СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно - исследовательская работа "Мой любимый спорт - лёгкая атлетика.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно - исследовательская работа к презентации "Мой любимый спорт - лёгкая атлетика"

Просмотр содержимого документа
«Научно - исследовательская работа "Мой любимый спорт - лёгкая атлетика.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВЫКСА

ИНДИВИДУЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ





ТЕМА

«Мой любимый спорт – лёгкая атлетика».

Выполнила: Захарова Светлана

Александровна,

обучающаяся 9 «В» класса

Куратор проекта: Иванова Ольга Васильевна,

учитель – физической культуры





2021 год









Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….....…..1-3

  2. История развития лёгкой атлетики с древнейших времён..................................3-4

  3. История развития лёгкой атлетики в России…....................................................4-5

  4. Виды лёгкой атлетики и их характеристика……………………………………..6-7

  5. Лёгкая атлетика на страницах спортивной летописи Выксы…………………...7-8

  6. Исследование №1 «Мой любимый спорт- лёгкая атлетика»……………………8-10

  7. Вывод………………………………………………………………………………..10

  8. Список литературы……………………………........................................................11

























Введение.

« Если хочешь быть здоровым – бегай,

если хочешь быть умным – бегай,

если хочешь быть красивым – бегай!»

Свою научно-исследовательскую работу я решила посвятить самому массовому виду спорта – лёгкой атлетике. Тема моей работы «Мой любимый спорт – лёгкая атлетика». Выбором такой темы послужила моя огромная любовь к этому виду спорта. Лёгкая атлетика — олимпийский вид спорта, включающий бег, ходьбу, прыжки и метание. Систематические занятия легкоатлетическими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость, т.е. качества, необходимые человеку в повседневной жизни. Лёгкая атлетика, особенно в настоящее время, переживает свой «подъем». Многие люди начинают заниматься этим удивительно полезным видом спорта. Недаром легкую атлетику принято считать «королевой спорта», ведь она включает в себя огромное количество дисциплин, каждая из которых делится еще на несколько своих подвидов. Очень многие мои знакомые и друзья занимаются этим увлекательным видом спорта, и я решила узнать, какое же влияние легкая атлетика оказывает или уже оказала на них. Поэтому для исследования я решила взять нескольких спортсменов из секции легкой атлетики. Сейчас они довольно успешно занимаются этим видом спорта, ездят на различные соревнования (не только школьного уровня) и занимают там призовые места, показывая хорошие спортивные результаты. Лёгкая атлетика является одной из основных частей всех ступеней всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Актуальность выбранной темы: в наше время легкая атлетика используется как оздоровительная, повседневная и спортивная деятельность или хобби. Молодое поколение все чаще выбирает этот вид спорта как один из наиболее приближенных к жизни эффективный и интересный. Это можно объяснить тем, что легкая атлетика развивает, характер человека, силу воли, упрямство, умение уважать противника, а эти качества очень важны не только на спортивной арене, но и в жизни.

Цель: Влияние лёгкой атлетики на физическую подготовку учащихся.

Задачи:

  • изучить развитие лёгкой атлетики, как вид спорта;

  • исследовать отношение к лёгкой атлетики и её влияние на здоровье человека;

  • доказать, что физическое самовоспитание, самосовершенствование – условие здорового образа жизни.

В процессе раздумий на данную тему мною была выдвинута гипотеза: что лёгкая атлетика - это интересная наполненная и полноценная жизнь, а также главное условие здорового образа жизни.

Объект исследования: лёгкая атлетика.

Предмет исследования: процесс развития двигательных качеств у

спортсменов, занимающихся легкой атлетикой.

Методы исследования:

  • анализ литературы

  • наблюдение

  • сравнительный анализ

  • анкетирование



История развития лёгкой атлетики с древнейших времён.

Легкая атлетика - древний вид спорта. Самым первым видом спорта считается бег. Древние греки соревновались на дистанции один стадий, который равняется 192 метрам. Первым чемпионом в 776 году до нашей эры стал мужчина по имени Кореб из города Элиды. Соревнования Древней Греции не похожи на те, что мы привыкли видеть сейчас. Спортсмены прыгали в длину с гантелями в руках, которые были сделаны из камня или выкованы из металла, весили около полутора килограммов. Греки считали, что гантели помогают правильно и точно приземлиться. Диски для метания были железные, каменные и бронзовые, на поверхность наносили рисунки животных, птиц и весили они от одного до шести килограммов. Сохранились вазы и мозаики с фрагментами состязаний. На них изображали бегунов, прыгающих в длину мужчин и женщин, диско и копьеметателей. Девушки были изображены в костюмах, напоминающих купальники для плавания. Эти состязания древние греки назвали Олимпийскими играми.

