Мир женской души в лирике Анны Ахматовой
Автор: Щербакова Валерия,
9 класса МКОУ "Шайковская СОШ №1"
г.Киров Калужской области.
Читательская грамотность
— способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. А значит сформирована она должна быть еще в начальной школе.
Актуальность данной работы - необходимость нового комплексного подхода к изучению раннего творчества Анны Ахматовой, а именно любовной лирики.
Объект исследования - ранняя лирика Анны Ахматовой.
Цель исследования: выявить особенности ранней лирики Ахматовой, выяснить, знакомы ли с ее творчеством учащиеся старших классов моей школы, если нет – познакомить и попытаться заинтересовать.
Гипотеза : предполагаем, что если заинтересовать старшеклассников некоторыми фактами из жизни и творчества поэтессы, особенностями ее стихотворений, то ребята захотят познакомиться и с другими стихотворениями Анны Ахматовой.
Задачи
- изучить литературу, информацию на сайтах сети интернет и найти самые интересные факты из жизни и творчества Ахматовой;
- изучить некоторые особенности произведений ранней лирики Ахматовой;
- выявить уровень познаний ее поэзии у старшеклассников;
- подобрать рекомендательный список стихотворений Ахматовой о любви, которые могли бы заинтересовать старшеклассников.
Путь Анны Ахматовой в литературу
Анна Ахматова в детстве Анна Ахматова Семья Горенко
Путь Анны Ахматовой в литературу
Я научила женщин говорить...
Но, Боже, как их замолчать заставить!
Анна Ахматова в Царском Селе
Частичный анализ некоторых стихотворений о любви
Стихотворение «Смятение»
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице .
Было душно от жгучего света,
А взгляды его — как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился — он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи…
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно.
Частичный анализ некоторых стихотворений о любви
Баллада «Сероглазый король»
Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал, Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!.. За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашел И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя: «Нет на земле твоего короля…»
Частичный анализ некоторых стихотворений о любви
«Так беспомощно грудь холодела»
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней, А я знала — их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый — И я тоже. Умру с тобой!»
Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.
Феномен воздействия поэзии Ахматовой на читателя
« Мне ни к чему одические рати...»
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.
Я говорю сейчас словами теми, Что только раз рождаются в душе. Жужжит пчела на белой хризантеме, Так душно пахнет старое саше.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне...
И комната, где окна слишком узки, Хранит любовь и помнит старину, А над кроватью надпись по-французски Гласит: «Seigneur, ayez pitie de nous».
Ты сказки давней горестных заметок, Душа моя, не тронь и не ищи… Смотрю, блестящих севрских статуэток Померкли глянцевитые плащи.
Последний луч, и желтый и тяжелый, Застыл в букете ярких георгин, И как во сне я слышу звук виолы И редкие аккорды клавесин .
Феномен воздействия поэзии Ахматовой на читателя
«В последний раз мы встретились тогда»
В последний раз мы встретились тогда На набережной, где всегда встречались. Была в Неве высокая вода, И наводненья в городе боялись.
Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине – нелепость. Как я запомнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость! —
Затем что воздух был совсем не наш, А как подарок Божий – так чудесен. И в этот час была мне отдана Последняя из всех безумных песен.
Исследование № 1 «Анна Ахматова: поэт и человек»
Вопрос №8
Какому стихотворению принадлежат строки: "Там милого сына цветут васильковые очи"?
A) «Бежецк»
B) «Эхо»
C) «Разлука»
D) «Песенка»
Вопрос №9
В какой поэме Ахматова изливает свои переживания из-за ареста сына?
A) «У самого моря»
B) «Путём всея земли»
C) «Реквием»
D) «Русский трианон»
Вопрос №10
Какое произведение стало для А. Ахматовой итогом жизни и поэзии?
A) «Поэма без героя»
B) «Творчество»
C) «Я научилась просто, мудро жить»
D) «Приговор»
Вопрос №1
Напишите настоящую фамилию А. А. Ахматовой
Вопрос №2
Напишите имя сына поэтессы?
Вопрос №3
К какому периоду русской литературы относится творчество А. Ахматовой?
Вопрос №4
Как называется первый сборник стихов поэтессы?
Вопрос №5
Как называется последний сборник стихов поэтессы?
Вопрос №6
Перечислите основные темы творчества А. Ахматовой
Вопрос №7
Из какого стихотворения строки: "И не был мил мне голос человека, а голос ветра был понятен мне"?
A) «Летний сад»
B) «Три осени»
C) «Небывалая осень»
D) «Ива»
— Горенко
______________
— Лев
— Серебряный век
— «Вечер»
— Бег времени
______________
- Любовь, материнское горе, Родина
______________
________
Исследование № 1 «Анна Ахматова: поэт и человек»
Исследование № 2. Отношение учащихся к ранней поэзии Ахматовой
« Смятение»
«Так беспомощно грудь холодела...»
Было душно от жгучего света, А взгляды его — как лучи. Я только вздрогнула: этот Может меня приручить. Наклонился — он что-то скажет… От лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь.
Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый! И я не могу взлететь, А с детства была крылатой. Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице.
Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся — И загадочных, древних ликов На меня поглядели очи…
Десять лет замираний и криков, Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово И сказала его напрасно. Отошел ты, и стало снова На душе и пусто и ясно.
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней, А я знала — их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый — И я тоже. Умру с тобой!»
Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.
Исследование № 2. Отношение учащихся к ранней поэзии Ахматовой
1. Какое из двух ранних стихотворений Анны Ахматовой понравилось вам больше всего и почему?
2. Продолжите ли свое знакомство с другими произведениями этой поэтессы?
Список рекомендуемых для прочтения произведений о любви Ахматовой:
- «На руке его много блестящих колец»
- «Не любишь, не хочешь смотреть...»
- «Настоящую нежность не спутаешь...»
- «Столько просьб у любимой всегда...»
- «В последний раз мы встретились тогда...»
- «Должен на этой земле испытать Каждый любовную пытку?»
- «Смятение»
- «Сероглазый король»
- «Хочешь знать, как все это было..»
- «Так беспомощно грудь холодела»
- «Я говорю сейчас словами теми..»
- «Гость»
- «В последний раз мы встретились тогда...»
- «Ты пришел меня утешить, милый...»
- «Ты письмо мое, милый, не комкай...»
- «Сжала руки под темной вуалью...»
- «Как соломинкой, пьешь мою душу...»
- «Я сошла с ума, о мальчик странный...»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Нам удалось выявить особенности ранней лирики Ахматовой.
- Выяснить, насколько хорошо знакомы с ее творчеством учащиеся старших классов.
- Познакомить учащихся со стихотворениями поэтессы. («Смятение», «Так беспомощно грудь холодела...»).
- Подтвердить гипотезу нашего исследования.
- Решить все задачи нашего исследования.