Районный конкурс научно-исследовательских работ школьников «Шаг в науку»
Вода рядом с нами
(Вода, состав и очистка)
Выполнила ученица 9 класса:
Баранова Юлия
Руководитель проекта: учитель химии
Пляскина Т.В
Верх-Усугли 2021
Краткая аннотация
Вода рядом с нами
(Вода, состав и очистка)
Баранова Юлия Ивановна
Россия, Забайкальский край, Тунгокоченский район, с. Верх-Усугли,
МБОУ Верх-Усуглинская СОШ, 9б класс
Цель работы: Изучение воды из разных источников, ее чистоты и состава и методов очистки
Работа включает в себя план исследований, научную статью, экспериментальную часть и заключение. Во введении обосновывается актуальность, ставятся цель и задачи. В основной части рассматривается, что строение молекулы воды, ее свойства, методика очистки питьевой воды. Далее описывается практическая часть. В конце работы сформулированы выводы.
Содержание работы соответствует поставленным задачам. Материал излагается логично и научным языком. При написании работы используются следующие приемы: эксперимент, обобщение, анализ литературных источников, интернета. Работа направлена на расширение и углубление имеющихся знаний о воде. Данный материал имеет практическую значимость. Материал этой работы можно использовать для проведения классных часов, на уроках химии, биологии, экологии, во внеклассной работе по этим предметам.
Руководитель: Пляскина Т.В
Аннотация
Вода рядом с нами
(Вода, состав и очистка)
Баранова Юлия Ивановна
Россия, Забайкальский край, Тунгокоченский район, с. Верх-Усугли,
МБОУ Верх-Усуглинская СОШ, 9б класс
Работа включает в себя план исследований, научную статью, практическую часть, заключение.
Актуальность: Оксид водорода (H2O), гораздо более известный всем нам под названием "вода", без преувеличения, является главной жидкостью в жизнедеятельности организмов на Земле, ибо все химико-биологические реакции проходят, либо с участием воды, либо в растворах.
Вода является вторым, после воздуха, самым важным веществом для организма человека. Прожить без воды человек может не более 7-8 суток.
Но из-за того, что человек ужасно относится к окружающей среде, воды Мирового океана постепенно загрязняются отходами человеческой деятельности. По данным Всемирной организации по защите окружающей среды человечество «производит» 20 миллиардов тонн отходов, и 85% из них сбрасывается в водные бассейны, человечество давно уже включило реки, моря и океаны в систему канализаций.
А ведь живое человеческое тело содержит от 50 % до 75 % воды, в зависимости от веса и возраста. Потеря организмом человека более 10 % воды может привести к смерти.
Каждый из нас, тем или иным способом, старается поддержать собственное здоровье. В настоящее время многие люди употребляют только очищенную воду, используя различные средства и способы очистки питьевой воды. Можно предположить, что их действия оправданы, так как водопроводная система в большинстве случаев старая и нуждается в замене. По поводу воды, которую мы пьем, проводится множество дискуссий. С экранов телевизоров нам рассказывают об опасностях, которыми грозит неочищенная вода. Реклама навязывает различные средства очистки воды. Мне захотелось
Цель моей работы: Изучение воды из разных источников, ее чистоты и состава и методов очистки
Объект исследования: вода (водопроводная вода, вода из водокачки, вода из озера, талая вода (снег), речная вода, бутилированная вода «Кука курортная», кислая вода (с Кислого ключа), детская вода «Мика-мика», бутилированная вода «Аквия»).
Предмет исследования: свойства и состав воды (мутность воды, содержание катионов Mg, Fe и Ca и анионов Cl, SO4, CO3, жесткость, pH)
Задачи:
1) Изучить литературу по данной теме;
2) Провести опыты, подтверждающие состав воды;
3) Провести анкетирование;
4) Изучить способы очистки воды;
5) Сделать выводы по всей информации
Содержание работы соответствует поставленным задачам. Материал излагается логично, доступно, и в то же время, научно.
При написании работы используются следующие методы: анализ литературы по данной теме, данных из интернета, обобщение, сравнение, эксперимент.
В процессе работы я приобрела знания вне школьной программы. Материал может использоваться на уроках естественного цикла (химия, физика, биология) и во внеклассной работе.
Руководитель: учитель химии и географии Пляскина Т.В.
