Научно-исследовательская работа по биологии

Категория: Биология

Данная научно-исследовательская работа была выполнена ученицей 8 класса. 

Целью данной работы является выявление влияния профиля латеральной организации на успеваемость обучающихся.

Объект исследования: параллель восьмых классов в Гимназии №62

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа по биологии»

МБ НОУ «Гимназия №62»











Образовательная область «Биология»







Работа на тему:

«Влияние профиля латеральной организации на успеваемость обучения»










Выполнила:

Ученица 8 класса «Б»

Мишукова Юлия



Преподаватель

Кудрина Е.С.










Новокузнецк, 2018.

Введение

Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий – многие высшие функции мозга выполняются одним из них. У правшей, то есть у лиц с более развитой правой рукой, в левом полушарии находятся слуховой и двигательный центры речи, обеспечивающие восприятие устной и формирование устной и письменной речи. Кроме того, левое полушарие ответственно за осуществление математических операций и процессов мышления. Левое полушарие технологично. Левополушарники (психологический тип личности с преобладающим или доминирующим левым полушарием) углубляют и систематизируют имеющиеся знания, не дают отклониться от общей линии развития.

Правое полушарие отвечает за узнавание человека по голосу и за восприятие музыки. Оно выполняет ведущую роль в узнавании человеческих лиц и ответственно за музыкальное и художественное творчество. Иными словами, правое полушарие участвует в процессах образного мышления, накопления общей информации, отвечает за интуицию. Правополушарники (психологический тип личности с преобладающим или доминирующим правым полушарием) – это “генераторы идей”, способные к панорамному мышлению, к созданию целостных теорий, объединяющих разрозненные знания. Они направляют развитие, ими определяется направление прогресса.

Методика определения ведущего полушария достаточно проста и включает в себя несколько тестов на выявление ведущей руки, уха, глаза. По результатам трёх проб (“рука-ухо-глаз” ) могут быть выделены следующие профили: “чистые правши” (доминирование левого полушария), праворукие (преобладание левого полушария), леворукие (преобладание правого полушария), “чистые левши” (доминирование правого полушария) и амбидекстры (равенство функций обоих полушарий).

90% взрослых людей левополушарны, у детей же правое полушарие созревает раньше, чем левое. Смена функциональной значимости полушария у них может произойти даже при смене места жительства, переходе в новую школу или серьёзных травмах. Сейчас количество правополушарных детей стало увеличиваться, так как перестали переучивать левшей.

Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за “удобства” организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс.

В связи с вышеизложенным следует рассмотреть условия повышения результативности учебной деятельности в зависимости от ведущего полушария.

1. Пространственная организация. Для правополушарных детей рабочая полусфера левая, для левополушарных, соответственно, правая. Первые будут воспринимать информацию, исходящую слева, поэтому и учитель, и доска должны в идеале находиться слева. Наилучшее место посадки в классе для правополушарных детей – третий ряд и второй вариант второго ряда. Левополушарники лучше воспринимают информацию справа, поэтому логично будет рассадить их на первый и второй ряд. Кроме того, передвигаясь по классу во время изложения материала, учитель может быть уверен в том, что информация будет восприниматься учениками разных психологических типов.

2. Цветовая организация. Левополушарники воспринимают светлый текст на темной доске, тогда как правополушарники наоборот. На уроке можно предложить не только традиционную запись на доске, сделанную мелом, но и плакаты, соответствующие теме урока, выполненные в другом цветовом решении (темный текст на светлом фоне для правополушарных детей).

3. Формирование мотиваций. Для правополушарников основной целью является завоевание авторитета, престижность положения в коллективе, установление новых контактов, социально значимая деятельность. Левополушарные дети испытывают стремление к самостоятельности, высокую потребность в умственной деятельности и в образовании, им важна глубина знаний.

4. Восприятие материала. Про правополушарников говорят, что они в “лесу не видят деревьев”, так как особенность их восприятия материала – целостность. Особое внимание нужно обращать на интонацию, речевой ритм. Удачным решением можно считать использование музыкального фона. Подача материала должна быть визуальной, поэтому на уроке важно использовать наглядный материал, видеосюжеты. Восприятие материала у левополушарных детей слуховое (аудиальное).Необходимо делать акцент на смысловую сторону речи, последовательность и логичность изложения. Образно говоря, эти дети “за отдельными деревьями не видят леса”, потому что восприятие у них дискретное.

5. Особенности учебной деятельности. Правополушарники – приверженцы практики. При запоминании и воспроизведении ориентируются на логические моменты. Могут свободно включиться в дискуссию, подвести итог, сделать вывод. Хорошо работают методом “мозгового штурма”. Левополушарники знают правила и умеют их использовать на практике. Четко планируют свою деятельность, последовательны в действиях. Приверженцы теории.

