СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа по физике "Звуковые волны"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская работа по физике "Звуковые волны"

Просмотр содержимого документа
«Выступление»

Тема нашей работы Звуковые волны. (Слайд1)



Актуальность (Слайд2)

Мы считаем, что наша работа является актуальной, потому что звуки в жизни человек играют важную роль. Нас окружает очень большое разнообразие звуков. Человек научился применять звук в различных сферах своей деятельности.

В связи с этим можно сказать, что изучение природы звука является очень важным и перспективным процессом.



Цель работы (Слайд3)

Целью нашей работы является изучение природы звуковых волн, их характеристик и свойств


Задачи (Слайд4)

Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:

  1. Познакомиться с литературой о звуковых волнах

  2. Изучить теорию звуковых волн:

- что такое звуковая волна;

- причины их возникновения;

- виды звуковых волн;

- скорость распространения в различных средах;

  1. Рассмотреть характеристики звуковых волн: громкость, высота и тембр звука;

  2. Изучение свойств и характеристик звуковых волн на практике с помощью опытов



Что такое звуковая волна? (Слайд5)

Звуковые волны - это распространяющиеся в упругих средах: газах, жидкостях и твердых телах- механические колебания, воспринимаемые органами слуха.

Например струна музыкального инструмента передает свои колебания окружающим частицам воздуха, а достигнув уха, вызовут колебания барабанной перепонки. Мы услышим звук.

Человеческое ухо способно воспринимать колебания с частотой примерно от 20 до 20000 колебаний в секунду. Такие колебания называются звуковыми, или акустическими.



Ультразвук и Инфразвук (Слайд6)

Инфразвуками называют звуковые волны невоспринимаемые человеком на слух. Это колебания, частоты которых меньше 16–20 Гц.

Источники инфразвука– землетрясения, вулканические извержения, разряды молний, магнитные бури, микросейсмические колебания поверхности Земли.

Ультразвук это колебания свыше 20 000 Гц, распространяющиеся как в воздухе, так и в твердых средах.










Характеристики звуковых волн (Слайд7)

Физически мы способны различать высоту тона, тембр, громкость звука.

Первое различимое качество звука - это его громкость. Человеку более громкими кажутся те звуки, у которых амплитуда колебаний звуковой волны больше. Любое изменение громкости звука вызывается изменением амплитуды колебаний.

Вторым качеством звука является высота его тона. Звук, соответствующий строго определенной частоте колебаний, называется тоном. Тон звука определяется частотой звуковой волны. Чем больше частота звука, тем более высоким является тон.

(Слайд8)Всякое вибрирующее тело создаёт одновременно звуки нескольких. Самый низкий из них называют основным тоном; все остальные тона, называются - обертонами. В совместном звучании основной тон и обертоны создают тембр звука.



Распространение звука (Слайд9)

Звуковые волны могут распространяться в воздухе, газах, жидкостях и твердых телах. В безвоздушном пространстве волны не возникают. Если электрический звонок поместить под воздухонепроницаемый колпак, из которого откачен воздух, мы никакого звука не услышим.

(Слайд10)Скорость распространения звука в воздухе впервые была измерена в 17 веке Миланской академией наук. На одном из холмов установили пушку, а на другом расположился наблюдательный пункт. Время засекли и в момент выстрела (по вспышке) и в момент приема звука. Вычислили скорость, она оказалась равной 330 метров в секунду.

В воде скорость распространения звука впервые была измерена в 1827 году на Женевском озере. Две лодки находились одна от другой на расстоянии 13847 метров. На первой под днищем подвесили колокол, а со второй опустили в воду простейший гидрофон (рупор). На первой лодке одновременно с ударом в колокол подожгли порох, на второй наблюдатель в момент вспышки запустил секундомер и стал, ждать прихода звукового сигнала от колокола. Выяснилось, что в воде звук распространяется в 4 с лишним раза быстрее, чем в воздухе, т.е. со скоростью 1450 метров в секунду.



Вторая часть работы Опыты (Слайд11)

Во второй части работы мы на опытах рассмотрели:

1. Как распространяется звуковая волна;

2. От чего зависит высота звука;

3. Обладает ли звуковая волна энергией;

4. Распространение звуковых волн в различных средах;

5. Отражение звуковых волн от препятствий.




Опыт №1. Выяснить, как распространяется звук. (Приложение №1) (Слайд12)

  1. У пластиковой бутылки срезаем нижнюю часть. Затем отрезали от пакета кусок плёнки, чтобы закрыть нижний конец бутылки.

  2. Плёнку натянули на открытую часть бутылки, плотно прижали и закрепил резинкой.

  3. Зажигаем свечу. Ставим горлышко бутылки на небольшом растоянии от огня.

  4. Далее кончиками пальцев резко стукнуть по натянутой плёнке.

Вывод:

Ударяя по натянутой плёнке, вызывается сотрясение маленьких частиц воздуха, находящихся возле плёнки внутри бутылки. Эти колеблющиеся частички передают колебания всё дальше и дальше следующим частичкам. Так звуковые колебания проходят через всю бутылку и гасят пламя.



Опыт №2. Зависимость звука от длины колеблющегося тела. (Приложение №2) (Слайд13)

Если положить металлическую линейку на стол так, чтобы она примерно на три четверти выступала за край стола и рукой отогнуть свободный край и отпустить его, то возникнет звук. При изменении длины колеблющегося конца линейки высота тона меняется.

Вывод:

Таким образом, частота колебаний линейки обратно пропорциональна ее длине. Тон звука становится выше по мере того, как частота возрастает и наоборот.



Опыт №3. Звуковая волна переносит энергию. (Приложение №3) (Слайд14)

Разместили рядом с аудиоколонками пластиковый стан с водой. При изменении громкости звука мы замечаем как изменяются колебания поверхности воды в стакане.

Вывод:

Звуковые волны возмущают поверхность воды, значит звуковая волна обладает энергией.



Опыт №4. Распространение звуковых волн в разных средах. (Слайд15)

Звук может распространяться в твердом, жидком или газообразном веществе.

Мы взяли обычные механические часы. Вначале держим часы на расстоянии вытянутой руки. Медленно подносим часы к уху до тех пор, пока не услышим первое тиканье. В этом положении измеряли расстояние от часов до уха. Затем прижимаем ухо к столу и положили часы на стол на расстоянии вытянутой руки от уха. Слушаем, не будет ли слышно тиканья часов. Тиканье часов в этом положении слышно хорошо. Медленно отодвигаем часы подальше, пока тиканье не станет слабым.

Вывод:

В твердом теле, в частности в древесине, звук передается на более дальнее расстояние чем в воздухе.



Опыт №5. Отражение звука (Приложение №4) (Слайд16)

Из картона мы сделали трубу диаметром в 60—70 мм, высотой в 30 см. Далее мы взяли часы и положили их на стол, а сверху накрыли трубой. Звук будет слышен только в том случае, если ухо будет прямо над трубой, а если оно окажется выше верхнего края трубы или сбоку, звука часов не слышно. Теперь взяли кусок картона и расположили его над трубой. Поворачивая картон, мы услышим тиканье часов.

