МКОУ Елизаветовская СОШ
Научно-исследовательская работа
«Писатели «Сатирикона»
(специальный выпуск журнала «Сатирикон»)
Руководитель учитель русского языка и литературы: Чертова И.Ю.
Выполнили учащиеся 10-11 классов: Калашникова Вероника,
Чертов Вадим,
Шарунов Евгений,
Шульгина Анастасия,
Гончарук Дарья
февраль 2015 г
Содержание
Актуальность исследования
Что такое «Сатирикон»?
А.Аверченко
С.Чёрный
Н.Тэффи
Заключение
Литература
Приложение «Журнал «Сатирикон»
Актуальность исследования
Мы будем хлёстко и безжалостно
Бичевать все беззакония, ложь и пошлость,
Которые царят в нашей политической жизни.
А.Аверченко
2015 год объявлен Годом литературы. Мы считаем, что это очень хорошо, потому что во всех образовательных учреждениях пройдут мероприятия, посвященные данной теме, и учащиеся, студенты вновь окунуться в богатое наследие от древнейших времен до современной русской литературы.
Древнерусская литература, литература 18, 19, 20 веков богата именами величайших русских писателей и поэтов. Но есть имена, которые мы редко слышим или изучаем творчество этих писателей обзорно, а на самом деле они заслуживают пристального внимания к себе. Вот о группе таких писателей хотели бы рассказать сегодня.
Мы, учащиеся 10 класса, решили познакомить Вам с таким самобытным явлением в русской литературе начала 20 века, как сатирико-юмористический журнал «Сатирикон». В свое время он был очень популярен, и мы считаем, что такого журнала не хватает и в наше время, так как в нем писатели и поэты высказывали свою непримиримость к общественным порокам.
На основании выше сказанного поставили перед собой следующие задачи:
Дать краткий обзор творчества самых талантливых писателей «Сатирикона»;
Оценит по достоинству не только обширное и разнообразное наследие этих писателей, но и их вклад в освещение эпохи, насыщенной мировыми катаклизмами и революционными бурями.
Учиться у писателей-«сатириконцев» непримиримости к общественным порокам и нравственным изъянам.
Что такое «Сатирикон»?
Некоторые древние мыслители считали, что человека можно определить как «животное, умеющее смеяться». Вероятно, были правы, ибо в самые тяжелые дни испытаний человеку выжить помогает именно смех. Так, например, в годы реакций создается журнал «Сатирикон».
«Сатирикон» - русский еженедельный сатирический журнал – выходил в Петербурге с 1908 по 19014г. Издатель – Коренфильд М.Г., редактор Радаков А.А., затем, с №9, А.Т.Аверченко. «Сатирикон» возник из юмористического журнала «Стрекоза»
Задача: моральное исправление общества с помощью сатиры в годы реакции. «Вся Россия больна» - требуется лечение рецепты просты: больше вина, больше смеха, здоровой еды, чтобы обыватели жили, а не боролись.
Неуёмная фантазия и энергия редактора «Сатирикона» - всё это сумело собрать вокруг журнала лучшие силы литературной России: Н.Тэффи, С.Чёрного, О.Мандельштама, А.Куприна, Л.Андреева, А.Толстого.
В целом смех «сатириконцев» не посягал на основы самодержавного строя. В годы первой мировой войны со страниц журнала почти ноты социального протеста, резкая критика сменилась беззлобным юмором.
Октябрьскую революцию «Сатирикон» принял враждебно. По постановлению Советского правительства журнал был закрыт.
А.Аверченко
А там, где кончается звёздочки точка,
Месяц улыбается и заверчен,
Как будто в небе строчка
Из Аверченко.
(В.Маяковский)
Горя в огне безмерного успеха,
Очаровательно дурачась и шаля,
Он хохотал, и вся страна, как эхо,
Ликуя, вторила веселью короля.
О, как он был в те дни России дорог!
(В.Князев)
С конца первого десятилетия нашего века в России нигде официально не утвержденный титул короля смеха принадлежал Аркадию Аверченко.