Вода рядом с нами
(Вода, состав и очистка)
Баранова Юлия Ивановна
Россия, Забайкальский край, Тунгокоченский район, с. Верх-Усугли,
МБОУ Верх-Усуглинская СОШ, 9б класс
План исследований
Цель моей работы: Изучение воды из разных источников, ее чистоты и состава и методов очистки
Объект исследования: вода (водопроводная вода, вода из водокачки, вода из озера, талая вода (снег), речная вода, бутилированная вода «Кука курортная», кислая вода (с Кислого ключа), детская вода «Мика-мика», бутилированная вода «Аквия»).
Предмет исследования: свойства и состав воды (мутность воды, содержание катионов Mg, Fe и Ca и анионов Cl, SO4, CO3, жесткость, pH)
Задачи:
1) Изучить литературу по данной теме;
2) Провести опыты, подтверждающие состав воды;
3) Провести анкетирование;
4) Изучить способы очистки воды;
5) Сделать выводы по всей информации
Гипотеза: вода содержит много минеральных солей
Методы исследования:
1) Изучение научно-познавательной литературы;
2) Анкетирование;
3) Эксперименты ;
4) Наблюдение;
5) Анализ;
6) Математическая обработка.
Материально – техническое обеспечение:
1) Телефон;
2) Компьютер;
3) Школьная химическая лаборатория
Этапы:
1) Изучение литературы по данной теме;
2) Проведение опытов, подтверждающих состав воды;
3) Проведение анкетирования;
4) Изучение способов очистки воды;
5) Выводы по всей информации
Данную работу можно использовать на уроках естественного цикла (биология, химия, физика) и во внеклассной работе.
Используемые интернет сайты:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%B0
http://engineeringsystems.ru/o/otstaivanie-vody.php
http://www.chudovoda.ru/info/news/30
https://kopilkaurokov.ru/tehnologiyam/prochee/kak_ochistit_vodu_individualnyi_sotsialnyi_proekt
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..5
1.1.Строение молекулы воды………….…………………………………...........8
1.2.Свойства воды………………………………...................................................9
1.3. Методика очистки воды……………………………….…………………….10
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..11
2.1.Обработка анкетных данных…………………………………………………11
2.2.Результаты опытов…………………………………….………………………12
2.3.Результаты опытов 2 ……………………….…………………………………14
Выводы………..........................................................................................................16
Приложение 1…………………………………………………………………........17
Приложение 2………………………………………………………………………19
Приложение 3..……………………………………………………………………..20
Приложение 4………………………………………………………………………21
1.1.Строение молекулы воды
Молекула воды состоит из одного атома кислорода, который соединен с двумя атомами водорода, соединены между собой ковалентной связью, при этом общие электронные пары смещены к атому кислорода, который более электроотрицателен по сравнению с атомами водорода, поэтому, на атоме кислорода формируется частичный отрицательный заряд, соответственно, на атомах водорода - положительный.
Молекулы воды могут между собой образовывать водородные связи, притягиваясь противоположно заряженными частями
Формирование водородных связей объясняет высокую плотность воды, температуру ее кипения и плавления.
Количество водородных связей зависит от температуры - чем выше температура, тем меньшее кол-во связей образуется: в парах воды присутствуют только отдельные ее молекулы; в жидком состоянии - образуются ассоциаты, в кристаллическом состоянии каждая молекула воды связана с соседними молекулами четырьмя водородными связями. Решетка молекулярная кристаллическая.
Вода- бинарное неорганическое соединение
Чистая вода в природе может существовать в трех агрегатных состояниях: в твердом - в виде льда, в жидком, собственно вода, в газообразном - в виде пара. Таким разнообразием агрегатных состояний в природе больше не может похвастаться ни одно вещество.
1.2. Свойства воды
Физические свойства воды:
при нормальных условиях - это жидкость без цвета, запаха и вкуса;
вода обладает высокой теплоёмкостью и низкой электропроводностью;
температура плавления 0°C;
температура кипения 100°C;
максимальная плотность воды при 4°C равна 1 г/см3;
вода - хороший растворитель.