Вывод:

Звуковая волна, так же как и механическая отражается от препятствий.



Заключение (Слайд17)

В ходе данной работы мы выполнили следующие задачи: познакомились с интересной литературой и интренет-ресурсами, в которых отражается теория звуковых волн.

Выяснили, что звуковые волны это механические колебания, распространяющиеся в упругой среде с определенной скоростью, а звук который мы слышим это только узких спектр звуковых волн.

Проведенные опыты подтвердили, что звуковым волнам присущи свойства механических волн: длина волны, частота волны, скорость волны. Звуковые волны могут отражаться от препятствий.

Мы на собственном примере убедились, что изучать явление звуковых волн это очень интересно и увлекательно.

Считаем, что изучение раздела физики акустика позволит внедрять в различные сферы жизнедеятельности человека новые технологии.



(если спросят!)Литература

1. Аристотель - Сочинения в четырех томах. Том 1 / Ред. В.Ф.Асмус, 1976

2. И.Г. Хорбенко Звук, ультразвук, инфразвук. Издательство «Знание» Москва 1978г.

3. Красильников В.А., Крылов В.В. Введение в физическую акустику. М.: Наука, 1984 год

4. Красильников В.А. Введение в акустику 1992 год

5. Учебник Физика 9 класс А.В. Перышкин, Е.М. Гутник (2014 год)

6. Анатолий Бернацкий Сто великих тайн океана ООО «Издательство «Вече», 2010


Просмотр содержимого документа
«Звуковые волны»

Васютина Дарья

Жернакова Мария

Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, пос. Приморский

МБОУ ООШ № 34 ,  9 класс

ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ

Научный руководитель: Якименко Иван Григорьевич, учитель физики МБОУ ООШ № 34




СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация……………………………………….3

Введение………………………………………..4

История отношения людей к звукам …………5

Что же такое звуковая волна?………………...7

Звук и слух…………………………… ……..9

Распространение звука………………………...11

Опыты и эксперименты………………………….14

Заключение………………………………………20

Литература……………………………………...21



Аннотация

Мир вокруг нас наполнении большим многообразием звуков, это и звуки природы, звуки музыки, шумы издаваемые различной техникой, речь человека. Поэтому надо знать природу звука, его свойства и характеристики. Это необходимо знать людям различных профессий: музыкантам и строителям, звукорежиссерам и архитекторам, биологам и геологам, сейсмологам, военным. Все они имеют дело с различными сторонами практического распространения звука в разных средах. Распространение звука в помещениях, „ звучание ” помещений важно для строителей, музыкантов. За звуковыми сигналами сейчас исследуют пути миграций перелетных птиц биологи, находят косяки рыб в океане рыбаки. Геологи с помощью ультразвука исследуют земную кору в поисках новых месторождений полезных ископаемых. Сейсмологи, изучая распространение звуков в земле, учатся предсказывать землетрясения и цунами. Для военных большое значение имеет профиль корпусов военных кораблей и подводных лодок, ведь это влияет на скорость движения корабля и на издаваемый им шум, который для подводных лодок должен быть минимальным, всем этим и обусловлена актуальность нашей работы. Развитие физики и математики сделало возможным рассчитать все это. Поэтому звуковые явления были выделены в отдельную науку, которая получила название акустики.

Целью нашей работы является изучение природы звуковых волн, их характеристик и свойств. В данной работе мы преследуем следующие задачи:

  1. Познакомиться с литературой о звуковых волнах

  2. Изучить теорию звуковых волн:

- что такое звуковая волна;

- причины возникновения звуковых волн;

- виды звуковых волн;

- скорость распространения звуковых волн в различных средах;

  1. Характеристики звуковых волн: громкость звука, высота звука, тембр звука;

  2. Изучение свойств и характеристик звуковых волн на практике с помощью опытов и экспериментов.








Научная статья

Введение

Звуки в жизни человек играют важную роль. Нас окружает большое разнообразие звуков: мы слышим голоса людей, дуновение ветра, пение птиц и рык животных, звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы. Звучат работающие машины, движущийся транспорт и т.д.

Что такое звук? Каков источник его возникновения? Чем звуки похожи и чем одни звуки отличаются от других

Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется акустикой.

Услышав какой-то звук, мы обычно можем установить, что он дошел до нас от какого-то источника. Рассматривая этот источник, мы всегда найдем в нем что-то колеблющееся.

Если, например, звук исходит от репродуктора, то в нем колеблется мембрана – легкий диск, закрепленный по его окружности. Если звук издает музыкальный инструмент, то источник звука – это колеблющийся столб воздуха и другие.

Актуальность нашей проектно-исследовательской работы вытекает из того, что знание законов звуковых волн применяется в различных областях человеческой деятельности, так например предметом физиологической акустики является сам орган слуха, его устройство и действие. Архитектурная акустика изучает распространение звука в помещениях, влияние на звук размеров и формы помещений, свойств материалов, покрывающих стены и потолки, и т.д. При этом опять имеется в виду слуховое восприятие звука. Музыкальная акустика исследует музыкальные инструменты и условия их наилучшего звучания. Физическая акустика занимается изучением самих звуковых колебаний, а за последнее время охватила и колебания, лежащие за пределами слышимости (ультраакустика). Она широко использует разнообразные методы для превращения механических колебаний в электрические и обратно (электроакустика). Музыкальная акустика исследует музыкальные инструменты и условия их наилучшего звучания. Применительно к звуковым колебаниям в число задач физической акустики входит и выяснение физических явлений, обусловливающих те или иные качества звука, различаемые на слух. Музыкальная акустика исследует музыкальные инструменты и условия их наилучшего звучания.

Целью нашей работы является исследование звуковых волн.

Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:

  1. Познакомиться с литературой о звуковых волнах

  2. Изучить теорию звуковых волн:

- что такое звуковая волна;

- причины возникновения звуковых волн;

- виды звуковых волн;

- скорость распространения звуковых волн в различных средах;

  1. Характеристики звуковых волн: громкость звука, высота звука, тембр звука;

  2. Изучение свойств и характеристик звуковых волн на практике с помощью опытов и экспериментов.


История отношения людей к звукам.

Звуки – наши неизменные спутники. Они по - разному воздействуют на человека: радуют и раздражают, успокаивают и пугают своей неожиданностью.

В глубокой древности звук казался людям удивительным, таинственным порождением сверхъестественных сил. Они верили, что звуки могут укрощать диких животных, сдвигать скалы и горы, преграждать путь воде, вызывать дождь, творить другие чудеса.

Жрецы Древнего Египта, заметив удивительное воздействие музыки на человека, использовали ее в своих целях. Ни один праздник не обходился без ритуальных песнопений. Позже музыка пришла в христианские храмы.