Его личность, его внутренняя сила, самобытность выделяли его из писательской среды.
Первые годы жизни, отрочество и юность, казалось, не оставляли никаких надежд на будущее. В смешной «Автобиографии», которой открывалась одна из первых книг писателя «Веселые устрицы», Аверченко дал несколько фрагментов своей дописательской жизни.
Родился в Севастополе в 1881 году, 15 марта. Дед был атаманом шайки разбойников, держал под Полтавой постоялый двор и безо всякого зазрения совести грабил проезжих на большой дороге. Мать – кроткая женщина. Отец был хорошим человеком, но плохим купцом. Сочетание этих двух качеств привело к тому, что он совершенно разорился к тому времени, когда Аверченко было 10 лет. Поэтому учиться пришлось дома – довольно скудно. Будучи пятнадцатилетним застенчивым мальчишкой, попал на Брянский каменноугольный рудник писцом и в ужасной обстановке служил три года. Потом переехал в Харьков на службу всё в той же компании. Обстановка, в какую окунулся ушедший «в люди» застенчивый мальчишка, едва ли давала поводов для смеха. «То конторщик Паланкинов запьет и в пьяном виде получит выговор от директора, то штейгерова корова взбесится, то свиньи съедят сынишку кухарки и чертежника. А однажды врач в пьяном виде отрезал не ту ногу, какую надо было».
В стремлении вырваться из этого засасывающего болота повседневности Аверченко обращается к литературному труду.
В Харькове он делает первые литературные шаги. Самоопределиться как профессиональному литератору помогла 1 руссская революция. В 1906 году основал «Журнал сатирической литературы и юмора с рисунками в красках «Штык», который имел крупный успех. На 9-м номере юного редактора оштрафовали на 500 рублей. Журнал закрыли. Но Аверченко не складывает оружия и в 1907 году создает новый журнал «Меч», который уже в 3 номере постигает та же участь. Революционный подъём кончился, возникшие в период 1905-1907 г.журналы были закрыты.
И вот в эту пору Аверченко приезжает в Петербург, чтобы его покорить. 1 апреля 1908 года вышел первый номер «еженедельного журнала сатиры и юмора» «Сатрикон», и главная роль в его создании принадлежала Аверченко.
Его рассказы: «История одной картины», «В ресторане», «Купальщик», «Фат», «Новогодний тост», «Жвачка», «Неизлечимые».
Видеть смешное в действительности и умение выразить, передать это смешное в искусстве слова – в соединении этих двух свойств и есть талант Аверченко. Смех в произведениях писателя выполняет много функций: это щит, оружие, лекарство, отдых.
При чтении рассказов нас поражает изумительное знание жизни и человеческой природы. Среди персонажей автора люди разных профессий, социальной и национальной принадлежности. Произведения Аверченко делали очевидным, что именной существующий режим, условия жизни повинны в темноте, безграмотности народа, в пробуждении, культивировании нелучших его черт («Русская история», «Хлопотливая нация», «Отцы и дети», «Полевые работы»).
Форма рассказов Аверченко проста и естественна, действие развивается, как правило, быстро и без лишних подробностей.
Особенность творчества писателя очень метко выражена в словах критика Петра Пильского: «В нем сочеталась внешняя беспечность с внутренней серьёзностей».
С.Чёрный
Его стихи читала вся Россия!
Все думали: анекдотист,
Но это ли его стихия,
Хоть и по духу юморист?
Он был серьёзен, погружен в себя.
И не похож на зубоскала,
Тревога, горький смех – его стезя,
Действительность его терзала.
Так печально и смешно
Саши Чёрного перо.
Нам хочется думать, что писатель – юморист, писатель-сатирик – непременно человек веслый. Душа нараспашку, шутник, остроумец, всегда готовый позабавить, рассмешить.