Рисунок 1

Победителям вручали венки из листьев оливы, которые срезали только со священных кустов. Победителям ставили памятники, а их имена можно было найти на каменных плитах.

История развития лёгкой атлетике в России

В России данный вид спорта стал популярным только в девяностых годах 19 века, с момента основания «Общества любителей бега», через четыре года он был переименован в «Петербургский кружок любителей бега». Организация разработала правила соревнований, и в 1908 году состоялось первенство страны. Российские легкоатлеты впервые приняли участие в Олимпийских играх в 1912 году в Стокгольме. Страну представляли сорок семь спортсменов, и никому не удалось завоевать призовое место. Это подтолкнуло Олимпийский комитет проводить Всероссийские Олимпийские игры каждый год. Уже на следующий год в Киеве была проведена своя Олимпиада. В 20-х годах двадцатого века прошел чемпионат СССР по легкой атлетике, начали фиксироваться рекорды. Толчок в развитии массовой легкой атлетики дала Всесоюзная спартакиада 1928 года, которая прошла в Москве. В ней приняли участие более пятнадцати стран и полторы тысячи спортсменов. В тридцатых годах 20 века начался выпуск методической литературы и пособий. В ней был собран опыт сильнейших спортсменов и лучших тренеров. Эти события помогли спортсменам достичь высоких результатов, однако из-за Второй мировой войны все международные соревнования отменили. Только в 1952 году сборная СССР вновь оказалась на Олимпийских играх. Советские спортсмены завоевали две золотые, десять серебряных и семь бронзовых медалей.

Рисунок 2

После развала СССР, Россия стала самостоятельно выступать на Олимпийских играх, количество медалей значительно сократилось. Всего три золотые медали были завоеваны в Сиднее в 2000 году. В 2008 году их количество выросло до шести. Уровень подготовки наших спортсменов уступает мировому. Причиной служит отсутствие хороших тренерских кадров и плохая система подготовки. Тренеры не могут привлечь детей для занятия спортом. Заработная плата тренеров полностью зависит от успеха своих учеников, никакого другого поощрения и стимулирования для них нет. Поэтому тренерский штаб состоит из пожилых людей, молодые люди не стремятся связать свою жизнь с этой профессией. В нашей стране отсутствуют центры подготовки легкоатлетов. Существует лишь две спортивные базы в Адлере и Кисловодске, но они не удовлетворяют современным требованиям. Из-за недофинансирования ремонт на базах не проводят, они плохо оснащены инвентарем и оборудованием, в результате часть спортсменов вынуждена уезжать на сборы в другие страны. Однако в крупных городах ремонтируют и строят стадионы, реконструируют спортивные комплексы, манежи. Главной проблемой для профессиональных спортсменов является вопрос допинга. Химические препараты для искусственного повышения результатов использовали давно, их перечень ежегодно увеличивается. В ноябре 2015 года Совет Международной ассоциации легкоатлетических федераций за многочисленные нарушения антидопинговых правил отстранил российских спортсменов от участия в соревнованиях, в том числе в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Вопрос допинга остается открытым.

Виды лёгкой атлетики и их характеристика

Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий такие дисциплины как: ходьба, бег, прыжки (в длину, высоту, тройной, шестом), метания (диск, копье, молот, и толкание ядра) и легкоатлетические многоборья. Один из основных и наиболее массовых видов спорта. Лёгкая атлетика относится к весьма консервативным видам спорта. Так программа мужских дисциплин в программе Олимпийских игр (24 вида) не менялась с 1956 года. В программу женских видов входит 23 вида. Единственная разница- это ходьба на 50 км, которой нет в женском списке. Таким образом, лёгкая атлетика является наиболее медали-ёмким видом среди всех олимпийских видов спорта.

Виды легкой атлетики принято подразделять на пять разделов: ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборья. Каждый из них, в свою очередь, подразделяется на разновидности.