Химические свойства воды:
Вода "охотно" вступает в реакции с другими веществами:
2Na+2H2O = 2NaOH+H2↑
3Fe+4H2O=FeO → Fe2O3+4H2↑
C+2H2O → CO2+2H2↑
CaO+H2O = Ca(OH)2
CO2+H2O = H2CO3
вода является главным участником реакций гидролиза
вода участвует в реакциях гидратации, присоединяясь к органическим веществам с двойными и тройными связями.
1.3.Методика очистки питьевой воды
1.Фильтрование - процесс разделения неоднородных систем при помощи пористых перегородок. Фильтрование жидкостей в лаборатории проводят с помощью воронок, в которые вкладывается специальная фильтровальная бумага, можно упаковать 5 таблеток активированного угля в марлю или вату и поместить их на дно сосуда для воды. К утру, вода будет уже очищена. В данный момент такой способ очистки воды есть почти в каждом доме. Это бытовые фильтры различных фирм, у которых имеются сменные картриджи. Картриджи могут быть предназначены для очистки от разных веществ.
2.Отстаивание. Для очищения воды этим способом необходимо налить воду в емкость и оставить не менее чем на 6-7 часов, не закрывая крышкой. В первые З-4 часа из воды испарятся летучие примеси, такие как хлор и аммиак, а в последующие 2-3 часа – осядут соли тяжелых металлов. Затем осторожно слейте ¾ воды в чистую емкость, остальное вылейте.
3.Кипячение - процесс доведения воды до кипения. Налить в сосуд воды и прокипятить 15 минут. При этом процесс сопровождается выделением пара. При кипячении воды оседают коллоидные частицы грязи, выпадают в осадок соли, образуя накипь, вода смягчается, уменьшается содержание легколетучих компонентов и часть свободного хлора, уничтожаются практически все болезнетворные микробы, вирусы и возбудители паразитарных заболеваний. При длительном кипячении возрастает концентрация нелетучих веществ, солей тяжёлых металлов, пестицидов, органических веществ.
4.Очищение воды кремнием. Для приготовления кремниевой воды нужно взять стеклянную посуду ёмкостью 2 – 3 литра, положить 40 – 50 грамм не слишком крупных камней кремния и налить воды. Банку поставить на светлое место, но без попадания прямых солнечных лучей. Через 2 – 3 дня эту воду уже можно использовать как для питья, так и для приготовления пищи. До конца всю воду пить нельзя – примерно пол-литра оставшейся в банке воды нужно сливать в раковину – это грязная вода.
5. Получение дистиллированной воды. Дистиллированную воду в домашних условиях можно получить посредствам заморозки. Отстоянную воду заливаем в емкость для заморозки и ставим в морозильную камеру. По физико-химическим свойствам чистая вода замерзает быстрее, чем вода с примесями. Когда в емкости образуется лед (примерно наполовину или чуть больше), верхнюю жидкость сливаем, а образовавшийся лед таем при комнатной температуре. Образовавшаяся жидкость и есть дистиллированная вода.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Обработка анкетных данных
Первым практическим исследованием в моей работе было анкетирование. Я проводила его среди учеников 8-х и 9-х классов. В нем приняли участие 44 человека. Учащимся я задавала следующие вопросы:
1.Какой напиток вы считаете наиболее полезным для человека? |
2.Какую воду вы берете с собой, если идете гулять в жаркий летний день? 3.Откуда поступает вода в ваш дом, квартиру? 4.Как вы считаете, много ли воды, пригодной для питья, на нашей планете? 5.Кому нужна вода на земле? 6.Сколько воды вы выпиваете в день? 7.Какая норма воды для человека в день? 8.На сколько процентов человек состоит из воды? 9.Что вы знаете о качестве воды в нашей местности? 10.Как часто вы употребляете не кипячёную воду? 11.Вам известны способы очистки питьевой воды и если известны то какие? И по ответам на эти вопросы учащихся, я могу сделать следующие выводы: самый полезный напиток вода, жажду отлично удаляет не газированная вода, большинство опрошенных ребят выпивает примерно 1 литр воды в день, пьют не кипячёную воду, норма воды для человека в день 2-3 литра и человек на 80% состоит из воды (на самом деле человек на 50%-75% состоит из воды), воду используют, в основном, с водокачки, чистой пресной воды на планете мало, вода нужна всем организмам, вода в нашей местности хорошего качества (в реальности вода загрязнена твердыми частицами и содержит много минеральных солей) два самых популярных метода очистки воды: фильтрование и кипячение. |
Чтобы подробнее ознакомиться с результатами анкетирования, обратимся к Приложению 1.