Понять и изучить звук люди стремились с незапамятных времен. Греческий ученый и философ Пифагор, живший две с половиной тысячи лет назад, ставил различные опыты со звуками. Он впервые доказал, что низкие тона в музыкальных инструментах присуще длинным струнам. При укорочении струны в двое звук ее повысится на целую октаву. Открытие Пифагора положило начало науки об акустики. Первые звуковые приборы были созданы в театрах Древней Греции и Рима: актеры вставляли в свои маски маленькие рупоры для усиления звука. Известно также применение звуковых приборов в египетских храмах, где были «шепчущие» статуи богов.

Выявление Пифагором и его ученикам гармонические сочетания звуков легли в основу более поздних представлении о так называемой гармонии Вселенной. Согласно с этим представлением небесные тела и планеты расположены относительно друг друга в соответствии с музыкальными интервалами и излучают « музыку сфер ». Считалось, например, что Сатурн издает самые низкие звуки, звуки Юпитера можно сравнить с басом, Меркурия-с фальцетом, Марса- с тенором, Земли- с контральто, Венеры- с сопрано. [1]. У этой теории была долгая жизнь. Ее признали даже в эпоху Возрождения, когда уже были получены первые вполне научные сведения о природе и движения планет. Отголоски этой теории можно обнаружить в трудах великого Кеплера, открывшего закон движения планет и сыгравшего огромную роль в развитии физики и астрономии.

Существует так называемые вихревые звуки: свист ветра в проводах, такелажа кораблей, ветвях деревьев, завывание в трубах, на гребнях скал, в расщелинах и узких оврагах. Люди издавна пользовались ими - на охоте, в быту. В Древнем Китае существовал обычай выпускать голубей с привязанными к их хвостам маленькие бамбуковые палочки. Воздушный поток, проходивший через трубочку, вызывал нежное посвистывание. Подобные звуки издает и тростниковая дудочка, которая была прообразом зародившейся в Древнем Египте флейты. Позже ее стали называть флейтой Пана - в честь древнегреческого бога лесов.

Легенда гласит, что в Иерусалиме когда-то находилась «стозвучная» двурогая труба. Во время жертвоприношения разжигали костер, теплый воздух от которого устремлялся в трубу, заставляя ее выть. Мощные воющие звуки возникали также, когда в нее врывались вихри от пламени пожаров при осаде города.

В 1831 году в Пятигорске была построена беседка, названная Эоловой арфой. Внутри нее находились две арфы, которые с помощью флюгера разворачивались против ветра и под действием воздушного потока издавала гармонические звуки.

В Лондоне в кафедральном соборе святого Павла есть большой, диаметром почти 50 метров, круглый зал. Человек, находящийся на одной стороне, может говорить шепотом и его превосходно услышат на другой стороне. Ученые после тщательных исследований дали научное объяснение этому явлению. Оказывается, что при радиусе закругления стенки, равном 25 метров, звук распространяется вдоль нее, как бы стелясь и доходит до слушателя почти без потерь. При этом звук не отражается в сторону.

В некоторых музеях хранятся вазы античной работы, основное назначение которых - не художественное украшение, а отражение, усиление и сосредоточение звука. Сделанные из алебастра, такие вазы устанавливались в больших залах, театрах, собраниях и даже на площадях. Ораторам не надо было напрягать голос: слушатели воспринимали речь на всем, пространстве достаточно далеко.

В 17 веке строители вместо ваз применяли звукопроводы в виде труб из цемента. В частности, подобные звукопроводы можно найти в сооружениях, возведенных по проектам Растрелли. Так собор Смольного монастыря весь в звукопроводах. Предполагается, что они есть и в залах Зимнего дворца.

По всей вероятности, подобные хитроумные акустические устройства были известны и в древности. Легенда наделила Сиракузского тирана Дионисия способностью слышать в своем дворце даже легкий шепот. В это нетрудно поверить, если допустить, что во дворце были керамические звукособиратели и усилители.

Что же такое звуковая волна?

Что же такое звук? Звук - это распространяющиеся в упругих средах: газах, жидкостях и твердых телах- механические колебания, воспринимаемые органами слуха[2].

Рассмотрим примеры, поясняющие физическую сущность звука. Струна музыкального инструмента передает свои колебания окружающим частицам воздуха. Эти колебания будут распространятся все дальше и дальше, а достигнув уха, вызовут колебания барабанной перепонки. Мы услышим звук. Таким образом, то, что мы называем звуком, представляет собой быструю смену, частицы воздуха не перемещаются, они только колеблются, попеременно смещаясь в одну и другую сторону на очень небольшие расстояния [3].

Но изолированных колебании одного тела не существует. В каждой среде в результате взаимодействия между частицами колебания передаются все новым и новым частицам, т.е. в среде распространяются звуковые волны.

Другим простым примером колебательного движения могут служить колебания маятника. Если маятник отклонить от его положения равновесия, а затем отпустить то он будет совершать свободные колебания. Под действием силы тяжести маятник возвращается в свое первоначальное положение, по инерции проходит исходную точку и поднимается вверх, при этом сила тяжести будет тормозить его движение. В точке максимального отклонения маятник становится и через мгновение начнет движение в обратном направлении. Циклы колебаний маятника непрерывно повторяются.

Колебания могут быть периодическими, когда изменения повторяются через равный промежуток времени и не периодическими когда нет полного повторения процесса изменения. Среди периодических колебаний очень важную роль играют гармонические колебания. В зависимости от процесса различают колебания механические, электрического тока и напряжения звуковых колебаний.

Наиболее наглядны волны на поверхности воды. Если бросить камень в воду, вначале появится углубление, затем - возвышение воды, а потом возникают волны, представляющие собой последовательно чередующиеся гребни и впадины. Увеличиваясь по фронту, они распространяются по всем направлениям, но отдельные частицы не передвигаются вместе с волнами, а колеблются только в небольших пределах около некоторого неизменного положения. В этом можно убедиться, например, наблюдая за щепкой, подпрыгивающую на волнах. Она будет подниматься и опускаться, т.е. колебаться, пропуская под собой бегущую волну.

Волны бывают продольные и поперечные; в первом случае колебания частиц среды совершаются вдоль направления распространения волны, во втором - поперек него.

Человеческое ухо способно воспринимать колебания с частотой примерно от 200 до 20000 колебаний в секунду. Соответственно этому механические колебания с указанными частотами называются звуковыми, или акустическими. Вопросы, которыми занимается акустика, очень разнообразны. Некоторые из них связаны со свойствами и особенностями органов слуха.

Общая акустика изучает вопросы возникновения, распространения и поглощение звука.

Физическая акустика занимается изучением самих звуковых колебаний, а за последние десятилетия охватила и колебания, лежащие за пределами слышимости (ультраакустика). При этом она широко пользуется разнообразными методами превращения механические колебания, электрические и обратно. Применительно к звуковым колебаниям, число задач физической акустики входит и изучение физических явлений, обусловливающих те или иные качества звука, различимые на слух.

