СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа откуда появились числа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа удостоина диплома 1 степени

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа откуда появились числа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 им. Страховой З.Х.»










Проектная работа на тему:

« Откуда появились числа?»







Работу выполнила

ученица 4 «В»

Полякова Софья

Руководитель:

Дмитриева Г.Н.


















Донской 2021 г.

Содержание:


Введение 3

1. Ознакомится с книгами об истории происхождения цифр. 4

2. Выяснить почему цифры пишутся так, а не по другому и все ли они одинаковы. 5

3. Узнать знают ли мои одноклассники – «как появились цифры?» 11

4. Сделать книжку из загадок, пословиц о цифрах. 13

Заключение 14

Список используемой литературы 15

Приложение 1 16









































Введение

С рождения каждый человек сталкивается с необходимостью считать. Но мало кто задумывался, откуда произошли цифры, кто их придумал и как они использовались ранее. Где только они не встречались: на зданиях, на транспорте, телефонах, в книгах, да всего и не перечислишь. Даже в общении друг с другом мы употребляем числа в разговоре.

А, между прочим, история их возникновения очень увлекательна. Выбранная мною это тема актуальна и показывает интерес для всех обучающихся, так как вопрос о появлении цифр изучается многими учеными в области математики.

Передо мной возникла проблема: откуда появились числа? Поэтому я решила выяснить историю появления числа.

Тема исследования: как и когда появились цифры?

Цель работы: узнать происхождение цифр.

Объект исследования: цифры.

Гипотеза: мы предполагаем, что цифры появились ещё в древние времена, так как людям приходилось что-то пересчитывать.

Задачи проекта:

1. Ознакомится с книгами об истории происхождения цифр.

2. Выяснить почему цифры пишутся так, а не по другому и все ли они одинаковы.

3. Узнать знают ли мои одноклассники – «как появились цифры?»

4. Сделать книжку из загадок, пословиц о цифрах.

5.Подвести итоги и сделать выводы

Методы исследования:

-сравнение и анализ различных источников литературы;

- обобщение полученной информации, анализ полученных данных, выводы о работе







1. Ознакомится с книгами об истории происхождения цифр.

Прежде чем приступить к объяснению вопроса о том, как появились в нашем языке слова, обозначающие числа, надо определиться, что и как мы считаем и что такое на самом деле «счет».

Перед нами лежит кучка горошин, которые нам надо сосчитать. Как мы это сделаем? Мы выложим горошины в ряд, дотронемся до первой и скажем «один», затем дотронемся до второй и скажем «два», дотронемся до следующей и скажем «три» ... дотронемся до последней и скажем «двадцать два». Иными словами, у нас всего 22 горошины. Что же мы сделали на самом деле? Обозначим каждую отдельную горошину словом. Таким образом, счет заключается в обозначении вещей словами. Что же мы обозначили этими словами? Предметы, которые нам надо сосчитать, - в данном случае горошины. В другое время мы можем считать лошадей, деревья, людей или пальцы.

У древних людей, кроме каменного топора и шкуры вместо одежды, ничего не было, поэтому считать им было нечего. Постепенно они начали приручать скот, возделывать поля и собирать урожай; появилась торговля, и тут уже без счёта никак не обойтись.

В древние времена, когда человек хотел показать, сколькими животными он владел, он клал в большой мешок столько камешков, сколько у него было животных. Чем больше животных, тем больше камешков. Отсюда и произошло слово «калькулятор», «калькулюс» по латински означает «камень»!

Сначала считали на пальцах. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги. Поэтому, если в те времена кто-то хвалился, что у него «две руки и одна нога кур», это означало, что у него пятнадцать кур, а если это называлось «весь человек», то есть две руки и две ноги.

Но как запомнить, кто, кому, сколько должен, сколько народилось жеребят и сколько теперь в стаде лошадей, сколько мешков кукурузы собрано?

Первые написанные цифры, о которых мы имеем достоверные свидетельства, появились в Египте и Месопотамии около 5000 лет назад. Хотя эти две культуры находились очень далеко одна от другой, их числовые системы очень похожи, как будто представляют один метод: использование засечек на дереве ил камне для записи прошедших дней.

