СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно- исследовательская работа «Повышение физической подготовленности волейболистов средствами ОФП»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

v

Актуальность. Волейбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Современный волейбол характеризуется высокой двигательной активностью волейболистов. Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся.

Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, технических приемов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физической подготовленности. Так же, одним из резервов результативности соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической подготовленности волейболистов.

Анализ методических материалов и современная практика показывают, что методика повышения физической подготовленности волейболистов носит несистематизированный характер: большинство средств и методов, используемых для повышения физической подготовленности, по своей структуре не адекватны основным; отмечается нерациональное распределение упражнений для повышения физической подготовленности в тренировках.

Специалисты отмечают, что одним из наиболее эффективных методов повышения физической подготовленности являются специальные упражнения ОФП.

Объект исследования: процесс повышения физической подготовленности волейболистов.

Предмет исследования: комплекс упражнений ОФП для повышения уровня физической подготовленности волейболистов.

Цель исследования: практически изучить процесс повышения физической подготовленности при помощи упражнений ОФП в спортивной тренировке волейболистов.

Задачи исследования:

1. Изучить научно-методические источники по выбранной теме.

2. Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня физической подготовленности волейболистов.

3. Подготовить комплекс упражнений ОФП для повышения уровня физической подготовленности волейболистов.

4. Сделать выводы и дать заключение.

 

Методы исследования:

1. Анализ научно-методических источников.

2. Анализ документов и материалов.

3. Метод проекта.

4. Метод логического заключения.

Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Физическая подготовленность и её роль в подготовке у волейболистов», представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.

Анализ литературных источников показал, что волейбол — ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер. При малых размерах и ограничении касаний мяча выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.

Двигательные действия заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках вверх на максимальную и оптимальную высоту, большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов.

Высокий уровень физической подготовленности дает возможность волейболисту эффективно выполнять технические приемы. Все, используемые в процессе спортивной тренировке, методы повышения физической подготовленности должны способствовать развитию комплекса пяти основных физических качеств, которые, в конечном счёте, содействовали бы приобретению специальных двигательных навыков.

Значительного эффекта в повышении физической подготовленности можно достигнуть, применяя комплексы упражнений ОФП, а именно прыжковые, беговые, игровые упражнения с перемещением и др.!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса развития прыгучести специальными прыжковыми упражнениями волейболистов» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.

На первом этапе исследовательской деятельности необходимо изучить методику определения уровня развития прыгучести, описывающую последовательность выполнения этапов работы по оценке показателей уровня развития прыгучести, выделить тесты для оценки показателей уровня развития прыгучести, которые доступны для волейболистов.

На втором этапе исследовательской деятельности для проведения тестирования для проведения тестирования прыгучести были подготовлены тесты, которые дадут возможность определить уровень развития прыгучести занимающихся, на текущий момент:

Тест 1 - измерение высоты выпрыгивания с места толчком двумя ногами со взмахом руками и касанием вертикальной планки с разметкой.

Тест 2 - измерение высоты выпрыгивания вверх с одного шага толчком одной ногой с касанием рукой разметки.

Тест 3 - измерение дальности прыжка в длину с места толчком двумя ногами со взмахом руками.

Тест 4 - измерение высоты выпрыгивания из приседа на одной ноге со взмахом руками.

Тест 5 - измерение высоты выпрыгивания вверх после прыжка в глубину.

На следующем этапе исследовательской деятельности изучение литературных источников и анализ опыта специалистов, тренеров, спортсменов - волейболистов помогли выбрать программу специальных волейбольных упражнений для развития прыгучести в процессе физической подготовки волейболистов.

В программе специальной прыжковой подготовки рекомендуются:

а) прыжковые упражнения с отягощением и без отягощения (отягощения не более 40% от веса спортсмена);

б) основные упражнения по технике игры.

в) количество прыжков с отягощением в одной серии — 10-20;

г) продолжительность интервалов отдыха — 2-3 мин;

д) количество серий — 5-6.

Для прыжковых упражнений без отягощения дозировки следующие:

а) продолжительность одной серии — 10-20 прыжков;

б) интенсивность — без пауз между прыжками;

в) интервал отдыха между сериями — 1-2 мин;

г) количество серий — 5-7 в тренировке.

Упражнения для развития прыгучести:

1. Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо.

2. Прыжки из глубокого приседа.

3. Прыжки с разбега с доставанием метрической разметки возможно выше.

4. Прыжки со скакалкой на двух ногах (варианты: с ноги на ногу; с продвижением вперед; на одной ноге; в приседе; высоко поднимая бедра).

5. Серийные прыжки вверх с места, с разбега с доставанием предмета.

6. Прыжки с разбега с ударом по подвешенному мячу.

7. Имитация нападающих ударов в прыжке с места и после разбега.

8. Имитация блокирования на месте и после перемещения.

9. Имитация блока, нападающего удара, блока, нападающего удара и т.д.

10. Нападающие удары через сетку после разбега с различных по траектории вторых передач.

Прыжковая программа предусматривает внедрение этих серий упражнений в подготовительную часть тренировочного занятия, и их чередование - прыжковые упражнения с отягощением и без отягощения.

С учетом рекомендаций необходимо составить планы тренировочных занятий, в подготовительную часть которых должны войти эти серии упражнений. Время проведения каждой серии 15-20 минут.[16]

Заключение

Прыгучесть является одним из важнейших физических качеств волейболистов и характеризует способность игрока максимально высоко выпрыгивать при различных игровых ситуациях.

Исследование взрослых и юных спортсменов показывает, что, хотя прыгучесть и является в какой-то степени врожденной способностью человека, специальное воздействие физическими упражнениями может значительно повысить прыжковую подготовленность занимающихся[11].

Но это возможно лишь при правильном подборе средств и методов тренировки, в соответствии с возрастными и половыми особенностями занимающихся. Определение возрастных периодов, во время которых развитие прыгучести протекает более интенсивно или более замедленно,— актуальный вопрос, от решения которого во многом зависит эффективность спортивной подготовки детей в различных видах спорта.

Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго специализированной физической подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость).

Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счёте, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка, специальных двигательных навыков.

Значительного эффекта в развитии прыгучести можно достигнуть, применяя комплексы упражнений с напрыгиванием, перепрыгиванием и доставанием различных предметов.

Актуальность. Волейбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Современный волейбол характеризуется высокой двигательной активностью волейболистов. Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся.

Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, технических приемов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физической подготовленности. Так же, одним из резервов результативности соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической подготовленности волейболистов.

Анализ методических материалов и современная практика показывают, что методика повышения физической подготовленности волейболистов носит несистематизированный характер: большинство средств и методов, используемых для повышения физической подготовленности, по своей структуре не адекватны основным; отмечается нерациональное распределение упражнений для повышения физической подготовленности в тренировках.

Специалисты отмечают, что одним из наиболее эффективных методов повышения физической подготовленности являются специальные упражнения ОФП.

Объект исследования: процесс повышения физической подготовленности волейболистов.

Предмет исследования: комплекс упражнений ОФП для повышения уровня физической подготовленности волейболистов.

Цель исследования: практически изучить процесс повышения физической подготовленности при помощи упражнений ОФП в спортивной тренировке волейболистов.

Задачи исследования:

1. Изучить научно-методические источники по выбранной теме.

2. Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня физической подготовленности волейболистов.

3. Подготовить комплекс упражнений ОФП для повышения уровня физической подготовленности волейболистов.

4. Сделать выводы и дать заключение.

 

Методы исследования:

1. Анализ научно-методических источников.

2. Анализ документов и материалов.

3. Метод проекта.

4. Метод логического заключения.

Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Физическая подготовленность и её роль в подготовке у волейболистов», представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.

Анализ литературных источников показал, что волейбол — ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер. При малых размерах и ограничении касаний мяча выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.

Двигательные действия заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках вверх на максимальную и оптимальную высоту, большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов.

Высокий уровень физической подготовленности дает возможность волейболисту эффективно выполнять технические приемы. Все, используемые в процессе спортивной тренировке, методы повышения физической подготовленности должны способствовать развитию комплекса пяти основных физических качеств, которые, в конечном счёте, содействовали бы приобретению специальных двигательных навыков.

Значительного эффекта в повышении физической подготовленности можно достигнуть, применяя комплексы упражнений ОФП, а именно прыжковые, беговые, игровые упражнения с перемещением и др.!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса развития прыгучести специальными прыжковыми упражнениями волейболистов» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.

На первом этапе исследовательской деятельности необходимо изучить методику определения уровня развития прыгучести, описывающую последовательность выполнения этапов работы по оценке показателей уровня развития прыгучести, выделить тесты для оценки показателей уровня развития прыгучести, которые доступны для волейболистов.

На втором этапе исследовательской деятельности для проведения тестирования для проведения тестирования прыгучести были подготовлены тесты, которые дадут возможность определить уровень развития прыгучести занимающихся, на текущий момент:

Тест 1 - измерение высоты выпрыгивания с места толчком двумя ногами со взмахом руками и касанием вертикальной планки с разметкой.

Тест 2 - измерение высоты выпрыгивания вверх с одного шага толчком одной ногой с касанием рукой разметки.

Тест 3 - измерение дальности прыжка в длину с места толчком двумя ногами со взмахом руками.

Тест 4 - измерение высоты выпрыгивания из приседа на одной ноге со взмахом руками.

Тест 5 - измерение высоты выпрыгивания вверх после прыжка в глубину.

На следующем этапе исследовательской деятельности изучение литературных источников и анализ опыта специалистов, тренеров, спортсменов - волейболистов помогли выбрать программу специальных волейбольных упражнений для развития прыгучести в процессе физической подготовки волейболистов.

В программе специальной прыжковой подготовки рекомендуются:

а) прыжковые упражнения с отягощением и без отягощения (отягощения не более 40% от веса спортсмена);

б) основные упражнения по технике игры.

в) количество прыжков с отягощением в одной серии — 10-20;

г) продолжительность интервалов отдыха — 2-3 мин;

д) количество серий — 5-6.

Для прыжковых упражнений без отягощения дозировки следующие:

а) продолжительность одной серии — 10-20 прыжков;

б) интенсивность — без пауз между прыжками;

в) интервал отдыха между сериями — 1-2 мин;

г) количество серий — 5-7 в тренировке.

Упражнения для развития прыгучести:

1. Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо.

2. Прыжки из глубокого приседа.

3. Прыжки с разбега с доставанием метрической разметки возможно выше.

4. Прыжки со скакалкой на двух ногах (варианты: с ноги на ногу; с продвижением вперед; на одной ноге; в приседе; высоко поднимая бедра).

5. Серийные прыжки вверх с места, с разбега с доставанием предмета.

6. Прыжки с разбега с ударом по подвешенному мячу.

7. Имитация нападающих ударов в прыжке с места и после разбега.

8. Имитация блокирования на месте и после перемещения.

9. Имитация блока, нападающего удара, блока, нападающего удара и т.д.

10. Нападающие удары через сетку после разбега с различных по траектории вторых передач.

Прыжковая программа предусматривает внедрение этих серий упражнений в подготовительную часть тренировочного занятия, и их чередование - прыжковые упражнения с отягощением и без отягощения.

С учетом рекомендаций необходимо составить планы тренировочных занятий, в подготовительную часть которых должны войти эти серии упражнений. Время проведения каждой серии 15-20 минут.[16]

Заключение

Прыгучесть является одним из важнейших физических качеств волейболистов и характеризует способность игрока максимально высоко выпрыгивать при различных игровых ситуациях.

Исследование взрослых и юных спортсменов показывает, что, хотя прыгучесть и является в какой-то степени врожденной способностью человека, специальное воздействие физическими упражнениями может значительно повысить прыжковую подготовленность занимающихся[11].

Но это возможно лишь при правильном подборе средств и методов тренировки, в соответствии с возрастными и половыми особенностями занимающихся. Определение возрастных периодов, во время которых развитие прыгучести протекает более интенсивно или более замедленно,— актуальный вопрос, от решения которого во многом зависит эффективность спортивной подготовки детей в различных видах спорта.

Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго специализированной физической подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость).

Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счёте, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка, специальных двигательных навыков.

Значительного эффекта в развитии прыгучести можно достигнуть, применяя комплексы упражнений с напрыгиванием, перепрыгиванием и доставанием различных предметов.

Просмотр содержимого документа
«Научно- исследовательская работа «Повышение физической подготовленности волейболистов средствами ОФП»»

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Тольяттинский социально-педагогический колледж»








КУРСОВАЯ РАБОТА



Повышение физической подготовленности волейболистов средствами ОФП


ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта

Специальность: 49.02.01 Физическая культура

Форма обучения: очная

Студент: Воробьёва Софья Павловна

Руководитель: Петрова И.А.





Курсовая работа

Защищена с оценкой «_______»

«_____»_____________2019 г.

Руководитель курсовой работы

______________/____________

(личная подпись)




Тольятти, 2019 г.

Содержание


Введение

3

Глава 1. Теоретические аспекты повышения уровня физической подготовленности в спортивной тренировке у волейболистов

5

1.1 Физическая подготовленность и её роль в подготовке волейболистов

5

1.2 Физическая подготовка, как процесс повышения уровня физической подготовленности волейболиста

8

1.3 Методика использования упражнений ОФП для повышения физической подготовленности волейболистов

11

Глава 2. Практическое изучение процесса повышения физической подготовленности волейболистов при помощи упражнений ОФП

16

2.1 Методика определения уровня физической подготовленности волейболистов

16

2.2 Характеристика тестов для определения уровня физической подготовленности волейболистов

18

2.3 Характеристика комплекса упражнений ОФП для повышения физической подготовленности волейболистов

20

Заключение

23

Литература

24

Приложение 1

26









Введение


Актуальность. Волейбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание.
Современный волейбол характеризуется высокой двигательной активностью волейболистов. Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся.

Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, технических приемов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физической подготовленности. Так же, одним из резервов результативности соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической подготовленности волейболистов.

Анализ методических материалов и современная практика показывают, что методика повышения физической подготовленности волейболистов носит несистематизированный характер: большинство средств и методов, используемых для повышения физической подготовленности, по своей структуре не адекватны основным; отмечается нерациональное распределение упражнений для повышения физической подготовленности в тренировках.

Специалисты отмечают, что одним из наиболее эффективных методов повышения физической подготовленности являются специальные упражнения ОФП.

Объект  исследования: процесс повышения физической подготовленности волейболистов.

Предмет исследования: комплекс упражнений ОФП для повышения уровня физической подготовленности волейболистов.

Цель  исследования: практически изучить процесс повышения физической подготовленности при помощи упражнений ОФП в спортивной тренировке волейболистов.

Задачи  исследования:

  1. Изучить научно-методические источники по выбранной теме.

  2. Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня физической подготовленности волейболистов.

  3. Подготовить комплекс упражнений ОФП для повышения уровня физической подготовленности волейболистов.

  4. Сделать выводы и дать заключение.

Методы исследования:

  1. Анализ научно-методических источников.

  2. Анализ документов и материалов.

  3. Метод проекта.

  4. Метод логического заключения.











Глава 1. Теоретические аспекты повышения уровня физической подготовленности в спортивной тренировке у волейболистов


1.1 Физическая подготовленность и её роль в подготовке волейболистов


Физическая подготовленность волейболиста определяется уровнем развития всех основных физических качеств. Но не нужно ставить знака равенства между равномерным развитием всех физических качеств спортсмена и его разносторонним физическим развитием. Физическая подготовленность должна быть обеспечена как развитием общих физических качеств, так и специальных качеств волейболиста.[9]

Проявление силы мышц зависит от общего состояния здоровья центральной нервной системы волейболиста, деятельности коры его головного мозга, биохимических процессов, степени утомления мышц и др. Большое значение для развития силы волейболиста имеет его умение напрягать и сокращать мышцы с большой силой, что в известной степени зависит от его умения проявлять волевые усилия.

Выполнение основных технических приемов в волейболе (передачи, блокирование, подачи, нападающие удары) предъявляют повышенные требования к силе мышц туловища, рук, плечевого пояса. Пальцев, а также мышц ног – стопы, голени и бедер. Эти требования предопределяют направленность тренировок по силовой подготовке. Большее количество упражнений для развития силы волейболистов выполняются с отягощением.

Выносливость зависит от сердечно сосудистой, центральной нервной, дыхательной систем, а так же от совершенства техники волейболиста, умения совершать рациональные движения, с оптимальным мышечным напряжением. Для развития выносливости волейболистов необходимо положительное воздействие упражнений на организм, а это возможно только тогда, когда упражнения выполняются не интенсивно. Чтобы повысить уровень выносливости в волейболе применяю равномерный бег небольшой интенсивности, езду на велосипеде со средней скоростью, ходьбу на лыжах, плавание. Интенсивность выполнения упражнений на выносливость со временем в умеренном темпе увеличивается.

Волейболист должен обладать высоким уровнем выносливости, так как в процессе соревновательной деятельности встречаются игровые моменты предполагающие долгие розыгрыши, которые включают в себя множество повторений перемещений и прыжков.

Во время тренировки необходимо сочетать развитие выносливости с повышением уровня скорости движения, поскольку если волейболист способен выполнять интенсивную работу быстро, то он дольше сможет выполнять работу с меньшей интенсивностью. [11]

Быстрота волейболиста зависит от соответствующей нервной деятельности головного мозга, подвижности в суставах, эластичности мышц, совершенного владения техническими приемами, способности мышц-антагонистов к расслаблению. Развитие скорости движений находятся в определенной зависимости от силы мышц, именно поэтому данные качества развиваются параллельно.

Главным средством для развития скорости волейболистов является выполнение разнообразных упражнений в наибыстрейшем темпе (повторные ускорения, бег под уклон, бег за лидером и др.). Данные упражнения, которые способствуют развитию быстроты, необходимо включать в первую часть тренировки, так как выполнять их при усталости настоятельно не рекомендуется. [10]

Быстрота волейболистов проявляется в сложных и простых реакциях в ответ на внешний раздражитель (в основном зрительный), в совершении технического приема или отдельной его части, в перемещении на площадке.

Большинство технических приемов в волейболе состоят из движений, которые необходимо выполнять с большой амплитудой. Подвижность в суставах, способствующая этому называется гибкостью. Гибкость волейболиста зависит от – гибкости позвоночного столба, формы суставных поверхностей, эластичности мышц и сухожилий, эластичности связок, состояния центральной нервной системы, оказывающей влияние на тонус мышц.

Амплитуда движений в большей степени зависит от эластичности мышц и связок. Чем эластичнее связки и мышцы, тем меньше ограничены движения. Любые упражнения общей физической подготовки волейболистов способствуют развитию гибкости. Так же можно использовать упражнения на развитие гибкости, наиболее близкие по своей структуре к движениям волейболиста. Наиболее быстрого развития гибкости можно добиться при ежедневных тренировках. [9]

При отсутствии гибкости, занимающемуся, невозможно освоить технические приемы в волейболе, поэтому в спортивной тренировке волейболиста на развитие подвижности суставов выделяется специальное время и внимание.

Ловкость – это умение волейболиста быстро совершать сложные двигательные действия. Чтобы стать ловким, необходимо стать выносливым, быстрым и сильным. В тех случаях, когда организм волейболиста не привык к перенесению больших нагрузок, то утомление нарушает двигательные рефлексы. Кроме этого резко нарушается координация движений. Ловкость в волейболе проявляется в умении волейболиста быстро перестраивать свою деятельность в соответствии с условиями меняющейся обстановки. [11]

Для развития ловкости волейболистов используются различные физические упражнения, такие как: спортивные игры (баскетбол, гандбол и т.д.), вольные гимнастические упражнения и упражнения на снарядах, а так же волейбольные упражнения, выполняемые в непривычных условиях. При развитии ловкости следует постепенно переходить от простых упражнений к сложным.

Специфика игры постоянно ставит сложные двигательные задачи, которые следует решать мгновенно. Именно поэтому современному волейболисту не обойтись без высокого уровня ловкости, необходимого для успешного ведения игровой и соревновательной деятельности.

В волейболе огромную роль играет физическая подготовленность спортсмена, так как сама игра состоит из технических приемов, которые основываются на четкости, точности и целенаправленности движений. Такие двигательные действия невозможно осуществить при низком уровне физической подготовленности, а именно плохо развитых основных физических качеств, таких как ловкость, гибкость, быстрота, выносливость и сила. Игровой процесс включает в себя множество прыжков вверх, взрывные старты и ускорения, быстрые перемещения и молниеносных реакций на изменяющуюся обстановку.



1.2 Физическая подготовка, как процесс повышения уровня физической подготовленности волейболиста


Волейбол — ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер. При малых размерах и ограничении касаний мяча выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.

Двигательные действия заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках вверх на максимальную и оптимальную высоту, большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов.

Высокий уровень требований к физической подготовленности волейболистов объясняется и следующими факторами:

1. Качественно новый уровень развития волейболиста требует нового уровня развития физических качеств спортсмена (изменение правил соревнований, комплектование команд высокорослыми игроками; повышение атакующего потенциал за счет быстрых перемещений и повышенной скорости выполнения технических приемов с использованием всей длины сетки, игра тремя мячами и др.).

2. Постоянный рост уровня развития физических качеств — непременное условие для повышения тренировочных нагрузок.
В зависимости от возраста, подготовленности спортсменов, этапов и задач тренировки физическая подготовка изменяется, но во всех своих аспектах она необходима волейболисту, от начинающего до мастера высокого класса. С повышением спортивной квалификации роль физической подготовки ни в коей мере не снижается. Однако ее характер, применяемые средства и методы претерпевают изменения, выражающиеся, прежде всего в специальной направленности.[20]

По направленности и характеру воздействия применяемых средств физическая подготовка волейболистов делится на общую (ОФП) и специальную (СФП).

В группах занимающихся волейболом, где отсутствует четко выраженная периодизация (команды коллективов физкультуры, вузов, спортивных клубов и др.) в начале годичного цикла подготовки проводится базовая подготовка (ОФП) с постепенным переходом к СФП. В период соревнований виды подготовки чередуются.[6,9]

Общая физическая подготовка. Основной задачей ОФП является повышение работоспособности организма в целом. Частными задачами являются:

1. Разностороннее физическое развитие;

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата;

3. Развитие физических качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;

4. Повышение функциональных возможностей и уровня обменных процессов;

5. Повышение психологической подготовленности;

6. Создание условий для активного отдыха в период снижения тренировочных нагрузок.

Общая физическая подготовка может проводиться в самых разнообразных условиях: на стадионе, в гимнастическом зале, в лесу, в парке. Многие упражнения можно выполнять без специального оборудования мест занятий, используя гимнастические снаряды, различные отягощения, природные материалы и др.[16,17]

Специальная физическая подготовка. СФП является средством специализированного развития физических качеств. Задачи ее более узки и более специфичны:

1. Развитие взрывной силы мышц ног, плечевого пояса, туловища;
быстроты перемещения и сложной реакции; скоростной, прыжковой, игровой выносливости; акробатической и прыжковой ловкости, гибкости.

2. Совершенствование функциональных возможностей организма спортсменов.

3. Повышение психологической подготовленности.

4. Создание условий для восстановления организма после тренировочных и соревновательных нагрузок.

Основными средствами СФП являются: соревновательное упражнение «своего» вида спорта, а также подготовительные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализируемого упражнения. С помощью таких упражнений решаются две задачи: совершенствуются технические приемы и развиваются специальные физические качества.

Специальная физическая подготовка в основном, имеет место в годичном цикле подготовки на специально-подготовительном, предсоревновательном этапах и в небольшом объеме в соревновательном периоде подготовки спортсменов.

Эффективность спортивных движений, связанных с активным  взаимодействием спортсменов  с объектами внешнего окружения, определяется главным образом характером развивающихся при этом сил, а  также направлением и скоростью движения [10; 12].

В волейболе, как правило, проявление скоростно-силовых способностей осуществляется в прыжках. По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. В связи с этим, такое проявление скоростно-силовых способностей волейболистов целесообразно называть прыгучестью.

Физическая подготовка волейболиста тесно связана с тактической, технической и психологической подготовкой. Она способствует быстрейшему овладению и прочному закреплению тактических навыков и технических приемов.



1.3 Методика использования упражнений ОФП для повышения физической подготовленности волейболистов


Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Формирование двигательных навыков и техники приемов игры неразрывно связано с развитием физических качеств. Освоение приемов игры в волейбол происходит успешнее при направленном развитии специфичных для него качеств.

Общая физическая подготовка направлена на разностороннее гармоничное развитие волейболиста, повышение уровня всех главных физических качеств, укрепления систем организма и органов, повышение функциональных возможностей и улучшение здоровья спортсмена.

Основными средствами ОФП волейболистов являются широкий круг общеразвивающих упражнений из других видов спорта: кроссовый бег и другие разновидности бега, упражнения с отягощениями, гимнастические упражнения и акробатика, спортивные и подвижные игры, плавание, лыжный бег и др.

Выбор этих средств неслучаен. Эти упражнения тотальны по своему воздействию, заставляют активно работать все органы и системы, что укрепляет всю мускулатуру, сердечно-сосудистую систему, улучшает возможности органов дыхания, повышает общий обмен веществ в организме.

Общая физическая подготовка проводится на 1-м этапе подготовительного периода, в небольших объемах — на специально-подготовительном этапе и как средство активного отдыха на предсоревновательном этапе и в соревновательном периоде.

Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, направленных на воспитание физических качеств спортсменов, обучение их технике и тактике обязательно нужно учитывать периоды полового созревания и сенситивные (чувствительные) фазы развития того или иного физического качества. Необходимо в сенситивные периоды акцентировано воздействовать на развитие соответствующих качеств. Необходимо помнить об «отстающих» качествах, их развитию также должно уделяться внимание, следует соблюдать соразмерность в развитии физических качеств имеющих в основе своей разные физиологические механизмы (общая выносливость и скоростные качества, общая выносливость и сила).

Тренерам не рекомендуется сочетать скоростно-силовые упражнения с упражнениями на растягивание, так как излишне-растянутые мышцы при резкой взрывной работе будут способствовать получению травм. Подбор средств и объем для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в которых проводятся занятия. [8]

В процессе физической подготовки волейболистов постоянное внимание нужно уделять упражнениям на совершенствование координационных способностей, скоростно-силовых качеств, прыгучести, быстроты ответных действий, качеств, обуславливающих успешность технических приемов и тактических действий. [10]

Решить данные задачи можно с помощью средств ОФП. Эти упражнения необходимы как юным волейболистам, так и квалифицированным спортсменам.

  1. Во время перемещения различными способами (ходьба, бег – лицом и спиной вперед, приставные шаги, прыжки на одной и обеих ногах) выполнение движений руками (смена положения рук: вперед, вверх, в стороны, круги руками внутрь, кнаружи, вправо, влево);

  2. То же, но способ перемещения постоянный, по сигналу изменяется характер движения руками (по заданию). То же, но характер движения руками постоянный , изменяется способ перемещения. То же, но изменяется способ перемещения и движения руками в различных сочетаниях (по заданию).

  3. Условия в упражнениях 1 и 2 усложняются еще больше, если по сигналу тренера изменить направление перемещений на обратное.

  4. Упражнения 1 – 3 по пояс в воде, на песке.

Эти упражнения применяются в подготовительной части тренировочного занятия, они так же оказывают организующее воздействие, повышают интерес занимающихся к занятию.

Можно усложнять условия выполнения, добавляя элементы волейбола. Например, во время перемещения дать задание занимающимся передавать мяч друг другу, катая его по полу.

  1. Бег (приставные шаги) в колонне по одному ( в шеренге) вдоль границ площадки, по сигналу выполнение определенного задания: остановка, изменение направления или способа передвижения, прыжок на 360, прыжок вверх, падение и перекат, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и т.д. [12]

Далее еще некоторые упражнения:

  1. Стоя на гимнастической стенке, лицом к ней, держась за рейку на уровне пояса, глубокое приседание на одной ноге, другую опуская вниз, далее быстрое возвращение в исходное положение. То же на другой ноге. То же с отягощением (пояс и др.)

  2. Прыжки из глубокого приседа, касаясь подвешенного предмета, установленной планки (высота индивидуально для каждого обучающегося): со взмахом рук, с отягощением на теле, с волейбольным мячом в руках и выполнением нападающего удара в прыжке (через волейбольную сетку).

  3. Взбегание по лестнице вверх.

  4. Прыжки по лестнице вверх на одной, на другой и на двух ногах. То же, только из глубоко приседа.

  5. Прыжки вверх, касаясь коленями груди. То же с утяжелителями.

  6. «Прыжки в глубину» - с гимнастической стенки ( высота постепенно увеличивается с 40 – 190 см) на мягкую опору. Спрыгивание с высоты 30 – 80 см с последующим прыжком вверх и выполнением броска набивного мяча (1кг) из-за головы двумя руками с сильным завершающим движением кистями рук.

  7. Сгибание разгибание рук от скамейки ( по 10-20 раз, выполнять несколько подходов.

  8. Бег на длинные дистанции (1,5 – 3 км)

  9. Приседание с отягощением на плечах. Присед глубокий.

  10. Силовая тренировка в форме круговой тренировки, включающая в себя статические упражнения на мышцы живота, ног, спины и рук.

Большое место в физической подготовке волейболистов имеет упражнения общей физической подготовки. При этом в работе не только с юными волейболистами, но и в тренировке квалифицированных спортсменов. У профессиональных команд существуют отдельные тренера, которые отвечают за физическую подготовленность спортсменов. Упражнения ОФП отбираются и группируются по их направленности на развитие всех основных физических качеств. В методической литературе содержится большое количество различных упражнений для создания тренировочных комплексных.

Особое значение придается упражнениям с элементами акробатики, легкой атлетики, а так же упражнениям на развитие ловкости, ориентировки, умения управлять своим телом в необычных условиях опорного и особенно безопорного положения.

Анализ научно-методических источников показал, что в тренировочном процессе волейболистов кроме ведущих физических качеств, необходимых волейболистам для успешного решение возникающих перед ними в процессе игры задач – скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, необходим так же высокий уровень физической подготовленности.

Физическая подготовка направлена на разностороннее гармоничное развитие волейболиста, повышения уровня всех главных физических качеств, укрепления систем организма и органов, повышение функциональных способностей и улучшение здоровья спортсмена.

Одним из способов повышения интенсивности занятий по физической подготовке является способ включения в нее упражнений ОФП. Особенностью является то, что упражнения выполняются спортсменами регулярно, что помогает спортсменам не только повысить уровень физической подготовленности и развить основные физические качества, но и укрепить отдельные органы, дыхательную, нервную и сердечно сосудистую системы, повысить иммунитет к простудным заболеваниям, а так же поможет избежать множество заболеваний.







Глава 2. Практическое изучение процесса повышения физической подготовленности волейболистов при помощи упражнений ОФП


2.1 Методика определения уровня физической подготовленности волейболистов


Физическая подготовленность (в широком смысле) -  результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных  действий, необходимых для  освоения  или  выполнения человеком  профессиональной или спортивной деятельности, важный компонент здоровья, улучшение которого – одна из главных задач физического воспитания у детей школьного возраста. Получить важную информацию о состоянии здоровья, уровня развития физических качеств, эффективности используемых физических упражнений, увидеть, как изменяется уровень развития физической подготовленности спортсмена можно с помощью метода тестирования.

Тест – измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. Таких измерений может быть очень много, в том числе на основе использования самых разнообразных физических упражнений.

Для определения физической подготовленности волейболистов используют следующие тесты:

1. Бег 30 м. Испытание производится по общепринятой методике, старт высокий («стойка волейболиста»).

2. Бег 30 м: 5х6 м. На расстоянии 6 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 6м пять раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.

3. Бег 92 м в пределах границ волейбольной площадки. На волейбольной площадке расположить 7 набивных (1 кг ) мячей, мяч №7 на расстоянии 1 м от лицевой линии. Спортсмен располагается за лицевой линией. По сигналу он начинает бег, касаясь мяча за лицевой линией (№7). Время фиксируется секундомером.

4. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами. Для этой цели применяется приспособление конструкции В.М. Абалакова «Косой экран» или другие, позволяющие измерять высоту подъема общего центра масс при подскоке вверх. Нельзя отталкиваться и приземлятся за пределами квадрата 50х50 см. Число попыток – три. Учитывается лучший результат. При поведении испытания должны соблюдаться единые требования (точка отсчета при положении стоя на всей ступне, при прыжке с места – со взмахом рук). Из трех попыток учитывается лучший результат.

5. Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток учитывается лучший результат.

6. Метание набитого мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками. Метание с места. Испытуемые стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх, производится замах назад за голову и тут же сразу бросок вперед. Метание сидя. При этом плечи должны быть на уровне линии отсчета (а не ступни ног). Даются три попытка в каждом виде метания. Учитывается лучший результат.

7. Становая сила. Измерение проводится по общепринятой методике становым диаметром.

Эти показатели имеют важное значение для всего процесса спортивной подготовки волейболистов.

Тесты по физической подготовленности волейболистов по годам обучения (девушки)

п/п

Контрольные нормативы

Группы начальной подготовки

Учебно-тренировочные группы

1-й год

2-й год

З-й год

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

1.

Длина тела, см

157

162

168

174

176

178

180

182

2.

Бег 30м,с

5,9

5,8

5,7

5,7

5,6

5,6

5,5

5,4

3.

Бег 92м с изменением направления «елочка», с

-

-

-

28,7

28,0

27,4

26,8

26,2

4.

Прыжок в длину с места, см

165

175

187

200

210

216

220

225

5.

Прыжок вверх с места толчком двух ног, см

34

38

44

46

50

52

55

60

6.

Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, м сидя

4,0

5,0

5,4

5,7

6,5

7,2

7,5

7,9

7.

Бег 30м (5*6), с

12,2

11,9

11,5

-

-

-

-

-

8.

Становая сила, кг

55

61

75

84

94

98

102

112


Тесты по физической подготовленности волейболистов по годам обучения (юноши)

п/п

Контрольные нормативы

Группы начальной подготовки

Учебно-тренировочные группы

1-й год

2-й год

З-й год

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

1.

Длина тела, см

160

164

170

175

180

186

192

195

2.

Бег 30м,с

5,5

5,3

5,1

5,0

4,8

4,7

4,6

4,6

3.

Бег 92м с изменением направления «елочка», с

-

-

-

26,0

25,5

24,9

24,2

24,0

4.

Прыжок в длину с места, см

185

200

208

216

230

240

248

255

5.

Прыжок вверх с места толчком двух ног, см

40

45

54

58

63

70

75

80

6.

Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, м сидя

5,8

6,6

7,0

7,7

8,2

9,0

9,5

11,0

7.

Бег 30м (5*6), с

12,0

11,5

11,0

-

-

-

-

-

8.

Становая сила, кг

70

86

95

106

117

126

135

140



2.2 Характеристика тестов для определения уровня физической подготовленности волейболистов


Чтобы определить уровень физической подготовленности волейболистов были подобраны следующие тесты:

  1. Игровой челнок. Выполняется по разметкам волейбольной площадки. Из И.П. – старт на лицевой линии волейбольной площадки. По команде тестируемый бежит до средней линии волейбольной площадки, затем возвращается к линии нападения, затем перебегая среднюю линию бежит к противоположной линии нападения, далее опять возвращается к средней линии, потом бежит к противоположной.

  2. Челночный бег – 4 кубика. Выполняется также по разметкам волейбольной площадки. На лицевой линии волейбольной площадки лежат четыре кубика. По команде тестируемый берет первый кубик и относит его на среднюю линию волейбольной площадки, возвращается за третьим кубиком, относит его на следующую линию нападения волейбольной площадки, возвращается за четвертым кубиком, относит его к противоположной лицевой линии . С ним же возвращается в исходную стартовую точку, оставляет его и бежит за следующим кубиком, так же возвращает его на исходную позицию, и так далее все кубики. Челночный бегзаканчивается тогда, когда все кубики возвращены в исходное стартовое положение.

  3. Сгибание и разгибание рук. Выполняется от скамьи из И.П. – упор лежа. Обязательным условием выполнения является касание грудью тестируемого скамьи.

  4. Комплексно-силовое упражнение (КСУ). Представляет собой выполнение в одной серии упражнение на силу мышц брюшного пресса из И.П. – основная стойка. Принять упор присев, далее упор лежа, выполнить отжимание от пола, упор присев, выполнить выпрыгивание из глубокого приседа, руки за головой. Оценивается количество выполненных серий, без интервалов на отдых.

  5. Челночный бег 5 метров за 15 секунд. Тестируемый пробегает расстояние в 5 метров в течении 15 секунд. Оценивается количество метров.

  6. Прыжки через скакалку за 1 минуту. Тестируемый по команде начинает вращать скакалку вперед перепрыгивая ее двумя ногами. Учитывается количество прыжков за минуту.


2.3 Характеристика комплекса упражнений ОФП для повышения физической подготовленности волейболистов


Изучение литературных источников и анализ опыта специалистов, тренеров, спортсменов - волейболистов помогли выбрать комплекс упражнений ОФП для повышения физической подготовленности волейболистов.

В комплексе упражнений ОФП рекомендуют выделять три части:

  1. Комплекс А. Беговые и прыжковые упражнения.

  2. Комплекс В. Игровые и прыжковые перемещения.

  3. Комплекс С. Упражнения с набивными мячами.

Дополнительный комплекс с набивными мячами для ОФП волейболистов (см. Приложение 1).

Для подготовительной части учебно-тренировочного занятия рекомендуется использовать комплексы А и В. Упражнения этих комплексов способствуют развитию быстроты, ловкости, прыгучести, специальной выносливости. Комплекс С рекомендуется использовать в конце основной части учебно-тренировочного занятия для развития силы, силовой выносливости, скоростно-силовых качеств волейболистов. [11]

Комплекс А включает в себя следующие упражнения:

  1. Бег на прямых ногах, бег с прямыми ногами вперед с максимальной частотой движений (18м);

  2. Бег с высоким подниманием бедра с максимальной частотой движения и амплитудой выполнения (18м);

  3. Бег с захлестыванием голени (18м);

  4. Бег с прямыми ногами в стороны (18м);

  5. Перемещения приставными шагами правым и левым боком в низкой стойке волейболиста (18м);

  6. Бег спиной вперед (18м);

  7. Подскоки с круговыми движениями руками, с максимальным выпрыгиванием вверх (18м);

  8. Челнок по линиям волейбольной площадки.

Комплекс В состоит из следующих упражнений:

  1. Блокирование в каждой зоне, перемещаться из одной зоны в другую в стойке для блокирования приставным шагом. (3-5 серий);

  2. Блокирование в каждой зоне, перемещаться из одной зоны в другую скрестным щагом; (5-7 серий)

  3. Имитация нападающего удара в каждой зоне (1-2 серии);



  1. Перемещения по волейбольной площадке в стойке для приема подачи (1-2 серии);

  2. Перемещения по волейбольной площадки в стойке для приема нападающих ударов (1-2 серии).

Комплекс С состоит из следующих упражнений:

  1. Прием и передача мяча у стенки. Передачу выполняют сверху и снизу, в прыжке и с отвлекающими действиями из различных стоек (высокой, средней, низкой) и различными способами.

  2. Прием и передача мяча на точность (в мишени, нарисованные на стене, в специальные подвесные корзины или кольца).

  3. Передача мяча над собою на различную высоту.

  4. Передача мяча над собою с передвижением приставными шагами.

  5. Прием мяча снизу, жонглирование на месте, в движении, вы­полнение хлопка перед приемом мяча, касание руками пола и т. д.

С учетом рекомендаций необходимо составить планы тренировочных занятий, в подготовительную и основную части которых должны войти эти упражнения. Дозировка и длительность выполнения может незначительно меняться в зависимости от подготовленности и индивидуальных особенностей занимающихся .[17]




















Заключение


Анализ литературных источников и выполнение практической части курсовой работы показало, что в тренировочном процессе волейболистов кроме ведущих физических качеств, необходимых волейболистам для успешного решения возникающих перед ними в процессе игры задач - скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, необходим высокий уровень физической подготовленности.

Поддержание уровня физической подготовленности волейболистов на высоком уровне требует от тренера строить свою работу так, чтобы добиться роста результатов развития физических качеств волейболистов, самыми эффективными средствами.

Совершенствование процесса физической подготовки волейболистов в значительной степени зависит от правильного подбора и распределения средств и методов тренировки. Для этого необходимо иметь объективные данные о силе тренировочного воздействия средств и методов тренировки, направленных на совершенствование (развитие) тех или иных физических качеств, о распределении средств тренировки в рамках конкретного времени.

Основными средствами ОФП волейболистов являются широкий круг общеразвивающих упражнений из других видов спорта: кроссовый бег и другие разновидности бега, упражнения с отягощениями, гимнастические упражнения и акробатика, спортивные и подвижные игры, плавание, лыжный бег и др.

ОФП позволяет волейболистам повышать функциональные возможности организма, обеспечивает надежность и эффективность технико-тактических действий на протяжении всей спортивной карьеры. Качественно новый уровень развития волейболиста требует нового уровня развития физических качеств.



Литература


1. Барышева, Н.В. Основы физической культуры. [Текст]: учебное пособие / Н.В. Барышева , В.М. Минияров , М.Г. Неклюдова. – Самара, 1994. -128 с.

2.Бердников, И.Г. Педагогическое мастерство учителя. [Текст]: учебное пособие / И.Г. Бердников. – Тольятти: 2001. – 204 с.

3. Голомазов, В.А. Волейбол в школе. [Текст]: пособие для учителя / В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников – М.: Просвещение, 1976. – 112 с.

4. Гуревич, И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. [Текст] / И.А. Гуревич. – Минск: Высшая школа, 1980. – 256 с.

5. Дихтярев В.Я., Остапенко Н.П., Чиркин И.Б. Обучение волейболу (Х-Х1 классы) // Физическая культура в школе. – 2000 - №6. – С. 13-17. 9. Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов

6. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров – М.: Академия, 2001. – 264 с.

7. Железняк, Ю.Д. Волейбол в школе. [Текст]: пособие для учителя / Ю. Д. Железняк , Л.Н. Слупский . – М.: Просвещение, 1989. – 128 с.

8. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист. [Текст]: учебное пособие для тренеров / Ю.Д. Железняк – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.

9. Железняк, Ю.Д. К мастерству в волейболе. [Текст] / Ю.Д. Железняк – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 224 с.

10. Железняк, Ю.Д. Волейбол. [Текст]: учебник для ин-тов физ. культ. / Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 239 с.

11. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. [Текст]: учебное пособие / Б.Х. Ланда – М.: Советский спорт, 2004. – 192 с.

12. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании. [Текст]: учебное пособие / В.И. Лях – М.: Просвещение, 1998. – 272 с.

13. Лях, В.И. Скоростные способности: основы тестирования и методики развития. [Текст] // Физическая культура в школе «Школа-Пресс, №3, 1997.

14. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки. [Текст]: учебное пособие для ин-тов физ. культ. / Л.П.Матвеев – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.

15. Мармор, В. Специальные упражнения волейболистов. [Текст]: учебное пособие для ин-тов физ. культ./ В. Мармор – Кишинев: 1975. – 44 с.

16. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов [Текст]: пособие для учителей / А.В. Березин, А.А. Зданевич, Б.Д. Ионов и др.; под ред. В.И. Ляха. – М.: Просвещение, 2005. – 125 с.

17. Решетников, Н.В. Физическая культура. [Текст]: учебное пособие / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын – М.: Физкультура и спорт, 1998 – 160 с.

18. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Академия, 2004. – 520 с.

19. Теория и методика физического воспитания. [Текст]: учебник для ин-тов физ. культ. / Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 256 с.

20. Физическая культура в школе. Методика уроков в 9-10 классах. [Текст] / Под ред. З.И. Кузнецовой. . – М.: Просвещение, 1973. – 168 с.









Приложение 1

  1. Наклоны вбок с мячом над головой. И.П. – стойка ноги врозь, набивной мяч вверху. Занимающийся должен выполнить наклон вправо, слегка согнувшись в поясничном отделе, затем И.П, потом наклон влево.

  2. Отжимания с колен. И.П. – встаньте на колени, корпус прямо набивной мяч в руках на уровне груди. Падая вперед, выбросите мяч в стену. Приземлитесь на руки в исходное положение для выполнения отжимания. Выполните быстро отжимание и вернитесь в начальное положение.

  3. Упражнение «Дровосек». И.П. – стойка ноги врозь, набивной мяч в руках на уровне уха. Необходимо выполнить рубящее движение перемещая мяч по диагонали до противоположного колена, далее И.П. После нескольких повторений измените направление. Для увеличения амплитуды, поворачивайте заднюю ногу, заканчивая рубящее движение.


Для повышения физической подготовленности занимающихся можно рекомендовать следующие упражнения с набивными мячами:





  1. Приседы. И.П. – стойка ноги врозь, набивной мяч впереди. Выполняем приседание до того как бедра окажутся параллельно полу. Задержаться на секунду и вернуться в И.П.

  2. Пистолетик. И.П. – стойка ноги врозь, набивной мяч впереди. Выполнить приседание на одной ноге, держа мяч пред собой параллельно полу. Держите одну ногу вытянутой и напряженной во время приседа.

  3. Выпады. И.П. – Стойка ноги врозь, набивной мяч в руках на уровне пояса. Произвести выпал одной ногой вперед, опускаясь до тех пор пока передняя нога не будет параллельна полу.

  4. Отжимания. И.П. – упор лежа, одна рука на набивном мяче, выполняем сгибание разгибание рук. В более усложненном варианте после каждого выполнения мяч перекатывается из одной руки в другую.

  5. Упражнения на мышцы брюшного пресса. И.П. – лежа на спине, согнув колени, набивной мяч пред грудью. Выполняем подъем туловища, задерживаем его в верхней точке на секунду.

  6. Передние подъемы. И.П. – основная стойка, набивной мяч в руках на уровне бедер. Поднимаем мяч до того как руки будут параллельно полу, удерживаем мяч в данном положении, а затем опускаем в исходную позицию.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!