Следует отметить также особенности высших психических процессов (памяти, мышления, эмоций) у различных психологических типов. Для правополушарного типа характерна быстрая, мгновенная обработка информации; невербальный, интуитивный тип интеллекта; пространственное воображение; непроизвольная наглядно-образная память; спонтанное, интуитивное мышление. Легко улавливают основную мысль, принцип.

Для левополушарников характерны произвольная знаковая память; медленная, последовательная обработка информации; абстрактно-логическое мышление; четкая, правильно оформленная речь. Вербальный логический интеллект.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о необходимости использования определенного подхода в обучении детей разных психологических типов. Конечно, результативнее будет применять эти знания в работе с одаренными детьми и с теми, кто не справляется с учебной нагрузкой. В условиях современного обучения с большой накопляемостью классов нет возможности учитывать в полной мере психологические особенности каждого типа, но в индивидуальной работе учителя это вполне возможно и может принести ощутимые результаты.

На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей разных типов. Для детей с правополушарной активностью интересны и легко выполнимы разнообразные эксперименты, лабораторные и практические работы. Для них же результативными будут творческие задания – создание модели растительной или животной клетки, оформление кроссвордов, создание своих вариантов иллюстраций (например, в курсе изучения анатомии мы проводим конкурс “Картинка на обложку” для учебника), построение модели легких, составление меню школьника или своего варианта утренней зарядки. Хорошо удаются таким детям задания на выявление сходства (например, найти общие черты скелетов земноводного, пресмыкающегося и млекопитающего; выделить общие черты фотосинтеза и биосинтеза белков; найти сходство процессов жизнедеятельности живых организмов различных систематических групп и т.д.). Как закрепление можно предложить выделить суть (“Почему роль зеленых растений Тимирязев назвал космической?”), изложить содержание урока в нескольких предложениях, записать важнейшие моменты. Несомненно важны для правополушарников экскурсии, походы, путешествия. Этим детям необходимо дать потрогать, почувствовать, создать сенсорный образ, поэтому я использую муляжи, разборные модели, гербарные материалы. Дети этого типа хорошо справляются с летним заданием.

К недостаткам этого типа можно отнести неточную, неконтролируемую речь; невосприятие новой информации посредством дидактических объяснений или ознакомление с правилами, которые часто не могут применить на практике. К понятию закономерностей биологического развития таких детей нужно вести через образное восприятие. Например, осенняя экскурсия дает возможность говорить не только о сезонных изменениях в жизни растений и животных в курсе природоведения пятого класса, но и о листопаде в курсе изучения процессов выделения у растений в шестом.

Левополушарники, благодаря линейному типу мышления, хорошо справляются с заданиями, предполагающими последовательность выполнения операций. К заданиям такого типа я отношу составление рассказа по теме урока, домашнему параграфу по предложенному плану. Целые разделы биологии (строение живых организмов, например) мы изучаем по определенной схеме, поэтому дети с преобладанием или доминированием левого полушария могут самостоятельно изучить некоторые темы, используя знакомый алгоритм. В объяснении материала детям такого типа я опираюсь на детали. Например, изучая клеточное строение листа, останавливаемся на подробном изучении каждого слоя листовой пластинки, объясняя функциональную значимость каждого слоя. Не менее важно неоднократное повторение материала, поэтому многие темы я начинаю с повторения. К примеру, тема “Строение и функционирование клетки” включена во все курсы биологии в школе. Изучение любых систем организма человека подразумевает повторение темы “Ткани”. Тема “Метаболизм” в курсе общей биологии основана на знании и повторении материала о строении клетки. Как индивидуальные задания для этого типа я предлагаю задачи на составление логических цепочек (трава - …………….. – бактерии; рот – глотка -……..- кишка); выявление различий (различия между растительной и животной клеткой; различия в строении прокариот и эукариот; различия в процессах пищеварения травоядных и растительноядных и т.д.). Обобщения по уроку, выделение деталей – это тоже те задания, с которыми левополушарники справятся.

Индивидуальная работа с представителями разных психологических типов на уроке достаточно сложна, но есть упражнения, заставляющие работать оба полушария. Я предлагаю выполнять их в начале урока. Это хлопки в ладоши с разной силой и частотой, маршировка с параллельными движениями рук и ног (левой рукой по левому колену, правой рукой по правому), с асимметричными хлопками (правой рукой по левому колену, левой по правому); выполнение правой и левой рукой различных движений (по голове гладим, по животу стучим). Ещё одно упражнение – чтение слов--названий цвета, выполненных в другом цветовом решении (слово “красный” синим, “жёлтый” красным и т.д.). Называть нужно цвет, которым написано слово. Эти упражнения хорошо проводить перед сложными уроками, так как они активизируют мозг, повышают его работоспособность.

