СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа по литературе «В хорошем обществе…» (Проблема воспитания русского дворянина)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аристократ, дворянин, помещик…, и в массовом сознании тут же всплывает – «эксплататор»! Рассказы о Простаковых и Скотининых, Салтычихи создают далеко нелицеприятное представление о правящем классе ушедшей эпохи. Каков был истинный облик русского аристократа? Какие принципы лежали в основе дворянского воспитания? Нужны ли нам, современникам, те нравственные ценности, которые составляли сущность порядочного человека? Автор исследования предпринял попытку найти ответы на эти вопросы, проанализировав ряд произведений.

Просмотр содержимого документа
«НИР Киселевой Анны МБОУ СОШ 5 г. Искитим (1)»

Просмотр содержимого презентации
«В хорошем обществе. Киселева Анна»

«В хорошем обществе…»  (Проблема воспитание русского дворянина) Киселева Анна  МБОУ СОШ №5, 10 класс, г. Искитим   Научный руководитель Пак Марина Юрьевна,  учитель русского языка и литературы  высшей квалификационной категории

«В хорошем обществе…» (Проблема воспитание русского дворянина)

Киселева Анна

МБОУ СОШ №5, 10 класс, г. Искитим

 

Научный руководитель

Пак Марина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Актуальность выбора темы Анализ Исторических фактов Сравнение воспитание в прошлом и настоящем Русский дворянин ? Эксплуататор Порядочный человек

Актуальность выбора темы

Анализ Исторических фактов

Сравнение воспитание в прошлом и настоящем

Русский дворянин

?

Эксплуататор

Порядочный человек

Гипотеза

Гипотеза

  • Если в основе воспитания русского дворянина лежит ориентация на некий умозрительный идеал , то это порождает совершенно особый тип личности , весь облик которой несет на себе отпечаток определенной культурной традиции .
Цель работы:  выявление принципов дворянского воспитания Задачи:

Цель работы: выявление принципов дворянского воспитания

Задачи:

  • определить соотношение положительного и отрицательного образов дворянина в литературе на примере программы Г.С. Меркина (5-9 кл.);
  • познакомиться с историей возникновения дворянства как класса;
  • изучить литературу по теме исследования;
  • проанализировать произведения русских классиков, отражающих принципы воспитания русского дворянина;
  • провести социологический опрос среди старшеклассников школы, вопросы которого затрагивают тему воспитания.
Методы исследования:              1. Наблюдение  2. Контекстный и компонентный анализ  3. Изучение художественной и критической литературы .    Практическая направленность работы Полученный материал можно использовать на уроках литературы, факультативах, спецкурсах, классных часах и родительских лекториях.

Методы исследования:

1. Наблюдение 2. Контекстный и компонентный анализ 3. Изучение художественной и критической литературы .

Практическая направленность работы

Полученный материал можно использовать на уроках литературы, факультативах, спецкурсах, классных часах и родительских лекториях.

Кл.

5

Отрицательный образ дворянина

И.С. Тургенев. «Муму», «Щи».

Положительный образ дворянина

А.А. Блок. Рассказ о семье поэта

6

И.А. Бунин. Рассказ о семье поэта

А.С. Пушкин. «Дубровский»

Семья Дубровских

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

Л.Н. Толстой. «Детство»

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»

7

В.Г. «В дурном обществе»

В.Г. «В дурном обществе». Образ судьи

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям»

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни …»

Д.И. Фонвизин. «Недоросль».

Образ Стародума

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича...».

Н.В. Гоголь. «Шинель»

А.С. Пушкин «Полтава»

Н.А. Некрасов. «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»,

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик»

8

А.П. Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника».

Г.Р. Державин. «Вельможа»

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»

А.С. Пушкин. «Пиковая дама»

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Н.В. Гоголь. «Ревизор»

Н.А. Некрасов. «Тройка».

Л.Н. Толстой. «После бала».

