворимости сульфатов. В частности, жёлтый хромат бария BaCrO4 выпадает при добавлении солей бария как к растворам хроматов, так и к растворам дихроматов.
Добавление к дихроматам перекиси водорода, серной кислоты и органического растворителя (эфира) приводит к образованию синего пероксида хрома CrO5L (L — молекула растворителя), который экстрагируется в органический слой; данная реакция используется как аналитическая.
Для хрома характерны степени окисления +2, +3 и +6 (таблица 2). Практически все соединения хрома окрашены
Соединения хрома в степени окисления +6 особо токсичны. Шестивалентный хром используется при производстве текстильных красок.
Одним из самых известных соединений хрома (+6) является дихромат аммония:
2CrO3 + 2NH3·H2O = (NH4) 2Cr2O7 + H2O
Окраска соединений хрома различной степени окисления представлена на диаграмме ПУРБЕ:
Диаграмма ПУРБЕ
Солнечный свет может проникнуть в краску лишь на несколько микрометров, однако даже на этой небольшой глубине он способен вызвать неизвестную прежде химическую реакцию, превращающую желтый пигмент в коричневый и меняющую изначальный состав краски.
Для решения задачи, которая занимает умы искусствоведов и сотрудников музея уже два столетия, ученые провели исследование, которое подразделили на два этапа. Сначала специалисты взяли образцы желтой хромовой краски из трех тюбиков XIX века, дошедших до наших дней. Затем эти образцы были искусственным образом состарены – их поместили под ультрафиолетовое излучение на 500 часов. Только один образец значительно потемнел. За три недели поверхность образца из ярко-желтой превратилась в шоколадно-коричневую. Этот образец и был выбран для дальнейшего изучения химических реакций, ответственных за потемнение краски.
Специалисты подвергли образец синхротронному излучению и выяснили, что потемнение верхнего слоя желтой краски связано с уменьшением степени окисления хрома – от шестивалентного хрома — Cr(VI) к трехвалентному — Cr(III).
(NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 = Cr 2 O 3 +N 2 ↑+4H 2 O
Или, более точно:
4PbCrO4 → 3PbO + 2Cr2O3 + 3O2
Это происходит, в частности, вследствие постоянного ультрафиолетового излучения, которое наносит непоправимый вред.
На втором этапе работы ученые провели те же анализы, но уже на потемневших образцах, взятых с двух других картин Ван Гога. Эти исследования можно назвать ключевыми в рамках понимания причин старения картин и решения проблемы сохранения этих произведения для будущих поколений.
Найти пораженные области в многоцветных образцах с картин оказалось гораздо сложнее, чем на искусственно состаренных образцах краски, поэтому ученым пришлось изучать образцы с помощью разного оборудования в лабораториях, раскинутых по всей Европе. Но в конечном итоге результаты совпали, и ученые смогли обнаружить уменьшение степени окисления хрома и на картинах Ван Гога.
Специалисты также обнаружили, что трехвалентный хром чаще всего встречается в химических соединениях с барием и серой:
PbCrO
4 + ВaS → PbS + ВaCrO
4 В связи с этим ученые пришли к выводу, что техника смешения желтых и белых красок, которую использовал Ван Гог, стала дополнительным фактором, который приводил к быстрому потемнению красочного слоя на его картинах.
Вывод
Чтобы картины Ван Гога не выцветали, нужно защитить их от попадания света. Солнечный свет(да и электрический тоже) – главная причина потускнения полотен великого художника. Музеям придётся приглушить свет и понизить температуру в залах, где висят картины Ван Гога( тепло тоже играет роль в выцветании полотен). Но здесь есть свой недостаток: ценителям искусства вряд ли понравится наслаждаться прекрасной живописью Ван Гога в полутёмных холодных залах.
Другой способ – цифровая реставрация. Он заключается в следующем:
Изучить химический состав картины.
Исследовать картину на предмет потускнения.
Выяснить, как выглядела картина в оригинале.
На основе собранных данных восстановить картину максимально близко к оригиналу.
У этого способа тоже есть свои недостатки: он дорогостоящий( не все музеи обладают достаточными средствами для такой реставрации). И даже при успешной реставрации нельзя говорить, что картина восстановлена на 100%. Но нужно выбрать наиболее эффективный способ защиты картин Ван Гога от выцветания.