Отдельно хочется сказать о левшах. Сейчас количество левшей возросло, по сравнению со статистическими данными 20-летней давности, их сейчас примерно в 3-3,5 раза больше. Это связано с тем, что левшей перестали переучивать. У левшей особенности взаимозависимости полушарий мозга серьёзно отличаются от особенностей правшей. Многие специалисты употребляют в книгах о левшах такие слова, как “уникальность”, “необъяснимость”, “неординарность”. Оказывается, левши порой проявляют действительно поразительные способности в выполнении каких-то действий. У леворуких обнаружена большая, чем у праворуких, разнородность психофизиологических характеристик, меньшая жёсткость функциональной организации мозга, что позволяет более гибко, разнообразно и незапрограммированно выбирать варианты стратегии деятельности. Гибкость в организации деятельности, присущая леворуким, важна в практическом плане. Во время их обучения в школе необходимо учитывать, что для них более характерно эмоционально-образное познание – целостное, интуитивное, с попытками увидеть именно в этой целостности сущность предмета, ситуации. Одна из важных особенностей леворуких детей – своеобразие их внутренней динамики. Этим детям сложно даются распределение внимания, переключение с одного вида деятельности на другой, что проявляется в частых “застреваниях” в начале работы. Как руководство к общению с левшами я бы взяла слова Марьяны Безруких, директора Института возрастной физиологии РАО, доктора биологических наук: “С левшой надо обращаться по-особенному …, как с любым другим ребенком”.





























Типы латеральной организации 

 

Обозначим четыре основных типа индивидуального ла­терального профиля — перекрестный, смешанный, од­носторонний, гармоничный.

 

Перекрестный индивидуальный латеральный профиль.

 

При перекрестном индивидуальном латеральном про­филе каждое полушарие организует работу руки, ноги, уха, глаза на противоположной стороне тела. Существует два типа перекрестного профиля — с ведущим правым или левым полушарием.

 

 

Перекрестный индивидуальный латеральный профиль

 

№ 

п./п. 

Ведущий орган 

П. — правый

Л —   левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной и стрессовой  ситуациях

1

 

 

 

 

 

 

Полуша­рие

П.

 

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, про­странственное, наглядное, об­разное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт, невер­бальный интеллект.

 

 В процессе обучения необходим музыкаль­ный или двигательный ритм.

 Затруднения в анализе и струк­турировании. Левый глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено.

 Возможно зеркальное восприятие про­странства (буквы, цифры).

 

 В стрессовой ситуации веду­щие рука, глаз, ухо, нога функционально не блокируют­ся. Полный доступ аудиальной, визуальной и кинестети­ческой информации.

 

 Стрессоустойчивость — 100%. Успешность обучения достигает­ся даже в стрессовой ситуации

 

 

 

 

 

 

Рука

Л

Глаз

Л

Ухо

л

Рука

л

 

 

 

 

 

 

п.

Ведущий орган

П. - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной   и стрессовой ситуациях

2

Полушарие

Л

 

Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, зна­ковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интел­лект.

 

Необходимы структуриро­ванность и последовательность изложения информации.

За­труднения в обобщении мате­риала. Для данного профиля идеально подходит современная система образования, особенно для девочек.

 

В стрессовой ситуации ведущие рука, глаз, ухо, нога функцио­нально не блокируются. Пол­ный доступ аудиальной, визу­альной и кинестетической информации.

 

Стрессоустойчивость — 100%. Успешность обу­чения достигается даже в стрессовой ситуации

 

Рука

П

Глаз

П

Ухо

П

Нога

П

 

Смешанный индивидуальный, латеральный профиль

 

При смешанном индивидуальном латеральном профиле ведущее полушарие организует работу одного или двух органов (ухо, глаз, рука) на своей стороне тела, а другие ведущие органы на противоположной стороне тела. Соче­тание может быть любым.

Однако выделяются смешанные профили с доминированием правого или левого полуша­рия. Такие дети часто испытывают неуспех в обучении и социальной адаптации. Они имеют от 25 до 75% стрессоустойчивости. По статистике детей со смешанным индивидуаль­ным профилем 58—63%.

 

Односторонний индивидуальный латеральный профиль

 

При одностороннем индивидуальном латеральном про­филе ведущее полушарие организует работу ведущих орга­нов на своей стороне тела. Это самый «невыгодный» индивидуальный латеральный профиль. При работе ведущего полу­шария в стрессовой ситуации происходит отключение (бло­кирование) ведомого полушария и нарушение межполушарного взаимодействия, что значительным образом снижает синхронную работу мозга. Такие дети не имеют стрессоустойчивости и наиболее подвержены возникновению невро­зов.

Есть два варианта одностороннего профиля — правосто­ронний и левосторонний. Дети с односторонним индивидуальным латеральным профилем имеют самую низ­кую успеваемость и стрессоустойчивость в классе. По статис­тике таких детей 22—24%.

