СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа "Мемы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "Мемы"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕЛА ЧЕРЛАК МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН















ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:


«Меметика как феномен массовой культуры»


















Выполнил: ученик 9 класса,

Искаков Сергей

Руководитель: Аптулаева Т.Г.





СОДЕРЖАНИЕ



Введение…………………………………………………………………………….3

  1. Что такое мем?...............................................................................................5

  2. Как появляются мемы?.................................................................................8

  3. Разновидности интернет-мемов…………………………………...………10

  4. Влияние мемов на формирование массовой культуры………………… 12

  5. Результаты практических исследований…………………...……………..14

Заключение…………………………………………………………………………16

Приложение ………………………………………...………………………………18

Список литературы…………………………………………………………………22
























ВВЕДЕНИЕ

Одно из величайших достижений человечества - язык. Именно он определяет нас как биологический вид, позволяет обществу существовать и функционировать. То, на каком языке мы говорим, может сказать очень многое о наших предпочтениях, увлечениях, месте жительства и работе. Интернет-среда не стала исключением.

Наиболее популярным способом выражения своих мыслей в любом уголке Интернет-пространства всё чаще становятся мемы - шаблонные общеизвестные фразы, крылатые выражения или даже картинки юмористического характера. На каждом сайте, в каждом сообществе социальных сетей, посредством интернет мессенджеров создаются и стремительно они распространяются с большой скоростью. Легко переходят от одного пользователя к другому.

Наибольшей популярностью мемы пользуются в молодежной среде. Листая новостные ленты социальных сетей мое внимание привлекли мемы связанные с предстоящими экзаменами. Большая их часть отражала эмоциональное отношение, переживания школьников по поводу предстоящих выпускных экзаменов. Мне стало интересно какие еще существуют разновидности мемов, какое влияние они оказывают на современное общество.

Проблема: как влияют мемы на современное общество?

Учитывая актуальность этого явления в контексте современно­го общества, большую популярность и тиражируемость благодаря сети Интернет, исследование обладает значительным научным по­тенциалом.

Цель исследовательской работы: рассмотреть культурный феномен интернет-мема с точки зрения его сущности, форм существования и его влияния на формирование массовой культуры.

Задачи исследовательской работы:

1. Провести обзор научной литературы о явлении Интернет-мема.

2. Дать определение интернет-мему.

3. Рассмотреть особенности и типологию мемов.

4. Определить влияние мемов на формирование массовой культуры.

Объект исследования: мемы как явление в сети Интернет.

Предмет исследования: влияние интернет-мемов на формирование культуры.

Гипотеза: мемы являются источником массовой культуры и отражают идеи и стереотипы современного общества.

Методы:

-теоретическое исследование;

-анализ и синтез, обобщение;

Рассмотрев имеющуюся информацию в сети, Интернет я поняла, что данная тема еще очень мало изучена, а крупные научные исследования не проводились. Проанализировав имеющиеся источники и литературу я остановилась на статьях Зиновьевой Н. А. опубликованных в журналах «Вестник экономики, права и социологии», в которых автор рассматривает процесс создания и влияние интернет-мемов на пользователей сети Интернет. А так же работу Т. Е. Савицкой «Интернет-мемы как феномен массовой культуры», в которой автор раскрывает особенности культурного статуса интернет-мемов. В качестве дополнительных источников информации я использовала ресурсы Электронной библиотеки.

Практическая значимость: материалы исследовательской работы могут быть использованы на уроках обществознания, информатики, а так же во внеклассной работе.













1.ЧТО ТАКОЕ МЕМ?

В конце ХХ в. возможности Интернета очень быстро выросли. Мы получили возможность использовать и предавать большой и все более увеличивающийся объем информации посредством сети Интернет. Особенно популярным он стал у современной молодёжи, которая получила возможность интерактивного общения при помощи специальных программ и сервисов.

Интернет даёт возможность получать не только официальную информацию на сайтах министерств, правительств стран, центральных СМИ, но и неформально общаться со всеми пользователями Всемирной паутины. Он даёт анонимность и вседозволенность, и потому позволяет отойти от жизненных устоев и творить новую Интернет-культуру, которая так же включает в себя образцы поведения, нормы.

