СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа: «Роль письма в художественном произведении на примере романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка"»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь письменная всегда была проявлением особой культуры, поскольку есть возможность обдумать свои мысли, подобрать единственно верные слова. В настоящее время культура письма как такового исчезает, хотя именно откровенное и сердечное письмо лучше передаёт наши эмоции, настроение и раскрывает нас как личность. Образцы качественной письменной речи мы находим в художественной литературе.

 

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа: «Роль письма в художественном произведении на примере романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка"»»

XVIII городская конференция проектных и исследовательских работ школьников

г. Искитима



Номинация: исследовательская работа

Предметная область: гуманитарные науки

Возрастная группа: средняя



Роль письма в художественном произведении

на примере романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»



Автор: Хусинова Карина Абдурахимовна,

МАОУ СОШ № 9,

г.Искитима, 8 «И» класс


Научный руководитель:

Пак Марина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ № 9























г. Искитим, 2023 г.

Оглавление

Глава 1. Введение 3

Глава 2.Эпистолярный жанр в русской литературе 4

2. 1. История письма 4

Глава 3. Письмо как композиционный прием и его роль в художественном произведении 6

3.1. Классификация писем в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 6

3.2. Письмо как средство характеристики персонажа 9

Глава 4. Методические приемы работы с письмами на уроках литературы 14

Глава 5. Заключение 16

Глава 6. Список литературы 18

Глава 7. Приложения ……….19

Приложение 1 19

Приложение 3 24

Приложение 5 27





С помощью письма лучше всего проживаешь человека.

Ги деМопассан



Глава 1. Введение

Двадцать первый век. Современный человек большую часть своего времени проводит в переписке: всевозможные чаты, комментарии, личные сообщения в социальных сетях шквалом обрушиваются на детей и взрослых. Но эта речь создаётся очень быстро, спонтанно и даже небрежно. Тенденция «писать, как говорим» превращается в тенденцию «говорим, как пишем». И получается одинаково скудно… Теряется ценностное отношение к слову.

Речь письменная всегда была проявлением особой культуры, поскольку есть возможность обдумать свои мысли, подобрать единственно верные слова. В настоящее время культура письма как такового исчезает, хотя именно откровенное и сердечное письмо лучше передаёт наши эмоции и настроение и раскрывает нас как личность.

Примеры писем мы можем найти в художественной литературе: русские и зарубежные авторы не только вели увлекательную переписку с родными и близкими, но и включали письма в свои произведения. Книги являются для читателей образцами качественной письменной речи. Нам стало интересно узнать, какую роль играют письма в художественных произведениях. Это обусловило выбор темы исследовательской работы.

Тема исследования: Роль письма в художественном произведении на примере романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Объектной областью исследования является литература.

Объект исследования – произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Предмет исследования – письма литературных героев.

Гипотеза: письмо как одно из средств характеристики литературного героя позволяет лучше узнать внутренний мир персонажа, а также способствует раскрытию его социального и культурного статусов.

Цель работы – выявление роли письма в художественном произведении

Данная цель исследования реализуется в плане решения следующих задач:

  • познакомиться с историей письма;

  • определить жанровые особенности литературного письма;

  • выяснить функции литературного письма;

  • создать методические приемы работы с письмами на уроках литературы;

  • провести социологический опрос среди учащихся школы.



Методы исследования

В исследовательской работе были использованы теоретический и информационно-аналитический методы:

  • наблюдения;

  • контекстного и компонентного анализа;

  • изучения литературы;

  • социологического опроса

  • систематизации полученных результатов.

Практическая направленность работы

Полученный материал можно использовать на уроках русского языка и литературы, факультативах и спецкурсах, а также классных часах.


Глава 2.Эпистолярный жанр в русской литературе

2. 1. История письма

Письмо – это величайшее изобретение человечества. Оно помогает общаться людям, когда нет возможности поделиться своими мыслями и чувствами, пользуясь устной речью. Письмо способно преодолевать пространство и время.

Первые послания представляли собой «предметное письмо»: подношение подарка с символическим смыслом. Такой способ обмена информацией трудно назвать письмом.

Следующим этапом развития является рисуночное письмо – пиктография. Она отражала наиболее важные события человека: сцены охоты и сражений.Язык рисунков практикуется и в наши дни. Например, мы видим изображение кренделя над булочной, сапога над обувным магазином или обувной мастерской.

С развитием абстрактного мышления возникают понятия, которые не поддаются рисуночному изображению, так как не обладают наглядностью. Так появляется иероглифическое письмо. Но оно не получило широкого распространения, так как каждый иероглиф имел несколько прочтений, что затрудняло понимание написанного.

И вот человечество подошло вплотную к идее передавать в письме не смысл, а звучащую речь. Так появилось фонографическое письмо (греческое фоно – «звучание» и графо – «пишу»). Но, тем не менее, древние письма представляют собой смешанный тип передачи информации: одни знаки передавали целые слова, другие – слоги.

Слоговое письмо появилось у тех народов, в речи которых преобладали односложные слова. Это шумерский язык и древнеиндийское письмо. Были свои системы письма у финикийцев, евреев, арабов, но основой основ является греческое письмо. Таккак греки создали алфавит, ставший основой для латинского, славянского и других алфавитов.

История почтового письма насчитывает тысячелетия. Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии, Персии, Египте. Тогда использовались пешие или конные гонцы.

История письма как бытовой факт в жизни русского человека уходит в далёкое прошлое, и связано это с историей почты. Зарождение русской почты относится к XIII столетию. В России, подвергнувшейся татаро-монгольскому нашествию, уже имелись почтовые дороги и почтовые станции.В Древней Руси грамотных людей было очень мало. Письма писали в основном монахи, князья и их окружение. Эти письма носили дипломатический характер и служили средством связи с иноземнымидержавами, а также использовались в торговле. Одним из первых начал писать письма Иван Грозный. В письмах он учил вверенный ему Богом народ. В роли «отца Отечества» и защитника правой веры сочинял послания.