 

Смешанный индивидуальный латеральный профиль с ведущим правым полушарием

 

№ 

п/п 

Ведущий орган 

П —правый

Л — левый 

Особенности когнитивной сферы в продуктивной

и стрессовой ситуациях 

1

 

 

 

 

 

 

Полуша­рие

П

 

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, про­странственное, наглядное, об­разное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт, невер­бальный интеллект.

 

В процессе обучения необходим музыкаль­ный или двигательный ритм. Затруднения в анализе и струк­турировании.

 

   В стрессовой ситуации возмож­но функциональное блокирова­ние ведущих руки, глаза и уха, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной, визуальной и кинестетической информа­ции.

Ведущая нога — функцио­нально не блокирована.

 

Стрес­соустойчивость — 25%

 

 

 

 

 

Рука

П

Глаз

П

Ухо

П

Нога

л

 

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной

и стрессовой ситуациях

2

Полушарие

П

 

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, про­странственное, наглядное, об­разное, действенное мышле­ние, «врожденная грамотность», творчество, гештальт. невербальный интеллект.

 

 В процессе обучения не­обходим музыкальный или дви­гательный ритм. Затруднения в анализе и структурировании. Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при вос­приятии не скоординировано.

 

 В стрессовой ситуации возмож­но функциональное блокирова­ние ведущих руки, глаза и ноги, что свидетельствует о неполном доступе визуальной и кинесте­тической информации.

Аудиальная информация доступна, но не соответствует ведущей модальности.

 

Стрессоустойчи­вость — 25%

 

 

 

 

 

Рука

П

Глаз

П

Ухо

Л

Нога

П

 

 

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной

и стрессовой ситуациях

3

Полуша­рие

П

 

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, про­странственное, наглядное, об­разное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт, невер­бальный интеллект. В процессе обучения необходим музыкаль­ный или двигательный ритм. Затруднения в анализе и струк­турировании.

Левый глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено. Возможно зеркальное восприятие про­странства (буквы, цифры). Предполагается несогласован­ная работа ведущей руки и ве­дущего глаза при письме. Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при вос­приятии не скоординировано.

В стрессовой ситуации возмож­но функциональное блокирова­ние ведущих руки, уха и ноги, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной и кинесте­тической информации.

Полный доступ визуальной информа­ции, которая соответствует ве­дущей модальности.

 

Стрессоустойчивость — 25%

 

 

Рука

П

 

Глаз

П

 

Ухо

П

 

Нога

П

 

 

 

 

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной         и стрессовой ситуациях

4

Полушарие

П

 

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, про­странственное, наглядное, об­разное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт, невер­бальный интеллект.

 

В процессе обучения необходим музыкаль­ный или двигательный ритм. Затруднения в анализе и струк­турировании.

Предполагается несогласованная работа веду­щей руки и ведущего глаза при письме.

 

В стрессовой ситуации возмож­но функциональное блокирова­ние ведущих глаза, уха и ноги, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной, визуальной и кинестетической информа­ции.

Функциональная способ­ность ведущей руки.

 

Стрессоустойчивость — 25%

 

Рука

Л

Глаз

П

Ухо

П

Нога

П

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

5

Полушарие

П

 

Синтетик, визуал, кинестетик. целостное восприятие, про­странственное, наглядное, об­разное, действенное мышле­ние, «врожденная грамотность», творчество, геш­тальт, невербальный интеллект.

 

В процессе обучения необхо­дим музыкальный или двига­тельный ритм. Затруднения в анализе и структурировании.

Левый глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено.

 Возможно зеркальное восприятие про­странства (буквы, цифры).

 

В стрессовой ситуации воз­можно функциональное бло­кирование ведущей ноги.

Полный доступ визуальной (соответствует ведущей мо­дальности) и аудиальной ин­формации. Функциональная способность ведущей руки.

 

Стрессоустойчивость — 75%

 

Рука

Л

Глаз

Л

Ухо

Л

Нога

П

 

 

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

6

Полушарие

П

 

Синтетик, визуал. кинестетик. целостное восприятие, простран­ственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врож­денная грамотность», творчество, гештальт. невербальный интел­лект.

 В процессе обучения необ­ходим музыкальный или двига­тельный ритм Затруднения в анализе и структурировании

Левый глаз сканирует справа налево, сканирование слева на­право затруднено.

Возможно зеркальное восприятие про­странства (буквы, цифры) Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при вос­приятии не скоординировано.

 

 В стрессовой ситуации возмож­но функциональное блокирова­ние ведущего уха, что свидетель­ствует о неполном доступе аудиальной информации. Пол­ный доступ визуальной и кине­стетической информации (соот­ветствует ведущей модальности) Функциональная способность ведущей руки и ведущей ноги.