Л.Н. Толстой. «Отрочество»

М.Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта».

9

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

Образ Чацкого

Н.В.Гоголь. «Мертвые души»

Ф.М. Достоевский. «Бедные люди»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Поместное и столичное дворянство)

Образ Татьяны Лариной, образ автора

28 произведений

13 произведений

История возникновения дворянства

История возникновения дворянства

Дворянство в России возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина. «Дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора» или «придворный»

Дворянство в России возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина.

«Дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора» или «придворный»

Становление дворянства Правление Петра I ( 1682-1725 гг.) - период превращения дворянства в полноценное сословие, Процесс складывания дворянства как единого сословия- постепенное обретении сословных прав и привилегий.

Становление дворянства

Правление Петра I ( 1682-1725 гг.) - период превращения дворянства в полноценное сословие, Процесс складывания дворянства как единого сословия- постепенное обретении сословных прав и привилегий.

Мы изучили следующие материалы по теме:   «Юности честное зерцало» О.С. Муравьева «Как воспитывали русского дворянина». О.С. Муравьева «ВО ВСЕМ БЛЕСКЕ СВОЕГО БЕЗУМИЯ» (Утопия дворянского воспитания) Ю.М. Лотман «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века) И. И. Кондрашин «Кодекс светского поведения». Воспитание направлено не на раскрытие индивидуальности ребенка, а на то, чтобы сформировать личность, «душевно и телесно здорового» человека благородного сословия.

Мы изучили следующие материалы по теме:

  • «Юности честное зерцало»
  • О.С. Муравьева «Как воспитывали русского дворянина».
  • О.С. Муравьева «ВО ВСЕМ БЛЕСКЕ СВОЕГО БЕЗУМИЯ» (Утопия дворянского воспитания)
  • Ю.М. Лотман «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)
  • И. И. Кондрашин «Кодекс светского поведения».

Воспитание направлено не на раскрытие индивидуальности ребенка, а на то, чтобы сформировать личность, «душевно и телесно здорового» человека благородного сословия.

«Дворянское воспитание»- это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают  «…Кому много дано, с того много взыщется, а кому многое предоставлено, с того больше и спросится...» Св. Евангелие от Луки гл. 12 Дворянского ребенка ориентировали не на успех, а на идеал.

«Дворянское воспитание»- это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают

«…Кому много дано, с того много взыщется, а кому многое предоставлено, с того больше и спросится...»

Св. Евангелие от Луки гл. 12

Дворянского ребенка ориентировали не на успех, а на идеал.

Главный орган  человека-   головной мозг Ум  ( разум )  человека , его  нравственные  качества – это плод деятельности, результат функционирования правильно настроенного, добротно загруженного  головного мозга  человека. Вокруг головы всех святых на иконах   светлый , позолоченный  нимб – символ святости , божественности. Свет – это истина ,  правильное учение ,  наука ,  просвещение  . (В.И. Даль) Светское общество – общество   разумных ,   добродетельных  людей Великосветское   общество – лучшие среди них – цвет, свет общества

Главный орган  человека-   головной мозг

  • Ум  ( разумчеловека , его  нравственные  качества – это плод деятельности, результат функционирования правильно настроенного, добротно загруженного  головного мозга  человека.

Вокруг головы всех святых на иконах   светлый , позолоченный нимб – символ святости , божественности.

Свет – это истинаправильное учениенаукапросвещение  . (В.И. Даль)

  • Светское общество – общество   разумных ,  

добродетельных  людей

  • Великосветское   общество – лучшие среди них – цвет, свет общества

  • Аристократия  (от греческого aristos –  лучший ).
Ольга Муравьёва  «Как воспитывали русского дворянина» В книге много увлекательных выдержек из мемуаров, писем, дневников дворян позапрошлого столетия, которые помогают лучше понять, как привитые им в детстве принципы реализовывались в реальной жизни, несмотря на любые разочарования и невзгоды.