Особенностью её является визуальное или письменное восприятие всех последних актуальных новостей. Производство и воспроизводство Интернет-культуры происходит с каждым действием в сети (запись нового «поста», комментарии, обсуждения, различное сетевое творчество).

Пользователями (чаще всего это молодёжь) создаются и передаются интернет-мемы, которые можно рассматривать как особый жанр культуры. Это определенные картинки, видео, «гифки», модные выражения и словечки, имеющие фиксированный смысл и изменяющуюся, «мутирующую» форму. Они могут отражать новости или социальные реалии офф-лайна, при этом сохраняя свои собственные значения.

Что же такое Интернет-мем? Интернет-мeм (англ. Internetmeme, мемос) - информация или фраза, как правило остроумная или ироническая, часто бессмысленная, спонтанно приобретшая популярность в интернет-среде посредством распространения в Интернете (по электронной почте, в мессенджерах, на форумах, в блогах, соц. сетях и др.).

Понятие «мем» вошло в употребление в середине первого десятилетия XXI века. Это термин применяется в средствах массовой информации, бытовой лексике и общении внутри Интернета.

Слово «мем» создано американским биологом Докинзом (использовано в книге «TheSelfishGene», 1976 год) по аналогии со словом «ген», является сокращением древнегреческого «mimeme». Изредка слово «мем» может обозначать явление спонтанного распространения такой информации или фразы.

В широком смысле мем рассматривается как механизм передачи и хранения культурной информации. Основное свойство мема - способность к большему и быстрому распространению.

Интернет является настолько важной для появления мемов технологией, что те из них, которые активно распространяются в этой среде, получили соответствующее название — интернет-мемы, хотя очевидно, что шутки, анекдоты и прочие популярные «творческие продукты» успешно распространялись иными способами до изобретения сети Интернет.

Мем - это не новое явление. Они существовали и ранее в виде клишированных фраз, шуток. Правда, способ их распространения был иным.

Итак, интернет-мем (или интернет-феномен) - единица информации, объект, который получил популярность - как правило, спонтанно - в среде, обслуживаемой информационными технологиями.

Спонтанному бесконтрольному распространению среди интернет-пользователей подвержена не всякая информация, а только та, которая каким-либо образом оставляет многих пользователей неравнодушными к ней, вызывает интерес или порождает какие-либо ассоциации.

Первоисточники мемов разнообразны: горячая новость в СМИ, предмет искусства (Джоконда), фильм (Это Спарта!), персонаж аниме, высказывание интернет-пользователя, политиков и деятелей культуры и т. д.

Так же места «зарождения» мемов - это различные интернет-сообщества (блоги, форумы, чаты, группы в социальных сетях и т. п.).

Интернет-мемы отличаются разной степенью локальности в зависимости от того, какую часть интернет-пространства они покрывают. Для остальных носителей языка они, скорее всего, при первом знакомстве останутся непонятными, если не сопроводить их необходимыми пояснениями, и, соответственно, не вызовут смеховой реакции.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что мем – это способ выражения собственных чувств, с помощью популярной фразы или персонажа. Сеть добавила ему медийность (наглядность) и существенно раздвинула рамки (в том числе языковые).

Анекдоты уже пишут на фоне картинок, оформляют в виде роликов, шутки выглядят как демотиваторы, а горячие фразы или словечки вставляют в посты на форумах или соцсетях («превед», «фотожаба», «медвед», то же слово «демотиватор» по сути является мемом), а не в устную речь.























2. КАК ПОЯВЛЯЮТСЯ МЕМЫ?

Как правило, большинство мемов появляется спонтанно, не надуманно и не преднамеренно. Можно даже сказать, что прародителями мемов были анекдоты, шутки, фразы из популярных фильмов, рекламные слоганы, слова из песен. Но сегодня речь идет о таком понятии как интернет-мем. Сеть добавила ему медийность и существенно раздвинула рамки, в том числе языковые. Анекдоты уже пишут на фоне картинок, шутки оформляют в виде роликов, а горячие фразы или словечки вставляют в посты на форумах или социальных сетях, а не только используются в устной речи. Однако в последнее время процесс появления мемов несколько изменился.