Электроакустика, или техническая акустика, занимается получением, передачи, приемом и записью звуков при помощи электрических приборов.

Архитектурная акустика изучает распространение звука в помещениях, влияние на звук размеров и формы помещений, свойств материалов, покрывающих стены и потолки и. т. д. При этом имеется в виду слуховое восприятие звука.

Музыкальная акустика исследует природу музыкальных звуков, а также музыкальные настрой и системы. Мы различаем, например, музыкальные звуки (пение, свист, звон, звучание струн) и шумы (треск, стук, скрип, шипение, гром). Музыкальные звуки более простые, чем шумы. Комбинация музыкальных звуков может вызвать ощущение шума, но никакая комбинация не даст музыкального звука.

Гидроакустика (морская акустика) занимается изучением явлений, происходящих в водной среде, связанных с излучением, приемом и распространением акустических волн. Она включает вопросы разработки и создания акустических приборов, предназначенных для использования в водной среде.

Атмосферная акустика изучает звуковые процессы в атмосфере, в частности распространение звуковых волн, условие сверхдальнего распространения звука.

Физиологическая акустика исследует возможности органов слуха, их устройство и действие. Она изучает образование звуков органами речи и восприятие звуков органами слуха, а также вопросы анализа и синтеза речи. Создание систем; способных анализировать человеческую речь - важный этап на пути проектирования машин, в особенности роботов- манипуляторов и электронно- вычислительных машин, послушным устным распоряжениям оператора. Аппарат для синтеза речи может дать большой экономический эффект. Если по международным телефонным каналам, передавать не сами речевые сигналы, а коды, полученные в результате их анализа, а на выходе линий синтезировать речь, потому же каналу можно передавать несколько раз больше информации. Правда, абонент не услышит настоящего голоса собеседника, но слова- то будут те же, что были сказаны в микрофон. Конечно, это не совсем подходит для семейных разговоров, но удобно для деловых бесед, а именно они- то и перегружают каналы связи.

Биологическая акустика рассматривает вопросы звукового и ультразвукового общения животных и изучает механизм локации, которым они пользуются, исследует так же проблемы шумов, вибрации и борьбы сними за оздоровление окружающей среды[4].


Звук и слух.

Основные физические характеристики любого колебательного движения - период и амплитуды колебания, а применительно к звуку- частота и интенсивность колебаний.

Периодом колебания называется время, в течение которого совершается полное колебание, когда, например, качающийся маятник из крайнего левого положения. Частота колебаний - это число полных колебаний (периодов) за одну секунду. Такую единицу называют герц (Гц). Частота- одна из основных характеристик, по которой мы различаем звуки. Чем больше частота колебаний, тем более высокий тон[5].

Человеческое ухо наиболее чувствительно к звукам с частотой от 1000 до 3000 Гц. Наибольшая острота слуха наблюдается в возрасте 15-20 лет. С возрастом слух ухудшается. У человека до 40 лет наибольшая чувствительность находится в области 3000 Гц, от 40 до 60 лет- 2000 Гц, старше 60 лет- 1000 Гц.

В пределах до 500 Гц мы способны различить понижение или повышение частоты даже 1 Гц. На более высоких частотах наш слуховой аппарат становится менее восприимчивым к такому незначительному изменению частоты. Так, после 2000 Гц мы можем отличить один звук от другого только, когда разница в частоте будет не менее 5 Гц. При меньшей разнице звуки нам будут казаться одинаковыми. Однако правил без исключения почти не бывает. Есть люди, обладающие необычайно тонким слухом. Одаренный музыкант может уловить изменение звука всего на какую-то долю колебаний.

С периодом и частотой связано понятие о длине волны, т.е. в расстоянии между двумя гребнями (или впадинами). Наглядное представление об этом понятии дают волны, распространяющиеся по поверхности воды.

Звуки могут отличаться один от другого и по тембру. Это значит, что одинаковые звуки по высоте тона могут звучат по-разному, потому что основной тон звука сопровождается, как правило, второстепенными тонами, которые всегда выше по частоте. Они предают основному звуку дополнительную окраску и называются обертонами. Иными словами, темброкачественная характеристика звука. Чем больше обертонов налагается на основной тон, тем «богаче» звук в музыкальном отношении. Если основной звук сопровождается близкими к нему по высоте обертонами, то сам звук будет мягким, «бархатным». Когда же обертоны значительно выше основного тона, появляется «металличность» в голосе или звуке.

Органы слуха благодаря своему замечательному устройству легко отличают одно колебание от другого, голос близкого или знакомого человека от голосов других людей. Потому, как говорит человек, мы судим о его настроении, состоянии, переживаниях. Радость, боль, гнев, испуг, страх перед опасностью- все это можно услышать, даже не видя кому принадлежит голос[2].


Диаграмма восприятия звуков.

Амплитудой колебания называется наибольшее отклонение от положения равновесия при гармонических колебаниях. На примере с маятником амплитуда - максимальное отклонение его от положения равновесия в крайнее левое или правое положение. Амплитуда колебания определяет интенсивность (силу) звука. С интенсивностью звука связана громкость. Чем больше интенсивность звука, тем он громче. Однако понятия о громкости и интенсивности не равнозначны. Громкость звука- это мера силы слухового ощущения, вызываемого звуком.

Звук одинаковой интенсивности может создавать у различных людей неодинаковые по своей громкости слуховые восприятия. Так, например, звуки, одинаковые по интенсивности, но различающиеся по высоте, воспринимаются ухом с разной громкостью в зависимости от особенностей слухового аппарата. Мы не воспринимаем как очень слабые, так и очень сильные звуки - каждый человек обладает так называемым порогом слышимости, который определяется наименьшей интенсивностью звука, необходимой для того, чтобы звук был услышан.

Звуки, наиболее хорошо воспринимаемые по частоте, лучше различаются и по громкости. При частоте 32 Гц по громкости различаются три звука, при частоте 125 Гц- 94 звука, а при частоте 1000 Гц- 374. Увеличение это не беспредельно. Начиная с частоты 8000 Гц число различимых звуков по громкости уменьшается. Например, при частоте 16000 Гц человек может различить только 16 звуков.

Звуки очень большой интенсивности человек перестает слышать и воспринимает их как ощущение давления или боли. Такую силу звука называют порогом болевого ощущения. Исследования показали, что интенсивность, при которой звуки разной частоты вызывают болевое ощущение, различна.

Если силу звука увеличить в миллион раз, громкость возрастает только в несколько сотен раз. Выяснилось, что ухо преобразует силу звука в громкость, по сложному логарифмическому закону ограждая свои внутренние части от чрезмерных воздействий. Имеется еще одна особенность человеческого уха. Если к звуку определенной громкости добавить звук той же или близкой к ней частоты, то общая громкость окажется меньше математической суммы тех же громкостей. Одновременно звучащие звуки как бы компенсируют или маскируют друг друга. А звуки, далеко отстоящие по частоте, не влияют друг на друга, и их громкость оказывается максимальной. Эту закономерность композиторы используют для достижения наибольшей мощности звучания оркестра.

