СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа по ОБЗР "Здоровое питание школьников - залог успешного обучения".

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большинство людей интересуют следующие вопросы: "Какие продукты нужны детям старше 7 лет?", "В каком объёме их должен употреблять школьник ежедневно?", "Все ли продукты питания полезны нашему организму?" и "Как лучше всего строить меню для ребёнка школьного возраста?".

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа по ОБЗР "Здоровое питание школьников - залог успешного обучения".»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 40 г. Орска»













«Здоровое питание в школе – залог успешного обучения».



XVII городская НПК для учащихся 5-9 классов

«Учись, исследуй, просвещай...»

Направление:

ОБЗР







Выполнила:

Медведкова Мария,

ученица 9 класса

Руководитель:

Байков Сергей Владимирович,

преподаватель-организатор ОБЗР

1 квалификационной категории



2024-2025 уч. г.

Содержание

Введение стр. 3-5

Основная часть стр. 6-19

Раздел 1 стр. 6-14

Глава 1 «Правильное питание – путь, ведущий к здоровью» стр. 6-7

Глава 2 «Санитарно-просветительская программа «Основы здорового питания для школьников»» стр. 8-9

Глава 3 «Меню на день для ребёнка-школьника» стр. 10-11

Глава 4 «Гигиена питания» стр. 12

Раздел 2 стр. 13-19

Социологический опрос. стр. 13-15

Методика исследования. стр. 16-19

Заключение стр. 20-21

Список литературы стр. 22

Приложение стр. 23-26

















Введение

Когда ребёнок начинает ходить в школу, требования к его питанию меняются, ведь у школьников большие психологические и умственные нагрузки. В школе во много раз возрастают нагрузки на нервную систему ребенка, ведь именно здесь он учится правилам взрослой жизни и самостоятельности. К тому же, многие дети посещают спортивные секции. При этом организм продолжает расти, поэтому к вопросам питания школьника всегда следует уделять особое внимание и очень важно правильно организовать его питание.

Большинство работающих родителей дают ребёнку деньги для питания в школьной столовой, а после рабочего дня интересуются его успехами на уроках. А над тем, чем питался ребёнок, они не задумываются. Многие дети не уделяют должного внимания правильному питанию и перекусывают, употребляя в пищу вредные для здоровья продукты. По информации телевизионной рекламы представление детей о здоровом питании изменилось в худшую сторону.

Дети не желают кушать в столовой и отдают предпочтение чипсам, гамбургерам, сосискам в тесте, картошке фри, шоколадным батончикам и газированным напиткам. Перекусывая сухомяткой, у ребенка пропадает аппетит, а нужных организму питательных веществ и витаминов он не получает. Кроме того, питание сухомяткой является причиной развития у детей гастритов, заболеваний щитовидной железы, ухудшения зрения и других хронических заболеваний. Из-за дефицита белка и витаминов в организме у ребенка снижается успеваемость, он очень быстро устаёт на уроках. К тому же, несбалансированное питание ведёт к нарушению процесса роста и заражению детей инфекционными заболеваниями.

Ребёнок в школе проводит основную часть дня. Во многих школах в настоящее время уделяется большое внимание организации правильного питания школьника: дети получают двухразовое горячее питание - завтрак и обед. Ребятам, посещающим продленные группы, организуется полдник. В школьное меню запрещается включать вредные для здоровья продукты: пирожные, торты, консервированные и маринованные продукты, блюда, приготовленные их сухих концентратов, грибы, макароны по-флотски и с рубленым яйцом, карамели, арахис, газированные напитки.



3

Тему данной работы «Здоровое питание в школе – залог успешного обучения» я выбрала потому, что большинство людей интересуют следующие вопросы: «Какие продукты нужны детям старше 7 лет?», «В каком объёме их должен употреблять школьник ежедневно?», «Все ли продукты питания полезны нашему организму?» и «Как лучше всего строить меню для ребёнка школьного возраста?» Желание разобраться в этой проблеме и побудило меня к проведению данного исследования.

Цель работы: изучение условий для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие «здоровое питание».

Для реализации данной цели, мы обозначим следующие задачи:

1.​ Дать представление о полезных продуктах и здоровом питании.

2. Научить выбирать полезные продукты питания.

3.​ Проанализировать опасную группу продуктов, которые могут быть вредными для здоровья человека.


4.​ Показать отрицательное отношение к вредным продуктам питания.


5. Провести анкетирование учащихся и работников столовой для выявления проблем с организацией питания в МОАУ «Школа №40 г. Орска».


6. Сформулировать основные правила здорового питания для ребят школьного возраста и настроить их на ответственное отношение к своему здоровью.