 Стрессоустойчивость —75%

 

Рука

Л

Глаз

Л

Ухо

П

Нога

Л

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

7

Полушарие

П

 

Синтетик, визуал. кинестетик, целостное восприятие, про­странственное, наглядное, об­разное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт, невер­бальный интеллект.

 

 В процессе обучения необходим музыкаль­ный или двигательный ритм Затруднения в анализе и струк­турировании.

Предполагается несогласованная работа веду­щей руки и ведущего глаза при письме.

Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоордини­ровано.

 

 В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего глаза, что свидетельствует о неполном доступе визу­альной информации.

Полный доступ аудиальной (не соответ­ствует ведущей модальности) и кинестетической информации. Функциональная способность ведущей руки и ведущей ноги.

 

Стрессоустойчивость — 75%

 

Рука

Л

Глаз

П

Ухо

Л

Нога

П

 

 

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

8

Полушарие

П

 

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, простран­ственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врож­денная грамотность», творчество, гештальт, невербальный интел­лект.

 

 В процессе обучения необ­ходим музыкальный или двига­тельный ритм. Затруднения в анализе и структурировании.

Левый глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено.

Возможно зеркальное восприятие про­странства (буквы, цифры).

 Предполагается несогласован­ная работа ведущей руки и ве­дущего глаза при письме.

В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущей руки. Полный доступ визуальной (соответствует веду­щей модальности) и аудиальной информации. Функциональная способность ведущей ноги.

Стрессоустойчивость — 75%

 

Рука

П

Глаз

Л

Ухо

Л

Нога

П

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

9

Полушарие

П

 

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, про­странственное, наглядное, об­разное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт, невер­бальный интеллект.

 

В процессе обучения необходим музыкаль­ный или двигательный ритм. Затруднения в анализе и струк­турировании.

Функционирова­ние ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоор­динировано.

 

 В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего глаза, что свидетельст­вует о неполном доступе визуальной информации.

Полный доступ аудиальной информации, которая не соответствует ведущей модальности. Функциональная способность ведущей ноги. Бло­кирование ведущей руки.

 

Стрессоустойчивость — 50%

 

Рука

П

Глаз

П

Ухо

Л

Нога

Л

 

 

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

10

Полушарие

П

 

Синтетик, визуал, кинестетик. целостное восприятие, простран­ственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врож­денная грамотность», творчество, гештальт, невербальный интел­лект.

В процессе обучения необ­ходим музыкальный или двига­тельный ритм. Затруднения в анализе и структурировании.

Левый глаз сканирует справа на­лево, сканирование слева направо затруднено.

Возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).

Функционирование ве­дущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.

 

 В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего уха, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной информации.

Блокирование ве­дущей ноги. Полный доступ ви­зуальной информации (соответ­ствует ведущей модальности) и функциональная способность ведущей руки.

 

Стрессоустойчивость — 50%

 

Рука

Л

Глаз

Л

Ухо

П

Нога

П

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

11

Полушарие

П

 

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, простран­ственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врож­денная грамотность», творчество, невербальный интеллект.

 В про­цессе обучения необходим музы­кальный или двигательный ритм Затруднения в анализе и структурировании.

Левый глаз сканирует справа налево, сканирование слева на­право затруднено. Возможно зеркальное восприятие про­странства (буквы, цифры).

 Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме. Функциони­рование ведущего глаза и веду­щего уха при восприятии не скоординировано.

 

В стрессовой ситуации возмож­но функциональное блокирова­ние ведущей руки и ведущей ноги, что свидетельствует об их функциональной неспособности.

Полный доступ визуальной (со­ответствует ведущей модально­сти) и аудиальной информации.

 

Стрессоустойчивость — 50%

 

Рука

П

Глаз

Л

Ухо

Л

Нога

П

 

 

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

12

Полушарие

П

 

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт, невербальный интеллект.

 

 В процессе обучения необ­ходим музыкальный или двига­тельный ритм. Затруднения в анализе и структурировании.

 Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме.

 

В стрессовой ситуации возмож­но функциональное блокирова­ние ведущего глаза и ведущего уха, что свидетельствует о не­полном доступе визуальной и аудиальной информации. Функ­циональная способность веду­щей руки и ведущей ноги.

 

 Стрессоустойчивость — 50%

 

Рука

Л

Глаз

П

Ухо

П

Нога

Л

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

13

Полушарие

П

 

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт, невербальный интеллект.

 

 В процессе обучения необ­ходим музыкальный или двига­тельный ритм. Затруднения в анализе и структурировании. Левый глаз сканирует справа налево, сканирование слева, направо затруднено. Возможно  зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).

 Предполагается несогласованая работа ведущей руки и ве­дущего глаза при письме. Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при воспри­ятии не скоординировано.

