СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа НОМИНАЦИЯ «КООРДИНАЦИЯ»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

В современных условиях значительно увеличились ситуации, в которых требуется больше проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их рациональности. Все эти качества или способности связывают с координацией.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа НОМИНАЦИЯ «КООРДИНАЦИЯ»»

Департамент по образованию Администрации Волгограда

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 6 Ворошиловского района Волгограда»







Научно-исследовательская работа


НОМИНАЦИЯ «КООРДИНАЦИЯ»




Работа выполнили

ученики 1 «В» класса

Буракова Валерия Максимовна,

Брыкалин Артём Дмитриевич,

Гусева Вероника Викторовна,

Новикова Виолетта Витальевна,

Пугин Сергей Александрович

Научные руководители:

Арстанов Руслан Закирович







Волгоград, 2018г.

Содержание



Введение……………………………………..……………………….…………..….3

Глава 1. Координация движений школьников …………...….5

    1. Понятие «координационные способности»......................................................5

    2. …………………………………..……7

Выводы по главе 1

Глава 2. ……….……………………………...….

2.1 Диагностические тесты…………………………………………….….…11

2.2 Развитие координационных способностей………………………………………....12

Выводы по главе 2

Заключение…………………………………………………...……….16

Список литературы………………………………………...……17

Приложение ………………………………………………………..18



Введение


В современных условиях значительно увеличились ситуации, в которых требуется больше проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их рациональности. Все эти качества или способности связывают с координацией.

Координация представляет собой согласованную работу мышц тела с тем, чтобы выполнить определенную общую одну или несколько задач одновременно. Наглядный пример – жонглер в цирковом номере. В одно и то же время он «держит» в воздухе сразу несколько предметов. При этом в работе его тела и рук поочередно расслабляются и напрягаются различные мышцы тела и рук. Обычному человеку координация также необходима. Скоординированному человеку чужды понятия неловкость и неуклюжесть при чем не в заученных движениях, а в самых нестандартных ситуациях. К примеру, это перемещение по обледеневшему тротуару. В обыденной жизни потребность в хорошей координации движений связана в основном с фактором неожиданности и внезапности возникновения какой-либо ситуации, и лучше к ней быть подготовленным.

Координация значительно помогает нам в жизни. Благодаря хорошо развитой координации движений мы уверенно чувствуем себя везде и всюду, осваиваем различные виды спорта (езда на велосипеде, катание на коньках и др.), снижаем риск получения травм в повседневной жизни (например, при ходьбе по скользкой дорожке зимой, при езде в транспорте) и т.д. Однако у всех координация развита по-разному: про кого-то говорят «Как слон в посудной лавке», а кто-то просто сама грациозность. 

С учетом выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования.

Проблема исследования: важность координации движений как основа ловкости.

Актуальность проблемы и её социальная значимость определили тему нашего исследования: «Координационные способности

Актуальность работы сводится к приобретению как можно более обширного двигательного опыта в младшем школьном возрасте, включающего большое количество движений для различных частей тела и имеющих различную пространственно-временную и динамическую структуру.

Большинство учёных, практиков, авторов современных программ по физической культуре для школ признают важность развития координационных способностей у подрастающего поколения (Матвеев Л.П.; Л.Б. Кофман; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов). Особенно это относится к детям младшего школьного возраста. В этот возрастной период закладываются основы управления движениями, формируются умения и навыки, отсутствие которых зачастую не удаётся восполнить в более позднем возрасте (Лях В.И.; А.А. Гужаловский; Б.А. Ашмарин).

Объект исследования: обучающиеся 1 «В» класса МОУ Лицея №6 г.Волгограда.

Предмет исследования: координационные способности первоклассников.

Цель исследования: выявить методы развития координационных способностей школьников.

Гипотеза:

Задачи исследования:

1.Изучить понятие «координации» и ее способностей.

2. Представить виды координационных способностей.

3. Провести тестирование среди обучающихся 1 «В» класса МОУ Лицея №6.

4. Разработать комплекс упражнений для развития координационных способностей.

Практическая значимость результатов исследования состоит в использовании разработанного комплекса упражнений для развития координационных способностей.