2.2.Результаты опытов
Примечание: для последующих опытов и использовала 10 бальную систему оценки, каждую из предоставленных вод пронумеровала:
1- водопроводная вода;
2- речная вода;
3- кислая вода;
4- вода из водокачки;
5- талая вода (снег);
6- вода из озера (очистные);
7- бутилированная вода «Аквия»;
8- бутилированная вода «Кука курортная»;
9 –детская вода «Мика-Мика»
А так же для внесения данных в таблицу я пронумеровала опыты:
1- проверка воды на мутность;
2- проверка на «испарение»;
3- проверка на pH;
4- проверка воды на жесткость при кипячении;
5- проверка на жесткость в мыльном растворе
Для более подробного ознакомления с проведения опытов обратитесь к Приложению 3
Вода | Опыт 1 Проверка на мутность | Опыт 2 Проверка на испарение | Опыт 3 Проверка pH | Опыт 4 проверка на жесткость (кипячение) | Опыт 5 проверка на жесткость (мыльной раствор) |
1водопроводная вода | 0 баллов из 10 | 4 балла из 10 | 5 (слабо кислотная) | 2 балла из 10 | 6 баллов из 10 |
2 речная вода | 1 балл из 10 | 5 баллов из 10 | 6 (слабо кислотная) | 0 баллов из 10 | 10 баллов из 10 |
3 кислая вода | 0 баллов из 10 | 6 баллов из 10 | 9 (щелочная) | 0 баллов из 10 (выделение газа) | 5 баллов из 10 |
4 вода из водокачки | 0 баллов из 10 | 3 балла из 10 | 5 (слабо кислотная) | 0 баллов из 10 | 7 баллов из 10 |
5 талая вода (снег) | 3 балла из 10 | 2 балла из 10 | 5(слабо кислотная) | 2 балла из 10 | 8 баллов из 10 |
6 вода из озера (очистные) | 2 балла из 10 | 3 балла из 10 | 5(слабо кислотная) | 1 балл из 10 | 10 баллов из 10 |
7 бутилированная вода «Аквия» | 0 баллов из 10 | 1 балл из 10 | 5(слабо кислотная) | 0 баллов из 10 | 8 баллов из 10 |
8 бутилированная вода «Кука курортная» | 0 баллов из 10 | 3 балла из 10 | 9 (щелочная) | 0 баллов из 10 | 9 баллов из 10 |
9 детская бутилированная вода «Мика-Мика» | 0 баллов из 10 | 1 балл из 10 | 5 (слабокислотная) | 0 баллов из 10 | 9 баллов из 10 |
| | | |
Выводы по опытам:
1.Для проведения опыта 1 я использовала лист белой бумаги. Небольшая мутность замечена у талой воды, немного меньше у воды из озера и еще меньше у речной воды. Понятно, что бутилированная вода оказалась совершенно прозрачной. Водопроводная и вода с водокачки использовалась уже после отстаивания.
2. Для опыта 2 я использовала предметное стекло, на которое капала воду, оставляла на ночь. После испарения воды на стекле остались пятна – минеральные соли. Вся исследуемая вода содержит соли. Больше всего соли было обнаружено в кислой воде (как и должно быть), немного меньше в речной воде (это было неожиданно, считается, что речная вода дает меньше накипи, чем водопроводная или с водокачки). Еще чуть меньше в водопроводной, далее примерно одинаково было в воде из водокачки, воде из озера и «Куке курортной». Это было неожиданно, ведь минеральная вода содержит больше солей. Еще меньше соли содержала талая вода. Самое минимальное количество обнаружено в бутилированной воде «Аквия» и «Мики- Мики».
3. Для 3 опыта я использовала универсальный индикатор. Я помещала его в образцы воды и смотрела, какой цвет он приобретет. Оказалось, что вода водопроводная, вода с водокачки, талая, озерная, бутилированная вода «Аквия» и «Мики- Мики» имеют слабокислотную среду, а минеральная (кислая и «Кука») – щелочную среду.
4. Для этого опыта мне понадобились пробирки и спиртовка. Я кипятила воду, чтобы пронаблюдать количество накипи. Накипи я практически не заметила, за исключением водопроводной и талой воды, а также озерной воды, но ее было немного. Возможно, количество воды было очень небольшое и кипячение однократное. При кипячении кислой воды наблюдалось выделение газа.