 

Распространение звука.

Как уже говорилось, звуковые волны могут распространяться в воздухе, газах, жидкостях и твердых телах. В безвоздушном пространстве волны не возникают. В этом легко убедиться на простом опыте. Если электрический звонок поместить под воздухонепроницаемый колпак, из которого откачен воздух, мы никакого звука не услышим. Но как только колпак наполнится воздухом, возникает звук.

Скорость распространения колебательных движений от частицы к частице зависит от среды. В далекие времена воины прикладывали ухо к земле и таким образом обнаруживали конницу противника значительно раньше, чем она появлялась в поле зрения. А известный ученый Леонардо да Винчи в 15 веке писал: «Если ты, будучи на море, опустишь в воду отверстие трубы, а другой конец ее приложишь к уху, то услышишь шум кораблей, очень отдаленных от тебя»

Скорость распространения звука в воздухе впервые была измерена в 17 веке Миланской академией наук. На одном из холмов установили пушку, а на другом расположился наблюдательный пункт. Время засекли и в момент выстрела (по вспышке) и в момент приема звука. По расстоянию между наблюдательным пунктом и пушкой и времени происхождения сигнала скорость распространения звука рассчитать уже не составляло труда. Она оказалась равной 330 метров в секунду.

В воде скорость распространения звука впервые была измерена в 1827 году на Женевском озере. Две лодки находились одна от другой на расстоянии 13847 метров. На первой под днищем подвесили колокол, а со второй опустили в воду простейший гидрофон (рупор). На первой лодке одновременно с ударом в колокол подожгли порох, на второй наблюдатель в момент вспышки запустил секундомер и стал, ждать прихода звукового сигнала от колокола. Выяснилось, что в воде звук распространяется в 4 с лишним раза быстрее, чем в воздухе, т.е. со скоростью 1450 метров в секунду[5].

Чем выше упругость среды, тем больше скорость: в каучуке- 50, в воздухе- 330, в воде- 1450, а в стали - 5000 метров в секунду. Если бы мы, находились в Москве, могли крикнуть так громко, чтобы звук долетел до Петербурга, то нас услышали бы там только через полчаса, а если бы звук на это же расстояние распространялся в стали, то он был бы принят через две минуты.

На скорость распространения звука оказывает влияние состояние одной и той же среды. Когда мы говорим, что в воде звук распространяется со скоростью 1450 метров в секунду, это вовсе не означает, что в любой воде и при любых условиях. С повышением температуры и солености воды, а так же с увеличением глубины, а следовательно, и гидростатического давления скорость звука возрастает. Или возьмем сталь. Здесь тоже скорость звука зависит как от температуры, так и от качественного состава стали: чем больше в ней углерода, тем она тверже, тем звук в ней распространяется быстрее.

Встречая на своем пути препятствие, звуковые волны отражаются от него по строго определенному правилу: угол отражения равен углу падения. Звуковые волны, идущие из воздуха, почти полностью

отразятся от поверхности воды вверх, а звуковые волны, идущие от источника, находящегося в воде, отражаются от нее вниз.

Звуковые волны, проникая из одной среды в другую, отклоняются от своего первоначального положения, т.е. преломляются. Угол преломления может быть больше или меньше угла падения. Это зависит от того, из какой среды, в какую проникает звук. Если скорость звука во второй среде больше чем в первой, то угол преломления будет больше угла падения и наоборот.

В воздухе звуковые волны распространяются в виде расходящийся сферической волны, которая заполняет все больший объем, так как колебания частиц, вызванные источниками звука, передаются массе воздуха. Однако с увеличением расстояния колебания частиц ослабевают. Известно, что для увеличения дальности передачи, звук необходимо концентрировать в заданном направлении. Когда мы хотим, чтобы нас лучше было слышно, мы прикладываем ладони ко рту или пользуемся рупором. В этом случае звук будет ослабляться меньше, а звуковые волны - распространяются дальше.

При увеличении толщины стенки звуколокация на низких средних частотах увеличивается, но «коварный» резонанс совпадения, вызывающий удушение звуколокации, начинает проявляться, более низких частотах и захватывает более широкую их область.

 Ослабление звука связано и с тем, что звуковая волна постепенно теряет энергию из- за поглощения ее средой. Степень поглощения опять- таки определяется свойствами среды. В более вязкой среде, например в вате, каучуке, поглощение больше. Однако оно во многом зависит и от частоты звука. Чем больше частота, тем больше поглощение. Звук частоты 10000 Гц поглощается в 100 раз больше, чем звук частоты 1000 Гц. Не случайно орудийный выстрел вблизи кажется нам оглушающе резким, издали - более мягким, глухим. Это объясняется тем, что звук от выстрела пушки содержит в себе как низкие, так высокие частоты, а звуки высоких частот поглощаются в воздухе больше, чем звуки низких частот. Находясь далеко от стреляющей пушки, мы слышим звуки более низких частот, а звуки высоких не доходят до нас - они поглощаются. Еще более наглядный пример, подтверждающий это явление- звучание удаляющегося оркестра. Сначала пропадают высокие звуки флейт и кларнетов, затем средние- корнетов и альтов, и наконец, когда оркестр будет уже совсем далеко, слышен только большой барабан.

На дальность распространения звука большое влияние оказывает рефракция, то есть искривление звуковых лучей. Чем разнороднее среда, тем больше искривляется звуковой луч.

Дальность распространения звука в море, как правило, равна (в зависимости от мощности источника звука) десяткам или сотням километров. Но бывают случаи, когда распространяется по так называемому подводному каналу, который возникает чаще всего в океане. Это область глубин, где скорость звука вначале уменьшается, а достигнув минимума, начинает возрастать. Физически это обусловливается большой

зависимостью распространения звука в морской воде от ее температуры, солености и гидростатического давления.

С глубиной скорость звука уменьшается, но лишь до тех пор, пока понижается температура воды. Достигнув определенного уровня, скорость начинает возрастать из - за повышения гидростатического давления. Верхние и нижние границы звукового канала имеют глубину с равными скоростями звука. За ось канала принимается глубина с наименьшей скоростью распространения звука.

Сверхдальнее происхождение звука в канале объясняется тем, что звуковые лучи, почти полностью отражаясь от верхней и нижней границ звукового канала, не выходят за его пределы, а концентрируются и распространяются вдоль оси звукового канала.

«Чтобы лучше понять это, - говорит академик Л.М. Бреховский, - вспомните, как ведет себя уставший путник, он предпочитает держаться теневой, более прохладной стороны, нести на своих плечах как можно меньше груза и двигаться с минимальной скоростью. Ведь только при этом он сможет пройти максимальное расстояние. Звуковой луч в морской воде подобен этому путнику. Выйдя из источника, он уходит вверх от оси звукового канала. Чем выше, тем теплее, и луч заворачивает вниз, «в холодок», и углубляется до тех пор, пока не начинает «ощущать» тяжесть повышающегося гидростатического давления» [3].