Методы исследования:

  1. теоретические (анализ научной литературы по теме исследования, изучение и анализ интернет-источников, количественная и качественная обработка данных);

  2. эмпирические (тестирование, наблюдение).

Этапы исследования:

1 этап: посещение библиотеки, поиск информации в сети Интернет и анализ литературы по изучению координации движения (октябрь 2017г.).

2 этап: исследовательская работа по проведению диагностических тестов и их анализ (ноябрь 2017г.).

3 этап: исследовательская работа по разработке комплекса упражнений для развития координационных способностей (декабрь 2017г. – январь 2018.).

4 этап: обработка и оформление результатов исследования (февраль 2018г.)

5 этап: презентация исследовательской работы широкой общественности (март - апрель 2018г.).

База исследования: МОУ Лицей №6 г.Волгограда.



Глава 1.

1.1

Хорошая физическая подготовка, которая определяется уровнем развития основных физических качеств, - это основа высокой работоспособности в учебной, трудовой и спортивной деятельности. За время обучения в школе закладывается фундамент здоровья человека. В этот период происходят те преобразования в организме, на основе которых развиваются и совершенствуются физические способности. На уроках физической культуры, в спортивных секциях под руководством учителя-тренера происходит развитие и совершенствование выносливости, координации, быстроты, силы и гибкости.

Для характеристики способности человека координировать свои движения долгое время применялся термин «ловкость» (Бернштейн Н.А.; Зациорский В.М.; Ильин Е.П.; Лях В.И. и др.). Но начиная с середины 1970-х годов, все чаще используется термин «координационные способности» (Донской Д.Д.; Платонов В.Н.; Суслов Ф.П., Холодов Ж.К.; Курамшин Ю.Ф. и др.).

Координационные способности проявляются в деятельности, протекающей в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которые требуют находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и быстрому их освоению.

В настоящее время из-за сложности проявления этого двигательного качества существует большое количество определений координационных способностей. Мы считаем, что наиболее полное определение представил Ю.Ф.Курамшин: координационные способности – совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.

К элементарным формам проявления координационных способностей можно отнести:

- способность к обучению новым движениям;

- способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.);

- способность к ориентированию в пространстве;

- способность к равновесию;

- способность к соединению (комбинированию) движений;

- способность приспособления к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи;

- способность к выполнению заданий в заданном ритме;

- способность к управлению временем двигательных реакций;

- способность предвосхищать различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;

- способность к рациональному расслаблению мышц.

В реальной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии, во многом определяя успешность исполнения двигательных действий. Специфика вида двигательной деятельности предъявляет разные требования к проявлению элементарных форм координационных способностей. В одних видах деятельности отдельные способности играют ведущую роль, в других – вспомогательную.

Основными особенностями упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей, являются их новизна, сложность, нетрадиционность, возможность многообразных и неожиданных решений двигательных задач.

Установлено, что с 7 до 11-12 лет в развитии координации движений происходят большие изменения. Дети чутко откликаются на упражнения, направленные на совершенствование мышечного чувства – различение амплитуды движений и темпа, степени напряжения и расслабления мышц, чувство времени и пространства. Устойчивость тела у малышей при статических позах постепенно улучшается.

1.2 Виды координационных способностей

Особенность восприятий: чувства пространства и времени, чувства развиваемых мышечных усилий, чувства темпа (быстроты движений) и ритма (частоты движений), «чувства воды», «льда» и «покрытия дорожки», «чувства соперника» и болельщиков и т. д., от которых во многом зависит исход состязания.

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.

Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия. ( Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов)

Пространственная ориентировка человека выражается в сохранении представлений о характере изменений внешних условий и в умении перестроить двигательное действие в соответствии с этими изменениями. Учитывая изменения внешних условий, человек должен прогнозировать предстоящие события и в связи с этим строить соответствующее поведение.

У младших школьников план действия вырабатывается труднее и со значительными ошибками. В этом возрасте от 7-8 до 11-12 лет целесообразно воздействовать на развитие функций, обеспечивающих предварительную оценку времени начала действия. (Лях В.И.)