Следует сберечь полотна великого художника от потемнения, любым возможным способом предохранить их от этого. Живопись – это искусство, а искусство – это достояние человечества. Поэтому мы должны передать это достояние потомкам в целости и сохранности( в том числе и картины Ван Гога).
Ван Гог умер, так и не получив признания, а его талант не был оценен по достоинству. То, что при жизни у него купили лишь одну картину и что покупатель был художником, его коллегой, — является лишь подтверждением жестокого факта. Его страдания и борьба с судьбой отражены в ярких и подробных письмах, адресованных, в основном, брату Тео, торговцу картинами.
Список использованных источников
Алексеева В.В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973
Дубровина Э. «Краски рождаются…», М., 1973 г.
Каменева Е. «Какого цвета радуга», М., «Детская литература, 1975 г.
Орлова Н.Г. Иконопись – М.: Белый город, 2004
Петров В. Мир искусства. Художественное объединение ХХ. –М.: Аврора 2009
Ресурсы сети интернет: www.paintingart.ru
Титова И. «Вещества и материалы в руках художника», М., МИРОС, 1994 г.
Энциклопедия для детей «Химия», М., Аванта, 2000 г.
Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М.: Аванта+, 2005
Приложение 1
Таблица 1
Состав, химические и термические свойства пигментов.
Название пигмента | Химический состав | Прокаливание при t° до 1000˚С | Взаимодействие с НNО3 или HCl | Начало использования |
t°C | тип превращения и изменение окраски |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Белые пигменты |
Мел | CaCO3 | 800-1000 | CaCO3→CaO не меняется | растворяется с бурным выделением CO2, в растворе Ca2+ | Со времени Древнего Египта |
Известковые белила | » » | » » | » » | » » | Издревле в настенной живописи |
Свинцовые белила | 2PbCO3 ∙Pb(OH)2 | 600 | 2PbCO3→Pb(OH)2 →РbО желтеет | растворяется с бурным выделением CO2, в растворе Pb2+ | Со времени античной классики |
Церуссит | PbCO3 | 315 | РbСО3→РbО желтеет | » » | Встречается при исследовании живописи разного времени |
Гипс дигидрат | CaSO4 ∙2H2O | 370 | CaSO4.2H2O→CaSO4 не меняется | частично растворяется, в растворе Ca2+, SO42- | Со времени Древнего Египта |
Полуводный гипс | CaSO4∙0,5H2O | 370 | CaS04-0,5H2→CaS04He меняется | » » | Со времени Древнего Египта |
Ангидрит | CaSO4 | до 1000 | | » » | Со времени Древнего Египта |
Цинковые белила | ZnO | до 1000 | не меняется | растворяется, в растворе Zn2+ | Были получены в 1850 г. |
Титановые белила | TiO2 | до 1000 | не меняется | не растворяется | Выпускаются с 1920 г., с 1959 г. готовятся по хлорному методу |
Баритовые белила (бланфикс) | BaSO4 | | не меняется | не растворяется | Открыты в 1830 г. |
Литопон | BaS04+ZnS | до 1000 | не меняется | растворяется с выделением H2S, в растворе Zn2+ | Промышленное производство с 1874 г. |
Каолин | основная составная часть - каолинит Al2O3 ∙2SiO2 ∙2H2O | 930-1000 | кристаллизация муллита не меняется | не растворяется | Встречается в грунтах голландских картин XVII в. |
Синие пигменты |
Ультрамарш | 2Na2O ∙ Al2O3 ∙ 6SiO2 ∙ 2Na2S | до 1000 | не меняется | обесцвечивается с выделением H2S | Со времени античной классики. Искусственным путем получен в 1827 г.; промышленное производство с 1828 г. |