Актуальность данной работы заключается в том, что правильное питание – это основа здорового образа жизни. Пища должна быть разнообразной: витамины, клетчатка, минеральные вещества, кальций, йод.

Объектом исследования выступают продукты питания. В результате неправильного питания происходит ухудшение здоровья человека.

Предметом работы является изучение правил рационального и правильного питания, которые помогут школьникам вести здоровый образ жизни.

Гипотеза, выдвигаемая в начале исследования: можно предположить, если хочешь быть здоровым, надо правильно питаться.

В ходе выполнения исследовательской работы используются следующие методы и формы исследования:

- работа со справочной литературой и Интернет-ресурсами: сбор, изучение, анализ и обобщение результатов, полученные в ходе работы;


4

- опрос обучающихся 7-9 классов и работников столовой МОАУ «Школа №40 г. Орска»;

- проведение экспериментального исследования с различными видами продуктов;

- определение практической значимости проведённого исследования.

Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, где называются цель и задачи, объект, предмет, формы и методы исследования, актуальность выбранной темы работы; основной части, состоящей из двух разделов: теоретический и практический, заключения, списка литературы и приложений.

В первом разделе – четыре главы: глава 1 «Правильное питание – путь, ведущий к здоровью», глава 2 «Санитарно-просветительская программа «Основы здорового питания для школьников»», глава 3 «Меню на день для ребёнка-школьника», глава 4 «Гигиена питания».

Второй раздел (практический) включает в себя социологический опрос среди обучающихся 7-9 классов, персонала столовой МОАУ «Школа №40 г. Орска» о пользе полезных продуктов питания на организм школьников и из чего состоит наша пища и методику исследования о разработке моделей организации школьного питания.


























5

Основная часть

Раздел 1

Глава 1. Правильное питание – путь, ведущий к здоровью

Питание является необходимым условием жизни.

Здоровое питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.

Правильный режим питания способствует трудоспособности человека и является одним из важнейших условий нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта.

Правильное питание – это определённые и постоянные часы приёма еды. Пища распределяется в течение суток по количеству калорий, набору химических элементов, содержащихся в еде. Обязательно учитывается набор блюд и их количество.

К режиму питания следует подходить индивидуально. Главное – полноценно питаться не менее 3-4 раз в день. Выбрав пищевой режим, необходимо строго соблюдать его, поскольку перемены в питании, а именно нарушения режима питания ухудшают обмен веществ и способствуют возникновению такого заболевания органов пищеварения, как гастрит.

Таким образом, взрослым и физически здоровым людям рекомендуется кушать в течение суток три или четыре раза. При заболеваниях, связанных с пищеварительной системой, стоит питаться пять, шесть раз в день.

При занятиях физическими упражнениями, спортом принимать пищу следует за 2 часа до и спустя 20-40 минут после их завершения. Полезно употреблять минеральную или слегка подсоленную воду.

Ужинать надо не позднее 18-20 часов вечера, за 2-3 часа до сна.

Хочется отметить, что 4-х разовое питание – это наиболее правильный выбор приёма пищи, потому что такая система правильного питания позволяет организму лучше усваивать полезные вещества и организмы.

Овощи – это продление жизни. В них содержатся вещества, которые играют важную роль в процессах пищеварения. Овощи являются источниками витаминов С, А, В. Овощи содержат большое количество минеральных веществ, органических кислот, эфирных масел. Большинство овощей содержат соли калия, которые необходимы организму для поддержания жизнедеятельности.

Фрукты полезны. В них содержатся углеводы, которые употребляются нами без вреда для организма. Во всех фруктах много витаминов и минеральных веществ. В персиках, бананах и абрикосах содержится калий, который необходим для работы сердца. Железом и аскорбиновой кислотой богаты яблоки, груши, сливы.

6

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, принцип здорового питания можно разделить по следующим цветам:

Зелёный цвет – хлеб, крупы, овощи и фрукты.

Жёлтый цвет – мясо, рыба, обезжиренные молочные продукты.

Красный цвет – это продукты, которые нужно употреблять в меньшем количестве: сахар, масло, кондитерские изделия.

Каждому человеку нужно знать правила здорового питания:

  1. Пищу надо принимать часто в небольшом количестве, не переедать, так как с избытком пищи не справляется пищеварительная система, пища гниёт внутри организма и он отравляется. Переедание вредно и приводит к такому заболеванию, как ожирение.

  2. Исключить длительные промежутки между приёмами пищи.

  3. Питание в определённые часы улучшает работу органов пищеварения.

  4. Ужинать рекомендуется за 2-3 часа до сна.

  5. Питаться разнообразно, но при этом необходимо постараться соблюдать баланс белков, жиров и углеводов.

  6. Рацион должен соблюдать большое количество овощей и фруктов вместо сладостей.