Ольга Муравьёва «Как воспитывали русского дворянина»

В книге много увлекательных выдержек из мемуаров, писем, дневников дворян позапрошлого столетия, которые помогают лучше понять, как привитые им в детстве принципы реализовывались в реальной жизни, несмотря на любые разочарования и невзгоды.

Главы Эпиграф Глава 2 Тезисы «СЛУЖИ ВЕРНО, КОМУ ПРИСЯГНЕШЬ» Примеры из художественной литературы А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Отношение к военной и государственной службе связывалось в понимании дворянина со служением обществу, России. Качества личности Когда на шаловливый вопрос маленького мальчика «А я когда буду царем?» , мать серьезно отвечает: «Ты царем не будешь, но если захочешь, ты можешь помогать Царю» , – она незаметно внушает сыну один из основных принципов дворянской этики. (Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы») ОТВЕТСТВЕН-НОСТЬ и чувство долга перед Отечеством

Главы

Эпиграф

Глава 2

Тезисы

«СЛУЖИ ВЕРНО, КОМУ ПРИСЯГНЕШЬ»

Примеры из художественной литературы

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Отношение к военной и государственной службе связывалось в понимании дворянина со служением обществу, России.

Качества личности

Когда на шаловливый вопрос маленького мальчика «А я когда буду царем?» , мать серьезно отвечает: «Ты царем не будешь, но если захочешь, ты можешь помогать Царю» , – она незаметно внушает сыну один из основных принципов дворянской этики. (Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы»)

ОТВЕТСТВЕН-НОСТЬ

и чувство долга перед Отечеством

Главы Эпиграф Глава 3 Тезисы « Я ВСЯКУЮ СЕБЕ МОГУ ОБИДУ снесть, Примеры из художественной литературы Но оной не стерплю, котору терпит честь.» Едва ли не главной сословной добродетелью считалась дворянская честь. Согласно дворянской этике, «честь» не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие. В идеале честь являлась основным законом поведения дворянина. Качества личности А. П. Сумароков. О люблении добродетели. Когда в повести Гарина-Михайловского мать отчитывает сына, бросившего камень в мясника, мальчик оправдывает себя тем, что мясник мог бы вывести его за руку, а не за ухо! Но мать парирует: «Зачем ставишь себя в такое положение, что тебя могут взять за ухо?» ЧЕСТЬ, чувство собственного достоинства, высокая требовательность к себе

Главы

Эпиграф

Глава 3

Тезисы

« Я ВСЯКУЮ СЕБЕ МОГУ ОБИДУ снесть,

Примеры из художественной литературы

Но оной не стерплю, котору терпит честь.»

Едва ли не главной сословной добродетелью считалась дворянская честь. Согласно дворянской этике, «честь» не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие. В идеале честь являлась основным законом поведения дворянина.

Качества личности

А. П. Сумароков. О люблении добродетели.

Когда в повести Гарина-Михайловского мать отчитывает сына, бросившего камень в мясника, мальчик оправдывает себя тем, что мясник мог бы вывести его за руку, а не за ухо! Но мать парирует: «Зачем ставишь себя в такое положение, что тебя могут взять за ухо?»

ЧЕСТЬ, чувство собственного достоинства, высокая требовательность к себе

Ответственность и чувство долга перед Отечеством Честь и чувство собственного достоинства Готовность на самопожертвование ради правды и любви Умение прощать Храбрость, настойчивость Выносливость, физическая сила и ловкость Стойкость духа Самообладание Искусство общаться приятно Блеск внешних форм, простота и изысканность внешнего вида Искусство нравиться людям. Была широко распространена тенденция увязывать внешние правила хорошего тона с их этическим смыслом. Приветливость, деликатность, корректность Скромность Сдержанность и любезность, снисходительность к человеческим слабостям Простота в общении, уважительное отношение к крестьянам и крестьянскому труду Дружественные отношения в семье, авторитет отца.  Дворянская семья – опора, которая давала спасительную уверенность, спокойствие и твердость. Непринужденность Уверенность в своем обаянии, умение одерживать победу над своими слабостями (КУРАЖ) Истинный аристократизм чужд всему вульгарному, пошлому Хорошие манеры Принципы воспитания