В создании мема может поучаствовать любой пользователь сети не прикладывая к этому особых усилий, а лишь взять образец «рожицы» и поставить её в определенную ситуацию. Создание мемов так же включает в себя фантазию, проявляемую пользователем для поиска ситуаций или образов. Именно в создании мема любой человек может проявить себя и без труда «смастерить» популярный комикс, чего нельзя сказать, например, о написании картины или съемке фильма. В этом наверняка так же заключается секрет популярности мемов.

Часто в социальные сети выкладываются фотографии или ролики, которые быстро становятся популярными, а некоторые становятся мемами. Например, фотография, сделанная отцом маленькой девочки Зови Рот. Она запечатлена на фоне тренировочного тушения пожара местным пожарным отделением. Этот мем стал символом людей, с которыми вечно что-то случается.

Семми Гринер стал популярным после того, как в 2007 году его мама выложила фото своего 11- месячного сына. Так появился мем «успешный ребенок». В итоге это фото чудесным образом помогло отцу Сэмми остаться в живых, собрав нужную сумму на его лечение.

Поэтому зачастую мемы – это смешная информация (часто визуальная), попавшая в резонанс с душевным состоянием большой массы людей. Мемы можно назвать сетевым фольклором.

Интернет-мемы уже давно стали субкультурой, причём не только сетевой. Влияние её выплеснулось за пределы сети и становится всё более значимым. Создателей мемов тоже можно назвать влиятельными людьми. Ещё не так давно мемы появлялись случайным образом. Кто-то где-то что-то услышал или увидел, придумал, как обыграть и сделал интернет-мем. Если он удачный, его легко понять, то с течением времени становится всё более популярным.

























3. РАЗНОВИДНОСТИ ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ

В современном интернет-пространстве существуют различные по форме и типу интернет-мемы каждый из которых несет свое смысловой послание для пользователей сети. Так, можно выделить следующие типы интернет-мемов:

• Текстовый мем: слово или фраза;

• Мем-картинка (Приложение1);

• Видеомем;

• Демотиватор (Приложение2)

Текстовые мемы представляют собой слово, словосочетание или фразу: Превед, Аффтаржжот , Баян. Британские ученые и др. Сюда же можно отнести своеобразные клишированные обороты, начинающие или оканчивающие высказывание: Мне одному кажется, что..., То чувство когда...и т. д. Источниками появления подобных мемов нередко становятся высказывания «рядовых» пользователей.

Мемы-картинки существуют в двух основных разновидностях: во-первых, узнаваемое изображение, во-вторых, выполненная в графическом редакторе «Photoshop» картинка, обработанная фотография, которая получила сленговое название фотожаба. Большинство подобных интернет-мемов относятся к сфере политики.

Видеомемы — комические видеосюжеты, которые размещаются на личных страницах пользователей социальных сетей, передаются друг другу по электронной почте и проч. Специфика их использования заключается в возможности неоднократного воспроизведения, повторного просмотра, в том числе коллективного. Их популярность оценивается количеством просмотров. Примечательно, что некоторые видео-мемы задумываются и снимаются как пародии, а другие, напротив, становятся источником комизма неожиданно для героя видеозаписи.

Основными компонентами креолизованногомема являются вербальная часть (надпись / подпись) и графическая часть (рисунок, фотография, таблица). В разных типах текстов они встречаются в различных комбинациях.К данному типу интернет-мемам можно отнести мем «Филологическая дева», который имеет популярность среди филологов. Мем представляет собой изображение Вирджинии Вулф на заданном фоне (всегда одинаковом), сопровождаемое надписями. Верхняя фраза является завязкой, нижняя — неожиданной развязкой. Контраст, возникающий при последовательном прочтении двух фраз, рассчитанна эффект неоправданного ожидания, который обусловливает возникновение комического эффекта. Содержательная часть данных мемов, как правило, связана с филологической или лингвистической тематикой (обыгрываются распространенные языковые или речевые ошибки, стихотворные строки, имена известных писателей, значения слов и т п.). Обыгрывается так же часто повторяющаяся орфографическая ошибка.