  7. Тщательно пережёвывать пищу, ведь пережёвывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельчённая пища легче переваривается.

  8. Не спешить во время еды. Продолжительность употребления тех или иных продуктов должна составлять 20 минут при одном блюде и 30-40 минут при двух.

  9. Если у человека нарушен обмен веществ, то ему нужен контроль врача-эндокринолога.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что полноценное и правильно организованное питание – это необходимое условие долгой жизни, отсутствия многих заболеваний. Правильное питание – это путь, ведущий к здоровью.















7

Глава 2. Санитарно-просветительская программа

«Основы здорового питания для школьников»

Санитарно-просветительская программа «Основы здорового питания для школьников» была разработана в целях реализации федерального проекта «Формирование мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» для повышения информирования обучающихся об основных принципах здорового питания.

В программе дана теоретическая информация о роли и значимости питания в сохранении и укреплении здоровья, профилактике болезней, об основах физиологии пищеварения и значимости режима питания, основных компонентов пищи, о принципах организации питания с учётом индивидуальных особенностей организма.

В практической части вначале был составлен режим питания для ребёнка с различными видами деятельности и с учётом правильного графика приёма пищи.

Следующим этапом практической работы являлось составление меню с учётом возраста, роста и веса ребёнка, а также имеющихся заболеваний и в соответствии с нагрузкой в течение дня.

Из данной программы можно было выбирать только те блюда, которые предназначены для детского питания с выбором объёма порций. Меню считалось верным только при соответствии калорийности и состава питания. Такое меню можно было составить на день, на неделю и месяц в соответствии с соблюдением правил здорового питания.

Рассмотрев теоретическую составляющую санитарно-просветительской программы «Основы здорового питания для школьников», я ответила на вопрос «Как можно организовать правильное питание для каждого».

Ежедневное правильное и разнообразное питание должно быть нормой для каждого: ребёнка и взрослого. Как же этого добиться? Из основ, заложенных в Санитарно-просветительскую программу о здоровом питании, нужно соблюдать следующее:

  1. Питание должно быть разнообразным. Каждый день в меню школьников должны быть: фрукты и овощи; мясо и рыба; молоко и молочные продукты, сыр; хлеб, каши, хлопья.

  2. Исключить вредные продукты:

- Субпродукты, кроме печени, языка, сердца.

- Кровяные, ливерные, сырокопчёные колбасы.

- Жареные в жире пищевые продукты и кулинарные изделия, чипсы.

- Творожные сырки, сгущенное молоко.

- Грибы.

- Кондитерские изделия с кремом.

- Уксус, горчицу, хрен, перец острый и приправы, острые соусы, кетчупы майонезы.

- Маринованные овощи и фрукты.

8

- Кофе и газированные напитки, соки в пакетах, продукты с кофеином.

- Продукты быстрого приготовления: сухие супы, вермишель быстрого

приготовления, сухие каши.

- Жевательные резинки и леденцы.

3. Питаться регулярно. В школьном возрасте самым оптимальным является четырёхразовое питание, через каждые 4 часа. Если хочется перекусить между основными приёмами пищи, можно съесть фрукт, сухое печенье, но при этом нужно помнить, что нельзя есть в сухомятку.

4. Необходимо потреблять достаточное количество воды (1,5-2,5 литра воды в день). Часто употребляемые напитки для школьника – вода и молоко.

5. Ограничить потребление соли и сахара до 5 граммов в день (это 1 чайная ложка). Лучше употреблять фрукты.

Избыток соли и сахара приводит к задержанию жидкости в организме и повышению веса.

6. Один-два раза в неделю ребёнок должен есть рыбу и мясо. Ежедневно в рационе школьника должны присутствовать порции таких овощей и фруктов, как апельсин, яблоко, банан, 10-15 ягод, виноград, абрикос, слива, 50 г овощного салата, столовая ложка сухофруктов, 3 столовые ложки отварных овощей, стакан натурального сока.

7. Ежедневно детям школьного возраста следует употреблять молочные продукты: 30 г сыра, стакан молока, йогурт.

Наиболее качественными и безопасными видами приготовления пищи для детей считают тушение, запекание и отваривание.





















9

Глава 3. Меню на день для ребёнка-школьника

Правильный режим питания является составной частью общего распорядка дня школьника. Он должен гармонично сочетаться с режимом занятий, труда и отдыха детей.

    Все учащиеся, независимо от времени начала занятий  в школе, должны вставать и завтракать в одно и тоже время.

   Утром организм ребёнка расходует энергию, так как в это время он наиболее активно работает, поэтому завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ. Он должен обязательно содержать горячее блюдо - творожное, яичное, мясное, крупяное. В качестве питья желательно горячее молоко или кофейный напиток на молоке, чай с молоком. Хорошим дополнением к утреннему завтраку являются свежие фрукты или овощи.

