СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа. "Мир женской души в лирике Анны Ахматовой" Презентация.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа. "Мир женской души в лирике Анны Ахматовой" Презентация.»

Мир женской души в лирике Анны Ахматовой Автор: Щербакова Валерия, 9 класса МКОУ

Мир женской души в лирике Анны Ахматовой

Автор: Щербакова Валерия,

9 класса МКОУ "Шайковская СОШ №1"

г.Киров Калужской области.

Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. А значит сформирована она должна быть еще в начальной школе.

Читательская грамотность

— способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. А значит сформирована она должна быть еще в начальной школе.

Актуальность данной работы - необходимость нового комплексного подхода к изучению раннего творчества Анны Ахматовой, а именно любовной лирики.   Объект исследования  - ранняя лирика Анны Ахматовой.

Актуальность данной работы - необходимость нового комплексного подхода к изучению раннего творчества Анны Ахматовой, а именно любовной лирики.

Объект исследования - ранняя лирика Анны Ахматовой.

Цель исследования:  выявить особенности ранней лирики Ахматовой, выяснить, знакомы ли с ее творчеством учащиеся старших классов моей школы, если нет – познакомить и попытаться заинтересовать.  Гипотеза :  предполагаем, что если заинтересовать старшеклассников некоторыми фактами из жизни и творчества поэтессы, особенностями ее стихотворений, то ребята захотят познакомиться и с другими стихотворениями Анны Ахматовой.

Цель исследования: выявить особенности ранней лирики Ахматовой, выяснить, знакомы ли с ее творчеством учащиеся старших классов моей школы, если нет – познакомить и попытаться заинтересовать.

Гипотеза : предполагаем, что если заинтересовать старшеклассников некоторыми фактами из жизни и творчества поэтессы, особенностями ее стихотворений, то ребята захотят познакомиться и с другими стихотворениями Анны Ахматовой.

Задачи изучить литературу, информацию на сайтах сети интернет и найти самые интересные факты из жизни и творчества Ахматовой; изучить некоторые особенности произведений ранней лирики Ахматовой; выявить уровень познаний ее поэзии у старшеклассников; подобрать рекомендательный список стихотворений Ахматовой о любви, которые могли бы заинтересовать старшеклассников.

Задачи

  • изучить литературу, информацию на сайтах сети интернет и найти самые интересные факты из жизни и творчества Ахматовой;
  • изучить некоторые особенности произведений ранней лирики Ахматовой;
  • выявить уровень познаний ее поэзии у старшеклассников;
  • подобрать рекомендательный список стихотворений Ахматовой о любви, которые могли бы заинтересовать старшеклассников.
Путь Анны Ахматовой в литературу Анна Ахматова в детстве Анна Ахматова Семья Горенко

Путь Анны Ахматовой в литературу

Анна Ахматова в детстве Анна Ахматова Семья Горенко

Путь Анны Ахматовой в литературу     Я научила женщин говорить... Но, Боже, как их замолчать заставить!     Анна Ахматова в Царском Селе

Путь Анны Ахматовой в литературу

Я научила женщин говорить...

Но, Боже, как их замолчать заставить!

Анна Ахматова в Царском Селе

Частичный анализ некоторых стихотворений о любви Стихотворение «Смятение» Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый! И я не могу взлететь, А с детства была крылатой. Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице . Было душно от жгучего света, А взгляды его — как лучи. Я только вздрогнула: этот Может меня приручить. Наклонился — он что-то скажет… От лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь. Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся — И загадочных, древних ликов На меня поглядели очи… Десять лет замираний и криков, Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово И сказала его напрасно.

Частичный анализ некоторых стихотворений о любви

Стихотворение «Смятение»

Не любишь, не хочешь смотреть?

О, как ты красив, проклятый!

И я не могу взлететь,

А с детства была крылатой.

Мне очи застит туман,

Сливаются вещи и лица,

И только красный тюльпан,

Тюльпан у тебя в петлице .

Было душно от жгучего света,

А взгляды его — как лучи.

Я только вздрогнула: этот

Может меня приручить.

Наклонился — он что-то скажет…

От лица отхлынула кровь.

Пусть камнем надгробным ляжет

На жизни моей любовь.

Как велит простая учтивость,

Подошел ко мне, улыбнулся,

Полуласково, полулениво

Поцелуем руки коснулся —

И загадочных, древних ликов

На меня поглядели очи…

Десять лет замираний и криков,

Все мои бессонные ночи

Я вложила в тихое слово

И сказала его напрасно.