Зачастую мемы используются в форме комиксов или отдельных картинок, так же возможно распространение в форме звуков. Назначение некоторых мемов - высмеять ситуацию, обратить на нее внимание, показать комичность обыденных и распространенных ситуаций. Последние веяния развития этого направления скорее можно охарактеризовать как реакцию на социально острые проблемы, а не только на бытовые ситуации. Из чего можно определить задачу мема – в сатирической и комической форме показать существующие проблемы общества.






















3. ВЛИЯНИЕ МЕМОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Появление и развитие массовой культура связано с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. И уже не представляется возможным встретить человека, которому никогда не встречались разного рода мемы.

В наши дни распространение мемов – активно имеющихся в блогах, чатах, на форумах, в электронной почте; выплескивающихся в рекламу, на радио и телевидение, в печатную продукцию, прочно вошедших в речевую практику миллионов людей – стало мощным, хотя и скрытым фактором формирования общественного мнения и социально-культурным явлением.

Мемы сегодня стали действительно феноменом массовой культуры. В массовый оборот вошли огромное количество отредактированных фотографий,

фотомонтажей и видеороликов, которые мгновенного распространяются и тиражируются, благодаря информационной революции.

Мемы можно описать как «моментальные снимки» важных элементов культуры, включающих в себя описание традиций, новости и их интерпретацию в сообществах. Культура, рождающаяся благодаря сети Интернет, производится и воспроизводится в отдельных интернет-сообществах, образующихся вокруг интернет-ресурсов (сайтов, форумов, социальных сетей). Мемы являются выражением идей и стереотипов общества.

Мем не может существовать отдельно, сам по себе. На него оказывает влияние визуальная культура из разных областей искусства. Особо яркое влияние имеет кинематограф и изобразительное искусство. Из этих областей мем черпает свои образы и темы для высмеивания.

В качестве мема зачастую используются кадры из фильма, которые, так же как и выражения эмоций самих героев, могут обладать универсальностью в подборе ситуаций.

Изобразительное искусство внедряется в мем теряя свой основной смысл и зачастую кардинально видоизменяясь. Но ведь главная задача – юмор и развлечение пользовател

я. И эта функция здесь выполняется как нигде.

В подобном ключе создаются мемы и с телевизионными образами, кадрами мультипликации. Интернет-мемы, получив большое распространение в сети, перерастают и превращаются в одно из направлений массовой культуры, которое оказывает определенное влияние на остальные виды визуального искусства. Визуальная культура постепенно начинает перенимать образы, создаваемые Интернетом. Так же эти образы передаются на другие аспекты жизни – дизайн, уличная культура.

Интернет-мемы начинают перерастать из плоского графического изображения и содержание комикса, и выходят на новый уровень видео- и медиакультуры. Запоминая яркие и стандартные образы, пользователь переносит их характерные черты на свою манеру поведения.

Можно смело говорить, что мемы превращаются в устойчивые афоризмы и крылатые фразы. И некоторые фразы становятся неотъемлемой частью современного языка. Последнее время не так важно, знаешь ли ты, что обозначает та или иная пословица, но не знать определение «спасибо, Кэп» становится неприемлемы .

Таким образом, мы получаем то, что мемы, создаваемые на просторах Интернета не намерены оставаться только там. Общество желает видеть «героев» в движении, в разных аспектах своей жизни. Интернет-мемы действительно начинают формировать новую культуру и превращаются в феномен современного массового искусства.

Эта культура является своеобразным способом выражения современного человека, и что немаловажно – общедоступным способом.









4.РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Следующим этапом работы был опрос респондентов, ими стали учащиеся 5-9 классов нашей школы. Чтобы проверить, насколько наше исследование является актуальным, а предположения - верными, мы обратились к аудитории подростков. (Приложение 3)

I. Для того чтобы сравнить то, как часто подростки употребляют мемы в реальном и виртуальном общении, мы задали следующие вопросы: «Как часто вы используете мемы в повседневном реальном общении?», «Часто ли вы используете мемы в интернет-общении?»

Из представленных выше диаграмм можно сделать вывод, что подростки активно используют мемы в интернет-коммуникации и две трети иногда употребляют их в своей повседневной речи.

II. Чтобы узнать источники распространения мемов среди подростков, были предложены вопросы: «Подписаны ли вы на сообщества в социальных сетях, специализирующихся на размещении постов с мемами?» «Откуда вы узнаёте о новых мемах?»