Очень важно, чтобы ребёнок получал в школе завтрак, который организуется обычно во время второй и третьей переменах и состоит из какого-либо горячего или молочно-фруктового блюда. Учащиеся, получающие в школе завтрак, меньше утомляются и легче справляются со школьной нагрузкой.

Перед обедом детям полезны овощные закуски (винегреты, салаты). Горькие овощи: редьку, чеснок, лук – употреблять  в умеренных количествах. Они способствуют выделению пищеварительных соков. На обед ребёнок обязательно должен получить первое горячее блюдо (но не объёмное) и мясное или рыбное блюдо с гарниром из овощей. На сладкое - лучше фруктовый сок, свежие фрукты, компоты из свежих или сухих фруктов.

Ужин обычно состоит из молочных, крупяных, творожных и яичных блюд. Очень хорошо в состав ужина также включать свежие овощи и фрукты. Перед сном не рекомендуются блюда из мяса или рыбы, так как данная пища медленно переваривается. Дети при этом спят беспокойно и плохо отдыхают.

Исходя из выше сказанного, определим, как лучше составлять меню для ребёнка-школьника.

  1. На завтрак желательно съесть каши, запеканки, сырники, макароны, мюсли. Можно добавить напитки: чай, какао или цикорий.

  2. В обед можно съесть овощной салат, первое блюдо, второе блюдо: мясо или рыба, гарнир; напиток.

  3. Полдник может включать запеченные либо свежие фрукты, чай, кефир, молоко с печеньем или домашней выпечкой.

  4. На ужин ребёнку стоит приготовить лёгкое белковое блюдо, например, из творога. Также для ужина хорошо подходят блюда из картофеля и других

10

овощей, каши, блюда из яиц или рыбы.

К каждому приёму пищи можно добавлять ржаной или пшеничный хлеб.


Режим питания.

В зависимости от того, в какую смену ребёнок будет учиться, следует соблюдать режим питания.

Первая смена:

- завтрак дома – 07.20-07.35 часов;

- завтрак в школе – 10.00-11.00 часов;

- обед – 13.00-14.00 часов;

- ужин – 19.00-20.00 часов.

Вторая смена:

- завтрак дома – 09.20-09.35 часов;

- обед дома перед занятиями в школе – 13.00-14.00 часов;

- обед в школе –16.00-17.00 часов;

- ужин – 20.00-20.30 часов.

Хороший аппетит бывает при налаженном режиме питания и высокой физической активности.


Рекомендуемые жидкости в рационе ребёнка.

Самые оптимальные напитки – это вода и молоко.

Недостатком соков являются большое содержание сахара, поэтому их следует давать во время прима пищи, либо разбавлять водой.

На общее количество жидкости, которую должен употреблять школьник в день, влияет его активность, питание и погода. Если погода жаркая, а активность ребенка повышена, то следует давать ему больше воды или молока.

Газированные напитки и продукты с кофеином в младшем школьном возрасте не рекомендованы. Старшим школьникам такие напитки допустимо давать, но стоит обратить внимание, что во время приёма пищи их следует ограничить, так как кофеин ухудшает потребление в организм железа.


Питание школьников, занимающихся спортом.

Для подростков, занимающихся физическими упражнениями, приём пищи должен быть не позже, чем за 1,5 часа до тренировки и начинаться не ранее, чем через час после её окончания. Это вызвано тем, что большая часть крови притекает к органам пищеварения — желудку, кишечнику, пищеварительным железам, обеспечивая их нормальное функционирование.



11

Глава 4. Гигиена питания

Регулярное и правильное питание – одно из условий нормального развития организма человека.

Гигиена питания – это раздел общей гигиены, изучающий проблемы рационального питания и разрабатывающий мероприятия по обеспечению безопасности пищевых продуктов.

Из основ данной отрасли науки можно предположить то, что гигиена питания даёт нам информацию для того, чтобы наше питание было как можно более здоровым.

Сформулируем основные правила Гигиены питания.

  1. Мойте руки перед едой.

  2. Перед употреблением в пищу овощей, их вымойте проточенной водой.

  3. Не переедайте.

  4. Старайтесь есть в одно и то же время.

  5. Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.

  6. Ешьте пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.

  7. За обедом сначала съедайте салат и суп.

  8. В пищу употребляйте сырые овощи и фрукты.

  9. Во время потребления продуктов питания, используйте для этого только чистую посуду.

  10. Во время еды не читайте, не смотрите телевизор, шумно не разговаривайте и не сердитесь.

