СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно -исследовательская работа обучающегося по биологии "Влияние смартфона на современного школьника"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научно -исследовательская работа обучающегося по биологии "Влияние смартфона на современного школьника"»

Департамент образования мэрии города Новосибирска

Дворец творчества молодежи и учащейся молодежи «Юниор»

XXXVIII городская научно – практическая

Конференция НОУ «Сибирь»





Секция: здоровое поколение 21 века





Тема: Влияние смарт – телефонов

на современного школьника






Автор:

Харченко Анастасия Михайловна,

10 класс МБОУ ТЛИ № 128

Первомайского района

города Новосибирска

Научный руководитель:

Сущенко Оксана Александровна,

учитель биологии п.к.к.

МБОУ ТЛИ № 128

конт. тел. 89130609124






Новосибирск 2019













СОДЕРЖАНИЕ




Введение________________________________________________________3

Теоретическая часть_______________________________________________5

Практическая часть________________________________________________8

Заключение______________________________________________________11

Список использованных источников_________________________________12

Приложения













Введение

В наше время мир поглотили социальные сети и различные гаджеты. Слово «гаджет» образовано от английского «gadget», переводится как «прибор, приспособление». В частности, современные подростки слишком много времени уделяют смарт - телефону, нежели живому общению со своими родными и друзьями. Телефон становится не просто средством общения и связи, а предметом зависимости.

Актуальность

За последние два десятилетия гаджеты стали неотъемлемым атрибутом в жизни человека. Различные устройства, вроде компьютеров, компьютерных планшетов и телефонов, очень помогают человеку в повседневной жизни. Например, быстро найти нужную информацию или передать какое-либо текстовое сообщение в другой конец мира, но не переоценивают ли люди полезность гаджетов и не уделяют ли они им очень много времени? Мне кажется, что будет интересно провести исследование и узнать, зависимы ли люди от своих смарт-телефонов, и каким образом они могут повлиять на их организм.

Теоретическое значение исследования заключается в раскрытии влияния смартфона на организм школьника.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать результаты исследования для коррекции поведения школьников.

Объектом настоящего исследования является влияние смартфона на современного подростка.

Предмет исследования: поведение школьников, использующих смартфоны.

Новизна работы состоит в том, что смартфоны – это техническое изобретение, которое с каждым днем изменяется, совершенствуется.

Цель и задачи

Цель: исследование влияния смартфонов на организм школьника. Задачи:

- Организовать поиск информации о влиянии гаджетов, в том числе смартфонов, на здоровье, поведение и успеваемость школьников.

- Провести анкетирование одноклассников и проанализировать полученные данные.

- Разработать рекомендации, используя Положение об использовании сотовых телефонов и других средств коммуникации в МБОУ ТЛИ №128, для школьников лицея









Гипотеза

Предполагается, что смартфоны оказывают отрицательное влияние на организм, поведение и успеваемость школьников.

Методы

Выполняя исследовательскую работу, я использовала следующие методы:

- диагностический и аналитический (при обработке результатов анкетирования),

- исследовательский и сравнения,

- частично-поисковый,

- анализа и обобщения (при работе с источниками информации),

- наглядный и проекторный (при создании презентаций).



Теоретическая часть



Изучая литературу по данной теме, я решила в первую очередь определить понятие «гаджет».

В современном мире, где электронные технологии развиваются стремительными темпами, получили своё развитие гаджеты. Гаджет – приспособление, устройство, техническая новинка, выполняющая ограниченный круг задач. Гаджеты – это смарт-телефоны, компьютеры, ноутбуки, планшеты, и другие электронные устройства. Они слышат, видят, поют, рассказывают и делают кучу разных мелочей. В автомобилях поселились навигаторы, некоторые из них не только подсказывают дорогу, но и показывают кино. Видеорегистраторы записывают всё, что происходит на дороге. Заглянуть в интернет проще простого. Ещё есть разные мелочи, например, ручки-диктофоны, очки-видеокамера - на любой вкус и запросы. Удобные электронные штучки заполонили мир и заняли место в нашей жизни. Гаджеты появились, чтобы помогать нам. Они делают жизнь проще и комфортнее. Однако, при чрезмерном увлечении электроника, которая призвана помогать нам в жизни, может быть вредной для здоровья. Противостоять гаджетам и интернету очень трудно.