5. В этом опыте я проверяла также жесткость воды, используя мыльный раствор. Чем лучше пенится раствор, тем мягче вода, то есть меньше содержится солей. В результате, более жесткой оказалась кислая вода и водопроводная. Удивило, что Кука по результатам уже второго опыта содержит небольшое количество солей?!?. Также хорошо пенится и вода с водокачки, хотя мы знаем, что она жесткая.
2.3.Результаты опытов 2
Примечание: для последующих опытов и использовала 10 бальную систему оценки, каждую из предоставленных вод пронумеровала:
1- водопроводная вода;
2- речная вода;
3- кислая вода;
4- вода из водокачки;
5- снег;
6- вода из озера;
7- бутилированная вода «Аквия»;
8- бутилированная вода «Кука курортная»;
9 –детская вода «Мика-Мика»
А так же для внесения данных в таблицу я пронумеровала опыты:
6- содержание хлоридов;
7- содержание сульфатов;
8- содержание кальция;
9- содержание карбонат;
10- содержание ионов железа
И для более подробного ознакомления с проведения опытов обратитесь к Приложению 4
Номер воды | Опыт 6 Содержание хлоридов | Опыт 7 Содержание сульфатов | Опыт 8 Содержание кальция | Опыт 9 Содержание карбонатов | Опыт 10 Содержание железа |
1 водопроводная вода | не обнаружено | не обнаружено | не обнаружено | не обнаружено | не обнаружено |
2 речная вода | не обнаружено | не обнаружено | не обнаружено | не обнаружено | не обнаружено |
3 кислая вода | обнаружено | обнаружено | обнаружено | обнаружено | не обнаружено, белый осадок ( Mg или Zn) |
4 вода из водокачки | не обнаружено | не обнаружено | не обнаружено | не обнаружено | не обнаружено |
5 талая вода (снег) | не обнаружено | не обнаружено | не обнаружено | обнаружено, в небольшом количестве | не обнаружено |
6 вода из озера (очистные) | не обнаружено | не обнаружено | не обнаружено | обнаружено, в небольшом количестве | не обнаружено |
7 бутилированная вода «Аквия» | не обнаружено | не обнаружено | не обнаружено | не обнаружено | не обнаружено |
8 бутилированная вода «Кука курортная» | Обнаружено | обнаружено | обнаружено | не обнаружено | не обнаружено, белый осадок (Mg или Zn) |
9 детская бутилированная вода «Мика-Мика» | не обнаружено | обнаружено | не обнаружено | не обнаружено | не обнаружено |
| | | |
Выводы по опытам:
Далее я проверяла наличие определенных ионов, которые могут придавать воде жесткость.
6. Чтобы определить наличие хлорид – анионов, я использовала нитрат серебра. Эти ионы были обнаружены только в минеральной воде – кислой и «Куке».
7. Чтобы определить наличие сульфат – анионов, я использовала хлорид бария. Он были обнаружены в минеральной воде - кислой, «Куке» и детской «Мика – Мика».
8. Чтобы обнаружить ионы кальция, я использовала карбонат калия. Они были обнаружены только в минеральной воде – кислой и «Куке».
9. Чтобы определить наличие карбонат – ионов, я использовала соляную кислоту. Они были обнаружены в кислой воде, талой и озерной.
10. Чтобы обнаружить ионы железа, я использовала гидроксид натрия. В результате должен образоваться бурый осадок, но я наблюдала образование белого осадка с минеральной водой. Это может говорить о наличии в воде ионов магния или цинка. Таким, образом, в представленных образцах железо не обнаружено.
Выводы
Таким образом, в результате исследовательской работы я освежила свои знания о строении, свойствах воды, о методах ее очистки, провела запланированные исследования: анкетирование и опыты с водой и пришла к определенным выводам.
Вода это самое распространенное вещество с уникальными свойствами и необходимое всему живому. Большинство ребят знают об этом. Анкетирование показало, что самый полезный напиток вода, жажду отлично удаляет не газированная вода, выпивают примерно 1 литр воды в день, пьют некипячёную воду, норма воды для человека в день 2-3 литра и человек на 80% состоит из воды (на самом деле человек на 50%-75% состоит из воды), используют, в основном, с водокачки, чистой пресной воды на планете мало, вода нужна всем организмам, вода в нашей местности хорошего качества (в реальности вода загрязнена твердыми частицами и содержит много минеральных солей) и два самых популярных метода очистки воды: фильтрование и кипячение.