Существует ряд других правил, которые также необходимо соблюдать человеку для полезного рационального питания.

- Рацион питания должен соответствовать возрастным нормам и содержать все необходимые организму вещества;

- Пища должна быть безвредной и экологически чистой;

- Пища должна удовлетворять потребности организма в энергии;

- Продукты питания должны быть разнообразными и сбалансированными по содержанию различных пищевых веществ.

Следовательно, изучение питания здорового человека производится с учётом возраста, профессии, физической и нервной (психической) нагрузки в процессе труда, условий быта и коммунального обеспечения, а также национальности и особенностей климата. Гигиена питания разрабатывает нормы питания, меры профилактики различных кишечно-желудочных заболеваний.







12

Раздел 2

Социологический опрос.

Многие ли ребята, а также и взрослые соблюдают здоровое питание? Все ли продукты питания полезны нашему организму? Какие самые полезные продукты? Из чего состоит наша пища?

Ответы на эти вопросы я решила найти в проведённом мной исследовании.

Поставив перед собой вопросы и изучив соответствующую литературу, я намерена была провести анкетирование среди обучающихся 7-9 классов и работников столовой МОАУ «Школа №40 г. Орска», но перед этим использовала презентационный материал «Разговор о правильном питании».

Я составила бланки-анкеты с вопросами, чтобы узнать отношение учащихся школы к проблеме правильного питания.

Далее, в своём исследовании я провела анкетирование среди обучающихся 7-9 классов и работников столовой, с целью выяснения того, как питаются ребята нашей школы.

Всего в опросе прияли участие 33 учащихся и двое работников столовой. В 7 классе на вопросы социологического опроса ответили 10 обучающихся, в 8 классе - 10 человек, в 9 классе – 13 учеников.

Анкетирование носило тематическую направленность «Едим ли мы то, что следует есть?», ведь здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятие спортом, а ещё и питание, потому что мы – это то, что едим.

Вопрос «Едим ли мы то, что следует есть?», на мой взгляд, отражает суть проблемы: клетки нашего организма обеспечиваются энергией и образуются из питательных веществ, полученных с пищей. Если пища содержит органические и минеральные вещества, необходимые организму, человек всегда будет здоров.

13

Вместе с учащимися 7-9 классов попробовала узнать о себе больше, выполнив задания анкеты.

Внимательно прочитав каждый вопрос, мы выбирали один из ответов, который характерен для каждого из нас.

Анализ проведённого анкетирования показал, что из 33 опрошенных учащихся, из которых 9 человек набрали от 15 до 21 балла, 16 человек набрали от 22 до 28 баллов и 8 человек – от 29 до 44 баллов.

Разбор вопросов в анкетах показал, что полноценным питание учащихся 7-9 классов школы №40 назвать нельзя по нескольким причинам:

- Многие ребята дома не завтракают;

- Овощи и фрукты, рыбные блюда и молочные продукты употребляют редко;

- Учащиеся отдают предпочтение жареной и жирной пище;

- Рацион в течение недели не отличается разнообразием блюд.

«Как питаетесь Вы?» - обратилась я с итоговым вопросом к ребятам и пришла к выводу о том, что правильное питание является одним из компонентов здорового образа жизни, ведь употребляемая нами пища должна быть не только вкусной, но и полезной. В питании обязательно должен соблюдаться баланс правильного соотношения белков, жиров и углеводов. Нарушение данного баланса приводит к ухудшению здоровья и различным болезням.

А правильный рацион питания способствует:

- улучшению умственной деятельности обучающихся;

- повышению стресоустойчивости;

- уменьшению утомляемости;

- повышению работоспособности организма;

- укреплению иммунитета;

- нормализации функций пищеварительной и других систем человека.

Это всё помогает сохранить, а иногда восстановить здоровье.

14

Таким образом, гипотеза исследования: можно предположить, если хочешь быть здоровым, надо правильно питаться, подтверждена.



























15


Методика исследования.

Питательная ценность блюд из картофеля.

Питательная ценность блюд из картофеля зависит от способа приготовления. Содержание витаминов определяется способом тепловой обработки. Поэтому правильный выбор способа приготовления является условием приготовления питательного и вкусного блюда из картофеля.

Энергетическая ценность ста граммов отваренного в мундире картофеля составляет 76 килокалорий. Энергетическая ценность картофеля,  приготовленного в жире,  возрастает. Причиной данного явления является впитывание картофелем жиров и потеря воды.

При варке в течение 25-30 минут в кипящей воде, очищенный картофель теряет до 40 % витамина С, неочищенный — до 10 %. Пюре теряет до 80 % витаминов В и С.

Качество и вкус приготовленного картофеля зависят от химического состава, определяющего питательность, полезность для здоровья человека. Химическим составом является содержание крахмала, белков, аминокислот, витаминов.

