СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа по теме "Мёд- чудесный дар природы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Сегодня остро стоит вопрос о правильном питании, в  частности  об избытке вредной сахарозы в  рационе современного  человека, что влияет на возникновение таких заболеваний как сахарный диабет, ослабление иммунитета, кариес зубов, избыточный вес и др. Поэтому употребление сахара можно считать одной из причин нездоровья нации. А каково же значение мёда для здорового питания?

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа по теме "Мёд- чудесный дар природы"»






Научно-исследовательская работа

по теме

«Мёд- чудесный дар природы»







Авторы работы:

Сень Маргарита, Татусь Юлия

Место выполнения работы: с. Благодатное,

МКОУ СОШ № 8, 10 класс.

Научные руководители:

Бойко Л.А.,учитель биологии МКОУ СОШ № 8

Сень О.В., учитель химии МКОУ СОШ № 8.















Введение.

B мёде природа предоставила нам

один из драгоценнейших своих даров,

значение, которого для человеческого организма

в настоящее время слишком недостаточно

познано или очень слабо познается».
                 Е. ЦАНДЕР

Сегодня остро стоит вопрос о правильном питании, в частности об избытке вредной сахарозы в рационе современного человека, что влияет на возникновение таких заболеваний как сахарный диабет, ослабление иммунитета, кариес зубов, избыточный вес и др. Поэтому употребление сахара можно считать одной из причин нездоровья нации. А каково же значение мёда для здорового питания? Пчелиный мёд содержит много полезных веществ которые хорошо усваиваются организмом, кроме того мёд обладает ярко выраженными профилактическими и лечебными свойствами. Мы считаем, что настало время увеличить производство и потребление мёда как натурального источника фруктозы и глюкозы.

Доказано, что больше половины всей энергии, производимой в человеческом организме, образуется за счет вводимых с пищей сахарных веществ. Однако сахар и глюкоза, которыми богат мед(35-40%) усваивается организмом по разному. Глюкоза без всяких превращений поступает из кишечника в кровь, а сахар должен подвергаться предварительному гидролизу на глюкозу и фруктозу. Сахар это только углеводы, а мед- это целый арсенал ценных пищевых веществ. Мы попытались сравнить полезные свойства меда и вред, наносимый сахаром.

Мы решили провести свои исследования с целью изучения химического состава меда, физических свойств, биологической природы, популяризация использования мёда и его полезности по сравнению с сахарозой.

Для проведения исследования нам нужно решить следующие задачи:

с помощью опытов исследовать химический состав мёда;

-изучить биологическую природу мёда и ознакомиться с различными видами и сортами мёда

- рассмотреть физические свойства мёда

-выявить способы определения фальсифицированного мёда

- провести социологические исследования с целью выяснения отношения детей и взрослых к мёду

- собрать материал о применении мёда в лечебных целях и материал о мёде в русском фольклоре

- рассмотреть историю пчеловодства и применения мёда

- разработать методический материал для уроков биологии, химии, физики, окружающего мира и внеклассных мероприятий на которых можно применить материал нашего проекта

- выявить особенности получения мёда в нашей местности

Чтобы достичь поставленной цели нашего интегрированного проекта и получить полное представление о меде как о чудесном даре природы, мы применили различные методы и приемы работы:

- изучение и анализ различных источников, Интернет ресурсов

- сравнение и наблюдение

- проведение опытов

- эксперимент

- опрос

- анкетирование

- интервьюирование

- беседы

- презентация результатов работы

В ходе работы над проектом мы проводили анкетирование среди взрослых ( сотрудники школы , читатели сельской библиотеки) и опрос учащихся нашей школы. По результатам анкетирования мы выяснили, что 79% опрошенных любят мед, хотя регулярно употребляет лишь 35%. А среди опрошенных детей – 84% любят мед. Поэтому одна из главных задач нашего проекта - пропаганда меда как целебного продукта питания и лечебного средства.

Приложение №1, № 2

Среди вопросов, задаваемых детям был вопрос о том, что такое мед и откуда он берется, отрадно, что 98% опрошенных детей заявили, что знают о происхождении меда. Малыши даже пытались рассказать о пчелах, цветах, уликах, значит, общие представления о меде есть.

Приложение №3






1.Биологическая страница

Пчела на цветке…. Своеобразный символ природной гармонии, взаимовыгодного союза прекрасных представителей двух великих миров – растений и животных . А у человека к ним особое отношение. Человек оценил пчёл еще в далекие времена, постепенно приблизил этих тружеников к своему дому, люди научились регулярно получать пчелиную дань – Мёд, воск, прополис, перга, маточное молочко, пчелиный яд, подмор, забрус.(Кулаков , 2011)

Перга пчелиная (пчелиный хлеб) – исключительный продукт пчеловодства, налаживающий правильную работу организма. Перга - это цветочная пыльца законсервированная пчёлами и уложенная в ячейки сот. Используется пчёлами в качестве еды. Она содержит около 250 соединений, поддерживающих правильное функционирование биологических процессов, более 60 активных веществ, помогающих восстановить организм человека при различных нарушениях. Причём усваивается организмом человека полностью. 

Цветочная пыльца (пчелиная обножка) – содержит редчайший состав витаминов, аминокислот, ферментов, микроэлементов так необходимых для нормальной деятельности организма человека. И белки, которые по своей биологической ценности превосходят даже белок молока. Пчелиная обножка - это пыльца цветущих растений, собранная пчёлами.

Забрус - это срезанные восковые крышечки запечатанных медовых рамок. 

Воск пчелиный - важный продукт пчеловодства. Воск - это вещество, которое пчелы вырабатывают специальными железами для строительства сот – в них складывают запасы мёда, перги и выводят новые поколения пчёл. Свежеотстроенные соты имеют нежный желтоватый цвет, но со временем они темнеют и пчеловоды выбраковывают их, перетапливая на воск. 

Подмор пчелиный - обладает биологической активностью и целебными свойствами. Это погибшие пчелы. Жизнь пчелы коротка, в среднем 24-28 дней

 Трутневое молочко или трутневый гомогенат-мощный продукт пчеловодства, богатый витаминами, незаменимыми для организма человека кислотами и жизненноважными гормонами.Уникальность трутневого молочка в том, что по количеству белка оно близко к мясу и в 5 раз превышает количество белка в коровьем молоке. Ещё в древнем Китае рецепты с применением трутневого молочка охранялись и оберегались шаманами и жрецами.

Сейчас в каждодневный рацион Японии - одной из наций долгожителей, входит этот уникальный продукт пчеловодства.

Пчелиный яд — это своеобразный продукт жизнедеятельности пчел, который предназначен в основном для защиты пчел и гнезда.

Маточное молочко представляет собой секрет аллотрофических (глоточной и мандибулярной) желез молодых рабочих пчел, которые выделяют его с 4-6 до 12-15 дней жизни.

Прополис (греч. própolis), пчелиный клей, уза — тёмное смолистое вещество, вырабатываемое пчёлами для замазывания щелей и изоляции посторонних предметов в улье. 

Главный продукт пчеловодства конечно – мёд. Пчелиный мед – чудесный дар природы, в создании которого участвуют пчелы и цветы.

1.1Стадии производства мёда пчёлами.

Производство мёда начинается с того момента, как рабочая пчела покидает улей для сбора нектара или пыльцы. Если пчёлы не находят нектара, они собирают всевозможные сладкие жидкости. Небольшую дозу проглоченного нектара пчела использует для своего питания, остальное несет в улей и передает пчеле – приемщице. Нектар пчелой – приемщицей подвергается сложной переработке, после которой она отыскивает свободную шестигранную восковую ячейку, куда откладывает каплю нектара. Однако из этой капли ещё не получилось капли мёда, другие пчёлы будут продолжать сложную работу по превращению нектара в мёд. В нектаре содержится от много воды, и для того, чтобы приготовить мёд, пчёлы должны удалить иногда её большую часть. Это достигается тем, что каждую каплю пчёлы многократно переносят из одной восковой ячейки в другую, третью и так далее, до тех пор, пока не испарится часть влаги и мёд не станет густым. В удалении влаги принимают участие много пчёл, которые взмахами своих крыльев (26400 взмахов каждая в минуту) создают циркуляцию воздуха в улье, ускоряя процесс испарения. Кроме такого сгущения нектара, происходит также сгущение его в медовом желудочке пчелы. Помимо того, в организме пчелы капелька нектара обогащается ферментами, органическими кислотами, обеззараживающими веществами и так далее. Заполнив ячейку мёдом, пчёлы запечатывают её воском. Запечатанный мёд продолжает созревать ещё 3-4 недели. Дальше идет процесс извлечения мёда из ульев человеком. Биологическое значение мёда - пища для личинок и зимнего питания пчёл.

1.2 Классификация мёда.

  1. Виды мёда по происхождению.

Цветочный мёд производится пчёлами в процессе сбора и переработки нектара, выделяемого нектарниками растений.

Падевый мёд пчёлы вырабатывают, собирая падь и медвяную росу (сладкие выделения тли) с листьев или стеблей растений .

Смешанный мёд или цветочно- падевый получается при переработки пчёлами смеси нектара и пади.

  1. Виды мёда в зависимости от медоносных растений.

Монофлёрный мёд – это продукт переработки нектара преимущественно с одного растения нектароноса.

Сорта монофлёрного мёда: подсолнечниковый ,липовый, акациевый, гречишный, каштановый, кипрейный, рапсовый и др.

Полифлерный мёд – полученный из нектара разных растений , такой мёд еще называют смешанным или цветочным.

Сорта полифлерного мёда: горный, луговой, степной, лесной. Зависят от места сбора.

  1. Товарные виды мёда.

Центробежный мёд получают при выкачке его из ячеек сотов с помощью медогонки

Сотовый мёд - мёд не извлеченный из восковых сотов, продаётся рамками или прямоугольными вырезками.

2.Физическая страница

Знание физических характеристик мёда — важный фактор успеха в его производстве (сбор, переработка, хранение, кристаллизация и декристаллизация). Знание свойств мёда используют при определении качества мёда и его ботанической принадлежности. Доброкачественный свежий мед представляет собой густую прозрачную полужидкую массу. Если зачерпнуть зрелый мед ложкой и повернуть ею мед будет наматываться на ложку , наслаиваясь складками и стекает с нее непрерывающимися нитями.

Для характеристики сортов меда применяют следующие физические свойства меда:

цвет

запах

вкус

вязкость

кристаллизация (засахаривание)

теплопроводность

электропроводность

плотность

оптическое вращение

Эти характеристики меда определены ГОСТом и имеют конкретные показатели для ботанической принадлежности меда. С 1 января 2013 года в России введен в действие ГОСТ Р 54644-2011 «Мед натуральный». Цвет меда зависит от того с цветов каких растений был собран нектар а также от времени его сбора. Окраску придает пыльца и растительные пигменты.

Мед может быть прозрачным светлым всех оттенков желтого темно-коричневым и даже черным (каштановый)

Натуральный цветочный мед всех сортов имеет сладкий вкус и оказывает раздражающее действие на слизистую оболочку ротовой полости и глотки и в соответствии со стандартом должен быть приятным без горького кислого карамелизированного плесневого и любого другого привкуса.

Аромат различных видов меда зависит от почти 120 химических веществ основными источниками являются лепестки цветков или нектар Аромат меда в зависимости от его происхождения бывает пикантным душистым горьковатым сильным терпким резким

Для изучения свойств мёда мы взяли 4 вида меда. Приложение № 5

№1 мед липовый (Башкирия)

№2 мед майский(с.Благодатное)

№3 мед луговой (КБР)

№4 мед гречишный (КБР)

Настоящий мед тянется за ложкой гофрированной лентой. Цвет меда бывает от почти прозрачного до почти черного(каштановый).Для данных образцов меда, мы провели органолептический анализ физических свойств меда- с помощью органов чувств сравнили цвет, запах, вкус и вязкость изучаемых сортов меда. Оказалось, что представленные образцы меда отличаются не только по цвету, но и имеют свой запах и своеобразный вкус. Приложение № 6

Органолептический метод исследования.

Качество продукта определяют органолептическим (исследование при помощи органов чувств) и химическим способом. Органолептическая оценка не всегда позволяет определить натуральность меда, но она более доступна. Контроль качества производится по органолептическим признакам: цвет, запах, вкус, вязкость (консистенция) меда.

Цвет – его определяют только при дневном освещении. По цвету можно предположить сорт мёда, его происхождение, то есть растение, с которого собирался нектар. Окраску мёду придают красящие вещества нектара, которые хорошо сохраняются и в зрелом меде.

Вкус. Для натуральных медов характерно раздражающее действие на слизистую оболочку полости рта и глотки различной интенсивности — это послевкусие может усиливаться уже после проглатывания меда. Все меда вызывают ощущение сладости и легкой кислоты. Интенсивность сладости разных медов неодинакова.

Условно различают меда приторные (с гречихи, белой акации), сладкие (большинство медов), умеренно сладкие (с донника, хлопчатника, падевые меда). Многим медам свойственны различные привкусы. Привкус может быть тонким, нежным (мед с малины, клеверов), острым или резким (гречишный, некоторые липовые) и даже неприятным или горьким (мед с каштана, табака).

Запах. Газообразные вещества воспринимаются как запахи органами обоняния.

Мёд обладает специфическим приятным ароматом, который зависит от длительности и условий хранения, а также нагревания и наличия примесей. Некоторые сорта мёда имеют сравнительно слабый аромат, а у некоторых аромат отсутствует. Аромат мёда исчезает при брожении, длительном и интенсивном нагревании, при добавлении тростникового и искусственно инвертированного сахара, патоки и т. д., а также после скармливания пчёлам сахарного сиропа в большом количестве.

Консистенция недавно выкачанного мёда может быть жидкая и очень густая. Она зависит от влажности воздуха. Мёд, собранный в сырую погоду, жиже мёда, полученного в сухую погоду. Свежеоткачанный мёд при хранении постепенно мутнеет. Через 1—2 месяца мед кристаллизуется (засахаривается) и становится более плотным.

Приложение №4

3.Химическая страница

Мёд представляет собой сложную смесь компонентов. Разные сорта мёда различаются по химическому составу и физически свойствам. Состав мёда не одинаков, он зависит от географических и погодных условий, плодородия почв, вида и сорта растений.

В основном мёд состоит из воды (16—21%) и сухих веществ, среди которых преобладают сахара (до 75%). К сахарам, обнаруженным в меде, относится глюкоза (35%)( виноградный сахар) , фруктоза (35%) ( плодовый сахар), сахароза (не более 7%) ( тростниковый сахар). В состав меда входят белки (0,04—0,30%) как растительного (из нектара растений), так и животного происхождения из организма пчел – ферменты (инвертаза, диастаза, липаза и каталаза, амилаза. гликогеназа). В мёде имеются также декстрины, белковые вещества и небелковые азотистые вещества. В меде содержится до 0,43% кислот. Наибольшее количество приходится на органические кислоты 0,1 % (яблочная, лимонная, винная, щавелевая и молочная, янтарная, малоновая, муравьиная, глюконовая, уксусная, глютаминовая, аспарагиновая). Из неорганических кислот в меде обнаружены соляная и фосфорная.

В состав меда входят также минеральные (от 0,03 до 0,2%) вещества( натрий, калий, кальций, фосфор, магний, железо, кобальт, хлор, сера, йод). Интересно, что количество некоторых минеральных солей одинаково с содержанием их в сыворотке крови человека. Мёд содержит целый ряд микроэлементов: марганец, кремний , алюминий, бор, хром, медь, барий, никель, свинец, олово, цинк, осмий и др.. Мед богат витаминами ( В2, В6, Н, К, С, Е ,РР ). Состав меда не одинаков, он зависит от происхождения продукта, его зрелости и времени года.

3.1Качественные реакции на органические вещества, содержащиеся в меде.

Опыт №1.Качественная реакция на альдегидную группу глюкозы « реакция серебряного зеркала»

Для этого раствор меда нагрели с аммиачным раствором азотнокислого серебра. В результате серебро выпало в осадок. Что свидетельствует о наличии глюкозы в мёде.

СН2ОН – (СНОН)4 – СОН + 2 (Ag(NH3)2 )OH CH2OH(CHOH)4COONH4 + 2Ag +3NH3 + H2O

Опыт №2. Качественная реакция на гидроксильные группы глюкозы и фруктозы. Для этого к раствору мёда добавили несколько капель раствора щелочи и раствора сульфата меди, при этом раствор стал ярко-синего цвета. Затем полученный раствор подогрели и его цвет начал изменяться, сначала образовался желтый осадок гидроксида меди одновалентного, который со временим, превращался в красный осадок одновалентного оксида меди.

 СН2ОН – (СНОН)4 – СОН + Сu(ОН)2 = СН2ОН – (СНОН)4 – СООН + Сu2О↓+ Н2О

Опыт №3.Определение фермента диастазы в мёде. Наличие фермента указывает на то, что мёд является натуральным .Для этого к водному раствору меда добавили раствор однопроцентного крахмала. Полученную смесь поставили на 1 час на водяную баню (45%).Затем охладили и добавили несколько капель йода. Раствор исследуемого образца меда окрасился в синий цвет, следовательно, содержит фермент - диастазу и является натуральным. Приложение № 7

  1. Потребительская страница

Методы определения качества меда

Когда вы покупаете мёд необходимо знать, как отличить натуральный мёд от фальсифицированного. К мёду могут быть подмешаны: сахар, крахмал, патока, мел, сироп, мука, древесные опилки, песок. Поэтому необходимо знать простейшие приемы определения качества мёда.(Кудряшова, 2005)

Мы проделали простейшие методы по определению качества выбранных нами образцов меда.

1.Опыт. На определение содержания крахмала, с помощь йода. Пробу мёда растворили в воде (1:1) и добавили 1 каплю раствора йода, изменение окрашивания раствора указывает на присутствие крахмала или продуктов его гидролиза.


Все наши образцы не дали синее окрашивание характерное крахмалу.

6Н10О5)n + I2 → комплексное соединение сине-фиолетового цвета.

2.Опыт. С помощью уксусной кислоты определяли наличие мела. К раствору мёда прибавили несколько миллилитров какой-либо кислоты, например уксусной. Вскипание раствора свидетельствует о наличии мела в меде.

Происходит процесс: СаСО3 + 2 СН3СООН → (СН3СОО)2Са + СО2 + Н2О

3 опыт. С помощью хлебного мякиша и химического карандаша определяли содержание воды в мёде.

В качественном мёде хлеб затвердевает, а в фальсифицированном размягчается. Изменение цвета химического карандаша говорит о наличии воды . Мы выяснили . что гречишный мёд образец № 4 является натуральным но содержит лишнюю влагу , то есть откачан недозрелым. Приложение № 8

5.Региональная страница

В ходе работы над проектом мы выяснили сколько пчеловодов в нашем селе .С некоторыми из них мы встретились и взяли интервью. Так при встрече с пчеловодами Полторак И. И., Ресть С. И. и Очеретним И. И., мы узнали некоторые интересные факты: ульи бывают обычно синего, желтого или белого цвета, так как эти цвета лучше всего различают пчелы; свежеоткачанный мед дает удивительную реакцию с водой: если повращать блюдце с водой, в которое добавлен мед, то мед растекается в виде шестиугольных сот; раньше не разрешали продавать на рынках жидкий мед после Покрова (14 октября), так как считается, что настоящий мед начинает кристаллизоваться к этому времени. Наш местный майский мед дольше остается жидким из-за высокого содержания в нем нектара акции. Так же мы узнали , что основой для получения майского меда в нашей местности служат медоносные растения расцветающие в такой последовательности: первоцветы, садовые деревья и кустарники, рапс, акация, эспарцет, чабрец, а называется мёд майский, хотя качают его в начале июня, потому что раньше по старому стилю это было время конца мая.Пчеловоды рассказали интересные случаи из своей практики о необычных оттенках откачанного меда. Так мед зеленоватого оттенка удивил И. И. Очеретнего в случае когда недалеко от стоянки пасеки ( окрестности с. Кугульта ) находилось пшеничное поле, сильно засоренное васильками. Синяя пыльца василька и придала зеленый цвет меду.

Необычный перламутровый мед получил И. И. Полторак, когда его пасека стояла вблизи с. Константиновское, где в луговом разнотравье преобладала душица.

Летом 2014 года в городе Светлограде  в рамках празднования 90-летия образования Петровского района Ставропольского края широко и оживленно прошла выставка–ярмарка мёда.

Пчеловоды со всего края предложили на пробу жителям района разнообразные сорта мёда. Каждый желающий имел возможность продегустировать представленную пчеловодами продукцию, и выбрать наиболее понравившийся сорт.  Приложение №9

  1. Историческая страница.

История происхождения мёда.

Медоносная пчела — один из старейших видов животных, сохранившихся со времён неолита. Apis mellifera L. существовала на земле за 10 — 20 миллионов лет до появления человека.  В ходе человеческой истории мёд использовался в основном в качестве подсластителя, а также в медицине. Первобытный человек собирал и ел сладкий мёд и медовые соты диких пчёл еще за 7000 лет до н.э. Как сладость мёд был важным продуктом питания для человека с начала его появления. История мёда и Homo sapiens началась в каменном веке. Для того чтобы добыть сладкий мёд, человек взбирался вверх на скалы, деревья, рискуя своей жизнью.

Мёд упоминается несколько раз в священных книгах Древней Индии, Ведах, относящихся к периоду около 2000 — 3000 лет до н.э.

В Древнем Китае мёд упоминается в книге песен Ши-цзин, написанной в VI веке до н.э. В соответствии с китайской медициной мёд воздействует по принципу элемента ремли, действуя в основном на желудок и селезёнку. Он имеет мужское начало ян, оказывая эффект на меридиан тройного обогревателя (Шаоян).

В старом Египте мёд был важной сладостью и изображался на многих настенных росписях. В папирусе Эберса (1550 до н. э.) он содержится в 147 рецептах для наружного применения. Кроме того, в соответствии с папирусом Смита (1700 до н.э.), он использовался для заживления ран: «Тебе следует перевязать (рану), положив на нее свежее мясо в первый день (и) затем используй жир, мед и корпию все последующие дни вплоть до полного выздоровления».

В Израиле, земле, где «текут мёд и молоко», мёд был очень важен и упоминается в Ветхом Завете 54 раза. Наиболее известны слова царя Соломона, который сказал:

«Ешь мёд, сын мой, потому что он приятен». В Новом Завете о мёде также упомянуто. В день воскрешения Христа и его появления перед апостолами Христос ел пищу, чтобы показать апостолам, что он действительно воскрес, а не является духом или видением:

«Когда же от радости ещё не верили и дивились, он сказал им: «Есть ли у вас здесь какая пища? Они подали ему часть печеной рыбы и сотового мёда. И, взяв, ел пред ними» (Лука, 24 глава, 41-43).

В Древней Греции медоносная пчела, священный символ Артемиды, была важным элементом Эфесских монет на протяжении почти 6 веков.

Аристотель впервые описывает производство мёда. Гиппократ говорит о лечебных свойствах мёда: «…очищает раны и язвы, смягчает глубокие язвы на губах, заживляет карбункулы и гнойные раны».

Во времена Юлия Цезаря мёд заменял золото при расчётах.

В культуре позднего Средневековья арабов, византийцев и средневековой Европы мёд также был важен, и в этих культурах большинство сладких яств содержали мёд. В Византии мёд использовался как составная часть многих блюд. На Руси первое упоминание о мёде датируется 945 годом в Лаврентьевской летописи. Правда, не как о продукте питания, а как о напитке.

Добывание меда — старинный славянский промысел. Он назывался бортничеством, а люди, занимавшиеся им — бортниками. Бортники берегли старые толстые деревья, в которых были дупла, и сами выдалбливали отверстия — борти, устраивая в них склады для медовых запасов.

Бортничество было нелегким занятием. Немало усилий, ловкости, труда требовалось от «древолаза». Ему приходилось забираться на высокие деревья, уметь «ладить» е пчелами, знать их нрав. Торговля медом процветала в славянских землях так же, как и торговля мехами.

  1. Православная страница.

14 августа православные христиане отмечают праздник- Медовый Спас. Именно с этого дня разрешалось есть мед.

Покровителями пчел и пчеловодства считаются святые Изосим(Зосима) и Савватий Соловецкие.По преданию, они первыми стали разводить пчел на Соловецких островах.10 октября у христиан праздник Савватий-пчельник.

8. Лечебная страница.

С раннего детства необходимо употреблять продукты пчеловодства. Это как прививка- действует всю последующую жизнь человека и его потомков, помогает избежать многих болезней. Пчелы единственные насекомые, приносящие людям невероятную пользу. Целительны даже их яд и гудение. Звуки, издаваемые роем, содержат столько положительной энергетики, что излечивают от многих болезней. В медицине появилась новая отрасль- апитерапия, использующая вместо химических лекарств натуральные продукты, вырабатываемые пчелами. С древних времен человек использует мед для лечения наиболее распространенных недугов, а так же в целях общего оздоровления организма. Лечение медом применяют с незапамятных времен. Еще Авиценна писал, что если утром съедать гранат, в полдень - пищу, нафаршированную луком, а перед сном - мед, то кровь будет очень чистой. Когда человек употребляет обычный сахар, лишенный ферментов, витаминов и других биологически ценных веществ, то его усвоение происходит лишь после расщепления на в тонких кишках. (Шабаршов, 2008). Мёд применяют для:

1. Лечения сердечнососудистых заболеваний.

2. Лечения простудных заболеваний.

3. Лечение желудка и печени.

4.Заживления ран и варикозного расширения вен.

5. Способствует повышению иммунитета.

6. Улучшает зрение.

7. Служит легким успокоительным и снотворным средством.

8. Используют для лечения заболевание кожи, а так же ушибов и ожогов.

9.Широко используется в косметологии.

Но у каждой медали есть обратная сторона.

В чём же заключается опасность мёда?

1.Нельзя есть мед тем, у кого наблюдается аллергия на растительную пыльцу.

2.С большой осторожностью необходимо употреблять мед тем, кто страдает САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ.

3. После употребления меда нужно обязательно прополоскать рот, потому что он прилипает к зубам.

4. Чтобы не навредить своему здоровью, взрослым нельзя употреблять больше 2 столовых ложек мёда и 2 чайных ложек детям.

9.Кулинарная страница.

Академик Витвицкий сказал: « Не забывайте, что хлеб, да мёд составляют и будут составлять блаженство многих миллионов людей – современных и будущих» ведь мёд –продукт самый демократичный и интернациональный. «То мудрено, что на меду сварено» гласит пословица. За века кондитеры создали потрясающие по вкусу медовые пряники, кексы, пирожные, торты, конфеты. Очень полезны медовые напитки сбитень, медовый квас.

10.Фольклорная страница.

Образ мёда и пчелы часто можно встретить в народном фольклоре.

Это загадки, пословицы, поговорки, частушки, приговорки, сказки, приметы, гадания.

Собирать с цветов нектар,
В том пчелиный редкий дар.
«Придет зима. На окнах лед,
А на столе душистый …

(Мёд.)

(В. Сибирцев)

11.Занимательная страница.

Работая над проектом узнали много интересных фактов о мёде :

-годовое потребление меда на душу населения в конце 19 века в России составляло 19 килограмм, а сахара всего- 200 граммов.

-в Античные времена мед был символом поэтического гения красноречия и мудрости.

- первый месяц после свадьбы называется медовым, потому что на Руси для новобрачных готовили особую безалкогольную медовуху, которую они пили на свадьбе и потом в течение месяца.

-слово медведь означает « ведает медом», так как древним собирателем меда - приходилось иметь дело с медведями-любителями дикого меда.

-в конце 19 века из-за вырубки медоносных лесов все рынки стали забиты фальсифицированным сиропом, который выдавали за липовый мед. Тех пор слово «липовый» стало синонимом всего поддельного.

-тело Александра Македонского было забальзамировано в меду, чтобы доставить на родину.

-у многих народов пчела является символом трудолюбия, коллективизма и самопожертвования.

-у народа Прибалтики мед относится обязательной каждодневной пищи - как соль, хлеб, вода.




Заключение.

Аналитическая страница.

В результате проведенного нами исследования по теме « Мёд- чудесный дар природы» мы пришли к выводу , что мёд– это натуральный продукт биохимического происхождения, с уникальным химическим составом и физическими свойствами. Это настоящий кладезь здоровья , так как мёд содержат много веществ полезных для организма человека. Поэтому мёд должны употреблять и дети и взрослые. Настало время отказаться в питании от сахарозы, заменив его природным сахаром- пчелиным медом.
















Список использованной литературы.

1.Аветисян Г.А. Разведение и содержание пчел.- М.:Колос, 1983

2.Алексинский В.Н.Занимательные опыты по химии.-М.:Просвещение,1980

3.Артеменко А.И.Органическая химия и человек,- М.:Просвещение,2000

4.Буренин Н.Л., Котова Г.Н.Справочник по пчеловодству,- М.:Колос,1984

5.Гайдак М.Г.Жизнедеятельность медоносных пчел.- М.:Колос,1969

6.Голубева Р.М., Алферова Е.А. и др. Открой мир химии для себя,- М.:Экомир.2002

7.Еськов Е.К.Экология медоносной пчелы. М.:РосАгроПром,1990

8.Иойриш Н.П. Продукты пчел и их использование.- М.:Россельхозиздат.1976

9.Кузьмина К.А.Лечение пчелиным медом.- Саратов: Издательство СГУ,1977

10. Кудряшова Н.И. Целебные свойства продуктов пчеловодства. М. Образ – компании. 2005

11.НовошинскийИ.И.,Новошинская Н.С.Органическая химия,11 класс. - М. Русское слово.2008

12.Потапов в.М., Хомченко Г.Н. Химия.- М.: Высшая школа.1982

13.Синяков А.Л. Большой медовый лечебник (полная энциклопедия).- М.:ЭКСМО-пресс,2000

14.Чернигов В.Д. Мед. - Минск: Урожай,1992

15.Фримант Л. Л.Химия в действии. М.:Мир,1991

16. Энциклопедический словарь юного биолога. М., Педагогика, 1981

17. Журналы «Пчеловодство» №7 , 2013; № 7,2014.

18. http://supercook.ru/honey/honey-01.html: Из истории мёда


19. http://ipchepurnoy.narod.ru/Expertize.html: Экспертиза качества пчелиного мёда


20. http://ru.wikipedia.org/wiki/Мёд: Википедия






Приложение№1

Анкета

1. Укажите ваш возраст -


2. Укажите ваш пол -

- ж - м

3. Любите ли вы мёд?

- Да - Нет - Не очень


4. Как часто вы употребляете мёд в пищу?

- регулярно

-нерегулярно

-мёд не ем


5. Какой сорт мёда вы предпочитаете?

-гречишный

-акациевый

-липовый

-луговой

-подсолнечниковый

- или укажите свой сорт


6.Используете ли вы мёд в лечебных целях?

-Да -Нет


7.Где вы обычно покупаете мёд?

-в магазине

-на рынке

-у знакомых пчеловодов

-свой вариант ответа



8. Знаете ли вы как отличить натуральный мёд от фальсифицированного?


-да (укажите способ)



-нет







Приложение№2

Результаты анкетирования.















Приложение №3

Результаты опроса.






















Физические свойства

№1

Липовый

№2

Майский

№3

Луговой

№4

Гречишный

1

Цвет

Светло-желтый

Золотистый

Желто-янтарный

Янтарно-коричневый

2

Запах

Сладковато-карамельный

Душистый

Пикантный

Резкий

3

Вкус

Умеренно сладкий

Сладковатый

С кислинкой, приятный на вкус

Терпкий вкус

4

Вязкость

Жидкий

Жидкий

Закристаллизованный

Закристаллизованный

Приложение№4 Результаты изучения физических свойств мёда.























Приложение № 5

Образцы изучаемого мёда.



Образец № 1 Образец № 2 Образец № 3 Образец № 4

Мёд липовый Майский мёд Мёд луговой Мёд гречишный

(Башкирия) (с. Благодатное) ( КБР) ( КБР)


























Приложение № 6

Изучение физических свойств.




Определение вязкости мёда Определение цвета мёда



































Приложение № 7

Химические исследования органических веществ мёда


Качественная реакция на альдегидную группу глюкозы

(р-я «серебряного зеркала»).



Качественная реакция на гидроксильные группы глюкозы и фруктозы.


Качественная реакция на фермент диастазу.

Приложение № 8

Методы определения натуральности мёда.

Определение содержания в мёде Определение содержания в мёде

воды хлебным мякишем воды химическим карандашом































Приложение № 9

Встречи с пчеловодами с.Благодатное


Получение сотового мёда на пасеке Беседа с пчеловодом И.И. Очеретним

С. И. Рестя






25