По-настоящему востребованность письма в частной жизни людей и в литературе происходит во второй половине XVIII века, когда складывается искусство сентиментализма в России. Сентиментализм (от англ. - «чувствительный») – общеевропейское направление в искусстве во второй половине 70-х годов ХVIII века.

Важным событием духовной жизни стало открытие в человеке способности наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Выяснилось, что, сострадая ближнему, разделяя его горести, помогая ему, можно самому испытать радость. Именно это отличает душевно богатого человека.

2. 2. Жанр письма в литературе

Эпистола (лат.письмо) – литературное произведение в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета. Эпистолярная форма – композиционная форма художественных произведений, построенных в виде переписки двух или нескольких лиц.

Эпистолярный жанр развился из бытовой переписки. В античной литературе это были произведения, созданные в форме переписки действующих лиц. Позднее, с развитием литературы, переписка теряет двусторонний характер и превращается в серию писем к условному адресату. В этом отличие эпистолярной литературы от дневника и записок.

В России как литературный жанр эпистола возникла в 18 веке. Первая русская эпистола написана Тредиаковским. Известны эпистолы Сумарокова и знаменитое «Письмо о пользе стекла» Ломоносова.В XIX в. эпистолярный жанр развивается на основе исторического повествования, семейной хроники, в повествования вносится значительный драматический элемент.«Бедные люди» Ф. М. Достоевского – знаменитый «роман в письмах», отличающийся характерной камерностью.

В XX веке сохраняется многообразие видов эпистолярной литературы: «Опавшие листья» B.В. Розанова – лирико-философские записи, рассказ «Неизвестный друг» И. А. Бунина, повесть «Письмо к заложнику» А. Сент-Экзюпери, новелла «Письмо незнакомки» С. Цвейга, публицистическая литература «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева.

В данных произведениях письма являются основой композиции. В эпистолярном жанре автор демонстрирует максимальную открытость, искренность чувств своих героев. Но также во многих произведениях письмо является элементом сюжета.

Глава 3. Письмо как композиционный прием и его роль в художественном произведении

В данной главе мы рассмотрим литературные письма, которые являются частью композиции.

Композиция – это структура, построение художественного произведения, последовательность изобразительных приемов и элементов произведения, которые в соответствии с авторским замыслом создают художественное целое.

Композиционные приемы помогают расставить авторские акценты и понять замысел произведения. Любое художественное произведение включает в себя обязательные элементы, также могут быть дополнительные и внесюжетные.

Таблица 1

Композиционное оформление сюжета

Обязательные элементы

Дополнительные элементы

Внесюжетные элементы


Завязка

Экспозиция

Предисловие

Развитие действия

Пролог

Эпиграф

Кульминация

Эпилог

Сон

Развязка


Вставные эпизоды



Лирические отступления



Легенды



Письма



Портрет



Пейзаж

3.1. Классификация писем в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Безусловно, одну из главных ролей в постижении основной мысли текста играют сюжет и конфликт произведения. А с какой целью авторы используют в тексте своих произведений письма героев?

Рассмотрим это на примере романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в тексте которого на протяжении всего повествования насчитывается 17 писем. Все они могут быть рассмотрены с трёх позиций на основании следующих признаков:

  • письмо отображает исторические события и личную жизнь героев;

  • письмо является композиционным элементом, «двигающим» сюжетную линию;

  • письмо с точки зрения фактического присутствия.

Первая группа

Письма, освещающие исторические события

«Господину коменданту Белогорской крепости

капитану Миронову.

По секрету.

Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства. Того ради, с получением сего, имеете вы, господин капитан, немедленно принять надлежащие меры к отражению помянутого злодея и самозванца, а буде можно и к совершенному уничтожению оного, если он обратится на крепость, вверенную вашему попечению».

Письмо генерала капитану Мироновунаписано в стиле исторической записки и построено по законам целостного произведения.

  • Экспозиция. Даётся образ Пугачева:«раскольник», «злодей», «самозванец».

  • Развитие действий. Динамичная картина создаётся с помощью глаголов«собрал», «произвел», «разорил».

  • Развязка. В конце письма звучит приказ отразить, а то и истребить «указанного злодея».

Употребление глаголов в единственном числе при описании действий Пугачева создаёт ореол одиночества героя. Не случайно, что за письмом следует вопрос Гринева, который звучит риторически: «Как ты думаешь, чем это кончится?» Это усиливает трагизм происходящего.

Воззвание Пугачева можно рассматривать как письмо-обращение к народу. В тексте оно приводится в пересказе капитана Миронова. Написанное «в грубых, но сильных выражениях и должно было произвести опасное впечатление на умы простых людей».

Письма, раскрывающие личность героя

Письма Зурина Гриневу, отца Гринева Петруше и Савельичу, оренбургскому генералу раскрывают бытовой и нравственный конфликты.

Письмо Машираскрывает личный и психологический конфликты, причем ярко проявляется характер не только самой героини, но и Швабрина и Гринева.

Итак, письма помогают раскрытию конфликта. Но это не единственная их роль в произведении. Большое значение имеют они и в композиции, повороте сюжета, и в раскрытии характера героя.

Вторая группа

Экспозиция

Письмо Зурина Гриневу – экспозиция характера Петра Андреевича в личном и психологическом конфликте романа. Он впервые должен проявить самостоятельность и решительность. Это письмо аккумулирует черты барства, упрямства и настойчивости: Гринев ведет себя грубо по отношению к Савельичу, который отказывается выдать деньги, чтобы оплатить карточный долг.Впоследствии Петр раскаивается и происходит примирение.