Бывают, конечно, и такие. Но чаще всего люди неожиданные. В компании «Сатирикона» Саша Чёрный, по воспоминаниям Корнея Чуковского», совершенно не походил на всех остальных. Худощавый, узкоплечий, невысокого роста, он, казалось, очутился среди людей поневоле. Он не участвовал в их шумных разговорах и, когда они шутили, не смеялся, грудь у него была впалая, шея тонкая, лицо без улыбки»
Саша Чёрный был человеком редкостной скромности и душевной деликатности.
Саша Чёрный (псевдоним Александра Михайловича Гликберга) родился в Одессе 1 октября 1880 года в семье аптекаря. В Житомире он закончил 5 классов гимназии. Из 6 класса был исключен без права поступления. Говорят, что он был настолько беден, что даже не имел своих сапог, чтобы выйти из дома. Саша Чёрный стал служить в таможне. В 1904 году были напечатаны его первые стихи. И вот он уже в Петербурге. 1905 год – год революции. В одном из лучших сатирических журналов «Зритель» появляются стихи, подписанные «Саша Черный». Его стихотворение «Чепуха» задело высших сановников и саму императорскую фамилию. Вследствие чего журнал подвергся гонению и был закрыт. В 1906 году под своей фамилией печатает книгу лирики и сатиры «Разные мотивы». Ему грозит судебная расправа, и он уезжает в Германию.
Как раз в годы реакции в полную мощь развернулся талант Саши Черного. Годы сотрудничества в «Сатириконе» - самые плодотворные.
Ослу образованье дали.
Он стал умней? Едва ли.
Но раньше, как осел,
Он просто чушь порол,
А нынче – ах злодей –
Он, с важностью педанта,
При каждой глупости своей
Ссылается на Канта.
Саша Чёрный создает сатирическую маску «интеллигентного» обывателя. Поэт находится среди своих героев, окружен той же унылой, грязной, пошлой жизнью. И жаждет не только ее преображения и очищения, но и самоочищения. «Духовная смерть свирепеет и сослепу косит, пьяна и сильна».
Совестливый человек он берет на себя ответственность за эту страшную, тягучую и пошлую жизнь.
Юмористическая окраска его сатир не стол весела, сколь парадоксальна, построена столкновении высокого и низкого, потребности в чистом чувстве и грязного быта, красоты и безобразия.
Саша Черный зорко видел бытовые ситуации. Несовместимость и борьбу интересов. Несоответствие между благими намерениями и поведением. «Каждый месяц к сроку надо подписаться на газеты». Но газеты – унылое отраженье «жизни мерзкой и гнилой, дикой, глупой, скучной, злой». Нечитанные, брошенные за буфет, они сохраняют душевный покой и здоровье.
Есть стихотворения, как документальная кинолента, разворачивающие панораму быта с такой тщательностью, что каждая строчка являет собой картину, - такова «Обстановочка». От «обстановочки», доведенной до абсурда, на первый взгляд как будто смешной, в пору сойти с ума. Смех поневоле получался горьким.
Саша Черный находит контрасты, которые не могут вызвать улыбки: «Ты и он – подумай, душка: «одуванчик и лягушка, мотылек и вурдалак».
Саркастично остроумен в образных превращениях – сравнениях, метафорах, определениях.
«Почему на хмурых соснах не качаются сосиски?»
«Васильевский остров прекрасен, как жаба в манжетах».
«Навстречу шел бифштекс в нарядном женском платье»
Ненависть к мясу, жиру, к человеческой безликости у Маяковского от Саши Черного. Да и трагические нотки перекликаются у обоих поэтов. Только у Маяковского – с надеждой впереди. У Саши Черного – со все нарастающим ощущением тупика. Чем дальше, тем глубже поэт переживает душевный кризис. Сатира его становилась все горше. Лирика все безнадежнее.
В 1914 году Саша Чёрный ушел добровольцем на войну. Он видел армию изнутри. Его стихи о войне вполне сопоставимы с «Войной и миром» В.Маяковского.
