Повесть «Суходол» нобелевского лауреата И.А. Бунина представляет собой одну из вершин мастерства этого писателя. В центре сюжетной канвы история знатной дворянской семьи Хрущевых, разорение «дворянского гнезда», больше того сжатое, но в то же время глубокое изображение «глухой Руси».
Повествование ведется сыном Аркадия Хрущева, для которого это становится тайным поэтическим пространством. В художественной ткани текста появляется особый образ, выражающий основную идею данного произведения. Образ «глухой Руси», который появляется в памяти автора приобретает власть над душой человека. Например, самой главной чертой Натальи является ее связь с местом: «В Наталье всегда поражала нас ее привязанность к Суходолу».
В повести «Суходол» писатель наделяет главный пространственный образ определенными смыслами. В силу того, что «глухая Русь» способна завладеть душой человека, она приобретает значение возвращения. Одним из доминантных в повести является именно этот мотив. В самом начале повествователь говорит о Наталье: «Выходив, вырастив нас, снова воротилась она в Суходол» [3, с. 143]. В повести многократно повторяются мотивы, обозначающие принадлежность к месту: «суходольский дом» (сумрачный, ветхий, древний, родной); «суходольская жизнь» (загадочная и одновременно простая); «суходольская смерть», как правило, нелепая; «суходольская любовь» (необычная, неразделенная, сильная); «суходольская ненависть» (необычная, необъяснимая); «суходольский язык» (мелодичный, сохранивший фольклорные традиции); «суходольские песни» (задушевные, беззаботные); «суходольское событие» (страшное, потрясающее душу); «суходольцы» (люди горячих, противоречивых нравов, впадающие в крайности, странные, привязанные к месту); «суходольская кровь» (старая); «суходольская душа» (жалкая и очаровательная).
Необходимо отметить, что Для Бунина, выросшего в обедневшей дворянской усадьбе, «глухая Русь» является воплощением русской земли, которая принимает, кормит людей, даже совсем пропащих, таких как Юшка, погубивший жизнь Натальи, и испытывает эмоции: «Русь приняла его, бесстыжего грешника, с не меньшим радушием, чем спасающих души: кормила, поила, пускала ночевать, с восторгом слушала его».
Суходол — это конфликтный по своей природе образ, олицетворяющий «глухую Русь» и выступающий, в первую очередь, главным героем произведения. Он воздействует на чувства и эмоции человека, «порождает душу Натальи», владеет всей ее жизнью, заставляет страдать, лишает тетю Тоню «и счастья, и разума, и облика человеческого», очаровывает своей стариной повествователя и его сестру, и даже у лишенного привязанностей отца, Аркадия Хрущева, вызывает «глубокую грусть»
Обитателям Суходола дается характеристика «чистый порох». Подобно людям, сам Суходол тоже может наделяться эпитетом «горячий» и быть в ссоре с другим местом: «А во времена нашего детства случилась такая ссора между Суходолом и Луневым, что чуть не десять лет не переступала нога отца родного порога». Суходол может ужасать своими событиями: «Первое событие, ужаснувшее нас, тоже было суходольское: убийство дедушки Герваськой», порождать страхи: «И все возрастал в Суходоле древний страх огня».
Образ «глухой Руси» в произведении «Суходол» имеет два аспекта. Во-первых, это место, которому свойственна патриотическая составляющая. Во-вторых, это «глушь» является местом «забытым», «убогим», «темным». Не случайно Суходол наделяется противоречивыми эпитетами «прекрасный и жалкий», «странный», т. е. неподдающийся объяснению, «темный» (забытый, таинственный, требующий узнавания, мрачный, даже страшный), «поэтический», потому что является недосягаемой мечтой и узнается только через воспоминания.
Суходол — место, которое живет своей жизнью, несмотря на заброшенность, и отличается буйством растительности. «Глухость» места воспринимается на визуальном уровне: «Сгнивший, серо-голубой от времени балкон тонул в крапиве, бузине, бересклете» Зрительные образы «глухой Руси» соединяют понятия воли и простора, одновременно указывая на то, что места эти бедные и забытые: «И смутно, но неизгладимо запомнили мы летний день, какие-то волнистые поля и заглохшую большую дорогу... Запомнили широкий поворот под изволок, громадный голый выгон, на которые глядели бедные курные избы, и желтизну каменистых оврагов за избами, белизну голышей и щебня по их днищам...».