Спортивная ходьба - на 20 км (мужчины и женщины) и 50 км (мужчины). Спортивная ходьба - это циклическое локомоторное движение умеренной интенсивности, которое состоит из чередования шагов, при котором спортсмен должен постоянно осуществлять контакт с землей, и при этом вынесенная вперед нога должна быть полностью выпрямлена с момента касания земли и до момента вертикали.

Бег - на короткие (100, 200, 400 м), средние (800 и 1500 м), длинные (5000 и 10 000 м) и сверхдлинные дистанции (марафонский бег - 42 км 195 м), эстафетный бег (4 х 100 и 4 х 400 м), бег с барьерами (100 м - женщины, ПО м - мужчины, 400 м - мужчины и женщины) и бег с препятствиями (3000 м). Соревнования по бегу — один из самых старых видов спорта, по которым были утверждены официальные правила соревнований, и были включены в программу с самых первых олимпийских игр 1896 года. Для бегунов важнейшими качествами являются: способность поддерживать высокую скорость на дистанции, выносливость (для средних и длинных), скоростная выносливость (для длинного спринта), реакция и тактическое мышление.

Прыжки подразделяются на вертикальные (прыжок в высоту и прыжок с шестом) и горизонтальные (прыжок в длину и тройной прыжок).

Прыжок в высоту с разбега — дисциплина лёгкой атлетики, относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов. Составляющие прыжка — разбег, подготовка к отталкиванию, отталкивание, переход через планку и приземление. Требует от спортсменов прыгучести и координации движений. Проводится в летнем и зимнем сезоне. Является олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года и для женщин с 1928 года.

Прыжок с шестом — дисциплина, относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов легкоатлетической программы. Требует от спортсменов прыгучести, спринтерских качеств, координации движений. Прыжок с шестом среди мужчин является олимпийским видом спорта с Первой летней Олимпиады 1896 года, среди женщин — с Олимпийских игр 2000 года в Сиднее. Входит в состав легкоатлетических многоборий.

Прыжок в длину — дисциплина, относящаяся к горизонтальным прыжкам технических видов легкоатлетической программы. Требует от спортсменов прыгучести, спринтерских качеств. Прыжок в длину входил в соревновательную программу античных Олимпийских игр. Является современной олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года, для женщин с 1948 года. Входит в состав легкоатлетических многоборий. Задача атлета — достигнуть наибольшей горизонтальной длины прыжка с разбега.

Метания - толкание ядра, метание копья, метание диска и метание молота. В 1896 г. в программу Игр включили метание диска и толкание ядра; в 1900 г. – метание молота, в 1906 г. – метание копья.

Многоборья. Классическими видами многоборья являются: у мужчин -десятиборье, у женщин — семиборье. В состав десятиборья входят: 100 м, длина, ядро, высота, 400 м, 110 м с/б, диск, шест, копье, 1500 м. Для школьников 11-13 лет проводится четырехборье, которое раньше называлось пионерским.

Правила в легкой атлетики- довольно просты: победителем считается атлет или команда, которые показали лучшие результаты в финальном забеге или финальной попытке технических дисциплин.




Лёгкая атлетика на страницах спортивной летописи Выксы.

В 1957 году на свет появился Саша Абрамов. Будучи учеником старших классов, он вихрем ворвался в легкоатлетическую жизнь района. Никто и подумать не мог, что этот парень без тренера и какой-либо поддержки навсегда впишет своё имя в спортивную летопись Выксы.

Служба в армии длилась недолго: после трёх побед на соревнованиях его откомандировали на тренировки в Германию. Два года «выксунец» набирался опыта, а потом вернулся в родной город. Приехав, стал призёром областных состязаний. С 1978-го по 1980 годы спортсмен побил все местные рекорды. К бегуну на занятия начала проситься ребятня. Вот так, неожиданно для себя, Александр стал тренером.

В 1982 году Абрамов взял под свою опеку легкоатлетическую секцию при ВМЗ. Успехи пришли уже через четыре года – юноши стали «выигрывать область». Это были Альберт Казаров, Александр Калашников, Игорь Агеев, Александр Солдатёнков. А в 1988 году Альберт Казаров в Казани на Всероссийских юношеских играх установил рекорд СССР.