Один из основных показателей блюд из картофеля — степень содержания крахмала: чем она выше, тем рассыпчатее сорт и вкуснее блюдо из него.

Немаловажным условием для качества приготовленного блюда из картофеля является форма нарезки данного продукта.

Таким образом, в образовании вкуса принимают участие вещества, входящие в состав клубней, способ обработки, способ хранения клубней, содержание крахмала в картофеле и форма нарезки.

Мной, Медведковой Марией, ученицей 9 класса и заведующей пищеблоком школы №40 Зеленской Анной Алексеевной были исследованы следующие способы тепловой обработки картофеля: варка (картофель отварной, картофельное пюре),  жарка в малом количестве

16

масла (картофель жаренный), запекание (картофель «по-деревенски»).

Но перед тем, как заняться приготовлением блюд из картофеля, моим научным руководителем Байковым С.В. было предложено провести опыты на определение содержания крахмала в клубнях картофеля.

Опыт 1. Определение типа картофеля.

Для проведения опыта понадобится картофель, нож.

Я разрезала клубень поперёк на две половины и потёрла их. Между половинками появилась вода и, изучив теоретический материал, пришла к выводу, что картофель относится к типу А.

Поднеся обе половинки картофельного клубня друг другу, я увидела, что они прилипли. В этом случае картофель типа С и Д.

Опыт 2. Изменение (посинение) окраски среза.

Для проведения опыта понадобиться картофель, настойка йода, пипетка, емкость с небольшим количеством воды.

Я налила  воду в ёмкость и капнула туда несколько капель йода. Это сделала для того, чтобы лучше видеть изменение окраски йода в случае его реакции с крахмалом. Далее разрезала клубни пополам и капнула полученным раствором. Если продукт посинел, крахмал в нём есть, если не посинел – то нет. Изменение окраски происходит из-за химической реакции между йодом и крахмалом, который содержится в картофеле.

Результат: в исследуемых образцах произошло изменение (посинение) окраски среза, что ещё раз подтверждает наличие крахмала в картофеле.

Опыт 3. Процентное соотношение крахмала в картофеле.

Для проведения опыта понадобятся весы, картофель, тёрка, миска, марля.

Я взвесила клубни картофеля двух сортов, очистила их от кожуры, вымыла и натёрла на мелкую тёрку. Полученные картофельные кашицы откинула на марлю и отжала. Дала отстояться раствору 5 минут, слила жидкость. На дне посуды образовалась  плотная масса сероватого цвета. Это крахмал. Взвесила полученную массу. Высчитала процентное соотношение крахмала в картофелях. Результаты занесены в таблицу (приложение 3, таблица 1).

17

По результатам опыта можно сделать вывод, что образец №1 имеет низкий процент содержания крахмала,  а образец №2 – высокий процент содержания крахмала.

Исходя из данного опыта, я смогла доказать предположенную учеными версию о химическом составе и питательной ценности картофеля.

Клубни картофеля содержат 76% воды, 24% сухого вещества, они богаты на крахмал (18-22%), содержат белки (1,5-2%), в состав которых входит 18 различных аминокислот и витамин С.

Пищевая ценность в картофеле в 100 г: калорийность, белки, жиры, углеводы и пищевые волокна.

Потребление 300 г картофеля в день обеспечивает организмом в день обеспечивает получение организмом более 10% энергии, витамин С, 50% калия, 10% фосфора, 15% железа, 3% кальция.

Таким образом, говоря о пищевой ценности картофеля, я выяснила следующее:

  1. Клубни картофеля богаты крахмалом, содержат белки, сахар, минеральные вещества, витамины группы С и В.

  2. Картофель занимает важное место в рационе питания, поэтому на предприятиях общественного питания, а также в общеобразовательных и дошкольных учреждениях его обрабатывают в больших количествах.

  3. Для приготовления блюд лучше использовать столовые сорта картофеля, имеющие тонкую и плотную кожицу, небольшое количество мелких глазков и хороший вкус.

Питательная ценность блюд из макаронных изделий.

Говоря о макаронных изделиях, хочется отметить следующее, что они представляют собой высушенное пресное тесто, приготовленное из пшеничной муки и воды в виде трубчатой или другой формы изделий. Данный вид продукта может храниться в нормальных условиях в течение одного года без снижения вкусовых качеств.

Пищевая ценность блюд из круп и макаронных изделий - в большом количестве углеводов, белков, минеральных веществ, витаминов. В крупах и макаронных изделиях содержится до 75% крахмала, который после варки хорошо усваивается организмом и придаёт блюдам большую энергетическую ценность. Клетчатка, имеющаяся в этих продуктах, способствует правильной работе кишечника.