Точность пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в правильности выполнения двигательного действия. Точность пространственных перемещений в отдельных суставах прогрессивно увеличивается от 7 до 12 лет. Средствами ее развития являются упражнения на воспроизведение поз человека, где параметры расположения тела и его звеньев задаются преподавателем.

Точность воспроизведения силовых параметров двигательного действия интенсивно нарастает в возрасте от 8 до 16 лет, однако способность оценивать вес предметов развивается у детей в основном от 8 до 10 лет.

Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений. (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов)

Равновесие - это сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз (Максименко М.А.). Чувствительным периодом развития данной способности является возраст от 7 до 12 лет. Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного анализатора. В связи с этим различают статическое и динамическое равновесие. Статическое равновесие проявляется при длительном сохранении определенных поз человека (например, стойка на руках), динамическое равновесие - при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например, передвижение лыжника). (Матвеев Л.П.)

Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:

1) способности человека к точному анализу движений;

2) деятельности анализаторов и особенно двигательного;

3) сложности двигательного задания;

4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);

5) смелости и решительности;

6) возраста;

7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.


Выводы по главе 1





Глава 2.

2.1 Диагностика

Для определения уровня развития физических качеств существуют специально разработанные тесты (контрольные испытания). Так были отобраны тесты для определения уровня координации движений.

Тест 1. Челночный бег 3*10м

На расстоянии 10м друг от друга находятся две фишки.

По сигналу испытуемый бежит от одной фишки до другой, обегает с левой стороны, возвращается назад, снова обегает и, пробежав в 3-й раз 10-метровый отрезок, финиширует.

Результат заносится в протокол 1.

Протокол 1.

Результаты теста 1 «Челночный бег 3*10м»

п/п

Имя испытуемого

Результат

Уровень

Примечание

Мальчики

Максим А.

10.1

Выше среднего


Александр А.

10.3

Средний


Владислав А.

10.4

Ниже среднего


Артём Б.

10.2

Выше среднего


Владислав В.

11

Ниже среднего


Артём Г.

9.8

Высокий


Дмитрий Г.

10

Выше среднего


Артём Д.

12

Низкий


Степан М.

10.5

Средний


Вячеслав О.

10.4

Средний


Демид П.

10.2

Выше среднего


Артём П.

10.4

Средний


Сергей П.

10.7

Средний


Иван С.

11

Ниже среднего


Захар Ц.

10

Выше среднего


Девочки

Анастасия А.

11.4

Средний


Яна Б.

11.7

Низкий


Валерия Б.

11.8

Низкий


Анастасия В.

11.9

Низкий


Вероника Г.

12.3

Низкий


Василиса К.

12.5

Низкий


Вероника К.

10.3

Выше среднего


Лалэ М.

11.2

Средний


Виолетта Н.

10.4

Выше среднего


Людмила О.

10.2

Выше среднего


Илария О.

11.8

Низкий


Полина О.

12.4

Низкий


Алёна О.

11.4

Выше среднего


Каролина С.

11.9

Низкий


Хава Х.

10.3

Выше среднего



Анализируя данные протокола, можно отметить, что

Тест 2. Три кувырка вперед

Испытуемый встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную стойку. По команде «Можно!» испытуемый принимает упор присев и последовательно, без остановки выполняет три кувырка вперед (длинный кувырок нельзя). После последнего кувырка испытуемый снова принимает основную стойку.

Результат заносится в протокол 2.

Протокол 2.

Результаты теста 2 «Три кувырка вперед»

п/п

Имя испытуемого

Результат

Уровень

Примечание

Мальчики

Максим А.

7

Выше среднего


Александр А.

9.9

Низкий


Владислав А.

10.2

Низкий


Артём Б.

7.1

Выше среднего


Владислав В.

9.8

Ниже среднего


Артём Г.

11.3

Низкий


Дмитрий Г.

12.2

Низкий


Артём Д.

10.4

Низкий


Степан М.

9.5

Ниже среднего


Вячеслав О.

7.7

Средний


Демид П.

8.6

Средний


Артём П.

9.4

Средний


Сергей П.

11.4

Низкий


Иван С.

9.1

Средний


Захар Ц.

9.2

Средний


Девочки

Анастасия А.

7.6

Средний


Яна Б.