Таблица 1

Влияние гаджетов на организм

Область влияния

Влияние

Краткая характеристика

Рекомендации

Здоровье


Ухудшение зрения:

- синдром «сухого глаза»





Это связано с тем, что из-за постоянной концентрации внимания человек перед монитором реже моргает. Дети очень увлечены игрой или просмотром мультфильма, и они забывают о таком простом действии. В результате слезная пленка высыхает и истончается.

  1. Пользоваться ПК, ноутбуком, планшетом не более одного часа в день.

  2. Оптимальное расстояние между глазами и монитором - 60-70 см


Близорукость

Если ребенок систематически держит экран на маленьком от себя расстоянии. Глаза вынуждены постоянно повышать резкость изображения, что чревато спазмом зрительных мышц.

Малоподвижный образ жизни

Дети, которые постоянно играют в планшетный компьютер или ноутбук, практически не двигаются, да и сидят со своими любимыми гаджетами, зачастую, сутулясь. Все это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой.

Сидите правильно:

1. ноги согнуты под углом 90 градусов, уперты в пол;

2. спину держите ровно;

3. руки согнуты в локтях чуть больше 90 градусов.

Головные боли

Поскольку статичное напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи. От этого сдавливаются кровеносные сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу.

Хорошая физическая разминки или активная прогулка на свежем воздухе.


Поведение

Повышение детской жестокости и агрессивности


Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются всё реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий. 

Альтернативные интересы: прогулки, кружки, игры с родителями



Формирование зависимости

Ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать. 











Успеваемость


«Дефицит концентрации»








Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперреактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро отвлекаются, переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений


Затруднения в восприятии информации на слух


Дети не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки. 

Снижение фантазии и творческой активности детей

Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира.   Им не интересно общаться друг с другом.




Вывод: гаджеты - это неотъемлемая часть нашей жизни, но их использование должно быть разумным.





Практическая часть



Я провела анкетирование своих одноклассников. В анкетировании участвовало – 22 респондента.

Результаты анкетирования представлены в Приложении 1

Основные выводы

  1. Вопросы под номером два и тринадцать:

На перемене появилось 2-3 свободные минуты Вы:

А) поговорю с друзьями.

Б) позвоню, отошлю SMS.

А)

Б)

Количество ответов в %

86.36%

13.64%

Что Вы предпочитаете:

а) разговор в компании друзей.

б) разговор по телефону.

А)

Б)

Количество ответов в %

100%

0%



Вывод: подростки предпочитают общение вживую со сверстниками, чем в виртуальном мире.

  1. Вопрос под номером четыре:

Вы берете с собой телефон повсюду (в туалет, ванную, постель)?

А) да.

Б) нет.

А)

Б)

Количество ответов в %

72.73%

27.27%



Вывод: Гаджеты (смартфоны) в жизни человека занимают большую часть времени.

  1. Вопрос под номером восемь:

Если Вы забыли телефон дома, вы испытываете дискомфорт?

а) да.

б) нет.

А)

Б)

Количество ответов в %

77.27%

22.73%



Вывод: Многие из опрашиваемых испытывают дискомфорт, когда рядом с собой нет смартфона.

  1. Вопрос под номером двенадцать:

Сколько времени занимает у Вас работа с «гаджетом»?

а) 10-15 мин. в день.

б) 1 час в день.

в) более 3-4 часов.

г) весь день.

А)

Б)

В)

Г)

Количество ответов в %

0%

13.64%

59.09%

27.27%



Вывод: Большинство подростков проводят время с гаджетами более 3-4 часов.



  1. Вопрос под номером 20:

Какое количество времени Вы можете обходиться без телефона или «гаджета»?