Американские ученые проделали в Атлантическом океане эксперимент, подтверждающий слияние среды на дальность распространения звука. На глубине 500 метров каждый. Спустя некоторое время взрыв был зафиксирован на Бермудских островах, удаленных от места эксперимента на 4500 км. Такой взрыв в воздухе слышен всего на расстоянии 4 км, а в лесу - не более 200 м. Явление сверх дальнего распространения звука в подводном звуковом канале специалисты использовали для создания спасательной системы «Софар». С кораблей и самолетов, терпящих бедствие, сбрасывают небольшие бомбочки весом от 0,5 до 2,5 кг, которые взрываются на глубине залегания оси звукового канала. Береговые посты принимают место взрыва, а следовательно, и место катастрофы [6].



Опыты и эксперименты

Опыт №1. Выяснить, как распространяется звук.

Требуется: пластиковая бутылка, полиэтиленовый пакет, круглая упаковочная резинка, ножницы, небольшая свечка.

  1. У пластиковой бутылки срезаем нижнюю часть. Затем отрезали от пакета кусок плёнки, чтобы закрыть нижний конец бутылки.

  2. Плёнку натянули на открытую часть бутылки, плотно прижали и закрепил резинкой.

  3. Зажигаем свечу. Ставим горлышко бутылки на расстояние 2,5 см от огня.

  4. Далее кончиками пальцев резко стукнуть по натянутой плёнке.

Вывод:

Ударяя по натянутой плёнке, вызывается сотрясение маленьких частиц воздуха, находящихся возле плёнки внутри бутылки. Эти колеблющиеся частички передают колебания всё дальше и дальше следующим частичкам. Так звуковые колебания проходят через всю бутылку и гасят пламя.


Опыт 2. Зависимость звука от от длины колеблющегося тела.

Как частота возникающего звука зависит от длины колеблющегося тела? Положите гибкую пластиковую или металлическую линейку на стол так, чтобы она примерно на три четверти выступала за край стола. Крепко прижмите рукой один край линейки к столу. Другой рукой отогните свободный край линейки вниз и отпустите его. Послушайте, какой звук при этом возникнет, и обратите внимание на то, как быстро колеблется свободный конец линейки. Повторите опыт, но когда линейка начнет колебаться, медленно подвиньте ее так, чтобы выступающая над столом часть линейки стала меньше. Оказывается, что при уменьшении длины колеблющегося конца линейки звук меняется. Заметьте, как при уменьшении длины колеблющегося конца линейки будет меняться издаваемый ею звук и как быстро будет колебаться конец линейки в этом случае. Почему? Звуковые волны — это волны, возникающие в результате колебаний какого-либо тела и распространяющиеся в среде. Колеблющееся тело вынуждает окружающую его среду колебаться. Линейка — колеблющийся источник звука. Колебания линейки заставляют молекулы воздуха, находящиеся рядом с линейкой, двигаться вперед и назад с той же частотой. При этом создаются области сжатий (там, где молекулы спрессованы более тесно) и разрежений (там, где молекулы удалены друг от друга дальше обычного расстояния). Волны, в которых есть области сжатий и разрежений, называются продольными. К продольным волнам относятся звуковые волны. Благодаря движению воздуха вокруг колеблющейся линейки звуковая энергия передается через воздух. Колебания воздуха достигают ваших ушей и ударяют о барабанные перепонки, и они тоже начинают колебаться. Частота колебаний барабанных перепонок интерпретируется мозгом как звук определенной высоты. При уменьшении длины линейки частота ее колебаний увеличивается. Таким образом, частота колебаний линейки обратно пропорциональна ее длине. Звук становится выше по мере того, как частота возрастает.


Опыт 3 Звуковая волна переносит энергию.

Разместили рядом с аудиоколонками пластиковый стан с водой. При изменении громкости и высоты звука мы замечаем как изменяются колебания поверхности воды в стакане.

Вывод: Звуковые волны возмущают поверхность воды, т.е. совершают работу по выведению системы из состояния равновесия, значит звуковая волна обладает энергией.


Опыт 4 Распространение звуковых волн в разных средах.

Звук может распространяться в твердом, жидком или газообразном веществе. Как сравнить эффективность распространения звука в газе и твердом веществе? Мы взяли обычные наручные часы. Вначале держим часы на расстоянии вытянутой руки. Медленно подносим часы к уху до тех пор, пока не услышим первое слабое тиканье. В этом положении измеряли расстояние от часов до уха. Затем прижимаем ухо к столу и положили часы на стол на расстоянии вытянутой руки от уха. Слушаем, не будет ли слышно тиканья часов. Тиканье часов в этом положении слышно хорошо. Медленно отодвигаем часы подальше, пока тиканье не станет слабым. Измеряли расстояние от часов до уха и сравниваем его с тем расстоянием, на котором мы смогли услышать слабое тиканье часов, прислушиваясь к ним в воздухе.

Мы сделали вывод, что в твердом теле, в частности в древесине, звук передается на более дальнее расстояние чем в воздухе.


Опыт 5 Отражение звука

В лесу, в горах, в помещениях можно иногда слышать отражение звука от какой-то преграды (лес, горы, стена). Опыт и наблюдения показывают, что отражение звука подчинено определенному закону: угол падения равен углу отражения. Из картона мы сделали трубу диаметром в 60—70 мм, высотой в 30 см. Далее мы взяли часы и положили их на мягкую толстую подстилку, а сверху накрыли трубой. Звук будет слышен только в том случае, если ухо будет прямо над трубой, а если оно окажется выше верхнего края трубки и сбоку, на некотором расстоянии, звука часов не слышно. Теперь возяли кусок картона и расположили его над трубкой, под углом около 45 град. к оси трубы. Поворачивая картон, мы добились (при определенном положении картона к оси трубки) ясной слышимости звука.

Делаем вывод, что звуковая волна, так же как и механическая отражается от препятствий.