Тогда тренер принципиально не набирал девочек – считал, что очень капризны. На помощь к Александру Викторовичу пришла супруга, которая взяла эту ношу на себя. Так с 1985 года ряды бегунов пополнились представительницами прекрасного пола. По иронии судьбы позже именно девушка станет «счастливым билетом» на Олимпиаду.

Однажды Абрамовы приехали на соревнования в Новочебоксарск, где знакомый тренер предложил взять одну спортсменку. Худенькая, но с хорошей техникой 16-летняя Татьяна Фирова сразу приглянулась Александру Викторовичу. Чутьё не подвело. Уже на первых всероссийских юношеских соревнованиях Таня становится третьей. Потом был успех на европейских состязаниях и двойной успех на последующих Олимпиадах, где Татьяна три раза становилась второй.

Стоит отметить и Екатерину Пузанову, которая не раз прославляла нашу маленькую Выксу на международной спортивной арене.

Итог труда Абрамовых: три олимпийские серебряные медали, две золотые и две серебряные чемпионатов мира, две золотые и одна бронзовая первенств Европы. Александр Викторович воспитал 12 мастеров спорта, из которых два мастера международного класса и один заслуженный.



Исследование № 1.

Тема: «Мой любимый вид спорта – лёгкая атлетика»

Цель: Влияние занятий лёгкой атлетикой на особенности моего здоровья и физического развития.

Ход работы: Лёгкой атлетикой я занимаюсь с 2011 года. Мне было шесть лет.

Фото автора 1

Тренироваться начала у Будко Владимира Николаевича. Занималась у него до 2014 года. Позже перешла к Абрамовым. Причиной этому были слабые тренировки. Я хотела заниматься более серьёзно, и с 2014 года и по сей день тренируюсь у заслуженного тренера Абрамова Александра Викторовича и его супруги Марины Сергеевны. Я занимаюсь легкой атлетикой, потому что я чувствую, что это именно то место, где мне комфортно и уютно, где я могу почувствовать себя как дома и заняться моим любимым делом, а именно бегом. Это то самое место, куда мне хочется приходить снова и снова. За весь этот период я участвовала во многих соревнованиях в разных городах. Была победителем областных соревнований и дважды ездила на Российские соревнования в Петрозаводск 2018 году и в Пензу в 2019 г., представляла Нижегородскую область.

Фото автора 2 Фото автора 2

За спортивные достижения меня направили во всероссийский лагерь «Артек», а также в «Лазурный» и «Салют» Городецкого района.

Мои первые соревнования были в 2015 году в Нижнем Новгороде, где я заняла 3 место на дистанции 100 м. Бегаю спринтерские дистанции 60м, 100м, 200 и 300м. Получила 1 взрослый разряд. А теперь цель КМС.

В 2019 году я решила выполнить нормативы ГТО и получила золотой знак.

Выводы

Для меня спорт – это нечто большее, чем просто увлечение, это работа, в первую очередь над собой, над своими мыслями, характером.

Все спортсмены нашей секции любят ходить на тренировки. Занятия в секции не мешают учёбе, они мало болеют и только не многие иногда пропускают занятия.

Лёгкая атлетика очень важна не только в спорте, но и в жизни, потому что она помогает укрепить характер и всегда стремиться к цели.

Мое исследование создано именно для таких подростков. Именно сейчас можно сделать такие ошибки, которые в будущем могут сильно отразиться на их здоровье и здоровье их детей.

Таким образом, гипотеза, которая была выдвинута в начале данной работы, что лёгкая атлетика - это интересная наполненная и полноценная жизнь, а также главное условие здорового образа жизни, доказана.






Список литературы

  1. Лёгкая атлетика. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

  2. Орлов Р.В. Лёгкая атлетика. Краткая энциклопедия спорта. Изд-во: Олимпиад-пресс, 2006г.

  3. Губа В., Никитушкин В. Легкая атлетика. Изд-во: Олимпия Пресс, 2015г.

  4. Озолин Э.С. Спринтерский бег. Изд-во: Человек , 2010г.

  5. Малков Е.А.. Подружись с «королевой спорта». Москва, «Просвещение», 2008г.

  6. Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Юный легкоатлет. Москва, «Физкультура и спорт», 2008г.

  7. Романова О. История Олимпийских игр. Просвещение. 2004г.

  8. Е.П. Врублевский. Основы знаний в вопросах и ответах. Изд-во: Спорт, 2016г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!