В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего уха, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной информации. Блокирование ве­дущей руки. Полный доступ ви­зуальной информации, которая соответствует ведущей модально­сти. Функциональная способ­ность ведущей ноги.

Стрессоустойчивость — 50%

Рука

П

Глаз

Л

Ухо

П

Нога

Л

 

 

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

14

Полушарие

П

 

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт, невербальный интеллект.

 

 В процессе обучения необ­ходим музыкальный или двига­тельный ритм. Затруднения в анализе и структурировании.

 Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме. Функциониро­вание ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.

 В стрессовой ситуации возмож­но функциональное блокирова­ние ведущего глаза, что свиде­тельствует о неполном доступе визуальной информации. Бло­кирование ведущей ноги. Функциональная способность ведущей руки. Полный доступ аудиальной информации, кото­рая не соответствует ведущей модальности.

Стрессоустойчивость — 50%

 

Рука

Л

Глаз

П

Ухо

Л

Нога

П

 

Смешанный индивидуальный латеральный профиль с ведущим левым полушарием

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

1

Полушарие

Л

 

Аналитик, аудиал, дискретное  восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект.

 

Необходимы структурированность и последовательность изложения информации. Затруд­нения в обобщении материала.

Левый глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено. Возможно зеркальное восприятие про­странства (буквы, цифры).

 

В стрессовой ситуации возмож­но функциональное блокирова­ние ведущих руки, глаза и уха, что свидетельствует о неполном доступе визуальной, аудиальной и кинестетической информа­ции.

Ведущая нога —функцио­нально способна.

 

Стрессоустойчивость — 25%

 

Рука

Л

Глаз

Л

Ухо

Л

Нога

П

 

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

2

Полушарие

Л

 

Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект.

 

Необходимы структурированность и последовательность изложения информации. Затруд­нения в обобщении материала.

Левый глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено.

Возможно зеркальное восприятие про­странства (буквы, цифры).

Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.

 

 В стрессовой ситуации возмож­но функциональное блокирова­ние ведущих руки, глаза и ноги, что свидетельствует о неполном доступе визуальной и кинесте­тической информации. Полный доступ аудиальной информа­ции, которая соответствует ве­дущей модальности.

Стрессоустойчивость —25%

Рука

Л

Глаз

Л

Ухо

П

Нога

Л

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

3

Полушарие

Л

 

Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знако­вое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интел­лект.

 

Необходимы структуриро­ванность и последовательность изложения информации. Затруд­нения в обобщении материала.

Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме.

Функциониро­вание ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоорди­нировано.

 

В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущих руки, уха и ноги, что свидетельствует о неполном дос­тупе аудиальной и кинестетиче­ской информации.

 Полный дос­туп визуальной информации, которая не соответствует ведущей модальности.

 

Стрессоустойчивость 25%

 

Рука

Л

Глаз

П

Ухо

Л

Нога

Л

 

 

 

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

4

Полушарие

Л

 

Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знако­вое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интел­лект.

 

 Необходимы структуриро­ванность и последовательность изложения информации. Затруд­нения в обобщении материала.

 Левый глаз сканирует справа на­лево, сканирование слева направо затруднено.

Возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).

Предполагается несогла­сованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме.

 

В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущих глаза, уха и ноги, что свидетельствует о неполном дос­тупе визуальной, аудиальной и кинестетической информации Функциональная способность ведущей руки.

 

Стрессоустойчивость — 25%

 

 

 

Рука

П

Глаз

Л

Ухо

Л

Нога

Л

 

 

 

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

5

Полушарие

Л

 

Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знако­вое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интел­лект.

 

Необходимы структуриро­ванность и последовательность изложения информации. Затруд­нения в обобщении материала.

 

 В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущей ноги.

Полный доступ визуальной и аудиальной (соот­ветствует ведущей модальности) информации. Функциональная способность ведущей руки.

 

Стрессоустойчивость — 75%

 

Рука

П

Глаз

П

Ухо

П

Нога

Л

 

 

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

6

Полушарие

Л

 

Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знако­вое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интел­лект.

 

Необходимы структуриро­ванность и последовательность изложения информации. Затруд­нения в обобщении материала.

 Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при воспри­ятии не скоординировано.

 

В стрессовой ситуации возмож­но функциональное блокирова­ние ведущего уха, что свиде­тельствует о неполном доступе аудиальной информации.

 Функциональная способность ведущей руки и ведущей ноги.

 Полный доступ визуальной и кинестетической информации, которая не соответствует веду­щей модальности.

Стрессоустойчивость — 75%

 

 

 

 

 

Рука

П

Глаз

П

Ухо

Л

Нога

П

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

7

Полушарие

Л

 

Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знако­вое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интел­лект.