Вторая часть опроса показала, что основными источниками распространения мемов являются социальные сети и видеохостинг «YouTube», которые очень популярны среди подростковой аудитории.

Следующий вопрос был посвящен причинам популярности мемов.

На диаграмме видно, что основной причиной популярности мемов, по мнению респондентов, является их юмористическая окрашенность.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человек, или на языке Интернета – пользователь, проводит огромное время в сети, а для личного комфорта и удобства, он стремится устраивает это пространство по своему вкусу. Создает «свою» культуру. Одним из проявлений которой и стали интернет-мемы.

В ходе работы над темой исследования я поняла, что мем – это не что-то новое, ранее неизвестное. Это те же самые анекдоты и шутки, которые мы использовали в своей речи довольно часто. Но теперь, благодаря современным интернет технологиям, так легко вошедшим в нашу жизнь, они приобрели медийность (наглядность) и безграничную возможность для распространения.

Основными источниками появления и распространения мемов являются социальные сети, форумы, блоги. В пространстве этих источников существуют пользователи, которые серьезно заняты созданием идей и форм мема.

Основными пользователями, а зачастую и создателями мемов является молодежная среда, т.к. она быстрее осваивает новые технологии, быстрее включается в интернет-общение по сравнению с людьми преклонного возраста.

Чем объясняется популярность мемов? Она объясняется в потребности в развлечении и проявлению творчества без особых усилий, желания получить одобрение со стороны других пользователей.

У Интернет-мемов, как у элемента массовой культуры имеется своя классификация. Первое – это графические мемы. Для этого вида мемов выбирается реальный прообраз, зачастую комический вид знаменитости, переносится в графическое изображение. Изображению приписывается эмоция. Вторая группа - текстовые, или иначе «демотеваторы». Картинки, обрамленные черной рамкой с подписями. Зачастую в качестве образа берется реальная фотография, которая обрамляется черной рамкой и подписывается определенным текстом, который может быть как высмеивающим представленный образ, так и сопровождаться философской подписью.

Мемы стали неотъемлемой частью нашей жизни, прочно вошли в обиход и стали мощным инструментом влияния на общество, с помощью которого можно изменять мнения о людях, событиях.

Таким образом, гипотеза в ходе работы над темой исследования нашла свое подтверждение о том, что мемы действительно являются источником массовой культуры, они отражают идеи и стереотипы современного общества.

Кроме того, популярность данного направления массовой культуры можно охарактеризовать как реакцию на социально острые проблемы, а не только на бытовые ситуации, хотя и последнего исключать нельзя. Из этого можно сформулировать и задачу Интернет-мема – в сатирической и комической форме показать существующие проблемы.












































Приложение


















Приложение 1



Скоро во всех домах нашей страны



















Приложение 2





Приложение 3

Анкетирование

_____________________________________________________________________________________

1.Как часто вы используете мемы в повседневном реальном общении?

А) очень часто В) очень редко

Б) иногда Г) никогда не использую



2.Часто ли вы используете мемы в интернет-переписке?

А) часто Б) редко В) иногда Г) никогда не использую



3. Откуда вы узнаёте о новых мемах?

А) Социальные сети

Б) YouTube Г) от друзей

В) другое



4. В чем заключается, по вашему мнению, популярность мемов?

А) игровая составляющая мемов Б) юмористическая окрашенность (прикол)

В) остроумие, сочетающееся с упрощенностью Г) другое






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Дацкевич И. Феномен массовой культуры [Электронный ресурс]. – Режим

доступа: URL: http://www.promegalit.ru/publics/php?id=5914

2. Зиновьева Н. А. Роль интернет-мемов в воспроизводстве интернет-культуры //«Вестник экономики, права и социологии».-2015.- №1

3. Зиновьева Н. А. Воздействие мемов на Интернет-пользователей: типология интернет-мемов//Вестник экономики, права и социологии, 2015 №1, с. 195.

4. Мемы – мифы или реальность? [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-35193/

5. Савицкая Т.Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры//Культура в современном мире.- 2013.-№3

6. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.nauka-dialog.ru/userFiles/file/


18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!