а) 5-10 мин.

б) 1 час.

в) более 4-6 часов.

г) до нескольких дней.

А)

Б)

В)

Г)

Количество ответов в %

0%

13.64%

68.18%

18.18%



Вывод: Большая часть от опрошенных, уверенна что сможет продержаться без своего смартфона более 4-6 часов.



  1. Вопрос под номером семнадцать:

Напишите наиболее часто используемые функции Вашего «гаджета»:

а) связь.

б) интернет.

в) камера.

г) игры.

д) музыка.

е) социальные сети.

ж) часы.

з) SMS.

и) калькулятор.

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

Ж)

З)

И)

Количество ответов в %

12.68%

14.79%

14.08%

5.63%

12.68%

16.2%

9.86%

4.23%

9.86%

Самые главные функции смартфона: социальные сети, выход в интернет и использование камеры.



Используя данные анкетирования, я разработала рекомендации для своих одноклассников, используя Положение об использовании сотовых телефонов и других средств коммуникации в МБОУ ТЛИ №128 (Приложение 2). Данные рекомендации могут быть использованы для всех школьников лицея.

Рекомендации представлены в Приложении 3.



Выводы:

Я провела исследование влияния гаджетов, в том числе смартфонов, на организм школьника.

А именно:

  1. Нашла в источниках литературы информацию о влиянии гаджетов, в том числе смартфонов, на здоровье, поведение и успеваемость школьников.

  2. Провела анкетирование одноклассников и проанализировала полученные данные.

  3. Разработала рекомендации, используя Положение об использовании сотовых телефонов и других средств коммуникации в МБОУ ТЛИ №128, для школьников лицея







Заключение

Проведя исследование, я пришла к выводу, что излишнее увлечение смартфонами может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья. Многочасовое непрерывное использование смартфонов может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу, что в свою очередь отрицательно сказывается на поведении и успеваемости школьников. Главное знать меру!







Список использованных источников



1. Война мобильникам: новости о детях //Здоровье.-2005.-№4.-С.78.

2. Захарченко Е.Н. Новый словарь иностранных слов, 2010, Современны литератор.

3. Интернет-ресурсы

  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/11/12/issledovatelskiy-proekt-vliyanie-gadzhetov-na

  • http://lubodar.info/vliyanie-gadzhetov-na-zdorovje-detej/

  • http://porohova.ucoz.ru/karia_chistovik.pdf

  • http://ladyvenus.ru/articles/zdorove-i-dolgoletie/fizicheskoe-zdorove/vred-mobilnogo-telefona-dlya-zdorovya-mif-ili-real

  • http://cellblaster.ru/stati/vliyanie-mobilnyih-telefonov-na-organizm-cheloveka.html

  • http://kompleksppi.ru/publ/pamjatka_polzovatelju_mobilnym_telefonom/1-1-0-7

  • http://l_128.edu54.ru/sveden/files/eb58646e-78d8-4199-82d0-8d387c67b84f.pdf







Приложение 1

Анкета

Вопрос

Количество человек

Соотношение в % от количества участников

1. Если Вы находитесь на уроке и Вам что-то надо сообщить другу (подруге) находящейся (имся) в соседнем кабинете, Ваши действия:

а) дойду на перемене и сообщу.

б) позвоню, отошлю SMS.





7

15





31.82%

68.18%

2. На перемене появилось 2-3 свободные минуты Вы:

а) поговорю с друзьями.

б) позвоню, отошлю SMS.



19

3



86.36%

13.64%

3. Вас нервирует, если вам долго не звонят, не пишут?

а) да.

б) нет.



5

17



22.73%

77.27%

4. Вы берете с собой телефон повсюду (в туалет, ванную, постель)?

а) да.

б) нет.





16

6





72.73%

27.27%

5.Если ли у Вас желание держать телефон в руках, не убирать его в сумку?

а) да.

б) нет.





10

12





45.45%

54.55%

6. Отдавая свой телефон в чужие руки, Вы испытываете беспокойство?