Проведя ряд исследований с макаронными изделиями, я убедилась в следующем, что макаронные изделия характеризуются высокой пищевой ценностью. Блюдо, которое приготовлено из макаронных изделий, позволяет растущему организму человека на 10-15% удовлетворить его суточную потребность в белках и углеводах. Макаронные изделия полезны для здоровья пищеварительной системы. Клетчатка, содержащаяся в данном виде продукта, способствует очищению желудочно-кишечного тракта и выводу из организма ненужных веществ.

18

Таким образом, макаронные изделия, являясь продуктами, характеризуются высокой пищевой ценностью.

Следующим этапом нашего исследования будет приготовление натуральных и синтетических красителей.

Опыт 1. Приготовление натуральных и синтетических

пищевых красителей.

Для приготовления натуральных красителей нам понадобятся следующие продукты: морковь, свекла, апельсин. Также понадобятся и столовые приборы: нож, тёрка, сито, ложка, глубокая тарелка, стаканы.

Морковь, свёклу помыла, почистила и натёрла на тёрке. Выложила на сито натёртый продукт и с помощью ложки выдавила сок в первый стакан. Далее, разрезала пополам апельсин и в этот же стакан выдавила сок руками.

Для приготовления синтетических красителей я взяла набор пищевых красителей для покраски яиц, а именно краску четырёх цветов: желтый, красный, синий и зелёный, воду и стакан.

Налила в стаканы со второго по пятый воду и высыпала краситель из пакета, размешала чайной ложкой полученную жидкость.

Сравнивая процесс получения каждого вида красителей, я сделала вывод, что использование синтетических красителей делает более лёгким и удобным приготовление цветных макаронных изделий и синтетические красители придают продукту более яркий и насыщенный цвет.


Опыт 2. Замес теста и лепки макаронных изделий.

Следующей работой практической части исследования стало приготовление теста для макаронных изделий. Для этого я взяла муку, яйца, соль и приготовленные красители. Также в проведении данного опыта нужен таз для замешивания теста, сито, стакан, чайная ложка.

Стаканом я насыпала определённое количество муки, просеяла её через сито. Взяла стакан с красным красителем и вылила воду из этого стакана в муку. В муку добавила соль и яйцо, перемешав их. Замесила тесто.

Ту же самую работу я проделала с натуральным красителем.

Вывод напрашивается сам собой: процедура замеса теста с каждым видом красителя одинакова, а результат отличается только яркостью цветов, чем и убедилась в этом сама.

Опыт 3. Изготовление цветных макаронных изделий.

Я раскатала тесто тонким слоем, нарезала его длинными полосками. Каждую получившуюся полоску я ещё раз разрезала на ромбики или короткие полоски. Середину полоски сделала в виде «бантика» и отварила готовые макаронные изделия в двух кастрюлях. В первой кастрюле была вода с натуральными красителями, а во второй – с синтетическими.

После варки макароны с синтетическими красителями выглядят ярче.

19

Заключение

Правильное питание способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, активному долголетию.

Правильное питание обеспечивает поступление в организм и усвоение веществ, необходимых для восполнения затраченной энергии, построения и восстановления тканей, регулирования работы всех органов и систем организма человека.

Здоровое питание - одно из основ здорового образа жизни. Вести здоровый образ жизни - это значит выполнять правила сохранения и укрепления здоровья: соблюдать чистоту, правильно питаться, сочетать труд и отдых, много двигаться, не иметь вредных привычек.

Если следовать  правилам здорового питания, то будешь чувствовать себя прекрасно и помнить, что невыполнение правил режима рационального питания — одна из главных причин развития заболеваний пищеварительных органов.

Пища современного человека далека от совершенства не только потому, что в ней преобладают продукты животного происхождения, но и потому, что промышленное производство поставляет на наш стол пищу в переработанном виде. А злаки попадают на наш стол в виде выпечки из муки, тоже лишенной целебных свойств. Целебные свойства сохраняют только цельные злаки, не прошедшие промышленной переработки. Питание с преобладанием злаков - это питание в соответствии с Законами Природы.

Таким образом, питание является важнейшим фактором внешней среды, воздействующим на состояние организма и его развитие. Для правильной жизнедеятельности организма необходимо, чтобы питание было рациональным, правильным и полноценным. Рациональное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья; устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов; способности к обучению. Если мы будем правильно питаться, у нас появится возможность снизить проявление хронических болезней, которые нас сопровождают на притяжении долгих лет.

Исследовательская работа «Здоровое питание в школе – залог успешного обучения» поставила перед собой цель: изучение условий для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие «здоровое питание».