 

 Необходимы структуриро­ванность и последовательность изложения информации Затруд­нения в обобщении материала.

 Левый глаз сканирует справа налево, сканирование слева на­право затруднено.

Возможно зер­кальное восприятие пространства (буквы, цифры). Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при пись­ме. Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при воспри­ятии не скоординировано.

 

 В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего глаза, что свидетельст­вует о неполном доступе визу­альной информации. Функцио­нальная способность ведущей руки и ведущей ноги. Полный доступ аудиальной (соответствует ведущей модальности) и кинесте­тической информации.

Стрессоустойчивость — 75%

 

Рука

П

Глаз

Л

Ухо

П

Нога

П

 

 

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

8

Полушарие

Л

 

Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знако­вое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интел­лект.

 

 Необходимы структуриро­ванность и последовательность изложения информации. Затруд­нения в обобщении материала.

Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме.

 

 В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущей руки.

Полный доступ визуальной и аудиальной (соот­ветствует ведущей модальности) информации. Функциональная способность ведущей ноги.

 

Стрессоустойчивость— 75%

 

Рука

Л

Глаз

П

Ухо

П

Нога

П

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

9

Полушарие

Л

 

Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знако­вое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интел­лект.

 

Необходимы структуриро­ванность и последовательность изложения информации. Затруд­нения в обобщении материала.

 Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при воспри­ятии не скоординировано.

 

В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего уха, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной информации. Блокирование ве­дущей ноги.

Функциональная способность ведущей руки. Пол­ный доступ визуальной инфор­мации, которая не соответствует ведущей модальности.

 

Стрессоустойчивость — 50%

 

Рука

П

Глаз

П

Ухо

Л

Нога

Л

 

 

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

10

Полушарие

Л

 

Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знако­вое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интел­лект.

Необходимы структуриро­ванность и последовательность изложения информации. Затруд­нения в обобщении материала.

Левый глаз сканирует справа на­лево, сканирование слева направо затруднено.

Возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры). Функционирование ве­дущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.

 

В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего глаза, что свидетельству­ет о неполном доступе визуальной информации. Блокирование ве­дущей руки.

Функциональная способность ведущей ноги. Пол­ный доступ аудиальной информа­ции, которая соответствует веду­щей модальности.

 

 Стрессоустойчивость — 50%

 

 

Рука

Л

Глаз

Л

Ухо

П

Нога

П

 

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

11

Полушарие

Л

 

Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знако­вое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интел­лект.

 

Необходимы структуриро­ванность и последовательность изложения информации. Затруд­нения в обобщении материала.

Левый глаз сканирует справа налево, сканирование слева на­право затруднено. Возможно зеркальное восприятие про­странства (буквы, цифры).

Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме.

 

В стрессовой ситуации возмож­но функциональное блокирова­ние ведущего глаза и ведущего уха, что свидетельствует о не­полном доступе визуальной и аудиальной информации. Функциональная способность ведущей руки и ведущей ноги.

 

Стрессоустойчивость —50%

 

Рука

П

Глаз

Л

Ухо

Л

Нога

П

 

 

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

12

Полушарие

Л

 

Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, зна­ковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интел­лект.

 

Необходимы структуриро­ванность и последовательность изложения информации. За­труднения в обобщении мате­риала.

Предполагается несогла­сованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме.

 

 В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущей руки и ведущей ноги.

Полный доступ визуальной и аудиальной (соответствует веду­щей модальности) информации.

 

Стрессоустойчивость —50%

 

Рука

Л

Глаз

П

Ухо

П

Нога

Л

 

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

13

Полушарие

Л

 

Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знако­вое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интел­лект.

 

Необходимы структуриро­ванность и последовательность изложения информации. Затруднения в обобщении материала Левый глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено. Возможно зеркальное восприятие про­странства (буквы, цифры).

 Предполагается несогласован­ная работа ведущей руки и ве­дущего глаза при письме Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при вос­приятии не скоординировано.

 В стрессовой ситуации возмож­но функциональное блокирова­ние ведущего глаза, что свиде­тельствует о неполном доступе визуальной информации. Бло­кирование ведущей ноги. Функциональная способность ведущей руки. Полный доступ аудиальной информации, кото­рая соответствует ведущей мо­дальности.

 

Стрессоустойчивость — 50%

 

Рука

П

Глаз

Л

Ухо

П

Нога

Л

 

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

14

Полушарие

Л

 

Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, зна­ковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интел­лект.

 

Необходимы структуриро­ванность и последовательность изложения информации. За­труднения в обобщении мате­риала.

Предполагается несогла­сованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме.

 Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при вос­приятии не скоординировано.

 

 В стрессовой ситуации возмож­но функциональное блокирова­ние ведущего уха, что свиде­тельствует о неполном доступе аудиальной информации. Бло­кирование ведущей руки. Функ­циональная способность ведущей ноги.