Завязка

Письмо отца Гринева оренбургскому генералу– завязка нравственного конфликта. Все «блестящие надежды» Петруши «рушатся», ибо отец его пишет письмо не князю Б., а старинному своему товарищу. Это и есть начало всех событий, произошедших с Петрушей.Текст письма появляется на страницах романа позже и рушит все надежды Гринева. Этим постоянным приоритетом воли отца над мечтами сына Пушкин поднимает еще один вечный вопрос русской литературы — проблему «отцов» и «детей», «мудрости и неопытности».

Письмо генерала капитану Миронову– завязка исторического конфликта.

Развитие действия

Письма отца Гринева сыну Петруше и Савельичу раскрывают поступки героев в бытовой обстановке, влияют на развитие любовного и психологического конфликтов, изменяют привычный ход событий, поворачивают сюжет (открывается невозможность Маши и Гринева быть вместе; раскрываются характеры отца Петра Андреевича, Маши, Петра и Швабрина).

Ответное письмо Савельича. Крепостной Гриневых пытается вернуть все на прежнее место. «Грамота» его имеет кольцевую композицию (повествование начинается и заканчивается пересказом письма Андрея Гавриловича), что может символизировать попытку его помирить отца с сыном и «восстановить» ход событий жизни. Но она неумолима, поэтому приходит еще одно, секретное, письмо, меняющее уже не только судьбу Гринева, но и судьбу всех обитателей Белогорской крепости.

Кульминация

Письмо Маши является кульминацией как личного, так и психологического конфликтов.

Неожиданный поворот событий. И вот… в «самую минуту», когда будущая жизнь только стала радужно представляться Петруше, «неожиданная гроза поразила» его… Новым ударом становится секретная бумага, пришедшая Зурину, об аресте Петра.

Можно сказать, что письма в контексте романа и есть сама жизнь, непредсказуемая и изменчивая. Так внезапно меняется и уклад жизни в именье Гриневых после получения письма от князя Б., извещающего об аресте Петра Андреевича.Кажется, что дело непоправимо, ведь благородство Гринева не позволяет ему вмешивать Машу.

Развязка

Письмо Маши императрице.Девушка сама пишет прошение Екатерине и отправляется в Петербург, чтобы лично вручить его ей. И совершенно случайно встретясь с царицей, передает ей письмо, что исправляет всё положение.

Пролог

Письмо Екатерины II отцу Гринева.Оно упоминается в приписке издателя. Причем в нем поднимается одна из главных проблем всего произведения — согласие ума и сердца: «В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова». 

Итак, можно уверенно сказать, что письма в тексте произведения не только раскрывают индивидуальные характеры их авторов и придают всему тексту повествования историческое звучание, но ещё и влияют на композиционное построение художественного текста, являясь иногда поводом для неожиданного поворота в сюжете.

Тексты писем в хронологическом порядке. (Приложение1)

Третья группа

Данная классификация рассматривает письма с точки зрения их присутствия в тексте. Послания, о которых только упоминается в романе, но не приводится их текст, очень важны для повествования. Прежде всего, они влияют на ход событий, вносят ощущение непредсказуемости и неизбежности происходящего. Этим достигается особая атмосфера «живой жизни». Как герои реагируют на эти письма? Это своего рода очередной экзамен на преодоление трудностей. Поэтому они также способствуют раскрытию личности героя.

Анализ некоторых невербальных писем рассмотрен в следующей части. Всего мы выделили 8 таких писем. (Приложение 2) В приложении их семь. Но есть среди них письмо-загадка, письмо-донос… Кто-то же написал отцу Петруши о дуэли? Внимательный читатель в очередной раз убеждается в подлости Швабрина.

3.2. Письмо как средство характеристики персонажа

Продолжая рассматривать исторический роман А.С. Пушкина, отметим, что для автора было важно воссоздать эпоху в переломные моменты «русского бунта» и показать простую человеческую жизнь. Не случайно произведение называется «Капитанская дочка». Значит личная жизнь человека в своем времени, его интимные, духовные, общественные стремления очень важны.

Мы уже отмечали ранее наличие в романе нескольких конфликтов. Письма придают повествованию особое ощущение «проживания» событий. Нравственные уроки читатель извлекает, прежде всего, знакомясь с жизнью героев произведения. И мысли и чувства, выраженные в письмах, становятся своеобразной проверкой для них: становится ясно, кто есть кто.

Наиболее показательна в этом отношенииглава V «Любовь». В ней мы находим три письма: письма Андрея Петровича Гринева сыну и слуге, ответ Савельича своему барину и, что самое интересное, узнаем реакцию Маши на письмо отца её возлюбленного.

Анализ письма Андрея Петровича Гринева сыну

«Наконец однажды утром Савельич вошел ко мне, держа в руках письмо. Я схватил его с трепетом. Адрес был написан рукою батюшки. Это приуготовило меня к чему-то важному, ибо обыкновенно письма писала ко мне матушка, а он в конце приписывал несколько строк. Долго не распечатывал я пакета и перечитывал торжественную надпись: «Сыну моему Петру Андреевичу Гриневу, в Оренбургскую губернию, в Белогорскую крепость». Я старался по почерку угадать расположение духа, в котором писано было письмо; наконец решился его распечатать и с первых строк увидел, что все дело пошло к черту. Содержание письма было следующее:

«Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря на твой офицерской чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоем поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость.

Отец твой А. Г.»

Показательна в данном отрывке реакция на еще не прочитанное письмо отца: трепет, волнение, даже страх, понимание важности происходящего (пишет сам отец!).Чувства настолько обострены, что даже по почерку Петр пытается угадать настроение отца.