Азурит | 2CuCO3 ∙ Cu(OH)2 | 300-500 | азурит→тенорит CuO, чернеет | растворяется с бурным выделением CO2, в растворе Cu2+ | Со времени античной классики. Искусственный азурит обнаружен в произведениях, начиная с XVII в. |
Берлинская лазурь | Fe4[Fe(CN)6]3 | 280 | берлинская лазурь→гематит Fe2O3, краснеет | почти не растворяется | Открыта в 1704 г.; промышленное производство с 1724 г. |
Александрийская лазурь | CaCuSi4O10 | 0-1000 | не меняется | не растворяется | Со времени Древнего Египта до VIII в. |
Смальта | CoO ∙ nK2SiO3 | 0-1000 | не меняется | не растворяется | Использовалась как пигмент в живописи с середины XVI в. |
Синий кобальт, или синяя Тенара | CoO ∙ Al2O3 | 0-1000 | не меняется | частично растворяется, обесцвечиваясь, в растворе Со2+ | Открыта в 1804 г. |
Церулеум | CoO ∙ nSnO2 | 0-1000 | не меняется | частично растворяется, обесцвечиваясь, в растворе Co2+ | Открыт в 1800 г.; широко применялся с 1860 г. |
Индиго | (C8H5O)2 | 180 | плавление, возгонка исчезает | становится коричневым | Со времени античной классики; синтезирована в 1880 г. |
Красные пигменты |
Красная земля | Fe2O3 + глинистые минералы | до 1000 | не меняется | частично растворяется, в растворе Fe3+ | Со времени пещерных росписей |
Сурик свинцовый ; | Pb3O4 | 600 | Рb3О4→ РbО (массикот), желтеет | растворяется, после охлаждения выпадает белый осадок PbCl2 | Со времени античной классики |
Киноварь | HgS | 659 | возгоняется, исчезает | не растворяется | Со времени античности; с VIII в. получали искусственным путем |
Реальгар | As2S2 | 534 | возгоняется As2S2T→As2S2Г, исчезает | растворяется с выделением H2S | Со времени античной классики |
Сурьмяная красная | Sb2S3 | 600 | Sb2S3→Sb2O5 желтеет | плохо растворяется | Применялась с XIX в. |
Красный кадмий | СdS ∙ nCdSe | 980 | CdS→CdO CdSe→CdO коричневеет | растворяется плохо, в растворе Cd2+, S2-, Se(II) | Отмечен Ф.И. Рербергом в 1905 г. |
Красный хром | PbCrO4 ∙ PbO | 600 | разлагается до PbO и Cr2O3, чернеет | растворяется в растворе Pb2+, Cr(VI), Cr(III) | Предложен в 1809 г., применялся в ХIII в. |
Зеленые пигменты |
Глауконит | K1(Fe3+, Fe2+, Al, Mg)2-3 ∙ [Si3(Si5Al)O10] [OH]2 ∙ nH2O | 780-800 | глауконит→гематит Fe2O3 краснеет | растворяется частично, в растворе K+, g2+,Fe3+ | Со времени античной классики |
Ярь-медянка | Cu(CH3COO) ∙ 2Cu(OH)2 | 240-250 | ярь-медянка→тенорит CuO, чернеет | растворяется, в растворе Cu2+, H3COO- | Со времени античной классики |
Малахит | CuCO3 ∙ Cu(OH)2 | 280-420 | малахит→тенорит CuO, чернеет | растворяется с бурным выделением CO2, в растворе Cu2+ | Со времени античной классики Искусственный малахит обнаружен в рукописи XIV в. |
Медный резинат | точная формула не установлена | 200 | медный резинат→чернеет, тенорит CuO | растворяется, в растворе Cu2+ | Встречается в рукописях средневековья |
Зеленая Шееле | Cu2As2O5 | | Cu2As2O5→CuO, чернеет | растворяется, в растворе Cu2+, As(III) | Открыта в 1778г. |
Швейнфуртская зеленая | Cu(CH3COO)2 ∙ 3Cu(AsO2)2 | 200-300 | Cu(CH3COO)2 3Cu(AsO2)2→CuO, чернеет | растворяется в растворе, Cu2+,As(III), CH3COO- | Открыта в 1814 г. |
Зеленый кобальт (зеленая Ринмана) | ZnO ∙ nCoO | 0-1000 | не меняется | растворяется, в растворе Co2+, Zn2+ | Открыт в 1780 г. |
Хромовая зелень | Cr2O3 | 0-1000 | не меняется | не растворяется | Открыта в 1797 г.; применяется с 1862 г. |