8.8

Ниже среднего


Валерия Б.

6.5

Выше среднего


Анастасия В.

6.6

Выше среднего


Вероника Г.

8.5

Ниже среднего


Василиса К.

5.8

Выше среднего


Вероника К.

6.0

Выше среднего


Лалэ М.

6.4

Выше среднего


Виолетта Н.

8.8

Ниже среднего


Людмила О.

6.7

Средний


Илария О.

8.8

Ниже среднего


Полина О.

5.7

Высокий


Алёна О.

10.4

Низкий


Каролина С.

12.8

Низкий


Хава Х.

6.1

Выше среднего



Изучая полученные данные, можно выделить, что


Таким образом, результаты диагностических тестов удостоверяют необходимость развивать координационные способности школьников.



2.2 Комплекс упражнений


Каждый человек наследует от родителей определенные способности к двигательной деятельности, но развивает их как естественным путем в самостоятельных играх, так и посредством целенаправленных упражнений в школе. Каждому возрасту свойствен определенный качественно-количественный уровень развития двигательных качеств. Имеются и четко выраженные половые различия.

Младший школьный возраст создает благоприятные условия для развития координации движений – умения быстро обучаться новым движениям, находить правильные решения в необычных условиях двигательной деятельности.

Координацию движений следует развивать двумя путями:

  1. путем общего воздействия всех разучиваемых новых упражнений по школьной программе.

Каждый вид упражнений имеет особый характер воздействия на развитие ловкости. Например, гимнастические упражнения в большей мере способствуют развитию пространственно-силовых параметров движений; игры – развитию ориентирования в меняющихся условиях. В процессе развития координации движений рекомендуется чаще усложнять движения, а также выполнять разные движения из необычных положений.

  1. путем избирательного воздействия.

Развитие координации движений в большей степени связано с совершенствованием чувства времени и пространства, а также мышечных напряжений. Применяются разного рода упражнения, главная задача которых – точность конечного положения: воспроизведение поз, показываемых учителем, перемещение из разных положений в определенную точку, расстояние до которой меняется, с принятием определенной позы и т.д.

И.П.Павлов, говоря о возможности управлять движениями, указывал, что если человек не чувствует каждый момент своих движений, то и не может управлять ими. Одно из главных условий успешного обучения школьников двигательным действиям – формировать способность управлять движением, которое определяется развитием двигательного анализатора и тесно связано с умением оценивать выполняемые движения во времени, пространстве и по степени мышечных условий.

Школьники, развивающие умение оценивать свои движения во времени, пространстве и степени мышечных усилий, успешнее справляются с различными двигательными действиями, умеют сопоставлять движения, выявлять сходство и различия двигательных актов.

Координационную сложность улучшают упражнениями с однонаправленными, разнонаправленными движениями, выполняемыми одновременно и разновременно.

Особенно важно развитие координации у детей младшего школьного возраста. Они значительно быстрее и рациональнее, чем их сверстники, овладевают различными двигательными навыками и умениями.

Таким образом, для развития координационных способностей используют основные подходы:

  1. обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности;

Осваивая новые упражнения, занимающиеся пополняют двигательный опыт, также развивают способность образовывать новые формы координации движений. Для развития координационных способностей при разучивании достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, поскольку овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

  1. развитие способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки;

Используют метод вариативного упражнения с его многими разновидностями.

  1. повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий;

«Чувство пространства» связано с развитием восприятия, оценки и регулирования пространственных параметров движений: расстояния до какого-либо объекта, размера площадки или препятствия, формы, направления, амплитуды движения и т.п.

Развитию точности силовых параметров движений способствуют упражнения с различными по величине отягощениями, метания снарядов разного веса, прыжки в длину и высоту с дозированными параметрами.

Упражнения на развитие «чувства времени» основаны на сравнении субъективно оцениваемого и истинного времени, затрачиваемого на выполнение какого-либо задания. Величина допущенной ошибки позволяет судить о степени развития этого качества.

Также важную роль играет ритм в движениях как объединяющий момент различных элементов в единое целое.

  1. совершенствование статического и динамического равновесия.

Используют различные приемы, например, изменение внешних условий выполнения упражнений - сохранение позы, неустойчивая опора, парные или сопутствующие движения и др.