Каким предстает отец рассказчика? Перед нами суровый человек с волевым характером, строгий глава семейства, требовательный к себе и своему сыну. Скупое и твердое обращение сразу настраивает на непреклонность решений. И уже с первых строк мы чувствуем гнев, а упоминание о Маше выдержано в холодном, официальном тоне. Это сильнее всего ранит Петра. Холодная почтительность исчезает, когда Андрей Петрович начинает отчитывать своего сына за дуэль. (Помним, что в то время они были запрещены) В тексте письма появляются разговорные обороты«собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку».Чем же продиктовано столь суровое отношение к сыну? Андрей Петрович Гринев – человек долга, человек чести и мужества, главное для него – это нести верную службу своему Отечеству. И он испытывает искреннее негодование и стыд… Но в конце письма раскрываются черты нежного, заботливого человека, переживающего за свою супругу. А последние строчки звучат несколько примирительно, выдают боль и отчаяние страдающего отца. Также мы можем составить представление о характере взаимоотношений отца и сына: непреклонность родительской воли и сыновняя покорность. Детей в дворянских семьях воспитывали в духе почитания старших.

Письмо Савельичу и ответ на него

В письме Савельичу звучат не только барские нотки, угрозы в адрес слуги, в нем мы также видим заботливого отца, пекущегося о здоровье своего чада.

Но это письмо является ещё и печальным документом эпохи правления Екатерины II. Оно даёт яркое представление о крепостном праве, нечеловеческом обращении к подневольным людям.

Ответ Архипа Савельева поражает читателя своей искренностью, непосредственностью и преданностью. Весь он в письме, каков есть! Малограмотный, покорный, заботливый, почтительно обращается к барину, называя его гневное письмо «милостивым посланием», он по-своему защищает свое человеческое достоинство, смея возражать барину«я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос».Заботойобо всех членах семьи дышит каждая строчка. И в какой-то степени ответ Савельича послужил примирением отца и сына: Петром можно гордиться! «Теперь Петр Андреич, слава богу, здоров, и про него, кроме хорошего, нечего и писать. Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын».Отечески мудро отзывается он о проступке Петруши «А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается».

Но финал письма опять свидетельствует о крепостном гнете и бесправии простого народа.«А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.

Верный холоп ваш

Архип Савельев»

Маша Миронова

«… Прочитав, она возвратила мне письмо дрожащею рукою и сказала дрожащим голосом: «Видно, мне не судьба... Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич; будьте хоть вы счастливы...» — «Этому не бывать! — вскричал я, схватив ее за руку, — ты меня любишь; я готов на все. Пойдем, кинемся в ноги к твоим родителям; они люди простые, не жестокосердые гордецы... Они нас благословят; мы обвенчаемся... а там, со временем, я уверен, мы умолим отца моего; матушка будет за нас; он меня простит...» — «Нет, Петр Андреич, — отвечала Маша, — я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле божией. Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую — бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих...» Тут она заплакала и ушла от меня».

В Маше Мироновой Пушкин сумел передать лучшие женские черты: скромность, набожность, верность, благородство, жертвенность, почитание старших, искренность.

Безмерная любовь чувствуется в словах Маши, она не ропщет на судьбу, отказывается быть с Петром без родительского благословения, потому что не хочет быть причиной раздора в семье своего возлюбленного, понимает, как важны родители для каждого человека. Для неё счастье любимого важнее собственного благополучия. Ни ревность, ни зависть испытывает она к потенциальной спутнице Петра, она желает им счастья и готова молиться за их благополучие… Это ли не самоотверженный поступок?

Письмо самой Маши в главе X «Осада города» полностью раскрывает её как личность.«А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович».Трогательной беззащитностью и решимостью пропитано всё письмо.

Но оно также позволяет увидеть истинное лицо и Швабрина, который готов любимую девушку кинуть на потеху людям Пугачева«Он обходится со мною очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезет меня в лагерь к злодею, и с вами-де то же будет, что с Лизаветой Харловой». У низкого человека и любовь низкая.

Гринев же рискуя жизнью и репутацией, отправляется на спасение своей возлюбленной.Ослушаться приказа начальства, самовольно покинуть гарнизон и отправиться в стан противника по законам военного времени выглядело как предательство. Но мы знаем Петра Гринева как честного и благородного офицера. Он понимает, что сейчас он – единственный, кто может защитить Машу. Таким образом, письмо Маши помогает глубже понять и характеры героев-антиподов.

Текст письма, адресованного императрице, также не приводится в романе. Но уже одно то, что эта робкая и чувствительная девушка, пережив трагическую смерть родителей и жестокое обращение со стороны Швабрина, смогла одна (Савельич мог оказать помощь только в бытовом плане) поехать в Петербург к самой императрице, чтобы спасти своего жениха от наказания, характеризует её как сильную личность, способную в критической ситуации на решительный поступок. Образ Маши раскрывается во всей полноте.

Письмо от лица Маши Мироновой, сочиненное автором исследовательской работы. (Приложение 3)

Официальные письма

Правительственное письмо Зурину

«В день, назначенный для выезда, в самую ту минуту, когда готовился я пуститься в дорогу, Зурин вошел ко мне в избу, держа в руках бумагу, с видом чрезвычайно озабоченным. Что-то кольнуло меня в сердце. Я испугался, сам не зная чего. Он выслал моего денщика и объявил, что имеет до меня дело. «Что такое?» – спросил я с беспокойством. «Маленькая неприятность, – отвечал он, подавая мне бумагу. – Прочитай, что сейчас я получил». Я стал ее читать: это был секретный приказ ко всем отдельным начальникам арестовать меня, где бы ни попался, и немедленно отправить под караулом в Казань в Следственную комиссию, учрежденную по делу Пугачева. Бумага чуть не выпала из моих рук. «Делать нечего! – сказал Зурин. – Долг мой повиноваться приказу. Вероятно, слух о твоих дружеских путешествиях с Пугачевым как-нибудь да дошел до правительства. Надеюсь, что дело не будет иметь никаких последствий и что ты оправдаешься перед комиссией. Не унывай и отправляйся». Совесть моя была чиста; я суда не боялся; но мысль отсрочить минуту сладкого свидания, может быть, на несколько еще месяцев – устрашала меня».

Данное секретное предписание ещё одно серьезное испытание в судьбе Гринева. Его реакция на письмо говорит о благородстве натуры, честности, преданности, искренности и горячей любви к Маше.

Итак, литературные письма не только помогают развитию сюжета, но и раскрывают характеры персонажей, их мысли и чувства. В письмах речь героя индивидуализирована, поскольку каждый из них принадлежит определенному сословию (дворянин как частное лицо и при исполнении своих служебных обязанностей, уездная барышня, слуга), имеет определенный возраст. Это создает живую картину их образов, помогает лучше понять действия и поступки людей.

3.3. Функции письма в художественном произведении

Мы убедились, что письма в литературном произведении, являясь частью композиции и обладая формальной завершенностью, представляют собой законченное смысловое целое и выполняют следующие задачи:

  • письма помогают раскрыть характер героя, являясь одним из средств создания психологического портрета персонажа;

  • в письмах выявляются истинные отношения героев друг к другу;

  • письма позволяют читателю приблизиться к герою; создается ощущение причастности к происходящему;

  • в письмах отражается жизнь отдельного человека, поколения, эпохи;

  • письма помогают раскрыть конфликт произведения;

  • письма «оживляют» сюжет, делают его более занимательным;

  • письма служат выражением авторской позиции.

Перефразируя Л.Н. Толстого, можно сказать, что письмо – это зеркало души человека. Письма погружают читателя в особую доверительную атмосферу, проживание событий происходит более эмоционально. Всё это позволяет автору избежать назидательности и придаёт повествованию достоверность.


Глава 4. Методические приемы работы с письмами на уроках литературы

Многие писатели используют в своих произведениях такой композиционный прием как письмо. Нами была предпринята попытка создать небольшую копилку методических приемов работы с текстами писем на уроках литературы.

Первое задание

Перед Вами письма героев и их портреты. Соотнесите иллюстрацию с портретом героя и письмо. Прокомментируйте свой выбор и сделайте вывод. Обратите внимание на

  • речь персонажа, возраст;

  • черты характера, внутренний мир, интересы;

  • социальный статус и культурный уровень;

  • принадлежность героя той или иной эпохе (приметы времени)

Это задание можно выполнять дифференцированно: слабые ученики – как тест на соотнесение иллюстрации и текста, сильные – обосновывают свой выбор. (Приложение 4)

Второе задание. Напишите письмо от лица литературного героя.(Приложение 3)

Третье задание

Перед Вами два письма из романа Пушкина «Капитанская дочка». Опираясь на текст писем, составьте небольшую историческую справку об эпохе правления императрицы ЕкатериныII.

«Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

«Государь Андрей Петрович, отец наш милостивый!

Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний; а я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос. Я ж про рану Петра Андреича ничего к вам не писал, чтоб не испужать понапрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна и так с испугу слегла, и за ее здоровие бога буду молить. А Петр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь под самую косточку, в глубину на полтора вершка, и лежал он в доме у коменданта, куда принесли мы его с берега, и лечил его здешний цирюльник Степан Парамонов; и теперь Петр Андреич, слава богу, здоров, и про него, кроме хорошего, нечего и писать. Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается. А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.

Верный холоп ваш

Архип Савельев».



Четвертое задание

Каким элементам композиции соответствуют данные письма?

Элементы композиции

Письма

Экспозиция

1. «Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь. Молю бога, чтоб это письмо как-нибудь до вас дошло! Максимыч обещал вам его доставить. Палаша слышала также от Максимыча, что вас он часто издали видит на вылазках и что вы совсем себя не бережете и не думаете о тех, которые за вас со слезами бога молят. Я долго была больна; а когда выздоровела, Алексей Иванович, который командует у нас на месте покойного батюшки, принудил отца Герасима выдать меня ему, застращав Пугачевым. Я живу в нашем доме под караулом. Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж. Он говорит, что спас мне жизнь, потому что прикрыл обман Акулины Памфиловны, которая сказала злодеям, будто бы я ее племянница. А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович. Он обходится со мною очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезет меня в лагерь к злодею, и с вами-де то же будет, что с Лизаветой Харловой. Я просила Алексея Ивановича дать мне подумать. Он согласился ждать еще три дня; а коли через три дня за него не выду, так уж никакой пощады не будет. Батюшка Петр Андреич! вы один у меня покровитель; заступитесь за меня, бедную. Упросите генерала и всех командиров прислать к нам поскорее сикурсу да приезжайте сами, если можете. Остаюсь вам покорная бедная сирота

Марья Миронова».

Завязка

2. «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

Развитие действия

3. «Любезный Петр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах.

Готовый ко услугам

Иван Зурин».

Кульминация

4. В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова.

Развязка

5. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя.

«Прощайте, не говорите никому о нашей встрече. Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо»

Эпилог

6. «Милостивый государь Андрей Карлович, надеюсь, что ваше превосходительство не забыло и... когда... покойным фельдмаршалом Мин... походе... также и... Каролинку. Теперь о деле... к вам моего повесу… держать в ежовых рукавицах.. При сем... его паспорт…отписать в Семеновский полк»...

Пятое задание

Перед Вами текст письма из романа Пушкина «Капитанская дочка». Определите, кто и кому пишет. Попробуйте восстановить текст, соблюдая стилистику 18 века.