Оценивая состав воды можно сделать следующий выводы:
-самая чистая бутилированная вода, а также водопроводная и с водокачки (отстоянная), озерная, речная и талая содержат некоторое количество твердых частиц.
-содержание солей различно в воде из разных источников. Наиболее минерализована, понятно, минеральная вода – кислая и «Кука». Меньше всего солей содержат бутилированная вода (не минеральная).
-соли, которые обнаружены в исследуемой воде, это чаще сульфаты и карбонаты , также соли кальция. Солей железа не обнаружено.
-минеральная вода дает щелочную реакцию, остальные - слабокислую.
-по результатам опытов водопроводная вода и вода с водокачки содержит мало солей, но мы знаем, что при ее кипячении образуется много накипи. Возможно, такие результаты получились из-за малого количества воды при проведении опытов. Также вода использовалась после отстаивания.
-все – таки необходима очистка воды в домашних условиях, но мы должны помнить, что соли необходимы для нашего организма, а употребление дистиллированной воды вредно для здоровья.
Полученные знания мне пригодятся в дальнейшей жизни!
Приложение 1
Вопрос | Число опрошенных человек | Ответ, количество человек отвечавших и процент | Вывод |
1.Какой напиток вы считаете наиболее полезным для человека? | 44 | Не ответил- 1 человек(2%) Вода- 32 человека(73%) Чай- 3 человека(7,5%) Сок- 2 человека(4,5%) Кислая вода-2 человека(4,5%) Кока - кола-2 человека(4,5%) Морс-1 человек(2%) Молоко-1 человек(2%) | Большее количество опрошенных ребят считают, что самый полезный напиток для человека – это вода |
2.Какую воду вы берете с собой, если идете гулять в жаркий летний день? | 44 | Не минеральная вода- 26 человек(59%) Минеральная вода- 14 человек (32%) Не берут с собой- 4 человека(9%) | Для утоления жажды люди чаще всего берут на прогулку не газированную воду |
3.Откуда поступает вода в ваш дом, квартиру? | 44 | Водокачка-31 человек (70%) Водопровод-11 человек (25,5%) Не знают- 2 человека (4,5%) | Большее количество опрошенных ребят берет воду с водокачки |
4.Как вы считаете, много ли воды, пригодной для питья, на нашей планете? | 44 | Мало- 29 человек (66%) Много- 9 человек (20%) Не знаю-6 человек (14%) | Многие из опрошенных ребят считают, что на нашей планете мало воды для питья |
5.Кому нужна вода на земле? | 44 | Всем-41 человек (93%) Затрудняюсь ответит-3 человек(7%) | Многие из опрошенных считают, что вода нужна всем организмам |
6.Сколько воды вы выпиваете в день? | 44 | 1 литр- 14 человек (32%) 2-3 литра – 13 человек (29,5%) Много- 13 человек (29,5%) Не знаю- 4 человека (9%) | Многие из опрошенных выпивают 1 литр воды в день |
7.Какая норма воды для человека в день? | 44 | 2-3 литра- 29 человек (66%) Не знаю- 8 человек (18%) 5 литров- 7 человек (16%) | Большее количество опрошенных человек считают, что норма воды в день для человека составляет 2-3 литра |
8.На сколько процентов человек состоит из воды? | 44 | 80%- 25 человек (57%) 70%- 15 человек (34%) 50%- 3 человека (7%) Не знаю-1 человек (2%) | Большая часть опрошенных ребят считают, что человек на 80% состоит из воды |
9.Что вы знаете о качестве воды в нашей местности? | 44 | Хорошая вода- 23 человека (53%) Не знаю- 12 человек (27%) Грязная вода- 9 человек (20%) | Большая часть опрошенных человек считают, что вода в нашей местности хорошего качества |
10.Как часто вы употребляете не кипяченую воду? | 44 | Постоянно- 35 человек (79,5%) Редко- 9 человек (20,5%) | Большее количество опрошенных человек постоянно употребляют не кипяченую воду |
11.Вам известны способы очистки питьевой воды и если известны то какие? | 44 | Фильтр, кипячение- 34 человека (77%) Не знаю- 10 человек (23%) | Большее количество опрошенных два способа очистки воды: фильтрование и кипячение |
Приложение 3
Опыт 1: Для проведения этого эксперимента я использовала лист белой бумаги. Я получила следующие результаты:
Вода номер 1 - 0 баллов из 10;
Вода номер 2 - 1 балл из 10;
Вода номер 3 - 0 баллов из 10;
Вода номер 4 - 0 баллов из 10;
Вода номер 5 - 3 балла из 10;
Вода номер 6 - 2 балла из 10;
Вода номер 7 - 0 баллов из 10;
Вода номер 8 - 0 баллов из 10;
Вода номер 9 - 0 баллов из 10
Вывод: небольшая мутность замечена в речной воде, чуть больше мутность в воде из озера и талой воде, остальная вода чистая.