Опыт 6 Телефон из спичечного коробка

Из двух спичечных коробков или пластиковых стаканчиков из-под йогурта можно сделать телефон. Правда, он будет работать не так хорошо, как настоящий. По нему не удастся поговорить с соседним городом или даже с соседним домом. Но из комнаты в комнату слышно будет очень хорошо. А самое главное — этот телефон ты сделаешь своими руками. Способ изготовления очень простой. Коробок (или стаканчик) высушили. В середине дна коробочки проколи отверстия толстой иглой. Трубки готовы! Самая главная часть нашего телефона — шнурок. По нему будет передаваться звук. Лучший шнурок — леска. Хорошо подойдут шелковая нитка для вышивания, суровая нитка. Хуже всего передают звук обыкновенная швейная нитка и шпагат из бумаги. Шнурок нужен длиной 10—15 м. Можно, конечно, сделать его и короче, но тогда будет не так интересно. Если он будет коротким, то трудно будет разобрать, слышишь ли ты голос своего товарища по телефону или просто так. Концы шнурка протяни в отверстия в трубках и каждый завяжи за середину спички. На рисунке хорошо видно, как это сделать. Возьми одну из трубок, другую дай товарищу. Разойдитесь на полную длину шнурка, чтобы он туго натянулся. Шнурок должен висеть в воздухе свободно, ни к чему не прикасаясь. Один из вас пусть приставит свою трубку к уху, Другой, поднеся трубку ко рту, должен сказать: «Внимание! Даю пробу! Раз, два, три, четыре, пять…» Можно, конечно, сказать и любые другие слова. Например: «У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Слон!» Но настоящие телефонисты почему-то всегда говорят «даю пробу» и потом считают. Если все сделано правильно и шнурок достаточно натянут, то в телефон будет хорошо слышно, и вы сможете вести длинные разговоры.

КАК РАБОТАЕТ ЭТОТ ТЕЛЕФОН В самом деле, как передается звук в нашем телефоне? Ты можешь это выяснить, когда с веревки во дворе снимут белье. Отвяжи веревку с одного конца и натяни ее не слишком туго. Ребром ладони ударь по веревке. А теперь смотри! От твоего удара образовалась словно впадина. И эта впадина не исчезла, когда ты отнял руку. Нет, она побежала по веревке, все дальше и дальше, до самого столба. Добежала… Исчезла? Нет! Превратилась в горб, и теперь уже горб бежит от столба к твоей руке! Можешь и наоборот сделать. Ударь по веревке снизу. Тогда на ней образуется горб и убежит к столбу, а обратно вернется впадина. Так веревка передает колебания. Сама она остается на месте, не уходит ни к столбу, ни от столба. А волна бежит! Звук — это тоже колебания. Воткни в дощечку перышко или лезвие от безопасной бритвы. Дерни за конец. Дрын-н! Запело! А видишь, как оно колеблется? Конечно, каждое отдельное колебание здесь не разглядишь — они слишком быстрые. Но свободный конец лезвия или перышка словно расплылся, стал туманным. Звук слабеет— и конец лезвия делается все тоньше, все отчетливее. Колебания уменьшаются. Посмотри, как колеблется звучащая струна гитары или другого струнного инструмента. Если есть у тебя барабан, можешь убедиться, что его натянутая кожа тоже колеблется. Для этого поставь барабан на ребро, ударь палочкой и поднеси шарик из пробки, бузинной мякоти или пенопласта на тонкой ниточке. Только он коснется кожи — щелк! Тут же отлетит в сторону. Пользуясь нашим игрушечным телефоном, ты говорил в коробочку. От звуков твоего голоса дно коробочки дрожало, колебалось. Эти колебания бежали по шнурку, словно волна по бельевой веревке. Только колебания были частые и слабенькие, их нельзя было увидеть глазом. Но все равно, добежав до другой коробочки, они заставляли и ее дно колебаться, а значит — звучать.



Заключение

В ходе данной работы мы выполнили следующие задачи: познакомились с интересной литературой и интренет-ресурсами, в которых отражается теория звуковых волн.

Выяснили, что звуковые волны это механические колебания, распространяющиеся в упругой среде с определенной скоростью, а звук который мы слышим это только узких спектр звуковых волн.

Мы убедились в том, что звуковая волна-это продольная волна, которая образуются вокруг колеблющихся физических тел, т.е. тел которые. дрожат или вибрируют.

Проведенные опыты подтвердили, что звуковым волнам присущи свойства механических волн: длина волны, частота волны, скорость волны. Звуковые волны могут отражаться от препятствий. Звуковые волны накладываясь могут усилять звук или ослаблять его.

Мы сделали заключение, что изучение раздела физики акустика позволит человечеству внедрять в различные сферы его жизнедеятельности новые технологии основанные на использование звуковых волн.








Литература

1. Аристотель - Сочинения в четырех томах. Том 1 / Ред. В.Ф.Асмус, 1976

2. И.Г. Хорбенко Звук, ультразвук, инфразвук. Издательство «Знание» Москва 1978г.

3. Красильников В.А., Крылов В.В. Введение в физическую акустику. М.: Наука, 1984 год

4. Красильников В.А. Введение в акустику 1992 год

5. Учебник Физика 9 класс А.В. Перышкин, Е.М. Гутник (2014 год)

6. Анатолий Бернацкий Сто великих тайн океана ООО «Издательство «Вече», 2010





Просмотр содержимого презентации
«Звуковые волны»

Звуковые  волны Работу выполнили: ученицы 9 класса МБОУ ООШ № 34 Жернакова Мария и Васютина Дарья. Руководитель: учитель физики: Якименко И.Г.

Звуковые волны

Работу выполнили:

ученицы 9 класса МБОУ ООШ № 34

Жернакова Мария и Васютина Дарья.

Руководитель:

учитель физики: Якименко И.Г.

Актуальность работы Нас окружает большое разнообразие звуков: Звучат работающие машины, движущийся транспорт. Человек научился применять звук в различных сферах своей деятельности.

Актуальность работы

Нас окружает большое разнообразие звуков:

Звучат работающие машины, движущийся транспорт.

Человек научился применять звук в различных сферах своей деятельности.

Цель работы Целью нашей работы является изучение природы звуковых волн, их характеристик и свойств.

Цель работы

Целью нашей работы является изучение природы звуковых волн, их характеристик и свойств.

Задачи 1 . Познакомиться с литературой о звуковых волнах 2. Изучить теорию звуковых волн: - что такое звуковая волна; - причины возникновения звуковых волн; - виды звуковых волн; - скорость распространения звуковых волн в различных средах; - характеристики звуковых волн: громкость, высота и тембр звука; 3. Изучение свойств и характеристик звуковых волн на практике с помощью опытов.

Задачи

1 . Познакомиться с литературой о звуковых волнах

2. Изучить теорию звуковых волн:

- что такое звуковая волна;

- причины возникновения звуковых волн;

- виды звуковых волн;

- скорость распространения звуковых волн в различных средах;

- характеристики звуковых волн: громкость, высота и тембр звука;

3. Изучение свойств и характеристик звуковых волн на практике с помощью опытов.

Что такое звуковая волна? Звуковые волны – это механические колебания, которые, распространяясь и взаимодействуя с органом слуха, воспринимаются человеком. Человеческое ухо способно воспринимать колебания с частотой примерно от 20 до 20000 колебаний в секунду. Раздел, который занимается в физике этими волнами, называется акустика.

Что такое звуковая волна?

Звуковые волны – это механические колебания, которые, распространяясь и взаимодействуя с органом слуха, воспринимаются человеком.