Причем разные страны придумывали свои.  Первыми были египтяне, потом греки и римляне.  Сейчас мы иногда пользуемся римскими цифрами. Однако самыми популярными и используемыми нами по сей день являются цифры, изобретенные в Индии еще до начала V века.


2. Выяснить почему цифры пишутся так, а не по другому и все ли они одинаковы.


Египетские жрецы писали на папирусе, изготовленном из стеблей определенных сортов тростника, а в Месопотамии — на мягкой глине. Конкретные формы их цифр были различны, но и в той, и в другой культуре использовали простые черточки для единиц и другие метки для десятков. Кроме того, в обеих системах писали желаемую цифру, повторяя черточки и метки необходимое число раз.

Рисунок 1. - дощечка с числами в Месопотамии.

Древние египтяне на очень длинных и дорогих папирусах писали вместо цифр очень сложные, громоздкие знаки. Вот, например, как выглядело число 5656.

Рисунок 2.- число 5656

Спустя несколько столетий, в первом тысячелетии, древний народ майя придумал запись любых чисел, используя только три знака: точку, линию и овал. Точка имела значение единицы, линия – пять. Комбинация точек и линий служила для написания любого числа до девятнадцати. Овал под любым из этих чисел увеличивал его в двадцать раз.

Рисунок 4.- комбинация цифр

Индейцы и народы Древней Азии при счете завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета (Рис. 5). У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй, вспомни через год, что означают четыре узелочка на красном шнурочке! Поэтому того, кто завязывал узелки, называли вспоминателем.



Рисунок 5.- вспоминательный узелок

Из использования малого числа знаков для написания цифры приходилось повторять много раз один и тот же знак, образуя длинный ряд символов.

Рисунок 6. –иероглифы

Прохождение китайской системы счисления более древнее и определяется между 1 500 и 1200 годами до нашей эры. Предки китайцев записывали свои вычисления на черепашьих панцирях и костях животных. Много лет спустя в другом регионе Китая появилась новая система исчисления. Потребности торговли, управления и науки потребовали развития нового способа написания цифр. Палочками они обозначали цифры от единицы до девяти. Цифры от единицы до пяти они обозначали количеством палочек в зависимости от номера. Так, две палочки соответствовали номеру 2. Чтобы указать цифры от шести до девяти, одна горизонтальная палочка помещалась в верхней части цифры.

Рисунок 7.- обозначение цифр

Было очень неудобно хранить хрупкие и тяжелые глиняные таблички, веревки с узелками, рулоны папируса. И это продолжалось до тех пор, пока древние индийцы не изобрели для каждой цифры свой знак. Вот как они выглядели.

Рисунок 8.- знаки цифр.

Однако Индия была оторвана от других стран, – на пути лежали тысячи километров расстояния и высокие горы. Арабы были первыми «чужими», которые заимствовали цифры у индийцев и привезли их в Европу. Чуть позже арабы упростили эти значки, они стали выглядеть вот так:

Рисунок 9.- арабские обозначения

Они похожи на многие наши цифры. Слово «цифра» тоже досталось нам от арабов по наследству. Арабы нуль, или «пусто», называли «сифра». С тех пор и появилось слово «цифра». Правда, сейчас цифрами называются все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Рисунок 10.- цифры

ЦИФРА 0. Его называют нулем и обозначают им «ничто». Как ни странно, «ничто» - самая важная цифра нашей счетной системы! Ведь нуль только тогда ничего не значит, когда стоит слева от числа. Но стоит ему стать справа – число тут же увеличивается в десять раз.

ЦИФРА 1. Особым почитанием окружены были числа в Древней Греции. Была даже целая наука – нумерология, в которой каждое имя имело свое число.

ЦИФРА 2. Как утверждали древние греки, число два находится между добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой.

ЦИФРА 3. Число 3 стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Число 3 считалось в древности магическим.

ЦИФРА 4. Древние считали четверку символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух и Воду.

ЦИФРА 5. Числу «пять» Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел.

ЦИФРА 6. Как число имени 6 предвещает успех в делах.

ЦИФРА 7. Особенно большим почетом в древности была окружена семерка. Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы говорим, например, пословицы и поговорки типа «Семь бед – один ответ», «На седьмом небе» и так далее.