Саша Черный был не только первой фигуры среди плеяды остроумцев и насмешников «Сатирикона». Он оказал большое влияние на молодого Маяковского и футуристов. Без него трудно представить раннего Н.Заболоцкого. Не обошел и Э.Багрицкий. В самой его стилистике, в способе обращения с жизненном материалом заложена целая школа мастерства, аналитического бесстрашия, искренности, правдивости. Его стихи имеют большое значение и для нашего современника. Они – хорошее противоядие вялости, пассивности, застою. Сатирическая язвительность Саши Черного пробуждает деятельные силы души.
Н. Тэффи
Она Надежда нашего журнала.
Да, так ее действительно зовут.
Но имени ей, видно, было мало-
С таким не принимают в Голливуд.
И, облачась в английские «доспехи»,
Подписываться стала просто «Тэффи»
Смешное и грустное, комическое и трагическое – это жизнь. Это – мир рассказов Тэффи. Это и сама Тэффи: «Я родилась в Петербурге весной, а, как известно, наша петербургская весна весьма переменчива: то сияет солнце, то идет дождь. Поэтому и у меня, как на фронтоне древнего греческого театра, два лица: смеющееся и плачущее…»
Надежда Александровна Лохвицкая родилась 24 апреля 1872 года в дворянской семье. Её отец был известным юмористом, мать – обрусевшая француженка. Ещё прадед, масон и сенатор эпохи Александра Первого, писал мистические стихи. Поэтическая лира перешла к старшей сестре Мирре Лохвицкой – популярной поэтессе конца прошлого века, которую дважды награждали Пушкинской премией и называли «русской Сафо».
Надежда Александровна начала свою литературную карьеру в 1900 году после рождения второй дочери и сына и развода с мужем.
Литературный дебют состоялся в журнале «Север», на страницах которого 2 сентября 1901 года появилось стихотворение «Мне снился сон, безумный и прекрасный…»
Псевдонимом Тэффи Надежда Александровна подписала свою одноактную пьесу «Женский вопрос», впервые поставленную в петербургском Малом театре в 1907 году.
Трудно описать популярность Тэффи. Были выпущены духи и конфеты «Тэффи». Не было, казалось, человека, который не знал бы словечек Тэффи, не пересказывал фельетонов, тут же становящихся анекдотами. Забавный случай, нелепый эпизод – и вот уже молва повторяет вслед за Тэффи.
Постоянно переиздавались многочисленные сборники её рассказов, не сходили со сцены её комедии и скетчи: журналы и газеты, где она сотрудничала, были «обречены на успех».
А она помогала бичевать отцов города в «Биржевых ведомостях», была одним из ведущих сотрудников литературного отдела в большевистской газете «Новая жизнь», с которой Тэффи рассталась, когда все беспартийные сотрудники вынуждены были уйти из газеты.
Новый творческий взлёт писательницы связан с её работой в «Сатириконе».
Саша Черный: «Прежние писательницы приучили нас ухмыляться при виде женщины, берущейся за перо, но Аполлон сжалился и послал нам в награду Тэфии, не женщину-писательницу, а писателя большого, глубокого и своеобразного».
Тэффи не стремится выдумывать смешные истории, она открывает комическое в обыденных жизненных ситуациях. Следуя чеховской традиции, Тэффи представляет на страницах своих книг множество самых разнообразных типажей: здесь и гимназисты, и мелкие служащие, журналисты и путешественники, чудаки и растяпы, взрослые и дети – маленький человек со своим внутренним миром. «Дым без огня» - вот такую жизнь видит она вокруг себя. Но, иронизируя по поводу естественных слабостей человека, Тэффи не унижает его: в её комедийности – горький смех, сострадание к человеку. «Она скорее не смеется, а отшучивается». Это была самая главная черта её творчества – гуманизм. Она даже недолюбливала Гоголя за нелюбовь к людям: «Так и кажется, что с облучка чичиковской тройки сам Гоголь оплевал огулом Россию. Никого не пощадил, даже о детях ничего хорошего не сумел сказать».