Для развития и совершенствования координации движений выбираются упражнения в порядке нарастающей сложности:

  • циклические движения с перекрестной координацией разных видов ходьбы и бега;

  • одновременно-направленные движения рук (обе руки вперед, влево, вперед, вправо, вперед, вверх, вперед и т.д.);

  • одновременно-разнонаправленные движения рук (левая вперед, правая назад и наоборот);

  • поочередно одно- и разнонаправленные движения рук (левая рука в сторону, затем правая в сторону, левая вверх, правая вверх, левая в сторону, правая в сторону и т.д.);

  • то же в 2-3 плоскостях (левая в сторону, правая вперед, правая в сторону, левая вперед, правая вверх и т.д.);

  • разнонаправленные вращательные движения (из положения руки вверх круговые движения – левая вперед, правая назад – сходятся вверху и внизу);

  • зеркальные движения;

  • согласование движений рук и ног: сочетание движений рук с перекрестными движениями ног, как при беге.

Таким образом, мы рекомендуем упражнения для развития координации движений младших школьников.

  1. Ходьба на носках, ноги прямые.

  2. Ходьба на пятках, ноги прямые.

  3. Ходьба в полуприседе.

  4. Ходьба с различным положением рук (на поясе, к плечам, в стороны, вверх, за голову, за спину и т.д.).

  5. Ходьба с последовательным изменением положения рук.

  6. Ритмическая ходьба под счет.

  7. Ритмическая ходьба с хлопками в ладоши (например, на счет «3-4» - один, затем два хлопка в ладоши).

  8. Ритмическая ходьба с коллективным подсчетом (например, учитель – «раз-два», ученики – «три-четыре»).

  9. Ходьба в различном темпе, с замедлением и ускорением.

  10. Ходьба с высоким подниманием бедра.

  11. Ходьба в сочетании коротких, средних и длинных шагов.

  12. Ходьба по разметкам, расположенным на расстоянии 20-70 см друг от друга.

  13. Ходьба с перешагиванием через предметы.

  14. Ходьба в различном темпе.

  15. Ходьба с изменением направления и скорости движения по указанию учителя.

  16. Бег на носках.

  17. Бег с высоким подниманием бедра.

  18. Бег с захлестыванием голени.

  19. Бег на прямых ногах на носках.

  20. Бег приставным шагом вправо, влево.

  21. Бег скрестным шагом левым, правым боком.

  22. Бег спиной вперед.

  23. Смена заданий в беге по сигналу учителя.

  24. Бег с изменением направления движения.

  25. Бег «по кочкам».

  26. Бег коротким, средним и длинным шагом (длина шага по возрасту).

  27. Бег с преодолением препятствий.

  28. Бег на месте в медленном (100-120), среднем (130-150) и быстром (160-180 шагов в минуту) темпе.

  29. То же, но в движении.

  30. Бег с изменением скорости.

  31. Бег со старта из различных исходных положений (сидя, лежа, упор присев, стоя и т.д.).

  32. Различные варианты челночного бега.

  33. Бег на определенное расстояние на заданное время. После пробега сообщается ошибка во времени.

  34. То же задание в парах (взявшись за руки). Чья пара точнее.

  35. Бег командами на заданное время.

Простота в проведении, доступность детям любого возраста и любой физической подготовки делает эстафеты отличным средством развития выносливости, быстроты и координации. Они привлекают ребят своей соревновательностью, эмоциональностью, возможностью сразу видеть результат борьбы.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и другие), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей, в разные стороны элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и другие), упражнения в равновесии. Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег.

Очень важную роль в работе над развитием координационных способностей играет самооценка. Используя такой вид контроля, мы разработали листы самооценок по координационным способностям (см.Приложение ). Так, каждый в ходе выполнения упражнения себя оценивал.



Выводы по главе 2





Заключение












Список литературы:

  1. Мальцев А.И. Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика для школьников / А.И.Мальцев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 283 [1] с. – (Мир вашего ребенка).

  2. Фискалов В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В.Д.Фискалов. – М.: Советский спорт, 2010.-392с.: ил.



Приложение 1





Приложение 2