«Милостивый государь Андрей Карлович, надеюсь, что ваше превосходительство не забыло и... когда... покойным фельдмаршалом Мин... походе... также и... Каролинку. Теперь о деле... к вам моего повесу… держать в ежовых рукавицах.. При сем... его паспорт…отписать в Семеновский полк»...


Глава 5. Заключение

На первом уроке по изучению романа Пушкина в беседе о читательском восприятии текста, помимо вопросов содержательного плана учителем были предложены вопросы, касающиеся писем литературных героев. В разговоре они присутствовали неявно.

  1. Заметили ли Вы, что в романе «Капитанская дочка» есть письма?

Примерные ответы одноклассников были такими:

  • заметили, что их много;

  • писем несколько, пять-шесть;

  • не обратили внимание.

Многие ученики отмечали, что писем несколько.


  1. Считаете ли Вы, что письма помогают понять героя?

Утвердительный ответ дали чуть меньше половины ребят.


  1. Какую роль в художественном произведении играют письма героев?

Большинство ответили: для занимательности сюжета.


После изучения этого произведения мы провели социологический опрос, в котором приняло участие 30 человек 8и и 8в классов. Были предложены следующие вопросы:

  1. Считаете ли Вы, что письмо Андрея Петровича Гринева своему сыну Петруше помогает понять характер их взаимоотношений:

Да – 12 (40%)

Нет – 2 (7%)

Скорее, да – 9 (30%)

Скорее, нет – 3 (10%)

Не знаю – 4 (13%)


  1. Будете ли Вы в дальнейшем, читая художественные произведения, обращать внимание на литературные письма?

Да – 14 (47%)

Нет – 1 (35)

Скорее, да – 10 (33%)

Скорее, нет – 2 (7%)

Не знаю 3 (10%)


  1. Появилось ли у Вас желание внимательнее относиться к своей письменной речи как в повседневной, так и в школьной жизни?

Да – 6 (20%)

Нет – 2 (7%)

Скорее, да – 13 (43%)

Скорее, нет – 4 (13%)

Не знаю – 5 (17%)


Социологический опрос показал, что учащиеся по-новому посмотрели на роль писем в литературе и культуру своей письменной речи.(Приложение 5)


Итак, рассмотрев письма в романе Пушкина, мы убедились, что они позволяют лучше узнать героя: его личностные качества и жизненные принципы, принадлежность к определенной социальной группе, воспитанность и культурное развитие. Письмо позволяет человеку самораскрыться, обнажает черты характера, невидимые в повседневной жизни.Таким образом, наша гипотеза доказана.



Глава 6. Список литературы
  1. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка. https://ilibrary.ru/text/107/p.1/index.html

  2. Жанр письма в русской литературе. Вестник Курганского университета. 2020. № 1 (55). С. 22-29

  3. Эпистолярный жанр в русской литературе. https://apni.ru/article/287-epistolyarnij-zhanr-v-russkoj-literature

  4. Композиционная функция письма в художественных произведениях. Е. М. Соловьева, Л. В. Юный ученый. 2021. № 10.

  5. Художественная роль писем героев в произведениях А.С. Пушкина. https://www.referat911.ru/Literatura/hudozhestvennaya-rol-pisem-geroev-v/238443-2484400-place2.html

  6. Анализ романа "Капитанская дочка" Пушкина: анализ героев и сюжета
    https://www.literaturus.ru/2016/09/analiz-romana-kapitanskaja-dochka-pushkina.html

  7. Композиция романа "Капитанская дочка" А. С. Пушкина
    https://www.literaturus.ru/2016/09/kompozicija-roman-kapitanskaja-dochka-pushkin.html





Глава 7. Приложения Приложение 1

Зурин пишет Петру Гринёву

«Любезный Петр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах.

Готовый ко услугам

Иван Зурин».


Андрей Петрович пишет Андрею Карловичу

«Милостивый государь Андрей Карлович, надеюсь, что ваше превосходительство не забыло и… когда… покойным фельдмаршалом Мин… походе… также и… Каролинку. Теперь о деле… К вам моего повесу держать в ежовых рукавицах и не давать ему воли. При сем… его паспорт отписать в Семеновский. Позволишь без чинов обнять себя и… старым товарищем и другом»


Андрей Петрович пишет Петру Гринёву

«Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоем поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость.

Отец твой А. Г.»


Андрей Петрович пишет Савельичу

«Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».


Савельич пишет Андрею Петровичу

«Государь Андрей Петрович,

отец наш милостивый!

Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний, – а я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос. Я ж про рану Петра Андреича ничего к вам не писал, чтоб не испужать понапрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна и так с испугу слегла, и за ее здоровье бога буду молить. А Петр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь под самую косточку, в глубину на полтора вершка, и лежал он в доме у коменданта, куда принесли мы его с берега, и лечил его здешний цирюльник Степан Парамонов; и теперь Петр Андреич, слава богу, здоров, и про него кроме хорошего нечего и писать. Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается. А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.

Верный холоп ваш

Архип Савельев».


Генерал пишет коменданту

«Господину коменданту Белогорской крепости

капитану Миронову.

По секрету.

Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства. Того ради, с получением сего, имеете вы, господин капитан, немедленно принять надлежащие меры к отражению помянутого злодея и самозванца, а буде можно и к совершенному уничтожению оного, если он обратится на крепость, вверенную вашему попечению».


Савельич пишет Пугачёву

«Два халата, миткалевый и шелковый полосатый, на шесть

Мундир из тонкого зеленого сукна на семь рублей.

Штаны белые суконные на пять рублей.

Двенадцать рубах полотняных голландских с манжетами на десять рублей.

Погребец с чайною посудою на два рубля с полтиною…

Одеяло ситцевое, другое тафтяное на хлопчатой бумаге – четыре рубля.

Шуба лисья, крытая алым ратином, 40 рублей.

Еще заячий тулупчик, пожалованный твоей милости на постоялом дворе, 15 рублей»


Марья Миронова пишет Петру Гринёву

«Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь. Молю бога, чтоб это письмо как-нибудь до вас дошло! Максимыч обещал вам его доставить. Палаша слышала также от Максимыча, что вас он часто издали видит на вылазках и что вы совсем себя не бережете и не думаете о тех, которые за вас со слезами бога молят. Я долго была больна; а когда выздоровела, Алексей Иванович, который командует у нас на месте покойного батюшки, принудил отца Герасима выдать меня ему, застращав Пугачевым. Я живу в нашем доме под караулом. Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж. Он говорит, что спас мне жизнь, потому что прикрыл обман Акулины Памфиловны, которая сказала злодеям, будто бы я ее племянница. А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович. Он обходится со мною очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезет меня в лагерь к злодею, и с вами-де то же будет, что с Лизаветой Харловой. Я просила Алексея Ивановича дать мне подумать. Он согласился ждать еще три дня; а коли через три дня за него не выду, так уж никакой пощады не будет. Батюшка Петр Андреич! вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную. Упросите генерала и всех командиров прислать к нам поскорее сикурсу да приезжайте сами, если можете. Остаюсь вам покорная бедная сирота

Марья Миронова».


Генерал пишет оренбургскому генералу

«На запрос вашего превосходительства касательно прапорщика Гринева, якобы замешанного в нынешнем смятении и вошедшего в сношения с злодеем, службою недозволенные и долгу присяги противные, объяснить имею честь: оный прапорщик Гринев находился на службе в Оренбурге от начала октября прошлого 1773 года до 24 февраля нынешнего года, в которое число он из города отлучился и с той поры уже в команду мою не являлся. А слышно от перебежчиков, что он был у Пугачева в слободе и с ним вместе ездил в Белогорскую крепость, в коей прежде находился он на службе; что касается до его поведения, то я могу…» Тут он прервал свое чтение и сказал мне сурово: «Что ты теперь скажешь себе в оправдание?»

Приложение 2

Пётр Андреевич пишет своему отцу

Я задумался. В нежности матушкиной я не сумневался; но, зная нрав и образ мыслей отца, я чувствовал, что любовь моя не слишком его тронет и что он будет на нее смотреть как на блажь молодого человека. Я чистосердечно признался в том Марье Ивановне и решился, однако, писать к батюшке как можно красноречивее, прося родительского благословения. Я показал письмо Марье Ивановне, которая нашла его столь убедительным и трогательным, что не сомневалась в успехе его и предалась чувствам нежного своего сердца со всею доверчивостию молодости и любви.


Пугачёв пишет коменданту

Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор подскакали под самую крепость. Мы в них узнали своих изменников. Один из них держал под шапкою лист бумаги; у другого на копье воткнута была голова Юлая, которую, стряхнув, перекинул он к нам чрез частокол. Голова бедного калмыка упала к ногам коменданта.

Комендант подозвал капрала и велел ему взять лист из рук убитого казака. Капрал вышел в поле и возвратился, ведя под уздцы лошадь убитого. Он вручил коменданту письмо. Иван Кузмич прочел его про себя и разорвал потом в клочки.


Пётр Андреевич пишет родителям

На другой день утром пришел я к Марье Ивановне. Я сообщил ей свои предположения. Она признала их благоразумие и тотчас со мною согласилась. Отряд Зурина должен был выступить из города в тот же день. Нечего было медлить. Я тут же расстался с Марьей Ивановной, поручив ее Савельичу и дав ей письмо к моим родителям. Марья Ивановна заплакала. 


Письмо Зурину от правительства

В день, назначенный для выезда, в самую ту минуту, когда готовился я пуститься в дорогу, Зурин вошел ко мне в избу, держа в руках бумагу, с видом чрезвычайно озабоченным. Что-то кольнуло меня в сердце. Я испугался, сам не зная чего. Он выслал моего денщика и объявил, что имеет до меня дело. «Что такое?» – спросил я с беспокойством. «Маленькая неприятность, – отвечал он, подавая мне бумагу. – Прочитай, что сейчас я получил». Я стал ее читать: это был секретный приказ ко всем отдельным начальникам арестовать меня, где бы ни попался, и немедленно отправить под караулом в Казань в Следственную комиссию, учрежденную по делу Пугачева. Бумага чуть не выпала из моих рук. «Делать нечего! – сказал Зурин. – Долг мой повиноваться приказу. Вероятно, слух о твоих дружеских путешествиях с Пугачевым как-нибудь да дошел до правительства. Надеюсь, что дело не будет иметь никаких последствий и что ты оправдаешься перед комиссией. Не унывай и отправляйся». Совесть моя была чиста; я суда не боялся; но мысль отсрочить минуту сладкого свидания, может быть, на несколько еще месяцев – устрашала меня.


Князь Б. пишет Андрею Петровичу

Прошло несколько недель… Вдруг батюшка получает из Петербурга письмо от нашего родственника князя Б**. Князь писал ему обо мне. После обыкновенного приступа, он объявлял ему, что подозрения насчет участия моего в замыслах бунтовщиков, к несчастию, оказались слишком основательными, что примерная казнь должна была бы меня постигнуть, но что государыня, из уважения к заслугам и преклонным летам отца, решилась помиловать преступного сына и, избавляя его от позорной казни, повелела только сослать в отдаленный край Сибири на вечное поселение.


Марья Миронова пишет императрице Екатерине II

Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила. Все в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя.

Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным, но вдруг лицо ее переменилось, – и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми ее движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному.