Опыт 2: Для этого опыта мне понадобились предметные стекла. На стекло я капала воду и оставляла на ночь. В итоге я получила следующие результаты: больше всего минеральных солей содержится в кислой воде, в речной и водопроводной воде, чуть меньше в воде из озера водокачки и Куке.
Стекло номер 1- 4 балла из 10;
Стекло номер 2- 5 баллов из 10;
Стекло номер 3- 6 баллов из 10;
Стекло номер 4- 3 балла из 10;
Стекло номер 5- 2 балла из 10;
Стекло номер 6- 3 балла из 10;
Стекло номер 7- 1 балл из 10;
Стекло номер 8- 3 балла из 10;
Стекло номер 9- 1 балл из 10.
Вывод: вода содержит много солей
Опыт 3: Для этого опыта мне понадобились индикаторы. В воду я помещала индикаторы и смотрела, какой цвет он приобретёт. Для оценки этого опыта я использовала шкалу pH, получила следующие итоги:
В воде номер 1 уровень pH- 5 (слабо кислотная);
В воде номер 2 уровень pH- 6 (слабо кислотная);
В воде номер 3 уровень pH- 9 (щелочная);
В воде номер 4 уровень pH- 5(слабо кислотная);
В воде номер 5 уровень pH- 5 (слабокислотная);
В воде номер 6 уровень pH- 5 (слабокислотная);
В воде номер 7 уровень pH- 5 (слабокислотная);
В воде номер 8 уровень pH- 9 (щелочная);
В воде номер 9 уровень pH- 5 (слабокислотная).
Что бы подробнее ознакомиться с цветами индикаторов обратимся к «Приложению 2»
Вывод: вода под номерами 1,2,4,5,6,7,9- слабокислотная, под номерами 3,8- щелочная
Опыт 4: Для этого опыта мне понадобились пробирки и спиртовка. В пробирку наливала каждую из представленных вод и кипятила на спиртовке. Если вода жесткая, то образуется осадок. Осадок был замечен в водопроводной воде и талой, немного в воде из озера. Вода номер 1- 2 балла из 10;
Вода номер 2- 0 баллов из 10;
Вода номер 3- 0 баллов из 10, но я наблюдала выделение газа;
Вода номер 4- 0 баллов из 10;
Вода номер 5-2 балла из 10;
Вода номер 6- 1 балл из 10;
Вода номер 7- 0 баллов из 10;
Вода номер 8- 0 баллов из 10;
Вода номер 9- 0 баллов из 10;
Вывод: вода, которую мы пьем, не жесткая, но данный опыт проводился при малом количестве воды (водопроводная и из водокачки), поэтому результаты могут быть неточными.