а) да.

б) нет.





14

8





63.64%

36.36%

7. У Вас несколько SIM карт?

а) да.

б) нет.



2

20



9.09%

90.91%

8.Если Вы забыли телефон дома, вы испытываете дискомфорт?

а) да.

б) нет.



17

5



77.27%

22.73%

9. С какой целью Вы покупали телефон?

а) для связи.

б) пользоваться интернетом.

в) использовать различные приложение.

г) слушать музыка.

д) «сидеть» в социальных сетях.



15

16

14

16

16



19.48%

20.78%

18.18%

20.78%

20.78%


10. Влияла ли на выбор телефона цена?

а) да.

б) нет.



15

7



68.18%

31.82%

11. Почему именно этот телефон Вы выбрали?

а) наличие интернета.

б) наличие камеры.

в) наличие карты памяти.

г) наличие Bluetooth или Wi-Fi.

д) наличие нескольких SIM-карт.



19

20

12

17

5



26.03%

27.4%

16.44%

23.29%

6.85%

12. Сколько времени занимает у Вас работа с «гаджетом»?

а) 10-15 мин. в день.

б) 1 час в день.

в) более 3-4 часов.

г) весь день.



0

3

13

6



0%

13.64%

59.09%

27.27%

13. Что Вы предпочитаете:

а) разговор в компании друзей.

б) разговор по телефону.



22

0



100%

0%

14. Меняется ли у Вас настроение из-за тяжелого телефонного разговора?

а) да.

б) нет.





18

4





81.82%

18.18%

15. Владеете ли Вы умением разговаривать по телефону?

а) да.

б) нет.

в) возможно.

г) затрудняюсь ответить.



19

1

0

2



86.36%

4.55%

0%

9.09%

16. При разговоре по телефону Вы представляетесь?

а) да.

б) нет.

в) иногда.

г) никогда.



7

7

6

2



31.82%

31.82%

27.27%

9.09%

17. Напишите наиболее часто используемые функции Вашего «гаджета»:

а) связь.

б) интернет.

в) камера.

г) игры.

д) музыка.

е) социальные сети.

ж) часы.

з) SMS.

и) калькулятор.





18

21

20

8

18

23

14

6

14





12.68%

14.79%

14.08%

5.63%

12.68%

16.2%

9.86%

4.23%

9.86%

18. Есть ли Вы в социальных сетях:

а) да.

б) нет.



22

0



100%

0%

19. Выставляете ли Вы свои фото в интернете:

а) да.

б) нет.



18

4



81.82%

18.18%

20. Какое количество времени Вы можете обходиться без телефона или «гаджета»?

а) 5-10 мин.

б) 1 час.

в) более 4-6 часов.

г) до нескольких дней.





0

3

15

4





0%

13.64%

68.18%

18.18%











































Приложение 3

Рекомендации для школьников

по использованию смарт - телефонов в лицее



  • Отключайте громкость на смартфоне во время занятий в лицее.

  • Не пользуйтесь смартфонами во время урока.

  • Использовать смартфон можно только тогда, когда учитель скажет найти определенную информацию в сети Интернет, которая поможет изучению материала.

  • Во время урока телефон должен лежать в портфеле/рюкзаке или в сумке.

  • Если нужно срочно позвонить кому-то на уроке, необходимо разрешение учителя.

  • На уроках нельзя слушать музыку в наушниках.

  • Нельзя брать чужой телефон без разрешения.

  • Нельзя фотографировать своего одноклассника или учителя без разрешения.

  • При входе в школу перевести устройства мобильной связи в режим «без звука».

  • Не оставлять свои средства мобильной связи без присмотра, в том числе в карманах верхней одежды, в раздевалках спортзала.

  • Ни под каким предлогом не передавать мобильные электронные устройства в том числе средства мобильной связи посторонним лицам.

  • Нельзя использовать чужие средства мобильной связи и сообщать их номера третьим лицам без разрешения на то владельцев.