ЦИФРА 8. Это число древние считали воплощением надежности, доведенной до совершенства.

ЦИФРА 9. Таинственную силу приписывали числу 9 .В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве, тридесятом государстве», за «тридевять земель» и так далее.У древних греков за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх состояло из девяти судей, существовало девять муз – покровительниц наук и искусств.

Число 10 выступало в древности символом гармонии и полноты. Десяток стал основой десятичной системы счета, которую используют во всем мире. Помните о том, что в нумерологии каждое имя имело свое число?



3. Узнать знают ли мои одноклассники – «как появились цифры?»

В ходе работы над моим проектом я решила узнать у людей на улице, что они знают о цифрах.

1.Где вы встречали различные числа?

28 человека ответили – везде

10 человек – в школе

6 человек – в магазине

2.Встречали ли вы числа в загадках?

37 человека ответили – да

17 человек – не знаю

3. Можно ли встретить числа в пословицах?

15 человек ответили – можно

30 человек – наверное

4 человека – нет

4.Можно ли встретить числа в скороговорках?

13 человек ответили – да

18 человек – не знаю

22 человек – наверно нет

Так я поняла, что очень многие не знают, что в пословицах, загадках и поговорках числа встречаются очень часто.

Поэтому, я решила на уроке математики проверить своих одноклассников, что они знают о числах. Были загаданы, загадки, пословицы, поговорки и скороговорки. Мои одноклассники с большим интересом отвечали на заданные мною вопросы.



Рисунок 11.- опрос одноклассников.









4. Сделать книжку из загадок, пословиц о цифрах.

После моих исследований я решила сделать небольшую книгу с поговорками, пословицами, скороговорками и загадками. Которая будет полезна всем. Вот что у меня получилось:

Скороговорки:

1.В один клин, Клим, колоти.
2.Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
3. Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня,
Три – вчера,
Три – ещё позавчера.

4. Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.

5. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Пословицы:

6. Три коровушки есть, отелятся — будет шесть.

7. Семеро одного не ждут.

8. Друзей два, врагов восемь.

9. Охотника девятая заря кормит.

10. Одно дерево срубишь — десять посади.


Поговорки:

  1. Одного поля ягода.

  2. Между двух огней.

  3. Наговорил с три короба.

  4. На все четыре стороны.

  5. В пяти колодчиках сидят пять молодчиков.



Загадка:

Встали цифры, как отряд,

В дружный числовой свой ряд.

Первой по порядку роль

Нам сыграет цифра…(ноль)












5.Заключение

Исследуя свою работу, я узнала, очень много интересного, из литературных источников и установила как, где и когда и кем были придуманы цифры. И пришла к выводу: что современные цифры и их первые начертания произошли в V (5) веке с ближнего востока, поэтому их называют арабские. Прошло не мало столетий и даже тысячелетий как одинаковые числа стали относится к различным предметам, таким как скороговорки, поговорки, загадки и пословицы. А также, я выяснила, что мы пользуемся десятичной системой счёта, потому что у нас 10 пальцев, это система запрещена в Индии тысяча лет назад, а арабы распространили её по всей Европе. Благодаря приобретённым знаниям я могу записать свой день рождения так:

07.02.2011г.- современными цифрами

VII.II.MMXI г.- римскими цифрами

Полученные знания, я буду применять на уроках информатики и математики, а также планирую более тщательнее изучить историю развития чисел. Мир чисел очень интересен.































Список используемой литературы


  1. История цифр. Числа, символы, слова. Автор: Карл МеннингерПер. с английского Е. В. Ломановой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2011.-  543 с

  2. https://pandia.ru/text/79/058/87806.php

  3. https://tsvetyzhizni.ru/igry/istoriya-vozniknoveniya-cifr.html

  4. https://chudetstvo.ru/skorogovorki/14655-skorogovorki-s-imenami-chislitelnymi.html

  5. https://pro-poslovicy.ru/poslovicy-pro-cifry-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-100/

  6. https://pro-poslovicy.ru/proekt-po-matematike-poslovicy-pogovorki-zagadki-s-chislami-1-klass/

  7. http://kinderinfo.ru/zagadki-pro-cifry/#__0








































Приложение 1

Толковый словарь