Рассказы Тэффи – яркое, созданное рукой талантливого мастера полотно жизни, охватившее более чем полвека: предреволюционную Россию, революцию и годы гражданской войны… Тэффи это часть нашей отечественной культуры и литературы.
Заключение
Трудно сказать, как сложилась бы дальнейшая судьба писателей, если бы не революция 1917 года.
Февральскую революцию вся редакция «Нового Сатирикона» встретила с восторгом. Однако вскоре наступает разочарование, и на страницах журнала высмеивается Временное правительство, его беспринципность и беспомощность. Но и с той победой большевиков сотрудники «Нового Сатирикона» тоже не могли примириться: им невозможно было принять методы борьбы новой власти.
Не мог и не хотел принять позицию новой власти Аркадий Тимофеевич Аверченко. После закрытия журнала из-за явной антисоветской направленности во второй половине 1918 года писатель в октябре 1920 года с остатками врангелевских войск отплыл в Константинополь. В эмиграции Аверченко не переставал писать. Писал о деградации культуры в условиях гражданской войны, о беспросветном , трагическом бытии выброшенных на константинопольский берег бывших российских граждан. Книги этого периода «Дюжина ножей в спину революции», «Смешное в страшном». Основал эстрадный театр «Гнездо перелётных птиц». Умер в 1925 году.
Тэффи не могла принять кровопролитие, жестокость. И, как и в прежние времена, она продолжала бичевать. Рассказы того времени «Маникюрша», «Гильотина» показывают отношение к этому писательницы.
В 1920 году вместе с гастрольной труппой Тэффи отправилась на юг, а там, поддавшись панике, села на корабль, покидавшей охваченную огнем революции Россию.
Тэффи была самой знаменитой писательницей эмиграции. Она создала литературный салон. Умерла 6 октября 1952 года и была похоронена на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Саша Черный февральскую революцию встретил в Пскове. Некоторое время даже был в должности заместителя комиссара города.
1919-1920 гг. Вильно-Ковно-Берлин. Поэт оказался вне Родины, в эмиграции. В 1924 г. Переселился в Париж. В его единственной книге этого периода господствуют мотивы одиночества на чужбине и тоски по Родине. «И встает белое светлым раем, словно детство в солнечной пыли» Это и есть жажда. Жажда вернуть прошлое, которое не кажется таким пошлым и грубым. Жажда вернуться. И невозможность.
В 1932 году на 52 году жизни Саша Черный умирает от сердечного приступа после того, как одним из первых бросился тушить пожар на соседней ферме.
Надолго имена писателей «Сатирикона» были вычеркнуты из советской литературы. Но сегодня со всей очевидностью мы убеждаемся, что высший суд – суд времени – их творчество выдержало.
Потому что в лучших своих произведениях они обращались к глубинам человеческой души, привлекли внимание к тем общественным порокам и нравственным изъянам, которые сохранились в человечестве на протяжении тысячелетий и, конечно же, ещё долго будут давать цветы и плоды – зависть, угодничество, клевета, подлость, ложь, беспринципность, властолюбие.
Значимость их произведений ещё и в том, что они дали нам сатирико-юмористическую энциклопедию русской жизни первых десятилетий 20 столетия, той прошлой жизни, которая представляется сегодня такой туманно-далекой, но знание которой, даже в весёлой и лёгкой форме, помогает осознать настоящее и задуматься о грядущем.
Литература
Васильева И.А. Анекдот и трагедия/Тэффи Н.А. Житье-бытье. Рассказы. Воспоминания. – М.: Политиздат, 1991.
Мурин Д.Н. Русская литература 20 века. Программа 11 класса. – СПБО: СМИ, 1997
Никоненко С.С. Король смеха жив./А.А.Аверченко. Чертово колесо. – М.:Русская книга, 1994.
Урбан А. Книги печально го смеха/Саша Черный. Избранные сатиры и лирика. – Л.:Детская литература,1991.