В то же время сочетание желтого и белого цветов является символом чистоты, беззаботности, радости, простоты, легкости, мирного существования. Именно эти цвета встречаются в пространстве памяти повествователя. Образ сада оживает в воспоминаниях, и из ветхого, жалкого, вырубленного превращается в цветущий, но все равно «дикий»: «Только сад был, конечно, чудесный: широкая аллея в семьдесят раскидистых берез, вишенники, тонувшие в крапиве, дремучие заросли малины, акации, сирени и чуть не целая роща серебристых тополей на окраинах, сливавшихся с хлебами». В данном контексте эпитет «дремучие» синонимичен лексеме «богатые» и в то же время «заросшие, запущенные», даже враждебные. Перспектива сливающихся с хлебами окраин передает чувство бесконечного простора, так возникает мотив свободы.
Выбирая «глухую Русь» олицетворением русской земли в своем произведении, И.А. Бунин стремится сделать акцент на звуковом восприятии. Звукопись природы передается в динамике мира: «Ветер, пробегая по саду, доносил до нас шелковистый шелест берез с атласно-белыми, испещренными чернью стволами и широко раскинутыми зелеными ветвями, ветер, шумя и шелестя, бежал с полей — и зелено-золотая иволга вскрикивала резко и радостно, колом проносясь над белыми цветами за болтливыми галками... Ветер замирал, сонно ползали пчелы по цветам у балкона, совершая свою неспешную работу, — и в тишине слышался ровный, струящийся, как непрерывный мелкий дождик, лепет серебристой листвы тополей...». С помощью приема аллитерации передается шум и шелест ветра, образ которого приобретает антропоморфные черты. Лексемы «сонно», «тишина», «лепет» созвучны с семантикой слова «глухой, забытый». В то же время голос иволги звучит контрастно, резко, громко и радостно. В ночное время появляется образ дикого филина, предвестника беды. Этот образ очень динамичен и тоже обладает своим «голосом», наделен памятью. Мотив уханья и плача перекликается с мотивом глухости: «А филин только и делал, что ухал и плакал, болезенно вскрикивал... Мухи сонно и недовольно гудели. Каждую ночь что-нибудь будило их. То корова чесалась боком о стену избы; то крыса пробегала по отрывисто звенящим клавишам фортепьяно и, сорвавшись, с треском падала в черепки; то черный кот с зелеными глазами поздно возвращался откуда-то домой и лениво просился в избу. Филин, с шорохом, задевая крыльями солому, срывался с крыши — и низко падал куда-то в темноту. Он почти касался земли, плавно доносился до риги и, взмыв, садился на ее хребет. И в усадьбу опять доносился его плач. Он сидел, как будто что-то вспоминая, — и вдруг испускал вопль изумления; смолкал — и внезапно принимался истерически ухать, хохотать, взвизгивать...». Многочисленными звуками пробуждается память ощущения. Это позволяет читателю услышать голос Суходола, понять многообразие его жизни.
Мотив грозы, как образ филина и образ огня, появляется в ночное время суток, становится предвестником беды «В темноте, с треском раскалывались громовые удары, — по ночам в доме было страшно».
«Голосом Суходола» является Наталья, ее рассказы, ее «суходольская речь», которая неразрывно связана с фольклорными традициями. Примечательно то, что даже поговорки, выбранные Натальей, указывают на связь с местом: «Как волка не корми, а он все в лес смотрит». Также могу отметить, что голос Суходола звучит в суходольских песнях, которые, подобно преданиям, осуществляли связь с родом, уходили корнями в древность и имели власть над человеческой душой. Исполнителями этих песен могли быть только суходольцы: «Да и мог ли кто-нибудь петь так, как отец, ученик дворовых, — с такой беззаботной печалью, с таким ласковым укором, с такой слабовольной задушевностью». Голосом места может быть и человек, который «прикипел» к нему сердцем, воспринял его душой. В данном понимании голосом «глухой Руси» становится автор, который запечатлел Суходол в своей памяти и в слове.
Таким образом, можно сказать, что повесть «Суходол» отражает образ «глухой Руси» во всем своем многообразии. Произведение нобелевского лауреата утверждает общую ценность русской культуры - силу рода, воплощенную через землю, дом и святочную символику. Ведь Род — это то, что связывает человека с русской землей — с землей, на которой жили его предки. Символом суходольского дома, который осуществляет связь с родом, а, значит, и связь с земным и небесным, является заветный дедушкин образок святого Меркурия Смоленского, который не только пережил несколько пожаров, но и хранил на обратной стороне родословную Хрущевых. Доминантным становится мотив запустения, заброшенного, холодного, пустого места: «Сумрачен был старый суходольский дом». Однако «глухая Русь» проявляет себя как забытое и гиблое ветхое место и наделяется определенными, иногда противоречивыми смыслами: непреодолимое, владеющее душой место; место, способное влиять на эмоции и жизни людей.