Мы считаем, что вышепоставленные цель и задачи выполнены, отражая актуальность и новизну темы.

Данная работа отличается содержанием, научностью, оригинальностью и выразительностью изложения материала.

Материал исследовательской работы о здоровом питании в школе также будет интересен в использовании на уроках окружающего мира,

20

биологии и технологии в общеобразовательных учреждениях.

Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку даётся только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм, к сожалению, вы не сможете.

Главное, всегда помните: «Ваше здоровье в ваших руках!».






































21

Список использованной литературы.

  1. Боровская Э.  «Здоровое питание школьника».,  «Эксмо», 2010 г.

  2. Гогулан Н. «Законы полноценного питания»., Москва, 2007 г.

  3. Конь  И. «Книга о здоровом питании школьников», М.«Просвещение», 2010 г.

  4. Королева М. «Правила стройности»., АСТ, 2012 г.

  5. Пузакова Б. « Что мы едим», «Эксмо», 2013 г.

  6. Уайт Е. «Основы здорового питания»., «Эксмо», 2011 г.





































22



Приложение 1.


Перечень продуктов и блюд, которые запрещены в реализации дополнительного питания через буфеты образовательных учреждений.

  1. Кремовые кондитерские изделия (пирожные, торты);

  2. Квас;

  3. Сырокопченые мясные изделия и колбасы;

  4. Жареные пищевые продукты и изделия;

  5. Кофе натуральный и энергетические напитки;

  6. Газированные напитки;

  7. Молочные продукты и мороженое;

  8. Жевательная резинка;

  9. Кисломолочные продукты;

  10. Карамель, в том числе, леденцы.





























23

Приложение 2.

Перечень продуктов и блюд, разрешённых к использованию

в буфетах-раздаточных.

  1. Фрукты (яблоки, груши, мандарины, апельсины, бананы);

  2. Вода питьевая бутилированная, негазированная;

  3. Чай, какао-напиток или кофейный напиток с сахаром, с молоком;

  4. Соки фруктовые и овощные, напитки, содержащие витамины;

  5. Молоко и молочные напитки стерилизованные;

  6. Изделия творожные, кроме сырков творожных;

  7. Сыры твёрдые для приготовления бутербродов;

  8. Хлебобулочные изделия;

  9. Орехи (кроме арахиса), сухофрукты;

  10. Кондитерские изделия: ирис, зефир, конфеты (кроме карамели), шоколад;

  11. Мучные кондитерские изделия промышленного производства: печенье, вафли, кексы, пряники.































24

Приложение 3.

Содержание крахмала в клубнях картофеля.

№ п/п

Сорт картофеля

Масса картофеля, г.

Масса полученного крахмала, г.

1.

«Гала»

665 г.

85 г.

2.

«Сорокодневка»

730 г.

75 г.









































25

Приложение 4.

Способы приготовления блюд из картофеля.

Картофель отварной.

Картофель вымыть, очистить, сполоснуть. Очищенные клубни картофеля положить в посуду слоем не боле 50 см, залить горячей водой, так чтобы она покрывала картофель на 1-1,5 см, положить соль по вкусу и посуду закрыть крышкой.

Довести до кипения и варить при слабом кипении до готовности. В конце приготовления картофеля отвар слить, а картофель подсушить.


Картофельное пюре с жареным луком, молоком и сливочным маслом.

Подготовьте для этого необходимые ингредиенты: 1 кг картофеля, 1 луковица, 200 мл молока, 50 г сливочного масла, 2 столовых ложки растительного масла, соль, специи.

Очистить картофель, отварить до готовности и слить воду. Растолочь её скалкой (толкушкой), добавить растопленное сливочное масло и горячее молоко. Обжарить измельчённый лук на растительном масле. Добавить его в картофельное пюре, приправить и посолить всё по вкусу, хорошо перемешать.

Способы приготовления блюд из макаронных изделий.

Макароны с томатом.

Подготовьте для этого необходимые ингредиенты: макароны (200 г), фасоль консервированная (1 стакан), лук репчатый (2 шт.), масло сливочное (4 ст. ложки), помидоры (3 шт.),

Макароны сварить в подсоленной воде. Воду слить, помидоры обжарить в сливочном масле 3-5 минут, затем в макароны добавить обжаренные томаты, фасоль и довести до готовности под крышкой на медленном огне 5-7 минут. В готовое блюдо можно добавить рубленую зелень.

Макароны с сыром.

Продукты на порцию: макароны (100 г), маргарин сливочный или масло (10 г), сыр голландский (20 г).

Отварные макароны заправляют сливочным маргарином, кладут на смазанную жиром или маслом сковороду, после чего посыпают твёрдым сыром, сбрызгивают маслом и запекают в духовке.




26