Частичный анализ некоторых стихотворений о любви Баллада «Сероглазый король» Слава тебе, безысходная боль!  Умер вчера сероглазый король. Вечер осенний был душен и ал,  Муж мой, вернувшись, спокойно сказал: «Знаешь, с охоты его принесли,  Тело у старого дуба нашли. Жаль королеву. Такой молодой!..  За ночь одну она стала седой». Трубку свою на камине нашел  И на работу ночную ушел. Дочку мою я сейчас разбужу,  В серые глазки ее погляжу. А за окном шелестят тополя:  «Нет на земле твоего короля…»

Частичный анализ некоторых стихотворений о любви

Баллада «Сероглазый король»

Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал, Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!.. За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашел И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя: «Нет на земле твоего короля…»

Частичный анализ некоторых стихотворений о любви «Так беспомощно грудь холодела» Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела  Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней,  А я знала — их только три!  Между кленов шепот осенний  Попросил: «Со мною умри! Я обманут моей унылой  Переменчивой, злой судьбой».  Я ответила: «Милый, милый —  И я тоже. Умру с тобой!» Это песня последней встречи.  Я взглянула на темный дом.  Только в спальне горели свечи  Равнодушно-желтым огнем.

Частичный анализ некоторых стихотворений о любви

«Так беспомощно грудь холодела»

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней, А я знала — их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый — И я тоже. Умру с тобой!»

Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.

Феномен воздействия поэзии Ахматовой на читателя « Мне ни к чему одические рати...» Когда б вы знали, из какого сора  Растут стихи, не ведая стыда,  Как желтый одуванчик у забора,  Как лопухи и лебеда. Я говорю сейчас словами теми,  Что только раз рождаются в душе.  Жужжит пчела на белой хризантеме,  Так душно пахнет старое саше. Сердитый окрик, дегтя запах свежий,  Таинственная плесень на стене…  И стих уже звучит, задорен, нежен,  На радость вам и мне... И комната, где окна слишком узки,  Хранит любовь и помнит старину,  А над кроватью надпись по-французски  Гласит: «Seigneur, ayez pitie de nous». Ты сказки давней горестных заметок,  Душа моя, не тронь и не ищи…  Смотрю, блестящих севрских статуэток  Померкли глянцевитые плащи. Последний луч, и желтый и тяжелый,  Застыл в букете ярких георгин,  И как во сне я слышу звук виолы  И редкие аккорды клавесин .

Феномен воздействия поэзии Ахматовой на читателя

« Мне ни к чему одические рати...»

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

Я говорю сейчас словами теми, Что только раз рождаются в душе. Жужжит пчела на белой хризантеме, Так душно пахнет старое саше.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне...

И комната, где окна слишком узки, Хранит любовь и помнит старину, А над кроватью надпись по-французски Гласит: «Seigneur, ayez pitie de nous».

Ты сказки давней горестных заметок, Душа моя, не тронь и не ищи… Смотрю, блестящих севрских статуэток Померкли глянцевитые плащи.

Последний луч, и желтый и тяжелый, Застыл в букете ярких георгин, И как во сне я слышу звук виолы И редкие аккорды клавесин .

Феномен воздействия поэзии Ахматовой на читателя «В последний раз мы встретились тогда» В последний раз мы встретились тогда  На набережной, где всегда встречались.  Была в Неве высокая вода,  И наводненья в городе боялись. Он говорил о лете и о том,  Что быть поэтом женщине – нелепость.  Как я запомнила высокий царский дом  И Петропавловскую крепость! — Затем что воздух был совсем не наш,  А как подарок Божий – так чудесен.  И в этот час была мне отдана  Последняя из всех безумных песен.

Феномен воздействия поэзии Ахматовой на читателя

«В последний раз мы встретились тогда»

В последний раз мы встретились тогда На набережной, где всегда встречались. Была в Неве высокая вода, И наводненья в городе боялись.

Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине – нелепость. Как я запомнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость! —

Затем что воздух был совсем не наш, А как подарок Божий – так чудесен. И в этот час была мне отдана Последняя из всех безумных песен.

Исследование № 1 «Анна Ахматова: поэт и человек»

Вопрос №8

Какому стихотворению принадлежат строки: "Там милого сына цветут васильковые очи"?

A) «Бежецк»

B) «Эхо»

C) «Разлука»

D) «Песенка»

Вопрос №9

В какой поэме Ахматова изливает свои переживания из-за ареста сына?

A) «У самого моря»

B) «Путём всея земли»

C) «Реквием»

D) «Русский трианон»

Вопрос №10

Какое произведение стало для А. Ахматовой итогом жизни и поэзии?