Полный доступ визуальной информации, которая не соответ­ствует ведущей модальности.

 

 Стрессоустойчивость —50%

 

Рука

Л

Глаз

П

Ухо

Л

Нога

П

 

 

 Односторонний индивидуальный латеральный профиль

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

1

Полушарие

П

 

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, простран­ственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врож­денная грамотность», творчество, гештальт, невербальный интел­лект.

 

 В процессе обучения необ­ходим музыкальный или двига­тельный ритм. Затруднения в анализе и структурировании.

 Са­мый невыгодный профиль для современной системы образова­ния (особенно для мальчиков).

 

В стрессовой ситуации происхо­дит блокирование ведущего уха и ведущего глаза, что приводит к невосприятию аудиальной и ви­зуальной информации. Блокиро­вание ведущей руки и ведущей ноги.

 

Стрессоустойчивость —0% 

 

Рука

П

Глаз

П

Ухо

П

Нога

П

 

 

пп

Ведущий орган

П - правый

Л - левый

Особенности когнитивной сферы в продуктивной  и стрессовой ситуациях

2

Полушарие

Л

 

Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знако­вое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интел­лект.

Необходимы структуриро­ванность и последовательность изложения информации. Затруд­нения в обобщении материала.

 Левый глаз сканирует справа налево, сканирование слева на­право затруднено.

Возможно зер­кальное восприятие пространства (буквы, цифры).

В стрессовой ситуации происхо­дит блокирование ведущего уха и ведущего глаза, что приводит к невосприятию аудиальной и ви­зуальной информации. Блокиро­вание ведущей руки и ведущей ноги.

 

Стрессоустойчивость —0%

 

Рука

Л

Глаз

Л

Ухо

Л

Нога

Л

 

 Цель работы: выявить влияние профиля латеральной организации на успеваемость обучения.

Объект исследования: параллель восьмых классов в Гимназии №62































Заключение

При перекрестном индивидуальном латеральном про­филе каждое полушарие организует работу руки, ноги, уха, глаза на противоположной стороне тела. Существует два типа перекрестного профиля — с ведущим правым или левым полушарием.

При смешанном индивидуальном латеральном профиле ведущее полушарие организует работу одного или двух органов (ухо, глаз, рука) на своей стороне тела, а другие ведущие органы на противоположной стороне тела. Соче­тание может быть любым.

Однако выделяются смешанные профили с доминированием правого или левого полуша­рия. Такие дети часто испытывают неуспех в обучении и социальной адаптации. Они имеют от 25 до 75% стрессоустойчивости. По статистике детей со смешанным индивидуаль­ным профилем 58—63%.

  При одностороннем индивидуальном латеральном про­филе ведущее полушарие организует работу ведущих орга­нов на своей стороне тела. Это самый «невыгодный» индивидуальный латеральный профиль. При работе ведущего полу­шария в стрессовой ситуации происходит отключение (бло­кирование) ведомого полушария и нарушение межполушарного взаимодействия, что значительным образом снижает синхронную работу мозга. Такие дети не имеют стрессоустойчивости и наиболее подвержены возникновению невро­зов.

Есть два варианта одностороннего профиля — правосто­ронний и левосторонний. Дети с односторонним индивидуальным латеральным профилем имеют самую низ­кую успеваемость и стрессоустойчивость в классе. По статис­тике таких детей 22—24%.

Гармоничный индивидуальный латеральный профиль встречается редко. Ведущее и ведомое полушария одновременно контролируют ведущие руку, глаз, ухо и ногу. Дети с таким профилем стопроцентно устойчивы к стрессам.

Итак, нет “хороших” или “плохих” психологических типов личности: каждый имеет свои преимущества и свои недостатки. Без левополушарников общество превратится в хаос, без правополушарников станет роботоподобным. Прогресс в обществе возможен только при наличии людей и с левополушарным, и с правополушарным типами мышления. Поэтому стоит вспомнить слова О. Мандельштама: “ Не сравнивай! Живущий несравним”.












Список литературы

1. Фром А. Азбука для родителей. Л.: Лениздат, 1993.

2. Воспитание школьников, 2004, № 3.

3. Школьный психолог, 2004, № 38.

4. Школьный психолог, 2004, № 39.

5. Семенович А. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей. М., 1998


































Содержание


Введение…………………………………………………………………………2

Перекрестный латеральный индивидуальный профиль……………………...7

Смешанный индивидуальный латеральный профиль с ведущим правым полушарием……………………………………………………………………...9

Смешанный индивидуальный латеральный профиль с ведущим левым полушарием……………………………………………………………………...20

Односторонний индивидуальный латеральный профиль…………………….31

Заключение………………………………………………………………………33

Список литературы……………………………………………………………...34


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас