СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа "Роль образа собаки в произведениях русской литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагается научно-исследовательская работа "Роль образа собаки в произведениях русской литературы"

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "Роль образа собаки в произведениях русской литературы"»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД НОВОКУЗНЕЦК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33»







III Международная очно-заочная научно-практическая конференция

учащихся 1-11 классов

«МИР МОИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

Секция 5 . «РОЛЬ ОБРАЗА СОБАКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Секция «Литература»

Научно-исследовательская работа.





Работу выполнили:

Ушакова Елизавета,

МБОУ «ООШ № 33»,

5 «Б» класс.

Кавыршина Олеся,

МБОУ «ООШ № 33»,

5 «Б» класс.


Научный руководитель:

Шевкунова Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «ООШ № 33»







Новокузнецкий городской округ, 2019 год

СОДЕРЖАНИЕ.



I.Введение…………………………………………………………………………...3

II.Основная часть……………………………………………………………….…..5

Глава 1. Этимология слова «собака»………………………………………............5

Глава 2. История появления собаки в жизни человека…………………………...7

Глава 3. Роль образа собаки в произведениях русской литературы……………..9

3.1. Образ собаки по кличке Муму в повести И.С. Тургенева «Муму»…………9

3.2. Образ собаки по кличке Каштанка в повести А.П. Чехова «Каштанка»…...11

3.3. Образ собаки по кличке «Кусака» в рассказе Л.Н. Андреева

«Кусака»………………………………………………………………………....13

3.4. Результаты анкетирования……………………………………………...……15

III.Заключение…………………………………………………………………......17 Список литературы………...……………………………………..……….............18







































  1. Введение


«А собака не ждёт ничего для себя,

И примеров тому нам не счесть.

Хоть ты нищий, хоть царь, она любит тебя,

Просто так, лишь за то, что ты есть…


Как хочу изучить я собачий язык,

Чтоб на равных мне с ней говорить,

Попрошу я её и меня научить,

Как же правильно надо любить.»

Михаил Тарасенко.


1. Актуальность и практическая значимость работы:

Наша научно- исследовательская работа посвящена исследованию образа собаки в произведениях русской литературы.

С доисторических времен собака живет бок о бок с человеком, она является его неизменным и преданным спутником на протяжении всей человеческой цивилизации.

В произведениях литературы собака часто предстает в образе защитника, помощника, друга человека, соответственно ее образ тесно связан с жизнью человека. Мы решили рассмотреть функции образа собаки в произведениях русской литературы, вошедших в школьную программу.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что анализ функций конкретного животного, связанного с жизнью человека, позволяет оценить не только поступки людей, но и окружающий мир в целом, понять авторскую позицию. А также тема нашей работы актуальна еще и потому, что в нашем современном мире много жестокости и равнодушия, в том числе по отношению к животным. Мы хотим своей работой сказать: «Люди, не будьте жестокими, равнодушными. Пожалуйста, будьте добрее, проявляйте ко всему живому любовь и сострадание».

Практическая значимость работы связана с возможностью использовать результаты исследования на уроках литературы, при проведении внеклассных мероприятий.

 

2. Цели исследовательской работы:

  1. Выявить идейно-художественную роль образа собаки в произведениях русской литературы (А.П. Чехов «Каштанка», И. С.Тургенев «Муму», Л.Н. Андреев «Кусака»)


Задачи:

  • Выбрать и прочитать произведения, героями которых являются собаки.

  • Описать темы и проблемы, которые раскрываются с помощью образа собаки в художественных произведениях

  • Определить идею, которую пытается донести автор произведения через образ собаки

    1. Методы исследования:

Изучение научной литературы по данной проблеме.

Анализ художественных произведений (композиционный, идейно-тематический)

Предмет исследования:

  • Образ собаки в произведениях русской литературы.

Объект исследования:

  • Образный мир писателей ( А.П. Чехова «Каштанка», И. С.Тургенева «Муму», Л.Н. Андреева «Кусака»)

                   

4. Гипотеза: Образ собаки играет важную роль в произведении –отношение к братьям нашим меньшим является проверкой на человеческую состоятельность.



















                                  II. Основная часть.


1.Этимология слова «Собака»


Для обозначения домашнего животного в Древней Руси употреблялось слово «пес» или «хорт», «собака» в русском языке появляется в XII веке. Откуда пришло слово в нашу речь, доподлинно не известно. Существует множество версий этимологии данного термина.

Из словаря Макса Фасмера следует , что слово «собака» было заимствовано из иранских языков. Иранский оригинал звучал как «sabka» («sabāka»), в переводе слово означало «быстрый» - действительно, бегает животное легко, резво.

1От иранской «sabāka» и возникли русская и украинская «собака», белорусская «сабака».

2Академик О.Н.Трубачев выдвинул версию происхождения слова от тюркского «кобяк» («köbäk»), обозначающее пса. Это слово с небольшими изменениями до сегодняшнего дня сохранилось в тюркских языках: «köpək» - в азербайджанском, «köpek» - в гагаузском, турецком и языке крымских татар, «kobok» - в киргизском, «kobek» - у нагайцев, «kobäk» - в огузском, туркменском и кипчакском.

Есть другая версия, которая предлагает другое объяснение. 3Слова в тюркских языках состоят из слогов разного типа – передне- и заднеязычных. В слове «ic-бак», которое можно перевести как «зверь-следопыт», «ищейка», первый слог «ic» - переднеязычный, а второй «бак» - заднеязычный. Переднеязычные слоги при быстрой речи урезаются, так «ic-бак» превратилось в «cъ-бак»

Слово было заимствовано славянами и дополнено гласной для удобства произношения.

4Некоторые лингвисты относят это слово к восточнославянской лексике - от основы соб- (в значении при помощи суффикса –ак от древне-русского глагола «собити» - помогать (в нашей речи до сих пор употребляются родственные глаголу слова: пособить, пособие, подсобить). Значение дает характеристику животного как непосредственно древнейшего помощника человека . Интересна версия, предлагающая рассматривать со- как приставку, которая изначально была предлогом со значением соединения, сближения , а «бака» означало скот. До сих пор во многих языках сельскохозяйственные животные называются аналогично: на сардинском, миранском – baca, тагальском, варайском (Филиппины) – baka и т.д. Отсюда сторонники данной версии происхождения слова делают вывод, что собака – это животное, изначально прикрепленное к скотине, иначе говоря, пастух-охранник.




































2. История появления собаки в жизни человека.

5Собака домашняя (Canis Familiaris), млекопитающиеся семейства волчьих. Произошли от волка. Начало одомашнивания собак относят к мезолиту (10-15 тысяч лет до н.э.)

Собаки - это одомашненные волки, которые в процессе эволюции некоторые свои качества растеряли (агрессивность, страх перед человеком, свободолюбие и так далее), зато приобрели качества, которые помогают им жить рядом с человеком.

Поскольку и волки и люди были охотниками, не приходится сомневаться, что они время от времени конкурировали друг с другом. Острое обоняние помогало волкам выслеживать своих жертв, а люди вполне могли воспользоваться ситуацией: обнаружив волков с добычей, они могли отогнать их и забрать свежую убоину. В свою очередь волки могли следовать за охотниками и подбирать остатки их добычи.

Постепенно человек приобрел явное преимущество перед волками — он был способен пользоваться оружием, пусть даже примитивным, а это сделало охоту более эффективной. Пища стала доступнее, что привело к большей стабильности в жизни.

Видимо , первобытные люди пользовались охотничьими и охранными способностями волков ,видимо так же, как мы используем сегодня собак. Волки получали какую-то еду, а рядом с людьми они были лучше защищены от крупных хищников.

Сначала собака была нужна древним мужчинам, которые добывали пропитание всему племени охотой. Собаки стали помогать в этом - загоняли животных, приносили добычу в зубах и прочее. Потом стали собаки охранять жилища от чужих людей. Своим лаем они оповещали хозяина, что приближается чужой, и отгоняли чужих свои грозным видом.

Позднее собаки стали пасти скот. Помощь от них была огромной. Они легко размножались, поэтому быстро их стало много. Щенки от таких собак уже не боялись человека. К тому же собаки могли сами добывать себе пищу, что облегчало их содержание для племени. Люди стали прививать своим собакам полезные навыки, обучать их.

Благодаря своей верности, преданности, помощи, собаки стали любимыми друзьями и помощниками человека. Их специально начали разводить, и сейчас это самая многочисленная группа домашних животных.

Сопровождая человека на протяжении многих тысячелетий, собака стала художественным объектом. Пожалуй, нет ни одного животного, которое бы так часто фигурировало в изобразительном искусстве и литературе.





































3. Роль образа собаки в произведениях русской литературы.

3.1 Роль образа собаки по кличке «Муму» в одноименном произведении И.С. Тургенева.

Муму – одна из самых известных в русской литературе собак, это героиня одноименного рассказа И.С. Тургенева. Ее печальная история вызывает слезы у взрослых и маленьких читателей. Этот образ появляется не сначала рассказа, но очень быстро вызывает у читателя симпатию.

История, рассказанная в «Муму», в основе своей имела достоверные факты. В. Н. Житова, воспитанница матери Тургенева, в своих воспоминаниях сообщила, что действительно существовал глухонемой от рождения крепостной крестьянин, служивший дворником при московском доме Варвары Петровны. Только звали его не Герасимом, а Андреем, по прозвищу Немым. В молодости он жил в деревне. Но по приказу барыни, которой он понравился своим гигантским ростом и благообразной внешностью, Андрей был привезен в Москву и определен в дворники. Житова рассказала ряд мелких подробностей из жизни Немого Андрея и попыталась нарисовать его портрет: «Одет он был всегда прекрасно, и кроме красных кумачных рубашек никаких не носил и не любил; ... Замечательно огромное, но совершенно пропорциональное с его гигантским ростом, лицо Андрея всегда сияло добродушной улыбкой.6 Сила его была необыкновенная, а руки так велики, что когда ему случалось меня брать на руки, — вспоминала Житова, — я себя чувствовала точно в каком экипаже». По свидетельству автора этих воспоминаний, у Немого Андрея действительно была маленькая собачка по кличке Муму, которую он очень любил, но по приказанию барыни вынужден был утопить. Лишившись Муму, Андрей долго грустил по ней, но по-прежнему продолжал усердно служить своей барыне. «Вся эта печальная драма, — писала Житова, — произошла на моих глазах»

Дружба между Герасимом и Муму началась после того, как он вытащил трехнедельного щенка из воды. В этом эпизоде автор кратко описывает собаку, говоря о том, что она была белая с черными пятнами. «Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива...». Забота Герасима превратила невзрачного щенка в красивую собаку, которая выделялась выразительными глазами, пушистым хвостом и длинными ушами.

Оказалось, что она была не дворнягой, а спаниелем (в рассказе сказано «испанской породы» именно так раньше называли спаниелей). Автор противопоставляет эту героиню дворнягам: «не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка…». Возможно, породой объясняется и ее вежливость: во время еды собака «едва прикасалась мордой до кушанья…».

Свою кличку Муму получила из-за немоты хозяина, ведь по-другому звать он ее не мог. Собака была умна, что читалось и в ее глазах. Тургенев не раз акцентирует внимание на этом качестве, говоря о нем прямо или описывая ситуации, в котором оно проявлялось. Например, он рассказывает, что Муму не заходила в комнаты барыни, когда хозяин заносил дрова. Она смирно дожидалась его во дворе.

Муму была очень преданной. В руки она давалась только Герасиму, везде следовала за ним по пятам. Если уж любимица оставалась дожидаться Герасима, не было случая, чтобы она ушла. Хоть предана Муму была только своему хозяину, на других людей она никогда не нападала.

Собака была хорошим помощником своему хозяину. Она сторожила его инвентарь, а ночи проводила без сна, прислушиваясь, не идет ли кто чужой. Никакой шорох не оставался без ее внимания. Кроме того, животное было ловкое и проворное. Как только кто-то пытался погладить собачку, она начинала прыгать и увертываться. Кажется, она знала, что хозяин ревновал свою любимицу к другим людям и не любил, чтобы кто-то ее гладил.

Муму очень хорошо чувствовала людей. Она любила доброго Герасима, спокойно реагировала на дворню, а вот к барыне подходить отказалась и даже начала на нее рычать. С этого момента и начались беды собаки. Барыня приказала избавиться от нее. Сначала Муму продали, но собака вырвалась и нашла дорогу к любимому хозяину. Вот только барыня была на нее очень зла и не успокоилась, пока не избавилась от собаки.

Опасаясь непредсказуемой и худшей судьбы для собаки, Герасим принимает решение утопить своего питомца. Он отправляется с собакой в трактир, чтобы накормить ее. Таким образом, пытается хоть немного искупить свою вину перед животным. Одной из самых щемящих сцен рассказа является эпизод в трактире, когда дворник, решив напоследок накормить обречённую на смерть собачку, долго смотрел на неё. О чувствах Герасима в этот момент не говорится ничего, однако его драма раскрывается в предложении про «две тяжёлых слезы», которые выкатились из глаз богатыря.

Уже было сказано, что Муму отличалась умом, поэтому могла бы почувствовать неладное, когда Герасим вел ее к речке. Но собака насколько доверяла хозяину, что даже посреди реки в ее глазах не было страха. Выплыв на середину реки, Герасим утопил собаку. 7«Герасим ничего не слыхал, ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды; для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас».

Образ Муму в произведении играет огромную роль. В произведении затрагивается проблема одиночества человека. Герасим так и не смог стать частью того мира, в который он насильно ввергнут. И это одиночество смогла разделить с ним именно собака, а не люди, только лишь в ней герой находит свое утешение. Через отношение к собаке других героев произведения автор показывает их душевные качества. Герасим- добрый, заботливый, по отношению к Муму он проявляет нежность, которую Тургенев сравнивает с материнской. Герасим сильный и мужественный, но такой безропотный и согласный перед барыней, как и весь крепостной народ. Ведь даже Муму не подчинилась и не покорилась барыне! И только смерть любимой собаки, пережитое душевное потрясение пробуждает в Герасиме внутренний протест. Он больше не может быть прежним, он больше не может быть безропотным и согласным, ему не позволяет оставаться тем же невыносимая боль в его душе. Он уходит от барыни, возвращаясь в родную деревню, тем самым выражая протест, против крепостничества, против насилия над личностью и нежелание больше мириться со своей судьбой.

3.3. Образ собаки по кличке Каштанка в повести А.П Чехова «Каштанка»

В русской литературе есть произведения, которые невозможно было бы представить без образа собаки. Одним из ярких примеров является «Каштанка» А.П. Чехова.

Автор рассказывает нам о собаке по имени Каштанка, потерявшейся, а затем найденной «незнакомцем», который приютил ее у себя дома, а после обучил различным трюкам. И уже на первом цирковом выступлении Каштанку узнали бывшие хозяева и она с радостью возвращается к прежней жизни.

Почему же Каштанка с такой готовностью возвращается к Луке Александрычу и его сыну? По мнению критика Анацко Д., Чехов однозначно дает понять, что эти люди обращались с собакой жестоко, взять хотя бы «игры» Федюшки, от которых у Каштанки «зеленело в глазах и болело во всех суставах», или обращения к ней столяра – «холера», «насекомое существо», «треклятая». 8«Все это вряд ли говорит о большой любви хозяев к своему домашнему животному». Но, не смотря на все это, Каштанка в финале произведения делает выбор, и этот выбор, на первый взгляд, нам не понятен. Проанализируем композицию рассказа и рассмотрим проблему, которую ставит автор: роль привязанности в жизни собаки .

В воспоминании собаки о прошедшем дне мы знакомимся с Лукой Александрычем , понимаем, какую несладкую жизнь ведет Каштанка.

Завязкой является эпизод, когда собака, окончательно осознав, что потерялась, 9«прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать», «ни о чем не думала и только плакала». «Вдруг подъездная дверь щелкнула» и «вышел какой-то человек» . Этот человек, в отличие от окружающих, которые безразлично проходили мимо, «.. заслоняя ей поле зрения и толкая ее ногами…» оказался доброжелательным и внимательным. Он пожалел собаку и забрал к себе домой.

Собака начинает жить в новой квартире, получает кличку Тетка, знакомится с другими обитателями – котом Федором Тимофеичем, гусем Иван Ивановичем, свиньей Хавроньей Ивановной… Проходит месяц. Незнакомец начинает обучать Тетку цирковым трюкам. Она оказывается очень способной ученицей.

Выступление в цирке, а точнее – узнавание собаки бывшими хозяевами, является кульминацией.

10– Тятька! – крикнул детский голос. – А ведь это Каштанка! – Каштанка и есть! – подтвердил пьяненький, дребезжащий тенорок. – Каштанка! Федюшка, это, накажи бог, Каштанка! Фюйть! .

Как же повела себя Тетка-Каштанка? «Она … вскочила и с радостным визгом бросилась к этим лицам» .

В итоге Каштанка идет домой вслед за пьяным Лукой Александрычем и Федюшкой.

Почему она променяла сытую жизнь, в которой ее уважали, на жизнь трудную, полную лишений, зато привычную? Променяла, не задумываясь, при первой возможности.

Сравним условия жизни, обращения, игры с собакой у нового и старого хозяев Несмотря на преимущества нового житья, Каштанка грустила, вспоминая своих прежних владельцев: «Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное местечко под верстаком… Вспомнила она, что в длинные зимние вечера, когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка обыкновенно играл с нею…». Федюшка - малолетний сын Луки. Его игры не отличались нежностью, но «чем ярче были воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка».

Раскрывая внутренний мир собаки, показывая ее переживания, Чехов изображает сны Каштанки . По ночам она тосковала о прошлом. Когда Каштанка заснула,11 «Федюшка, с долотом в руке, погнался за пуделем, потом вдруг сам покрылся мохнатой шерстью, весело залаял и очутился около Каштанки. Каштанка и он добродушно понюхали друг другу носы и побежали на улицу…». Анализируя сон, можно заметить: несмотря на все мучения, которые мальчик причиняет Каштанке, она не держит на него зла, воспринимает подобное обращение как нечто нормальное, привычное.

По истечении месяца Каштанка «свыклась с новой жизнью и из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса», «привыкла к тому, что ее каждый вечер кормили вкусным обедом и звали Теткой. Привыкла она и к незнакомцу, и к своим новым сожителям. Но она никак не может забыть своих старых хозяев, именно поэтому ей снятся сны, передающие тоску по прежним владельцам. Ученье и обед делали дни очень интересными, а по вечерам грусть «подкрадывалась к ней как-то незаметно и овладевала ею постепенно, как потемки комнатой.

Почему же грустит Каштанка? Безусловно, она привязана к столяру и его сыну и ощущает ответные чувства. Мы не можем сделать вывод, что столяр совсем не любил собаку. Это был человек малообразованный, невежественный, небогатый. Он мог бы выгнать животное на улицу или убить, но не делает этого, так как по-своему любит Каштанку. То есть отношение к собаке, стиль поведения с ней помогают дать более полный психологический и социальный портрет хозяина.

В новом, насыщенном интересными событиями, сытом существовании собаке недостает любимых людей. Именно поэтому при первой возможности она «бросилась к этим лицам», устремилась к прошлой, пусть и трудной, жизни, вернулась к своим хозяевам и вместо слов «Талант! Талант!», вновь слышит мнение столяра:12 «А ты, Каштанка, недоумение», вспоминая все бывшее с ней как «длинный, перепутанный, тяжелый сон» .

Таким образом, Антон Павлович Чехов, рассказывая о собачьей верности и преданности, поднимает в произведении общезначимые проблемы нравственности, которые не потеряли своей актуальности и по сей день. Какой бы сытой и размеренной не была новая жизнь Каштанки, она до конца остается преданной всей собачьей душой прежним хозяевам, какие бы они ни были. Автор показывает нам мир в восприятии животного как средство характеристики других персонажей и то, что животные, в отличие от нас людей, обладают гигантской преданностью и даже если они нашли себе теплое местечко, которое позволяет им жить в комфорте и спокойно, то они все равно будут помнить, своего первого хозяина и желать к нему вернуться.

Преданность животных поражает, они любят своих хозяев вопреки всему, готовы служить им верой и правдой, даже если они этого порой не совсем достойны.

3.3 Образ собаки по кличке Кусака в рассказе Л.Н. Андреева «Кусака».

Л.Н. Андреев поднимает в своем рассказе «Кусака» тему милосердия, сострадания. Изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задумываться над последствиями своих поступков, учит их человечности, милосердному отношению к людям.

Тема сострадания раскрывается в рассказе через образ Кусаки, изменившихся условий ее жизни с приездом летом дачников, отношения людей к бездомному существу. Часто люди обижают наиболее беззащитных. Например, один пьяный пожалел грязную и некрасивую собаку, но, когда та легла перед ним на спину, чтобы ее поласкали, пьяный человек 13«вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога». Кусака, как казалось, получила еще один шанс, надежду на человечность и понимание в этом жестоком мире, когда приехали дачники. Ей так тяжело далось в очередной раз поверить людям, но она это сделала. Она делала это как умела, «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя», и эти действия собаки вызывали настоящий хохот у дачников, но люди не замечали «странной мольбы» в глазах собаки, она молила о том, чтобы это никогда не закончилось, вздрагивая до сих пор всем телом от каждой ласки.

Городская жизнь не согласуется, по мнению дачников, с дворовой собакой, поэтому внешне добрые люди остаются безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки, остающейся одной на даче. И даже гимназистка Леля, так любившая собаку и просившая у матери взять ее с собой, «на вокзале… вспомнила, что не простилась с Кусакой». Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и — промокшая, грязная — вернулась на дачу. Она даже сделала то, чего никогда не делала- забежала на террасу, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но кругом было пуста, Кусака до последнего момента отказывалась верить в то, что ее в очередной раз обманули, оставили, предали, но с наступлением ночи все надежды исчезли, и она понял ,что это случилось снова, но так больно и обидно ей не было никогда.

Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки. «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

В погоне за удобствами, материальными ценностями люди забыли о самом важном: о добре, сострадании, милосердии. Поэтому поднятая в рассказе «Кусака» тема сострадания актуальна. Человек должен задумываться над последствиями своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение русского писателя Леонида Николаевича Андреева.

Л. Андреев использует различные приемы: описывает чувства и поведение животного, сопоставляет состояние собаки с картинами природы, сравнивает отношение людей к слабым и беззащитным: к дурачку Илюше и к Кусаке. Через образ Кусаки опять же автор показывает жизнь и внутреннее состояние героев рассказа. Мы видим мужика -пропойцу, который от своего одурманенного состояния уже не в силах мыслить разумно и ясно, на него накатывает чувство жалости ко всему сущему, которое резко сменяется агрессией и жестокостью.

Человек, который способен обидеть животное также себя ведет и с людьми. Этот рассказ также повествует о человеческом равнодушии, в данном случае равнодушии девушки, неспособной, да и не желающей отстаивать свои привязанности. Сначала ей было жаль Кусаку до слез, но, когда ей предложили променять ее на породистого щенка, она хоть и продолжала грустить, но плакать уже не собиралась, а в итоге и даже забыла попрощаться с Кусакой. В рассказе звучит мысль о том, что мы «в ответе за тех, кого приручили». А также мы должны быть добры милосердны ко всему живому.

3.4. Результаты анкетирования.

В продолжение нашего исследования мы решили выяснить, знают ли современные дети художественные произведения собаках и как эти факты оказывают влияние на характер человека, его нравственные качества.

Ученикам нашего класса была предложена анкета со следующими вопросами:

  1. Какое животное, по вашему мнению, больше всего подходит на роль лучшего друга человека.

  2. Какие книги, героями которых являются собаки, вы читали?

  3. Считаете ли вы, что по отношению человека к животным можно судить о его качествах характера? Если да, то почему?

Было опрошено 24 человек.

На первый вопрос 88% ответили – «собака», 8%- «лошадь», 4%- «кошка».

Результаты ответов на второй вопрос были таковы: все 24 человека (100%) вспомнили рассказ И.С. Тургенева «Муму», четверо (17%) из них читали Чехова А.П. Каштанку, двое- Усачева А.А. «Умная собачка Соня» и 8% (два человека)- Андреева Л.Н «Кусака»

На третий вопрос все ответили утвердительно. На вопрос «Почему» самым распространенным был ответ: «Если человек не бьет и не обижает животное, значит он добрый, хороший и наоборот».

Анализ ответов показал, что дети считают лучшим и преданным другом человека именно собаку. Также ребята считают, что по отношению человека к животным можно судить о его качествах характера. Но, к сожалению, ребята мало читают, поэтому не имеют возможности в полной мере наблюдать примеры доброго отношения к животным и, наоборот, жестокого и равнодушного обращения с ними. Может быть, это является одной из причин снижения уровня нравственности в обществе. Поэтому эта проблема требует особого внимания.


































III. Заключение.


В процессе исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Образ собаки играет важную роль в литературных произведениях.

2. Благодаря этому образу, мы можем точнее понять идею произведения и авторский замысел.

3. С помощью данного образа писатели характеризуют реальную действительность и внутреннее состояние человека.

По результатам анализа произведений можно выделить следующие нравственные проблемы, которые поднимают в них авторы:

  1. Проблема несправедливого и жестокого отношения человека к собаке;

  2. Проблема одиночества и человека, и животного;

  3. Проблема нравственных ценностей в жизни.

К сожалению, в наше время в большинстве своем люди ценят только то, что им выгодно, что дорого стоит, что престижно. Нам кажется, необходимо остановиться каждому человеку и внимательно к себе присмотреться, задуматься о том, какую роль он играет в этой жизни, каким нужно быть человеком, что он может сделать хорошего, доброго в этой жизни, как можно помочь обездоленным и слабым.

В отношении к животным проявляются самые человеческие чувства: доброта, любовь и привязанность. Эти нравственные качества становятся в дефиците в нашем обществе, и их воспитанию могут помочь книги о собаках. Нравственно воспитанный человек никогда не сделает ничего плохого «братьям нашим меньшим».

А это значит, что наша гипотеза о том, что образ собаки, действительно, очень важен в произведении, потому как отношение к животному – это проверка на человеческую состоятельность, оказалась верной.













Список литературы:


Список литературы:

1. Андреев Л.Н. Кусака. М .: «Советская Россия».1979г.

2. Трубачев О.Н. . Славянские названия домашних животных, М., 1960.

3. Тургенев И.С. Муму. М.: «Детская литература». 1968.

4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - 4 т.т. - М. 1986.

5. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Дрофа 2009 г.

6. Чехов А.П. Каштанка. М.: «Детская литература». 1970.

7. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - 4 т.т. - М. 1986.


Интернет-ресурсы


1. Анацко Д. Анализ рассказа А.П.Чехова «Каштанка». [Электронный ресурс ]- http://3arev.livejournal.com

2. История одомашнивания собаки. Роль в человеческой культуре. [Электронный ресурс ]- http://dog-dogi.narod.ru

3. Липатов П.Е. «Муму» И.С. Тургенева. [Электронный ресурс ]- http://turgenev-lit.ru/turgenev/kritika-o-turgeneve/tvorchestvo-turgeneva-sbornik/lipatov-mumu-turgeneva.htm

4. Сухарев. И. Этимология слова «Собака». [Электронный ресурс ]- http://www.proza.ru/2015/10/11/1187

5. Чернова Н. Заметки о собаках. А почему собаку зовут собакой. [Электронный ресурс ] http://okdzks.com/page.php?id=228














1 Сухарев И. Этимология слова «собака». [Электронный ресурс]

2 Трубачев О.Н. Славянские названия домашних животных, М., 1960, с.29

3 Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Дрофа 2009 г.

4 Чернова Н. Заметки о собаках. А почему собаку зовут собакой. [Электронный ресурс]

5 История одомашнивания собаки. Роль в человеческой культуре. [Электронный ресурс]

6 Липатов П.Е. «Муму» И.С.Тургенева. [Электронный ресурс]

7 Тургенев И.С. Муму . М.: «Детская литература». 1968, с. 59.

8 Анацко Д. Анализ рассказа А.П.Чехова «Каштанка» [Электронный ресурс]

9 Чехов А.П. Каштанка. М.: «Детская литература».1970г. с.9

10 Чехов А.П. Каштанка. М.: «Детская литература».1970г. с.44

11 Чехов А.П. Каштанка. М.: «Детская литература».1970г. с.13

12 Чехов А.П. Каштанка. М.: «Детская литература».1970г. с.44

13 Андреев Л.Н. Кусака. М. .: «Советская Россия». 1979г. с.4

17