Ответственность и чувство долга перед Отечеством

Честь и чувство собственного достоинства

Готовность на самопожертвование ради правды и любви

Умение прощать

Храбрость, настойчивость

Выносливость, физическая сила и ловкость

Стойкость духа

Самообладание

Искусство общаться приятно

Блеск внешних форм, простота и изысканность внешнего вида

Искусство нравиться людям. Была широко распространена тенденция увязывать внешние правила хорошего тона с их этическим смыслом.

Приветливость, деликатность, корректность

Скромность

Сдержанность и любезность, снисходительность к человеческим слабостям

Простота в общении, уважительное отношение к крестьянам и крестьянскому труду

Дружественные отношения в семье, авторитет отца. Дворянская семья – опора, которая давала спасительную уверенность, спокойствие и твердость.

Непринужденность

Уверенность в своем обаянии, умение одерживать победу над своими слабостями (КУРАЖ)

Истинный аристократизм чужд всему вульгарному, пошлому

Хорошие манеры

Принципы воспитания

Принципы дворянского воспитания в художественной литературе

Принципы дворянского воспитания в художественной литературе

  • «Черная курица или подземные жители»
  • «Детство Темы», «Гимназисты» Н.Г. Гарина- Михайловского
  • «Детство» Л.Н. Толстого
  • «Отрывки из журнала Маши» В.Ф. Одоевский
  • «Капитанская дочка» А.С. Пушкина
  • Главы из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого
Автобиографическая тетралогия  Н.Г. Гарина-Михайловского Полное название: «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры»

Автобиографическая тетралогия Н.Г. Гарина-Михайловского

Полное название: «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры»

Неудачный день

Неудачный день

  • Тема - необузданный хулиган и повеса
  • Тема – чистый мальчик, способный преданно любить и сострадать.
«Прощение» - Как ты думаешь теперь, отчего БОГ позволил себя распять, когда мог бы взглядом уничтожить этих дурных людей, которые его умертвили? Отчего?  Мать замолкла на мгновение и, выразительно, мягко заглядывая в широко раскрытые глаза своего любимца-сына, проговорила:   - Оттого, что он не боялся правды, оттого, что правда была ему дороже жизни, оттого, что он хотел показать всем, что за правду не страшно умереть. И когда он умирал, он сказал: кто любит меня, кто хочет быть со мной, тот должен не бояться правды.

«Прощение»

- Как ты думаешь теперь, отчего БОГ позволил себя распять, когда мог бы взглядом уничтожить этих дурных людей, которые его умертвили? Отчего?

Мать замолкла на мгновение и, выразительно, мягко заглядывая в широко раскрытые глаза своего любимца-сына, проговорила:

- Оттого, что он не боялся правды, оттого, что правда была ему дороже жизни, оттого, что он хотел показать всем, что за правду не страшно умереть. И когда он умирал, он сказал: кто любит меня, кто хочет быть со мной, тот должен не бояться правды.

Основные черты личности Артемия Карташева

Основные черты личности Артемия Карташева

  • Совестливость,
  • правдивость,
  • бесстрашие,
  • любовь к ближнему
  • готовность на самопожертвование,
  • чувство ответственности за свои слова и поступки
Андрей Болконский Петр Гринев «…Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет, а коли узнаю, что повел не как сын Болконского, мне стыдно будет…»

Андрей Болконский

Петр Гринев

«…Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет, а коли узнаю, что повел не как сын Болконского, мне стыдно будет…»

" Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду…»

« Noblesse oblige » [нобле́с обли́ж] —  французский фразеологизм, буквально означающий «благородное (дворянское) происхождение обязывает». Переносный смысл — «честь обязывает» или «положение обязывает» — власть и престиж накладывают известную ответственность.