Изумрудная зелень | Cr2O3 ∙ 2H2O | 200 | Cr2O3 2H2O→CrO3 почти не метается | не растворяется | Открыта в 1797 г.; промышленное производство с 1859 г. |
Атакамит | CuCl2 ∙ Cu(OH)2 | | атакамит → тенорит CuO | растворяется, в растворе Cu2+, Cl- | Обнаружен в полихромией скульптуре, индийской живописи на текстиле XI в. |
Паратакамит | CuCl2 ∙ Cu(OH)2 | | паратакамит →CuO тенорит | растворяется, в растворе Cu2+, Cl- | Обнаружен в настенной живописи, скульптуре, в живописи книжных миниатюр XI-XV вв. |
Боталлокит | CuCl2 ∙ 3Cu(OH)2 ∙ 3H2O | | боталлокит → тенорит CuO | растворяется, в растворе Cu2+, Cl- | Обнаружен в буддийских иконах (время не известно) |
Калюметит | Cu(OH9Cl)2 ∙ 2H2O | | калюметит→тенорит CuO | растворе Cu2+, Cl- растворяется, в растворе Cu2-, Cl- | Обнаружен в живописи на ткани, в настенной живописи XVI -XVIII вв. |
Антлерит | CuSO4 ∙ 2Cu(OH)2 | | антлерит →тенорит CuO | растворяется, в растворе Cu2+, SO42- | Обнаружен в настенной живописи XIV-XVвв. |
Познякит | Cu4SO4 ∙ (OH)6 ∙ H2O | | познякит →тенорит CuO | растворяется, в растворе Cu2+, SO42- | Обнаружен в станковой живописи XV-XVI вв., в настенной живописи XVI в., в живописи книжных миниатюр XIV в. |
Псевдомалахит | Cu5(PO4)2 ∙ (OH)4 | | псевдомалахит→тенорит CuO | растворяется, в растворе Cu2-, PO43- | Обнаружен в живописи книжных миниатюр XII-XVI вв., в настенной древнерусской живописи XVI в |
Хальконантронит | Na2Cu(CO3)2 ∙ 3H2O | | халъконантронит →тенорит CuO | растворяется, в растворе Cu2+, выделяется CO2 | Обнаружен в живописи книжных миниатюр XII-XVIbb |
Герхардит | Cu2(OH)3 ∙ NO3 | | герхардит → тенорит CuO | растворяется, в растворе Cu2+, NO3- | Обнаружен на различных живописных объектах XI-XVI вв. |
Желтые пигменты |
Цинковая желтая | ZnCrO4 | 280-300 | разлагается на ZnO+Cr2O3, чернеет | растворяется, в растворе Zn2+, Cr(III), Cr(VI) | Предложена в 1809 г.; широко применялась с середины XIX в. |
Баритовая желтая | BaCrO4 | до 1000 | не меняется | растворяется, в растворе Ba2+, Cr(III), Cr(VI) | Предложена в 1809 г. |
Стронциановая желтая | SrCrO4 | до 1000 | не меняется | растворяется, в растворе Sr2+, Cr(III), Cr(VI) | Получен в 1808 г., широко применяется с середины XIX в. |
Желтый хром | PbCrO4 | 160 | РbCr4→РbО ∙ Сr2О3+РbО2темнеет | растворяется, в растворе Pb2+. Cr(III), Cr(VI) | Предложена в 1809 г., широко применялась в XIX в. |
Желтый ультрамарин | Смесь BaCrO4+SrCrO4 | см. баритовая желтая и стронциа новая желтая |
Охра желтая | смесь минералов: Fe2O3 ∙ nН20 + глинистые минералы | 250-300 | Ре2О3 ∙ nН2О→становится красно-коричневой | растворяется, в растворе Fe3+ | Со времени пещерных росписей |
Желтый кадмий | CdS | 980 | CdS→CdO коричневеет | плохо растворяется, выделяя H2S, в растворе Cd2+ | Открыт в 1817 г., широко использовался с середины XIX в. |
Массикот | PbO | 800-900 | Плавление не меняется | растворяется, после охлаждения выпадает осадок белого PbCl 2 | Известен до нашей эры, но использовался только в позднее время |
Свинцово-оловянистая желтая (тип I) | Pb2SnO4 | 900 | Pb2SnO4→SnO2+PbO не меняется | растворяется, в растворе Pb2+, Sn(IV) | Встречается в живописи на рубеже XIII — XIVвв., широко применялась до начала XVIII в. |
Свшщово-оловянистая желтая (тип II) | PbSn2SiO7 | » » | » » | растворяется, в растворе Pb2+. Sn(IV), SiQ32- | Обнаружена на русской миниатюре XI в. и в западноевропейской живописи |