Екатерине II пишет Петру Андреевичу Гриневу

В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова.



Приложение 3



Письмо Маши Мироновой императрице

Всепресветлейшая Великая Государыня,  Императрица Екатерина Алексеевна!

Пишет Вам Мария Ивановна Миронова, дочь бывшего коменданта Белогорской крепости Ивана Кузьмича Миронова, что пострадал за свою верность перед Отечеством.

Не о справедливости молю, а о всевышней милости Вашей, на одну Вас уповаю! Не за себя прошу, а за моего жениха, осуждённого Петра Андреевича Гринёва. Не откажите в любезности, помилуйте, освободите, учинившего дерзость из самых непростительных, единственного родного мне человека.

Петр Андреевич, молодой дворянин, сын помещика Андрея Петровича Гринева, пожалел меня, сироту, полюбил бесприданницу. Но страшные события разлучили нас! Пришлось ему, взяв шпагу, встать на защиту Вашу, матушка-государыня, своею жизнью рисковал, чтобы спасти от самозванца. А я оказалась во власти офицера Швабрина, который перешёл на сторону неверного супостата. Гринев же Петр Андреевич отказался присягнуть самозванцу, служил Вам верой и правдой.

Признаюсь Вам, Всемилостливейшая Императрица, что хотя и клялся Швабрин в любви своей, но эта любовь – одни неправедные слова, опорочил он моё доброе имя, грозился выдать злодею Пугачеву, коли не выйду замуж за него.

Единственный заступник мой, Пётр Андреевич, не потерпел такой жестокости и ради меня одной оказался в лагере самозванца. Не по своей воли нарушил он приказ, отправляясь в мятежную слободу. Офицер Гринёв – человек благороднейший – не посмел назвать меня на дознании, дабы не опорочить имя моё.

За сим кланяюсь и уповаю на Вашу милость

Мария Миронова





Приложение 4

А

1.Сергей! Ты понимаешь, что если я пишу тебе, значит, не могу не писать. Мне сейчас очень худо, Сережа. Хуже, чем было в тот мартовский день… Еще тяжелее. Со мной случилась беда. И ты единственный человек, которому я хочу рассказать о ней, с которым хочу (и могу!) посоветоваться: ближе тебя у меня никогда никого не было и не будет. Это я знаю. Я не прошу защищать, меня: не от кого. Никто тут не виноват: все произошло так, как и должно было произойти.
Все нормально. Все справедливо! Но бывает ведь, знаешь: все справедливо, все правильно, а тебе от этого ничуть не легче. Я возвращаюсь с работы часов около шести. Если ты зайдешь в любой вечер, я буду очень благодарна. А если не зайдешь, не обижусь. В конце концов, ты не обязан. И вправе просто не захотеть, как уже было однажды… Это нормально, это можно понять. Но если зайдешь, я буду тебе благодарна. Привет жене. Надеюсь, у вас все хорошо.

Б

2.«Ненаглядная моя. Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то, что ходить, а даже сидеть и лежать, – смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, – да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».


В

3.За это время произошло главное: я получил ответ на вопрос, который мучил меня в школьные годы. Дома, на уроках и переменах я думал: „Кого же она все-таки любит — Лешку Филиппова или меня?!“ Теперь я уже давно знаю, что ты любишь меня. А с Лешкой разговаривала на переменках просто для того, чтобы я немного поволновался.

И еще потому, что вы оба занимались в литературном кружке. Это было единственное, что вас объединяло в ту далекую пору. Теперь уж я точно знаю…

Все эти тридцать лет я был ужасно счастлив из-за того, что ты любила меня, а не Лешку Филиппова! Хотя он хороший парень. (Теперь-то уж хороший пожилой человек!)

Я сочувствовал ему все эти тридцать лет. Но что поделаешь, Валечка?! Раз ты любишь меня… Тут уж ничего не поделаешь!

Г

4.«О, простите, простите меня! На коленях умоляю вас, простите меня! Я обманула и вас и себя. Эта был сон, призрак... Я изныла за вас сегодня; простите, простите меня!.. Не обвиняйте меня, потому что я ни в чем не изменилась пред вами; я сказала, что буду любить вас, я и теперь вас люблю, больше, чем люблю. О боже! если б я могла любить вас обоих разом! О, если б вы были он! Бог видит, что бы я теперь для вас сделала! Я знаю, что вам тяжело и грустно. Я оскорбила вас, но вы знаете — коли любишь, долго ли помнишь обиду. А вы меня любите! Благодарю! да! благодарю вас за эту любовь. Потому что в памяти моей она напечатлелась, как сладкий сон, который долго помнишь после пробуждения; потому что я вечно буду помнить тот миг, когда вы так братски открыли мне свое сердце и так великодушно приняли в дар мое, убитое, чтоб его беречь, лелеять, вылечить его...»

Д

5.«Государь Андрей Петрович,

отец наш милостивый!

Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний, – а я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос. Я ж про рану Петра Андреича ничего к вам не писал, чтоб не испужать понапрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна и так с испугу слегла, и за ее здоровье бога буду молить. А Петр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь под самую косточку, в глубину на полтора вершка, и лежал он в доме у коменданта, куда принесли мы его с берега, и лечил его здешний цирюльник Степан Парамонов; и теперь Петр Андреич, слава богу, здоров, и про него кроме хорошего нечего и писать. Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается. А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.


Приложение 5



Результаты социологического опроса

  1. Считаете ли Вы, что письмо Андрея Петровича Гринева своему сыну Петруше помогает понять характер их взаимоотношений:

  1. Будете ли Вы в дальнейшем, читая художественные произведения, обращать внимание на литературные письма?





  1. Появилось ли у Вас желание внимательнее относиться к своей письменной речи как в повседневной, так и в школьной жизни?

22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!