« Noblesse oblige » [нобле́с обли́ж]

—  французский фразеологизм, буквально означающий «благородное (дворянское) происхождение обязывает». Переносный смысл — «честь обязывает» или «положение обязывает» — власть и престиж накладывают известную ответственность.

Выбор большинства учащихся Качества личности, отмеченные одним голосом Вежливость Тактичность Самообладание Основные принципы дворянского воспитания Корректность Знание этикета Ответственность и чувство долга перед Отечеством Честь и чувство собственного достоинства Ответственность Уважительное отношение ко всем людям (чужому мнению) Честность Интеллигентность Готовность на самопожертвование ради правды и любви Пунктуальность Доброта Умение прощать Толерантность Опрятность Храбрость,  настойчивость Стремление к самосовершенствованию Выносливость, физическая сила и ловкость Стойкость духа Искренность Гостеприимство Самообладание Скромность Искусство общаться приятно Обаяние Простота и изысканность внешнего вида Приветливость, деликатность Корректность Скромность Сдержанность и любезность. Простота в общении, уважительное отношение к людям труда Непринужденность Уверенность в своем обаянии. Хорошие манеры Социологический опрос 1.Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хорошо воспитанный человек?

Выбор большинства учащихся

Качества личности, отмеченные одним голосом

Вежливость

Тактичность

Самообладание

Основные принципы дворянского воспитания

Корректность

Знание этикета

Ответственность и чувство долга перед Отечеством

Честь и чувство собственного достоинства

Ответственность

Уважительное отношение ко всем людям (чужому мнению)

Честность

Интеллигентность

Готовность на самопожертвование ради правды и любви

Пунктуальность

Доброта

Умение прощать

Толерантность

Опрятность

Храбрость, настойчивость

Стремление к самосовершенствованию

Выносливость, физическая сила и ловкость

Стойкость духа

Искренность

Гостеприимство

Самообладание

Скромность

Искусство общаться приятно

Обаяние

Простота и изысканность внешнего вида

Приветливость, деликатность Корректность

Скромность

Сдержанность и любезность.

Простота в общении, уважительное отношение к людям труда

Непринужденность

Уверенность в своем обаянии.

Хорошие манеры

Социологический опрос

1.Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хорошо воспитанный человек?

Социологический опрос 2. Что, по вашему мнению, способствует формированию воспитанности ? 1. Беседы по душам с взрослыми. 2. Семейные традиции. 3. Советы и наставления взрослых. 4.Положительные примеры из жизни. 5. Формирование определенных норм, принятых в обществе, и требование неукоснительного их исполнения. 6. Положительные примеры из художественной литературы. Предоставление ребенку полной свободы и права выбора. 8. Атмосфера семьи. 9. Поступки и поведение старших. 10. Положительные примеры из художественных фильмов. 11. Соблюдение правил хорошего тона. Выбор учащихся Атмосфера семьи Формирование определенных норм, принятых в обществе, и требование неукоснительного их исполнения. Советы и наставления взрослых. Поступки и поведение старших. Беседы по душам с взрослыми. _________________________________________________ Предоставление ребенку полной свободы и права выбора. (7 человек поставили на первое место, 10 – на третье)

Социологический опрос

2. Что, по вашему мнению, способствует формированию воспитанности ?

1. Беседы по душам с взрослыми.

2. Семейные традиции.

3. Советы и наставления взрослых.

4.Положительные примеры из жизни.

5. Формирование определенных норм, принятых в обществе, и требование неукоснительного их исполнения.

6. Положительные примеры из художественной литературы. Предоставление ребенку полной свободы и права выбора.

8. Атмосфера семьи.

9. Поступки и поведение старших.

10. Положительные примеры из художественных фильмов.

11. Соблюдение правил хорошего тона.

