Научно-исследовательская работа
«Развитие координационных способностей футболистов игровым методом».
Исполнитель: Игошин Денис Андреевич
Актуальность. Футбол с полным основанием можно отнести к тем видам спорта, где к игрокам предъявляются повышенные требования по координированному проявлению физических качеств и выполнением технико-тактических действий в постоянно меняющихся игровых ситуациях. И от того насколько уверенно и точно футболист выполняет технические приёмы в конкретном игровом моменте зависит командный успех. В каждом игровом эпизоде несколько футболистов одновременно решают определенную игровую задачу. Для этого они должны выполнять согласованные по скорости, пространству и игровым действиям перемещения. И если хотя бы у одного из них нет соответствующих функциональных возможностей, то решить задачу игрового эпизода не удастся.
Не может быть профессионального футболиста без хорошо развитых координационных способностей. Повышение уровня координационных способностей - одна из важнейших задач, которую пытаются решать на тренировочных занятиях футбольных команд.
Объект исследования: процесс развития координационных способностей футболистов.
Предмет исследования: игровой метод в процессе развития координационных способностей футболистов.
Цель исследования: изучить процесс развития координационных способностей игровым методом в спортивной тренировке футболистов.
Задачи исследования:
Изучить литературные источники по выбранной теме.
Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития координационных способностей футболистов.
Подготовить комплексы упражнений игровым методом для развития координационных способностей в спортивной тренировке футболистов.
Сделать заключение.
Методы исследования:
Анализ литературных источников.
Анализ документов и материалов.
Метод проекта.
Метод логического заключения.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Характеристика координационных способностей и их роль в игровой деятельности футболистов », представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.
Анализ литературных источников показал, что координационные способности - способности быстро и точно координировать движения при решении самых неожиданных задач, которые «задает» игра. Игровой метод особенно популярен в учебно-тренировочном процессе спортивных игр, когда он применяется для закрепления и совершенствования игрового навыка, повышения уровня физической подготовленности.
Использование игрового метода эффективно для развития физических качеств футболистов. Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств, в том числе координационных способностей, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии.
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса повышения уровня координационных способностей игровым методом в спортивной тренировке футболистов» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.
На первом этапе исследовательской деятельности необходимо изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития координационных способностей футболистов.
На втором этапе была подготовлена батарея тестов:
Бег по прямой - 40 м. - Футболист начинает бег по сигналу, засекаем время пробега от старта до финиша.
Бег по прямой, по сигналу развернуться и бежать в обратном направлении.
Бег спиной вперед с обеганием стоек.
Ускорение после кувырка. - По сигналу игрок делает кувырок вперёд. После кувырка ускорение на 15-20метров, на максимальной скорости.
Точность выполнения передачи мяча в парах. - Игроки встают на расстояние между собой 7-10метров. Затем передают пас друг другу меняют по очерёдность ног. Разница во времени пробегания 40 м., с изменением направления бега и той же дистанции (40 м.), но по прямой линии.
На третьем этапе исследовательской деятельности выбраны наиболее эффективные упражнения игровым методом для развития координационных способностей, которые показывают динамику роста показателей в процессе физической подготовки футболистов.
Игровые упражнения (парные упражнения)
1. Два игрока стоят друг против друга на расстоянии 6—8. Игрок в темном («темный») вбрасыванием посылает мяч игроку в светлом («светлому»). Сразу после вбрасывания игрок в темном бежит и стремится отнять мяч у игрока в светлом, который уже принял мяч.
2. Два игрока стоят друг против друга на расстоянии 15—20 метров. «Темный» игрок посылает мяч в сторону «светлого» и сразу направляется к «светлому», чтобы отобрать у него мяч: «светлый» игрок бежит вперед, принимает мяч и стремится обвести набегающего на него соперника.
3. Два игрока стоят друг против друга на расстоянии 5—6 м. «Темный» игрок высоко бьет мяч над собой. В момент подскока мяча «светлый» игрок активно мешает «темному», который останавливает мяч.
4. Два игрока стоят друг против друга на расстоянии 8—12 м. «Темный» игрок из-за головы набрасывает мяч светлому, который подняв посылает его обратно, сразу бежит мешать «темному», который останавливает его с поворотом.
5. Два игрока стоят друг против друга. Расстояние 15—20 м. «Темный» игрок низко посылает мяч «светлому», который, подняв мяч внутренней частью подъема, возврата, его обратно «темному» игроку: тот останавливает мяч .
6. Два игрока стоят рядом. Мяч у «темного» игрока, который пробивает его вперед со средней или большой силой, после чего оба бегут за мячом. Тот, кто достигнет и примет мяч первым, начинает следующее упражнение.
7. Как и в 6-м упражнении, только «темный» игрок посылает мяч дугообразно (с рук) вперед.
8. Два игрока стоят друг за другом. Расстояние 2 м. «Темный» игрок перебрасывает (ударом головой) мяч через «светлого» игроки, который бежит за мячом и принимает его. «Томный» тоже направляется к мячу и мешает ему, стараясь перехватить мяч.
9. Два игрока стоят рядом. «Темный» посылает (ногой, головой) вертикально мяч. Условие: кто из игроков сможет остановить мяч
10. Два игрока стоят друг против друга. Расстояние 3 м. «Темный» дугообразно перебрасывает (ногой, головой) мяч над головой «светлого» игрока, который, сделав полуоборот (180°), спуртует на мяч и старается остановить мяч с поворотом. После удара «темный» игрок пытается отнять мяч у партнера.
11. Два препятствия (кол, столб, флажок) устанавливаются на расстоянии 10 метров друг от друга. Между двумя препятствиями, посредине, стоят два игрока (друг против друга). «Темный» высоко подбрасывает (ногой, головой) мяч, затем оба обегают находящееся за ними препятствие и, возвращаясь, стремятся принять опускающийся на землю или подпрыгивающий мяч.
12. Два игрока стоят друг против друга. Расстояние 10 метров. Позади «темного» игрока па расстоянии 1 метра находятся препятствие. «Темный» игрок низом бьет мяч и светлому, затем обегает препятствие. «Светлый» игрок с ходу возвращает мяч и тут же направляется отнимать его у «темного» игрока, который стремится принять мяч.
13. То же, что и в 12-м упражнении, только игроки посылают мяч дугообразно (верхом).
14. Два игрока стоят друг против друга. Расстояние 10 м, впереди «светлого» игрока находится препятствие. «Темный» игрок верхом посылает мяч (ногой, головой) к препятствию. «Светлый» игрок, выскочив из-за препятствия, овладевает мячом, опережая набегающего «темного» игрока.
15. Как и в предыдущем упражнении, только «светлый» игрок выскакивает из-за двух препятствий, находящихся на расстоянии 1,5 метра друг от друга.
Комплекс предложенных упражнений игровым методом можно использовать в основной части учебно-тренировочного процесса, как для развития координационных способностей, так и для закрепления и совершенствования технических приемов футболистов.
Заключение
Анализ литературных источников и выполнение практической части работы показали, что важнейшим условием, обеспечивающим в будущем высокие результаты в футболе и тем самым определяющим перспективность юных спортсменов, является соответствующий уровень развития разных координационных способностей.
Игровой метод особенно популярен в учебно-тренировочном процессе спортивных игр, когда он применяется для закрепления и совершенствования игрового навыка, повышения уровня физической подготовленности. Использование игрового метода эффективно для развития физических качеств футболистов. Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств, в том числе координационных способностей, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии.