СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно – исследовательская работа по теме: «Влияние компьютерных игр на успеваемость школьника»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно – исследовательская работа  по теме: «Влияние компьютерных игр  на успеваемость школьника»

Просмотр содержимого документа
«Научно – исследовательская работа по теме: «Влияние компьютерных игр на успеваемость школьника»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Новосибирска

"Средняя общеобразовательная школа № 158"

Калининский район







Секция: здоровый образ жизни



Научно – исследовательская работа

по теме:

«Влияние компьютерных игр

на успеваемость школьника»





Выполнил: Пархоменко Николай Сергеевич,

ученик 3А класса

Руководитель: Гребенщикова Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

контактный телефон: 276-35-21

Новосибирск, 2018


Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………..3

  2. Основная часть. Теоретическая часть.

2.1. История возникновения компьютерных игр……………………….5

2.2. Влияние компьютерных игр на здоровье человека………………..5

2.3. Правила организации рабочее место за компьютером,

гигиенические требования…………………………………………..6

2.4. Какими бывают компьютерные игры……………………………….7

2.5. Положительные и отрицательные стороны влияния

компьютерных игр на школьников……………………………….8

  1. Практическая часть.

3.1. Анкетирование одноклассников с целью выяснения,

в какие игры любят играть ученики и их отношение к

компьютерным играм………………………………………………9

3.2. Работа с классными журналами по сопоставлению

успеваемости с результатами анкетирования……………………10

4. Заключение.

4.1. Вывод о влиянии компьютерных игр на

успеваемость ребёнка............................................................................11

4.2. Практическое применение исследования……………………….12

5. Источники информации…………………………………………………..14 6. Приложения………………………………………………………………..15













  1. Введение

Каждый, кто имеет компьютер наверняка смог почувствовать их притягательность. Игра заложена в саму природу человека с древнейших времен - выследить зверя, заманить его в ловушку - это тоже своего рода игра. Теперь мы лишены этого в жизни, а инстинкты остались и они находят свой выход в компьютерных играх.

Компьютерные игры так прочно вошли в нашу жизнь, что невозможно представить персональный компьютер, на котором не было бы хоть одной из них.

Актуальность исследования

Все твердят, что играть в компьютерные игры это плохо. Но это же интересно.

Подобных игр сегодня существует очень много, их активно рекламируют, и они очень интересные. Но мои родители говорят, что много времени проводить за компьютерными играми вредно. Это плохо влияет на здоровье и на успеваемость в школе. Я выбрал эту тему, чтобы узнать, как же воздействуют компьютерные игры на ребенка, какие правила нужно соблюдать, чтобы не навредить своему здоровью.

Цель моего исследования: выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр в жизни школьника, и ответить на главный вопрос: играть в компьютерные игры – это хорошо или плохо?

Имеем две противоположные точки зрения:

  • Играть в компьютерные игры– это плохо, т.к. вредит здоровью детей и их успеваемости в школе.

  • Играть в компьютерные игры – это хорошо, т.к. игра развивает детей и помогает им лучше учиться.

Задачи:

  1. Узнать, когда возникли компьютерные игры.

  2. Познакомиться с классификациями компьютерных игр и их влиянием на детей.

  3. Узнать, как правильно организовать рабочее место за компьютером, какие правила безопасного поведения должны соблюдаться.

  4. Узнать, какую пользу и какой вред несут для детей компьютерные игры.

  5. Выяснить сколько учеников играют в компьютерные игры, в какие именно и как эти игры на них влияют.

Гипотеза:

Я предположил, что хорошо успевают по всем предметам те учащиеся, которые мало проводят времени за компьютером и которые предпочитают игры обучающего характера.

Объект исследования:

Учащиеся 3"А" класса МБОУ СОШ № 158

Предмет исследования:

Влияние компьютерных игр на успеваемость одноклассников.

ПЛАН исследования:

  1. Найти и изучить в энциклопедиях историю возникновения компьютерных игр.

  2. Найти и изучить в интернете сведения о влиянии компьютерных игр на детей.

  3. Узнать существуют ли гигиенические требования, которые необходимо соблюдать детям.

  4. Провести анкетирование среди одноклассников для определения предпочтений по выбору компьютерных игр.

  5. Изучить по классным журналам успеваемость моих одноклассников и сопоставил результаты успеваемости учащихся и игры, в которые они играют.

  6. Проанализировать собранную информацию.

Предполагаемый результат:

  • оценивать полезность компьютерных игр;

  • выбрать игры, развивающие мышление, логику, мелкие мышцы руки;

  • выполнять гимнастику для мышц и глаз, следить за временем, проведенном у компьютера;

  • разработать памятку - рекомендацию для родителей нашего класса о необходимости контроля с их стороны за временем и пристрастиями в играх своих детей.

  1. Основная часть. Теоретическая часть.

2.1.История возникновения компьютерных игр.

Первая компьютерная игра называлась «Крестики-нолики» и появилась в 1952 году. Она была установлена на большом уникальном университетском компьютере и никогда не поступала в продажу. Человек играл против компьютера с помощью дискового набирателя, как у старых телефонов, вставляя «Х» или «О» в нужную клетку.

В 1962 году появилась игра «Space War» - «Космические войны». Два маленьких космических корабля летали по экрану и сбивали друг друга. Эта игра была доступна только программистам.

Всё изменилось, когда в 1981 году компания IBM выпустила первый персональный компьютер IBM PC. Компьютерные игры стали доступными для широкого пользователя. Они совершенствуются с каждым годом – от самых примитивных до самых современных.

2.2.Влияние компьютерных игр на здоровье человека.

Наибольший вред приносит нагрузка на зрение, может развиться близорукость. Глаза связаны напрямую с мозгом, поэтому зрительное утомление сказывается на физическом состоянии организма. Однако компьютерные игры вырабатывают хорошую зрительную реакцию и навык отслеживания нескольких предметов одновременно. Неправильное оборудование рабочего места, долгое времяпрепровождение за компьютером вызывает нарушение осанки. Из-за перекусов во время игр могут возникнуть проблемы с лишним весом.


2.3. Правила организации рабочее место за компьютером, гигиенические требования.

Сгорбленная поза, долгая неподвижность приводят ко многим болезням.

Как правильно сидеть за рабочим столом?

  1. Ноги. Ни в коем случае не рекомендуется закидывать ногу на ногу, когда вы сидите на стуле и работаете за компьютером. Ноги сидящего на стуле человека должны быть согнуты под углом 90 градусов или чуть больше, ступни располагаться либо на полу, либо на специальной подставке.

  2. Спина. Лучше всего откинуться на спинку стула, чтобы она приняла на себя часть нагрузки на позвоночник или держать спину прямо, плечи расправить.

  3. Руки. Их рекомендуется держать в согнутом положении, чуть более 90 градусов. Ни в коем случае не опираться локтями на стол.

  4. Глаза. Правильное расположение монитора – под углом 90 градусов к окну. В этом случае на экране не будет бликов. Расстояние от глаз до монитора должно быть не менее длины вытянутой руки.

Упражнения, которые необходимо делать сидя за компьютером.

  1. Каждые 30 минут рекомендуется делать зарядку для глаз: 15 секунд смотреть на ближайшую к вам точку (например, карандаш в руке) и 15 секунда - на самую удаленную. Рекомендуется также для снятия

усталости с глаз поводить ими вверх-вниз, вправо-влево (Приложение 1).

  1. Каждый час вставайте из-за компьютера, разминайте руки и спину. Стоит походить, отвлечься от изображения на мониторе.

  2. Работая за ПК длительное время, не забывайте каждые 15-20 минут менять положение тела, поднимать или опускать сиденье стула. Все это поможет избежать мышечной усталости, снижения работоспособности и общего тонуса.

2.4.Какими бывают компьютерные игры и как они влияют на человека.

Научно подтверждено: польза от видеоигр однозначно существует!
  • Фанаты шутеров принимают решения на 25% быстрее.

Современные игры требуют быстрой работы «соображалки», дабы оставаться в живых в виртуальном мире. В реальной жизни любители разного рода шутеров лучше ориентируются в чрезвычайных ситуациях и принимают решения намного быстрее людей, которые предпочитают игры других жанров или не играют вовсе.

  • Гоночные аркадные симуляторы позитивно влияют на память и внимание.

Ученые «обнаружили, что маневрирование между другими автомобилями и пристальное наблюдение за дорожными знаками улучшает кратковременную память и позволяет лучше концентрировать свое внимание».

  • Видеоигры сподвигают на отрывание одного места от стула и могут помочь избавиться от лишнего веса

«Прежде, чем что-то делать, человек должен настроиться на изменения», – твердят в один голос психологи. Так вот, видеоигры, оказывается, могут мотивировать людей на потерю лишнего веса.

  • Видеоигры улучшают зрение

  • Дети, страдающие дислексией, – болезнью, влияющей на способность читать, благодаря компьютерным играм меньше страдают от недуга

  • Дети, которые проводят умеренное количество времени за видеоиграми, лучше социализированы

  • Компьютерные игры делают геймеров мудрыми руководителями

  • Благодаря видеоиграм люди лучше контролируют свои сны

  • Видеоигры способствуют развитию двигательной моторики у дошкольников

Вред компьютерных игр

Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи квалифицированного врача и поддержки родных и близких.

Кроме того, постоянное сидение за компьютером может вызвать негативные последствия: ухудшится зрение, возникнут проблемы с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом, затекание кистей рук.

В первую очередь, стоит обратить внимание на разновидности компьютерных игр, которые способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств. Это различные логические игры, головоломки, ребусы. Особое место среди таких игр занимают стратегии.

Что же мы имеем в итоге? Как выяснилось, все упирается в чувство меры и разновидность игры. Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время человека, она также не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и озлобленность. Это должен быть просто один из вариантов отдыха, наряду с занятиями спорта, прогулками на свежем воздухе, чтением книг, просмотром фильмов, встречами с друзьями…

2.5. Положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на школьников.

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Чудная графика, качественная анимация

Подмена реального мира виртуальным, проживание чужой жизни

Возможность обучения, познания мира во время игры

Формирование агрессивного поведения, возвеличивание войн и насилия

Новая информация

Уход от среды, сокращение круга социальных контактов

Удовольствие, развлечение, новые эмоции

Дезадаптация в семье, оскудение эмоциональной сферы

Адаптация ребенка к миру, который его окружает

Возникновение ссор, конфликтов

Повышается эффективность обучения (логическое мышление, реакция, глазомер, координация движений)

Нагрузка на позвоночник, руки, кисти, потеря зрения, нарушение нервной системы, нарушение сна

Формируются умения чем - то управлять, пользоваться компьютером

Утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей

Самореализация, стремление быть лидером и побеждать

Развитие чувства мнимого превосходства над окружающими

Повод для общения с друзьями и новых знакомств

Психические расстройства


  1. Практическая часть.

В ходе собственного исследования о влиянии компьютерных игр на успеваемость детей , я проделал следующее:

  • выяснил, в какие игры предпочитают играть мои одноклассники;

  • изучил по классным журналам успеваемость моих одноклассников и сопоставил результаты успеваемости учащихся и игры, в которые они играют;

  • разработал памятку - рекомендацию для родителей нашего класса о необходимости контроля с их стороны за временем и пристрастиями в играх своих детей.

3.1.Анкетирование одноклассников.

На вопросы моей анкеты (Приложение 2) ответило 26 человека, 12 мальчиков и 14 девочек моего класса. У всех ребят дома есть компьютер, у одного на данный момент он сломан. На вопрос, играешь ли ты в компьютерные игры, 88% ответили – да, и только 12% (три человека) не играют в компьютерные игры. 46% играет с пяти – шести летнего возраста и 35% играют с семи лет. Так же я выяснил, что у 15% (мальчики) любимые игры – гонки, у 30% – "стрелялки". Девочки играют в стратегии и в игры типа «Мир пони», «Винкс». И 19% ребят отдают предпочтения играм развивающего характера и головоломкам. (Приложение 3)

Вывод: результаты показали, что все ребята умеют пользоваться компьютером, большую часть времени проводят за играми. Но никто из них не задумывался о вреде и пользе этих игр, как и о том, сколько времени можно играть.

3.2.Работа с классными журналами.

Я условно поделил участников анкетирования по результатам успеваемости за первое полугодие 2017-2018 учебного года.

п/п

Вид игры

Всего уч-ся


Учатся

на "3" и "4"

Учатся

на "4" и "5"



26

10

16


Не играют

3

2

1

1

гонки

3

1

2

2

"стрелялки"

6

4

2

3

Стратегия, приключения

9

1

8

4

Головоломки, развивающие

5

2

3

Я сравнил итоги успеваемости одноклассников, участвовавших в анкетировании, за 2016-2017 год и первое полугодие 2017-2018 учебный год: у 19 учащихся результаты стабильны; у 5 учащихся наблюдается снижение качества успеваемости; 2 ученика стали учиться лучше.

п/п

Результаты

Количество учащихся

1

Стабильные

19

2

Снижение успеваемости

5

3

Повышение успеваемости

2

Я ещё раз просмотрел анкеты одноклассников, у которых изменились результаты успеваемости; проанализировал время, проводимое за компьютером; сопоставил типы предпочитаемых игр каждого. И вот что получилось: из 3 человек (снижение успеваемости) двое проводят за играми более 6 часов, играют в разные игры. У 2 человек (повышение успеваемости) и время, и игры отличаются.

Выводы:

  • типы компьютерных игр не влияют на успеваемость одноклассников.

  • длительное времяпровождение за компьютерными играми приводит к снижению успеваемости.


  1. Заключение.

4.1.Вывод о влиянии компьютерных игр на успеваемость ребёнка.

В результате исследования я достиг всех поставленных целей и узнал много интересного. Компьютерные игры - явление очень сложное и нельзя однозначно сказать, что они плохо влияют на успеваемость моих одноклассников. Дети, умеренно играющие в компьютерные игры, имеют более развитое пространственное мышление, быстрее переключают внимание с одного объекта на другой, лучше следят за несколькими событиями одновременно и имеют развитое восприятие визуальной информации, чем их не играющие сверстники.

Обобщая теоретическую и практическую части моего исследования можно сделать следующие выводы:

1. компьютерные игры могут быть использованы как во благо, так и во вред.

2. нерациональное использование компьютерных игр отрицательно влияет на успеваемость учащихся и их успешность.

Таким образом, моя гипотеза о том, что хорошо успевают по всем предметам те учащиеся, которые мало проводят времени за компьютером и, которые предпочитают игры обучающего характера, подтвердилась частично. На самом деле типы игр и результаты учебной деятельности никак не связаны друг с другом. А вот при чрезмерном увлечении ими компьютерные игры вредят учёбе в школе.

Проделав эту работу, я пересмотрел своё отношение к компьютерным играм. Хочу обратиться к родителям: контролируйте ваших детей при работе их за компьютером. Увлеченность компьютером может вытеснить из жизни ребенка простое общение со сверстниками, снизить успеваемость в школе, так как время за компьютером бежит очень быстро, не успеет ребенок оглянуться, а уже вечер, он устал, домашнее задание не выполнено, пора спать. Долгая работа за компьютером влияет на здоровье детей. Поэтому мы разработали памятку - рекомендацию для родителей нашего класса о необходимости контроля с их стороны за временем и пристрастиями в играх своих детей (Приложение 4).

4.2. Практические предложения моего исследования.

Для того чтобы компьютерные игры были помощниками в учёбе, я советую:

• ограничивать время, проведённое за компьютерной игрой;

• свободное время проводить не за компьютером, а со своей семьёй или друзьями; чаще гулять, играть в подвижные игры и читать.

Область использования результатов.

Результаты данной исследовательской работы можно использовать:

• учителям-предметникам на уроках информатики;

• классным руководителям, психологам и социальным педагогам при проведении классных часов и родительских собраний.

Результаты моего исследования показали,

Нельзя сказать, что компьютерные игры – это плохо, и надо совсем отказаться от них. Как нельзя сказать, что хорошо, и можно играть сколько хочется и в любые игры. Влияние компьютерных игр на детей неоднозначно. Кто–то развивает логическое мышление, кто-то забывает про окружающий реальный мир. Здесь нужно придерживаться главного принципа – не навреди. Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным.



















  1. Источники информации.

• Клименков А. Компьютерные дети // Компьютерный еженедельник. - 2007.

• Медведева И.Я. «Польза и вред компьютера», 2010

• Медицинская информационная сеть Попов О.А. "Новая классификация компьютерных игр"

Интернет – ресурсы:

• 1september.ru

• ru.wikipedia.org

• www:gboy6vklass.ucoz.ru

• www.audit-it.ru

• www.o-detstve.ru



















  1. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Упражнения для глаз

1. Максимально горизонтальные движения глазными яблоками влево-вправо и наоборот 5-7 раз.

2.Максимально вертикальные движения вверх-вниз 5-7 раз.

3.Движение по диагонали верхний левый угол-правый нижний угол 5-7 раз, затем правый верхний угол-левый нижний угол 5-7 раз.

4.Движение по часовой стрелке 5-7 кругов, затем против 5-7 кругов.

5.Интенсивное зажмуривание и расслабление глаз, 5-7 раз.

6.Фокусировка. Встаньте около окошка найдите дальний предмет и с ним на одной линии поставьте большой палец. Вглядывайтесь сначала в дальний предмет, затем переводите взгляд на палец. 5-7 раз.

7.Свести к носу зрачки и медленно считать в таком положении до 7.

8.Прикройте глаза и лёгкими движениями помассируйте область под глазами в одну сторону (от носа), затем веки глаз. Можно слегка постукать подушечками пальцев по этим местам.


Приложение 2

АНКЕТА

1. Фамилия, имя ________________________________________

2. У тебя дома есть компьютер? ДА \ Нет (подчеркнуть)

3. Играешь ли ты в компьютерные игры? Да\Нет (подчеркнуть)

4. С какого возраста ты играешь в компьютерные игры?_______

5. Какие твои любимые игры? _____________________________

6. Сколько времени ты тратишь на игру? _____________________

7. Бывают ли у тебя ссоры с родителями из-за компьютера?

ДА \ Нет Иногда (подчеркнуть)



Приложение 3







Приложение 4

Памятка для родителей

Запрещать ребенку играть в компьютерные игры для детей не нужно. Чтобы игра не навредила здоровью ребенка - постарайтесь вместе соблюдать некоторые правила:

  1. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.

  2. Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.

  3. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.

  4. В процессе игры ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.

  5. Помните, что только после 12 лет дети могут хотя бы отчасти научиться разделять реальности - виртуальную и действительную.

  6. Компьютер должен быть установлен правильно и иметь высокие технические характеристики, освещение должно быть естественным и достаточным,

  7. Игры выбирайте по возрасту ребенка, имеющие смысловые задачи,

  8. Играть в развивающие компьютерные игры для детей можно не более 15 минут подряд (в зависимости от возраста ребенка продолжительность игры может немного увеличиться, однако не должна превышать 40 минут подряд),

  9. Анализируйте сюжеты компьютерных игр, в которые играет ваш ребёнок. Чаще всего это будут сцены насилия, подавления, жестокости, убийства противника. Случается, что ребёнок совершает акт виртуального убийства до несколько сотен (!) раз за одну игру.

  10. Обратите внимание на то, что в виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя, ребёнок не переживает обычных эмоций (боли, сочувствия, сопереживания). Наоборот, привычная человеческая шкала перевёрнута: ребёнок получает удовольствие от удара, оскорбления, убийства.

  11. Следите не только за тем, во что играют их дети, но и как они играют. Ребенок должен управлять игрой легко и без напряжения - так, как играют на музыкальных инструментах. Если у него это не получается, смените игру. Игр много и всегда найдется, что выбрать.

  12. Заводите будильник (таймер) на определенное время, чтобы, увлекшись игрой, не потерять ощущение времени,

  13. После игры предложите ребенку сделать самую простейшую гимнастику для глаз: станьте вместе напротив окна, нарисуйте небольшую точку на стекле. Попеременно смотрите на точку на стекле и на предметы вдали за окном. Взгляд нужно задерживать по 10-15 секунд на каждом предмете.

Во что нельзя играть?

Нельзя разрешать играть ребенку в те игры, которые:

  • вызывают у него проявления жестокости по отношению к персонажам игры;

  • содержат игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

  • могут вызвать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка;

  • провоцируют ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям или физическим недостаткам других людей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!