Человеческое ухо способно воспринимать колебания с частотой примерно от 20 до 20000 колебаний в секунду.

Раздел, который занимается в физике этими волнами, называется акустика.

Ультразвук и инфразвук Инфразвук – механические волны, имеющие частоту менее 20 Гц. Они не воспринимаются человеческим ухом. Естественными источниками инфразвуковых волн являются шторм, цунами, землетрясения, ураганы, извержения вулканов, гроза. Ультразвук – это механические волны, имеющие частоту от 20 000 Гц до миллиарда герц. Волны, имеющие частоту более миллиарда герц, называют гиперзвуком. Ультразвук применяется для обнаружения дефектов в литых деталях.

Ультразвук и инфразвук

Инфразвук – механические волны, имеющие частоту менее 20 Гц. Они не воспринимаются человеческим ухом.

Естественными источниками инфразвуковых волн являются шторм, цунами, землетрясения, ураганы, извержения вулканов, гроза.

Ультразвук – это механические волны, имеющие частоту

от 20 000 Гц до миллиарда герц.

Волны, имеющие частоту более миллиарда герц, называют гиперзвуком.

Ультразвук применяется для обнаружения дефектов в литых деталях.

Характеристики звуковых волн Громкость звука. У тихого звука амплитуда колебаний меньше, чем у громкого звука . Высота звука зависит от частоты колебаний.

Характеристики звуковых волн

Громкость звука. У тихого звука амплитуда колебаний меньше, чем у громкого звука .

Высота звука зависит от частоты колебаний.

Тембр — (обертоновая) окраска звука; одна из специфических характеристик музыкального звука Самая низкая (то есть самая малая) частота такого сложного звука называется основной частотой , а соответствующий ей звук определённой высоты — основным тоном (иногда его называют просто тоном). Все остальные тоны сложного звука называются обертонами.

Тембр — (обертоновая) окраска звука; одна из специфических характеристик музыкального звука

Самая низкая (то есть самая малая) частота такого сложного звука называется основной частотой , а соответствующий ей звук определённой высоты — основным тоном (иногда его называют просто тоном).

Все остальные тоны сложного звука называются обертонами.

Распространение звука Пока в колоколе находится воздух, звук звонка слышен ясно. При откачивании воздуха из-под колокола звук постепенно слабеет и, наконец, становится неслышимым.

Распространение звука

Пока в колоколе находится воздух, звук звонка слышен ясно. При откачивании воздуха из-под колокола звук постепенно слабеет и, наконец, становится неслышимым.

Распространение звука Скорость звука зависит от условий среды и температуры. звуковые волны могут распространяться в воздухе, газах, жидкостях и твердых телах.

Распространение звука

Скорость звука зависит от условий среды и температуры.

звуковые волны могут распространяться в воздухе, газах, жидкостях и твердых телах.

Вторая часть. Во второй части работы мы на опытах рассмотрели: 1. Как распространяется звуковая волна; 2. От чего зависит высота звука; 3. Обладает ли звуковая волна энергией; 4. Распространение звуковых волн в различных средах; 5. Отражение звуковых волн от препятствий.

Вторая часть.

Во второй части работы мы на опытах рассмотрели:

1. Как распространяется звуковая волна;

2. От чего зависит высота звука;

3. Обладает ли звуковая волна энергией;

4. Распространение звуковых волн в различных средах;

5. Отражение звуковых волн от препятствий.

Опыт №1. Выяснить, как распространяется звук.  Вывод: Ударяя по натянутой плёнке, вызывается сотрясение маленьких частиц воздуха, находящихся возле плёнки внутри бутылки. Эти колеблющиеся частички передают колебания всё дальше и дальше следующим частичкам. Так звуковые колебания проходят через всю бутылку и гасят пламя.

Опыт №1. Выяснить, как распространяется звук.

Вывод: Ударяя по натянутой плёнке, вызывается сотрясение маленьких частиц воздуха, находящихся возле плёнки внутри бутылки. Эти колеблющиеся частички передают колебания всё дальше и дальше следующим частичкам. Так звуковые колебания проходят через всю бутылку и гасят пламя.

Опыт 2. Зависимость звука от длины колеблющегося тела. Вывод: Частота колебаний линейки обратно пропорциональна ее длине. Звук становится выше по мере того, как частота возрастает.

Опыт 2. Зависимость звука от длины

колеблющегося тела.

Вывод: Частота колебаний линейки обратно пропорциональна ее длине. Звук становится выше по мере того, как частота возрастает.

Опыт 3. Звуковая волна переносит энергию. Вывод: Звуковые волны возмущают поверхность воды, т.е. совершают работу по выведению системы из состояния равновесия, значит звуковая волна обладает энергией.

Опыт 3. Звуковая волна переносит энергию.

Вывод: Звуковые волны возмущают поверхность воды, т.е. совершают работу по выведению системы из состояния равновесия, значит звуковая волна обладает энергией.

Опыт №4. Распространение звуковых волн в разных средах. Вначале держим часы на расстоянии вытянутой руки. Медленно подносим часы к уху до тех пор, пока не услышим первое тиканье. В этом положении измеряли расстояние от часов до уха. Затем прижимаем ухо к столу и положили часы на стол на расстоянии вытянутой руки от уха. Тиканье часов в этом положении слышно хорошо. Медленно отодвигаем часы подальше, пока тиканье не станет слабым. Вывод: В твердом теле, в частности в древесине, звук передается на более дальнее расстояние чем в воздухе.

Опыт №4. Распространение звуковых волн в разных средах.

Вначале держим часы на расстоянии вытянутой руки. Медленно подносим часы к уху до тех пор, пока не услышим первое тиканье. В этом положении измеряли расстояние от часов до уха. Затем прижимаем ухо к столу и положили часы на стол на расстоянии вытянутой руки от уха. Тиканье часов в этом положении слышно хорошо. Медленно отодвигаем часы подальше, пока тиканье не станет слабым.

Вывод: В твердом теле, в частности в древесине, звук передается на более дальнее расстояние чем в воздухе.

Опыт 5. Отражение звука Вывод: Звуковая волна, так же как и механическая отражается от препятствий.

Опыт 5. Отражение звука

Вывод: Звуковая волна, так же как и механическая отражается от препятствий.

Заключение Проведенные опыты подтвердили, что звуковым волнам присущи свойства механических волн: длина волны, частота волны, скорость волны. Звуковые волны могут отражаться от препятствий. Мы сделали заключение, что изучение раздела физики акустика позволит человечеству внедрять в различные сферы его жизнедеятельности новые технологии основанные на использование звуковых волн. Спасибо за внимание!

Заключение

Проведенные опыты подтвердили, что звуковым волнам присущи свойства механических волн: длина волны, частота волны, скорость волны. Звуковые волны могут отражаться от препятствий.

Мы сделали заключение, что изучение раздела физики акустика позволит человечеству внедрять в различные сферы его жизнедеятельности новые технологии основанные на использование звуковых волн.

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!