Выбор учащихся

  • Атмосфера семьи
  • Формирование определенных норм, принятых в обществе, и требование неукоснительного их исполнения.
  • Советы и наставления взрослых.
  • Поступки и поведение старших.
  • Беседы по душам с взрослыми.
  • _________________________________________________
  • Предоставление ребенку полной свободы и права выбора.

(7 человек поставили на первое место, 10 – на третье)

Социологический опрос 3. Считаете ли вы себя воспитанным человеком? Да (31)/ (29) 4. Что лежит в основе воспитания в вашей семье? Беседы по душам с взрослыми. Доброжелательные отношения в семье. Советы и наставления взрослых. 5. Если родители дают вам наставления, предъявляют определенные требования, объясняют ли они, почему должно поступать так, а не иначе ? Да (34)/ нет (26)

Социологический опрос

3. Считаете ли вы себя воспитанным человеком?

Да (31)/ (29)

4. Что лежит в основе воспитания в вашей семье?

  • Беседы по душам с взрослыми.
  • Доброжелательные отношения в семье.
  • Советы и наставления взрослых.

5. Если родители дают вам наставления, предъявляют определенные требования, объясняют ли они, почему должно поступать так, а не иначе ?

Да (34)/ нет (26)

Заключение

Заключение

  • Приближение личности к соответствующему эталону, образцу.
  • Дворянскому ребенку всегда показывали глубинную связь между правилами поведения и этическим смыслом.
  • Образ жизни, стиль поведения усваивались путем подражания, с помощью строго регламентированных норм.
  • Начиная с семьи, через обучение в учебных заведениях формировалась идеология, на основе возвышенных истин морали.
Заключение Известно, какие незаурядные личности вырастали порой в дворянских семьях: высокий интеллект и душевная тонкость уживались в них с бесстрашием и твердостью духа, блестящие успехи на военном или служебном поприще сочетались с кристальной честностью и благородством. Это сословие прекрасно знало все свои пороки и недостатки и у них было огромное желание справиться с этими недостатками, болезнями сословия.  

Заключение

Известно, какие незаурядные личности вырастали порой в дворянских семьях: высокий интеллект и душевная тонкость уживались в них с бесстрашием и твердостью духа, блестящие успехи на военном или служебном поприще сочетались с кристальной честностью и благородством.

Это сословие прекрасно знало все свои пороки и недостатки и у них было огромное желание справиться с этими недостатками, болезнями сословия.

 

Список литературы

1. «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению. Собранное от разных авторов». http://lcsk.ru/history/read/id/1

2. О.С. Муравьева. «Как воспитывали русского дворянина». Изд-во LINKA-PRESS. Москва, 1995

3. О.С. Муравьева. «ВО ВСЕМ БЛЕСКЕ СВОЕГО БЕЗУМИЯ» (Утопия дворянского воспитания) http://ec-dejavu.ru/n/Noble.html32

4. Ю.М. Лотман «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). Изд-во АЗБУКА. Санкт-Петербург, 2015

5. И. И. Кондрашин «Кодекс светского поведения». Глава «О светскости» http://ikondrashin.narod.ru/rus/poved/05.htm

6. С. Филимонов. Роман о воспитании человека (религиозное и светское в концепции героя у Н.Г. Гарина-Михайловского) http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=3220

7. Гарин-Михайловский Н. Г. «Детство Темы». «Гимназисты» // Собр. соч. Т. 1.

8. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Изд-во Эксмо, 2007

9. Л.Н. Толстой «Война и мир». Избранные главы. Изд-во АСТ, 2002

10. Ф. С. Честерфилд. «Письма к сыну» http://lib.ru/FILOSOF/CHESTERFILD/letters.txt

11. Программа курса «Литература 5-9 классы». Авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин. Москва. Изд-во «Русское слово», 2014

12. А.М. Гуревич. Энциклопедия литературных героев. http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/47223f1d.pdf

13. И.А. Овчинина. Словарь литературных персонажей. http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/474e970e.pdf