Опыт 5: Для этого опыта мне понадобился раствор мыла. В каждую из представленных вод я добавляла мыльный раствор. Чем больше пены, тем мягче вода. В итоге я получила следующие результаты:
В воде номер 1- 6 баллов из 10;
В воде номер 2- 10 баллов из 10;
В воде номер 3- 5 баллов из 10;
В воде номер 4- 7 баллов из 10;
В воде номер 5- 8 баллов из 10;
В воде номер 6- 10 баллов из 10;
В воде номер 7- 8 баллов из 10;
В воде номер 8- 9 баллов из 10;
В воде номер 9- 9 баллов из 10;
Вывод: вода, которой мы пользуемся каждый день достаточно мягкая
Приложение 4
Опыт 6: Для этого опыта я использовала воду из разных источников и раствор AgNO3. В каждую из представленных вод я добавляла раствор AgNO3. В ходе этой реакции должен был образоваться белый осадок. В итоге я получила следующие результаты:
В воде номер 1 хлориды не были обнаружены;
В воде номер 2 хлориды не были обнаружены;
В воде номер 3 хлориды были обнаружены;
В воде номер 4 хлориды не были обнаружены;
В воде номер 5 хлориды не были обнаружены;
В воде номер 6 хлориды не были обнаружены;
В воде номер 7 хлориды не были обнаружены;
В воде номер 8 хлориды были обнаружены;
В воде номер 9 хлориды не были обнаружены;
Вывод: хлориды не содержатся в воде, которую мы чаще всего употребляем, были обнаружены в минеральной воде.
Опыт 7: Для этого опыта мне понадобилась вода из разных источников и раствор BaCl2. В каждую из представленных вод я добавляла раствор BaCl2. В ходе этой реакции должен был образоваться белый осадок. В итоге я получила следующие результаты:
В воде номер 1сульфаты не были обнаружены;
В воде номер 2 сульфаты не были обнаружены;
В воде номер 3 сульфаты были обнаружены;
В воде номер 4 сульфаты не были обнаружены;
В воде номер 5 сульфаты не были обнаружены;
В воде номер 6 сульфаты не были обнаружены;
В воде номер 7 сульфаты не были обнаружены;
В воде номер 8 сульфаты были обнаружены;
В воде номер 9 сульфаты были обнаружены;
Вывод: сульфаты не содержатся в той воде, которую мы чаще употребляем, но есть в минеральной воде и Мика- Мика.
Опыт 8: Для этого опыта мне понадобилась вода из разных источников и раствор K2CO3. В каждую из представленных вод я добавляла раствор K2CO3. В ходе этой реакции должен был образоваться белый осадок. В итоге я получила следующие результаты:
В воде номер 1 кальций не был обнаружен;
В воде номер 2 кальций не был обнаружен;
В воде номер 3 кальций был обнаружен;
В воде номер 4 кальций не был обнаружен;
В воде номер 5 кальций не был обнаружен;
В воде номер 6 кальций не был обнаружен;
В воде номер 7 кальций не был обнаружен;
В воде номер 8 кальций был обнаружен;
В воде номер 9 кальций не был обнаружен;
Вывод: кальций не содержится в той воде, которую мы чаще употребляем, а только в минеральной воде.
Опыт 9: Для этого опыта мне понадобилась вода из разных источников и раствор KCl. В каждую из представленных вод я добавляла раствор KCl. В ходе этой реакции должны были образоваться пузырьки. В итоге я получила следующие результаты:
В воде номер 1 карбонаты не были обнаружены;
В воде номер 2 карбонаты не были обнаружены;
В воде номер 3 карбонаты были обнаружены;
В воде номер 4 карбонаты не были обнаружены;
В воде номер 5 карбонаты были обнаружены, но в небольшом количестве;
В воде номер 6 карбонаты были обнаружены, но в небольшом количестве;
В воде номер 7 карбонаты не были обнаружены;
В воде номер 8 карбонаты не были обнаружены;
В воде номер 9 карбонаты не были обнаружены;
Вывод: карбонаты почти не содержатся в кислой, талой и воде из озера.
Опыт 10: Для этого опыта мне понадобилась вода из разных источников и раствор NaOH. В каждую из представленных вод я добавляла раствор NaOH. В ходе этой реакции должен был образоваться бурый осадок. В итоге я получила следующие результаты:
В воде номер 1 ионы железа не были обнаружены;
В воде номер 2 ионы железа не были обнаружены;
В воде номер 3 ионы железа не были обнаружены, но был образован белый осадок, это может быть либо ионы Mg, либо ионы Zn;
В воде номер 4 ионы железа не были обнаружены;
В воде номер 5 ионы железа не были обнаружены;
В воде номер 6 ионы железа не были обнаружены;
В воде номер 7 ионы железа не были обнаружены;
В воде номер 8 ионы железа не были обнаружены, но был образован белый осадок, это либо ионы Mg, либо ионы Zn; В воде номер 9 ионы железа не были обнаружены; Вывод: железо не содержится ни в одной из предоставленных вод.