Неаполитанская желтая | PbySb2-xO(2 | до 1000 | не меняется | плохо растворяется, образует белый осадок PbCl2 в растворе Sb(III) | С начала XVIII в. |
Коричневые пигменты |
Умбра натуральная | смесь минералов: Fe2O3 ∙ nН2О+20%Мn4+ + глинистые минералы | 400-600 | умбра натуральная + умбра жженая, коричневеет | растворяется в растворе Fe3+ и Mn(II) | Впервые упоминается в источниках середины XVI в. |
Сиена жженая | смесь безводных оксидов Fe3+, Mn4+ и др. примеси | до 1000 | не меняется | частично растворяется, в растворе Fe3 ∙ , Mn(II) | С древнейших времен |
Умбра жженая | Смесь безводных оксидов Fe3+, Mn4+ и глинистых веществ | до 1000 | » » | » » | С древнейших времен |
Коричневая Ван-Дейка (кассельская земля) | 90 % органических веществ (гумусовая и гуминовая кислоты), оксиды железа, глина, песок | до 1000 | сгорают органические вещества, остаток красно-бурого цвета | частично растворяется, в растворе Fe3+ | Применялась с XVI в. (?) |
Асфальт (битум, мумия) | смесь углеводородов с неорганическими примесями | 300-700 | сгорает или без остатка или остается незначительный минеральный остаток | не растворяется | С эпохи Возрождения |
Марганцовая коричневая (минеральный бистр) | МnО2 ∙ nН2О | 100-200 | MnO2 ∙ nН2О→-МnО2 чернеет | Растворяется, в растворе Мn(II) | Применялась с XIX в. |
Фиолетовые пигменты |
Темный кебальт | Со3(Р04)2 | до 1000 | не меняется | растворяется, в растворе Со2+, PO43- | Описан Сальветатом в 1859 г. |
Светлый кобальт | CoNH4PO4 ∙ H2O | 100 | CoNH4PO4 ∙ Н2О→CO3(РО4)2 темнеет | растворяется, в растворе Co2+, NH4PO42- | Известен с 1859 г. |
Марганцовая постоянная | продукт сплавления MnO2 ∙ (NH4)3PO4 | | разлагается до MnO2 чернеет | растворяется, незначительно | Известна с 1868 г. |
Черные пигменты |
Древесный уголь | Углерод | до 1000 | С→СО2 сгорает без остатка | не растворяется | Со времен пещерных росписей |
Ламповая копоть | Углерод | до 1000 | C→CO2 сгорает без остатка | не растворяется | Со времени античной классики |
Виноградная, персиковая черная и т. д. | Углерод + минеральные примеси | до 1000 | С→СО2 основная часть сгорает, в остатке зола серого цвета | частично растворяется | Со времени античной классики |
Слоновая кость | Смесь С+СаСО3+Са3(РО4)2+ Mg3(PO4)2 | до 1000 | С→СО2 остаток белого цвета | частично растворяется, в растворе Ca2+, PO43 | Со времени античной классики |
Приложение 2
Таблица 2B a 2 + + C r O 4 2 − → B a C r O 4 ↓ {\displaystyle {\mathsf {Ba^{2+}+CrO_{4}^{2-}\rightarrow BaCrO_{4}\downarrow }}}
Характерные степени окисления2 B a 2 + + C r 2 O 7 2 − + H 2 O → 2 B a C r O 4 ↓ + 2 H + {\displaystyle {\mathsf {2Ba^{2+}+Cr_{2}O_{7}^{2-}+H_{2}O\rightarrow 2BaCrO_{4}\downarrow +2H^{+}}}}
Степень окисления | Оксид | Гидрок сид | Характер | Преобладающие формы в растворах | Примечания |
+2 | CrO (чёрный) | Cr(OH)2 (жёлтый) | Основный | Cr2+ (соли голубого цвета) | Очень сильный восстановитель |
+3 | Cr2O3 (зелёный) | Cr(OH)3 (серо-зелёный) | Амфотерный | Cr3+ (зелёные или лиловые соли) [Cr(OH)4]− (зелёный) | |
+4 | CrO2 | не существует | Несолеобразующий | — | Встречается редко, малохарактерна |
+6 | CrO3 (красный) | H2CrO4 H2Cr2O7 | Кислотный | CrO42− (хроматы, желтые) Cr2O72− (дихроматы, оранжевые) | Переход зависит от рН среды. Сильнейший окислитель, гигроскопичен, очень ядовит. |