A) «Поэма без героя»

B) «Творчество»

C) «Я научилась просто, мудро жить»

D) «Приговор»

Вопрос №1

Напишите настоящую фамилию А. А. Ахматовой

Вопрос №2

Напишите имя сына поэтессы?

Вопрос №3

К какому периоду русской литературы относится творчество А. Ахматовой?

Вопрос №4

Как называется первый сборник стихов поэтессы?

Вопрос №5

Как называется последний сборник стихов поэтессы?

Вопрос №6

Перечислите основные темы творчества А. Ахматовой

Вопрос №7

Из какого стихотворения строки: "И не был мил мне голос человека, а голос ветра был понятен мне"?

A) «Летний сад»

B) «Три осени»

C) «Небывалая осень»

D) «Ива»

Горенко

______________

Лев

Серебряный век

«Вечер»

Бег времени

______________

- Любовь, материнское горе, Родина

______________

________

Исследование № 1 «Анна Ахматова: поэт и человек»

Исследование № 1 «Анна Ахматова: поэт и человек»

Исследование № 2. Отношение учащихся к ранней поэзии Ахматовой

« Смятение»

«Так беспомощно грудь холодела...»

Было душно от жгучего света, А взгляды его — как лучи. Я только вздрогнула: этот Может меня приручить. Наклонился — он что-то скажет… От лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь.

Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый! И я не могу взлететь, А с детства была крылатой. Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице.

Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся — И загадочных, древних ликов На меня поглядели очи…

Десять лет замираний и криков, Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово И сказала его напрасно. Отошел ты, и стало снова На душе и пусто и ясно.

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней, А я знала — их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый — И я тоже. Умру с тобой!»

Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.

Исследование № 2. Отношение учащихся к ранней поэзии Ахматовой 1.  Какое из двух ранних стихотворений Анны Ахматовой понравилось вам больше всего и почему? 2.  Продолжите ли свое знакомство с другими произведениями этой поэтессы?

Исследование № 2. Отношение учащихся к ранней поэзии Ахматовой

1. Какое из двух ранних стихотворений Анны Ахматовой понравилось вам больше всего и почему?

2. Продолжите ли свое знакомство с другими произведениями этой поэтессы?

Список рекомендуемых для прочтения произведений о любви Ахматовой: «На руке его много блестящих колец» «Не любишь, не хочешь смотреть...» «Настоящую нежность не спутаешь...» «Столько просьб у любимой всегда...» «В последний раз мы встретились тогда...» «Должен на этой земле испытать  Каждый любовную пытку?» «Смятение» «Сероглазый король» «Хочешь знать, как все это было..» «Так беспомощно грудь холодела» «Я говорю сейчас словами теми..» «Гость» «В последний раз мы встретились тогда...» «Ты пришел меня утешить, милый...» «Ты письмо мое, милый, не комкай...» «Сжала руки под темной вуалью...» «Как соломинкой, пьешь мою душу...» «Я сошла с ума, о мальчик странный...»

Список рекомендуемых для прочтения произведений о любви Ахматовой:

  • «На руке его много блестящих колец»
  • «Не любишь, не хочешь смотреть...»
  • «Настоящую нежность не спутаешь...»
  • «Столько просьб у любимой всегда...»
  • «В последний раз мы встретились тогда...»
  • «Должен на этой земле испытать Каждый любовную пытку?»
  • «Смятение»
  • «Сероглазый король»
  • «Хочешь знать, как все это было..»
  • «Так беспомощно грудь холодела»
  • «Я говорю сейчас словами теми..»
  • «Гость»
  • «В последний раз мы встретились тогда...»
  • «Ты пришел меня утешить, милый...»
  • «Ты письмо мое, милый, не комкай...»
  • «Сжала руки под темной вуалью...»
  • «Как соломинкой, пьешь мою душу...»
  • «Я сошла с ума, о мальчик странный...»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Нам удалось выявить особенности ранней лирики Ахматовой. Выяснить, насколько хорошо знакомы с ее творчеством учащиеся старших классов. Познакомить учащихся со стихотворениями поэтессы. («Смятение», «Так беспомощно грудь холодела...»). Подтвердить гипотезу нашего исследования. Решить все задачи  нашего исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Нам удалось выявить особенности ранней лирики Ахматовой.
  • Выяснить, насколько хорошо знакомы с ее творчеством учащиеся старших классов.
  • Познакомить учащихся со стихотворениями поэтессы. («Смятение», «Так беспомощно грудь холодела...»).
  • Подтвердить гипотезу нашего исследования.
  • Решить все задачи нашего исследования.